Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Технология коррекции девиантного поведения подростков 11-14 лет в процессе туристско-краеведческой деятельности в учреждениях дополнительного образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определены основные причины, способствующие возникновению девиантного поведения подростков: Социально-экономические: недостаточная материальная помощь со стороны государства и безадресность социальной защиты (средний балл по возрастающей пятибалльной шкале) (4,7 t б.) — чрезмерная профессионально-трудовая — деятельность родителей (4,5 б.) — низкий заработок в семье и в целом уровень жизни… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в системе дополнительного образования и в туризме. .. 10 1.1.0 понятии девиантное поведение и смежных с ним терминах
    • 1. 2. Общая характеристика причин и факторов возникновения девиантного поведения
    • 1. 3. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях дополнительного образования
    • 1. 4. Социокультурный и воспитательный потенциал туризма в образовательном пространстве подростков
  • Глава 2. Задачи, методы и организация исследования
    • 2. 1. Задачи исследования
    • 2. 2. Общая характеристика организации исследования
    • 2. 3. Методы исследования
      • 2. 3. 1. Анализ и обобщение литературных данных
      • 2. 3. 2. Педагогическое наблюдение
      • 2. 3. 3. Социально-психологическое тестирование
      • 2. 3. 4. Анкетирование
      • 2. 3. 5. Тестирование физической подготовленности и работоспособности
      • 2. 3. 6. Организационно-методические особенности педагогического эксперимента
      • 2. 3. 7. Математико-статистическая обработка полученных материалов

      Глава 3. Теоретико-методическое обоснование технологии коррекции девиантного поведения подростков 11−14 лет, с преимущественным использованием туристско-краеведческой деятельности.. 71 3.1. О социально-педагогической технологии коррекции девиантного поведения подростков в процессе туристско-краеведческой деятельности. .. .. ..

      3.2. Содержание подготовки инструкторов по туризму к работе с подростками, допускающими девиантные формы поведения

      3.3. Программа профилактики и коррекции девиантного поведения подростков в процессе туристско-краеведческих занятий

      Глава 4. Эффективность технологии коррекции девиантного поведения подростков, с преимущественным использованием туристско-краеведческой деятельности

      4.1. Эффективность влияния туристско-краеведческой деятельности на физическое состояние подростков 11−14 лет.

      4.2. Изменение показателей, характеризующих социальнопсихологические характеристики девиантных подростков 11лет, участников педагогического эксперимента

      4.3. Эффективность влияния туристско-краеведческой деятельности на девиантное поведение подростков

      Выводы

Технология коррекции девиантного поведения подростков 11-14 лет в процессе туристско-краеведческой деятельности в учреждениях дополнительного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. За последнее десятилетие, от общественно-политического и экономического кризиса в России, в большей мере пострадали наиболее уязвимые социальные группы населения, прежде всего, дети и подростки. Была разрушена существовавшая ранее разветвленная оздоровительная и воспитательная система работы с детьми и подростками в школе, по месту жительства, в учреждениях дополнительного образования и др. Подрастающее поколение оказалось наедине со своими проблемами, которые в условиях кризиса значительно обострились. В результате, как свидетельствуют данные МВД России, резко возрос уровень отклоняющегося поведения среди детей и подростков. (Ю.И. Юричка, 1991; В. А. Родионов, 1996; А. А. Сукало, 1996; Ю. М. Аксенов, 1999; А. Г. Маслов, 1999; З. Г. Ягудин, 2001).

В частности, по данным УВД г. Невинномысска за 6 месяцев 2003 года на территории города несовершеннолетними и с их участием было совершено 93 преступления, в то время как за аналогичный период 2002 года — 80, т. е. произошел рост на 16,3%.

Установлено, что основными причинами совершения преступлений подростков являются: социальное неблагополучиенедостаток умственного развития и низкая познавательная активностьне занятость в свободное времяотсутствие возможности трудоустроитьсяпьянство и жестокость родителейотсутствие с их стороны внимания и заботывлияние взрослого криминогенного контингентанизкий уровень жизни и культурыбездуховность, потеря социальных и нравственных ориентиров и др. (JI.M. Зюбин, 1966; И. А. Невский, 1981; С. А. Беличева, 1993; Н. Н. Иванов, 2002).

В этих условиях выделяется ряд особенных обстоятельств, усугубляющих негативное влияние на развитие подрастающего поколения и их девиантное поведение: сверхзанятость родителей в сфере основного и дополнительного труда, заметно снизившая педагогический потенциал семьинепозволительное дистанцирование общеобразовательной школы и системы дополнительного образования от детей с трудными судьбамипоследовательное сокращение по материально-техническим причинам социокультурной инфраструктуры, ведущей к опасному снижению уровня удовлетворения потребностей, запросов, интересов детей и подростковнедостаточная материальная помощь и безадресность социальной защиты малоимущих слоев населенияявно усиливающееся влияние на подростков асоциально-криминальных группировок и др. (Г.И. Забрянский, 1979; С. А. Беличева, 1989; В. А. Родионов, 1996; Г. А. Архандеева, 1999; З. Г. Ягудин, 2001; Г. С. Тагирова, 2003).

Известно, что туризм — является одним из средств и методов физического воспитания и оздоровления населения, формирования личности и «универсальным инструментарием», с помощью которого можно сформировать у подрастающего поколения и молодежи новый личностный опыт. В условиях туристско-краеведческой деятельности (ТДК) ярко проявляются высокие нормы и ценности человеческого поведения: товарищество, забота о других, интеллектуальная и деловая активность, необходимые для выживания и благополучия группы. Они подкрепляются мощными положительными эмоциями за счет всего комплекса факторов, воздействующих на человека в путешествии: новизны, необычности обстановки, обилия информации, чувства безопасности, дружеского общения, реальной возможности самоутверждения в преодолении трудностей, в процессе физических нагрузок и т. д. Психологический комфорт и чувство защищенности, возникающее в процессе коллективной туристско-краеведческой деятельности, приводят к снятию напряжения и тревоги, повышению обучаемости и уменьшению агрессивности (А.Г. Нагорный, 1970; А.А. Остапец-Свешников, 1974, 2001; С. С. Новикова, 1994; И. А. Дрогов, 1998; Н. В. Бушманова, 1998; Ю. С. Константинов, 20 002 002; и др.).

