Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Развитие профессиональных качеств личности будущего офицера в процессе информационной подготовки в военном вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одной из главных проблем военного образования справедливо полагают противоречие между характером профессиональной деятельности современного военного инженера в условиях всё более растущего объёма информации, интенсивного внедрения и использования средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в военном деле и традиционным уровнем подготовки в области информатики и информационных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы развития профессиональных качеств личности будущего офицера в процессе информационной подготовки в военном вузе
    • 1. 1. Содержание и сущность информационной подготовки в военном вузе
    • 1. 2. Психолого-педагогические аспекты развития качеств личности будущего офицера в процессе информационной подготовки
    • 1. 3. Воспитательная функция информационной подготовки в военном вузе как фактор повышения уровня профессиональной компетентности специалиста
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Методическая система совершенствования профессиональной компетентности будущего офицераинженера в процессе информационной подготовки в военном вузе
    • 2. 1. Особенности учебно-воспитательного процесса и информационной подготовки слушателей и курсантов в военно-техническом вузе
    • 2. 2. Дидактические условия развития качеств личности специалиста в ходе обучения базовому курсу информатики в военном вузе
    • 2. 3. Развитие качеств личности будущего офицера в процессе реализации вариативной части информационной подготовки в военном вузе
    • 2. 4. Организация, проведение и результаты педагогического эксперимента
  • Выводы по главе 2

Развитие профессиональных качеств личности будущего офицера в процессе информационной подготовки в военном вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный этап развития общества характеризуется активным внедрением средств новых информационных технологий во все сферы человеческой деятельности. Однако стремительные темпы развития технических средств и программного обеспечения потребовали не менее стремительных темпов модернизации всех компонентов системы обучения, причем, по возможности, с упреждением этого развития.

Одной из главных проблем военного образования справедливо полагают противоречие между характером профессиональной деятельности современного военного инженера в условиях всё более растущего объёма информации, интенсивного внедрения и использования средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в военном деле и традиционным уровнем подготовки в области информатики и информационных, технологий. Исследователи проблем высшего образования сегодня приходят к выводу, что конструктивным путём разрешения этого противоречия является повышение уровня развития профессиональных качеств специалиста, как необходимая предпосылка компетентности выпускника военных инженерных вузов.

Приоритеты развития высшего технического образования и военного, в частности, определяет новая стратегия развития общества, переориентирующегося на идеи гуманизма и демократии, основанная на знаниях и высокоэффективных технологиях, где в центре научной картины мира выдвигается человек. Таким образом, общество осуществляет переход к личноетно-ориентированному обучению и к более совершенному этапу развития — информационному, чего нельзя сказать о традиционной практике подготовки в области информатики и информационных технологий в военном вузе, сложившейся в рамках прошлой образовательной парадигмы.

В нашем исследовании будем отождествлять подготовку в области информатики и информационных технологий с информационной подготовкой курсантов и слушателей в военном вузе. Под информационной подготовкой в соответствии с концепцией информатизации военного образования понимается обязательная составляющая образовательного процесса, направленная на подготовку специалистов, способных эффективно использовать средства информатизации для решения практических задач управления войсками и оружием в боевой обстановке и повседневной деятельности.

Будучи в состоянии принять на себя роль активных партнеров с динамическим сочетанием вызова и помощи, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) тем самым стимулируют активность обучающихся. Программируемость компьютера в сочетании с адаптируемостью содействуют индивидуализации учебного процесса, сохраняя его целостность. Контролируемость учебного процесса совместно с гибкостью форм и разнообразием пользовательского интерфейса делает ИКТ индивидуальными средствами тренировочных стадий обучения. Внутренняя формализованность работы компьютера, строгость соблюдения «правил игры» в сочетании с принципиальной познаваемостью этих правил, способствует большей осознанности учебного процесса, повышению интеллектуального, логического и алгоритмического уровней обучающихся. То есть в современных реалиях информационная подготовка берёт на Себя ещё и воспитательные функции, развивая определенные качества личности слушателя, т. е. формируя основы информационной культуры специалиста. Современному военному инженеру необходимо владеть информационной культурой как одной из составляющих культуры вообще.

Проблемам обучения информатике й использования информационных и коммуникационных технологий посвящены теоретические и экспериментальные исследования известных ученых: С. А. Бешенкова, А. П. Ершова, О. А. Козлова, А. А. Кузнецова, М. П. Лапчика, B.C. Леднева, Д. Ш. Матроса, М. И. Махмутова, В. М. Монахова, НИ. Пака, С. В. Панюковой, И. В. Роберт, И. Г. Семакина, С. И. Шварцбурда, Е. К. Хеннера, и др.

