Управленческий мониторинг как средство повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении
Диссертация
Дошкольное образовательное учреждение — это открытая система. Внешняя среда, в том числе и информация, оказывает влияние на его деятельность независимо от происходящих внутренних изменений. Чтобы управленческое решение было эффективным для повышения качества образовательного процесса, информационные потоки делим по источнику поступления, срочности, периодичности и тематическим блокам. Это… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Качество образовательного процесса актуальная проблема дошкольного образования
- 1. 1. Определение понятия «качество образования» в трудах педагогов
- 1. 2. Проблемы повышения качества образовательного процесса в деятельности дошкольных учреждений
- Глава 2. Управленческий мониторинг в системе дошкольного образования
- 2. 1. Процесс управления в системе дошкольного образования в диахроническом аспекте
- 2. 2. Теоретические аспекты представления педагогического мониторинга
- Глава 3. Реализация функционально-генетической модели управленческого мониторинга в процессе повышения качества образования в дошкольных учреждениях
- 3. 1. Анализ состояния реализации функций управления в образовательном процессе дошкольного учреждения
- 3. 2. Повышение качества образовательного процесса средствами управленческого мониторинга
- 3. 3. Изучение уровня качества образовательного процесса в результате экспериментального исследования
Список литературы
- Анисимов О.С. Основы методологии и управления. М., 1989.
- Антропов В.А., Бояренцев В. П., Обласова Л. З. Прикладная психология и педагогика. Екатеринбург, 1995.
- Аттестация и государственная аккредитация дошкольных образовательных учреждений / Сост. Р. Б. Стеркина. М., 1997.
- Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М., 1981.
- Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М., 1977.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. М., 1977.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., 1982.
- Базик И., Венгер Л. А. Развитие способности к наглядно-пространственному моделированию. М., 1984.
- Байкова Л.А., Гребенкова Л. К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. М., 2000.
- Ю.Безрукова B.C. Педагогика. Екатеринбург, 1996.
- Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом. М., 1996.
- Белкин А.С. Педагогика детства. Екатеринбург, 1995.
- З.Белкин А. С., Жаворонков В. Д. Педагогический мониторинг образовательного процесса. Екатеринбург, 1997.
- Беляева Л.А. Педагогическая деятельность как категория педагогики и философии. Понятийный аппарат педагогики и образования / Сб. науч. тр. Екатеринбург, 1995.
- Беляева Л.А. Системный анализ педагогической деятельности. Философские проблемы теории коммунистического воспитания. Свердловск, 1985.
- Беляева Л.А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности: Учеб. пособие к спец. курсу. Екатеринбург, 1993.
- Беспалько В. Мониторинг качества обучения средство управления образованием // Мир образования, 1996. № 2, С. 31 — 36.
- Бестужев-Л ада И. В. Экспертный сценарно прогностический мониторинг: принципы организации // Социологические исследования. 1993. № 8. С. 100−104.
- Бестужев-Лада И. В. Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути реализации целей общества. Опыт систематизации. М., 1987.
- Блонский П.П. Возрастная педология. Педагогическая энциклопедия / Под ред. А. Г. Калашникова. М., 1929.
- Богданова Т.Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М., 1994.
- Бондаренко Е.А. О психическом развитии ребенка. Минск, 1974.
- Боно Э. Рождение новой идеи. М., 1976.
- Бочкарева И.А. Управление развитием территориальных образовательных систем // Управление в образовании. Материалы Международного семинара. СПб, 1996.
- Булычева А. Решение познавательных задач: возможные формы занятий. М., 1996.
- Булычева А.И., Брофман В. В., Варенцова Н. С. Педагогическая диагностика по программе «Развитие». Рекомендации и материалы к проведению. М., 1995.
- Бунаков Н.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1953.
- Васильев Ю.В. Методические проблемы управления школьным делом // Советская педагогика, 1985, № 4. С. 68−73.