Однако, при всех вполне объективных воспитательных возможностях туризма и краеведения, на сегодняшний день его профилактический и коррекционный потенциал в восстановлении социально-психологического статуса подростков с девиантным поведением и улучшении их физического состояния все еще изучен не достаточно и, вследствие этого, до конца не реализуется.

Проблемная ситуация, актуализирующая решение поднятых в нашем исследовании вопросов обусловлена рядом противоречий: между воспитательным потенциалом туризма и краеведения и не разработанностью теоретических основ и прикладных аспектов их реализации в процессе развития личности подростка и обществанеобходимостью реализации воспитательных целей в туристско-краеведческой деятельности и недостаточной подготовленностью педагогов общеобразовательной школы к решению таких задачпотребностью в специалистах, владеющих воспитательными технологиями, используемыми в туристско-краеведческой деятельности и не разработанностью содержания и методики воспитания личности подростка с девиантным поведением.

Таким образом, актуальность нашего исследования определяется слабой разработанностью вопросов коррекции девиантного поведения подростков с использованием туристско-краеведческого образовательно-воспитательного и оздоровительно-рекреационного потенциала.

Методологию нашего исследования составили теоретические, педагогические и психологические концепции: о противоречивом развитии и формировании личности (А.Н. Леонтьев, 1975; А. В. Петровский, 1984; JI.C. Выготский, 2000) — положение о ведущих видах деятельности (В.В. Давыдов, 1996; J1.C. Выготский, 2000) — педагогическое наследие А. С. Макаренко (1983), относящееся к проблеме теории и практики работы с трудными детьми и малолетними преступникамиположение о влиянии коллективной творческой (в т.ч. туристско-краеведческой) деятельности на развитие личности подростка (И.Н. Пилат, 1970; А. А. Остапец-Свешников, 1974, 1987, 2001; Г. А. Архандеева, 1999; Ю. С. Константинов, 2000;2002) — идеи социальной работы (В.Д. Семенов, 1986; В. Г. Бочарова, 1991; В. И. Жуков, 2000; Г. Г. Силласте, 2001) и превентивной психопедагогики (С.А. Беличева, 1989; В. Г. Баженов, 1990 и др.). детализированную характеристику социально-педагогического и коррекционного потенциала туризма и краеведения в профилактике девиантного поведения подростков;

— программу и технологию коррекции девиантного поведения подростков, включающие совокупность следующих компонентов: педагогический потенциал туристско-краеведческой деятельностиобщественные организации и ведомственные структуры, занимающиеся проблемой девиантного поведенияспектр специальных технологий по профилактике и коррекции девиантного поведения подростков;

— программу специальной подготовки педагогов (инструкторов по туризму) дополнительного образования, работающих с подростками девиантного поведения;

— показатели, характеризующие эффективность влияния туристско-краеведческой деятельности на физическое состояние и социальноч психологические особенности поведения личности подростков в 11−14 лет с девиантным поведением.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что конкретизированы основные положения, характеризующие. социально-педагогический, оздоровительный и коррекционный потенциал туристско-краеведческой деятельности при воспитании подростков 11−14 лет с девиантным поведением, а также пути коррекции девиантного поведения средствами и методами туризма и краеведения в учреждениях дополнительного образования.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в разработке и апробации программ и технологии коррекции девиантного поведения подростков 11−14 лет, а также специальной подготовки педагогов дополнительного образования, основанные на преимущественном использовании туристско-краеведческой деятельности.

В диссертации представлены два акта внедрения НИР в практику работы «Центра детско-юношеского туризма и краеведения и экскурсий» и «Отдела профилактики правонарушений несовершеннолетних» УВД г. Невинномысска.

Разработанные теоретические и методические материалы могут быть использованы при подготовке к воспитательной работе студентов профессионально-педагогических учебных заведений и в системе повышения квалификации работников образования, а также при подготовке инструкторов по туризму и спорту для работы с несовершеннолетними правонарушителями.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. В общем комплексе мер коррекции девиантного поведения подростков, туристско-краеведческая деятельность, проводимая в учреждениях дополнительного образования эффективно и положительно влияет на социально-психологические особенности и физическое состояние девиантных подростков, а также снижает количество, совершаемых ими административно-правовых нарушений.

2. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в процессе занятий туризмом и краеведением в учреждениях дополнительного образования должна носить комплексный характер и включать в себя технологии: рекреационно-оздоровительнойвоспитательно-образовательнойсоциально-психологической и воспитательно-коррекционной направленности.

3. Программа специальной психолого-педагогической подготовки педагогов дополнительного образования (инструкторов туризма), работающих с подростками девиантного поведения должна состоять из следующих основных модулей: общая и возрастная психологияпедагогическая психологияобщая педагогикакоррекционная педагогиказащита прав ребенка и дополнительных разделов (по выбору) — педагогическая этикасоциально-педагогическая диагностикаорганизация и методика проведения игр с девиантными подростками.

Цель исследования: совершенствование технологии коррекции девиантного поведения подростков 11−14 лет в процессе их туристско-краеведческой деятельности в учреждениях дополнительного образования.

Объект исследования — процесс туристско-краеведческой деятельности подростков 11−14 лет с девиантным поведением.

Предмет исследования — технология проведения занятий по туризму и краеведению с подростками 11−14 лет с девиантным поведением в условиях учреждения дополнительного образования.

Гипотеза исследования. Мы полагали, что коррекция девиантного поведения средствами и методами туризма и краеведения будет эффективной, если:

— будет раскрыт воспитательно-образовательный и оздоровительно-рекреационный потенциал туристско-краеведческой деятельности по коррекции девиантного поведения;

— процесс коррекции будет осуществляться комплексно с привлечением общественных организаций и ведомственных структур, занимающихся проблемой девиантного поведения;

— педагоги дополнительного образования (инструкторы туризма) будут иметь специальную подготовку, позволяющую строить взаимодействие с воспитанниками на основе оздоровительного и воспитательного, социально-психологического потенциала туристско-краеведческой деятельности;

— будет разработана и внедрена в систему дополнительного образования комплексная программа профилактики и технология коррекции девиантного поведения подростков в процессе занятий туризмом и краеведением.

