Лингводидактические основы этноориентированного обучения русскому языку и тестирования: на примере китайских учащихся
Диссертация
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что в работе систематизированы и обобщены разработки и опыт этнолингводидактической и личностной ориентации педагогического процесса преподавания русского языка как иностранного в российской и китайской системах образования. Совокупность полученных теоретических и экспериментальных данных может найти применение при… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Взаимодействие в культурно-образовательном пространстве русского и китайского языков и этносов
- 1. Языковая детерминация и национальные традиции в китайском образовании. Mi — '
- 2. Межпоколенная и образовательная трансмиссия русского языка
- 3. Этнопсихологические особенности китайцев в национальной философской и языковой культурах
- 4. Этнопсихологические особенности русских, их проявления в национальной лингвокультуре и межкультурной коммуникации
- 5. Учет этнолингвистической специфики китайских учащихся как путь оптимизации обучения русскому языку
- Выводы по первой главе
- Глава II. Специфика обучения китайских учащихся русской фонетике, лексике, грамматике
- 1. Трудности обучения китайцев русской фонетике и анализ их причин
- 2. Трудности и анализ причин трудностей обучения китайских учащихся русской грамматике
- 3. Сопоставление лексико-семантических особенностей русского и китайского языков в лингводидактических целях
- Выводы по второй главе
- Глава III. Лингводидактическая теория и практика конструирования этноориентированных тестов
- 1. Содержание обучения русскому языку как иностранному как, основа лингводидактических измерений
- 2. Современные лингводидактические средства оценивания результатов овладения русским языком как иностранным, типы оценок
- 3. Общетестологические и лингводидактические требования к конструированию языковых этноориентированных тестов
- 4. Коммуникативно-речевая деятельность как объект измерения в языковых этноориентированных тестах
- 5. Реализация этнокультурной и этнопсихологической специфики китайских учащихся в конструировании национально-ориентированного теста по русскому языку
- 6. Особенности конструирования тестов, ориентированных на китайскую аудиторию: языковой и коммуникативно-речевой аспекты
- Выводы по третьей главе
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980, С. 335.
- Агеева P.A. Страны и народы: Произхождение названий. -М.:Наука, 1990.
- Азимов Э.Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). СПБ.: Златоуст, 1999. С. 496.
- Акишина A.A., Каган O.E. Учимся учить. Что надо знать о преподавании русскогоязыка. М.: Б.и., 1997. С. 292.
- Ананьев Б.Г. Теория ощущений. JL: Изд-во ЛГУ, 1962. — С. 456.
- Анастази А. Психология тестирования /Пер. С английского. М.: Педагогика, 1982. Кн.1. С. 318.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во Моск. Ун-та. 1980. С. 415.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект-пресс, 1996. С. 375.
- Анцыферова Л.И. Личность и деятельность // Проблемы личности. Материалы симпозиума. М.: 1977. — С. 434−442.
- Артемов В.А. Содержательность, понятность и выразительность речи//Курс лекций по психологии. Харьков: Изд-во Харьковского университета, 1958. С. 256−264.
- Арнхейм Р. Визуальное мышление // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981. -С. 97−107.
- Арнхейм Р. Визуальное мышление // Зрительные образы: феноменология и эксперимент. Душанбе: Тадж. ГУ, 1973. Т. 2. С. 4−98.
- Арутюнов С.А. Обычай, ритуал, традиция // Советская этнография. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1981. № 2. С. 97−99.
- БалыхинаТ.М., Горчакова И. Ю, Денисова A.A. Лингвокультурологический методический словарь. М.: РУДН, 2008. 87.
- Байбурин А.К. Некоторые вопросы этнографического изучения поведения // Этнические стереотипы поведения. Сборник/Под. ред. А. К. Байбурина. Л.: Наука, 1985.-С. 7−21.
- Балыхина Т.М., Константинова Л. А., Игнатьева О. П. Ошибки в языке и речи какобъект педагогической рефлексии . Пути и средства развития теории и практики лингводидактического тестирования. М., РУДН, 2007. С. 8.
- Балыхина Т.М. Что такое русский тест?: Российская государственная система тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку (ТРКИ — TORFL). М.: Русский язык. Курсы, 2006. С. 56.
- Балыхина Т.М. Основы теории тестов и практика тестирования (аспекте русского языка как иностранного). М.: МГУП, 2004. С. 242.
