Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Оценка качества среднего профессионального образования в рамках государственного контроля

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством участия в международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях, круглых столах и семинарах по теме исследования: «Гарантии качества профессионального образования» (IV Международный форум, РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, 2009 г.), «Менеджмент качества в образовании» (2-я Всероссийская… Читать ещё >

Содержание

  • Введение.стр
  • Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки исследования проблемы оценки качества среднего профессионального образования в рамках государственного контроля
    • 1. 1. Научно-педагогические подходы к контролю и оценке качества профессионального образования как объекту научно-педагогического исследования
    • 1. 2. Контроль качества образования как государственная функция
    • 1. 3. Анализ российского и зарубежного опыта оценки качества среднего профессионального образования
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Педагогическая система оценки качества среднего профессионального образования московского региона
    • 2. 1. Теоретическая модель оценки качества среднего профессионального образования в рамках государственного контроля
    • 2. 2. Особенности реализации модели оценки качества среднего профессионального образования в системе образования города Москвы
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Реализация модели оценки качества среднего профессионального образования в рамках государственного контроля
    • 3. 1. Методика оценки качества основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования в условиях введения
  • ФГОС СПО третьего поколения
    • 3. 2. Результаты экспериментальной работы по реализации модели оценки качества среднего профессионального образования в рамках государственного контроля
  • Выводы по третьей главе

Оценка качества среднего профессионального образования в рамках государственного контроля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р, стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности высокого качества образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина страны. Существенную роль в обеспечении экономики страны квалифицированными кадрами играет система среднего профессионального образования. Можно отметить, что практически каждый третий работающий сегодня гражданин России получил профессиональную подготовку в системе СПО. Стабильно наращиваются темпы приема в учреждения системы. Однако вместе с увеличением числа учреждений среднего профессионального образования, повышением их востребованности, профессиональное образование всех уровней сталкивается с необходимостью решения проблемы повышения качества профессиональной подготовки конкурентоспособных специалистов.

Качество среднего профессионального образования определяется его социально-экономической способностью удовлетворять потребности общества, государства и экономики в специалистах среднего звена в целом, и образовательные потребности личности, в частности.

Направленность государственной образовательной политики России в области обеспечения качества профессионального образования нашла отражение в законодательных документах в сфере образования. В соответствии с изменениями в Законе РФ «Об образовании», связанными с усилением контрольно-надзорных функций и передачей полномочий субъектам Российской Федерации в сфере образования, продолжается формирование комплексной системы оценки качества среднего профессионального образования в рамках государственной функции по осуществлению контроля качества в сфере образования.

Традиционно сложившиеся формы и методы государственного контроля качества среднего профессионального образования в процессе динамичных изменений содержания образования уже не способны в полной мере выполнять возложенные на них задачи и требуют новых подходов и переосмысления. В связи с этим возникает необходимость поиска новых, более эффективных и результативных моделей оценки и контроля качества образования, в том числе и среднего профессионального.

Степень разработанности проблемы. В рамках исследуемой проблемы проведен анализ принципов и механизмов повышения качества образовательных услуг, предложенных в трудах В. В. Анисимова, С. Я. Батышева, В. П. Беспалько, В. И. Блинова, A.M. Новикова, В. А. Сластенина, И. П. Смирнова, Е. В. Ткаченко и др.- управления качеством образования — в работах О. Г. Грохольской, И. А. Коробецкого, B.C. Лазарева, И. И. Легостаева, A.M. Моисеева, М. М. Поташника, П. И. Третьякова, K.M. Ушакова, Е. А. Ямбу рга и др.

Принципиальное значение для выполнения работы имели труды известных отечественных педагогов и психологов А. Г. Асмолова, Ю.К. Бабан-ского, П. П. Блонского, Ю. К. Васильева, A.B. Занкова, B.C. Кузина, B.C. Лед-нева, М. Н. Скаткина, Д. И. Фельдштейна, С. Т. Шацкого и др.

Проблема повышения качества подготовки в системе среднего профессионального образования сегодня рассматривается с различных позиций. В исследованиях П. Ф. Анисимова, В. М. Демина, Г. В. Мухаметзяновой, Т. И. Петраковой, A.A. Скамницкого, Ю. В. Шаронина и др. выдвигаются стратегические направления развития системы СПО на основе повышения качества профессиональной подготовки.

В работах А. Т. Глазунова, Г. И. Ибрагимова, Э. Н. Насибуллина, И. В. Чистовой, Р. Х. Шакурова исследуются возможности управления качеством подготовки специалистов в начальном и среднем звеньях профессиональной школы.

Различные направления повышения эффективности деятельности учреждения СПО рассмотрены в исследованиях А. И. Блощинского, A.B. Козлова, A.A. Муравьева, Э. А. Тихонова, A.C. Ферцева.

Ряд исследователей, а именно: Я. А. Ваграменко, A.B. Густырь, В. И. Овсянников, В. Д. Симоненко, Н. В. Щербаков, рассматривают возможности использования новых информационных технологий в системе СПО в целях повышения качества образования.

Трудности в решении проблемы повышения качества образования на каждом уровне подготовки специалистов характерны не только для России, но и для других развитых стран. Так, в странах Евросоюза данный вопрос решается, в первую очередь, средствами материальной заинтересованности педагогических кадров в повышении своей профессиональной компетентности и путем улучшения материально-технической оснащенности учреждений образования. Реалии социально-экономического развития нашей страны не позволяют использовать соответствующий зарубежный опыт в полном объеме, кроме того в трудах отечественных ученых не рассматривались вопросы оценки качества среднего профессионального образования в контексте реализации государственного контроля.

Решение этого вопроса сдерживается целым рядом объективных и субъективных противоречий. К основным из них следует отнести противоречия между:

— необходимостью разработки целостной системы оценки качества среднего профессионального образования в рамках государственного контроля и отсутствием единых трактовок и понятийного аппарата в данной области;

— потребностями в единой научно — обоснованной модели по оценке качества среднего профессионального образования и отсутствием целостной системы средств и процедур оценки качества в рамках государственного контроля качества образования;

— требованиями оперативной и достоверной оценки качества среднего профессионального образования в рамках государственного контроля и отсутствием критериальной базы (утвержденных показателей количественно-качественной диагностики) и единых механизмов контроля качества образования;

— объективной потребностью в современной диагностике качества СПО и отсутствием оценочного инструментария, апробированных методов и процедур оценки в рамках государственного контроля качества СПО.

Вышеназванные противоречия определяют необходимость решения важной педагогической проблемы — определение эффективных направлений повышения качества среднего профессионального образования на основе разработки системы его оценки в рамках государственного контроля. Данная педагогическая проблема и определила тему нашего исследования: «Оценка качества среднего профессионального образования в рамках государственного контроля».

Цель исследования — раз работка системы оценки качества среднего профессионального образования в рамках государственного контроля.

Объект исследования — система среднего профессионального образования города Москвы.

Предмет исследования — оценка качества среднего профессионального образования средствами государственного контроля.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что оценка качества среднего профессионального образования будет более эффективна, если:

— реализация научно обоснованной модели оценки качества среднего профессионального образования будет осуществляться в рамках государственного контроля;

— методика оценки качества основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования в условиях введения ФГОС СПО третьего поколения будет выступать организационно-педагогической основой построения современной системы оценки качества среднего профессионального образования.

Вышеназванные цель, объект, предмет и гипотеза исследования позволили сформулировать следующие задачи исследования.

1. Проанализировать систему государственного контроля качества среднего профессионального образования в качестве объекта научно-педагогического исследования и как государственную функцию.

2. Выявить педагогические и институциональные возможности инновационных технологий оценки качества подготовки специалистов в учреждениях среднего профессионального образования города Москвы как средства формирования учебно-профессиональной успешности учащихся и студентов, влияющие на качество их подготовки.

3. Определить совокупность организационно-педагогических условий, инновационных педагогических технологий, форм и методов учебной деятельности, обеспечивающих эффективное решение задач формирования учебно-профессиональной успешности студентов колледжей города Москвы, будущих специалистов, востребованных на рынке труда.

4. Обосновать вариативную модель оценки качества среднего профессионального образования в рамках государственного контроля, и определить особенности ее реализации в условиях системы образования города Москвы.

5. Разработать и апробировать методику оценки качества основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования в условиях введения ФГОС СПО третьего поколения.

6. Подготовить методические рекомендации по проведению экспертизы и оценки качества основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, разработанных на основе требований ФГОС СПО третьего поколения.

Методологической основой исследования послужили базовые положения диалектико-материалистической теории познания, диалектической теории о всеобщей связи, теории взаимообусловленности и целостности явлений, системного подхода к отражению явлений мира, теории управления образовательными системами, теории научного моделирования.

Теоретическая основа исследования построена на определениях сущности качества образования, обусловленности его формирования, дея-тельностной природе процессов управления, оценки и контроля качества в системе среднего профессионального образования.