Тема исследования соответствует основным направлениям НИР в сфере физической культуры, спорта и туризма на 2000;2005 г. г.: Тема 01.03 -«Повышение эффективности физкультурно-спортивной деятельности как фактор становления личности».

К основным результатам работы, определяющим ее научную новизну следует отнести:

ВЫВОДЫ.

1. Туризм и краеведение являются привлекательными и эффективными видами познавательной, воспитательно-образовательной и физкультурно-оздоровительной деятельности. Они способствуют успешной социализации личности подростков и формированию их социальной нормы поведения. Вместе с тем, между воспитательным потенциалом туризма и краеведения и не разработанностью теоретических и прикладных аспектов коррекции девиантных подростков в процессе туристско-краеведческой деятельности, существует ряд противоречий, в основном связанных с неразработанностью комплексной технологии воспитательно-образовательной, социально-психологической и физкультурно-оздоровительной деятельности.

2. Определены основные причины, способствующие возникновению девиантного поведения подростков: Социально-экономические: недостаточная материальная помощь со стороны государства и безадресность социальной защиты (средний балл по возрастающей пятибалльной шкале) (4,7 t б.) — чрезмерная профессионально-трудовая — деятельность родителей (4,5 б.) — низкий заработок в семье и в целом уровень жизни (4,4 б.) — инфляция (4,3 б.). Социально-педагогические: морально-этическая деградация и падение нравов в обществе (наркомания, алкоголизация, бродяжничество, проституция и т. д.) -(4,7 б.) — сокращение районной, городской социокультурной инфраструктуры (4,7 б.) — отсутствие и неудовлетворительная работа сети бесплатных рекреативно-досуговых и физкультурно-оздоровительных услуг (4,7 б.) — отрицательное влияние взрослого криминогенного контингента (4,7 б.) — негативное влияние СМИ (радио, печать, «Кино, телевидение — (4,6 б.) — неудовлетворительный, недостаточный уровень санитарно-гигиенической и педагогической культуры родителей (4,3 б.) — отсутствие должных санитарно-гигиенических и бытовых условий (4,3 б.). Социально-психологические: несформированность эмоционально-волевой сферы (безынициативность, несамостоятельность, легкая внушаемость, легкомысленность, заискивание, безволие, неверие в свои силы подростка — 3,9 б.) — отсутствие или несформированность должной мотивационно-потребностной сферы подростка (примитивный интерес потребности, отсутствие трудолюбия, иждивенчество, стяжательство -3,8 б.). Медико-биологические: врожденные, родовые, генетические (умственные дефекты, психопатии — 3,6 б.) — отставание в физическом развитии и физической подготовленности (3,4 б.).

3. Определены типы акцентуализации характера девиантных подростков: гепертимный (35%) — эпилептоидный (20%) — шизоидный (15-) — лабильный (10%) — психостенический (10%) — истероидный (10%).

4. Выявлены показатели риска социальной адаптации девиантных подростков: склонность к алкоголизации (у 80% подростков) — высокий уровень депрессивного состояния (50%) — высокий уровень социальной дезадаптации (30%) — склонность к психопатии (10%).

5. Определено содержание программы дополнительного социально-психологического образования инструкторов туризма, работающих с девиантными подростками (102 часа). Она включает в себя следующие разделы: 1. Общая и возрастная психология' (объем — 14 ч., коэффициент конкордации мнений экспертов W=0,87) — 2. Педагогическая психология (12 ч., W=0,75) — 3. Социальная педагогика (24ч.: W=0,91) — 4. Коррекционная педагогика (24 ч., W=0,87) — 5. Защита прав ребенка (8 ч., W=0,76) — 6. Организация и проведение игр с подростками (8ч., W=0,93) — 7. Педагогическая этика (8ч., W=0,80) — 8. Социально-педагогическая диагностика (14ч., W=0,89).

6. Выявлены основные темы, преимущественно характеризующие технологический аспект знаний и умений инструкторов туризма по социально-психологической коррекции девиантного поведения подростков. Основная часть. 1. Девиантное поведение: основные понятия и подходы (W=0,91) — 2. Педагогические вопросы работы с лицами девиантного поведения (W=0,91) — 3. Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных детей и подростков (W=0,92) — 4. Профилактика школьной дезадаптации, педагогической и социальной запущенности (W=0,94) — 5. Типология отклоняющегося поведения (W=0,94) — 6. Профилактика и педагогическая коррекция отклоняющегося поведения • подростковСУ=0,94) — 7. Организационно-педагогические основы • - коррекционно-педагогической деятельности (W=0,96) — 8. Программы коррекцйонно-воспитательной работы с девиантными подростками (W=0,97) — 9. Технология профилактики и преодоления межличностных конфликтов (W=0,97). Дополнительна часть. 1. Исследование межличностных отношений детей и подростков (W=0,92) — 2. Организация и проведение игр с подростками (W=0,93) — 3. Диагностика социально-педагогической запущенности детей (W=0,95).

7. Определена педагогическая запущенность (отклонения в нравственном и волевом развитии) девиантных подростков. Она характеризуется: нарушением общественного порядка в школе (100%), на улице и в общественных местах (72%) — подверженностью дурному влиянию (94%) — неуверенностью в своих силах (92%), и пассивностью (70%) — снижением произвольного внимания к определенной деятельности (учебной — 92%, общественной — 83% и трудовой — 51%) — неумением подчинить свои действия установленным правилам и нормам поведения (88%) — отсутствием навыков общественной (87%) и личной (29%) гигиеныпониженным интересом — дома не помогают родителям по хозяйству — 71%, вонколе избегают всевозможных работ — 81%, не желают учиться — 53%, не проявляют интереса к учебе — 37%- невежливостью, грубостью по отношению к старшим (72%), сверстникам и младшим по возрасту (35%) — отрицательнымотношением к общественной деятельности (71%) — отсутствием инициативности (71%), самообладания, сдержанности, положительной целеустремленности (62%) — пониженной физической, моральной и волевой стойкостью (70%) — отсутствием настойчивости (68%) — пристрастием к курению (62%) — трусостью (54%) — недостаточным или искаженным усвоением принципов и норм общественного поведения (51%) — постоянными конфликтами с учителями (48%) и школьниками (34%).

