Развитие профессиональных качеств личности будущего офицера в процессе информационной подготовки в военном вузе
Диссертация
Одной из главных проблем военного образования справедливо полагают противоречие между характером профессиональной деятельности современного военного инженера в условиях всё более растущего объёма информации, интенсивного внедрения и использования средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в военном деле и традиционным уровнем подготовки в области информатики и информационных… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы развития профессиональных качеств личности будущего офицера в процессе информационной подготовки в военном вузе
- 1. 1. Содержание и сущность информационной подготовки в военном вузе
- 1. 2. Психолого-педагогические аспекты развития качеств личности будущего офицера в процессе информационной подготовки
- 1. 3. Воспитательная функция информационной подготовки в военном вузе как фактор повышения уровня профессиональной компетентности специалиста
- Выводы по главе 1
- Глава 2. Методическая система совершенствования профессиональной компетентности будущего офицераинженера в процессе информационной подготовки в военном вузе
- 2. 1. Особенности учебно-воспитательного процесса и информационной подготовки слушателей и курсантов в военно-техническом вузе
- 2. 2. Дидактические условия развития качеств личности специалиста в ходе обучения базовому курсу информатики в военном вузе
- 2. 3. Развитие качеств личности будущего офицера в процессе реализации вариативной части информационной подготовки в военном вузе
- 2. 4. Организация, проведение и результаты педагогического эксперимента
- Выводы по главе 2
Список литературы
- Акимова М.К., Козлова В. Т., Ференс Н. А. Теоретические подходы к диагностике практического мышления. //Вопросы психологии. 1999. -№ 1. -с. 21−31.
- Альманах психологических тестов. М.: «КСП», 1996. — 400 с.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: (Общедидактический аспект). М.: Педагогика, 1977. — 256 с.
- Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987. -№ 6, — с. 80.
- Барабанщиков А.В., Давыдов В. П., Утлик Э. П., Феденко Н. Ф. Военная педагогика и психология. М.: Военизд, 1986. — 240 с.
- Барановская JI.A. Формирование ответственности у студентов в процессе учебной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук Красноярск, 1996.- 19 с.
- Батышев С.Я. О всеобщем профессиональном образовании // Советская педагогика. 1991. — № 6. — с. 66−70.
- Беленький Г. И. Межпредметные связи // Совершенствование содержания образования в школе /Под ред. И. Д. Зверева, М.П.Кашина- М.: Педагогика, 1985. с. 253−270.
- Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: изд. Воронежского университета, 1977. — 304 с.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.-336 с.
- Беспалько В.П., Татур Ю. Г. Системно-педагогическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: 1989. -79 с.
- Берулава М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования. // Педагогика. -1996. № 1. — с. 9−11.
- Берулава М.Н. Гуманизация образования: направления и перспективы. // Педагогика. 1996. — № 4. — с. 23−27.
- Бешенков С.А., Лыскова В. Ю., Ракитина Е. А. Информация и информационные процессы. Омск: изд. ОмГПУ, 1999. — 85 с.
- Бим-Бад Б.М., Петровский А. В. Образование в контексте социализации. //Педагогика. 1996. — № 1. — с. 3−8.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Под редакцией Д.И. Фе-льдштейна. М.: издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МО ДЕК», 1995. — 352 с.
- Брановский Ю.С. Методическая система обучения предметам в области информатики: Автореф. дис.. д-ра. пед. наук-Москва, 1996. 37 с.
- Ваграменко Я.А., Королёв В. Новые разработки для образования. // ИНФО. 1993, — № 2- с. 5−7.
- Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности: Пер. с англ. М.:1. Прогрес, 1990. 192 с.
- Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.: изд. Московского университета, 1982. — 336 с.
- Виноградов В.А., Скворцов Л. В. Создание информационной культуры для Европы. Доклад на VI конференции ЕКССИД, 23−25 марта 1991 г. Кантербери, Великобритания // Теория и практика обществ.-научн. информатики. 1991. — № 2. — с. 5 — 29.
- Военная психология. Учебник / Под редакцией Шеляга В. В., Глоточки-на А.Д., Платонова К. К. М.: Военизд, 1972. — 400 с.
- Вопросы обучения и воспитания в военно-учебных заведениях / Под ред. И. Н. Шкадова М.: Изд-во Мин-ва обороны, 1976. — 523 с.