- Васильев Ю.В. Новые подходы в теории управления школой // Советская педагогика. 1989. № 8. С. 57−63.
- Васильев Ю.В. Педагогическое управление (теоретико-педагогический аспект рассмотрения) // Советская педагогика, 1982, № 11. С. 59−63.
- Васильев Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. М., 1990.
- Васильев Ю.В. Системная модель управления школой // Вопросы психологии. 1990. № 6. С. 82−88.
- Васильев Ю.В. Совершенствовать стиль и методы руководства школой // Народное образование, 1987, № 12. С. 15−19.
- Васильев Ю.В. Управление целостным учебно-воспитательным процессом (в условиях реализации школьной реформы) // Советская педагогика, 1986, № 8. С. 51−54.
- Васильев Ю.В. Школа как объект управления // Советская педагогика, 1984, № 5. С. 14−16.
- Васильев Ю.В., Орлов А. Совершенствовать систему внутришкольного управления // Народное образование. 1984. № 7. С. 73−78.
- Васильева А.И., Бахтурина Л. А., Кобитина И. И. Старший воспитатель детского сада. М., 1990.
- Венгер Л.А. Роль действий моделирования в генезисе образного мышления. -// Воспитание, обучение и психологическое развитие: Тез. докл. к V Всесоюзн. съезду психологов, Т. 1. М., 1977. С. 17−21.
- Венгер Л.А. Восприятие и обучение. М., 1969.
- Венгер Л.А., Мухина B.C. Психология. М., 1988.
- Внутришкольное управление: вопросы теории и практики / Под ред. Т. Н. Шамовой М., 1991.
- Возрастная и педагогическая психология: Тесты / Сост. Шуоре Марта. М., 1992.
- Волков Б.С., Волкова Н. В. Основные закономерности психического развития ребенка. М., 1994.
- Волков П.Б. Комплекс «детский сад школа»: Организация и управление. М., 1997.
- Вопросы теории и практики внутришкольного управления / Сб. науч. тр. М, 1984.
- Воробьев Г. Г. Управлять не руководить. М., 1991.
- Восприятие и деятельность / Под ред. А. Н. Леонтьева. М., 1976.
- Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М., 1991.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учеб. пособие для вузов. М., 1999.51 .Гершунский Б. С. Прогностика управленческих решений в образовании //
- Советская педагогика, 1988, № 1. С. 50 56.
- Гершунский Б.С. Прогностические методы в педагогике. Киев, 1974.
- Гершунский Б.С. Россия: образование и будущее. Челябинск, 1993.
- Гершунский Б.С. Управление школой будущего. Челябинск, 1993.
- Говорова Р., Дьяченко О., Цеханская Л. Игры и упражнения для развития учебных способностей у детей. М., 1988.
- Говорова Р.И. Развитие схематизированных пространственных представлений у детей дошкольного возраста. Авторефер. дис. канд. дис. М., 1975.
- Горб В.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса высших учебных заведений. Дисс.канд. пед. наук. Екатеринбург, 1997.
- Гребенкина Л.К., Анциперова Н. С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. М., 2000.
- Гурин В.Е. Педагогическое управление // Народное образование, 199,. № 8. С. 99- 100.
- Гурова Р.Г. Применение социологических методов в педагогических исследованиях // Проблемы методологии педагогики и методики исследований. М, 1971.
- Давыдов В., Талызина Н. Планирование, организация и содержание деятельности начальной школы. Сб. научн.-метод, и управл. материалов. М., 1998.С. 14−18.
- Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Методические рекомендации. М., 1997.
- Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность. М., 1992.
- Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера, В. В. Холмовской. М., 1978.
- Диагностика успешности учителя / Сост. Т. В. Морозова. М., 1997.
- Днепров С.А. Педагогический словарь самоучитель. Екатеринбург, 1996.