8. Комплексная программа и технология коррекции девиантного поведения подростков 11−14 лет, с преимущественным использованием туристско-краеведческой деятельности включает в себя следующие основные блоки: Первый год обучения (324 часа). I. Туристско-краеведческий,. состоящий из разделов: а) основы туристской подготовки (94ч., W=0,86) — б) топография и ориентирование на местности (36ч., W=0,88) — в) краеведение (22ч., W=0,72) — г) основы гигиены и первой доврачебной помощи (16ч., W=0,88) — д) общая и специальная подготовка (62ч., W=0,86) — II. Профилактика девиантного поведения (36ч., W=0,86) — III. Диагностика девиантного поведения (16ч., W=0,82) — IV. Коррекция девиантного поведения (42ч., W=0,83). Второй год обучения (324 часа). I. Туристско-краеведческий блок включает: а) турподготовка (пешеходный туризм 104,. W=0,89) — б) топография и ориентирование на местности (39ч., W=0,93) — в) краеведение (15ч., W=0,78) — г) обеспечение безопасности в походе (25ч., W-0,89) — д) общая и специальная физическая подготовка (46ч., W=0,83) — И. Профилактика девиантного поведения (36ч., W=0,80) — III. Диагностика девиантного поведения (24ч., W=0,83) — IV. Коррекция девиантного поведения (46ч., W=0,82).

9. Комплексная технология коррекции девиантного поведения подростков 11−14 лет, основанная на преимущественном использовании туристско-краеведческой деятельности, проводимой в течении двух лет в учреждениях дополнительного образования, положительно влияет на показатели, характеризующие физическое состояние подростков, психопатическое развитие, риск социальной • адаптации, интеллектуальную сферу личности, коррекцию девиантного поведения и административно-правовые нарушения. Определено, что: физическая подготовленность (суммарно по шести тестам, за два года занятий) улучшилась на 622,4%- физическая работоспособность (PWCno) — 33,9%. Тип акцентуации характера: увеличилось на 20% гипертимных подростков, уменьшилось на 10% -эпилептоидных, на 5% - психастенических/ на 5% - шизоидных. Риск социальной адаптации: на 50% уменьшилась склонность к алкоголизации и на.