В ходе нашего исследования мы опирались на:

— философские, социологические, педагогические и институциональные аспекты образования в контексте концепций развития, социализации и обучения (Б.Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Б.М. Бим-Бад, JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, В. Н. Мясищев, A.B. Петровский, C.JI. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, В. Д. Шадриков и др.);

— теоретические положения о качестве образования (В.И. Байденко, В. И. Васильев, О. И. Воленко, И. Г. Галямина, В. И. Звонников, В. А. Кальней,.

B.В. Красильников, Л. Е. Курнешова, А. Н. Лейбович, С. И. Плаксий, М. М. Поташник, H.A. Селезнева, А. И. Субетто, Т. Н. Тягунова, М. Б. Челышкова, Ю. В. Шаронин, И. Ф. Шишкин, С. Е. Шишов и др.);

— концептуально-методологические основы формирования образовательных стандартов (В.И. Байденко, В. И. Блинов, B.C. Леднев, А. Н. Лейбович, Н. И. Максимов, Н. Д. Никандров, Л Г. Семушина и др.);

— идеи о профессиональной деятельности, компетентности, профессиональной и социальной ответственности работников в сфере образования, положения компетентностного подхода (Т.Л. Александрова, В. И. Байденко,.

C. Берган, В. И. Блинов, В. П. Борисенков, Г. Е. Зборовский, И. А. Зимняя, В. М. Зуев, Ф. С. Исмагилова, М. С. Каган, Е. В. Караваева, В. В. Краевский, И. И. Легостаев, B.C. Леднев, А. К. Маркова, Н. Д. Никандров, A.M. Новиков,.

Г. К. Селевко, Э. И. Сокольникова, Р. Уайт, Д. Хаймс, Н. Хомский, 3. Хут-махер, A.B. Хуторской, Ю. Г. Татур, В. Д. Шадриков, и др.);

— положения системного подхода как совокупности методов исследования и проектирования сложных систем (Л. Фон Берталанфи, Б. Ф. Ломов, A.M. Малышенко, H.H. Моисеев, Ф. И. Перегудов, И. Р. Пригожин, Ф.П. Та-расенко и др.), в т. ч. применительно к исследованию педагогических явлений и систем (В.П. Беспалько, А. Т. Глазунов, B.C. Ильин, Н. В. Кузьмина, A.M. Новиков, А. И. Субетто, Г. П. Щедровицкий, Э. Г. Юдин и др.);

— методологию экспертного оценивания, положения теории нечисловой статистики и многокритериальных методов поддержки принятия решений (Р. Акофф, П. Горский, О. И. Ларичев, Б. Г. Литвак, Р. Льюис, Дж. Фон Нейман, А. И. Орлов, Э. Парето, В. В. Подиновский, Т. Саати и др.);

— результаты тестирования и педагогических измерений (D.S. Adkins, J. Algina, R.A. Berk, A. Birnbaum, R.C. Cox, L. Cracker, B.C. Аванесов, А. Анастази, В. И. Васильев, О. В. Желдаков, В. И. Звонников, К. Ингекамп, Е. Ю. Карданова, Ю. М. Нейман, А. Н. Майоров, М. А. Минин, Е. А. Михайлычев, В. Ю. Переверзев, А. О. Татур, В. А. Хлебников, М. Б. Челышкова и др.);

— концептуальные положения оценки качества образования (П.Ф. Анисимов, В. П. Беспалько, В. И. Блинов, В. А. Болотов, Н. Ф. Ефремова, Т. А. Ильина, Н. В. Кузьмина, И. И. Легостаев, А. Н. Лейбович, C.B. Менькова, К. Г. Митрофанов, В. М. Монахов, A.M. Новиков, Д. А. Новиков, Н. Ю. Посталюк, A.A. Скамницкий, А. И. Субетто, В. Е. Сосонко, Н. Ф. Талызина, А. О. Татур, Ю. В. Шаронин и др.).

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретические (анализ педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, изучение нормативных правовых и официальных документов (планов, отчетов, аналитических справок учреждений СПО, Департамента образования города Москвы, синтез получаемых материалов, моделирование) — констатирующие изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта оценки качества образования) — экспериментальные (наблюдение, в том числе включенное, различные виды опросов, контент-анализ, диагностические методы, включая обобщение независимых экспертных характеристик, данных взаимои самооценки, математические методы обработки собранного материала, формирующий педагогический эксперимент, отсроченный контроль).

Экспериментальной базой исследования являлась система среднего профессионального образования города Москвы в ходе осуществления государственного контроля качества образования и проведения проверок контроля качества образования в образовательных учреждениях СПО в рамках переданных полномочий.

Исследование выполнялось в несколько этапов в период с 2008 года по 2013 год.

На первом этапе (2008;2009 гг.) решение поставленных задач заключалось:

— в обзоре передового отечественного и зарубежного опыта в области оценки и контроля качества среднего профессионального образования, в том числе качества подготовки обучающихся и выпускников учреждений СПО, включая определения соответствия установленным требованиям;

— анализе проблем оценки и контроля качества подготовки обучающихся и выпускников учреждений среднего профессионального образования, будущих специалистов, востребованных на рынке труда;

— изучении философско-методологических, структурно-системных, педагогических и институциональных аспектов оценки и контроля качества подготовки специалистов среднего звена.

На втором этапе (2010;2011 гг.) были проведены следующие работы:

— теоретическое обоснование концептуальной модели оценки качества системы среднего профессионального образования города Москвы в рамках государственного контроля качества образования;

— исследование системных свойств и закономерностей по оценке качества среднего профессионального образования, в том числе качества подготовки обучающихся и выпускников, будущих специалистов, востребованных на рынке труда;

— моделирование требований к результатам освоения основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования с позиций работодателей, органов управления образования и образовательных учреждений в рамках государственного контроля;

— анализ используемых в педагогической и управленческой практике методов контроля и оценки качества среднего профессионального образования и систематизация ошибок контрольно-оценочных процедур;

— разработка методики оценки качества основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования в условиях введения ФГОС СПО третьего поколения.

На третьем этапе (2012;2013 гг.) проведена корректировка полученных данных по вопросу оценки результативности разработанной теоретической моделиразработаны технологические основы осуществления процедур оценки качества в системе среднего профессионального образования в рамках государственного контроляобобщены и оформлены результаты работы.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что:

— впервые контроль качества среднего профессионального образования рассмотрен в единстве как объект научно-педагогического исследования, и как государственная функция;

— выявлены педагогические и институциональные возможности, в том числе аксиологические, рефлексивные, гностические, мотивационные и креативные, инновационных технологий оценки качества подготовки как средства формирования учебно-профессиональной успешности студентов, принципы прогностичности, согласованности, комплексности, вариативности, гибкости, системности, алгоритмизации, адекватности логике образовательного процесса и учета факторов, влияющих на качество подготовки студентов в колледжах города Москвы;

— определена совокупность организационно-педагогических условий (мотивационных, научно-методических, организационно-технических), при которых инновационные педагогические технологии, в том числе технологии оценки качества среднего профессионального образования, включая качество подготовки обучающихся и выпускников по результатам обучения, формы и методы учебной деятельности обеспечивают эффективное решение задач формирования их учебно-профессиональной успешности;

— создана и обоснована теоретическая модель оценки качества среднего профессионального образованияразработан комплекс показателей, критериев и индикаторов оценки качества подготовки обучающихся и выпускников — будущих специалистов, востребованных на рынке трудавыявлены результаты и оценена эффективность её реализации в условиях системы среднего профессионального образования города Москвы;

— разработана и апробирована методика оценки качества основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования в условиях введения ФГОС СПО третьего поколения;

— подготовлены и представлены методические рекомендации по проведению экспертизы и оценки качества основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования в условиях введения ФГОС СПО третьего поколения в ходе осуществления процедур государственного контроля.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что разработанные принципы и механизм оценки качества среднего профессионального образования выступают инструментарием контрольно-оценочной деятельности в содержательном, процессном и организационном аспектах, а именно:

— рассмотренные в единстве оценка и контроль качества среднего профессионального образования выступают как объекты научно-педагогического исследования и, как государственная функция, вносят вклад в теорию профессионального образования и обучения;

— определенная совокупность организационно-педагогических условий, инновационных педагогических технологий, форм и методов учебной деятельности, обеспечивающая эффективное решение задач формирования учебно-профессиональной успешности учащихся и студентов СПО способствуют совершенствованию дидактики среднего профессионального образования;

— созданная теоретическая модель оценки качества среднего профессионального образования в рамках государственного контроля вносит определенный вклад в теорию педагогического моделирования;

— разработанная и апробированная методика построения системы оценки и контроля качества основных профессиональных образовательных программ СПО в условиях введения ФГОС СПО третьего поколения даёт существенный вклад в педагогическую квалиметрию и методику среднего профессионального образования.