- Дошкольная педагогика: В 2 ч. / Под ред. В. И. Логиновой, П.Г. Саморуко-вой. М., 1988.
- Дошкольное образование в России. Сборник действующих нормативно-правовых документов и научн.-метод.материалов. М., 1996.
- Дошкольные учреждения и начальная школа. Методические материалы / Под ред. Л. А. Парамоновой, Г. К. Широковой. М., 1995.
- Дощицина З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации. Методические рекомендации для воспитателей детских садов, учителей начальных классов и руководителей школьных методических объединений. М., 1994.
- Дуброва В.П., Милашевич Е. П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. М., 1995.
- Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. М., 1996.
- Дьяченко О.М., Лаврентьева Т. В. Психическое развитие дошкольников. М., 1984.
- Жаворонков В.Д., Коротаева Е. В. Мониторинг образовательного процесса как педагогическая проблема. Екатеринбург, 1999.
- Жарова Л.В. Руководство учением: историческо-дидактический аспект. Учебное пособие. Л., 1987.
- Закон Российской Федерации об образовании. М., 1995.
- Запорожец А.В., Эльконин Д. Б. Психология детей дошкольного возраста. М., 1964.
- Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. М., 1997.
- Ильенко Л.П. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях. М., 1999.
- Ильина М.Н., Парамонова Л. Г., Головнева Н. Я. Тесты для детей. Готов ли ваш ребенок к школе? / Сб. тестов и развивающих упражнений. СПб., 1997.
- Ильина Т.А. Педагогика: курс лекций. М., 1984.
- Интенкамп К. Педагогическая диагностика. М., 1991.
- История дошкольной зарубежной педагогики. Хрестоматия. М., 1974.
- История дошкольной педагогики / Под ред. Л. Н. Литвина. М., 1989.
- Кайдановская И.А. Формирование внутреннего плана мышления у детей дошкольного возраста: Автореф. дисс.канд. психол. наук. М., 1985.
- Кальней В.А., Шишов С. Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель ученик». Методическое пособие для учителя. М., 1999.
- Караковский В.А. Воспитательная система школы. М., 1992.
- Караковский В.А. Директор, учитель, ученик. М., 1982.
- Карпова Г. А., Силина С. Н. Педагогический потенциал психолого-педагогического мониторинга в образовательном учреждении / Сб. научн. тр. Шадринск, 1997. С.23−27.
- Клементьева О.М. Модель образовательной программы интеллектуальногоразвития дошкольника: социокультурный аспект. Дис. канд. пед. наук. Саратов, 1994.
- Колтунова И.Р. Образование в период детсва как пространство образовательного лидерства. Тезаурус. Екатеринбург, 1999.
- Колтунова И.Р., Дягилева Н. В., Кралина М. В. и др. Приоритеты и новые ценности образования в период детства. Тезаурус. Екатеринбург, 1997.
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М., 2000.
- Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ как основа управления школой. Челябинск, 1988.
- Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М., 1993.
- Кондаков М.И. Теоретические основы школоведения. М., 1982.
- Корнева М.И. Прогимназия как образовательное пространство развития личности ребенка. Дис. канд. пед. наук. Ростов на — Дону, 1996.
- ЮЗ.Красюн Г. А. Теория и практика эффективного управления инновационным образовательным учреждением школой-комплексом: Автореф. дис.канд. пед. наук. Челябинск, 1997.
- Краткий психологический словарь. М., 1985.
- Крулехт М.В. Педагогические теории и системы: Учебно-методическое пособие. СПб, 1998.
- Кузнецов Г. Перестройка дошкольного дела веление времени // Дошкольное воспитание, 1988, № 8. С. 2 — 6.
- Кузьмин В.П. Принципы сестемности в истории и методологии К. Маркса. М&bdquo- 1986.
- Кузьмин И. Психотехнологии и эффективный менеджмент. М., 1992
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л., 1970.