Информация сегодня — стратегический ресурс общества, определяющий уровень развития государства. Увеличение объёмов информации, развитие информационной техники и технологий существенно опережают возможности человека по их эффективному использованию. Стремительно увеличивается информационная составляющая боевых средств, оружия и вооружения. Современные системы оружия по характеру и объёму информации, по структуре обеспечивающих информационных компонентов превращаются в системы со значительным территориальным охватом.

Например, одним из приоритетных направлений совершенствования бронетанковой техники в настоящее время является последовательное сокращение численности экипажей с передачей значительной части функций механизмам. В перспективе создание роботизированной боевой машины. Для создания вполне пригодного для боевого применения роботизированного танка сейчас имеются практически все предпосылки. При этом им будет управлять, а не служить механиком-водителем при «груде микросхем и гидроприводов», один человек. Он будет способен вмешаться в экстремальной ситуации в любую операцию «электронного экипажа» и, завершив её или, внеся коррективы, снова отдать управление автоматике. Таким образом, процесс перевооружения и оснащения танков компьютерной техникой и современными информационными технологиями неизбежен. В свою очередь, автоматизация систем обеспечения жизнедеятельности танка не является панацеей от пресловутого «человеческого фактора», потому что кроме «железа» и программных средств всегда существует острая необходимость в квалифицированном обслуживающем персонале.

По результатам исследований, проведенными Академией РВСН, в большинстве случаев виновниками в произошедших авариях, поломках и катастрофах — являются сами военнослужащие, по их вине происходит 40−70% отказов сложных военно-технических систем. В боевой или нестандартной обстановке военнослужащему приходится принимать решения в условиях ускоренного восприятия информации и дефицита времени, что протекает на фоне повышенной эмоциональной напряженности. Слаженность и мобильность его действий во многом зависит не только от технических средств, которыми он управляет, но и от его личной психической организации, а также качеств, приобретенных в процессе обучения. Поэтому сейчас, как никогда, выработка научно обоснованных методик обучения, совместимых с возможностями человеческой психики и направленных на развитие профессионально важных качеств, соответствующих уровню подготовки младших специалистов для ведения боя, а также для обслуживания и ремонта техники, стало актуальной задачей обучения информатике.

Под профессиональными качествами будем понимать выработанные в процессе обучения, воспитания и практической деятельности морально-политические и профессионально-боевые качества личности будущего офицера, обеспечивающие эффективное выполнение своих обязанностей. К морально-политическим качествам относятся: научное мировоззрение и миропонимание, убежденность, целеустремленность, инициативность и т. д. К профессионально-боевым качествам специалиста относятся: дисциплинированность, командирская воля, стрессоустойчивость, алгоритмическое мышление, рационализм, ответственность, абстрактно-логическое мышление, интеллектуальные способности, организаторские способности, системность мышления, настойчивость, исполнительность и т. д. Отметим многогранность личностных качеств курсантов и слушателей, поэтому учесть в реальном учебном процессе весь спектр свойств и особенностей личности, динамику их развития достаточно сложно. Очевидно, что практическая реализация гуманного, личностно ориентированного подхода к обучению должна быть основана на максимальном учете обозначенных выше качеств.

Проблемы формирования и развития личности, а также педагогические, дидактические, психологические основы обучения рассмотрены в трудах С. И. Архангельского, Ю. К. Бабанского, В. П. Беспалько, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, JI.B. Занкова, Э. В. Ильенкова, А. Н. Леонтьева,.

М.И. Махмутова, А. В. Петровского, П. И. Пидкасистого, C.JI. Рубинштейна, Д. Б: Эльконина, И. С. Якиманской, Н. И. Непомнящей и др.

Проблеме формирования личности офицера и применения информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения в военных учебных заведениях посвящены работы А. В. Барабанщикова,.

A.Д. Глоточкина, В. П. Иванова, О. А. Козлова, B.C. Лукашова, К. К. Платонова, И. Г. Хмары, И. Н. Шкадова, а также Г. П. Андреева, Б. И. Глазова, Ю. В. Егорова,.

B.М. Колышева, С. А. Комова, В. В. Коритчука, Д. А. Ловцова, Ю. П. Панова, Я. В. Подоляка, И. А. Скальского и др. Однако воспитательное воздействие компонентов информационной культуры на формирования профессиональных качеств личности будущего офицера в процессе информационной подготовки не рассматривается в этих исследованиях.