Результаты исследования дополняют и расширяют существующие теоретические представления в области контроля и оценки качества подготовки в системе среднего профессионального образования, создают теоретическую основу для дальнейшего исследования проблем оценки, контроля и обеспечения качества среднего профессионального образования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем выводы и рекомендации могут быть использованы при построении внутренней системы оценки качества среднего профессионального образования и проведении внешней экспертизы качества реализации ОПОП СПО в рамках государственного контроля.

Результаты исследования имеют практико-ориентированный уровень разработанности. Представленные в работе теоретическая модель оценки качества среднего профессионального образования в рамках государственного контроля и методика оценки качества основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования в условиях введения ФГОС СПО третьего поколения могут быть реализованы в региональных системах государственного контроля и оценки качества среднего профессионального образования.

Апробировано научно-методическое обеспечение по осуществлению оценки и экспертизы качества среднего профессионального образования (практические рекомендации, тематика и содержание технологических проблемных задач и стратегий, инструкции по их применению, порядок проведения оценочных процедур и пр.). Разработан диагностический инструментарий для оценки качества подготовки обучающихся и выпускников, и экспертизы реализуемых ОПОП СПО в соответствии с требованиями ФГОС СПО.

Разработанные методические рекомендации могут быть использованы при проведении экспертизы качества подготовки и установления соответствия реализуемых образовательных программ СПО требованиям ФГОС СПО третьего поколения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Контроль качества среднего профессионального образования, рассматриваемый одновременно как объект научно-педагогического исследования и, как государственная функция, реализация которого способствует обеспечению и повышению качества подготовки специалиста среднего звена, востребованного на рынке труда.

2. Педагогические и институциональные возможности, в том числе аксиологические, рефлексивные, гностические, мотивационные и креативные, инновационных технологий оценки качества подготовки как средства формирования учебно-профессиональной успешности студентовпринципы про-гностичности, согласованности, комплексности, вариативности, гибкости, системности, алгоритмизации, адекватности логике образовательного процесса и учета факторов, влияющие на качество подготовки студентов в колледжах города Москвы.

3. Совокупность организационно-педагогических условий (мотиваци-онных, научно-методических, организационно-технических), при которых инновационные педагогические технологии (технологии оценки качества образования, в том числе качества подготовки обучающихся и выпускников ОУ СПО), формы и методы учебной деятельности обеспечивают эффективное решение задач формирования их учебно-профессиональной успешности. При этом используется аналитический аппарат оценки общих и профессиональных компетенций будущих специалистов, востребованных на рынке труда, на основе учета индивидуальных образовательных достижений, в том числе результатов защиты выпускной квалификационной работы, полученных в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ СПО.

4. Теоретическая модель оценки качества среднего профессионального образования, комплекс показателей, критериев и индикаторов оценки качества подготовки обучающихся и выпускников, выявленные результаты и оценка эффективности её реализации в условиях системы среднего профессионального образования города Москвы, выступают организационно-педагогической основой построения современной системы оценки качества среднего профессионального образования.

5. Методика оценки качества основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования в условиях введения ФГОС СПО третьего поколения, способствующая повышению качества подготовки обучающихся и выпускников, внедрению систем менеджмента качества и технологической модернизации контрольно-оценочной деятельности в соответствии с определенными принципами и механизмом развития системы образования.

6. Методические рекомендации по проведению экспертизы и оценки качества основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования в условиях введения ФГОС СПО третьего поколения в ходе осуществления процедур государственного контроляпрактические рекомендации, тематика и содержание профессионально — ориентированных проблемных задач и стратегий, инструкции по их применению, порядок проведения оценочных процедур и диагностический инструментарий для оценки качества подготовки и реализуемых основных профессиональных образовательных программ.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены выбором опирающихся на данные исторической, социологической, психолого-педагогической литературы, исходных методологических позиций, адекватных поставленным задачамприменением диалектического историографического подхода к изучению предмета исследования на методологическом, теоретическом и практическом уровняхсоответствием избранных методов исследования предмету, цели и задачам выполненной работырепрезентативностью полученных экспериментальных материаловсистемным анализом накопленного в практике передового педагогического опытаразнообразием литературных источников, привлечённых для исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством участия в международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях, круглых столах и семинарах по теме исследования: «Гарантии качества профессионального образования» (IV Международный форум, РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, 2009 г.), «Менеджмент качества в образовании» (2-я Всероссийская научно-практическая конференция, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2009 г.), «Гарантии качества профессионального образования» (VI Международный форум, РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, 2011 г.), «Независимая оценка систем внутреннего мониторинга и оценки качества профессионального образования» (Межрегиональная конференция, МФПУ «Синергия», 2011 г.), прошедшая в рамках мероприятий «Создание условий для развития государственной и общественной оценки деятельности образовательных учреждений, общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ». Материалы исследования обсуждались на научно-методическом совете, методических семинарах и заседаниях кафедры «Теория и методика профессионального образования» в Московском гуманитарном педагогическом институте (Московском городском педагогическом университете), на августовских конференциях работников учреждений среднего профессионального образования (2009, 2010, 2011 гг.).

Результаты исследования докладывались на ежегодных конференциях, круглых столах, совещаниях и семинарах, отражены в публикациях. Основные положения диссертации обсуждались на научно-практической конференции руководителей учреждений НПО и СПО города Москвы (2010 г.).

Тема исследования входила в Городскую целевую программу развития начального и среднего профессионального образования в городе Москве «Рабочие кадры» на 2008;2010 гг. Рекомендации, сформулированные в ходе исследования, используются в практике работы образовательных учреждений СПО города Москвы.

Автор диссертационного исследования имеет 13 публикаций по теме работы, в том числе 2 методических пособия (в соавторстве), 3 статьи в журналах, рекомендованных ВАК для публикации основных результатов диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук.

Структура и объем диссертационной работы. Диссертационная работа, обусловленная актуальностью проблемы и темы исследования, выдвинутыми целью и задачами исследования, гипотезой исследования, логикой построения опытно-экспериментальной части, состоит из введения, трех глав, семи параграфов, выводов по каждой главе, заключения, библиографического списка, включающего 231 источник и приложения. Работа проиллюстрирована 6 таблицами, 7 рисунками, приложением.

Выводы по третьей главе.

По результатам экспериментальной работы на основании реализации модели оценки качества среднего профессионального образования в рамках государственного контроля, подводя итог с учетом полученных данных, можно определить основные особенности оценки и контроля качества СПО и зафиксировать следующий вывод.

1. Эффективность использования методик, методов и процедур оценки качества среднего профессионального образования в рамках государственного контроля, направленных на упорядочение дидактического процесса, предполагает наличие результативных механизмов встраивания в образовательный процесс ОУ СПО их инструментальных и диагностических свойств, соответственно, предполагает наличие целостной системы оценки и контроля качества СПО. В этой связи это объясняется тем, что каждый из участников педагогического взаимодействия не может осуществлять свою деятельность и принимать управленческие решения с целью повышения качества подготовки, если не получает информацию о промежуточных этапах и результатах оценки качества образования. С позиции менеджмента образовательной деятельностью, оценка качества в рамках госконтроля призваны обеспечить внешнюю и внутреннюю (самообследование) обратную связь.

2. Разработанная методика оценки с целью установления соответствия реализуемых ОПОП СПО требованиям ФГОС СПО третьего поколения состоит из пяти последовательных этапов: подготовительного, формализации, выработки и реализации оценочных процедур, аналитико-результативного, обобщающего, а её порядок оценки качества в рамках государственного контроля в ОУ СПО включает в себя описание существенных признаков и причин установления соответствия требованиям ФГОС СПО, собственно модель контрольно-оценочного процесса, установку нормативов в виде критериев и индикаторов деятельности субъектов педагогического взаимодействия, выбор подходов и методов решения задач оценки качества, установление соответствия фактически полученных результатов, их прогностический анализ.

3. Структурированная система показателей оценки качества среднего профессионального образования в рамках государственного контроля, в том числе качества подготовки обучающихся и выпускников на основании степени сформированности общих и профессиональных компетенций, готовность к дальнейшему обучению, уровень развитости мотивационных сторон личности, стремление к наиболее полной самореализации с учетом собственных способностей студентовкритериев, отражающих количественные показатели организации образовательного процесса и деятельности ОУ СПО, дают представление о глубине и прочности происходящих процессови индикаторов, определяющих и показывающих уровень качества образования в количественном эквиваленте в ходе процедур диагностирования и экспертизы качества — компоненты качества среднего профессионального образования в соответствии с требованиями ФГОС СПО, представленные виде матрицы, включая качество подготовки обучающихся и выпускников, содержание и направленность ОПОП СПО.

4. Представленная методика оценки качества среднего профессионального образования в рамках государственного контроля может выступать самостоятельным механизмом в процессе решения практических педагогических задач. При этом данная методика с включенными в нее структурными компонентами является универсальной в условиях контрольно-оценочной деятельности и педагогической действительности, поскольку исходными данными для ее реализации приняты: наличие объекта, способного изменять свои состоянияцели, которую необходимо достигнутьабсолютных и относительных переменных, изменение которых приводит к изменению объектанеобходимых ресурсов для осуществления оценочных процедур в рамках госконтроля и соответствующей образовательной среды.