- Балыхина Т.М. Системность лексики и система обучения лексике / Традиции и новации в профессиональной деятельности преподавателя РКИ. М., 2005.
- Балыхина Т.М. Словарь терминов и понятий тестологии. М.: МГУП, 2000. С. 164.
- Балыхина Т.М., Игнатьева О. П. Словарь терминов и понятий лингводидактической теории ошибки. М.: Изд-во РУДН, 2006. С. 195
- Балыхина Т.М., Румянцева Н. М., Царева Н. Ю. Адаптационные тесты (1> уровень общего владения РКИ): Учебное пособие. М.: МГУП, 2005. С. 130.
- Балыхина Т.М., Игнатьева О. П. Лингводидактическая теория ошибки и пути преодоления ошибок в речи иностранных учащихся: Учебное пособие. М.: Изд-во РУДН, 2006.-С. 195.
- Барабанщиков В.А., Милад М. М. Динамика зрительного восприятия. М.: Наука, 1990. С. 240.
- Беляева Е.В. Психолингвистические трудности при обучении РКИ в китайской аудитории.
- Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1965. -С.174.
- Бернштейн Б.М. Традиции и социокультурные структуры // Советская этнография. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1981. № 2. С. 107−109.
- Бим И. Л. Подходы к проблеме упражнений с позиции иерархии целей и задач // Иностранные языки в школе. М.: Просвещение, 1985. № 5. С. 30−37.
- Бим И. Л. Методика обучения иностранному языку и проблемы школьногоучебника. М.: Русский язык, 1977. С. 288.
- Блюм Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер JL Мозг, разум и поведение. -М.: Мир, 1988.
- Бобрышева И.Е. Культурно-типологические стили учебно-познавательной деятельности иностранных учащихся в методике обучения русскому языку как иностранному. М.: Изд-во «Флинта», Изд-во «Наука», 2004. С. 256.
- Бодалев A.A. Психология общения. М.: Наука, 1978. С. 53.
- Болынунов Я.В. Педагогические аспекты произвольного воспроизведения // Пробемы коммуникативной и познавательной деятельности личности. Ульяновск, 1981. С. 122.
- Борзенко И.А. Тестирование граждан зарубежных стран по русскому языку как инновационная деятельность образовательного учреждения . Пути и средства развития теории и практики лингводидактического тестирования. М., РУДН, 2007. -С. 40.
- Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. М., 1981.
- Бухбиндер В. А. Основные типы уроков иностранного языка и их дидактико-методические модели. / Общая методика обучения иностранным языком: Хрестоматия/ Сост. Леонтьев A. A.M. :Русский язык, 1991, С.123−137.
- Вагнер В.Н. Национально-ориентированная методика в действия // Русский язык за рубежом. М.: Русский язык, 1988. № 1. С. 70−75.
- Васильев И.В., Паплужный В. Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. М.: 1980. -С. 92.
- Вежбицка А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1997.
- Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998.-С. 679.
- Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.-С. 336.
- Видинеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. М.: Мысль, 1989. С. 174.
- Вильгельм фон Гумбольдт. Избранные труды по языкознанию. -М.:Прогресс, 1984.-С.307−323.
- Виноградов Ю.Е. Эмоциональная активация в структуре мыслительной деятельности человека. Автореф. дисс.. канд. психолог, наук. М., 1972. С. 14.
- Витт. Н.В. Эмоциональная регуляция речевого поведения // Вопросы психологии.1981. № 4. С. 60−69.
- Вишневский Е.И. Аппарат упражнений в свете разных подходов к обучению иностранным языкам // Иностранные языки в школе. М.: Просвещение, 1983. № 6. — С.58−63.
- Воробьёв В.В. О статусе линговокультурологии // Международный конгресс МАПРЯЛ. Братислава, 1999.
- Воронин Л.Г. Физиология и биохимия памяти. М.: Знание, 1967. С. 32.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Л.: Соцэкгиз, 1934. С. 324.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. -М.: Педагогика, 1984. Т.4. С. 432. Т.6. С. 400.
- Гальперин П.Я. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981.
- Глухов Б.А., Щукин А. Н. Термины методики преподавания русского языка какиностранного. М.: Русский язык, 1993. С. 370.
- Голеров И.Н., Енгалычев В. Ф. Безмолвной мысли знак. Рассказы о невербальной коммуникации.-М.: Мол. гвардия, 1991.