Появление новых сложных образцов вооружения, внедрение в практику вооруженных сил современных форм, методов и средств управления, обработки и хранения информации повышают требования к подготовке офицерских кадров, существенно меняют характер их инженерной деятельности. Под профессиональной компетентностью будем понимать: формирование на базе общего образования таких профессионально значимых для личности и общества качеств, которые позволяют человеку наиболее полно реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности.

В этих условиях не только прочные знания и умения пользоваться информационными и коммуникационными технологиями офицерского состава становятся фактором повышения боеготовности и боеспособности войск, но и существенную роль играет воспитательный аспект информационной подготовки. Так, М. И. Махмутов пишет: «Профессиональная направленность преподавания — это такое использование педагогических средств (содержания, форм, методов обучения), которое, обеспечивая усвоение учащимися предусмотренного программами минимума знаний, умений и навыков, в то же время способствует развитию ценностного по характеру отношения к данной профессии, формированию профессиональных качеств личности.» [69. С. 12].

Проблема формирования профессионально важных качеств личности будущего офицера в реализации гуманитарной концепции личностно ориентированного информационного образования не нашла должного отражения в частных методиках. На это же обращает внимание И. В. Роберт в своей статье, отмечая необходимость проведения исследований о современном состоянии проблемы воздействия (влияния) использования информационных и коммуникационных технологий на развитие обучающегосяразработки и обоснования психолого-педагогических рекомендаций по использованию информационных и коммуникационных технологий с целью развития личности обучающегося [99].

В связи с вышеизложенным актуальность исследования заключается в острой необходимости развития профессиональных качеств личности специалиста в процессе информационной подготовки в военно-техническом вузе как предпосылке профессиональной компетентности выпускника, гарантирующей умение применять полученные знания на практике, привития навыков работы с современными технологиями, обеспечивающей объективную потребность армии в специалистах.

С учётом сказанного выше проблема настоящего исследования состоит в разрешении противоречия между объективной потребностью подготовки военных специалистов в области ИКТ и недостаточным уровнем использования потенциальных возможностей информационной подготовки для развития личностных качеств будущих офицеров-инженеров в военном вузе.

Целью исследования является теоретическое обоснование, разработка и внедрение в учебный процесс методической системы, обеспечивающей развитие профессионально значимых качеств личности современного офицера-инженера на основе воспитательных аспектов информационной подготовки.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс подготовки специалиста в военном вузе.

Предмет исследования: содержательно-методические и психолого-педагогические аспекты развития профессиональных качеств личности специалиста в процессе информационной подготовки в военном вузе (на примере предметного блока образовательного стандарта танкового инженерного института).

Сравнительный анализ сложившихся взглядов на преподавание базового курса информатики, анализ психолого-педагогической литературы, изучение квалификационных требований к подготовке военного специалиста, а также собственный опыт преподавания дисциплины «Информатика» в военном вузе, позволили определить наиболее актуальное направление, соответствующее происходящим изменениям в системе высшего военного образования РФ и сформулировать следующую гипотезу исследования: если в процессе информационной подготовки систематически и целенаправленно использовать воспитательный потенциал информационной культуры, то наряду с увеличением эффективности усвоения знаний и умений в области информатики и информационных технологий следует ожидать повышения уровня развития профессионально значимых качеств личности специалиста, как одного из факторов профессиональной компетентности выпускника военно-технического вуза.

Исходя из объекта, предмета, цели исследования и сформулированной выше гипотезы, были определены задачи исследования:

1) обосновать возможность и целесообразность развития профессиональных качеств личности специалиста в процессе информационной подготовки как необходимой предпосылки компетентности выпускника;

2) определить современное содержание компонентов информационной культуры, соответствующих квалификационным требованиям к военно-профессиональной подготовке выпускника танкового инженерного института;

3) выявить влияние воспитательной функции информатики на развитие профессиональных качеств личности специалиста в условиях информационной подготовки;

4) уточнив содержание учебного материала дисциплины «Информатика», а также, основываясь на межпредметных связях информационной подготовки с общеобразовательными, естественными, техническими, специальными и военными дисциплинами, разработать методическую систему, обеспечивающую развитие профессиональных качеств обучаемого в процессе информационной подготовки специалиста;

5) проверить экспериментально эффективность применения разработанной методической системы, обеспечивающей развитие профессиональных качеств личности будущего офицера-инженера в процессе информационной подготовки в военном вузе, как одного из факторов компетентности выпускника.

Методологической основой исследования явились фундаментальные работы в области педагогики и психологии (С.И. Архангельского, Ю. К. Бабанского, А. В. Барабанщикова, М. Н. Берулавы, В. П. Беспалько, Б.М. Бим-Бада, Л. И. Божович, Дж. Брунера, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина,.