5. Инструментом оценки качества среднего профессионального образования в рамках государственного контроля являлись мониторинг и педагогическая диагностика, выбор методов, которых обуславливался поставленными задачами и осуществлялся в соответствии с критериями и показателями качества подготовки обучающихся и выпускников (анализ рабочей документации, анализ продуктов деятельности, социометрий, наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, метод экспертных оценок). Системное проведение текущих мониторинговых исследований и диагностических измерений оценки качества в рамках государственного контроля показали выявленные изменения по обеспечению качества подготовки обучающихся и выпускников образовательных учреждений СПО.

6. В соответствии с установленными требованиями, данные, полученные в ходе мероприятий по контролю качества образования, размещались в открытом доступе на официальных информационных источниках, и, соответственно, могли быть использованы при итоговой аттестации обучающихся, лицензионном контроле и аккредитации образовательных учреждений СПО, аттестации педагогических кадров, в части оценки качества реализуемых основных профессиональных образовательных программ, для принятия управленческих решений по повышению качества подготовки обучающихся и выпускников.

7. .Результаты опытно-экспериментального исследования в области оценки качества среднего профессионального образования в рамках государственного контроля, опираясь на различные классификации проблемных задач, позволили определить их типологию, а также разработать методику оценки основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования в соответствии с требованиями ФГОС СПО и методические рекомендации для экспертов по оценке качества среднего профессионального образования в рамках государственного контроля, которые представлены в приложении к диссертации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Контроль и оценка качества среднего профессионального образования как объекты научно-педагогического исследования в качестве методологических понятий направлены на раскрытие сущности явлений, характеризующих состояние исследуемого предмета с помощью специальных методов и средств, причем процесс оценки качества осуществлялся с выявлением присущих ему признаков и последующей идентификацией базовых характеристик путем использования полученных практических результатов образовательными учреждениями среднего профессионального образования.

Мы исходили из того, что государственный контроль качества образования, безусловно, является одним из эффективных инструментов реализации образовательной политики в части обеспечения и повышения качества СПО, а в единой системе государственного контроля в сфере образования оценка качества, рассматриваемая как процесс, выступает одним из основных компонентов, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения эталону как общепризнанной зафиксированной в нормативных документах системе требований к качеству образования, и направленных на обеспечение исполнения законодательства и, соответственно, повышение эффективности работы образовательных учреждений СПО и качества предоставляемых услуг.

Система оценки качества, включающая в себя показатели, критерии и индикаторы по установлению соответствия содержания ОПОП СПО и качества подготовки обучающихся и выпускников обязательным требованиям ФГОС СПО, а также критерии оценки (внешние и внутренние), способы привлечения и распределения необходимых ресурсов в рамках контрольно-оценочных мероприятий образуют компоненты системы оценки качества СПО в рамках государственного контроля.

Основной научный потенциал результатов в области оценки качества среднего профессионального образования в рамках государственного контроля, предложенных в диссертационном исследовании, позволил сформулировать ряд принципиальных позиций, а именно:

1. Концептуальная сущность и содержательная составляющая оценки качества СПО в рамках государственного контроля определены путем систематизации этапов оценки качестваформализации сущностных различий государственного и педагогического контроляконкретизации форм, методов и процедур оценки качества в рамках государственного контроляинтеграции методологических, организационно-технических и инструментальных механизмов оценки качества в ходе контрольных мероприятий, в которых заложены содержательные, системообразующие свойства и принципы контроля и оценки качества СПОпланирования, организации и координации действий субъектов взаимодействия в рамках контрольно-оценочных мероприятий.

2. Теоретико-методологическая база проектирования концептуальной модели оценки качества среднего профессионального образования в рамках государственного контроля сформирована посредством следующих аспектов: выбора концептуального подхода к пониманию структурноорганизационной сущности системы оценки качества СПОосмысления исходных данных и ожидаемых результатов качества подготовкипостроения логически обоснованных функциональных связей между компонентами данной моделиопределения степени соответствия и уровня управляемости объектавыявления потенциала совершенствований функций объекта.

3. Теоретическая модель оценки качества среднего профессионального образования в рамках государственного контроля, включающая оценку качества и содержания подготовки обучающихся и выпускниковосвоения ОПОП СПОпримерный фонд оценочных средств, позволяющий оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций по специальностям, доступный банк измерителей для оценки качества педагогических систем образовательных учреждений и базу образовательной статистики, позволяющей оперативно и эффективно реализовывать основные функции контроля качества обучения с использованием обоснованных показателей и критериев качества образования, была разработана на основе теоретико-методологических аспектов, аналитико-синтетического анализа оценки и контроля качества как системы и процесса во взаимосвязи важнейших компонентов качества среднего профессионального образования, анализа российского и зарубежного опыта в области оценки качества среднего профессионального образования с учетом передового опыта оценки профессиональных квалификаций независимыми оценочными, аттестационными центрами и особенностей реализации в системе образования города Москвы.

4. Совокупность организационно-педагогических условий: наличие информационно-технологических блоков с учетом структурного и функционального назначения, определяющих инструментарий и технологии оценочных мероприятийсистемы обработки информации на основе автоматизированных систем распознавания текстааппаратных средств контроля, позволяющих автоматизировать ввод ответов участников контрольно-оценочных мероприятий, которые дают возможность проводить различные процедуры, начиная от самоконтроля до независимой аттестации путем автоматизации всех процессов, определены и систематизированы, дают методологические и инструментальные основания проектирования модели в рамках государственного контроляпри этом установлено, что основным элементом информационно — технологической подсистемы данной модели является информация, связанная с оценкой качества обучающихся и выпускников — будущих специалистов, востребованных на рынке трудаобъектно-системное понимание процедуры оценки качества СПО в рамках государственного контроля дает видение того, что субстанциональное наполнение ее компонентного состава происходит посредством постановки профессионально ориентированных задач, преобразования и моделирования условий задач, контроля за выполнением предыдущих действий и задач, формулирование оперативных задач с учетом, полученных результатов.

5. Реализация научно-обоснованной модели оценки качества среднего профессионального образования в рамках государственного контроля, методики оценки качества основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения, выступают организационно-педагогической основой построения современной системы оценки качества среднего профессионального образования, а содержание процедур контроля и оценки напрямую зависит от выбора теоретико-методологических и научно-педагогических оснований проведения контроля качества среднего профессионального образования.

6. Оценка качества среднего профессионального образования в рамках государственного контроля должна осуществляться с использованием аналитического аппарата оценки общих и профессиональных компетенций обучающихся и выпускников на основе учета индивидуальных образовательных достижений, полученных в рамках освоения основной профессиональной образовательной программы СПО и результатов защиты выпускной квалификационной работы, а также учитывать результаты неформального обучения, имеющиеся у выпускника на основании документов о дополнительном обучении, независимо от места обучения, с целью определения соответствия востребованности на рынке трудаинструментом оценки качества СПО является педагогическая диагностика, выбор методов которой обуславливался поставленными задачами и осуществлялся в соответствии с показателями и критериями (анализ рабочей документации, анализ продуктов деятельности, социометрий, наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, метод экспертных оценок).

7. Профессиональные стандарты является ощутимым механизмом формирования ФГОС СПО нового поколения, выявлено, что актуализация содержания и повышение качества профессиональной подготовки на всех уровнях образования с ориентацией на международные стандарты качества, интенсификация деятельности по укрупнению, интеграции профессий, направленность образовательной деятельности учреждений начального и среднего образования к потребностям рынка труда являются основными приоритетами развития профессионального образования данного уровняОПОП СПО, разработанные на основе ФГОС СПО, должны формироваться с учетом профессиональных (квалификационных) требований работодателей по видам трудовой деятельности.

8. Возможность научно-методического и организационно-технического подходов установлена с целью обеспечения проведения процедур оценки и экспертизы качества среднего профессионального образования в рамках государственного контроля, на основании которых выявлены тематические, содержательные и технологические проблемные задачи и стратегии действий, сформированы практические рекомендации, инструкции по их применению, порядок проведения оценочных процедуручтены при разработке диа гностического инст рументария оце нки качества подготовки обучающихся и выпускников и проведении экспертизы реализуемых ОПОП СПО в соответствии с требованиями ФГОС СПО.

