Изучив достаточное количество литературы по данной теме, я пришла к выводу, что формирование произвольности речи, способности выбора языковых средств является важным условием не только развития связности речи, но и вообще усвоения языка.
Связная речь, аккумулируя успехи ребенка в усвоении всех сторон родного языка, выступая как одна из важнейших целей речевого воспитания, вместе с тем с первых занятий по ее формированию становится важным условием овладения языком — его звуковой стороной, лексикой, грамматикой, условием воспитания умений уместно пользоваться языковыми средствами выразительности речи.
На мой взгляд, целенаправленно развивать у детей устную и письменную речь, безусловно, нужно, и нужно это делать на всех уроках. Но параллельно с решением этой задачи не следует отодвигать на второй план главную задачу обучения — знание окружающего мира и себя в этом мире, что требует ориентации на вторую фундаментальную функцию речи — логическую.
Заключение
Возможности коррекционно-развивающей технологии неоспоримы, так как раскрывают новые возможности и для ученика, и для учителя. Благодаря этой технологии центральное место в системе «учитель — ученик» занимает обучающийся, который выполняет задание в тот отрезок времени и с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которая соответствует его индивидуальным возможностям.
Разработанные технологии коррекционно-развивающего обучения, применяемые на уроках русского языка и литературы, способствуют развитию познавательной деятельности учащихся с интеллектуальным недоразвитием, формируют языковые представления и понятия, а также пространственное восприятие мира, стимулируют компенсаторные процессы развития учащихся с нарушениями интеллекта и позволяют формировать у них новые положительные качества.
Таким образом, систематическое применение специально разработанных коррекционно-развивающих упражнений, приемов, игр и занятий исправляют недостатки психофизического развития учащихся с нарушениями интеллекта и в значительной степени сглаживают (возмещают, уравнивают) их нарушенные функции в результате которого происходит повышение их жизненной компетентности.