Задача нестационарной теплопроводности в зоне вторичного охлаждения
Уравнения математической физики. Решение задач в системе Maple. Учебник для вузов — СПб.: Питер, 2004. -539 с.: ил. В результате получается аналог задачи Стефана, который решается численными методами. Заменим задачу (1) — (9) семейством задач, в которых условия (3), (4) заменены на линейные: Связь решений задач с решением исходной задачи описывается следующим утверждением: Решение задачи… Читать ещё >
Задача нестационарной теплопроводности в зоне вторичного охлаждения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Задача нестационарной теплопроводности в зоне вторичного охлаждения
Технология разливки стали должна обеспечивать стабильность процессов, протекающих в зоне вторичного охлаждения машины непрерывного литья заготовок. Одной из важнейших составляющих развития новых технологий повышения стабильности охлаждающих воздействий является изучение тепловых процессов. Сформировавшийся слиток с затвердевшей оболочкой из кристаллизатора попадает в зону вторичного охлаждения. Происходит резкое изменение условий теплообмена. Интенсивный отвод тепла осуществляется при контакте водовоздушной смеси из распылителей с поверхностью слитка и поддерживающей системой направляющих роликов. В результате форсированного поверхностного охлаждения интенсивно изменяется распределение температур по сечению слитка. Математическое моделирование является эффективным инструментом исследования тепловых процессов, происходящих в зоне вторичного охлаждения.
Для исследования охлаждения непрерывного слитка на криволинейных участках МНЛЗ рассмотрим следующую модель тепломассопереноса [1].
где:
Граничные условия на границе криволинейного участка:
по внутреннему радиусу.
и по внешнему радиусу.
Дополнительные условия.
заготовка сталь тепломассоперенос Здесь:
— угловая скорость движения слитка на криволинейном участке;
внутренний (внешний) радиус криволинейного участка;
— границы раздела фаз.
Решение рассматриваемой задачи Стефана усложняется наличием нелинейности в граничных условиях (3), (4). Основным методом нахождения приближенного решения задачи (1) — (9) является применение различных разностных схем. Но применение разностных схем к этой задаче, в свою очередь, приводит к ряду трудностей. В данной работе для решения задачи (1) — (9) предлагается метод, основанный на сочетании аналитических методов с численными, который оказывается более эффективным.
Заменим задачу (1) — (9) семейством задач, в которых условия (3), (4) заменены на линейные:
Решение задачи использует решение задачи, полученное на предыдущем шаге.
Связь решений задач с решением исходной задачи описывается следующим утверждением:
Последовательность решений задач сходится в к решению задачи (1) — (9).
Для нахождения решения задач воспользуемся методом конечных интегральных преобразований (метод Гринберга [2]).
Решение задачи будем искать в виде Предположим, что функции являются собственными функциями дифференциального оператора.
т.е. являются решением следующей задачи.
Нетрудно проверить, что задача (10) имеет ненулевое решение.
Приведем значения .
Собственные функции оператора являются линейно независимыми функциями. Но тогда для нахождения функций из уравнения (1) получим уравнение.
Соответствующим образом модифицируются граничные условия.
В результате получается аналог задачи Стефана, который решается численными методами.
Разработана программа в пакете Wolfram Mathematica 9.0, результатом работы которой является массив значений температуры заготовки, построена графическая визуализация температурного поля. Предложенный подход и результаты исследований можно использовать для определения предполагаемого решения. Производится, отладка и верификация построенной модели.
- 1. Иванова А. А. Моделирование процесса кристаллизации, идентификация параметров внешнего теплообмена и управление расходами воды в зоне вторичного охлаждения МНЛЗ // ВІСНИК Донбаської державної машинобудівної академії - 2010. — № 1 (18) — С. 127−131.
- 2. Уравнения математической физики. Решение задач в системе Maple. Учебник для вузов — СПб.: Питер, 2004. -539 с.: ил.