9. Методика оценки качества СПО разработана с целью установления соответствия реализуемых ОПОП СПО требованиям ФГОС СПО третьего поколения и состоит из пяти последовательных этапов: формализации, выработки и реализации оценочных процедур, диагностического, аналитико-результативного, заключительного, а её порядок оценки качества среднего профессионального образования в рамках государственного контроля в ОУ СПО включает в себя описание существенных признаков и причин установления соответствия требованиям ФГОС СПО, собственно, модель контрольно-оценочного процесса, установку нормативов в виде критериев и индикаторов деятельности субъектов педагогического взаимодействия, выбор подходов и методов решения задач оценки качества, установление соответствия фактически полученных результатов, их прогностический анализможет выступать самостоятельным механизмом в процессе решения практических педагогических задач, причем включенные в нее структурные компоненты, являются универсальными в условиях контрольно-оценочной деятельности и педагогической действительности, поскольку исходными данными для peaлизации методики являются: наличие объекта, способного изменять свои состоянияцели, которую необходимо достигнутьабсолютных и относительных переменных, изменение которых приводит к изменению объектаналичие необходимых ресурсов для осуществления оценочных процедур в рамках госконтроля и соответствующей образовательной среды.

10. Структурированная система показателей оценки качества среднего профессионального образования в рамках государственного контроля, в том числе качество подготовки обучающихся и выпускников на основании степени сформированности общих и профессиональных умений, готовность к дальнейшему обучению, уровень развитости мотивационных сторон личности, стремление к наиболее полной самореализации с учетом собственных способностей студентовкритерии, отражающие количественные показатели организации образовательного процесса и деятельности ОУ СПОи индикаторы, определяющие и показывающие уровень качества образования в количественном эквиваленте в ходе процедур диагностирования и экспертизы качества дают представление о глубине и прочности происходящих процессов, все это — компоненты качества среднего профессионального образования в соответствии с требованиями ФГОС СПО, представленные виде матрицы.

11. Методические рекомендации, разработаны на основе нормативных требований государственного контроля, научнопедагогического, организационно-технического подходов и концептуальных положений в области оценки качества образования СПО, могут быть использованы при проведении государственного контроля с целью установления соответствия реализуемых образовательных программ СПО требованиям ФГОС СПО третьего поколения и выявления нарушений установленных требований, внешней экспертизы качества подготовки и реализации ОПОП СПО независимыми экспертами или экспертными организациями, самообследованияа также при построении внутренней системы оценки качества среднего профессионального образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образованияпредставлены в приложении к диссертации.

Проведенные теоретические и экспериментальные исследования дают возможность сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза исследования подтверждена, ее достоверность установлена в ходе апробации и внедрения результатов в образовательных учреждениях системы среднего профессионального образования города Москвы. Положительная динамика результатов исследования дает основания считать, что поставленные задачи решены, цель исследования достигнута.

Разработанная теоретическая и эмпирическая база в области оценки качества среднего профессионального образования в рамках государственного контроля, ее технологическое и методическое обеспечение позволяют реализовать новый подход к построению системы оценки качества среднего профессионального образования в рамках государственного контроля с учетом концептуально-методологических и методических основ научной организации и современных достижений теории управления образовательными системами, теории педагогических измерений, требований компетентностного подхода к трактовке качества результатов подготовки обучающихся и особенностей функционирования системы среднего профессионального образования в городе Москвеизучению динамики функционирования и развития каждого из компонентов системы оценки качества среднего профессионального образования в рамках государственного контроля на основе научно-педагогических и организационно-технических подходов проектирования и моделированиярассмотрению возможности построения целостной системы с точки зрения практико-ориентированной направленности осуществления государственной функции контроля качества образования.