10% - склонность к психопатии, на 70% снизился риск социальной дезадаптации и на 40% высокий уровень риска депрессивного состояния, на 30% увеличилось количество подростков, у которых отсутствует риск депрессивного состояния. Коррекция девиантного поведения и административно-правовые нарушения: 75% подростков сняты с учета в медицинских учреждениях у аллерголога, нарколога, психоневролога: 60% -сняты с учета по исправлению.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.М. Деятельностный подход в социально-воспитательной работе с трудными подростками: Дис. канд. пед. наук. — М., 1999.- 197с.
  2. С.А. Перевоспитание трудных подростков в условиях современного коллектива: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1978.-18 с.
  3. М.А. Воспитательная работа с подростками.- М.: Знание, 1979.-42 с.
  4. .Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды: в 2 т. / Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1980.- T. I — С. 16−178.
  5. Г. М. Социальная психология. Учебник для ВУЗов. М.: Аспект Пресс, 1996. — С. 52−79.
  6. А.И., Сорокин С. А. Судьба семьи в России XXI века. Размышления о семейной политике, о возможностях противодействия упадку семьи и депопуляции. М., 2000.
  7. Ю.М., Самовичев Е. Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве: Психол. механизмы насильственного преступного поведения. ВНИИ МВД СССР, 1983. — 78 с.
  8. А.И. Физическая тренировка в туризме. М.: ЦРИБ «Турист», 1988.-С. 10−19.
  9. С.Д. Микросреда и отклонения социального поведения детей и подростков. Ереван: Луйс, 1980. — С. 14−36.
  10. Г. А. Педагогическое руководство формирование жизненных стратегий подростков-воспитанников учреждения дополнительного образования (на примере детского экскурсионно-туристского центра): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Сходня, 1999.-21 с.
  11. В.Г. Человек в управлении обществом. М., 1977. С. 235.
  12. .А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: ФиС, 1978. — 223 с.
  13. Т.А. Теория и практика школьного экологического краеведения. Автореф. дис. .д.п.н. М., 1996. — 35 с.
  14. В.Г. Теория и методика педагогической профилактики правонарушений несовершеннолетних: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1990.-386 с.
  15. И.Л. Туристско-краеведческая деятельность как средство формирования экологической культуры старших подростков: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Москва, 1995.-18 с.
  16. С. А. Основы превентивной психологии. М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993.-С. 41−49.
  17. С. А. Социально-психологические основы предупреждения десоциализации несовершеннолетних: Автореф. докт. дисс. -М., 1989.-С.-14−17.
  18. А.С. Внимание ребенок. Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников. — Свердловск, Средне-Уральск. Кн. Изд-во, 1981. — С. 128.
  19. А.С. Теория педагогической диагностики и предупреждения отклонений в поведении школьников: Дис.. д-ра. пед. наук. Москва, 1980.-412с.
  20. В.В. Исследование проблем спортивной этики и нравственного воспитания советских спортсменов. Сб.: Основы спортивной этики и нравственного воспитания спортсменов. JL, 1977. — 109 с.
  21. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М., 1995.
  22. П.П. Трудные школьники. М., Работник просвещения, 1920.-С. 5−9- 49−53.
  23. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968. 484 с.
  24. Большой толковый психологический словарь. 2 Т.- Пер. с анг. /Ребер Артур-ООО «Издательство ACT" — «Издательство «ВЕЧЕ», 2001-С.3−10−17−25.
  25. С.В. Преступления против жизни. М.: Юрист, 1 999 356с.
  26. Ю.Т. Воспитательные и образовательные проблемы горного туризма (на опыте горно-туристской работы школ Прииссыккулья). -Дис.. канд. пед. наук. Фрунзе, 1973. — С. 14−27, 75−81.
  27. В.Г. Концепция общественного воспитания учащихся по месту жительства // Бюллетень ВНИК «Школа-микрорайон». № 1. — М.: Воениздат, 1989.-С. 6−9.
  28. В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности ребенка: Дис.. д-ра. пед. наук. Москва, 1991.-401 с.
  29. Б. С. Сидоров П.И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма.- М.: Изд-во Мос. ун-та, 1984. 144 с.
  30. С.В. Структура и функции современного спорта. М., 1983.-С. 10−18.
  31. Г. В. Формирование экологической культуры младших школьников средствами туристско-краеведческой деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Винница, 1997.- 18 с.
  32. П.А. Формирование нравственных отношений старшеклассников в процессе краеведческой деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 1997.- 19 с.
  33. Н.В. Туристско-краеведческая деятельность как средство социализации и воспитания подростков: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Ставрополь, 1998.-21 с.
  34. В мире подростка / Под ред. А. А. Бодалева. М., Медицина, 1980 г. -С.9−14.
  35. М. Образ общества. М.: Аста-Пресс, 1994. — С. 91−115.
  36. Г. И. Нравственное воспитание младших школьников в процессе краеведческой работы: Автореф. дис. .канд. пед. наук.- М., 1988.-22с.
  37. И.А., Голицын С. М., Куликов В. М. Туризм в школе. М.: ФиС, 1983.-С. 5−37.
  38. Н.Н. Физическая культура и спорт как социальное явление: Философские очерки. Кишинев: Штинца, 1986. — С. 38−54.
  39. А.А. Содержание воспитательной работы с педагогически запущенными детьми в условиях спортивного коллектива: Дис. .канд. пед. наук, выполненная в форме научного доклада. М., 1993. — 20 с.
  40. Г. Г. Исследование интереса учащихся 5−10 классов общеобразовательной школы к занятиям физическими упражнениями и педагогические условия его воспитания. Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 1969.- 199 с.
  41. В.Б., Литвиненко О. В., Чаусова Л. К., Беляева Г. П. Разработка психологических и нейрофизиологических показателей предрасположенности учащихся и студентов к вредным привычкам, методы профилактики. // Валеология, № 4, 2003. С. 28−30.
  42. И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. Л.: ЛГУ, 1970. С. 27−31.
  43. .С. Мотивы преступлений. Казань, 1982. — С. 5−12- 19−27.
  44. К.Н. Основные педагогические проблемы организации летней работы с детьми в городской школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1966.-20 с.
  45. Л. С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — С. 14−27,49.56.
  46. С.И. Туризм в образовательной школе и его влияние на работоспособность подростков в учебной и спортивной деятельности. -Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1976.-22 с.
  47. Ю.В. Профилактика правонарушений в детской среде //Сов. пед. 1989, № 7. С. 17−21.
  48. Я.И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. -ЛЛ.: ЛГУ, 1971. Вып.6. С.44−52.
  49. С.А. Подготовка студентов педвузов к работе по внеклассному воспитанию школьников средствами туризма и краеведения: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Минск, 1974.- 16 с.
  50. А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студентов высш. пед. заведений / Под ред. В. А. Сластелина. 2-е изд. — М.: Академия, 2002. — С. 170−232.
  51. М.А. Воспитание патриотизма у старшеклассников игровыми формами туристско-краеведческой деятельности: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1999. — 20 с.
  52. В.А., Журкина А. Я. Педагогические основы развития дополнительного образования детей // Дополнительное образование. — 1999. -№ -1- С.4−6.
  53. Е.А. Формирование положительных межличностных отношений трудновоспитуемых подростков в коллективе класса: Автореф. дис. .канд. пед. наук.-М., 1978.-18 с.
