Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Педагогические условия развития самоактуализации студентов в процессе изучения иностранного языка: Корейского

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кроме того, что при подготовке к уроку предполагалось использование целого спектра дополнительного материала (газеты, сообщения по телевидению, книги, энциклопедии, словари и пр.), студенты тщательно изучали предложенный учителем материал, выявляя, в соответствии с темой, имеющиеся там проблемы, затем учащиеся собирались вместе в спонтанно организованные группы и каждый рассказывал остальным то… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы организации педагогических условий развития самоактуализации студентов техникумов в процессе изучения иностранного языка (корейского)
    • 1. 1. Самоактуализация человека как предмет философского и психологического осмысления
    • 1. 2. Педагогические основы развития самоактуализации студентов техникумов в процессе изучения иностранного языка (корейского)
  • Глава 2. Пути и средства педагогической поддержки самоак
  • Ф туализации студентов при изучении иностранного языка
    • 2. 1. Антропоориентированное обогащение содержания образования в процессе изучения иностранного языка (корейского)
    • 2. 2. Использование интерактивных методов обучения
    • 2. 3. Насыщение процесса обучения иностранному языку смыслами, побуждающими личность к выявлению личностных смыслов своего развития, к самоактуализации

Педагогические условия развития самоактуализации студентов в процессе изучения иностранного языка: Корейского (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Геополитические особенности Дальнего Востока, а также развитие политических, экономических и культурных связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона выступают фактором актуализации потребности в подготовке специалистов «среднего звена», способных к постоянной личностной самоактуализации в условиях преобразований в политической, экономической и социальной сферах, происходящих в нашей стране.

Среднее специальное образование в настоящее время стремится, согласно гуманистической парадигме, в центр образовательной системы поставить обучающегося с его индивидуальными особенностями, возможностями, потребностями. Однако обостряется противоречие между потребностью студентов в самообразовании, необходимости брать на себя ответственность за собственное развитие, и неспособностью в условиях педагогического процесса техникума к глубинному осмыслению исторического и собственного личностного рефлексивного опыта. Субъектом и самоцелью процесса воспитания и образования, на наш взгляд, является человек самоактуализирующийся. Поэтому одной из задач воспитания и образования в рамках среднего специального учебного заведения является активизация процесса личностной самоактуализации каждого студента Задача воспитания и обучения должна заключаться и в том, чтобы создать условия для придания процессу самоактуализации закономерного, регулярного и осознанного характера. Для этого необходима педагогическая поддержка рассматриваемого процесса. Средством активизации самоактуализации студента может быть каждый учебный предмет, но мы убеждены, что в условиях географической приближенности российского Дальнего Востока к Корее значимым может стать корейский язык, тем более, что он станет языком международного общения для будущих специалистов.

Анализ научной литературы показал, что вопрос о педагогических условиях самоактуализации студентов техникумов при обучении корейскому языку изучен недостаточно, однако в философской, психологической и педагогической литературе имеется определенный научный задел, который послужил методологическим основанием для разработки концептуальных положений, обосновывающих эффективность педагогических условий самоактуализации студентов.

Традиции философско-этического представления о человеке помогли понять самоактуализацию как самосовершенствование человека и его самопознание (Сократ) — процесс сотворения себя через самопонимание и самоопределение (Ф. Аквинский, К. Ясперс), как результат свободного саморазвития личности в культурной среде, как самодвижение самой материи (П. Гольбах, Д. Дидро).

Основы для понимания самоактуализации личности как первоприродной закономерности, присущей личности, как постоянное восхождение к «себе лучшему» создают М. Бубер, П. Гольбах, В. Франкл, Э. Фромм.

Философы СЛ. Рубинштейн, Э. Фромм видят самоактуализацию человека как самоустремление сущностных потенциальных сил человека в самодетерминирующейся деятельности. Самоактуализацию как самоосознание человека в целенаправленном творчестве рассматривают Н А. Бердяев, К Ясперскак развитие мировоззренческой рефлексии — В. Франкл, Э. Сепир.

Самоактуализация, на основе ряда философских концепций, может пониматься и как обретение личностью смысла своей жизнедеятельности путем самореализации, через самопроектирование, самотворчество, движимое внутренним стремлением к поиску новых решений (М М. Бахтин, II.А. Бердяев, Ж.II. Сартр, В. Франкл, М. Хайдеггер).

Увидеть самоактуализацию как вхождение в культуру в результате собственных усилий в свободном творчестве, как осуществление человеком заложенной от природы самости, позволяют труды Г С. Батищева, М. С. Кагана, П. А Флоренского.

Положения о диалектической взаимосвязи культуры и творчества в работах Н. А. Бердяева, А. А. Бодалева, М. Шелера позволили определить самоактуализацию как закономерность в процессе приобретения самого себя, через актуализацию смыслового богатства общей и личной культуры и миракак процесс самоизменения, самоосознания саморазвивающегося субъекта, соизмерялошего свое развитие с собственным идеалом в рамках «своей» и «чужой» культуры (Х.-Г. Гадамер, М. Хайдеггер).

В психологии подходить к пониманию процесса самоактуализации помогают идеи о данном феномене как мотиве осознания всех потенциальных возможностей и вершинном уровне психического развития (К. Гольдштейн, А. Маслоу, А. Ребер) — о стратегии жизни, задаваемой структурой личности, и необходимости наличия жизненного смысла у самоактуализирующейся личности (А. Адлер, К.А. Абульханова-Славская, В.Э. Чудновский).

Самоактуализацию мы можем осмыслять, опираясь на исследования психологов, как духовную интеллектуальную деятельность, направленную на изменение личности (Б.Ф. Ломов, А.А. Бодалев) — на самосозидание (В.П. Зинчен-ко, А.Н. Леонтьев).

Ряд работ позволил нам определить самоактуализацию как процесс самосовершенствования человека (Р. Берне, И. Кон) — как целенаправленное самодостраивание на основе жизненных ценностей (Л.С. Выготский, Д Б Эльконин) — как продуктивный процесс обретения «самости» (А Маслоу, В.И. Слободчи-ков, К. Юнг).

Положение о раскрытии психического через детерминистскую взаимообусловленность и взаимосвязь внутренних и внешних условий (СЛ. Рубинштейн) дает возможность рассматривать специфику влияния педагогического процесса обучения иностранному языку на развитие самоактуализации студента, а саму самоактуализацию — как самоопределение индивида, восхождение к «себе лучшему», по отношению к внешним условиям на основе специфически сложившихся внутренних условий.

Сензитивность юношеского возраста для возникновения и развития самоактуализации рассмотрена в психологических трудах В. И. Андреева, Л. С. Выготского, Р. С. Немова. Самоценность юношеского возраста для всей последующей жизни личности и ее саморазвития доказана К. А Абульхановой-Славской, Л. С. Выготским.

Идеи самоактуализации как активизации саморефлексии, отраженные в трудах М. М. Бахтина, М. К. Мамардашвили, С Л. Рубинштейна, позволили осмыслить самоактуализацию как естественное проявление зрелости личности.

В аспекте обшей и педагогической психологии понимание самоактуализации личности основывается на идеях о самоактуализации, как основанной на субъектном опыте актуализации «самости» (Г.С. Батищев, А. А. Болалев, В. П. Зинченко, А. К. Осницкий, В.А. Петровский).

Основным путем и психологическим механизмом развития самоактуализации студента в процессе изучения иностранного языка является процесс личностного саморазвития, сущность которого, отраженная в трудах Л. Ы. Куликовой, имела существенное значение для понимания нашей проблемы. В данных работах самоактуализация рассматривается как, с одной стороны, изначально природный феномен и, с другой стороны, как сознательное управление своим развитиемкак составляющая многоуровневого, многофакторного, протекающего в разных плоскостях человекообразования процесса саморазвития, как самонаправляемое становление личности, восхождение к «себе лучшему»: как расширение горизонтов личности.

Однако до сих пор нет целостной, интегрирующей названные идеи теоретической концепции, которая могла бы разрешить основное противоречие, заключающееся в осознании педагогами в системе среднего специального учебного заведения необходимости развития у студентов способности самостоятельно осмыслять личностный опыт, нести ответственность за свое развитие, творчески осуществлять личный способ жизнедеятельности, с одной стороны, и отсутствием достаточной разработанности в науке соответствующих теоретических положений о специфике педагогической поддержки самоактуализации студентов и педагогических условиях ее развития в процессе изучения иностранного (корейского) языка, — с другой.

Социальная востребованность, практическая значимость при недостаточной разработанности данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Педагогические условия развития самоактуализации студентов в процессе изучения иностранного (корейского) языка».

Объект исследования — профессиональная подготовка студента в педагогическом процессе среднего специального учебного заведения.

Предметом исследования являются эффективные педагогические условия поддержки самоактуализации студентов техникумов в процессе изучения иностранного языка.

Целью исследования является теоретическое обоснование педагогических условий развития самоактуализации студентов техникумов и разработка основ соответствующей инновационной практики.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

— теоретически обосновать педагогические условия самоактуализации студентов техникумов;

— выявить критерии эффективной педагогической поддержки способности к самоактуализации;

— разработать для массовой практики совокупность способов эффективной педагогической поддержки осознанной личностной самоактуализации студентов техникумов при изучении иностранного (корейского) языка.