Представленные материалы позволяют наметить направления дальнейшего исследования. В частности, видится насущная потребность в разработке методических рекомендаций по осуществлению оценки и экспертизы качества в рамках контрольных мероприятий в сфере образования на основе научно-обоснованной модели оценки качества среднего профессионального образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.А. Многокритериальный подход к оценке управления качеством образовательного процесса: опыт применения / М. А. Амбросевич, A.M. Айзенштадт, A. JL Невзоров // Высшее образование сегодня. 2007. -№ 2. — С. 62 — 64.
  2. А.Н., Самойленко П. И. Проблема оценивания качества образования при переходе от средней к высшей школе // Среднее профессиональное образование. 2003, № 7. — С. 19−21.
  3. П.Ф., Сосонко В. Е. Управление качеством среднего профессионального образования: Монография Казань: Институт среднего профессионального образования РАО, 2001. — 256 с.
  4. В.В., Грохольская О. Г. Проблема целеполагания как основа образовательной стратегии России. Учебно-воспитательный процесс в школе и вузе. М.: МПУ, 2000. — С. 6−14.
  5. В.В., Грохольская О. Г., Коробецкий И. А. Управление процессом развития современной образовательной системы. М., 2000. -105 с.
  6. Е.В. Моделирование в процессе обучения // Среднее профессиональное образование. 2003, № 5. — С. 15 -16.
  7. А.Г. Три грани интериоризации. // Научное творчество JI.C. Выготского и современная психология: Тез. докл. Всесоюзн. Конференции 23−25 июня 1981 г.-М:Б.и., 1981.- 189 с.
  8. Т.В. Дескрипторная модель компетенций в оценке качества результата образования / Т. В. Афанасьева // Качество инженерного образования: мировые тенденции в терминах компетенций. 2007. — № 3. — С. 46−54.
  9. Т.В., Есенков Ю. В. Система внутреннего контроля // Среднее профессиональное образование. 2003. № 11 — С. 39 — 43.
  10. .В. Теория качества в науке и практике: методологический анализ. М.: Изд — во Ленинградского университета, 1989.-200 с.
  11. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Просвещение, 1982. — 167 с.
  12. С.Я. Производственная педагогика. — М., 1999. 672 с.
  13. В.К., Кузьмин М. Н. Национальные проблемы образования в Российской Федерации. М., 1994. — 186 с.
  14. В.П. Педагогическое обеспечение государственного стандарта образования. М.: ИнтерЭВМ, 1994. — 80 с.
  15. В.П. Основы теории педагогических систем: Монография. Воронеж: Изд — во Воронежского государственного университета, 1977.-204 с.
  16. В.П. О критериях качества подготовки специалиста // Вопросы высшей школы. 1985. — № 11.- С. 42.
  17. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. — 190 с.
  18. Бим-Бад Б. М. Идеи педагогической антропологии в России // Советская педагогика. 1994. № 5. С.40−45.
  19. В.И. Компетентностный подход как методологическая основа разработки федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования // Образовательная политика. 2008. — № 9. — С.21 — 25.
  20. В.И. Национальная рамка квалификаций в Российской Федерации. // Высшее образование в России. № 1, 2008. С. 44 50.
  21. , И.С. Проблемы качества образования в условиях инновационной экономики / И. С. Болотин, Н. Д. Сорокина // Соц.-гуманит. знания. -2009.-№ 5.- С. 172−180.
  22. В.А. Система оценки качества российского образования / В. А. Болотов, Н. Ф. Ефремова // Педагогика. 2006. — № 1. — С. 22 — 31.
  23. Большой словарь иностранных слов. М.: ЮНВЕС, 2001. — 784 с.
  24. E.B. Личностно-ориентированный подход к качеству образования в условиях модернизации. Ростов-на-Дону: РГПУ. — 2002. — С. 360.
  25. , Н.Д. О региональной системе оценки качества образования в Краснодарском крае / Н. Д. Бондаренко, Н. Ф. Лапшина // Стандарты и мониторинг в образовании. 2009. — № 4. — С. 12−17.
  26. В.П. Важная отрасль педагогического знания. Педагогика. 2004. № 2. — 96 с.
  27. , И.И. Организующая роль международных стандартов качества ИСО 9001−2001 в высшем образовании / И. И. Бурлакова // Инновации в образовании. 2009. — № 8. — С. 24 — 29.
  28. Буржуазная педагогика на современном этапе // Под. ред. З. А. Мальковой, Б. Л. Вульфсона. М., 1984. — 120 с.
  29. Е.Я. Методологические основы эффективного профессионального образования, обеспечение социальной адаптации и занятости молодежи. Сборник докладов Международного конгресса занятости 2000 г. М., 1996. — С.57−59.
  30. В.И., Красильников В. В., Плаксий С. И., Тягунова Т. Н. Оценка качества деятельности образовательного учреждения. М: Издательство ИКАР, 2005. 320 с.
  31. Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Под. ред. В. И. Журавлева. М., 1988.-239 с.
  32. С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. 538 с.
  33. Л.В. Шкала оценок школа новых отношений // Среднее профессиональное образование. 2003. № 7 — С. 21−22.
  34. O.E. Через инновации к новому качеству подготовки специалистов / O.E. Воронова // Высшее образование в России. — 2009. — № 1. -С. 73−76.
  35. .Jl. Сравнительная педагогика: История и современные проблемы. М.: Издательство УРАО, 2003. — 104 с.
  36. .Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. М.: Изд-во УРАО, 1999. — 208 с.
  37. О.В., Ткаченко Е. В. Педагогический колледж в региональной системе образования. М., 2002. — 192 с.
  38. Л.А. Сценарное моделирование инновационных образовательных процессов: методологический и теоретический аспекты // Среднее профессиональное образование. 2004. № 2. — С. 44 — 48.
  39. П.Я. Лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов. М: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002.- 400 с.
  40. Л.А., Смирнов И. П. Национальный и региональный компоненты государственного образовательного стандарта. М., 1997. — 140 с.
  41. В.М. Управление профессиональным обучением и подготовкой. Женева — Москва, 2000. — 386 с.
  42. .С. Философия образования для XXI века. М.: Совершенство, 1998. — 605 с.
  43. А.Т. Британская профшкола. М., 1999. — 86 с.
  44. А.Т., Золотарев В. Б. Регионализация профобразования: программа развития и эффективность управления. М.: Изд. центр АПО, 2002.- 104 с.
  45. И.Я. Рейтинг актуальная форма контроля знаний студентов // Среднее профессиональное образование. — 2003. № 7. — С. 35 — 36.
  46. O.A. Менеджмент качества: анализ основных определений // Методы менеджмента качества. 2004. № 12. — С.34 — 36.
  47. О.Г. Проблемы современной дидактики. Монография.- М.: ИРПО, 2004.- 168 с.
  48. Л.И. Профессиональное образование во Франции. Казань, 1993.-204 с.
  49. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.-240 с.
  50. Давыдова J1.H. Различные подходы к определению качества образования // Качество. Инновации. Образование. 2005. — № 2. — С.5 — 8.
  51. Департамент образования города Москвы. Итоги 2009 2010 учебного года. Аналитические материалы. II часть. // Серия: «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве». — М: Центр «Школьная книга», 2010. — 568 с.
  52. Диагностика познавательных и профессиональных способностей: Сб. научных трудов. /Отв. ред. В. Д. Шадриков. -М., 1988. 150 с.
  53. А. Руководство к образованию немецких учителей. М., 1956.-250 с.
  54. Э.Д. Три источника и три составные части нынешнего школьного кризиса. М., 1999, — 74 с.
  55. Ф.Е. Научные основы современных реформ в НПО. М., 2000. — 284 с.
  56. A.M., Мхитарян B.C., Трошин Л. И. Многомерные статистические методы. М.: «Финансы и статистика», 2000. 352 с.
  57. Европейская профессиональная школа / Под ред. И. П. Смирнова. -М., 1996.-96 с.
  58. Европейский фонд управления качеством. Модель высокого качества Европейского фонда управления качеством. СПб.: ЕФУК, 2002. — 35 с.
  59. Т.В. О переводе количественных показателей в их качественные аналоги при оценке качества деятельности образовательного учреждения методами статистики качеств / Т. В. Ежова, А. Н. Чурилов // Качество. Инновации. Образование. 2008. — № 6. — С. 12−17.
  60. Н.Д. К вопросу об авторской педагогической технологии как основе развития студентов // Среднее профессиональное образование. -2003. № 9. -С. 11−13.
  61. В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. Тюмень, 1995. — 98 с.
  62. Н.И. Подготовка и защита диссертации по педагогике. — М., 1998.- 191 с.
  63. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266−1 (ред. от 12.11.2012) «Об образовании».
  64. Т.Е. Социология образования: В 2 ч. Социология профессионального образования: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд — во Урал, гос. проф. — пед. ун — та, 1994. — 188 с.
  65. В.И. Современные средства оценивания результатов обучения: Учеб. пособие для вузов / В. И. Звонников, М. Б. Челышкова. М.: Академия, 2007. — 223 с. — (Высшее профессиональное образование).
  66. В.И. Качество образования, или Кое-что новое о вечной проблеме / В. И. Звонников // Высш. образование сегодня. 2009. — № 8. — С. 26−31.
  67. И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования //Высшее образование сегодня. 2003. — № 5. — С. 35 — 42.
  68. В.М., Новиков П. Н. Мониторинг и прогнозирование профессионального образования. Научно-практическое пособие. М.: РГАТиЗ, 1999.-80 с.
  69. Г. И. Качество подготовки специалистов среднего звена: проблемы формирования критериев оценки // Среднее профессиональное образование. № 6, 2003. — С. 9 — 12.
  70. Дж.М., Лобанов A.A. Человеческие ресурсы управления. -М.: Дело, 1993.-304 с.
  71. К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991. -238 с.
  72. Э.М. Научные основы управления качеством профессионального образования. Минск, 2001. 85 с.
  73. В.А., Шишов С. Е. Школа: мониторинг качества образования. 3-е изд., испр. и допол. — М.: Педагогическое общество России, 2000. -320 с.
  74. Квалиметрия человека и образование: методология и практика. -Восьмой симпозиум национальной системы оценки качества образования в России. В 3 ч. Под ред. Н. А. Селезневой. М., 1999. — 583 с.
  75. П.В. Управление развитием среднего профессионального образования в регионе как проблема реализации образовательной политики РФ // Гуманитарные и социально-экономические науки. Ростов н/Д. 2006. № 10. С.174- 180.
  76. М.В. Инновации в мировой педагогике: Обучение на основе исследований, игр, дискуссии. Анализ зарубежного опыта /Международная ассоциация «Развивающее обучение». Рига: Эксперимент, 1995. — 176 с.
  77. О.И., Лякина О. В. Повышение качества подготовки специалистов // Среднее профессиональное образование. № 2, 2002. — С. 41−42.