  54. Ю.А. Трудовое воспитание подростков в туристско-краеведческой деятельности. / Сб. материалов Всесоюзной научно-практической конференции. 4.1. М., 1988. — С 83−86.
  55. И.П. Детская преступность и борьба с нею путем перевоспитания. Государственное издательство. Орловское отделение, 1923. -С. 15−19.
  56. В.Н., Селюкова Л. Я. Социализация личности: Социальный педагог, семья, школа: учебное пособие. Ставрополь: Изд-во СКИУУ, 1993−184с.
  57. В.Н. Социальная работа школы с семьей. М., Педагогическое общество России, 2002. — 190с.
  58. Р.Г. Социологические проблемы воспитания. М.: Педагогика, 1981. — 175 с.
  59. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. -С. 16−43.
  60. С.В. Меры и механизмы семейной политики: Образ региональных программ // Семья в России, 1997. № 1. — С. 10−13.
  61. В.А. Методологические вопросы исследования спорта в аспекте теории деятельности: Дис. .канд. пед. наук. М., 1975. — С. 17−29.
  62. Н.Ю. Спорт в системе ценностей молодежи //Дополнительное образование № 3 2002. С.30−32.
  63. В.Н. Нравственное воспитание подростков в процессе общения с природой: Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 1967.- 22 с.
  64. .З. О надежности измерения в социологическом исследовании. Л.: Наука, 1979. С. 20−24.
  65. Л.П. Профессиональная подготовка гидов-проводников международного класса в учреждениях дополнительного образования. Дис. .канд. пед. наук. М., 2003. 125 с.
  66. И.А. Юные туристы-спасатели. Программа для системы дополнительного образования детей. Учебное пособие. М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2000.-С. 3−26.
  67. И.А. Подготовка инструкторов детско-юношеского туризма. Учебно-методическое пособие. М.: РЦДЮТиК, 2004. — 132 с.
  68. Э. Самоубийство. Социологический этюд / Пер. с франц. -М.: Мысль, 1994. С. 15−24- 97−105.
  69. В.И. Социальная политика: парадигмы и приоритеты. М., 2000.-С. 10−17.
  70. Г. И. Изучение и предупреждение преступности несовершеннолетних. Краснодар, 1979.-С. 15−21.
  71. Н.Н., Петрухин А. С., Манелис Н. Г. и др. Школьная дезадаптация: Психологическое и нейропсихологическое исследование // Вопросы психологии, 1999. № 4. С. 21−27.
  72. А.К. Внедрение социальных технологий в практику управления. // Социальное развитие предприятия и работа с кадрами. М., 1989. С. 95.
  73. И.А., Кукушин B.C., Ларин Г. Г. и др. Коррекционная педагогика. -М.: Просвещение, 1987. С. 7−9- 35−37- 91−98.
  74. В.Э., Расчетина С. А. Преобразование нравственной позиции педагогически запущенных подростков в деятельности, основанной на нравственном выборе: Учеб. пособие /Новосиб. обл. ИУУ. Новосибирск, 1992.-59 с.
  75. Е.Н. Подготовка будущего учителя начальных классов к осуществлению туристско-краеведческой деятельности с младшими школьниками: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Нижний Новгород, 1997. — 23с.
  76. Ю.И. Воспитание подростков в спортивном коллективе. М.: Физкультура и спорт, 1984. — 102с.
  77. JI.M. Психологические особенности «трудных» учащихся профессионально-технических училищ. М., 1966. — С. 15−19- 31−42.
  78. И.П. Методика коммунарского воспитания. М.: Просвещение, 1990.- 144с.
  79. В.Н. Социальные технологии в современном мире. М. -Ниж. Новгород, 1996. С. 15.
  80. Н.Н. Проблема девиантного поведения учащейся молодежи и роль образовательных учреждений дополнительного образования по ее профилактике //Дополнительное образование № 3. 2002. — С.54−57.
  81. С.А. Педагогические основы начальной подготовки юных туристов-проводников в системе дополнительного образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2000.- 27 с.
  82. А.В. Идейно-нравственное воспитание старших школьников. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981. — С.8−27, 30−37.
  83. К.Е. Преступность и ответственность несовершеннолетних: Социально-психологический очерк. Свердловск: Средне-Уральск. кн. изд-во, 1973.- 160 с.
  84. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: Питер, 2000. — С. 236−251.
  85. А.И. Спорт и игра // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. первый: Сб. -М.: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1997. -С. 39−50.
  86. П.И. Туристская деятельность как средство воспитания социальной активности старшеклассников (На материалах школьных комсомольских организаций): Автореф.. дис. канд. пед. наук.- М., 1978.-20с.
  87. С. Проблемы организации педагогического воздействия на трудных подростков в системе общественного воспитания. Ташкент, 1990. -С. 17−21.
  88. Е.Г. Туристско-краеведческое объединение клубного типа как средство профессиональной ориентации учащихся: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Сходня Московской области, 2000.- 27с.
  89. Н.А. Социальная работа в микрорайоне с подростками, склонными к правонарушениям. М., 1997. — С. 7−13.
  90. Н.К. Идейно-нравственное воспитание школьников-подростков в краеведческой деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-Минск, 1988, — 16 с.
  91. В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков. М.: Просвещение, 1994. — 223 с.
  92. В.А. Становление системы образования для целей туризма. М.: — 1997. — 75 с.
  93. М.В. Педагогическая технология. М., 1989.
  94. Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2001. — С. 9−14- 47−54.
  95. Е.А. Педагогические условия развития детско-юношеского туризма: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 2001. — 22с.
  96. А.Г., Бодалев А. А. Личность и пути ее формирования. — М.: Знание, 1971.-30 с.
  97. Ю.В. Научные основы управления туристско-краеведческой деятельностью в школе: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 2000.-21 с.
  98. Г. В. Основные стадии психического развития. Понятие дизонтогенеза // Патология психического развития. /Под ред. А. Сю Тиганова. — М., 1998.-С. 5−23.
  99. Д.В. Эволюция психики и природа наркотизма. М., 1991. -С. 31−42.
  100. Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. Минск: Народ. Асвета, 1984. — 240 с.
  101. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989.-С. 14−19- 114−119.
  102. Ю. С. Туристско-краеведческая деятельность учащихся в системе дополнительного образования детей. М.: ЦДЮТиК, 2001. — С. 5−7.
  103. Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся. -М., 2000. -С. 4−11.
  104. Ю.С., Куликов В. М. Педагогика школьного туризма. -М., 2002.-С. 24−29- 41−49.
  105. Ц.П., Завьялов В. Ю. Мотивы аддиктивного поведения у токсикоманов: Психологическая наука и практика-Новосибирск, 1987.-С. 17−21.
  106. Э.Г. Индивидуальная работа в школе с трудными подростками. М., 1971. — С. 32−39.
  107. В.В. Пути и формы включения туризма в систему учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1973. — 27 с.
  108. А.И., Верцинская Н. И. Самовоспитание школьников // Физическая культура в школе, 1977.- № 3. — с.29−32.
  109. А.И. Социология. Хрестоматия для вузов. М.: Академический проект: Екатеринбург: Деловая книга, 2002. — 736с.
  110. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. Книга для учителей и классных руководителей — М.: Просвещение, 1976 303с.
  111. В.Н. Причины правонарушений. М.: Наука, 1976. — С. 5−9- 71−76.
  112. Н.Ф. Проблема социально-биологического и социально-психиатрического в криминологии // Теоретические проблемы учения о личности преступника. М., 1979. — С.78−84.
  113. Е.С. Основы социальной психологии-Л.:ЛГУ, 1967.-173с.