В соответствии с объектом, предметом, целью и задачами исследования была выдвинута следующая гипотеза.

Среднее специальное учебное заведение, готовящее специалистов среднего звена, призвано воспитать профессионалов, способных осознать ценность своего и чужого развития, самостоятельно активизировать свои лучшие качества, использовать рефлексивный опыт для решения профессиональных и межличностных задач, осуществлять самоактуализацию, на протяжении всей жизни. Самоактуализация, являясь пиковой стадией процесса саморазвития зрелой личности, способствует наиболее полному раскрытию всех потенций студента и активизации лучших качеств, заложенных природой. Самоактуализация как психологическое образование, для которого сензитивным является юношеский возраст, есть следствие педагогической поддержки и образования. Продуктивным средством самоактуализации личности выступает обучение иностранному языку.

Усиление самоактуализации происходит под влиянием занятий по иностранному языку, если:

— обучение осуществляется как диалог-обмен участников процесса личностным рефлексивным опытом, основанным на развитии ценностного отношения к миру, к другим, к себе, к собственному развитию;

— используются приемы и формы обучения, активизирующие процесс личностной самоактуализации студентов;

— обучение основывается на психологическом новообразовании юношеского возраста — способности к самоактуализации, как самоценности для развития осознанной самоактуализации студентов техникумов.

Методологическую основу исследования составляют: разработанные в философии идеи о человеке как причине своего самосовершенствования, самотворчества, и самореализации, о культуре как факторе формирования человеческой личностио языке как слагаемом и основе культуры, каналу развития мен-тальности. среде герменевтического опытао диалектической взаимосвязи культуры и творчествао ценностях как основе личностио самоактуализации как изначально стихийном процессе и первоприродной закономерности, присущей личностиидеи общения как универсальной реальности, в которой происходит обмен рефлексивным опытомидеи о сензитивности юношеского возраста для возникновения самоактуализацииподходы педагогики саморазвития, в том числе о развитии способностей к самоактуализации как процессе проявления творческой позиции самого человека, о личной ответственности за собственное развитие, о качествах личности педагога, способного взаимодействовать с воспитуемым, основываясь на принципах гуманистического общенияидеи педагогической антропологииидеи свободного воспитания личности.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы, гонение педагогического опыта по проблеме, разработка и организация эксперимента по разработанной программе исследования. В ходе опытно-экспериментальной работы осуществлялись: опрос (устный и письменный), анализ письменных работ студентов, наблюдение, беседы, психологическое тестирование, методы обработки экспериментальных данных, анализ учебно-творческой деятельности студентов техникумов.

Научная новизна исследования состоит в том, что автором решена актуальная научная задача, заключающаяся в изучении теоретико-методологических основ педагогической поддержки самоактуализации личности студента в образовательном процессе техникума, в том числе: а) определены следующие эффективные факторы педагогической поддержки развития самоактуализации студентов в процессе изучения иностранного языка (корейского): рефлексивный опыт всех участников процесса изучения иностранного языка, гуманистическое общение учителя и ученика, ориентированное на свободное взаимодействие участников образовательного процесса и его диалогический экзистенциальный характер, погружение в культурно-языковую средуб) выявлены условия педагогической поддержки развития самоактуализации. антропоориентированное обогащение содержания образования в процессе изучения иностранного (корейского) языка, использование интерактивных методов и форм обучения, активизирующих процесс личностной самоактуализации студентов, насыщение процесса обучения иностранному языку смыслами, побуждающими личность к выявлению смыслов своего развития, к самоактуализациив) обоснованы предпосылки педагогической поддержки развития самоактуализации: взаимопонимание участников образовательного процесса, открытость, доверие к преподавателюг) выявлены критерии развития самоактуализации: креативность, рефлексивность, самоорганизацияд) определены закономерности развития самоактуализации и принципы педагогической поддержки самоактуализации студентов техникумов в процессе изучения иностранного языка (корейского) — е) конкретизирован термин «педагогические условия развития самоактуализации" — сформулированы понятия «осознанная самоактуализация», «педагогическое тонизирование», «педагогическая поддержка развития самоактуализации" — рассмотрены возможности влияния иностранного (корейского) языка на развитие самоактуализации студента.

Теория воспитания пополнилась основными положениями концепции педагогической поддержки развития самоактуализации студентов в образовательном процессе среднего специального учебного заведения.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что гуманистическая концепция саморазвития личности пополнилась основными положениями концепции развития самоактуализации студентов в педагогическом процессе среднего специального учебного заведенияв разработке педагогических принципов эффективной педагогической поддержки развития самоактуализациив выявлении закономерностей этого процесса.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в работе сформулированы основные рекомендации к организации обучения иностранному языку с целью развития осознанной самоактуализацииапробирована методика проведения занятий по иностранному языку, обеспечивающая рефлексивное отношение к себе, к другим, к деятельности студентов в процессе изучения ими иностранного языкаразработана система различных форм творческой деятельности, способствующей развитию толерантности, самостоятельности, креативности. На основе исследования подготовлены методические рекомендации по педагогической поддержке способности студентов к самоактуачизации в процессе личностного саморазвитияразработана и используегся рабочая программа по обучению корейскому языку для педагогов в системе среднего специального образования. Разработанные нами материалы могут быть использованы в различных типах учебных заведений.

Достоверность исследования обеспечивается методологической обоснованностью теоретических позиций, адекватностью исследовательских методов, целям исследования, задачам, феномену самоактуализации в процессе изучения иностранного (корейского) языка. Результаты работы были получены на основе анализа фактического материала, собранного и проанализированного в течение трех лет проведения исследовательской работы со студентами Хабаровского государственного промышленно-экономического техникума.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Осознанная самоактуализация, являясь важной задачей воспитания личности и подготовки профессионала, представляет собой интегративную характеристику личности, требующую труда самой личности. Самоактуализация является результатом творческого взаимодействия преподавателя и студентов в процессе обучения, в том числе и иностранному языку при условии благоприятной педагогической поддержки. Самоакту ал изадия в сензитивном для нее юношеском возрасте обеспечивает раскрытие и развитие человеческой сущности при познании и осознании себя, самостоятельное развитие способности свободно использовать свои возможности для организации собственной жизнедеятельности.

2. Сущность педагогической поддержки самоактуализации студентов заключается в создании педагогических условий, при которых актуализируется потребность в использовании полного потенциала личности, через осознание студентом смыслов своей жизни, обогащение и реализацию субъектного опыта, отраженного в принятии творческих решений в любой деятельности. При этом исключается всякое принуждение к выбору пути личностного развития, но оказывается педагогом помощь через создание особых, активизирующих способность к самоактуализации, условий, при которых происходит осознание необходимости собственного развития, что способствует возникновению осознанной потребности в самоактуализации.

3. Основными факторами личностной самоактуализации в образовательном процессе являются: рефлексивный опыт всех его участниковгуманистическое общение учителя и ученика, ориентированное на свободное взаимодействие участников образовательного процесса и его диалогический экзистенциальный характерпогружение в культурно-языковую среду.

4. Основными условиями, способствующими проявлению самоактуализации студентов на занятиях по иностранному языку выступают: антропоориен-тированное обогащение содержания образования в процессе изучения иностранного языка (корейского) — использование интерактивных методов и форм обучения, активизирующих процесс личностной самоактуализации студентовнасыщение процесса обучения иностранному языку смыслами, побуждающими личность к выявлению смыслов своего развития, к самоактуализации.

5. Предпосылками процесса педагогической поддержки самоактуализации у студентов являются: педагогическая поддержка способности к самоактуализации, экзистенциальные потребности индивида в личностном развитии, восхождение к опыту рефлексии.

6. Критериями самоактуализации являются: креативность, определяемая способностями личности к интерпретации, проблематизации и прогнозированию отношенийрефлексивность, определяемая рефлексией личности на себя, на других, на деятельностьсамоорганизация, выраженная во внимании к внутренним процессам, в осознании ценностного содержания жизнесмыслов и в толерантности.

7. Возникновение осознанной самоактуализации в процессе изучения иностранного языка (корейского) связано со следующими частными педагогическими закономерностями данного процесса: чем больше учебный материал активизирует рефлексивный опыт участников образовательного процесса, тем больше студент осознает себя субъектом своего развитиячем более творчески учитель применяет комплекс интерактивных методов и форм обучения, тем быстрее и качественнее развивается механизм рефлексии у студентов, проявляя себя в процессе самоактуализациичем ближе и свободнее студенты общаются с самоактуализирующимся преподавателем в процессе изучения иностранного языка, обмениваясь опытом переживания и условиями возникновения пиковых моментов самоактуализации, тем больше студент понимает себя и других и тем чаще, руководствуясь своим личным опытом, может вызывать самоактуализацию.