A. Д. Глоточкина, ВВ. Давыдова, А. Н. Леонтьева, М. И. Махмутова, Н. И. Непомнящей, А. В. Петровского, П. И. Пидкасистого, К. К. Платонова, Джона Равена, С. Л. Рубинштейна, М. Н. Скаткина, Н. Ф. Талызиной, Ю. Г. Татура, И. Н. Шкадова, И. С. Якиманской и др.) — теории и методики использования информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе (С.А. Бешенкова, Я. А. Ваграменко, Б. С. Гершунского, А. П. Ершова, О. А. Козлова, К. К. Колина, А. А. Кузнецова, М. П. Лапчика, Д. Ш. Матроса, Н. И. Пака, С. В. Панюковой, И. В. Роберт, И. Г. Семакина и др) — результаты исследований по проблемам внутрипредметных и межпредметных связей (И.Д. Зверева, В. Н: Максимовой, М. Н. Скаткина, С. Я. Батышева,.

B.И. Вершинина и др.).

В процессе работы над диссертацией для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: изучение и анализ философской, педагогической, психологической, дидактической, методической и предметной литературы по проблеме исследованияизучение и обобщение опыта информатизации образования в школе и вузеанализ квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке выпускников танкового инженерного институтанаблюдение за ходом учебного процесса и деятельностью слушателей и курсантованкетирование, тестирование, собеседованиепедагогический экспериментстатистическая обработка его результатов и их анализ.

Научная новизна состоит в том, что исследованы возможности совершенствования профессиональной компетентности будущего офицера-инженера за счёт развития качеств личности обучаемого, формируемых на основе воспитательного воздействия основных компонентов информационной культуры.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

— выявлены и обоснованы возможности развития важных профессиональных качеств личности специалиста в процессе информационной подготовки в военном вузе;

— обоснована целесообразность и эффективность использования потенциальных возможностей информационной культуры для развития важных личностных качеств будущих офицеров-инженеров в процессе информационной подготовки в военном вузе.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное направление совершенствования методической системы информационной подготовки в военном вузе позволяет повысить уровень развития профессиональных качеств личности обучаемого, т. е. сформировать основы информационной культуры будущего специалиста ВС. Разработана методическая система информационной подготовки в военном вузе, использование которой на практике позволяет добиться повышения эффективности учебного процесса, развития личностных качеств обучаемого, способствующих улучшению подготовки выпускника к жизнедеятельности в информационном обществе и его профессиональной деятельности.

Достоверность результатов исследования обеспечивается научной обоснованностью исходных теоретических положений, внутренней непротиворечивостью логики исследования, проведением педагогического эксперимента, адекватностью применяемых методов целям и задачам исследования, использованием математических методов обработки результатов и педагогических критериев в их качественной интерпретации.

Диссертационное исследование проводилось в 1997;2002 гг.

Основные этапы работы:

• анализ литературы по проблеме исследования, сопоставление учебных планов и программ технических вузов города, анкетирование, беседы, посещение занятий (1997;1998 гг.);

• формулировка основных теоретических положений, разработка методической системы обучения информатике в военно-техническом вузе и проведение педагогического эксперимента (экспериментальная база — Омский танковый инженерный институт), корректировка разработанной методической системы обучения (1998;2000 гг.);

• проверка эффективности разработанной методической «системы, обеспечивающей развитие профессиональных качеств личности будущего офицера-инженера в процессе информационной подготовки в военном вузе, как одного из факторов компетентности выпускника (2001;2002 гг.).

Поставленные задачи исследования удалось решить, выработав и обосновав следующие положения, выносимые на защиту:

1. Информационные и коммуникационные технологии обладают значительными потенциальными возможностями для формирования профессионально значимых качеств личности, составляющих важную компоненту профессиональной компетентности современного офицера-инженера.

2. В основу формирования профессионально значимых качеств личности будущего офицера-Инженера в процессе информационной подготовки может быть положено воспитательное влияние компонентов информационной культуры.

Методическая система, обеспечивающая развитие профессиональных качеств личности будущего офицера в процессе информационной подготовки в военном вузе, и результаты экспериментальной проверки её эффективности также выступают в качестве предмета защиты в данном исследовании.

Апробация. Основное содержание диссертации докладывалось автором и обсуждалось на заседаниях кафедры математики в Омском танковом инженерном институте (ОТИИ) и кафедры теории и методики обучения информатике ОмГПУ (Омск, 2000;2002 гг.) — на научно-практических конференциях «Естественные науки в военном деле» (Омск, 1998 г.) — на Технологическом конгрессе «Современные технологии при создании продукции военного и гражданского назначения» (Омск, 2001 г.) — на IV межвузовской научно практической конференции «Проблемы педагогической инноватики» (Тобольск, 2001 г.).