  78. Кодекс Российской Федерации об образовании (проект). М.: ИПР СПО, 2003.-23 с.
  79. A.B. Формирование исследовательской творческой активности студентов в технических колледжах автомобильного профиля // Среднее профессиональное образование. 2004, № 2. — С. 33 — 34.
  80. В.П. Качество образования это и результат качества управления / В. П. Колесов // Ректор вуза. — 2008. — № 2. — С. 20 — 26.
  81. Е.А. Использование методических комплексов в практическом обучении // Среднее профессиональное образование. 2003, № 9. -С. 35−36.
  82. .К., Анищева Л. И., Ашеулов Ю. Б. Качество полученного среднего профессионального образования глазами выпускников // Среднее профессиональное образование. 2003, № 7. — С. 4 — 6.
  83. Контроль качества и содержания высшего образования со стороны работодателей // Ректор вуза. 2006. — № 9. — С. 6 — 10.
  84. Концепция модернизации российского образования до 2010 года. -ИПРСПО, 2004, — 17 с.
  85. Концепция общероссийской системы оценки качества образования // Вестник образования России. — 2007. № 15. — С. 18 — 29.
  86. Концепция развития профессиональных квалификаций. Материалы Национального агентства развития квалификаций при РСПП. Москва 2006 г. //http://www¦rspp¦ru/Default¦aspx?CatalogId=283&d по=490
  87. Концепция управления качеством образования: Монография. // Под ред. Е. К. Афиногенова. Саратов, 2005. — 184 с.
  88. Э.М. Антикризисное управление. Год выпуска: 2003 Автор: под ред. Короткова Э. М. Жанр: менеджмент Издательство: Инфра-М Серия: Высшее образование — 264 с.
  89. В.В. Методология педагогического исследования. Самара: Изд-во САМГПИ, 1994. — 164 с.
  90. В.Ф. Концепция новой общеобразовательной школы. -М, 1995.-368 с.
  91. Ю.Ф., Ячейко О. А. Развитие единой региональной образовательной информационной среды с использованием технологий дистанционного образования // Среднее профессиональное образование. 2003, № 9.-С. 7−8.
  92. М.Н. Национальная школа России: традиции и современность в контексте модернизации / Труды ИНПО. Вып. 1. М., 1993. — 163 с.
  93. H.A. Управление образовательными учреждениями на основе квалиметрического подхода (теоретико-методологический аспект). Ав-тореф. дис. канд. пед наук. Ижевск, 1997. — С.61 — 69.
  94. Ф. Кризис образования в современном мире. Системный анализ. -М.: Прогресс, 1970.
  95. И.А. Подходы к разработке методических комплексов для проведения практик // Среднее профессиональное образование. 2003, № 9. -С. 36−37.
  96. К.Г. Безработица и пути повышения качества рабочей силы на рынке труда. М, 2001. — 216 с. — 192 с.
  97. B.C., Коноплина Н. В. Деятельностный подход к содержанию педагогического образования // Педагогика. 2000. № 3. С. 27 34.
  98. B.C. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству. М.: МГАУ, 2001. 120 с.
  99. А.Н. Совершенствование профессионально-квалификационной структуры подготовки рабочих и служащих. М.: ИРПО, 1992, — 144 с.
  100. А.Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования. М., 1996. — 228 с.
  101. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981, — 185 с.
  102. Л.А. Управление процессом изучения и обобщения передового педагогического опыта // Среднее профессиональное образование. -2003, № 7.-С. 32−33.
  103. И.М. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт-Издат., 2005. — 345 с.
  104. Г. И. Методические основы сбалансированного функционирования рынков труда и образовательных услуг. СПб., 1994. — 274 с.
  105. A.M. История педагогики. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1994. — 368 с.
  106. A.C. Книга для родителей. Педагогические сочинения. Т 5.-М.: 1985.-586 с.
  107. И.К. Совершенствование экономического механизма профессионально-технического образования. М., 1990. — 274 с.
  108. Макет профессионального стандарта, утвержденный распоряжением Президента РСПП от 28.06.2007 г. № ПР-46 // http://www.rspp.ru/Default.aspx?Catalogld=283&d по=1887. 12 с.
  109. Макеты федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования от 01.09.2008 г. // http://www.edu.ru/db/portal/spe/3v/22 0207m.htm. 54 с.
  110. З.А. Современная школа США. М.: Педагогика, 1971.368 с.
  111. И.И. Комплексная система контроля качества образования в профессиональном лицее: Дис. канд. пед. наук. М., 2000. — 269 с.
  112. C.B. Контроль качества как инновационная культура профессионального образования /C.B. Матвеева // Стандарты и Мониторинг в образовании. 2008. — № 4. — С. 26 — 29.
  113. Н.В. Оценка и ее взаимосвязь с контролем, измерением и диагностикой в управлении качеством образования / Н. В. Медведенко, С. Ю. Рубцова // Стандарты и Мониторинг в образовании. -2008. № 2. -С. 19−22.
  114. Международная стандартная классификация образования (МСКО) ЮНЕСКО / Перевод с англ. Е. В. Волковой. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. — 1999. — 61 с.
  115. В.И., Смирнов И. П. Региональная модель профессионального образования. М.: Издательский дом «Ореол-лайн», 1998. — 160 с.
  116. К.Г., Новиков A.M., Пермяков O.E. и др. Рекомендации по формированию региональных систем оценки качества образования: Методическое издание. М.: ОИЦ «Академия», 2008. — 36 с.
  117. К.Г., Новиков A.M., Пермяков O.E. и др. Приложения к рекомендациям по формированию региональных систем оценки качества образования: Методическое издание. М.: ОИЦ «Академия», 2008. — 88 с.
  118. H.H., Гайворонский Н. М. Технология моделирования содержания образования. М., 2001. — 128 с.
  119. Г. А. Параметры педагогической экспериментальной деятельности // Педагогика. 2001. № 5. С.45−50.
  120. В.М., Смирнов И. П. Рынок труда и профессиональное образование. М., 1999. — 86 с.
  121. Мониторинг качества образования: направления и опыт //Материалы IX Симпозиума «Квалиметрия человека и образования: методология и практика». М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2000. — 121 с.
  122. Г. Н., Наводнов В. Г. Экспертиза качества образования: европейский подход / Г. Н. Мотова, В. Г. Наводнов. М.: Национальное аккре-дитационное агентство в сфере образования, 2008. — 106 с.
  123. Р. и др. Воспитание гражданина: демократические школы: Пер. с англ. /Мошер Р., Кенни Р., Гаррод Э.- Под общей ред. Т. Э. Балуян и др. М.: Народное образование, 1996. — 231 с.
  124. Г. В. Стратегия реформирования системы среднего профессионального образования. М.: Магистр, 1995. — 222 с.
  125. A.A. Модульные программы, основанные на компетенциях // Среднее профессиональное образование. 2004. № 2. — С. 28−30.
  126. А.Ф. Развитие стремлений к самосовершенствованию и творческой самореализации // Среднее профессиональное образование. -2003. № 9.-С. 24−26.
  127. Ю.А. Реализация идей личностно-ориентированного подхода к профессиональному образованию в условиях его интеграции // Среднее профессиональное образование. 2003. № 5. — С. 2−5.
  128. Назарова O. J1. Теория и практика управления качеством образовательного процесса в профессионально-педагогическом колледже // Среднее профессиональное образование. № 11, 2003. — С. 29−31.
  129. О.Л. Управление качеством образовательного процесса в профессионально-педагогическом колледже // Монография. Челябинск: ЧелГНОЦ УрО РАО, 2003. — 316 с.
  130. А.Я. Какой быть новой педагогике. Челябинск: Юж. -Урал. кн. изд-во, 1993. — 213 с.
  131. Н.Д. Современная высшая школа капиталистических стран (основные вопросы дидактики). М., 1978. — 80 с.
  132. М.В. Модернизация управления развитием образовательных организаций. М., 2001. — 221 с.
  133. М.В. Попечительский совет как институт демократизации профессионального образования. М., 1999. — 138 с.
  134. A.M. Профтехшкола: стратегия развития. М.: Минобра-зование России, 1991. — 111 с.
  135. A.M. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000. — 272 с.
  136. П.Н. Опережающее образование. М., 1997. — 341 с.
  137. П.Н., Зуев В. М. Опережающее образование: гипотезы и реалии. М., 1996. — 136 с.
  138. Т.В. Самостоятельная работа студентов // Среднее профессиональное образование. 2003, № 7. — С. 43 — 44.
  139. Новое качество образования // Материалы международной научно-практической конференции «Мониторинг и аудит качества образования». -Петрозаводск, 2001. 120 с.
  140. В.И. Система методов обучения // Среднее профессиональное образование. 2004. № 2. — С. 39−43.
  141. Оценка качества профессионального образования. Доклад 5, май 2001. / Под общей редакцией В. И. Байденко, Дж. ван Зантворта. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001.-186 с.
  142. Н., Артемов А., Сидорова Т., Фролов В. Контроль знаний студентов // Высшее образование в России. 2000. № 1. С. 116−121.
  143. В.П. Научные основы проектирования педагогических систем внутришкольного управления качеством образовательного процесса. / Под научн. ред. А. И. Субетто. СПб. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1997. — 297 с.
  144. В.Ю. Качество среднего профессионального образования: проблемный аспект // Среднее профессиональное образование. № 7, 2003.-С. 2−3.
  145. В.Ю., Ковлякова В. Е. Нерешенные вопросы в разработке профессиональных и образовательных стандартов // Профессиональное образование. Столица. 2009. № 2. — С. 8 — 10.
  146. В.Ю., Ковлякова В. Е., Фомин С. Н. Подходы к формированию механизма сопряжения профессиональных и образовательных стандартов // Качество профессионального образования. Ежеквартальный научно-методический вестник. 2009. № 1. — С. 15 — 24.
  147. В.Ю., Ковлякова В. Е., Фомин С. Н. Интеграция профессиональных и образовательных стандартов: проблемный аспект // Качество профессионального образования. Ежеквартальный научно-методический вестник. 2009. № 1. — С. 25−32.
  148. O.E. Совершенствование системы качества образовательного учреждения высшего профессионального образования в контексте требований ENQA. Университетское управление: Практика и анализ, 2007. № 3(49).-С. 97- 102.
  149. O.E. Методологические основы и технологии оценки индивидуальных образовательных достижений в системе профессионального образования: Монография. М.: Федеральный институт развития образования, 2008. — 422 с.
  150. O.E., Татур А. О., Митрофанов К. Г., Новиков A.M. и др. Концепция общероссийской системы оценки качества образования. М.: ОИЦ «Академия», 2008. — 28 с.
  151. H.H. Проблемы качества рабочей силы в Европе. Бюллетень UNEVOK № 16, 2001.-38 с.
  152. Подходы к построению систем оценки качества в образовании// Материалы IX Симпозиума «Квалиметрия человека и образовании: методология и практика». М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. — 132 с.