8. Осознанная самоактуализация студентов основывается: на принципе эффективно организуемой для самоактуализации воспитательной средыпринципе сотрудничества и сотворчества, организованного между всеми участниками процесса изучения иностранного языкапринципе педагогического предвидения.

Организация исследования:

На первом этапе — поисково-констатирующем (2000;2001 гг.) — осуществлялся анализ философской, психолого-педагогической литературы, изучение опыта работы ведущих исследователей, по обозначенной проблеме, подтверждалась актуальность исследуемой темы, разрабатывались исходные положения, определялась методология и методика исследования. Это позволило сформировать рабочую гипотезу, наметить программу ее экспериментальной проверки.

На втором этапе — преобразующем (2001;2002 гг.) — разрабатывалась программа исследования, проводился констатирующий эксперимент по выявлению уровня способности к самоактуализации у студентов контрольных и экспериментальных групп, создавался комплекс педагогических условий, способствующих самоактуализации студентов техникума в процессе изучения корейского и английского языков, обобщался и систематизировался п о л у ч е н н ы й м ате р и ал.

На третьем этапе — итоговом (2002;2003 гг.) — проводилась экспериментальная работа по апробированию комплекса и технологии педагогической поддержки развития самоактуализации студентов, при изучении корейского языка, педагогических условий, способствующих этому процессу Подводились итоги, осуществлялась обработка и обобщение полученных данных, формулировались и проверялись выводы и результаты исследования, уточнялись отдельные теоретические положения, разрабатывались и апробировались на практике методические рекомендации.

Апробация работы и внедрение результатов исследования:

Результаты исследования докладывались и обсуждались на научных конференциях в ХГПЭТ, на научном международном семинаре преподавателей корейского языка в Сеульском университете в 2001;2002 гг. Результаты работы отражены в публикациях автора в научнометодических сборниках материалов конференций.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Наши выводы подтверждают также данные ранее использованного метода глубинного интервью. В ситуациях «повышенной неопределенности» 24% респондентов третьего уровня и 12% второго уровня способности к самоактуализации испытывали, по сравнению с респондентами первого уровня способности к самоактуализации, гораздо большее эмоциональное напряжение, тревожность вследствие того, что они не сами контролируют события своей жизни, «проживаемые» ими в предложенной ситуации, и, следовательно, сама их жизнь преимущественно определяется случаем, обстоятельством, волей других людей. Кроме того, данные анкетного исследования о представлениях студентов о смысле жизни также подтверждают наши выводы о взаимосвязи между уровнем субъективного контроля и осознанием студентами своего генерального смысла жизни. Так, 37% респондентов первого уровня способности к самоактуализации, имеющие внутренний локус контроля, определились в целом и с центральным гуманистическим смыслом жизни: самоосуществление себя во имя совершенствования окружающего мира. Мы выяснили, что именно внутренний локус контроля помогает обеспечить смысложизненное содержание и способствует выстраиванию правильной его иерархии.

Наблюдение нами в различной практической деятельности за выбором юношами стратегий поведения также выявило, что студенты с экстернальным локусом контроля используют «избегающее поведение». Они стремятся не думать о возникших проблемах, вытесняют их из своих мыслей, ведут себя так, как если бы все было в порядке, в надежде, что проблемы разрешатся сами собой. В своей практической деятельности экстерналы менее всего склонны к компромиссам и к изменениям, к проявлению конструктивной активности в разрешении конфликтов и преодолении проблем. Частота использования активных стратегий очень редка. Так, выбор стратегии такого поведения наблюдался у 31% респондентов третьего уровня и частично у первого и второго уровней при распределении ролей в учебной коллективной творческой деятельности на занятиях, когда преподаватель раздавал задания для подготовки научной конференции, открытого урокапри подготовке учебных мероприятий, что свидетельствовало о снятии реальной ответственности с самого себя при совершении поступка, о внутренней несвободе, об отсутствии внутренней самоорганизации.

Таким образом, уровень субъективного контроля позволил нам исследовать локализацию контроля личности на основе представлений юношей о внутренней и внешней локализации ответственности и подтвердил наши предыдущие выводы о том, что интернальный локус контроля свидетельствует о высоких способностях юношей к личностной рефлексии.

Именно такой способностью обладают самоактуализирующиеся .люди. В результате тех выводов, к которым мы пришли на данном этапе эксперимента, мы начали опытно-экспериментальное насыщение педагогического процесса субъективными личностными смыслами самоактуализирующейся личности.

Для сознательной мобилизации, применения, развития студентами заложенных природой потенций, необходимо организовать процесс изучения иностранного языка таким образом, чтобы проблема, с которой столкнется студент, обросла личностными смыслами. С этой целью нами была разработана и внедрена «искусственная» методика-провокация «производственная необходимость». Поскольку для решения любой проблемы каждый студент должен использовать собственный рефлексивный опыт решения проблем, студентам сообщили о «внезапной» проверке (срезе) знаний по иностранному (корейскому) языку. Нам необходимо было проверить как «работает» «механизм» личностной самоактуализации при решении незапланированной задачи. Данная методика была ориентирована на использование максимума потенциальных способностей, определяющих структуру самоактуализирующейся личности, и включала в себя проверку различных тематических блоков, изучавшихся на уроках в течение двух лет. За две недели до итогового занятия студентам были предложены темы, которые планировалось обсудить на «открытом» уроке. Темы предложенных докладов были следующими: «Лингвострановедческие реалии страны изучаемого языка», «Фонетические особенности корейского языка" — «Корея — страна утренней свежести" — «Объединятся ли Северная и Южная Кореи9 Почему9», «Корейский народный эпос — что нового?" — «Проблема детей сирот в Корее. Исторический аспект», «Корейская кухня. Этикет за столом" — «Степени вежливости в корейском языке», «Традиции и праздники в Корее" — «Грамматический состав корейского языка" — «Российско-корейские отношения в свете мировых проблем" — «Различия в составах корейского языка» и пр. Студентам сообщили, что оценка данной работы не каким образом не повлияет на итоговую отметку. Мы сознательно сняли видимый мотив, хотя в последующем, деятельность студентов была оценена по достоинству. Кроме того, студентам предложили вести дневник — описание последовательности выполнения действий и чувств, эмоций, которые сопровождали этапы подготовки, реализации и этап после проведения «открытого» урока.

В принципе, явный мотив отсутствовал, однако мы надеялись, что положительные изменения показателей критериев после введения первого и второго условий должны будут послужить общей положительной тенденции к проявлению самоактуализации.

Каждый этап подготовки к «открытому» уроку обсуждался на занятиях, студенты советовались с преподавателем об источниках информации, содержащих сообщения по интересующим их темам, по стилю изложения докладов и пр.

Мы предполагали, что в результате этих действий юноша обретет потребность получать знания ради развития себя и мира, то есть самообразование станет для него стратегической целью в ощущаемой временной перспективе, выработает установку на самостоятельное решение любой жизненной трудности. Так, студент, которого мы на данной стадии эксперимента относили к респондентам второго уровня способности к самоактуализации в своем дневнике писал: «Услышав об открытом уроке, я сначала, испугался: так мало времени, чтобы успеть подготовить большое количество тем. Но затем, я решил, что легче будет распределиться и приготовить по одной теме каждому. Я предложил это одногрулпникам и они согласились. Мне понравилось, что именно мое первое предложение о распределении тем поддержали. Я залез в интернет, нашел статью об обряде похорон в Корее, перевел с русского на корейский основные слова с помощью словаря и оформил реферат по теме „Традиции и праздники в Корее“. При изучении этой проблемы я узнал много интересного, например, что смерть для корейцев — это начало новой жизни. Что для корейцев еда — это целый культ. Когда я выступал с сообщением, меня все внимательно слушали, мне это понравилось. Я понял, что, хотя мое сообщение и не повлияет на мою итоговую оценку, мне было очень интересно работать над этой темой, и потом, я чаконец-то, научился пользоваться интернетом».

Студентка первого уровня способности к самоактуализации таким образом описывала процесс решения проблемы: «Сначала отметила: „хорошо, что ходила почти на все занятия“, с тревогой выслушала предложенные темы докладов. Потом уцепилась за тему „Корейская кухня. Этикет за столом“ и решила, что встречусь с подругой Олей, у которой бабушка кореянка, и смогу спросить ее о рецептах тех блюд, которые она готовит, а также о правилах поведения за корейским столом. Объединившись с девушками из нашей группы, мы решили найти по кулинарным книгам рецепты корейских блюд, приготовить их и принести на урок и угостить всех. Олина бабушка научила нас правилам поведения за столом, когда присутствуют мужчины и старшие, как вести себя за столом. Мне было очень интересно: я узнала много рецептов и названия корейских блюд, а главное я поддерживаю добрые отношения с Олиной бабушкой. Всем очень понравились блюда, которые мы приготовили, а также сообщения, которые мы нашли в библиотеке. Мы решили, что будем проводить такие уроки чаще. Я научилась готовить и узнала, что сначала обслуживают старших, а потом едят сами. А мальчишки напросились ко мне в гости на мясо с папоротником. Я узнала и научилась многому, хочу научиться готовить другие сложные блюда».