Внедрение результатов проведенного исследования осуществлялось: путем создания и публикаций учебно-методического пособия для курсантов «Персональный компьютер. Руководство пользователя» (1997 г.), учебного пособия для преподавателей и курсантов «Математика. Информатика» (2002 г.), учебно-методического пособия для преподавателей информатики военно-специальных дисциплин, курсантов «Информационная подготовка военного инженера» (2002 г.), публикации фрагментов исследования, в ходе проведения занятий по дисциплине «Информатика» и опытно-экспериментальной работы на кафедре математики Омского танкового инженерного института.

Структура и объём работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы и пяти приложений. Общий объем диссертации составляет 127 страниц, из них 12 -библиографический список литературы из 130 наименований, 5 рисунков, 7 таблиц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Настоящее теоретико-экспериментальное исследование представляет собой один из путей развития профессиональных качеств личности будущего офицера, как фактора компетентности выпускника военно-технического вуза более высокого уровня, чем это имело место в рамках прежней образовательной практики.

В ходе исследования решены все поставленные задачи и получены следующие результаты и выводы:

1. На всех этапах развития военного образования в России ставился вопрос о необходимости соответствия компетентности выпускника требованиям, предъявляемым к нему армией и обществом. В нашем исследовании обоснована целесообразность развития профессиональных качеств личности специалиста в процессе информационной подготовки как необходимая предпосылка компетентности выпускника.

2. Выявлены структурные компоненты информационной культуры (аксиологический, коммуникативно-этический, познавательно-интеллектуальный, прогностический, прикладной, правовой, эргономический) и определено их содержание в соответствии с квалификационными требованиями к военно-профессиональной подготовке выпускника ОТИИ.

3. Выявлены и экспериментально доказаны потенциальные возможности влияния воспитательной функции информатики и информационных технологий на развитие качеств личности специалиста в условиях информационной подготовки. Наиболее характеризуемыми качествами были выделены системное мышление и ценностные ориентации.

4. В ходе исследования, уточнив содержание учебного материала дисциплины «Информатика» и выявив межпредметные связи информационной подготовки с общеобразовательными, естественными, техническими, специальными и военными дисциплинами, разработана и опробована методическая система, обеспечивающая развитие профессиональных качеств обучаемого в процессе информационной подготовки специалиста.