- Куприна А.И. Педагогическая трактовка понятия «мониторинг» в образовательном процессе // Наука и образование в Зауралье. 1997, № 1. С. 32−35.
- Кухарев H.B. На пути к профессиональному совершенству. М., 1990.
- Лакин И.Е. Хрестоматия по истории педагогики. Минск, 1921.
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
- Лихачев. Педагогика: курс лекций. М., 1996.
- Майоров А.Н., Сахарчук Л. Б., Сотов А. В. Элементы педагогического мониторинга и региональных стандартов в управлении. СПб., 1992.
- Малахов Н.Д. Нововведения в муниципальном управлении образованием. Пособие для руководителей и сотрудников муниципальных органов управления образованием. М., 1997.
- Малышев К.Б. Психология управления. М., 2000.
- Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. М., 1997.
- Матрос Д.Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М., 1999.
- Матюнин Б. Нетрадиционная педагогика. Екатеринбург, 1993.
- Менеджмент в управлении школой / Под ред. Шамовой Т. И. М., 1992.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедури Ф. Менеджмент наука управление. М., 1991.
- Метхи-Заде М.М. К вопросу о научном управлении системой просвещения // Советская педагогика. 1976. № 10. С. 8−12.
- Мижериков В.А. Инновационные подходы к использованию педагогического опыта в повышении квалификации руководителей образовательных учреждений. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1998.
- Мижериков В.А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую профессию. М., 1999.
- Морозова Т.В., Иванченко С. Н., Лизинский В. М. Педсовет: идеи, методики, формы: Рекомендации по подготовке и проведению педагогических советов в школе. М., 1998.
- Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 1999.
- Немов Р.С. Психология. В 3 кн. М., 1995.
- Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории. М., 1978.
- Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. М., 1989.
- О ходе эксперимента по аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений в Российской Федерации / Под ред. Р.Б. Стерки-ной. М., 1996.
- Обухова Л. Ф. Концепция Ж. Пиаже. М., 1981.
- Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления (формирование элементов научного мышления у ребенка). М., 1972
- Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. М 1976.
- Омаров A.M. Руководитель: размышления о стиле управления. М., 1987.
- Орлов Л.Л. Мониторинг инновационных процессов в образовании // Педагогика. 1996. № 3. С.9−14.
- Основы педагогических технологий. Краткий толковый словарь. Екатеринбург, 1995.
- Парамонова Л. Общественное дошкольное воспитание: современные тенденции развития и права ребенка // Дошкольное воспитание. 1997, № 6. С. 76 82.
- Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1996.
- Педагогическая энциклопедия. М., 1965.
- Петровский В.А., Кларина Л. М. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 1993.
- Пикельная B.C. Теоретические основы управления (школоведческий аспект). М., 1990.
- Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1984.
- Подласый И.П. Педагогика. М., 1996.
- Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. М., 1977.
- Поздняк J1.B. Основы научного управления дошкольным учреждением. Программа для студентов педагогических вузов. М., 1992.
- Поздняк Л.В., Лященко Н. Н. Управление дошкольным образованием. М., 1999.
- Поляков С.Д. В поисках педагогической инноватики. М., 1993.
- Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. научн. тр. / Под ред. Е. В. Ткаченко. Екатеринбург, 1995.
- Портнов И.Л. Труд руководителя школы. М., 1984.
- Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. Пособие для руководителей образовательных учреждений. М., 1996.
- Программно-целевое управление развитием образования: опыт, проблемы, перспективы. Пособие для руководителей образовательных учреждений и территориальных образовательных систем / Под ред. A.M. Моисеева. М., 1999.
- Пути обновления содержания дошкольного образования. Сб. статей. С. 120.
- Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М., 1997.
- Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. К.А. Абульхано-вой, Н. В. Васиной. М., 1998.
- Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н. Н. Поддъякова, А. Ф. Говорковой. М.: Педагогика, 1985.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Учебное пособие. М., 1995.