- Ворожищева Н.Н. Методические приёмы активизации образовательного процесса. Методическое пособие. Омск: изд. ОмГПУ, 1999. — 18 с.
- Выбор методов обучения в средней школе /Под ред. Ю. К. Бабанского. -М.: Педагогика, 1981. -225 с.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов.
- М.: «Книжный дом „Университет“», 1999. 332 с.
- Гальперин П.Я. Программированное обучение и задачи коренного усовершенствования методов обучения // К теории программированного обучения. М., 1967. — с. 13 -14.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М: Интер-ДиалекИ-, 1997,-432 с.
- Гмурман В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика. Изд. 4-е, доп. учеб. пособие для вузов.-М.: «Высш. школа», 1972. 368 с.
- Гнеденко Б.В. О математике. М.: Эдиториал УРСС, 2000. — 208 с.
- Горбатов Д.С. Тестирование учебных достижений: критериально -ориентированный подход // Педагогика. 1995. — № 4 — с. 105−110.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 150 300 Многоцелевые гусеничные и колёсные машины. — М., 2000. — 59 с.
- Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. 136 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения М.: ИНТОР, 1996.-544 с.
- Данилов М.А., Есипов Б. П. Дидактика. —М.: Изд-во Академии пед. наук, 1957.-515 с.
- Доронина О.В. Страх перед компьютером: природа, профилактика, преодоление // Вопросы психологии. 1993 — № 1. — с. 68−78.
- Егоров Ю.В. Влияние личностных свойств на успешность правоохранительной деятельности: Автореф. дис.. канд. псих, наук -Новосибирск: 1998. 21 с.
- Епишева О.Б. Общая методика преподавания математики в средней школе: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. ин-тов. -Тобольск: Изд-во ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 1997. — 191 с.
- Ершов А.П. Человек и машина. //Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Математика, кибернетика" — № 4. М.: Знание, 1985. — 32 с.
- Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1988.-128 с.
- Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990. -424 с.
- Зверев И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. -М.: Педагогика, 1981. -160 с.
- Зверев И.Д. Состояние и перспективы разработки проблемы методов обучения в современной школе // Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Педагогика, 1980. — 224 с.
- Иванов В.П. Формирование личности офицера. М.: Воениздат, 1986. -160 с.
- Камбурова Л.А., Паутова А. Г. Компьютер-катализатор творческого развития личности // Информатика и образование.-1994.-№ 5 с. 47−52.
- Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников Омского танкового инженерного училища. М.: Изд-во Мин-ва обороны, 1998 — 25 с.
- Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников Омского танкового инженерного института. М.: Мин. обороны, 2000. — 32 с.
- Козлов О.А. Развитие методической системы обучения информатике курсантов военно-учебных заведений Министерства Обороны РФ: Автореф. дис.. д-ра пед. наук Москва: 1999. — 40 с.
- Колин К.К. Информатика сегодня и завтра //Информационные технологии, 2000. -№ 1.- с. 3−8.
- Коновалец JI.C. Познавательная самостоятельность учащихся в условиях компьютерного обучения // Педагогика, — 1999. № 2. — с. 46 — 50.
- Коритчук В.В. Гуманизация военного образования и компьютерная технология обучения // Военная мысль. 1994. — № 9. — с. 69 — 70
- Краткий психологический словарь / Ред. сост. Карпенко JI.A.- под общ. ред. Петровского А. В., Ярошевского М. Г. — 2-е изд., расш., испр. и доп. -Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998. — 512 с.
- Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. М.: Педагогика, 1975.-304 с.
- Кузин Ф.А. Диссертация: методика написания, правила оформления. Порядок защиты. Практическое пособие для докторантов, аспирантов и магистров. М.: «Ось-89», 2000. — 320 с.
- Кураленкова Н.П. Формирование качеств личности педагога, как субъекта общения в обучении профессиональной деятельности: Автореф. дис.. канд. псих, наук Санкт-Петербург, 1995. — 22 с.
- Лапчик М.П. Информатика и информационные технологии в системе общего и педагогического образования. Монография. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. — 294 с.
- Лапчик М. П, Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Под общей редакцией М. П. Лапчика. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 624 с.