5. Подтверждена экспериментально эффективность применения разработанной методической системы обучения, обеспечивающей развитие профессиональных качеств личности будущего офицера в процессе информационной подготовки в военном вузе, как одного из факторов компетентности выпускника.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.К., Козлова В. Т., Ференс Н. А. Теоретические подходы к диагностике практического мышления. //Вопросы психологии. 1999. -№ 1. -с. 21−31.
  2. Альманах психологических тестов. М.: «КСП», 1996. — 400 с.
  3. С.И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
  4. Ю.К. Оптимизация процесса обучения: (Общедидактический аспект). М.: Педагогика, 1977. — 256 с.
  5. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987. -№ 6, — с. 80.
  6. А.В., Давыдов В. П., Утлик Э. П., Феденко Н. Ф. Военная педагогика и психология. М.: Военизд, 1986. — 240 с.
  7. JI.A. Формирование ответственности у студентов в процессе учебной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук Красноярск, 1996.- 19 с.
  8. С.Я. О всеобщем профессиональном образовании // Советская педагогика. 1991. — № 6. — с. 66−70.
  9. Г. И. Межпредметные связи // Совершенствование содержания образования в школе /Под ред. И. Д. Зверева, М.П.Кашина- М.: Педагогика, 1985. с. 253−270.
  10. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: изд. Воронежского университета, 1977. — 304 с.
  11. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.-336 с.
  12. В.П., Татур Ю. Г. Системно-педагогическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: 1989. -79 с.
  13. М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования. // Педагогика. -1996. № 1. — с. 9−11.
  14. М.Н. Гуманизация образования: направления и перспективы. // Педагогика. 1996. — № 4. — с. 23−27.
  15. С.А., Лыскова В. Ю., Ракитина Е. А. Информация и информационные процессы. Омск: изд. ОмГПУ, 1999. — 85 с.
  16. Бим-Бад Б.М., Петровский А. В. Образование в контексте социализации. //Педагогика. 1996. — № 1. — с. 3−8.
  17. Л.И. Проблемы формирования личности. Под редакцией Д.И. Фе-льдштейна. М.: издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МО ДЕК», 1995. — 352 с.
  18. Ю.С. Методическая система обучения предметам в области информатики: Автореф. дис.. д-ра. пед. наук-Москва, 1996. 37 с.
  19. Я.А., Королёв В. Новые разработки для образования. // ИНФО. 1993, — № 2- с. 5−7.
  20. П. Десять заповедей творческой личности: Пер. с англ. М.:1. Прогрес, 1990. 192 с.
  21. .М. Современная когнитивная психология. М.: изд. Московского университета, 1982. — 336 с.
  22. В.А., Скворцов Л. В. Создание информационной культуры для Европы. Доклад на VI конференции ЕКССИД, 23−25 марта 1991 г. Кантербери, Великобритания // Теория и практика обществ.-научн. информатики. 1991. — № 2. — с. 5 — 29.
  23. Военная психология. Учебник / Под редакцией Шеляга В. В., Глоточки-на А.Д., Платонова К. К. М.: Военизд, 1972. — 400 с.
  24. Вопросы обучения и воспитания в военно-учебных заведениях / Под ред. И. Н. Шкадова М.: Изд-во Мин-ва обороны, 1976. — 523 с.
  25. Н.Н. Методические приёмы активизации образовательного процесса. Методическое пособие. Омск: изд. ОмГПУ, 1999. — 18 с.
  26. Выбор методов обучения в средней школе /Под ред. Ю. К. Бабанского. -М.: Педагогика, 1981. -225 с.
  27. П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов.
  28. М.: «Книжный дом „Университет“», 1999. 332 с.
  29. П.Я. Программированное обучение и задачи коренного усовершенствования методов обучения // К теории программированного обучения. М., 1967. — с. 13 -14.
  30. .С. Философия образования для XXI века. М: Интер-ДиалекИ-, 1997,-432 с.
  31. В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика. Изд. 4-е, доп. учеб. пособие для вузов.-М.: «Высш. школа», 1972. 368 с.
  32. .В. О математике. М.: Эдиториал УРСС, 2000. — 208 с.
  33. Д.С. Тестирование учебных достижений: критериально -ориентированный подход // Педагогика. 1995. — № 4 — с. 105−110.
  34. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 150 300 Многоцелевые гусеничные и колёсные машины. — М., 2000. — 59 с.
  35. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. 136 с.
  36. В.В. Теория развивающего обучения М.: ИНТОР, 1996.-544 с.
  37. М.А., Есипов Б. П. Дидактика. —М.: Изд-во Академии пед. наук, 1957.-515 с.
  38. О.В. Страх перед компьютером: природа, профилактика, преодоление // Вопросы психологии. 1993 — № 1. — с. 68−78.
  39. Ю.В. Влияние личностных свойств на успешность правоохранительной деятельности: Автореф. дис.. канд. псих, наук -Новосибирск: 1998. 21 с.
  40. О.Б. Общая методика преподавания математики в средней школе: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. ин-тов. -Тобольск: Изд-во ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 1997. — 191 с.
  41. А.П. Человек и машина. //Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Математика, кибернетика" — № 4. М.: Знание, 1985. — 32 с.
  42. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1988.-128 с.
  43. Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990. -424 с.
  44. И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. -М.: Педагогика, 1981. -160 с.