- Голиков С.Н. Проблемы адаптации тестов по русскому языку к национальным особенностям тестируемых . Пути и средства развития теории и практики лингводидактического тестирования. М., РУДН, 2007. С. 59.
- Госстандарт: Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Базовый уровень. Общее владение. М. СПб.:Златоуст, 1999. — С. 30.
- Готлиб О.М. Китайская логограмма как знак // Китайское языкознание. Изолирующие языки. XI Международная конференция. М.: Советский писатель, 2002. С. 47 -56.
- Готлиб О.М. Практическая грамматика современного китайского языка. М., 2004. -281 с.
- Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985. С. 51.
- Давыдов B.B. Виды общения|в обучении. М.: Педагогика, 1972. С. 423.
- Дергачева Г. И., Кузина О. С., Малашенко Н. М. и др. Методика преподавания русского языка как иностранного на начальном этапе. М.: Русский язык, 1986. С. 239.
- Дорфман Л.Я. Образ человека в концепциях индивидуального стиля деятельности // Индивидуальность и способности: Сб. науч. тр. М.: РАН ин-т психологии, 1994. С. 43−70.
- Друзь A.B. Учет национальных методических традиций в обучении русскому языку как иностранному в условиях русской языковой среды. Дисс. канд. педагог, наук, М., 1991. С. 180.
- Дэвидсон Д., Митрофанова О. Д. Функционирование русского языка: методическийаспект // Доклады американской делегации на VII Конгрессе МАПРЯЛ.
- Washington (DC): Dan E. Davidson, ACTR, 1990.-С. 11−49.
- Еникеев М.И. Энциклопедия. Общая и социальная психология. М.: Изд-во ПРИОР, 2002. С. 560.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи, М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. С. 370.
- Жинкин Н.И. Смысловое восприятие речевого сообщения / Под ред. А. Н. Леонтьва, Т. М. Дридзе. М., 1976. Гл. 2, раздел 1−3.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. — 159 с.
- Зайцева Г. Л. Дактилология. Жестовая речь.-М.:Просвещение, 1991.
- Звоницкая A.C. Психологический анализ связности речи в её развитии у школьника // Психология речи / учебные записки ЛГПИ им А. И. Герцена, т. 35. Л., 1941. — С. 73−137.
- Звонников В.И., Челышкова М. Б. Современные средства оценивания результатов обучения. М.: Изд-во Центр «Академия», 2007. 224 с.
- Звоницкая A.C. Психологический анализ связности речи в её развитии у школьника // Психология речи / учебные записки ЛГПИ им А. И. Герцена, т.35. -Л., 1941. С.73−137.
- Зимняя И.А. Предметный анализ текста как продукта говорения //Смысловое восприятие речевого общения. -М.: Наука, 1976. -С.57−64.
- Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. -М.гПросвещение, 1985.-159с.
- Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. М.: Русский язык, 1989. — 220с.
- Зимняя И.А. Психология слушания и говорения. Автореф. дисс. д-ра психолог, наук. М., 1973.-С. 39.
- Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. М: Русский язык, 1989. — С.219.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 1999. С. 384.
- Зимняя И.А. Предметный анализ текста как продукта говорения // Смысловое восприятие речевого общения. М.: Наука, 1976. — С.57−64.
- Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. М.: Русский язык, 1989. 220 с.
- Зиновьева Е.И., Юрков Е. Е. Лингвокультуралогия. Учебник. СПБ, 2006. 260 с.
- Золотов А.Б. Личность как система //Известия Молдавской академии наук. Кишинев: Молд. акад. наук, 1982. С. 23−31.
- Иванова A.C., Соболева Н. И. Использование тестов для формирования речевых умений / Пути и средства развития теории и практики лингводидактического тестирования. М., РУДН, 2007. С. 89.
- Игнатьева О.П. Лингводидактическая теория ошибки и пути преодоления ошибок в речи иностранных учащихся. М., Изд-во РУДН, 2006. 195 с.
- Изаренков Д.И. Аппарат упражнений в системном описании // Русский язык зарубежом. М.: Русский язык, 1994. № 1. С. 77−85.
- Изюмова С.А. Свойства активированности и процессы переработки и хранения информации у человека // Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. М.: Наука, 1980. — 280с.