Анализ дневников-описаний, систематизирующий последовательность реакций, сопровождающих процесс решения проблемы, позволил нам систематизировать процессуальность личностной самоактуализации студентов при изучении иностранного языка: сначала студент обращает внимание’на проблему и на себя (на внутренние процессы, личностные качества, в том числе и на недостающие для решения определенной проблемы) — духовно сосредоточивается на этом, то есть исходя из системы ценностей оцениваетделает это личной проблемой (видит, актуализирует, делает личностно-ценной) — эмоционально включается (проявляет наивысшую искренность по отношению к себе, без заигрывания перед собой), руководствуясь личным рефлексивным опытом (или осознавая чужой) ищет пути разрешения данной проблемыудовлетворяет потребность в наличии определенного качествапереходит к реализации, следовательно, выходит на новый виток развития своей личности.

Применение метода проблемного обучения, куда бы мы отнесли описываемую нами методику, предполагает исследовательскую деятельность, позволяет нам с юношами последовательно осуществлять шаги научного поиска «Я — лучшего», обретая необходимые умения и навыки «молодого ученого» Мы вместе с юношами обдумывали и формулировали проблему, строили предположение, намечали способ проверки его истинности, обдумывали характер предполагаемого докпадав ходе подготовки студенты неустанно работали в.

Краевом архиве. Краевой научной библиотеке, встречались с работниками музеев, обращались за помощью к родителям, знакомым и родственникам. Непосредственно подготовка докладов, обсуждение в ходе исследования проблем усиливали исследовательские навыки и умения юношей. Заметно возрастало их умение интерпретировать факты, связанные с историческими событиями, повысился уровень их познавательной активности. В результате активной творческой деятельности студенты приобретали способность в критической ситуации решать вставшие перед ним проблемы путем импровизации, без длительной подготовки. Проблемный метод позволял преподавателю уже непосредственно на обычных уроках создать благоприятную атмосферу самостоятельного поиска догадки, дружеской поддержки, искреннего уважения, отсутствия страха быть высмеянным и непонятым, которая способствовала овладению механизмом рефлексии деятельности и личности Другого, и сам процесс поиска истины для каждого юноши становился страстно желаемым.'.

Кроме того, что при подготовке к уроку предполагалось использование целого спектра дополнительного материала (газеты, сообщения по телевидению, книги, энциклопедии, словари и пр.), студенты тщательно изучали предложенный учителем материал, выявляя, в соответствии с темой, имеющиеся там проблемы, затем учащиеся собирались вместе в спонтанно организованные группы и каждый рассказывал остальным то, что изучил, к каким пришел выводам на основе собственной интерпретации текста. На основе рекомендаций и осознания чужого рефлексивного опыта во время обсуждения выступления, происходила доработка каждым своей темы, с которой он в дальнейшем выступит на «открытом» мероприятии. Да и сама подготовка к такому уроку активизирует познавательную деятельность учащихся, педагогов и стимулирует их самостоятельность в поисках нужной информации, дает возможность оценить свой уровень владения языком, применяя знания и умения в новой ситуации. Именно итерактивный характер проблемного метода взаимно актуализирует личностное саморазвитие обучающихся и обучающих. Это происходит в тех случаях, когда педагогическое взаимодействие основано на принципах антропологической педагогики, то есть, когда оно носит межличностный и глубинный характер- «когда преподаватель стремится предстать перед учениками не как функционер, специалист в конкретной области знания и деятельности, а как целостная личность, в единстве разума, чувств и воли, в полноте ее индивидуальности. Словом, личностная самоактуализация происходит, на наш взгляд, только тогда, когда образование выстраивается в «горизонте личности» как для обучающегося, так и для обучающего.

Для решения проблемы студенты досконально изучали структуру объекта, все его элементы, существующие и несуществующие, рассматривались зависимости между отдельными элементами. Группы на пути к окончательному решению исследовала массу альтернативных, что давало разносторонность рассмотрения проблем.

Таким образом, организация такой деятельности учителем давала юношам почувствовать радость свободного совместного творчества, самостоятельной ответственности за свои решения, радость от возможности высказаться, рассказать о своем опыте одногруппникам, понять их способ деятельности, что активизировало способности к интерпретации, проблематизации и прогнозированию отношений, предоставляя им свободу действий и тонизируя у юношей способность опираться в своих действиях на личный рефлексивный опыт, на свободу выбора, на внимание ко внутренним процессам, проявляя при этом толерантность. В результате применения метода у юношей актуализировалась способность слушать, слышать друг друга, умения анализировать услышанное, — «подключались» механизмы рефлексии направленной на себя, на других, на деятельность.

Глубоко насыщенный материал предметных недель позволял нам, используя комплекс интерактивных методов и форм обучения, решать задачу углубления содержания образования, выстраивать субъект-субъектные отношения между учителем и студентами, основанные на экзистенциальных потребностях участников образовательного процесса в самоактуализации и дальнейшем личностном саморазвитии.

Кроме того, и обычные уроки иностранного языка строились таким образом, чтобы активизировать потребность юношей в наиболее полном раскрытии своих потенций. Поэтому подготовка к занятиям предполагала выполнение творческих заданий и исследовательских работ, сочинений на свободную tcmv. включающих элементы интерпретации текстов, проблематизации и дальнейшему прогнозированию. На уроках практиковался творческий перевод стихов, когда студентам предлагалось осуществить перевод корейского произведения на русский язык в стихотворной форме.

Итак, завершающий замер, проведенный нами по результатам преобразующего эксперимента в экспериментальной группе показал, что в результате введения третьего условия — насыщения педагогического процесса субъектив.

0 ными личностными смыслами самоактуализирующейся личности уровень личностной самоактуализации у студентов экспериментальной группы изменился следующим образом (табл. 6).

На 6% увеличилось число респондентов, обладающих высоким уровнем креативности, как критерия самоактуализации, на 1% увеличилось число респондентов, обладающих средним уровнем, и на 5% уменьшилось число респондентов, обладающих низким уровнем способности к самоактуализации, а.

• именно: на 11 и 7%- 4 и 2%- 4 и 3% соответственно по сравнению с данными констатирующего эксперимента увеличилось число респондентов, обладающих высоким и средним уровнем интерпретации, проблематизации и прогнозирования отношений как показателей креативности.

На 4, 6, 7% соответственно уменьшилось число респондентов, обладающих низким уровнем способности к самоактуализации по исходным показателям описываемого критерия.

Это означает:

— что у 46% респондентов высокого уровня, 53% респондентов среднего уровня и 1% респондентов низкого уровня способности к самоактуализации обнаруживается способность к обобщениям, глубоким выводам, выработке собственного мненияпоявилась быстрота и точность, творческая оригинальность суждений;

— у 47% высокого уровня, 50% респондентов среднего уровня и 3% респондентов низкого уровня способности к самоактуализации имеет место улучшение ориентации во времени, по сравнению с констатирующим экспериментом, появилась способность разделять новые убеждения, развитие символического образного мышления;

— у 49% респондентов высокого уровня, 51% среднего уровня способности к самоактуализации активизируется стремление к творчеству, к творческому отношению к жизнипоявляется способность формулировать, перебирать альтернативные гипотезы, ф — на 12% увеличилось число респондентов, обладающих высоким уровнем рефлексивности, определенной нами в качестве второго критерия способности к самоактуализации;

— на 12% увеличилось число респондентов, обладающих средним уровнем рефлексивности, отсутствует число респондентов, обладающих низким уровнем рефлексивности.

Это выразилось в следующих изменениях показателей рефлексивности:

— на 6% увеличилось число респондентов, способных осуществлять рефлексию на себя,.

— на 5% увеличилось число респондентов, способных осуществлять рефлексию на других;

— на 7% увеличилось число респондентов, способных осуществлять рефлексию деятельности среди респондентов высокого уровня;

— на 8, 5, 13% соответственно увеличилось число респондентов среднего уровня способности к сам о актуализации.

Динамика уровня самоактуализации студентов экспериментальной группы техникума до и после введения третьего условия (%).

Критерий Уровень личностной самоактуатизации.

Высокий Средний Низкий.

П. В. Д.В. П. В. Д.В. П. В. Д.В.

Креативность 47 41 51 52 2 7 интерпретация 46 35 53 60 1 5 проблематизация 47 43 50 48 1 j 9 прогнозирование отношений 49 45% 51% 48 0 7.

Рефлексивность 51 39 49 61 0 0 рефлексия на себя 45 37 55 63 0 0 рефлексия на других 53 38 47 62 0 0 рефлексия на деятельность 56 43 44 57 0 0.

Самоорганизация 33 25 63 57 4 18 свобода выбора 38 27 53 45 9 28 внимание ко внут. процессам 33 22 62 51 5 27 ценностное содер. жизнен, смыслов 32 29 68 65 0 6 толерантность 30 23 70 67 о 10.

Отсюда следует, что у 51% высокого уровня, 49% среднего уровня способности к самоактуализации обнаруживается улучшение самопонимания, свидетельствующего о натичии аутосимпатии, выраженной в возрастании уверенности в себе, о более высоком, по сравнению с данными констатирующего эксперимента, уровне саморегуляции.