- Романова Е.С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1992.
- Семенов В.Д. Педагогика среды. Екатеринбург, 1993.
- Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлениипедагогическими системами: Учебное пособие. М., 1999.
- Система деятельности педагога по реализации государственного образовательного стандарта общего образования: Методические рекомендации для педагогов и руководителей образовательных учреждений. Екатеринбург, 1999.
- Сластенин В.А. Педагогика. М., 2000.
- Сластенин В.А. Педагогика: книга для преподавателей и студентов педагогических вузов. М., 1999.
- Сластенин В.А. Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / Сборник научных трудов. М., 1982. С. 5−18.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя современной школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1976.
- Сластенин В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.
- Словарь русского языка: В 4-х т. /АН СССР, Ин-т рус.яз.- Под ред. А. П. Евгеньевой. М.- 1984.
- Современный словарь иностранных слов. М., 1992.
- Соколова И.Ю. Развитие индивидуальных способностей ребенка в условиях инновационного дошкольного образовательного учреждения. Дис. канд. пед. наук. Ставрополь, 1997.
- Спецкурс: Основы управления дошкольным образовательным учреждением. М., 1994.
- Спирин Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. М., 1997.
- Справочник менеджера образования / Сост. B.C. Гиршович. М., 1995.
- Справочник по дошкольному воспитанию. Основные законодательные и инструктивные документы / Под ред. А. И. Шустова. М., 1980.
- Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М., 1994.
- Стеркина Р. Современные проблемы научно-методического обеспечения системы дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. 1991. № 5. С. 40 -44.
- Терещенко В.И., Глушков В. М., Дебров Г. Н. Беседы об управлении. М., 1974.
- Третьяков П.И. Управление школой по результатам. Практика педагогического менеджмента. М., 1997.
- Троян А.Н. Функция педагогического анализа в управлении работой дошкольного учреждения. Дис. канд. пед. наук. М., 1984.
- Уемов А.И. Логические основы моделирования. М., 1971.
- Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М. П. Поташника. М., 2000.
- Усова П.А. Обучение в детском саду. М., 1981.
- Фалюшина Л.И. Обучение воспитателя планированию в системе методической работы детского сада. Дис. канд. пед. наук. М., 1992.
- Федорец Г. Д. Межпредметные связи педагогики с психологией: Учебное пособие к спецкурсу. Л., 1988.
- Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М., 1987.
- Фишман Л.И. Обратные связи в управлении педагогическими системами. Авореф. дис. д-ра пед. наук. СПб., 1994.
- Формирование педагогического опыта на диагностической основе / Сост. С. П. Дудоладова, Л. А. Кашутин, А. В. Усова. Челябинск, 1992.
- Фролов П.Т. Системный подход в управлении педагогическим процессом в школе. Воронеж. 1984.
- Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. М., 1984.
- Фролова О.А. Инспектирование детского сада. М., 1975.
- Хомерики О.Г., Поташник М. М., Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процессом. Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. М., 1994.
- Цукерман Г. А. Введение в школьную жизнь. Томск, 1993.
- Черных. П.Я. Историко этимологический словарь современного русского языка. М., 1994.
- Шакуров Р.Х. Социално-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. М., 1990.
- Шамова Т.И. Исследовательский подход в управлении школой. М., 1992.
- Шанский Н.М., Иванов В. В., Шанская Т. В. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя / Под ред. С.Г. Борхударо-ва. М., 1971.
- Шаталов В.Ф. Психологические контакты. М., 1992.
- Шевандрин Н.И. Применение методов психодиагностики в педагогической практики. Ростов на — Дону, 1993.
- Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М., 1995.
- Шишов С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. М., 1999.
- Штофф В.А. Моделирование и философия. М., 1966.
- Шубин Н.А. Внутришкольный контроль. М., 1977.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.
- Ямбург E.JI. Школа для всех. М., 1997.