- Леднев B.C., Кузнецов А. А., Бешенков С. А. О теоретических основах содержания обучения информатике в общеобразовательной школе // Информатика и образование. 2000. — № 2. — с. 13 — 16.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1972. -575 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 185 с.
- Лернер И. Я Факторы сложности познавательных задач // Новые исследования в педагогических науках. Вып.14. М.: Педагогика, 1970. — с. 86−91.
- Лихачев Б.Т. Основные категории педагогики // Педагогика. -.1999. № 1. -с. 10−19.
- Лукашов B.C. Методологическая культура личности: понятие, структура, пути формирования: Автореф. дис. .д-ра филос. наук: (На материале подгот. воен. инженеров) С.-Петерб.гос. ун-т, 1999. — 40 с.
- Лучко Л.Г. Формирование алгоритмической культуры учащихся в процессе обучения базовому курсу информатики: Дисс.. канд. пед. наук Омск: 1999.-152 с.
- Матрос Д.Ш. Как оптимизировать распределение учебного времени // Новое в жизни, науке и технике. Сер. «Педагогика и психология», № 5. -М.: Знание, 1991.-80 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма.-М.: Знание, 1996.-312 с.
- Махмутов М.И., Измайлов А. О. Профессиональная направленность как педагогическое понятие и принцип //Вопросы взаимосвязи общеобразовательной и профессионально-технической подготовки молодых рабочих. М., 1982. — с. 4 — 31.
- Монахов В.М. Концепция создания и внедрения новой информационной технологии обучения // Проектирование новых информационных технологий обучения. М^, 1991. — с. 4 — 30.
- Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2001. — 192 с.
- Нечаев Ю.И. Формирование методологической грамотности студентов вуза на начальном этапе подготовки: Дис.. канд. пед. наук. Омск, — ОмГПУ. — 2001.-190 с.
- Николаева И.Б. Реализация межпредметных связей курса физики с общепрофессиональными и специальными дисциплинами в военном вузе: Дис.. канд. пед. наук Челябинск, 1999. — 194 с.
- Новик И.Б. Системный стиль мышления (Особенности познания и управления в сложных системах). М.: Знание, 1986. — 64 с.
- Общая психология. Под редакцией А. В. Петровского. М.: «Просвещение», 1970. — 432 с.
- Оконь В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск. Л. Г. Кашкуревича, Н. Г. Горина. М.: Высш. Шк., 1990. — 382 с.
- Опросники и тесты психологической диагностики: Методические указания / Казан, гос. технол. ун-т- Сост.: И. Н. Пугин, Н. Н. Дмитриева. -Казань, 1993.-60 с.
- Организационно-методические рекомендации по формированию у курсантов военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации военно-профессиональных навыков. М.: Министерство обороны, 1999. — 23 с.
- Пак Н. И. Нелинейные технологии обучения в курсах информатики и информационных технологий: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / Краснояр. гос. пед. ун-т. Красноярск, 2000. — 39 с.
- Панов Ю.П., Скальский И. А. Компьютеризация военного образования: проблемы и пути их решения // Военная мысль. 2001. — № 1. — с. 33 — 36.
- Панюкова С.В. Концепция реализации личностно ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий. -М.: «Про-пресс», 1998. 120 с.
- Панюкова С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно ориентированном обучении. М.: «Про-пресс», 1998. — 226 с.
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П. И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 1998. 640 с.
- Персональный компьютер. Руководство пользователя.: Учебно-методическое пособие / Сост. Алёхина Г. Б., Усольцева JI.A. Омск: Изд-во ОВТИУ, 1997. — 81 с.
- Петровский А.В. О психологии личности. М.: «Знание», 1971. — 64 с.
- Петровский А.В. Быть личностью. М.: Педагогика, 1990. — 112 с.
- Пидкасистый П.И., Фридман Л. М., Гарунов М. Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 354 с.
- Психология и педагогика высшей военной школы / Под ред. А.В. Барабан-щикова. М.: Воен. Издат, 1989. — 366 с.
- Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высш. шк., 1984. — 174 с.
- Подоляк Я.В. Практические вопросы военной психологии. М.: Военизд, 1987.- 151 с.
- Политика в области образования и новые информационные технологии. Национальный доклад Российской Федерации на П Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» (Москва, 1−5 июля 1996 г.)//Инфо, 1996. № 5 — с. 7.