  114. Н.В., Григорьева Е. А., Якунин В. А. и др. Методы системного педагогического исследования. Учебное пособие. Л.: Изд-во ЛГУ. — 1980.-С. 19−87.
  115. A.M. Педагогические основы деятельности центра детско-юношеского туризма в системе дополнительного образования: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1999. — 24 с.
  116. Г. И. Советская физическая культура важнейшее средство физического воспитания. — М.: ФиС, 1953.
  117. Ю.М. Формирование нравственной культуры личности подростка в любительском объединении спортивного типа: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1994. — 17 с.
  118. Н.Д. Отчего возникают недостатки в характере школьников и как их исправлять. М.: Издательство АПН РСФСР, 1961.-С. 9−14.
  119. П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста // Соб. педаг. сочинений. т.2, II часть. -М.: Физкультура и спорт, 1951. — с. 384.
  120. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  121. .Т. Педагогика. М., 1992.
  122. В.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей: (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX и XX вв.) Самара: Изд-во СИУ, 1997.
  123. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. -Л.: Медицина, 1983. 256 с.
  124. Ч. Преступление / Пер. Г. Н. Гордона. С.-Пб., 1900.
  125. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  126. Н.Г. Социальный психотравматизм подростков. Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1994. — 17 с.
  127. К. Агрессия. М., 1994. — С. 26−73.
  128. В.В. Возрастные изменения в мотивации. Криминальная мотивация.-М., 1986.-С. 5−12- 38−51.
  129. Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1998. — 272с.
  130. Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997. — 688 с.
  131. А.С. Методика организации воспитательного процесса. Педагогические сочинения в 8 т. М.: Педагогика, 1983. — Т.1. — С. 267−329.
  132. Г. А. Спортивная медицина: Учебник. М.: Советский спорт, 2003, — 480с.
  133. М. Технология и эффективность социального управления. М., 1983.-С. 48.
  134. А.Г. Единство учебной и внеучебной деятельности в подготовке детей к безопасному поведению в природной среде: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1999.-24 с.
  135. А. Мотивация и личность. М., 1998. — С. 271−284.
  136. Л.П. Общая теория спорта. Учебная книга для завершающих уровень высшего физкультурного образования. М., 1997 — С. 21−37.
  137. Л.П. Теория и методика физической культуры. (Часть I. Введение в общую теорию физической культуры). М.: РГАФК, 2002. — 176 с.
  138. B.C. Становление индивидуальности и социализация индивидуума // Проблема личности: материалы симпозиума. М., 1970. С.57−61.
  139. Р.К. Социальная структура и аномалия // Социология преступности. М., 1966.
  140. А.И. Формирование интереса к спорту у педагогически запущенных подростков: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1969. — 21 с.
  141. В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград, 1995.
  142. А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. — 112 с.
  143. А.Г. Экспериментальное исследование ходьбы с грузом и норм нагрузки в туристических походах старших школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1970. — 24 с.
  144. Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М.: Наука, 1988. — С. 10−14- 28−37.
  145. И.А. Трудный успех: Без «трудных» работать можно. М.: Просвещение, 1981.- 128 с.
  146. А.Ф. Положительные взаимоотношения трудных подростков с коллективом класса как фактор их перевоспитания: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1974.-22 с.
  147. А.Д. Физическое воспитание. М.: ФиС, 1949. — С. 53−69.
  148. JI.H. Школа и среда. М., 1985. — С. 15−27.
  149. С.С. Педагогические факторы повышения культурной ценности туризма: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1994. — 22 с.
  150. С.С. «Введение в прикладную социологию. Анкетирование: Учеб. пособие. М.: «СпортАкадемПресс», 2000. — С. 15−17.
  151. Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии: Пер. с нем./ Общ. ред. Н. С. Мансурова. М.: АВА-ЭСТРА, 1993. — С. 5−9- 46−52.
  152. А.Г. Содержание исследовательской деятельности учащихся в туристско-краеведческих объединениях экологической направленности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2001. — 26 с.
  153. Определение физической подготовленности школьников /Под ред. Б. В. Сермеева. М.: Педагогика, 1973.
  154. Г. В., Коваленко Ю. П. и др. Социология. М., 1990. — С. 191−203.
  155. Основы математической статистики: Учебное пособие для ит-тов физ. культ. / Под ред. B.C. Иванова. М.: Физкультура и спорт, 1990. — 176 с.
  156. Остапец-Свешников А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. Издание второе, исправленное и дополненное. М.: ЦДЮТК МО РФ, 2001.
  157. Остапец-Свешников А. А. На маршруте туристы-следопыты: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1987.
  158. Остапец-Свешников А. А. Туристская деятельность как средство преодоления педагогической запущенности подростков: Дис.. канд. пед. наук.-М., 1974.-172 с.
  159. И.В. Общественно-полезная деятельность как фактор перевоспитания педагогически запущенных подростков в сельской школе: Автореф.дис.канд.пед.наук. М., 1977.-19 с.
  160. .Д. Социальная психология как наука. 2-изд., исправл. и доп. Л.: Лениздат, 1967. — 262 с.
  161. Ф. Некоторые проблемы девиантного (отклоняющегося) поведения // Психологический журнал, 1987. № 4. — С. 119−122.
  162. В.И. Информация и технологизация социального пространства. М., 1994. С. 89.
  163. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад- Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова, и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 582с.
  164. А.В. Проблемы развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии. 1984. — № 4. — С. 15−30.
  165. С.А. О нормировании физических нагрузок в туристских пеших походах школьников 12−15 лет / Теория и практика физической культуры. 1990. — № 6.
  166. И.Н. Внешкольная туристско-краеведческая работа как фактор нравственного воспитания подростков: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1970.-22 с.
  167. О.В. Самодеятельный спортивный туризм как средство развития познавательной деятельности учащихся: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 2000.- 18 с.
  168. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.
  169. Е.В. Оптимизационные, активизирующие и экспертные методы принятия управленческих решений. Учебное пособие. Самара: Изд-во Самарск. гос. экон. акад., 2000. — 47 с.
  170. Н.И., Столяров В. И. Социальное значение физической культуры и спорта // Физическое воспитание: учебник. М.: Высшая школа, 1983.-С. 6−24.
  171. Ю.А. Экспедиционная деятельность учащихся как средство формирования гармонично развитой личности: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1970.-22 с.
  172. А.И. Современная социология организаций. М., 1995-С. 229.
  173. JI.A. Семейный туризм как средство воспитания подростков в условиях дополнительного образования: Дис.канд. пед. наук. -Сходня, 2002. 127с.
  174. А.Р. Психология личности преступника. Ценностно-нормативный подход // Личность преступника как объект психологического исследования. М., 1979. — С.3−33.
  175. А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер Ком, 1999. -416с.
  176. К.Р. Взгляд на психотерапию: Становление человека. М., 1994.-С. 10−19- 48−64.
