Введение.
Экологическое воспитание школьников на уроках физической географии
В связи с глобальным экологическим кризисом, необходимо выяснить, какие отношения человека и природы можно считать гармоничными, как человеческая деятельность влияет на окружающую среду, и отметить, почему экологическая культура и экологическое воспитание так важны особенно сейчас. Немаловажно заметить, как уровень экологического воспитания соотносится с положением дел в мире, в каких… Читать ещё >
Введение. Экологическое воспитание школьников на уроках физической географии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В связи с глобальным экологическим кризисом, необходимо выяснить, какие отношения человека и природы можно считать гармоничными, как человеческая деятельность влияет на окружающую среду, и отметить, почему экологическая культура и экологическое воспитание так важны особенно сейчас. Немаловажно заметить, как уровень экологического воспитания соотносится с положением дел в мире, в каких корреляционных отношениях он состоит с глобальным экологическим кризисом. Вследствие этого, следует показать, что уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в мире, находится в прямой зависимости от экологического воспитания.
От уровня экологического образования, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете, или его ждёт вымирание или деградация с последующей мутацией. Именно такую дисциплину как «экологическое образование» сегодня возложена миссия спасения человечества, выработки механизмов противодействия вымиранию и гибели. Поэтому необходимо внимательнейшим образом подойти к проблеме экологического кризиса, и противодействовать ему посредством образования и путём пересмотра, как достижений цивилизации, так и всего законодательства.
Экологическая ответственность на прямую связана с экологическим воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. Соблюдение моральных требований, связанных с отношением к природе, предполагает развитую убежденность, а не страх за возможное наказание и осуждение со стороны окружающих.
«В соответствии с Программой мероприятии по реализации Концепции экологического образования и воспитания подрастающего поколения, утвержденной постановлением Кабинета Министров РК от 3 февраля 2007 года за № 137. Министерства образования культуры и здравоохранения РК и Министерства экологии и природных ресурсов РК утвердили национальную программу экологического образования, в которой приняты во внимание общие принципы экологической политики в области экологического образования, выработанные ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП и другие, определены собственные специфические периоды роста и развития системы экологического образования и воспитания. Среди многочисленных проблем особое место занимают углубление и расширение комплексных экологических знаний учащихся средних школ.
Экологическое воспитание выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии — это важнейший компонент географической культуры, развиваемый у школьников.
Сложившаяся в настоящее время система школьного и внешкольного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности — взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Сейчас жизнь ставит перед воспитателями и учителями задачу развития личности ребенка, школьника как непрерывный процесс. Проблема личностного развития дошкольника, школьника, как единого, целостного процесса может быть реализована, когда воспитатель и учитель будут иметь ясную картину основных линий развития экологического образования. Географическое образование и воспитание возможно лишь при условии, если содержание учебных предметов способствует экологически целостных ориентаций.
Цель воспитания заключается в формировании ответственного отношения к окружающей среде, которое должно стать важнейшим элементом в социальных отношениях членов общества. По определению психологов, одним из условий воспитания ответственного отношения является общение (с окружающей средой, друг с другом, с обществом и т. д.) Как известно, в сложившихся условиях учебной деятельности общение (учителя с учащимися, учащихся друг с другом, с природой) весьма ограниченно. Безусловно, это сказывается как на общем развитии учащихся, так и на подготовке их к будущей практической деятельности, соизмеримой с законами гармонии взаимодействия природы и общества. С целью преодоления сложившейся практики общения, усиления его влияния на формирование ответственного отношения к окружающей среде бала выбрана данная работа.
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем, не научатся, бережно относиться к природе они погубят, себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения [1, c. 19].
Мы считаем, что экологическое воспитание — самое важное в наше время. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут, бережней относится, к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.
Актуальность данной темы помогла выдвинуть гипотезу: если действующий учебник Физическая география (авторы Герасимова Т.П.Г. Ю. Грюнберг и Неклюкова Н.П.) дополнить экологическими вопросами и краеведческим материалом, то он будет решать задачу экологического воспитания.
Исходя из гипотезы, сформулировали цель дипломной работы: изучить и, дополнить материал действующего учебника экологическими понятиями и краеведческим материалом.
Для реализации данной цели поставили следующие задачи:
- · раскрыть сущность, цели, методы и формы экологического воспитания;
- · ознакомится с экологической обстановкой своего края;
- · рассмотреть нормы экологического поведения и особенности их восприятия школьниками;
- · изучить передовой опыт работы учителей в области экологического образования и воспитания учащихся;
- · разработать краеведческий материал, направленный на передачу географических знаний для подготовки учащихся в процессе экологического образования школьников.
При работе дипломной была изучена следующая литература: — классическая произведения Коменского Я. А., Ушинского К. Д., Сухомлинского В. А. — раскрывает взгляды известных педагогов на воспитание ребенка средствами природы и в гармонии с ней;
- — статьи ученых-философов Абдулаева З., Урсула А. Д. и Чумакова А. Н. (статьи рассказывают о наличие экологических проблем у нас в стране и во всем мире, а также о пути их решения);
- — статьи педагогов-практиков и ученых-практиков из журнала «Начальная школа» — Плешакова А. А., Кириллова З. А., Лола В. Л., Миронов А. В. и других (в статьях говорится об опыте экологического воспитания младших школьников), использовались многие другие статьи из журналов.
Предмет исследования: экологическое воспитание школьников на уроках физической географии.
Объект исследования: процесс экологического образования и воспитания школьников.
Структура: дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Введение
раскрывает суть исследуемой темы, актуальность работы, цель и задачи исследуемой работы.
В первой главе работы рассматривается экологическая проблема как одна из глобальных проблем современности.
Во второй главе рассматривается методы формирования экологического воспитания, и теоретические основы из истории экологического образования и воспитания. В третьей главе изучается пути экологического воспитания школьников:
- — методы и формы экологического воспитания; - экологическое воспитание школьников на уроках географии;
- — нормы экологического поведения и особенности их восприятия школьниками.
В ходе работы были сделаны выводы, которые представлены в «Выводах и предложениях», а также краеведческий материал, которым мы предлагаем дополнить действующий учебник физической географии.
Заключение
выступает в качестве итога всей проделанной работе.
Данная работа поможет учителям-практикам в решении задач экологического воспитания учащихся на уроках физической географии в школе.