Особенности декоративной деятельности дошкольников
В любом виде деятельности наиболее ощутимые успехи достигаются тогда, когда работают с увлечением. В декоративно-прикладном творчестве интерес и увлечённость детей может возникнуть в лепке из глины, при выкладывании мозаики, в росписи на тканях и бересте, при овладении различными техническими приёмами художественной обработки материалов, наконец, при выполнении изделий с целью оформления… Читать ещё >
Особенности декоративной деятельности дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Привлечение народного декоративного искусства как активного средства эстетического воспитания в детском саду имеет свои преимущества. Главные из них — широкие горизонты эстетического познания и многообразные аспекты воспитательного воздействия народного искусства в процессе гармонического воспитания личности дошкольника.
В любом виде деятельности наиболее ощутимые успехи достигаются тогда, когда работают с увлечением. В декоративно-прикладном творчестве интерес и увлечённость детей может возникнуть в лепке из глины, при выкладывании мозаики, в росписи на тканях и бересте, при овладении различными техническими приёмами художественной обработки материалов, наконец, при выполнении изделий с целью оформления помещений детского сада, с целью использования в качестве подарка маме, для игры малышей.
В работе с детьми широко применяются различные материалы: глина, ткани различных фактур и расцветок, береста, цветная керамическая и кафельная плитка, глазури для росписи, гуашевые и темперные краски, цветные мелки, пастель. Эти материалы позволяют достаточно полно, в увлекательной и доступной форме познакомить детей со спецификой и особенностями декоративно-прикладного искусства.
Декоративно-прикладная деятельность имеет своё специфическое содержание и осуществляется в самых разнообразных формах, редко укладывается в предназначенное для занятий время. Процесс её более длительный, распадается на различные этапы.
Поэтапность зависит от вида деятельности. В декоративной деятельности под влиянием фольклора дети от восприятия образцов и их отдельных выразительных средств переходят к творческим композициям с использованием различных материалов. Развитие чувства цвета у детей идёт от освоения ими жизненных свойств, красок и их сочетаний к использованию этих свойств в целях образного воплощения, сначала по заданию педагога, а затем в самостоятельном творчестве.
Творческие задания предполагают совместные действия взрослого и ребенка. Их постановка во многом определяется взрослым, но выполнение заданий осуществляется детьми творчески, самостоятельно. Основу таких творческих заданий составляют определённые темы, которые делают образ наглядным и доступным.
Создание условий способствует развитию декоративно-прикладной деятельности. Прежде всего, это наличие разнообразных материалов, оборудование места работы. Разнообразие видов деятельности требует широкого ассортимента материалов: гуаши, темперы, акварели, туши, всевозможных кистей и губок, различных тканей, глины, глазури, бересты. Детей необходимо познакомить с приёмами работы с этими материалами, чтобы раскрыть возможности образного воплощения.
На занятиях между всеми видами изобразительной деятельности устанавливаются тесные связи. Например, происходит обучение рисованию на заданную тему. Детям предлагается передать свою тему различными способами: одни рисуют цветными карандашами, другие — гуашью, третьи используют бумагу различного тона и размера. Сравнивая свои рисунки, дети убеждаются в преимуществе того или иного способа. Так они подготавливаются к самостоятельным поискам лучших средств изображения, это в свою очередь, готовит детей к декоративно-прикладной практике, которая отличается поисковым характером.
В самостоятельной художественной деятельности дети объединяются по своей инициативе в небольшие группы. Её содержание связано с аппликацией, рисованием, лепкой, конструированием. Дети готовят персонажи для театра, строят макеты для драматизации, оформляют костюмы для выступления.
С декоративно-прикладной деятельностью непосредственно связан и ручной труд. Работа с бумагой, картоном, тканью, корой, деревом, изготовление различных предметов всегда требует художественной отделки.
В игре ребёнок сам подготавливает обстановку и макетирует помещение, на фоне которого развёртывается сюжетное действие. Развивая задуманный сюжет, дети готовят костюмы для кукол, различные самоделки, используя самый разнообразный материал. Следовательно, игра представляет возможности для декоративного её оформления.
Праздники и развлечения предоставляют большие возможности для художественно-декоративной деятельности детей. Ведь каждый праздник — это синтез различных видов художественной деятельности. Дети принимают участие в изготовлении атрибутов и декораций к праздникам. Эта работа доставляет им удовольствие, они понимают общественное назначение своей деятельности.
Таким образом, декоративно-прикладная деятельность детей применяется в разнообразных видах и формах. Обучение декоративной деятельности всесторонне влияет на развитие дошкольников и охватывает все направления воспитания и образования: занятия, игровую, трудовую, самостоятельную деятельность.