- Программа курса «Основы информатики и вычислительной техники» // Микропроцессорные средства и системы. 1986. — № 2. — с. 86 — 89.
- Профессиональная педагогика / Под ред. С. Я. Батышева. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. — 512 с.
- Прохоров А.О., Сережкина А. Е. Особенности психических состояний пользователей ЭВМ в процессе компьютерного обучения // Вопросы психологии. 1995. — № 3 — с. 53 — 61.
- Психология личности: тесты, опросники, методики / Авторы-составители: к.п.н., доцент Н. В. Киршева, и Н. В. Рябчикова. -М.: Геликон, 1995. 236 с.
- Равен Джон Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы /Пер. с англ. Изд. 2-е, испр. М.: «Когито-Центр», 2001. -142 с.
- Рагулина М.И. Профильный курс математических приложений информатики: Дис.. канд. пед. наук Омск: 1999. — 126 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989.
- Рубинштейн С Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1959. — 354 с.
- Рубцов В.В. и др. Логико-психологические основы использования компьютерных учебных средств в процессе обучения// Информатика и образование. 1989. — № 3. — с. 3 -16.
- ЮЗ.Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Ю4.Семакин И. Г. Грамотность, образованность, культура// ИНФО. 2002. -№ 1. — с. 21−24.
- Синклер Айен Большой толковый словарь компьютерных терминов. Русско-английский, англо-русский. М.: Вече «АСТ», 1999. — 512 с.
- Скаткин М.Н. Проблемы дидактики. Доклад на соиск. степ, доктора пед. наук М.: НИИ теории и истории педагогики, 1970. — 40 с.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. -М.: Педагогика, 1980. -270 с.
- Слинкина И.Н. Использование компьютерной техники в процессе развития алгоритмического мышления у младших школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2000.-22 с.
- Скибицкий Э.Г., Шкабура О. В. Стиль мышления как стратегия решения задач с использованием компьютера // Инфо -2000. № 10 — с. 11−18.
- Словарь русского языка: в 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.- Под ред. А. П. Евгеньевой. 2-е изд., испр. и доп. — М: Русский язык, 1981−1984 /Т. 2.- 1982.-736 с.
- Талызина Н. Ф: Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1984. — 283 с.
- Талызина Н. Ф, Печенюк Н. Г., Хохловский Л. Б. Пути разработки профиля специалиста. Саратов: Сарат. ун-т., 1987. — 174 с.
- Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т., Т. 1, М., Педагогика, 1985.
- Тестовые материалы к курсу «Психодиагностика»: Учебно-методическое пособие / Сост. И. А. Вишняков, В. В. Шлякова. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. — 130 с.
- Уваров А.Ю. Три стратегии развития курса информатики // Информатика й образование. 2000. -№ 2. — с. 27 — 34.
- Усольцева Л.А., Алехина Г. Б. Особенности изучения математического моделирования в военно-инженерном институте // Естественные науки в военном деле / Под ред. А. Н. Леонтьева Омск: ОТИИ, 1999 — с. 46 — 48.
- Усольцева Л. А. Формирование когнитивного стиля обучаемых информатике // Вестник сибирского духовно-экологического университета, 2000. № 1(4) — с. 47 — 48.
- Усольцева Л.А. Влияние личностно ориентированного обучения на занятиях по информатике на формирование личности офицера // Сборник научно-исследовательских работ общенаучных кафедр № 12. Омск: Изд-во ОТИИ, 1999.-с. 101−103.
- Усольцева Л. А Цели и задачи обучения информатике в военном вузе // Математика и информатика: наука и образование. Межвузовскийсборник научных трудов. Ежегодник. Выпуск 1 Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001.-с. 261−264.
- Усольцева Л.А., Тривер Т.А, Васильева В. И. Математика. Информатика: Учебное пособие. Омск: Изд-во ОТИИ, 2002. — 40 с.
- Усольцева Л.А., Васильева В. И. Информационная подготовка военного инженера: Учебно-методическое пособие. Омск: Изд-во ОТИИ, 2002. -50 с.
- Философский словарь / Под редакцией И. Т. Фролова. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1987. — 590 с.
- Шаров А.С. Психология образования и развития. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1996, — 148 с.