- Ильина В.И. К вопросу об изучении вариантов речи // Вопр. психологии, 1965. № 6.-С.100−109.
- Ильин Е.П. Успешность деятельности, компенсации и компенсаторные отношения //
- Вопросы психологии, № 5, 1983. С. 95−99.
- Ильина В.И. К вопросу об изучении вариантов речи // Вопросы психологии. 1965.6. -С. 100−109.
- Ильин Е.П. Стиль деятельности: новые подходы и аспекты // Вопросы психологии, М.: Педагогика, 1988. № 6. С. 85−93.
- Кабалоева Л.Б. Зависимость решения вербальных задач от эмоциональных особенностей субъекта учебной деятельности. Автореф. дисс.. канд. психолог, наукМ., 1994.-С. 18.
- Кабардов М.К. О диагностике языковых способностей // Психологические и психофизиологические исследования речи / Под ред. Т. Н. Ушаковой. -М.: Наука, 1985.-С. 176−202.
- Кабардов М.К., Арцишевская Е. В. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенции // Вопр. психологии, № 1, 1996. С.34−49.
- Кабардов М.К. Роль индивидуальных различий в успешности овладения иностранным языком (на материале интенсивного обучения). Автореф. дисс. канд. психолог, наук. М., 1983. С. 25.
- Кабытова В.И. Психологические и психолингвистические особености обучения русскому языку китайских учищихся . сборник Совершинствование медодики преподавания русского языка в высших учебных заведениях КНР М. 2006. -С.71−77.
- Калентьева Т.А. Психологический анализ речи как способа формирования и формулирования мысли в процессе говорения // Автореф. дис. .канд.психол.н. -М., 1989.-24с.
- Караванов А.А. Виды русского глагола: значение и употребрение. — М., 2003.
- Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. -М.: Наука, 1987.-263с.
- Климов Е.А., Мерлин B.C. Формирование индивидуального стиля деятельности в процессе обучения // Сов. Педагогика, 1967, № 4.
- Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. — М.: Просвещение, 1983. 223 с.
- Кокорева Е.Д. Индивидуальные особенности общительности студентов впроцессе изучения иностранного языка // Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности. М.: «УДНД988. — С.70−77.
- Крупное А.И. Психологическая структура действий человека, -М.: УДНД990. 56 с.
- Китайское языкознание. Изолирующие языки. XI Международная конференция Российской Академии Наук и Института языкознания. Материалы. М.: Советский писатель, 2002. С. 400.
- Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических. свойств нервной, системы. К психологическим основам научной организации труда, учения и спорта. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1969. С. 278.
- Комарова А.Н. Использование особеностей китайского металитета при обучении русскому языку китайских учищихся . сборник Совершинствование медодики преподавания русского языка в высших учебных заведениях КНР М. 2006. -С.78−80.
- КоккотаВ.А. Лингводидакдическое тестирование. М., 1967.
- Колшанский Г. В. Паралингвистика. М.: Наука, 1974
- Кронгауз М.А. Семантика. М., 2001.
- Куриленко В.Б. Принципы коммуникативной грамматики в обучении русскому языку китайских учащихся. Совершенствование методики преподавания русского языка в высших учебных заведениях китайской народной республики. Москва -Далян, 2006. С. 104.
- Костомаров В.Г., Митрофанова О. Д. Методическое руководство для преподавателей русского языка иностранцам. М.: Русский язык, 1988. С. 157.
- Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего / Пер. с англ. Когито-Центр. М.: Когито-Центр, ин-т психологии РАН, 1997. С. 432.
- Кочетков В.В., Скотникова И. Г. Индивидуально-психологические проблемы принятия решения. М.: Наука, 1993. С. 143.
- КСКТ: Краткий словарь когнитивных терминов. М.: Филол. фак. МГУ, 1996. С. 245.
- Культурология. XX век. Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997. С. 630
- Культурология. XX век. Энциклопедия. СПб.: Университетская книга: ООО «Алатейя», 1998. Т.- 1. С. 447.
- Лазарева O.A., Юрков Е. Е. Лингвометодические параметры определения уровня коммуникативно-речевой компетенции и техника тестирования. Пути и средства развития теории и практики лингводидактического тестирования. М., РУДН, 2007. -С. 121.
- Лебедева Ю.Г. Звуки, ударение, интонация. М., 1986.
- Левашов В.И. Введение в психосемантику. СПб.: Санкт-Петербургский гос. университет, 1994.-С. 57.
- Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс, 1994.
- Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. М.: АПН РСФСР, 1960. — 215 с.
- Леонтьев A.A. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному (психолингвйстические очерки). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970. С. 87.
- Леонтьев A.A. Психология общения. Тартус: Изд-во Тартус. гос. ун-та, 1974. С. 219.
- Леонтьев A.A. Управление- усвоением иностранного языка // Иностранныеязыки в школе. М.: Просвещение, 1975. № 2. С. 83−87.
- Леонтьев A.A. Национальная психология и этнопсихология // Советская этнография, 1983.№ 2.-С. 80−82.
- Леонтьев A.A. Педагогическое общение. М.-Нальчик: Эль-Фа, 1996, С. 93.
- Леонтьев A.A. Психология общения. М.: Смысл, 1997. С. 364.
- Леонтьев A.A. Психолингвистика. Л.: Наука, 1967. — С.10.
- Леонтьев A.A. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969.
- Леонтьев A.A. Признаки связности и цельности текста // Смысловое восприятие речевого сообщения. М.: Наука, 1976. — С. 46−48.
- Леонтьев А.Н. Человек и культура. М., 1961. С. 115.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. С. 40.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. С. 575.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. С. 304
- Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. М.: Педагогика, 1974. С. 311.
- Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М., 1974.
- Ляховицкий М.В. О некоторых базисных категориях методики обучения иностранным языкам // Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия. М.: Русский язык. 1991. С. 357.
- Мактамкулова Г. А. Возрастные и индивидуально-типологические различия учащихся в усвоении иностранного языка. Автореф. дисс.. канд. психолог, наук. М, 1996.-С. 24.
- Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: логико-методологический анализ. М.: Смысл, 1983. С. 284.
- Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. М.: Педагогика, 1974.-С. 239.
- Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 1987.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.-256.
- Методика преподавания русского языка как иностранного на начальном этапе / Дергачева Г. И., Кузина-О.С., Малашенко Н. М. и др. М.: Русский язык, 1986. С. 239.
- Методика преподавания русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 1990. -С. 269.
- Миролюбов A.A. Разработка теоретических вопросов системы упражнений в советской методике обучения иностранным языкам // Актуальные вопросы обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Педагогика, 1973. — С. 36−58.
- Мирошкина H.A. Репрезентация индивидуальных различий в речевой деятельности иностранных студентов при обучении русскому языку // Исследования базовых свойств личности студентов. — М.: Изд-во РУДН, 1991.
- Митрофанова О.Д., Костомаров В. Г. Методика преподавания русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 1990. С. 267.
- Митышн A.A. Системная организация зрительных функций. JL: Наука, 1988. — С. 200.
- Небылицин В.Д. Основные свойства нервной системы человека. М.: Просвещение, 1966.-С. 383.
- Носенко Э.Л. Эмоциональное состояние и речь. Киев: Вища школа, 1981. — 143с.
- Носуленко В.Н. Психологические основы взаимодействия человека и акустической среды. Автореф. дисс.. д-ра психолог, наук. М., 1989. С. 48.
- Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка. Страстбурк 2001.
- Панов E.H. Знаки, символы, языки. М.: Знание, 1983.
- Пашковская С.С. Тестирование слухпроизносительных навыков в обучении русскому языку как иностранному: Автореф.дисс.пед.наук. -М., 1997.
- Практический курс китайского языка. В 2-х тт. / Отв. ред. А. Ф Кондрашевский. М., ACT Восток запад, 2007. 339 с.
- Просверкина И.И. Интесивные методы обучения русскому языку //Совершенствование методики преподавания русского языка в высших учебных заведениях китайской народной республики. Международная конференция. -Москва Далия, 2006. — 119−123 с.
- Прохоров Ю.Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого сознания и ихроль в обучении русскому языку иностранцев. М.: ИКАР, 1997. С. 223.
- ПС: Психология: словарь. М.: Политиздат, 1990. С. 494.
- Рассудова О.П. Употребление видов глаголов в современном русском языке. М., 1982.
- Рахманов И.В. Методика обучения немецкому языку в VIII X классов. М: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1956. — С. 343.
- Реформацикий A.A. Введение в языкознание. М., 1967.
- Рожкова Г. И. К лингвистическим основам преподавания русского языка иностранцам. М., 1983.
- Розин В.М. Культурология. М: ФОРУМ-ИНТРА-М, 1999. С. 342.
- Романенко Д.В. Восприятие интонации в языках различного строя // Китайское языкознание. Изолирующие языки. XI Международная конференция института языкознания РАН. Материалы. М.: Советский писатель, 2002. С. 205−212.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М., 1999.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1940. -С. 596.
- Рыжков В.А. Особенности сте? еотипизации, сопровождающей социализацию индивида в рамках определения национальной культурной общности // Языковое сознание: стереотипы и творчество. М.: Изд-во ин-та языкознания, 1988. С. 4−16.
- Саган К. Драконы Эдема. Рассуждения об эволюции человеческого мозга. Знание, 1986.-М.: 262
- Садохин А.П. Этнология. М.: Гардарики, 2000. С. 256.
- Сергеев Б.Ф. Парадоксы мозга. Л.: Лениздат, 1985.
- Скворцова Г. Л. Глаголы движения без ошибок. — М., 2003.
- Слесарева И.П. Проблемы описания и преподавания русской лексики. М., 1990.
- Соловьева А.И. Основы психологии слуха. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1972. С. 186.
- Солсо Р.Л. Когнитивная психология / Пер. с англ. М.: Тривола, 1996. С. 598.
- Сочивка Д.В. Исследование индивидуальных стилей познавательной деятельности студентов. Автореф. дисс. канд. психолог, наук. Л., 1984. С. 16.
- Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. М.: Просвещение, 1975. С.7−63.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.
- Тер-Минасова С. Г. Язык и между культурная коммуникация. -М., 2000.
- Ушакова Т.Н. Актуальные проблемы психологии речи. // Психологические и психофизиологические исследования речи. М.: Наука, 1985. С. 3−13.
- Ушакова Т.Н. Текст как объект психологического анализа // Психологический журнал. Т. 10. № 1, 1989.-С. 107−115.
- Ушакова Т.Н. Речевое искусство // Психологическое обозрение, № 1, 1995. С. 6−13.
- Ушакова Т.Н. Речь в структуре психики // Труды Института психологии РАН М., 1995.-С. 225−232.
- Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. С. 836.
- Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече. Аст, 1996.
- Хайруллина Р.Х. Из опыта работы с китайскими учащимися в педагогическом вузе . Совершенствование методики преподавания русского языка в высших учебных заведениях китайской народной республики. Москва Далян, 2006. — С. 195.
- Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи. М.: Высшая школа, 1989.-С. 238.
- Царева Н.Ю. Профессиональный портрет тестера в контексте РКИ. Пути к средства развития теории и практики лингводидактического тестирования. М., РУДН, 2007. С. 197.
- Цетлин B.C. Методика преподавания французского языка в XIII X класса. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1955. — С. 400.
- Чжао Юйцзян Русско-китайский словарь терминов и понятий тестологии. М., РУДН, 2007.-218.
- Чжао Юйцзян Тест по русскому языку как иностранному с ориентацией на китайскую аудиторию. М., Экон-Информ, 2006. 48 с.
- Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. М., 1986.
- Шатилов С.Ф. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку иностранных учащихся: Учебное пособие. JL: Изд-во ЛГУ, 1985. С. 56.
- Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974.
- Щукин А.Н. Методика преподавания РКИ для зарубежных филологов-русистов (включенное обучение). М.: Русский язык, 1990. С. 231.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. С. 555.
- Юнг К. Г. Эмоциональные психологические типы // Психология эмоций / Под. ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. С. 285.
- Юнг К. Г. Психологические типы. СПБ.: Ювента- М.: Прогресс-Универс, 1995. С. 716.
- Яковлев В.Д. Начальный курс русской фонети. М., РУДН, 2006. 94 с.
- Якушкин Б.В. Гипотезы о произхождении языка. М.: Наука, 1985.
- Elithbeth Ingram. Attainmant and Diagnostic Testing / In English Testing Symposium. London. 1968.
- Pollita. Giving students a sporting chance // Language testing in the nineties. Oxford, 1990.
- Lado R. Languaga testing: The Construction and Use of Foreing Languaga Teste. Longmans, 1961.
- Хуан Шуин Основы китайского языка. Вводный курс. М., 1986. С. 145.
- Ян Дичжоу Курс китайского языка. Том 2. 2006. 172 с.