У 53 и 47% высокого и среднего уровней способности к самоактуализации развивается потребность в осознании чужого рефлексивного опыта.

У 56 и 44% соответственно респондентов высокого и среднего уровня способности к самоактуализации обнаруживают наличие индивидуатьного способа деятельностиимеет место способность к осознанию деятельности других и к осознанию их рефлексивного опыта.

На 8% увеличилось число респондентов, обладающих высоким уровнем самоорганизации как третьего критерия способности к самоактуализациина 6% увеличилось число респондентов, обладающих средним уровнем самоорганизации и на 14% уменьшилось число респондентов, имеющих низкий уровень самоорганизации (табл. 7).

Эти данные далее подтверждены следующими показателями: в экспериментальной группе на 11% увеличилось количество респондентов, обладающих свободой выбора, относящихся к высокому уровню способности к самоактуализациина 8% увеличилось и на 11% уменьшилось соответственно число респондентов, относящихся к среднему и низкому уровням способности к самоактуализации.

Это означает, что 38% респондентов высокого уровня, 53% респондентов среднего и 9% респондентов низкого уровней способности к самоактуализации, разделяют ценности самоактуактуализирующейся личности, такие как истина, добро, красота, справедливость, что, указывает на стремление к организации отношений с людьми, исключающие желание манипулировать ими в своих интересаху них обнаруживается развитие глубинной мировоззренческой рефлексииони осознают формальное содержание собственных умозаключений.

33% респондентов высокого, 62% среднего и 5% респондентов низкого уровней способности к самоактуализации обнаруживают способность к спонтанному поведению, что свидетельствует о том, что самоактуализация становится осознаваемойулучшение самопонимания у этих респондентов, говорит о повышении сензитивности к своим желаниям, потребностям, об организменном внимании, они способны вести внутренний диалог, обнаруживают попытки к трансцендированному выходу вне себя.

32% респондентов высокого, 68% респондентов среднего уровней способностей к самоактуализации разделяют такие ценности самоактуализирующейся личности, как целостность, простота, отсутствие раздвоенности, патриотизм, дружба, честь и др.

30% респондентов высокого, 70% среднего уровней способности к самоактуализации стали терпимей относиться к другим людям: ими движет естественная симпатия, доверие к людям, непредвзятость и доброжелательность, терпимость к мнению других, к критике .Это значит, что на 6 и 10% соответственно уменьшилось число респондентов, обладающих низкими показателями самоорганизации — толерантность и ценностное содержание жизнесмыслов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема личностной смоактуализации студентов является одной из значимых в образовательной системе среднего профессионального образования и тесно связана с изменениями в подходах, определяющих саморазвитие личности. Являясь компонентом целостного процесса саморазвития, самоактуализация играет большую роль в личностном становлении студентов. Поэтому одной из целей воспитания и образования в рамках среднего специального учебного заведения должна быть активизация самоактуализации каждого студента.

Исследование показало, что многогранность философско-психоло-гического понимания человека как сложного био-психо-социо-этно-культуро-природо-космического феномена определяет заложенную природой внутреннюю потребность человека в самоактуализацииприводит к воспитанию способности не просто выживать в изменяющихся условиях жизни, а жить счастливо и созидательно, осознавая уникальный характер своей жизнедеятельности.

Теоретический анализ философско-психолого-педагогической литературы, сделанный в нашем исследовании, обусловил справедливость следующего вывода: самоактуализацию мы определяем как главную способность саморазвивающейся личностикак пиковую стадию процесса саморазвития зрелой личности, которая способствует наиболее полному раскрытию всех потенций личности студента и активизации ее лучших качеств заложенных природой. Самоактуализация, как психологическое образование, для которого сензитив-ным является юношеский возраст, — есть следствие педагогического тонизирования, поддержки и образованияэто процесс духовно-интеллектуального взаимодействия с собойпредпосылка для самореализациипроцесс наработки и наиболее полное использование своих потенциалов. Изучение направлений психолого-педагогических знаний, «основой» которых является психология саморазвития, помогло нам определиться в понимании личностно-созидающего характера самоактуализации, как одного из условий актуализации потребности студентов в собственном развитии.

Исследование источников, принадлежащих к различным научным направлениям, дало основание сделать несколько выводов, касающихся общих принципов построения структуры самоактуализирующейся личности. Во-первых, это то, что способность самоактуализироваться — интегральное характерологическое качество, доступное каждому человеку. Во-вторых, самоактуализация представляет собой постоянно развивающуюся посредством педагогической поддержки характеристику личности.

Способность к самоактуализации есть реальное явление психики человека на том уровне саморазвития, который позволяет ему осуществлять активную жизнедеятельность в соответствии со своими высшими потребностями, опосредованно удовлетворяя этим свою имманентно-генетическую, предопределенную потребность в удовольствии от бытия.

Согласно исследованию, внешняя и внутренняя детерминированность процесса самоактуализации и его потребностно-мотивированная направленность создают реальные предпосылки для педагогического тонизирования способности к самоактуализации студентов и ее педагогической поддержки.

Педагогическая поддержка, как показало исследование, учитывала многосложную природу процесса самоактуализации, который состоит из таких структурных компонентов как креативность, рефлексивность, самоорганизация Она обусловлена ориентацией условий педагогической деятельности на студента как на самоценный, саморазвивающийся феномен, обладающий собственной логикой самоактуализации.

Суть педагогической поддержки лежит в создании условий для саморазвития творческой индивидуальности и раскрытии духовных потенций, через развитие, тонизирование способности к самоактуализации и ее поддержки в педагогическом процессе техникума, а ее успешность обусловлена совокупностью благоприятных внешних условий, то есть, наличием и развертыванием действенности факторов, таких как ориентация условий педагогического процесса на рефлексивный опыт всех его участниковгуманистическое общение учителя и ученикапогружение в культурно-языковую среду.

Факторы создаются через следующие условия — внутренние побудители процесса личностной самоактуализации студентов в процессе изучения иностранного (корейского) языка: антропоориентированное обогащение содержания образованияиспользование комплекса интерактивных методов обучения, активизирующих процесс личностной самоактуализации студентовнасыщение процесса обучения иностранному языку субъективными смыслами самоактуализирующейся личности.

Действие этих факторов и условий возможно, когда создаются следующие предпосылки: взаимопонимание участников образовательного процесса, открытость, доверие к преподавателю.

Эффективность педагогического обеспечения развития самоактуализации студентов в педагогическом процессе обучения иностранному языку требует постоянного изучения на основе использования совокупности критериев: креативности, определяемой интерпретацией, проблематизацией и прогнозированием отношенийрефлексивностью, определяемой рефлексией личности на себя, на других, на деятельностьсамоорганизацией, выраженной в свободе выбора, во внимании к внутренним процессам, в осознании ценностного содержания жизнесмыслов и в толерантности.

Педагогическая поддержка личностной самоактуализации юношей в педагогическом процессе обучения иностранному языку определяется следующими закономерностями: чем больше учебный материал активизирует рефлексивный опыт участников образовательного процесса, тем больше студент осознает себя субъектом своего развитиячем более творчески учитель применяет комплекс интерактивных методов и форм обучения, тем быстрее и качественнее развивается механизм рефлексии у юноши, проявляя себя в процессе личностной самоактуализациичем больше приобщает учитель юношу к знаниям, творческому осмыслению мира, ценностям самоактуализирующейся личности, тем больше студент чувствует ответственность за свое развитиетем актуальнее и адекватнее студент оценивает самоактуализацию в процессе жизнедеятельности.

Это делает необходимой опору на такие педагогические принципы: сотрудничество и сотворчество студентов и преподавателя, эффективно организуемая для самоактуализации воспитательная средапедагогическое предвидение способности к самоактуализации.

Опытно-экспериментальное исследование условий успешной педагогической поддержки самоактуализации личности студента в процессе изучения иностранного языка (корейского), показало, что антропоориентированное обогащение содержания образования, основу которого составляют гуманистическое обучение и воспитание, осуществляющиеся как диалог-обмен рефлексивным опытом участников процесса, обусловливает возникновение качественно нового уровня самосознания и проявление и повышение уровня способности к личностной самоактуализации юноши в педагогическом процессе техникума при изучении иностранного языка.

Введение

интерактивных методов обучения в качестве второго обязательного условия успешной педагогической поддержки самоактуализации личности способствовало развитию и укреплению таких важнейших составляющих способности к личностной самоактуализации, как креативность, рефлексивность, самоорганизация, что активизировало способность к личностной самоактуализации.

Таким образом, было подтверждено второе условие гипотезы о том, что использование в процессе обучения иностранному языку интерактивных методов, активизирующих способность к самоактуализации личности студента, служит повышению уровня личностной самоактуализации юноши.

Опытно-экспериментальное исследование показало, что насыщение педагогического процесса субъективными личностными смыслами самоактуализирующейся личности, определенное нами как третье условие, обусловило построение субъект-субъектные отношения между учителем и студентами, основанные на экзистенциальных потребностях участников образовательного процесса в самоактуализации и дальнейшем личностном саморазвитииактивизировало потребность юношей в наиболее полном раскрытии своих потенций.

