Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Экспериментальное изучение особенностей межличностных отношений детей с задержкой психического развития

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведение теста. Перед ребенком выкладывалось в ряд четыре маски. Каждую из масок по очереди давали ребенку и задавали вопросы: А кто из ребят на тебя чаще всего смотрит вот так? (опять показывали по очереди каждую из масок). Как ты думаешь, какое лицо чаще всего бывает у тебя, когда ты смотришь на ребят своего класса? Обнаружить внутригрупповые сплоченные образования во главе с неформальными… Читать ещё >

Экспериментальное изучение особенностей межличностных отношений детей с задержкой психического развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Организация исследования межличностных отношений младших школьников

Исследование межличностных отношений проводились на базе Порошинской средней общеобразовательной школы п/о Порошино Камышловского района Свердловской области и Филатовской специальной (коррекционной) школы — интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья села Филатовское Сухоложского района Свердловской области.

В эксперименте участвовали 20 учеников 3-го класса Порошинской средней школы и 12 учащихся с задержкой психического развития (7 мальчиков и 5 девочек) 3-го класса Филатовской специальной (коррекционной) школы — интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья. Возраст и сроки обучения детей обеих групп совпадали. Все ученики специально-коррекционной школы имели поставленный медико-педагогическими комиссиями диагноз задержки психического развития. Исследование проводилось с каждым ребенком индивидуально в форме беседы по картинкам и по вопросам.

Контрольная группа:

Алёша А. 2005 г. р.

Алёша Н. 2005 г. р.

Алина 2005 г. р.

Аня 2005 г. р.

Валя 2006 г. р.

Вероника 2006 г. р.

Вика 2005 г. р.

Виталик 2005 г. р.

Вова 2005 г. р.

Костя 2006 г. р.

Лена 2006 г. р.

Максим И. 2005 г. р.

Максим К. 2005 г. р.

Настя 2005 г. р.

Наташа 2005 г. р.

Никита 2005 г. р.

Саша 2005 г. р.

Стёпа 2006 г. р.

Федя 2005 г. р.

Юля 2005 г. р.

Экспериментальная группа (7 мальчиков и 5 девочек):

Алёша 2005 г. р.

Владик 1999 г. р.

Даша А. 2005 г. р.

Даша М. 2005 г. р.

Егор 2005 г. р.

Кристина 2000 г. р.

Никита 2005 г. р.

Света 2006 г. р.

Серёжа 2005 г. р.

Слава 2005 г. р.

Юля 2005 г. р.

Ярослав 2006 г. р.

Для изучения межличностных отношений младших школьников была использована одна из модификаций метода «Социометрия», которая называется «Маски» (приложение 1). Эта методика удобна для изучения детей с ЗПР, т.к. при анализе экспериментальных данных снимает трудности, обусловленные своеобразием словарного запаса изучаемых учащихся.

Этот тест можно применять при исследовании детей 5—летнего возраста и старше.

Стимульный материал. Набор из четырех масок, нарисованных на бумаге, символизирующих хорошее и плохое настроение, и стремление к доминированию или подчинению.

Проведение теста. Перед ребенком выкладывалось в ряд четыре маски. Каждую из масок по очереди давали ребенку и задавали вопросы:

  • — Как ты думаешь, какое лицо чаще всего бывает у тебя, когда ты смотришь на ребят своего класса?
  • — А на кого из них ты смотришь обычно вот так? (показывали каждую из масок по очереди)?
  • — А кто из ребят на тебя чаще всего смотрит вот так? (опять показывали по очереди каждую из масок).

Принимался любой ответ, в том числе и отказ отвечать.

Ещё одна методика, которой мы пользовались для диагностики межличностных отношений — методика Дж. Морено (приложение 2), которая позволяет:

  • — определить степени сплоченности-разобщенности в группе;
  • — выявить соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии;
  • — обнаружить внутригрупповые сплоченные образования во главе с неформальными лидерами.

Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности.

Перед началом опроса — инструктаж тестируемой группы (социометрическая разминка). В ходе него группе объясняется цель исследования, подчеркивается важность его результатов для группы, показывается, как нужно выполнять задания, гарантируется сохранение тайны ответов.

Инструкция для учащихся:

«Отвечая на вопрос, укажи фамилии одноклассников, которых ты бы выбрал. Постарайтесь быть искренними в ответах. Я гарантирую тайну ваших ответов».

После этого приступаем непосредственно к опросу. Ему подвергаются все члены группы. Респонденты записывали фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою фамилию. В процессе опроса опрашиваемые не общались между собой, в то же время, не было препятствий визуальным контактам, так как испытуемые не имели списка членов группы. Количество выборов ограничено тремя.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой