Технология коррекции девиантного поведения подростков 11-14 лет в процессе туристско-краеведческой деятельности в учреждениях дополнительного образования
Определены основные причины, способствующие возникновению девиантного поведения подростков: Социально-экономические: недостаточная материальная помощь со стороны государства и безадресность социальной защиты (средний балл по возрастающей пятибалльной шкале) (4,7 t б.) — чрезмерная профессионально-трудовая — деятельность родителей (4,5 б.) — низкий заработок в семье и в целом уровень жизни… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в системе дополнительного образования и в туризме. .. 10 1.1.0 понятии девиантное поведение и смежных с ним терминах
- 1. 2. Общая характеристика причин и факторов возникновения девиантного поведения
- 1. 3. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях дополнительного образования
- 1. 4. Социокультурный и воспитательный потенциал туризма в образовательном пространстве подростков
- Глава 2. Задачи, методы и организация исследования
- 2. 1. Задачи исследования
- 2. 2. Общая характеристика организации исследования
- 2. 3. Методы исследования
- 2. 3. 1. Анализ и обобщение литературных данных
- 2. 3. 2. Педагогическое наблюдение
- 2. 3. 3. Социально-психологическое тестирование
- 2. 3. 4. Анкетирование
- 2. 3. 5. Тестирование физической подготовленности и работоспособности
- 2. 3. 6. Организационно-методические особенности педагогического эксперимента
- 2. 3. 7. Математико-статистическая обработка полученных материалов
Глава 3. Теоретико-методическое обоснование технологии коррекции девиантного поведения подростков 11−14 лет, с преимущественным использованием туристско-краеведческой деятельности.. 71 3.1. О социально-педагогической технологии коррекции девиантного поведения подростков в процессе туристско-краеведческой деятельности. .. .. ..
3.2. Содержание подготовки инструкторов по туризму к работе с подростками, допускающими девиантные формы поведения
3.3. Программа профилактики и коррекции девиантного поведения подростков в процессе туристско-краеведческих занятий
Глава 4. Эффективность технологии коррекции девиантного поведения подростков, с преимущественным использованием туристско-краеведческой деятельности
4.1. Эффективность влияния туристско-краеведческой деятельности на физическое состояние подростков 11−14 лет.
4.2. Изменение показателей, характеризующих социальнопсихологические характеристики девиантных подростков 11лет, участников педагогического эксперимента
4.3. Эффективность влияния туристско-краеведческой деятельности на девиантное поведение подростков
Выводы
Список литературы
- Аксенов Ю.М. Деятельностный подход в социально-воспитательной работе с трудными подростками: Дис. канд. пед. наук. — М., 1999.- 197с.
- Алексеев С.А. Перевоспитание трудных подростков в условиях современного коллектива: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1978.-18 с.
- Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками.- М.: Знание, 1979.-42 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды: в 2 т. / Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1980.- T. I — С. 16−178.
- Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для ВУЗов. М.: Аспект Пресс, 1996. — С. 52−79.
- Антонов А.И., Сорокин С. А. Судьба семьи в России XXI века. Размышления о семейной политике, о возможностях противодействия упадку семьи и депопуляции. М., 2000.
- Антонян Ю.М., Самовичев Е. Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве: Психол. механизмы насильственного преступного поведения. ВНИИ МВД СССР, 1983. — 78 с.
- Аппенянский А.И. Физическая тренировка в туризме. М.: ЦРИБ «Турист», 1988.-С. 10−19.
- Арзуманян С.Д. Микросреда и отклонения социального поведения детей и подростков. Ереван: Луйс, 1980. — С. 14−36.
- Архандеева Г. А. Педагогическое руководство формирование жизненных стратегий подростков-воспитанников учреждения дополнительного образования (на примере детского экскурсионно-туристского центра): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Сходня, 1999.-21 с.
- Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М., 1977. С. 235.
- Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: ФиС, 1978. — 223 с.
- Бабакова Т.А. Теория и практика школьного экологического краеведения. Автореф. дис. .д.п.н. М., 1996. — 35 с.
- Баженов В.Г. Теория и методика педагогической профилактики правонарушений несовершеннолетних: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1990.-386 с.
- Беккер И.Л. Туристско-краеведческая деятельность как средство формирования экологической культуры старших подростков: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Москва, 1995.-18 с.
- Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993.-С. 41−49.
- Беличева С. А. Социально-психологические основы предупреждения десоциализации несовершеннолетних: Автореф. докт. дисс. -М., 1989.-С.-14−17.
- Белкин А.С. Внимание ребенок. Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников. — Свердловск, Средне-Уральск. Кн. Изд-во, 1981. — С. 128.
- Белкин А.С. Теория педагогической диагностики и предупреждения отклонений в поведении школьников: Дис.. д-ра. пед. наук. Москва, 1980.-412с.
- Белорусова В.В. Исследование проблем спортивной этики и нравственного воспитания советских спортсменов. Сб.: Основы спортивной этики и нравственного воспитания спортсменов. JL, 1977. — 109 с.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М., 1995.
- Блонский П.П. Трудные школьники. М., Работник просвещения, 1920.-С. 5−9- 49−53.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968. 484 с.
- Большой толковый психологический словарь. 2 Т.- Пер. с анг. /Ребер Артур-ООО «Издательство ACT" — «Издательство «ВЕЧЕ», 2001-С.3−10−17−25.
- Бородин С.В. Преступления против жизни. М.: Юрист, 1 999 356с.
- Бородкина Ю.Т. Воспитательные и образовательные проблемы горного туризма (на опыте горно-туристской работы школ Прииссыккулья). -Дис.. канд. пед. наук. Фрунзе, 1973. — С. 14−27, 75−81.
- Бочарова В.Г. Концепция общественного воспитания учащихся по месту жительства // Бюллетень ВНИК «Школа-микрорайон». № 1. — М.: Воениздат, 1989.-С. 6−9.
- Бочарова В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности ребенка: Дис.. д-ра. пед. наук. Москва, 1991.-401 с.
- Братусь Б. С. Сидоров П.И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма.- М.: Изд-во Мос. ун-та, 1984. 144 с.
- Брянкин С.В. Структура и функции современного спорта. М., 1983.-С. 10−18.
- Буковская Г. В. Формирование экологической культуры младших школьников средствами туристско-краеведческой деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Винница, 1997.- 18 с.
- Бурдейный П.А. Формирование нравственных отношений старшеклассников в процессе краеведческой деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 1997.- 19 с.
- Бушманова Н.В. Туристско-краеведческая деятельность как средство социализации и воспитания подростков: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Ставрополь, 1998.-21 с.
- В мире подростка / Под ред. А. А. Бодалева. М., Медицина, 1980 г. -С.9−14.
- Вебер М. Образ общества. М.: Аста-Пресс, 1994. — С. 91−115.
- Веденеева Г. И. Нравственное воспитание младших школьников в процессе краеведческой работы: Автореф. дис. .канд. пед. наук.- М., 1988.-22с.
- Верба И.А., Голицын С. М., Куликов В. М. Туризм в школе. М.: ФиС, 1983.-С. 5−37.
- Визитей Н.Н. Физическая культура и спорт как социальное явление: Философские очерки. Кишинев: Штинца, 1986. — С. 38−54.
- Виниченко А.А. Содержание воспитательной работы с педагогически запущенными детьми в условиях спортивного коллектива: Дис. .канд. пед. наук, выполненная в форме научного доклада. М., 1993. — 20 с.
- Водолажский Г. Г. Исследование интереса учащихся 5−10 классов общеобразовательной школы к занятиям физическими упражнениями и педагогические условия его воспитания. Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 1969.- 199 с.
- Войнов В.Б., Литвиненко О. В., Чаусова Л. К., Беляева Г. П. Разработка психологических и нейрофизиологических показателей предрасположенности учащихся и студентов к вредным привычкам, методы профилактики. // Валеология, № 4, 2003. С. 28−30.
- Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. Л.: ЛГУ, 1970. С. 27−31.
- Волков Б.С. Мотивы преступлений. Казань, 1982. — С. 5−12- 19−27.
- Волков К.Н. Основные педагогические проблемы организации летней работы с детьми в городской школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1966.-20 с.
- Выготский Л. С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — С. 14−27,49.56.
- Галушко С.И. Туризм в образовательной школе и его влияние на работоспособность подростков в учебной и спортивной деятельности. -Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1976.-22 с.
- Гербеев Ю.В. Профилактика правонарушений в детской среде //Сов. пед. 1989, № 7. С. 17−21.
- Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. -ЛЛ.: ЛГУ, 1971. Вып.6. С.44−52.
- Голубь С.А. Подготовка студентов педвузов к работе по внеклассному воспитанию школьников средствами туризма и краеведения: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Минск, 1974.- 16 с.
- Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студентов высш. пед. заведений / Под ред. В. А. Сластелина. 2-е изд. — М.: Академия, 2002. — С. 170−232.
- Горбова М.А. Воспитание патриотизма у старшеклассников игровыми формами туристско-краеведческой деятельности: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1999. — 20 с.
- Горский В.А., Журкина А. Я. Педагогические основы развития дополнительного образования детей // Дополнительное образование. — 1999. -№ -1- С.4−6.
- Горшкова Е.А. Формирование положительных межличностных отношений трудновоспитуемых подростков в коллективе класса: Автореф. дис. .канд. пед. наук.-М., 1978.-18 с.
- Грабовский Ю.А. Трудовое воспитание подростков в туристско-краеведческой деятельности. / Сб. материалов Всесоюзной научно-практической конференции. 4.1. М., 1988. — С 83−86.
- Гришанов И.П. Детская преступность и борьба с нею путем перевоспитания. Государственное издательство. Орловское отделение, 1923. -С. 15−19.
- Гуров В.Н., Селюкова Л. Я. Социализация личности: Социальный педагог, семья, школа: учебное пособие. Ставрополь: Изд-во СКИУУ, 1993−184с.
- Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей. М., Педагогическое общество России, 2002. — 190с.
- Гурова Р.Г. Социологические проблемы воспитания. М.: Педагогика, 1981. — 175 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. -С. 16−43.
- Дарнодехин С.В. Меры и механизмы семейной политики: Образ региональных программ // Семья в России, 1997. № 1. — С. 10−13.
- Демин В.А. Методологические вопросы исследования спорта в аспекте теории деятельности: Дис. .канд. пед. наук. М., 1975. — С. 17−29.
- Дивин Н.Ю. Спорт в системе ценностей молодежи //Дополнительное образование № 3 2002. С.30−32.
- Дикий В.Н. Нравственное воспитание подростков в процессе общения с природой: Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 1967.- 22 с.
- Докторов Б.З. О надежности измерения в социологическом исследовании. Л.: Наука, 1979. С. 20−24.
- Долгополов Л.П. Профессиональная подготовка гидов-проводников международного класса в учреждениях дополнительного образования. Дис. .канд. пед. наук. М., 2003. 125 с.
- Дрогов И.А. Юные туристы-спасатели. Программа для системы дополнительного образования детей. Учебное пособие. М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2000.-С. 3−26.
- Дрогов И.А. Подготовка инструкторов детско-юношеского туризма. Учебно-методическое пособие. М.: РЦДЮТиК, 2004. — 132 с.
- Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд / Пер. с франц. -М.: Мысль, 1994. С. 15−24- 97−105.
- Жуков В.И. Социальная политика: парадигмы и приоритеты. М., 2000.-С. 10−17.
- Забрянский Г. И. Изучение и предупреждение преступности несовершеннолетних. Краснодар, 1979.-С. 15−21.
- Заваденко Н.Н., Петрухин А. С., Манелис Н. Г. и др. Школьная дезадаптация: Психологическое и нейропсихологическое исследование // Вопросы психологии, 1999. № 4. С. 21−27.
- Зайцев А.К. Внедрение социальных технологий в практику управления. // Социальное развитие предприятия и работа с кадрами. М., 1989. С. 95.
- Зайцева И.А., Кукушин B.C., Ларин Г. Г. и др. Коррекционная педагогика. -М.: Просвещение, 1987. С. 7−9- 35−37- 91−98.
- Зисс В.Э., Расчетина С. А. Преобразование нравственной позиции педагогически запущенных подростков в деятельности, основанной на нравственном выборе: Учеб. пособие /Новосиб. обл. ИУУ. Новосибирск, 1992.-59 с.
- Зорькин Е.Н. Подготовка будущего учителя начальных классов к осуществлению туристско-краеведческой деятельности с младшими школьниками: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Нижний Новгород, 1997. — 23с.
- Зотов Ю.И. Воспитание подростков в спортивном коллективе. М.: Физкультура и спорт, 1984. — 102с.
- Зюбин JI.M. Психологические особенности «трудных» учащихся профессионально-технических училищ. М., 1966. — С. 15−19- 31−42.
- Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. М.: Просвещение, 1990.- 144с.
- Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. М. -Ниж. Новгород, 1996. С. 15.
- Иванов Н.Н. Проблема девиантного поведения учащейся молодежи и роль образовательных учреждений дополнительного образования по ее профилактике //Дополнительное образование № 3. 2002. — С.54−57.
- Иванова С.А. Педагогические основы начальной подготовки юных туристов-проводников в системе дополнительного образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2000.- 27 с.
- Иващенко А.В. Идейно-нравственное воспитание старших школьников. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981. — С.8−27, 30−37.
- Игошев К.Е. Преступность и ответственность несовершеннолетних: Социально-психологический очерк. Свердловск: Средне-Уральск. кн. изд-во, 1973.- 160 с.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: Питер, 2000. — С. 236−251.
- Исмаилов А.И. Спорт и игра // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. первый: Сб. -М.: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1997. -С. 39−50.
- Истомин П.И. Туристская деятельность как средство воспитания социальной активности старшеклассников (На материалах школьных комсомольских организаций): Автореф.. дис. канд. пед. наук.- М., 1978.-20с.
- Кадыров С. Проблемы организации педагогического воздействия на трудных подростков в системе общественного воспитания. Ташкент, 1990. -С. 17−21.
- Казьмина Е.Г. Туристско-краеведческое объединение клубного типа как средство профессиональной ориентации учащихся: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Сходня Московской области, 2000.- 27с.
- Катаева Н.А. Социальная работа в микрорайоне с подростками, склонными к правонарушениям. М., 1997. — С. 7−13.
- Катович Н.К. Идейно-нравственное воспитание школьников-подростков в краеведческой деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-Минск, 1988, — 16 с.
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков. М.: Просвещение, 1994. — 223 с.
- Квартальное В.А. Становление системы образования для целей туризма. М.: — 1997. — 75 с.
- Кларин М.В. Педагогическая технология. М., 1989.
- Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2001. — С. 9−14- 47−54.
- Клюшникова Е.А. Педагогические условия развития детско-юношеского туризма: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 2001. — 22с.
- Ковалев А.Г., Бодалев А. А. Личность и пути ее формирования. — М.: Знание, 1971.-30 с.
- Козлова Ю.В. Научные основы управления туристско-краеведческой деятельностью в школе: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 2000.-21 с.
- Козловская Г. В. Основные стадии психического развития. Понятие дизонтогенеза // Патология психического развития. /Под ред. А. Сю Тиганова. — М., 1998.-С. 5−23.
- Колесов Д.В. Эволюция психики и природа наркотизма. М., 1991. -С. 31−42.
- Коломенский Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. Минск: Народ. Асвета, 1984. — 240 с.
- Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989.-С. 14−19- 114−119.
- Константинов Ю. С. Туристско-краеведческая деятельность учащихся в системе дополнительного образования детей. М.: ЦДЮТиК, 2001. — С. 5−7.
- Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся. -М., 2000. -С. 4−11.
- Константинов Ю.С., Куликов В. М. Педагогика школьного туризма. -М., 2002.-С. 24−29- 41−49.
- Короленко Ц.П., Завьялов В. Ю. Мотивы аддиктивного поведения у токсикоманов: Психологическая наука и практика-Новосибирск, 1987.-С. 17−21.
- Костяшкин Э.Г. Индивидуальная работа в школе с трудными подростками. М., 1971. — С. 32−39.
- Кочергин В.В. Пути и формы включения туризма в систему учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1973. — 27 с.
- Кочетов А.И., Верцинская Н. И. Самовоспитание школьников // Физическая культура в школе, 1977.- № 3. — с.29−32.
- Кравченко А.И. Социология. Хрестоматия для вузов. М.: Академический проект: Екатеринбург: Деловая книга, 2002. — 736с.
- Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. Книга для учителей и классных руководителей — М.: Просвещение, 1976 303с.
- Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. М.: Наука, 1976. — С. 5−9- 71−76.
- Кузнецова Н.Ф. Проблема социально-биологического и социально-психиатрического в криминологии // Теоретические проблемы учения о личности преступника. М., 1979. — С.78−84.
- Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии-Л.:ЛГУ, 1967.-173с.
- Кузьмина Н.В., Григорьева Е. А., Якунин В. А. и др. Методы системного педагогического исследования. Учебное пособие. Л.: Изд-во ЛГУ. — 1980.-С. 19−87.
- Кузьминов A.M. Педагогические основы деятельности центра детско-юношеского туризма в системе дополнительного образования: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1999. — 24 с.
- Кукушкин Г. И. Советская физическая культура важнейшее средство физического воспитания. — М.: ФиС, 1953.
- Лагусев Ю.М. Формирование нравственной культуры личности подростка в любительском объединении спортивного типа: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1994. — 17 с.
- Левитов Н.Д. Отчего возникают недостатки в характере школьников и как их исправлять. М.: Издательство АПН РСФСР, 1961.-С. 9−14.
- Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста // Соб. педаг. сочинений. т.2, II часть. -М.: Физкультура и спорт, 1951. — с. 384.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. М., 1992.
- Лихачев В.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей: (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX и XX вв.) Самара: Изд-во СИУ, 1997.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. -Л.: Медицина, 1983. 256 с.
- Ломброзо Ч. Преступление / Пер. Г. Н. Гордона. С.-Пб., 1900.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444 с.
- Ломова Н.Г. Социальный психотравматизм подростков. Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1994. — 17 с.
- Лоренц К. Агрессия. М., 1994. — С. 26−73.
- Лунев В.В. Возрастные изменения в мотивации. Криминальная мотивация.-М., 1986.-С. 5−12- 38−51.
- Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1998. — 272с.
- Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997. — 688 с.
- Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. Педагогические сочинения в 8 т. М.: Педагогика, 1983. — Т.1. — С. 267−329.
- Макарова Г. А. Спортивная медицина: Учебник. М.: Советский спорт, 2003, — 480с.
- Марков М. Технология и эффективность социального управления. М., 1983.-С. 48.
- Маслов А.Г. Единство учебной и внеучебной деятельности в подготовке детей к безопасному поведению в природной среде: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1999.-24 с.
- Маслоу А. Мотивация и личность. М., 1998. — С. 271−284.
- Матвеев Л.П. Общая теория спорта. Учебная книга для завершающих уровень высшего физкультурного образования. М., 1997 — С. 21−37.
- Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. (Часть I. Введение в общую теорию физической культуры). М.: РГАФК, 2002. — 176 с.
- Мерлин B.C. Становление индивидуальности и социализация индивидуума // Проблема личности: материалы симпозиума. М., 1970. С.57−61.
- Мертон Р.К. Социальная структура и аномалия // Социология преступности. М., 1966.
- Михеев А.И. Формирование интереса к спорту у педагогически запущенных подростков: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1969. — 21 с.
- Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград, 1995.
- Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. — 112 с.
- Нагорный А.Г. Экспериментальное исследование ходьбы с грузом и норм нагрузки в туристических походах старших школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1970. — 24 с.
- Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М.: Наука, 1988. — С. 10−14- 28−37.
- Невский И.А. Трудный успех: Без «трудных» работать можно. М.: Просвещение, 1981.- 128 с.
- Никитин А.Ф. Положительные взаимоотношения трудных подростков с коллективом класса как фактор их перевоспитания: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1974.-22 с.
- Новиков А.Д. Физическое воспитание. М.: ФиС, 1949. — С. 53−69.
- Новикова JI.H. Школа и среда. М., 1985. — С. 15−27.
- Новикова С.С. Педагогические факторы повышения культурной ценности туризма: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1994. — 22 с.
- Новикова С.С. «Введение в прикладную социологию. Анкетирование: Учеб. пособие. М.: «СпортАкадемПресс», 2000. — С. 15−17.
- Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии: Пер. с нем./ Общ. ред. Н. С. Мансурова. М.: АВА-ЭСТРА, 1993. — С. 5−9- 46−52.
- Озеров А.Г. Содержание исследовательской деятельности учащихся в туристско-краеведческих объединениях экологической направленности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2001. — 26 с.
- Определение физической подготовленности школьников /Под ред. Б. В. Сермеева. М.: Педагогика, 1973.
- Осипов Г. В., Коваленко Ю. П. и др. Социология. М., 1990. — С. 191−203.
- Основы математической статистики: Учебное пособие для ит-тов физ. культ. / Под ред. B.C. Иванова. М.: Физкультура и спорт, 1990. — 176 с.
- Остапец-Свешников А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. Издание второе, исправленное и дополненное. М.: ЦДЮТК МО РФ, 2001.
- Остапец-Свешников А. А. На маршруте туристы-следопыты: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1987.
- Остапец-Свешников А. А. Туристская деятельность как средство преодоления педагогической запущенности подростков: Дис.. канд. пед. наук.-М., 1974.-172 с.
- Павлов И.В. Общественно-полезная деятельность как фактор перевоспитания педагогически запущенных подростков в сельской школе: Автореф.дис.канд.пед.наук. М., 1977.-19 с.
- Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. 2-изд., исправл. и доп. Л.: Лениздат, 1967. — 262 с.
- Патаки Ф. Некоторые проблемы девиантного (отклоняющегося) поведения // Психологический журнал, 1987. № 4. — С. 119−122.
- Патрушев В.И. Информация и технологизация социального пространства. М., 1994. С. 89.
- Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад- Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова, и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 582с.
- Петровский А.В. Проблемы развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии. 1984. — № 4. — С. 15−30.
- Петросян С.А. О нормировании физических нагрузок в туристских пеших походах школьников 12−15 лет / Теория и практика физической культуры. 1990. — № 6.
- Пилат И.Н. Внешкольная туристско-краеведческая работа как фактор нравственного воспитания подростков: Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1970.-22 с.
- Пирогова О.В. Самодеятельный спортивный туризм как средство развития познавательной деятельности учащихся: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 2000.- 18 с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.
- Погорелова Е.В. Оптимизационные, активизирующие и экспертные методы принятия управленческих решений. Учебное пособие. Самара: Изд-во Самарск. гос. экон. акад., 2000. — 47 с.
- Пономарев Н.И., Столяров В. И. Социальное значение физической культуры и спорта // Физическое воспитание: учебник. М.: Высшая школа, 1983.-С. 6−24.
- Попович Ю.А. Экспедиционная деятельность учащихся как средство формирования гармонично развитой личности: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1970.-22 с.
- Пригожин А.И. Современная социология организаций. М., 1995-С. 229.
- Рамзаева JI.A. Семейный туризм как средство воспитания подростков в условиях дополнительного образования: Дис.канд. пед. наук. -Сходня, 2002. 127с.
- Ратинов А.Р. Психология личности преступника. Ценностно-нормативный подход // Личность преступника как объект психологического исследования. М., 1979. — С.3−33.
- Реан А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер Ком, 1999. -416с.
- Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию: Становление человека. М., 1994.-С. 10−19- 48−64.
- Родионов В.А. Психолого-педагогическая коррекция девиантного поведения детей и подростков в процессе девиантной активности. М., 1996. -102с.
- Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика: Учебно-практич. Пособие. М., 2000. — С. 1015- 39−47.
- Саганенко Г. И. Надежность результатов социологического исследования. JL: Наука, 1983. — С. 48−53.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.-43 с.
- Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. М.: Педагогика, 1986. — 112с.
- Сергеева С.А. Туризм как эффективное средство физического и нравственного воспитания школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Малаховка, 1996.-23 с.
- Серов П.Н., Солтовец А. В., Терентьева Т. Н. Методические рекомендации для организаторов педагогической профилактики наркомании в школе. Ростов н/Д., 2001. — С. 15−23.
- Силласте Г. Г. Безопасность российской семьи и перспективы развития социальной работы // Социальная работа. -М., 2001. С. 6−9- 18−23.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований: (В помощь начинающему исследователю).-М.: Педагогика, 1986.
- Славина JI.C. Дети с аффективным поведением. М.: Педагогика, 1987.-207 с.
- Смелзер Н. Дж. Социология / Пер. с анг. М.: Феникс, 1994.
- Смирнов В.И. Краеведение как средство нравственного воспитания учащихся старших классов средней школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-М., 1965.- 16 с.
- Смирнов Д.В. Туристское мастерство как средство профессиональной ориентации учащихся в учреждениях дополнительного образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: 1999. — 27 с.
- Солдатенков А.Д. Туристско-краеведческая работа как средство патриотического воспитания подростков: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1969.-22 с.
- Социальная педагогика: Курс лекций: Уч. пособие для студентов вузов /По общ. Ред. М. А. Галагузовой. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001 -416с.
- Спортивная метрология: Учебник для институтов физической культуры /Под ред. В. М. Зациорского. М.: Физкультура и спорт, 1982.
- Стефанов Н. Общественные науки и социальная технология. М., 1976.-С. 182.
- Стручков Н.А. Криминология и проблема личности преступника // Теоретические проблемы учения о личности преступника. М., 1979. — С.39−48.
- Сукало А.А. Педагогика профилактики социальных отклонений в сфере подростково-молодежного досуга: Дис. д-ра. пед. наук.-Спб., 1996.-377с.
- Суслаков Б.А. Идентификация социальных систем. М., 1997. С. 83.
- Сухомлинский В. А. Трудные дети // Трудные судьбы. М., 1967.
- Тагирова Г. С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. Педагогическое общество России, 2003. — 128 с.
- Талызов С.Н. Содержание, методы и формы допрофессиональной подготовки подростков в Центре детско-юношеского туризма: Дис. канд. пед. наук. М., 2000.
- Тараканова Л.Р. Становление экологически грамотного поведения младших подростков в туристско-краеведческой деятельности: Автореф. дис. .канд. пед. наук. СПб., 1995.- 18 с.
- Тард Г. Преступник и преступление. М., 1907.
- Толстых Н.Н., Кулаков С. А. Изучение мотивации подростков, имеющих пагубные привычки //Вопросы психологии, 1989. № 2. — С. 15−20.
- Ускова Т.В. Социальная адаптация подростков в учреждениях дополнительного образования туристско-краеведческого профиля: Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 2000. 20с.
- Устиненко В.И. Игра и эстетическая деятельность. Автореф. дис. .канд. филос. наук. М., 1969.
- Федотов Ю.Н., Востоков И. Е. Спортивно-оздоровительный туризм: Учебник / Под общ. ред. Ю. Н. Федотова. -М.: Советский спорт, 2002.-С. 81−90.
- Федорченко ВЛС. Туризм как средство патриотического и интернационального воспитания: Автореф. дис.канд.пед.наук.-Киев, 1988.-16с.
- Фельдштейн Д.И. Психологические основы общественно-полезной деятельности подростков. М.: Педагогика, 1982. — 222с.
- Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1993. — С. 38−43.
- Фокин С.А. Туристско-краеведческая деятельность как средство развития познавательной активности подростков: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-М., 1994.- 17с.
- Фомин В.П. Туристско-краеведческая экспедиция как форма экологического воспитания старшеклассников: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1998.- 18 с.
- Фомин Ю.А. Спорт высших достижений: состояние, актуальные проблемы и перспективы развития (социологический анализ): Дис. д.с.н. М., 1993.-С. 20−34- 111−119.
- Фрейд 3. Психопатология обычной жизни. -М., 1925.-256 с.
- Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992.
- Хагуров А.А. Социальный эксперимент. Ростов-на-Дону, 1991.-89с.
- Харабуга Г. Д. Советская система воспитания. М.: Знание, 1970.
- Хозяинов Г. И. Технология обучения как способ повышения эффективности педагогического процесса. // Вестник учебных заведений физической культуры. М., 2003. — № 1. — С. 60−63.
- Холостова Е.И. Технология социальной работы // Российская энциклопедия социальной работы. Т.». М., 1997. С. 347
- Холостова Е.И., Сорвина А. С. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв. ред. Е. И. Холостова. М.: ИНФРА-М, 2001. -427 с.
- Хьелл JI.3., Глер Д. Теории личности. СПб.: Питер Пресс, 1997.608 с.
- Цыганков В.Г. Средства и методы нравственного воспитания юных туристов в условиях горных походов: Дис. канд. пед. наук. JI., 1983. — 230с.
- Чернова Н.А. Педагогические условия развития дополнительного образования школьников. Автореф. дис. .канд. пед. наук.-Кемерово, 1998.-21с.
- Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. -М.: Народное образование, 1996.
- Чудновский B.C., Чудновская Т. В., Сергеева Т. Б. Психолог и школа. Изд.: Управление образования. Администрация ставропольского края, 1992.
- Шацкий Т.С. Избранные педагогические сочинения. М.: Столица, 1998. — 347 с.
- Шахалиев Ш. С. Исследование эффективности экскурсионно-туристских мероприятий в физическом воспитании школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 1973.- 22 с.
- Шепель В.М. Управленческая гуманитарология. М., 1992. С. 146
- Шипко A.JI. Туристско-краеведческая деятельность как средство воспитания готовности старшеклассников к защите Родины: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 1988.- 15 с.
- Шкляев B.JI. Профессиональное самоопределение учащихся учреждений дополнительного образования. Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 2000.-22 с.
- Эдельгауз Г. Е. Достоверность статистических показателей. М.: Статистика, 1977.-С. 15−38.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Просвещение. 1989.-470 с.
- Юдин В.В. Педагогическая технология.- Ярославль, 1997.
- Юричка Ю.И. Комплексный подход к профилактике отклонений в поведении школьников (социально-педагогический подход): Дисс. .д-ра пед. наук. М., 1991.-448 с.
- Ягудин З.Г. Социально-педагогические технологии перевоспитания подростков с девиантным поведением: Дис.. канд. пед. наук.- Казань, 2001.156 с.
- Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. М.: Наука, 1987. — 246 с.
- Яковлев A.M. Теория криминологии и социальная практика. М.: Наука, 1985.-247 с.
- Якубова Н.Э. Формирование экологической культуры младших школьников в процессе краеведческой деятельности. Автореф. дис. .канд. пед. наук. Казань, 1998.
- Ямницкий М.Н. Комплексный подход к воспитанию подростков в процессе туристско-краеведческой деятельности (на материале организационно-педагогической работы по месту жительства): Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1977. 23 с.
- Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. М.: Политиздат, 1974.