  45. И.Д. Состояние и перспективы разработки проблемы методов обучения в современной школе // Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Педагогика, 1980. — 224 с.
  46. В.П. Формирование личности офицера. М.: Воениздат, 1986. -160 с.
  47. Л.А., Паутова А. Г. Компьютер-катализатор творческого развития личности // Информатика и образование.-1994.-№ 5 с. 47−52.
  48. Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников Омского танкового инженерного училища. М.: Изд-во Мин-ва обороны, 1998 — 25 с.
  49. Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников Омского танкового инженерного института. М.: Мин. обороны, 2000. — 32 с.
  50. О.А. Развитие методической системы обучения информатике курсантов военно-учебных заведений Министерства Обороны РФ: Автореф. дис.. д-ра пед. наук Москва: 1999. — 40 с.
  51. К.К. Информатика сегодня и завтра //Информационные технологии, 2000. -№ 1.- с. 3−8.
  52. JI.C. Познавательная самостоятельность учащихся в условиях компьютерного обучения // Педагогика, — 1999. № 2. — с. 46 — 50.
  53. В.В. Гуманизация военного образования и компьютерная технология обучения // Военная мысль. 1994. — № 9. — с. 69 — 70
  54. Краткий психологический словарь / Ред. сост. Карпенко JI.A.- под общ. ред. Петровского А. В., Ярошевского М. Г. — 2-е изд., расш., испр. и доп. -Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998. — 512 с.
  55. Т.В. Психология технического мышления. М.: Педагогика, 1975.-304 с.
  56. Ф.А. Диссертация: методика написания, правила оформления. Порядок защиты. Практическое пособие для докторантов, аспирантов и магистров. М.: «Ось-89», 2000. — 320 с.
  57. Н.П. Формирование качеств личности педагога, как субъекта общения в обучении профессиональной деятельности: Автореф. дис.. канд. псих, наук Санкт-Петербург, 1995. — 22 с.
  58. М.П. Информатика и информационные технологии в системе общего и педагогического образования. Монография. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. — 294 с.
  59. Лапчик М. П, Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Под общей редакцией М. П. Лапчика. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 624 с.
  60. B.C., Кузнецов А. А., Бешенков С. А. О теоретических основах содержания обучения информатике в общеобразовательной школе // Информатика и образование. 2000. — № 2. — с. 13 — 16.
  61. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1972. -575 с.
  62. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 185 с.
  63. Лернер И. Я Факторы сложности познавательных задач // Новые исследования в педагогических науках. Вып.14. М.: Педагогика, 1970. — с. 86−91.
  64. .Т. Основные категории педагогики // Педагогика. -.1999. № 1. -с. 10−19.
  65. B.C. Методологическая культура личности: понятие, структура, пути формирования: Автореф. дис. .д-ра филос. наук: (На материале подгот. воен. инженеров) С.-Петерб.гос. ун-т, 1999. — 40 с.
  66. Л.Г. Формирование алгоритмической культуры учащихся в процессе обучения базовому курсу информатики: Дисс.. канд. пед. наук Омск: 1999.-152 с.
  67. Д.Ш. Как оптимизировать распределение учебного времени // Новое в жизни, науке и технике. Сер. «Педагогика и психология», № 5. -М.: Знание, 1991.-80 с.
  68. А.К. Психология профессионализма.-М.: Знание, 1996.-312 с.
  69. М.И., Измайлов А. О. Профессиональная направленность как педагогическое понятие и принцип //Вопросы взаимосвязи общеобразовательной и профессионально-технической подготовки молодых рабочих. М., 1982. — с. 4 — 31.
  70. В.М. Концепция создания и внедрения новой информационной технологии обучения // Проектирование новых информационных технологий обучения. М^, 1991. — с. 4 — 30.
  71. Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2001. — 192 с.
  72. Ю.И. Формирование методологической грамотности студентов вуза на начальном этапе подготовки: Дис.. канд. пед. наук. Омск, — ОмГПУ. — 2001.-190 с.
  73. И.Б. Реализация межпредметных связей курса физики с общепрофессиональными и специальными дисциплинами в военном вузе: Дис.. канд. пед. наук Челябинск, 1999. — 194 с.
  74. И.Б. Системный стиль мышления (Особенности познания и управления в сложных системах). М.: Знание, 1986. — 64 с.
  75. Общая психология. Под редакцией А. В. Петровского. М.: «Просвещение», 1970. — 432 с.
  76. В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск. Л. Г. Кашкуревича, Н. Г. Горина. М.: Высш. Шк., 1990. — 382 с.
  77. Опросники и тесты психологической диагностики: Методические указания / Казан, гос. технол. ун-т- Сост.: И. Н. Пугин, Н. Н. Дмитриева. -Казань, 1993.-60 с.
  78. Организационно-методические рекомендации по формированию у курсантов военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации военно-профессиональных навыков. М.: Министерство обороны, 1999. — 23 с.
  79. Пак Н. И. Нелинейные технологии обучения в курсах информатики и информационных технологий: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / Краснояр. гос. пед. ун-т. Красноярск, 2000. — 39 с.
  80. Ю.П., Скальский И. А. Компьютеризация военного образования: проблемы и пути их решения // Военная мысль. 2001. — № 1. — с. 33 — 36.
  81. С.В. Концепция реализации личностно ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий. -М.: «Про-пресс», 1998. 120 с.