  153. М.В., Ковлякова В. Е. Основные принципы менеджмента качества стандартов // Профессиональное образование. Столица. 2009. -№ 11 С. 30−32.
  154. В.М. Словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании. М.: МИРОС, 1995. — 80 с.
  155. В.А. Проблемы профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования /Материалы научно-практической конференции, Кемерово, 1995. — С. 13−16.
  156. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2007 года № 116 «Об утверждении Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования».
  157. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 года № 543 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)».
  158. Право на образование. Всемирный доклад по образованию. Изд-во Магистр. М., — 2000. — 42 с.
  159. Проблемы повышения качества профессионального образования на основе Государственного стандарта //Основные материалы всероссийских педагогических чтений. Саратов, 1993 / Под ред. И. П. Смирнова. М., 1994. — 192 с.
  160. Программа развития СПО России на 2000 2005 г. — ИПР СПО, 2001.-31 с.
  161. Профтехобразование России: итоги XX века и прогнозы: В 2 т. /Под научной ред. И. П. Смирнова. М.: ИРПО, 1999. — I том — 424 е., II том. -816с.
  162. Г. Е. Еще раз о методической работе, или Почему у нас не получается? // Среднее профессиональное образование. 2003, № 9. — С. 37−40.
  163. Н.А. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий // Среднее профессиональное образование. 2004. № 2. — С. 18−20.
  164. В.Е. Проектирование образовательных систем. М., 2000. — 162 с.
  165. Рекомендации по стандартизации. Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Методология функционального моделирования/ Госстандарт России, М., 2001, 49 с.
  166. Реформы образования. Аналитический обзор. (Под общей редакцией В.М. Филиппова). — М., 2003. — 303 с.
  167. Г. А. Творчество как составная часть профессионального мастерства // Среднее профессиональное образование. 2003, № 7. -С. 13−14.
  168. Роль профессионально-технического образования в образовательной системе Российской Федерации //Бюллетень ЮНЕСКО / Под научной ред. И. П. Смирнова. М., 1995. — 32 с.
  169. Ю.Б. Формирование эффективных стратегий взаимодействия в сфере оценки гарантий качества образования в мировой и российской практике / Ю. Б. Рубин // Высшее образование в России. 2009. — № 2. — С. 7— 10.
  170. С.Н. Введение в психологию управления // Среднее профессиональное образование. 2003. — № 7. — С. 46 — 48.
  171. В. Как посчитать качество образования / В. Садовничий, В. Кружалин, И. Артюшина // Ректор вуза. 2008. — № 8. — С. 14−18.
  172. В.А. Механизмы взаимодействия государственной и общественно-профессиональной систем оценки качества образования / В. А. Самойлов, A.A. Коваленко // Высшее образование в России. 2009. -№ 2.-С. 18−28.
  173. Л.Г. Разработка методики контроля готовности к профессиональной деятельности студентов ссузов // Среднее профессиональное образование. 2003. № 10. — С. 45 — 49.
  174. В.П. Педагогический менеджмент: Ноу-хау в образовании: учебное пособие. М., Высшее образование, 2006 — 357с.
  175. A.A. Формирование системы обеспечения качества подготовки специалистов среднего звена как основное направление модернизации среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование. 2003. № 6. — С. 3−8.
  176. A.A., Переверзев В. Ю., Фомин С. Н., Ковлякова В. Е. Профессиональный стандарт как механизм взаимодействия рынка труда и сферы образования // Образовательная политика. 2008. № 5. — С. 23−30.
  177. A.A., Переверзев В. Ю., Ковлякова В. Е., Фомин С. Н. Профессиональные и образовательные стандарты: поиск механизмов взаимодействия // Среднее профессиональное образование. -2009. № 2. С. 2−5.
  178. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1984. — 793 с.
  179. И.П. Человек. Образование. Профессия. Личность. Монография. М., 2002. — 420 с.
  180. В.П., Смирнов И. П. Стандарты профессионального образования: типы, структура, оценка качества. М., 2001. — 145 с.
  181. Соглашение о взаимодействии между Министерством образования и науки РФ и Российским союзом промышленников и предпринимателей // http://www.rspp.ru/Default.aspx?CatalogId=2106 от «25» июня 2007 года.
  182. Становление общероссийской системы оценки качества образования // Вестник Образования России. 2007. — № 14. — С. 46 — 51.
  183. А.П., Целищева A.B. Технология мониторинга качества образовательного процесса: социально-психологическая сфера модели специалиста // Среднее профессиональное образование. 2002. № 2. — С. 46 — 48.
  184. А.И. Оценочные средства и технологии аттестации качества подготовки специалистов в вузах: методология, методика, практика. СПб. М.: Иссл. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. -280 с.
  185. Н.Ф. Система моделирования и планирования образовательной деятельности колледжа как основа реализации государственного стандарта // Среднее профессиональное образование. 2003, № 9. — С. 8 — 11.
  186. E.H. Инновационные формы и методы аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов // Среднее профессиональное образование. 2003. № 7. — С. 33 — 35.
  187. Е.В. Управление процессом усвоения знаний. М.: 1975. -282 с.
  188. Е. В. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. отв. ред. Е. В. Ткаченко: Екатеринбург, 1995, Вып. 1 13,7 п.л. 1996, Вып. С. 2−21.
  189. Е.В., Глазунов Е. В. Базовое профессиональное образование. Проблемы регионализации и развития. Чебоксары, 2001. — 253 с.
  190. E.B. Российское образование. Дороги реформ. Махачкала: Юпитер, 1994. — 232 с.
  191. Х.Г. О проблематике и тенденциях развития философии образования. Проблема регионального в философии образования. -Нальчик, 1997.-461 с.
  192. A.A. Управление качеством образовательного процесса в современном вузе / A.A. Факторович // Педагогика. 2009. — № 3. — С. 80 -83.
  193. Ю.М. Какая оценка выше единица с плюсом или двойка с минусом // Среднее профессиональное образование. — 2003. № 7. — С. 18.
  194. Фор Эдгар и др. Учиться быть. Париж/Лондон. ЮНЕ-СКО/Харрап. — 1972. — 29 с.
  195. Н. В. Проблема качества высшего образования: мировые вызовы и их российские трансформации / Н. В. Форрат // Вопросы образования. 2009. — № 2. — С. 121 — 138.
  196. Г. В. Опыт и проблемы реализации модели специалиста // Среднее профессиональное образование. 2003. № 5. — С. 5−6.
  197. В.Г. Государственное управление проектированием и разработкой государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения / В. Г. Халин // Экономические науки. 2009. — № 2. — С. 341 — 347.
  198. О.Г. Подготовка студентов к профессиональной деятельности // Среднее профессиональное образование. 2003. № 5. — С. 13 — 15.
  199. Ю.В. Роль государственно-общественного управления в системе среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование. 2004. № 2. — С. 6 — 9.
  200. М.К., Лиханова Т. Н. Формирование модели системы оценки качества образования в городе Пензе // Муниципальная системаоценки качества образования. Сборник статей. Пенза: Изд. Муниципального научно-методического центра, 2009. — С. 5 — 17.
  201. М.К. Формирование модели муниципальной системы оценки качества образования // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион Пенза: ПГУ, 2011.-№ 3.-С. 121 — 130.
  202. Г. Н. Становление региональной системы оценки качества образования: Республика Марий Эл / Г. Н. Швецова // Мир образования -образование в мире. 2008. — № 3. — С. 42 — 56.
  203. JI.M., Малов И. В. Рейтинговая оценка труда преподавателя вуза способ повышения качества преподавания Л.М. Яновский, И. В. Малов // Качество, Инновации, Образование. — 2008. — № 12. — С. 9−12.
  204. Н.Г. Проблемы проектирования содержания среднего профессионального образования в условиях введения нового поколения ГОС СПО // Среднее профессиональное образование. 2004. № 2. — С. 2 — 6.
  205. А.В. Об одной попытке построения теории способности // Ученые записки ЛГУ. Л.: Изд-во ЛГУ, 1962. 98 с.
  206. Arcaro J.S. Quality in Education: An Implementation Hadbook. St. Lucie Press, 1995.-P. 5 -6.
  207. Borkowski J., Peck V., Reid M. Impulsivity and strategy transfer: Metamemory as mediator. Child Development. V.54 (2), P. 459 473.
  208. European Guidelines for the Validation of non formal and informal learning Draft 2.0 22 May 2008. / Интернет. — http://www.ecotec.com.
  209. Flavell J. Metcognition and cognitive monitoring: a new area of cognitive development inquiry. Amer. Psychologist, V.34, P. 906 — 911.
  210. Gagne R. M., Paradise N. E. Abilities and learning sets in knowledge acquisition//Psychological monograph, vol. 75. 1961. № 14. P. 149- 154.
  211. Kagan J. Reflection impulsivity: the generality and dynamics of conceptual tempo // Journal of Abnormal Psychology, 1966, V.77, — P. 17−24.
  212. Keirsey D. Portraits of temperament. Second edition, Del Mar. CA: Prometheus Nemesis Book Co. 1989. 235 p.
  213. Murray H.A. Explorations in personality. New York.: Oxford, 1938.238p.
  214. Murray H.A. Some basic psychological assumptions and conceptions // Dialectica. 1951. -№ 5. -P. 266−292.
  215. Murray H.A. Preparations for the scaffold of a comprehensive system. In S. Koch Ed. Psychology: a study of a science, vol. 3. New York.: McGraw -Hill, 1959.-P. 7−54.
  216. Murray H.A. Studies of stressful interpersonal disputations. // Amer. Psychologist. 1963,-№ 18.-P. 28−36.
  217. Murray H.A. Component of an evolving personological system. In D.L. Sills. International encyclopedia of the social sciences. New York.: Macmillam and Free Press. 1968. -№ 12. -P. 5 — 13.
  218. Murray H.A., Kluckhohn C. Outline of a conception of personality. In Klucrhohn, H.A. Murray, D. Schneider. Personality in nature, society and culture. 2nd Ed. New York.: Knopf. 1953. — P. 3 — 52.
  219. Pelley H. Intelligence, cognitive styles and brain lateralization // International Journal of Psychology, 20 (1985), P. 445 464.
  220. Riding R., Calvey I. Human information processing strategies and style // Behaviour and information technology, 1985, V.4, № 1, P. 19−29.
  221. Wechsler D. The measurement and appraisal of adult intelligence. -Baltimore: Williams and Wilkins, 1958. 216 p.
  222. Witkin H., Goodenouth D. Cognitive style: Essence and origine. N.Y., 1982.-P. 118−120.
  223. Zubin J., Eron L.D., Schumer F. An experimental approach to projective techniques. New York.: Wiley, 1965. P. 5−31.
Заполнить форму текущей работой