  177. В.А. Психолого-педагогическая коррекция девиантного поведения детей и подростков в процессе девиантной активности. М., 1996. -102с.
  178. Н.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика: Учебно-практич. Пособие. М., 2000. — С. 1015- 39−47.
  179. Г. И. Надежность результатов социологического исследования. JL: Наука, 1983. — С. 48−53.
  180. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.-43 с.
  181. В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. М.: Педагогика, 1986. — 112с.
  182. С.А. Туризм как эффективное средство физического и нравственного воспитания школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Малаховка, 1996.-23 с.
  183. П.Н., Солтовец А. В., Терентьева Т. Н. Методические рекомендации для организаторов педагогической профилактики наркомании в школе. Ростов н/Д., 2001. — С. 15−23.
  184. Г. Г. Безопасность российской семьи и перспективы развития социальной работы // Социальная работа. -М., 2001. С. 6−9- 18−23.
  185. М.Н. Методология и методика педагогических исследований: (В помощь начинающему исследователю).-М.: Педагогика, 1986.
  186. JI.C. Дети с аффективным поведением. М.: Педагогика, 1987.-207 с.
  187. Н. Дж. Социология / Пер. с анг. М.: Феникс, 1994.
  188. В.И. Краеведение как средство нравственного воспитания учащихся старших классов средней школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-М., 1965.- 16 с.
  189. Д.В. Туристское мастерство как средство профессиональной ориентации учащихся в учреждениях дополнительного образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: 1999. — 27 с.
  190. А.Д. Туристско-краеведческая работа как средство патриотического воспитания подростков: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1969.-22 с.
  191. Социальная педагогика: Курс лекций: Уч. пособие для студентов вузов /По общ. Ред. М. А. Галагузовой. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001 -416с.
  192. Спортивная метрология: Учебник для институтов физической культуры /Под ред. В. М. Зациорского. М.: Физкультура и спорт, 1982.
  193. Н. Общественные науки и социальная технология. М., 1976.-С. 182.
  194. Н.А. Криминология и проблема личности преступника // Теоретические проблемы учения о личности преступника. М., 1979. — С.39−48.
  195. А.А. Педагогика профилактики социальных отклонений в сфере подростково-молодежного досуга: Дис. д-ра. пед. наук.-Спб., 1996.-377с.
  196. .А. Идентификация социальных систем. М., 1997. С. 83.
  197. В. А. Трудные дети // Трудные судьбы. М., 1967.
  198. Г. С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. Педагогическое общество России, 2003. — 128 с.
  199. С.Н. Содержание, методы и формы допрофессиональной подготовки подростков в Центре детско-юношеского туризма: Дис. канд. пед. наук. М., 2000.
  200. Л.Р. Становление экологически грамотного поведения младших подростков в туристско-краеведческой деятельности: Автореф. дис. .канд. пед. наук. СПб., 1995.- 18 с.
  201. Г. Преступник и преступление. М., 1907.
  202. Н.Н., Кулаков С. А. Изучение мотивации подростков, имеющих пагубные привычки //Вопросы психологии, 1989. № 2. — С. 15−20.
  203. Т.В. Социальная адаптация подростков в учреждениях дополнительного образования туристско-краеведческого профиля: Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 2000. 20с.
  204. В.И. Игра и эстетическая деятельность. Автореф. дис. .канд. филос. наук. М., 1969.
  205. Ю.Н., Востоков И. Е. Спортивно-оздоровительный туризм: Учебник / Под общ. ред. Ю. Н. Федотова. -М.: Советский спорт, 2002.-С. 81−90.
  206. Федорченко ВЛС. Туризм как средство патриотического и интернационального воспитания: Автореф. дис.канд.пед.наук.-Киев, 1988.-16с.
  207. Д.И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков. М.: Педагогика, 1982. — 222с.
  208. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1993. — С. 38−43.
  209. С.А. Туристско-краеведческая деятельность как средство развития познавательной активности подростков: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-М., 1994.- 17с.
  210. В.П. Туристско-краеведческая экспедиция как форма экологического воспитания старшеклассников: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1998.- 18 с.
  211. Ю.А. Спорт высших достижений: состояние, актуальные проблемы и перспективы развития (социологический анализ): Дис. д.с.н. М., 1993.-С. 20−34- 111−119.
  212. Фрейд 3. Психопатология обычной жизни. -М., 1925.-256 с.
  213. Э. Душа человека. М.: Республика, 1992.
  214. А.А. Социальный эксперимент. Ростов-на-Дону, 1991.-89с.
  215. Г. Д. Советская система воспитания. М.: Знание, 1970.
  216. Г. И. Технология обучения как способ повышения эффективности педагогического процесса. // Вестник учебных заведений физической культуры. М., 2003. — № 1. — С. 60−63.
  217. Е.И. Технология социальной работы // Российская энциклопедия социальной работы. Т.». М., 1997. С. 347
  218. Е.И., Сорвина А. С. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв. ред. Е. И. Холостова. М.: ИНФРА-М, 2001. -427 с.
  219. Хьелл JI.3., Глер Д. Теории личности. СПб.: Питер Пресс, 1997.608 с.
  220. В.Г. Средства и методы нравственного воспитания юных туристов в условиях горных походов: Дис. канд. пед. наук. JI., 1983. — 230с.
  221. Н.А. Педагогические условия развития дополнительного образования школьников. Автореф. дис. .канд. пед. наук.-Кемерово, 1998.-21с.
  222. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. -М.: Народное образование, 1996.
  223. B.C., Чудновская Т. В., Сергеева Т. Б. Психолог и школа. Изд.: Управление образования. Администрация ставропольского края, 1992.
  224. Т.С. Избранные педагогические сочинения. М.: Столица, 1998. — 347 с.
  225. Ш. С. Исследование эффективности экскурсионно-туристских мероприятий в физическом воспитании школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 1973.- 22 с.
  226. В.М. Управленческая гуманитарология. М., 1992. С. 146
  227. A.JI. Туристско-краеведческая деятельность как средство воспитания готовности старшеклассников к защите Родины: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 1988.- 15 с.
  228. B.JI. Профессиональное самоопределение учащихся учреждений дополнительного образования. Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 2000.-22 с.
  229. Г. Е. Достоверность статистических показателей. М.: Статистика, 1977.-С. 15−38.
  230. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Просвещение. 1989.-470 с.
  231. В.В. Педагогическая технология.- Ярославль, 1997.
  232. Ю.И. Комплексный подход к профилактике отклонений в поведении школьников (социально-педагогический подход): Дисс. .д-ра пед. наук. М., 1991.-448 с.
  233. З.Г. Социально-педагогические технологии перевоспитания подростков с девиантным поведением: Дис.. канд. пед. наук.- Казань, 2001.156 с.
  234. В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. М.: Наука, 1987. — 246 с.
  235. A.M. Теория криминологии и социальная практика. М.: Наука, 1985.-247 с.
  236. Н.Э. Формирование экологической культуры младших школьников в процессе краеведческой деятельности. Автореф. дис. .канд. пед. наук. Казань, 1998.
  237. М.Н. Комплексный подход к воспитанию подростков в процессе туристско-краеведческой деятельности (на материале организационно-педагогической работы по месту жительства): Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1977. 23 с.
  238. М.Г. Психология в XX столетии. М.: Политиздат, 1974.
Заполнить форму текущей работой