  82. С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно ориентированном обучении. М.: «Про-пресс», 1998. — 226 с.
  83. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П. И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 1998. 640 с.
  84. Персональный компьютер. Руководство пользователя.: Учебно-методическое пособие / Сост. Алёхина Г. Б., Усольцева JI.A. Омск: Изд-во ОВТИУ, 1997. — 81 с.
  85. А.В. О психологии личности. М.: «Знание», 1971. — 64 с.
  86. А.В. Быть личностью. М.: Педагогика, 1990. — 112 с.
  87. П.И., Фридман Л. М., Гарунов М. Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 354 с.
  88. Психология и педагогика высшей военной школы / Под ред. А.В. Барабан-щикова. М.: Воен. Издат, 1989. — 366 с.
  89. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высш. шк., 1984. — 174 с.
  90. Я.В. Практические вопросы военной психологии. М.: Военизд, 1987.- 151 с.
  91. Политика в области образования и новые информационные технологии. Национальный доклад Российской Федерации на П Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» (Москва, 1−5 июля 1996 г.)//Инфо, 1996. № 5 — с. 7.
  92. Программа курса «Основы информатики и вычислительной техники» // Микропроцессорные средства и системы. 1986. — № 2. — с. 86 — 89.
  93. Профессиональная педагогика / Под ред. С. Я. Батышева. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. — 512 с.
  94. А.О., Сережкина А. Е. Особенности психических состояний пользователей ЭВМ в процессе компьютерного обучения // Вопросы психологии. 1995. — № 3 — с. 53 — 61.
  95. Психология личности: тесты, опросники, методики / Авторы-составители: к.п.н., доцент Н. В. Киршева, и Н. В. Рябчикова. -М.: Геликон, 1995. 236 с.
  96. Равен Джон Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы /Пер. с англ. Изд. 2-е, испр. М.: «Когито-Центр», 2001. -142 с.
  97. М.И. Профильный курс математических приложений информатики: Дис.. канд. пед. наук Омск: 1999. — 126 с.
  98. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989.
  99. Рубинштейн С Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1959. — 354 с.
  100. В.В. и др. Логико-психологические основы использования компьютерных учебных средств в процессе обучения// Информатика и образование. 1989. — № 3. — с. 3 -16.
  101. ЮЗ.Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  102. Ю4.Семакин И. Г. Грамотность, образованность, культура// ИНФО. 2002. -№ 1. — с. 21−24.
  103. Синклер Айен Большой толковый словарь компьютерных терминов. Русско-английский, англо-русский. М.: Вече «АСТ», 1999. — 512 с.
  104. М.Н. Проблемы дидактики. Доклад на соиск. степ, доктора пед. наук М.: НИИ теории и истории педагогики, 1970. — 40 с.
  105. М.Н. Проблемы современной дидактики. -М.: Педагогика, 1980. -270 с.
  106. И.Н. Использование компьютерной техники в процессе развития алгоритмического мышления у младших школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2000.-22 с.
  107. Э.Г., Шкабура О. В. Стиль мышления как стратегия решения задач с использованием компьютера // Инфо -2000. № 10 — с. 11−18.
  108. Словарь русского языка: в 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.- Под ред. А. П. Евгеньевой. 2-е изд., испр. и доп. — М: Русский язык, 1981−1984 /Т. 2.- 1982.-736 с.
  109. Талызина Н. Ф: Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1984. — 283 с.
  110. Талызина Н. Ф, Печенюк Н. Г., Хохловский Л. Б. Пути разработки профиля специалиста. Саратов: Сарат. ун-т., 1987. — 174 с.
  111. .М. Избранные труды: В 2 т., Т. 1, М., Педагогика, 1985.
  112. Тестовые материалы к курсу «Психодиагностика»: Учебно-методическое пособие / Сост. И. А. Вишняков, В. В. Шлякова. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. — 130 с.
  113. А.Ю. Три стратегии развития курса информатики // Информатика й образование. 2000. -№ 2. — с. 27 — 34.
  114. Л.А., Алехина Г. Б. Особенности изучения математического моделирования в военно-инженерном институте // Естественные науки в военном деле / Под ред. А. Н. Леонтьева Омск: ОТИИ, 1999 — с. 46 — 48.
  115. Л. А. Формирование когнитивного стиля обучаемых информатике // Вестник сибирского духовно-экологического университета, 2000. № 1(4) — с. 47 — 48.
  116. Л.А. Влияние личностно ориентированного обучения на занятиях по информатике на формирование личности офицера // Сборник научно-исследовательских работ общенаучных кафедр № 12. Омск: Изд-во ОТИИ, 1999.-с. 101−103.
  117. Усольцева Л. А Цели и задачи обучения информатике в военном вузе // Математика и информатика: наука и образование. Межвузовскийсборник научных трудов. Ежегодник. Выпуск 1 Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001.-с. 261−264.
  118. Л.А., Тривер Т.А, Васильева В. И. Математика. Информатика: Учебное пособие. Омск: Изд-во ОТИИ, 2002. — 40 с.
  119. Л.А., Васильева В. И. Информационная подготовка военного инженера: Учебно-методическое пособие. Омск: Изд-во ОТИИ, 2002. -50 с.
  120. Философский словарь / Под редакцией И. Т. Фролова. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1987. — 590 с.
  121. А.С. Психология образования и развития. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1996, — 148 с.
Заполнить форму текущей работой