Таким образом, была доказана справедливость третьего условия гипотезы исследования: насыщение педагогического процесса субъективными личностными смыслами самоактуализирующейся личности, влияет на активизацию способности к самоактуализации и обусловливает значительные изменения в сфере личности студентов.

В целом исследование показало, что в результате введения всех трех условий — антропоориентированного обогащения содержания образования в процессе изучения иностранного языка (корейского) — использования интерактивных методов и форм обучения, активизирующих процесс личностной самоактуализации студентов и насыщения педагогического процесса субъективными личностными смыслами самоактуализирующейся личности, произошло значительное изменение в потребностно-мотивационной сфере личности студентов.

Итак, на основании теоретического анализа подходов в области философии, психологии, педагогики нами: а) определены основные категории нашего исследования, к которым отнесены следующие понятия: личность, культура, самосовершенствование, саморазвитие, субъектная активность человека, саморегуляция, творчество, самотворчество, самореализация, самоактуализация, свобода выбора, ценностное содержание жизнесмыслов, толерантность, рефлексивность и другиеб) разработаны концептуальные основы педагогической поддержки самоактуализации студентов в процессе изучения иностранного языка (корейского), в том числе:

— определена сущность педагогической поддержки развития самоактуализации студентов в процессе обучения иностранному языку;

— выявлены специфические факторы, условия, критерии, закономерности и принципы развития самоактуализации студентов среднего специального учебного заведения.

Проведенная нами опытно-экспериментальная работа установила, что педагогическая поддержка развития способности к личностной самоактуализации студентов техникумов при обучении иностранному языку обусловливает развитие самоактуализации студентов.

Словом, результаты проведенного нами исследования, подтвердив справедливость гипотезы, помогли решить актуальную научную задачу, заключающуюся в разработке теоретических положений концепции педагогических условий самоактуализации студентов в педагогическом процессе техникума в процессе изучения иностранного языка (корейского).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационных цивилизаций. М.: Владос, 1994.- 336 с.
  2. Абульханоза-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — С. 79, 299
  3. А.Н. Системное познание мира. М., 1985. — 263 с.
  4. А. Индивидуальная психология, ее гипотезы и результат // Психология личности: Хрестоматия. Т.1.- Самара: «Бахрах», 1999. — С. 163−178.
  5. А. Понять природу человека // Библиотека зарубежной психологии. Спб: Гуманитарное агентство «Академический проект», 2000. — С. 18−23
  6. Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии развития отечественного образования. М., 1994. — 280 с.
  7. Ш. А. Здравствуйте, дети: Пособие для учителя. М., 1983. — 208 с.
  8. Ш. А. Размышления о гуманитарной педагогике. М., 1995. 494 с.
  9. Ш. А. Сделать обстоятельства человечными // Учительская газета. 1985. — 1 мая.
  10. .Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека // Психология личности: Хрестоматия. Т.2. — Самара: «Бахрах», 1999. — С. 7−94.
  11. .Г. Человек как предмет познания // Хрестоматия по психологии / Под ред. А. В. Петровского. М: Просвещение, 1977. — С. 152−158.
  12. С.Ф. Морачь и поведение. М.: Мысль, 1985. 239 с.
  13. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. — 158 с.
  14. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. Воронеж, 1996. — 768 с.
  15. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., 1982. — 192 с.
  16. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. М., 1982. — С. 182, 192.
  17. Д.А. Образование в философском измерении // Педагогика. -1998. № 8. — С. 114−115.
  18. М.Н. Нравственный идеал в русской педагогике. Вторая половина 19 начало 20 вв. // Педагогика. — 1998. — № 2. — С. 70.
  19. Е. Этноцентризм стереотипа: результаты исследований немецких и польских студентов в 1993—1994 гг.// Речевые и ментальные стереотипы в синхронии и диахронии: Тезисы конференции. М., 1995. — С. 47−65.
  20. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979. — 318 с.
  21. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. — 423 с.
  22. Бахтинология: Исследования, переводы, публикации. СПб, 1995.370 с.
  23. Н.А. Мое философское миросозерцание // Русский путь. -СПб, 1994.-С. 23−29.
  24. Н.А. О назначении человека. М., 1993. — 383 с.
  25. Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. М.: Мысль, 1991.-С. 41−73.
  26. Н.А. Философия свободы: Смысл творчества. М., 1989. — 607 с
  27. Н.А. Философия свободного духа. М., 1994. — С. 17. 28 Бердяев Н. А. Царство духа и царство кесаря. — М., 1995. — С. 44.
  28. Э.М. Чтение средство, цель, удовольствие // Иностранный язык в школе. — 1998. — № 3. — С. 43.
  29. Н.А. Физиология движений и активность. М., 1990. — 494 с. 31 Беспалько В. П. Персонифицированное образование // Педагогика.1998.- № 2. -С. 12.
  30. B.C. Мышление как творчество // Введение в логику мысленного диалога. М., 1975 — 399 с.
  31. B.C. От наукочтения к логике культуры. — М., 1991. — 413 с.
  32. Бим-Бад Б. М. Воспитание человека обществом и общества челозеком // Педагогика, 1996.-№ 5.-С. 17−18.
  33. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. -М., 1979 Т.1. — 399 с
  34. А. Азиатские мотивы // Известия. 1998. — 21 июля.
  35. М.В. Общечеловеческие и национальные ценности. Ценностное ориентирование отечественной педагогике (начало 20 в.) // Педагогика. 1998. -№ 7. — С. 81−82.
  36. А.А. Личность и общение: Избр. труды. М.: Педагогика, 1983.- 272 с.
  37. А.А. О психологических основах воспитания личности // Вопросы психологии. 1986. — № 7. — С. 21−23.
  38. А.А. Психология о личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. — 188 с.
  39. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968. С. 174, 464.
  40. В. Кредо плюралистов // Слово. 1990. — № 9. — С. 23−27
  41. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1998. — 56 с.
  42. А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. Москва-Воронеж, 1996. — С. 149, 392.
  43. М. Два образа веры. М., 1995. — 46 с.
  44. Бубер М. Яи Ты. М., 1993. — 173 с.
  45. В.Г. Междисциплинарные технологии и принципы синергетики: проблемы и перспективы // Синергетика: Труды семинара. Выпуск 1. -М.: Изд-во МГУ, 1998. — 256 с.
  46. А.П. Изучение иностранных языков в России Социокультурные аспекты // Иностранный язык в школе. 1998. — № 3. — С 15−16.
  47. Г. П. Ареарский М.А. Сохранение и обогащение национально-культурных традиций россиян // Педагогика. 1998. — № 7. — С. 54−57.
  48. Н.Э. Педагогические основы формирования положительной мотивации при обучении старшеклассников иностранному языку: Автореф дис.. канд. пед. наук. Якутск, 1997 — 20 с.
  49. К.Н. Этика и педагогика творческой личности: В 2 т. М., 1911.-Т.1. — 175 с.
  50. Е. М. Костомаров В.Г. Язык и культура. М.: 1983. — С. 78.
  51. Н.Х. Очерки об общем образовании и системе народного образования в России. М., 1985. — 320 с.
  52. Н.Д. Привычка основа нравственного воспитания // Педагогика. — 1997. -№ 5. — С. 91−94.
  53. .Л., Московкин Л. В. Международная конференция «Современные методы преподавания и изучения' иностранных языков» // Иностранный язык в школе. 1998. -№ 3. — С. 86−87.
  54. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М., 1967. — С. 93.
  55. Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. — Т 2.1. С. 79.
  56. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.479 с.
  57. .П. Этика преображенного эроса. М., 1994. — 89 с.
  58. О.С. Ответственность школы за воспитание детей // Педагогика. 1997. -№ 4. — С. 45−52.
  59. Г. Работы разных лет. М., 1972. — Т. 1. — 668 с.
  60. .С. Образование в 3-м тысячелетии. Гармония знания и веры // Педагогика. 1998. — № 2. — С. 47−49.
  61. .С. Стратегические приоритеты развития образования в России /7 Педагогика. 1998. — № 2. — С. 44−46.
  62. С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию / Отв. ред. П. В Алексеев. М.: «Школа-Пресс», 1995. -448 с.
  63. М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. 1988, — № 2. — С. 19−26.
  64. Г. И. О возможности развития творческого мышления на занятиях по иностранному языку // Материалы 43-й научной конференции. Хабаровск, 1997 — С. 25.
  65. Г. И. О методическом аспекте нравственного становления человека в иноязычном общении // Материалы 43-й научной конференции. Хабаровск, 1997. — С. 37. J
  66. Е.Л. Возможности личностного саморазвития студентов технического вуза в поисковых подходах к обучению: Дис.. канд. пед. наук. -Хабаровск, 1999. 186 с.
  67. Н.Г. Саморазвитие личности учащегося среднего специального учебного заведения как педагогическая проблема: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Хабаровск, 1995. — 24 с.
  68. Н.Г. Теория и практика педагогического обеспечения личностного саморазвития студентов в контексте эко-культурного подхода: Дис.. докт. пед. наук. Хабаровск, 2000. — 450 с.
  69. В. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества: Избр. труды по языкознанию. М., 1984. — С. 37−53.
  70. В. Язык и философия культуры. М., 1985. — 97 с.
  71. Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного подхода. М., 1994. — 184 с.
  72. Э.Н. Собрание сочинений / Перевод с немецкого. М., 1994. Т.1.- 125 с.
  73. Давыдов В В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика 1988 — 239 с.
  74. А. Развитие национальных языков и культура межнациональных отношений // Педагогика. 2000. — № 4. — С. 56−58.
  75. М.А. Всеобщая методология науки и специальная методология педагогики в их взаимоотношениях. М., 1971. — С. 13−14.
  76. И.А. Представление о счастье в российском менталитете. -СПб: Алетейя, 2001. 242 с.
  77. В. Описательная психология. М., 1936. — 153 с.
  78. Г. Д. Многокультурное образование. М., 1999. — 261с.
  79. Э.Д. Проблемы образования в контексте общего процесса модернизации России // Педагогика. 1996 — № 5 — С. 37−39.
  80. Добролюбов Н А. О значении авторитета в воспитании. Мысли по поводу «Вопросов жизни» г. Пирогова//Собр. соч.: В 3 т. М., 1986. — Т. 1.-861 с.
  81. О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1997 — 333 с.
  82. В.М. Личностное саморазвитие старшего школьника.в педагогическом процессе школы: Дис.. канд. пед. наук. Хабаровск, 2000. — 190 с
  83. Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982. — 56 с.
  84. Жукова И В. Работа с текстом на уроке немецкого языка в старших классах // Иностранный язык в школе -1998. № 1. — С. 22−24.
  85. О.А., Зангиров В Г. Диалогический путь к мировому единству культуры // Россия, Восток, Запад: диалог культур: Тезисы докладов международной научной конференции. Хабаровск, 1997. — 4.2. — С. 56
  86. Г. П. Педагогические условия развития рефлексивных способностей учащихся в образовательном процессе: Дис.. канд. пед. наук-Хабаровск, 1997. 205 с.
  87. И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М., 1985. — 54 с.
  88. В.П. О целях и ценностях образования // Педагогика. 1997. № 5. — С. 3−7.
  89. Н.С. Культура и общественный прогресс. М.: Наука, 1998. — 36 с.
  90. А.В. Нравственное воспитание учителя в условиях социальных перемен // Педагогика. 1998. — № 7 — С. 71−74.
  91. Е.Н. Искусство общения: Педагогический поиск. М., 1989. — 112 с.
  92. Е.Н. Шаги навстречу: Из опыта работы учителя. М., 1986. — 42 с.
  93. А.Н. Что такое личность // Вопросы психологии. 1992 -№ 5.-С. 5−12.
  94. М.С. Философия культуры. СПб, 1996. — С. 207, 416.
  95. O.JI. Текст и коммуникация. М., 1990. — С. 88. ф 100. Канке В. А. Философия. — М.: Логос, 2001. — 343 с.
  96. П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Сост. П. А. Лебедев. М., 1982. — 704 с.
  97. В.А. Воспитание гражданина. М., 1987. — 144 с.
  98. Р.С. и др. Философия природы: коэволюционная стратегия. М., 1995.- 225 с.
  99. А.А. Гуманитаризация образования. Некоторые теоретиче-• ские предпосылки // Педагогика. 1998. — № 2 — С. 13−17.
  100. В.В. Обучение немецкому языку с опорой на английский // Иностранный язык в школе. 1998. — № 5. — С. 54−57.
  101. И.В., Хомяков А. С. Принцип соборности в воспитании /7 Педагогика. 1998. — № 7. — С. 74−78.
  102. Г. К. Инновационное образование как фактор становления будущего учителя: Дис.. докт. пед. наук. Хабаровск, 2000. — 395 с. Я 108 Ковалев А. Г. Психология личности. — М., 1964. — С. 58.
  103. Л.Н. Проблемы исследования целостности культуры. Общие проблемы культуры и культурного строительства. М.: Экспрессинформ, 1982. — С. 23.
  104. Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. — 250 с.
  105. И.А. Воспитание человеческих качеств // Педагогика. -1998.-№ 8.-С. 54−56.
  106. Н.А. Развитие педагогической культуры будущих учителей на занятиях по иностранному языку: Дис.канд. пед. наук. Иркутск, 1995. — С. 78
  107. Кон И.С. В поисках себя: Личность и самосознание. М., 1984. — 242 с.
  108. Кон И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя. М., 1989.255 с.
  109. Консервативные тенденции в современной буржуазной педагогике: Сборник научных трудов. М., 1989. — С. 80.
  110. Концепция коммуникативного общения иноязычной культуры в средней школе / Под ред. В. Б. Царьковой М., 1993. — 51 с.
  111. X., Фейр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешить конфликт. М., 1992. — 116 с.
  112. А.С. Педагогические основы творческого самовыражения как фактора становления будущего учителя: Дис.. докт. пед. наук. Хабаровск, 2000. — 377 с.
  113. Краевский В В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара- 1994. — С. 165, 208.
  114. В.В. Педагогическая теория: что это такое9 Зачем она нужна? Как она делается? Волгоград, 1996. — С. 86.
  115. В.В. Философия образования: состояние, проблемы, перспективы: Материалы заочного круглого стола // Вопросы философии. -1995 -№ 2. С. 30−32.
  116. Круглый стол «Культура, образование, религия» // Педагогика. 1998 -№ 5. — С. 47−50.
  117. Круглый стол «Реформирование образования в России» // Педагогика. 1997. -№ 5. -С. 17−22.
  118. Круглый стол «Теория и практика личностного ориентированного образования» // Педагогика. 1996. — № 5. — С. 65−72.
  119. Н.Б. Эстетический потенциал культуры. М., 1990. — 146 с.
  120. Л.А. Религиозно-нравственное просвещение в образовательных учреждениях России // Педагогика. 1998. — № 8. — С. 67−69.
  121. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990. — 183 с.
  122. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985. — .32 с.
  123. К.В. Проблема саморазвития личности // Педагогика. 1998. -№ 8 — С. 110−118.
  124. Л.Н. Вопросы личностно-прфессионального саморазвития студентов в целостном педагогическом процессе педагогического вуза // Сборник научных трудов. Иркутск, 1994. — С. 26.
  125. Л.Н. Гуманизация образования и саморазвития личности. -Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2001.-С. 12.
  126. Л.Н. Доверие рождается доверием // Народное образование. 1988. -№ 2. — С. 63−66.
  127. Л.Н. Индивидуальное воспитание как условие личностного саморазвития старшеклассников // Сборник научных трудов. Биробиджан, 1994. — С. 25.
  128. Л.Н. Образование, ориентированное на личностный рост ребенка // Теория и практика становления личностно-ориентированного обучения: Материалы региональной научно-практической конференции. Хабаровск, 1996. — С. 45.
  129. Л.Н. Проблемы саморазвития личности. -Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1997.- 315 с.
  130. Г. И. Сущность и механизм усвоения индивидом нравственных ценностей: Автореф. дис.. канд. филос. наук. М., 1977. — 17 с.
  131. Краткий словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1984. — 31 1 с.
  132. Л.П. Педагогическая поддержка саморазвития жизнеустой-чивости будущих специалистов технического профиля. Хабаровск, 2000. — 37 с.
  133. Л.П. Педагогические условия развития адекватной защищенности личности студента-первокурсника в техническом вузе: Дис.. канд. пед. наук. Хабаровск, 1996. — 145 с.
  134. О.В. О структуре общественных отношений: Очерки методологии познания социальных явлений. М., 1970. — 221 с.
  135. Л. Искусство быть собой. М.: Знание, 1991. — 255 с.
  136. К.Е. Личностью не рождаются. М.: Наука, 1990, С. 85−112.
  137. П.Ф. Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1952. — 336 с.
  138. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  139. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. -М., 1983.- 332 с.
  140. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.: Изд-во МГУ, 1971.- 240 с.
  141. И.Я., Скаткин М. Н. Задачи и содержания общего и политехнического образования. Дидактика средней школы. М., 1975. — 303 с
  142. М.И. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. М., 1985. — 87 с.
  143. Макарцева Н. Н Духовные ценности Руссой народной педагогической культуры // Педагогика. 1998. — № 1, — С. 76−81.
  144. В.И. Педагогическая антропология. М.: Академия, 2 001 205 с.
  145. М.К. Как я понимаю философию. М., 1990 — 321 с.
  146. М.К. Лекции о Прусте. М., 1995. — 43 с.
  147. М.К. Проблема человека и философии. О человечном в человеке / Под. Ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991 — С. 8−22.
  148. М.К. Психологическая топология пути. СПб, 1 997 576 с.
  149. А.К. Формирование мотивации учения. М., 1990. — С. 36.1 57. Маслова В. А. Лингвокулътурология. М., 2001. — С. 95−140.
  150. А. Мотивация и личность // Психология личности: Хрестоматия. Самара: «Бахрах», 1999. — Т.1 — С. 391−416.
  151. А. Психология бытия. М.: Фефе-бук К., «Вахлер», 1997. — С. 24.
  152. B.C. Психология индивидуальности / Под ред. Е. А. Климова. -М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1996. С. 179, 448.
  153. А.А. Изучение иностранных языков в школе: новые перспективы // Педагогика. 1998. — № 1. — С. 39−45.
  154. В. Человек, мораль, воспитание. М.: Прогресс, 1975. — 166 с.
  155. Моральные ценности и личность / Под ред. А. И. Титаренко. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 176 с.
  156. А.В. О воспитании старшеклассников. 2-е изд. М., 1981. — .176 с.
  157. А.В. Феноменология внутреннего сознания времени. О воспитании старшеклассников.2-е изд. М., 1981, — 176 с.
  158. Г. И. Региональные аспекты развития физкультурного образования на Дальнем Востоке: Дис.. докт. пед. наук. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1998. — С. 76.
  159. Р.С. Психология. М., 1998. — 111 с.
  160. Н.В. Взаимодействие Востока и Запада: духовно-культурный аспект // Россия, Восток, Запад: диалог культур: Тезисы докладов международной научной конференции. Хабаровск, 1997. — 4.2. — С. 119−122.
  161. Н.Д. Дух ценности и воспитание человека // Педагогика. -1998. -№ 4. С. 3−9.
  162. Н.Д. Ценности как основа целей // Педагогика. 1997. -№ 5. — С. 24−27.
  163. Отечественное образование: тенденции и перспективы развития // Педагогика 1998. — № 8. -С. 3−5.
  164. В.Н. Концепция российского образования на Дальнем Востоке. Биробиджан-Хабаровск, 1999. — С. 34.
  165. И.В. Проблема Восток-Запад в контексте теории субэкумен Г. Померанца // Россия, Восток, Запад: диалог культур: Тезисы докладов международной научной конференции. Хабаровск, 1997. — 4.1. — С. 76−79.
  166. В.Н. Активность и самостоятельность учащихся // Педагогика. -1997.5.-С. 40−44.
  167. Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М., 1991. — 64 с.
  168. Е.И. Уроки иностранного языка в школе. М., 1988. — С. 63.
  169. А.В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии, 1998.-434 с.
  170. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. -Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1996. 512 с.
  171. Н.И. Избр. пед. соч. М., 1985. — 496 с.
  172. Д.И. Сочинения. М., 1955−1956. — Т.4. — 391 с.
  173. К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. — 254 с.
  174. Психологический словарь / Ред.-сост. А. М. Ребер. М., 2001. — Т. 1,2.
  175. З.И. О развитии образования в России. Новые ценностные ориентиры: Концепция исследования // Педагогика. 1998. — № 5. — С. 86−87.
  176. Н.С. Критический анализ коммуникативной педагогики ФРГ. Л., 1989. — 247 с.
  177. Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.4. От романтизма до наших дней. — СПб: ТОО ТК Петрополис, 1997. -221 с.
  178. В. Школа в Ясной Поляне // Слово. 1990. — № 9. — С. 23−25.
  179. Г. В., Рабинович Ф.М, Сахарова Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М., 1991. — 26 с.
  180. А.В. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Изд. гоуппа «Прогресс, Универс», 1994 — 480 с.
  181. C.JI. Основы обшей психологии: В 2 т. М., 1989. — Т.2.244 с.
  182. Рубинштейн С Л. Принцип творческой самодеятельности. К философским основам современной педагогики // Вопросы философии. 1989. — № 4. С. 42−45.
  183. Т.Т. Сензитивность к общественной оценке как одно из условий формирования нравственных ценностей у старшеклассников // Психологические аспекты формирования нравственных ценностей у школьников: Сборник научных трудов. Хабаровск, 1985. — С. 53.
  184. Н.Г. Противоречия гуманизации воспитания в современной школе как педагогическая проблема: Дис.. докт. пед. наук. Хабаровск, 1998. -484 с.
  185. Сагатовский В Н. Системный подход к классификации ценностей // Научные исследования и человеческие потребности: Материалы Московской встречи экспертов по проекту ЮНЕСКО. М., 1979. — С. 30−35.
  186. .П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм Из истории мировой гуманистической мысли. М.: Просвещение, 1995 -188 с.
  187. И.Н. Проблемы современного образования в философском контексте // Педагогика. 1998. — № 1. — С. 12−14.
  188. П.В. Эмоции и воспитание // Вопросы философии 1981 -№ 5. — С. 39−40.
  189. П.В. Эсоциональный мозг М., 1998. — 301 с.
  190. В.Н. Современные языки: изучение, обучение, оценка. Общеевропейская компетенция // Иностранный язык в школе. 1998. — № 3. -С. 82−87.
  191. М.И. Ориентация младших школьников ча нравственные ценности в процессе обучения: Дис.. канд. пед. наук: Иркутск, 1997. — С.64.
  192. А.Н. Соотношение эгоцентризма личности: интерпретации // Психологический журнал. 1999. -№ 20. — С. 11−13.
  193. В.И. Предисловие: новые ценности образования: теза-риус./ Ред. Н.Б. Крыловаю-М.: ИЛИ РАО, 1995. 1 16 с.
  194. Словарь по этике / Под ред А. А. Гусейнова, И. С. Кона. М., 1989.338 с.
  195. B.C. Идея сверхчеловека: Соч.: В 2 т. Т.2. — М., 1991 -С. 627−634.
  196. B.C. Русская идея // В кн. Соловьева B.C. Смысл любви: Избр. произв. М.: Современник, 1991 — С. 41−68.
  197. Т.К. Педагогика сотрудничества преподователя с младшими школьниками в процессе приобщения их к’народному творчеству. Дис.. канд. пед. наук. М., 1999. — С. 47.
  198. Ю.С. Толерантный человек: как его воспитать? // Народное образование. М., 1997. — № 9. — С. 25−34.
  199. Л .А. Философия и история образования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. — 272 с.
  200. Столин В В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Автореф. дис.. докт. психол. наук. М., 1985. — 37 с.
  201. В.А. Как воспитать настоящего человека. Этика коммунистического воспитания: Педагогическое наследие / Сост. О В Сухомлин-ская. М., 1990. -228 с.
  202. В.А. Методика воспитания коллектива. М., 1981, — 192 с
  203. В.А. Субъект. Объект. Познание. М., 1980. — 359 с.
  204. Т.И. Славянофилы о диалоге Запада и России в проблемном пространстве философии культуры // Россия, Восток, Запад: диалог культур: Тезисы докладов международной научной конференции. Хабаровск, 1997 — 4.1 — С 39.
  205. В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования // Педагогика. 1998. — № 2. — С. 3−10.
  206. Г. Г. Учителям и родителям о психологии подростка. М.: Высшая школа, 1990. — 303 с.
  207. П.Д. Новая модель вселенной. СПб: Изд.-во Чернышева. — С. 557,993.
  208. П.Д. Психология возможного развития человека: Третья лекция // В сб. «Синтез мистических учений Запада и Востока. Экзотическое общество Запада и Востока», — М., 1990. С. 64.
  209. Н.В. Структура языкового сознания русских: 70−90 годы // Этническое и языковое самосознание: Материалы конференции. М., 1995. — С 17.
  210. К.Д. Собр. соч. Л., 1950. — 41 1 с.
  211. К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч. М.: Политиздат, 1950. — Т.8. — 408 с.-Т.10. -412 с.
  212. С.Л. Очерки философии культуры. Культура и личность // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения: Информационный сборник. Вып. 1.-М., 1990. — С. 32.
  213. Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990. С. 208, 272.
  214. Э. Иметь или быть. Киев, 1998. — 78 с.
  215. М. Разговор на проселочной дороге. М., 1991. — 113 с. щ 228. Хорни К. Невротическая личность. Наши внутренние конфликты.
  216. Психология личности // Хрестоматия. Т.1. — Самара: «Бахрах», 1999 — 179 с.
  217. В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипи-рованности от внешнего и внутреннего // Психологический журнал 1995,-№ 16 — С. 15−26.
  218. Чучин-Русов А. Е. Образование и культура // Педагогика. 1998. — № 1.1. С. 7−9.
  219. Е.В. Воспитание достоинства личности младших школьников как условия их саморазвития: Дис.. канд. пед. наук. Хабаровск, 1997. С. 67.
  220. А. Избранные произведения. М., 1993. — 479 с.
  221. Н.Е. Что же такое воспитание9 // Воспитание школьников -1989. -№ 6,-С. 33−45.
  222. Юнг К.Г. О становлении личности. Аналитическая психология. Психология личности // Хрестоматия. Т.1. Самара: «Бахрах», 1999. — С. 128−154.
  223. Юнг К. Г. Психологические типы / Перевод с нем. М.: Университетская книга, 1996 — 716 с.
  224. И.С. Психологические критерии качества знаний школьников / Под ред. И. С. Якиманской. М., 1990. — 247 с.
Заполнить форму текущей работой