Педагогические условия эффективности экологического образования студентов технического ВУЗа
Диссертация
Осознание обществом серьезности проблем современной цивилизации выдвигает новые задачи перед образованием, поскольку именно оно является одним из важнейших факторов, определяющих обновление и прогресс общества, изменяющих сознание личности, стабилизирующих и гармонизирующих отношение человека и мира. Именно современная парадигма образования, интегрирующая высшие достижения гуманитарного… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Современное состояние экологического образования
- 1. 1. Взаимодействие общества и природы: образовательный аспект
- 1. 2. Методологические ориентиры экологического образования в современных условиях
- 1. 3. Экологическое образование в системе технических ВУЗов
- Глава II. Педагогические условия эффективности экологического образования студентов в техническом ВУЗе
- 2. 1. Концептуальные основы и структура содержания экологического образования
- 2. 2. Реализация междисциплинарного подхода в содержании вузовского экологического образования
- 2. 3. Система форм и методов обучения в экологическом образовании студентов
- 2. 3. 1. Активизация экологического образования студентов технического ВУЗа
- 2. 3. 2. Компьютерное имитационное обучение студентов
- 3. 1. Организация экспериментальной работы
- 3. 2. Анализ результатов
Список литературы
- Августин А.О. О граде Божием. // М. 1982.
- Агеев В.Н. О новых подходах к компьютеризации обучения. //Высшее образование в России, 1992, № 4, с. 50−52.
- Акиев Б.А. Социально-философские и политические проблемы экологии в курсе марксистко-ленинской экологии философии.// Экологическое образование и воспитание в вузах Северного Кавказа. Ростов н/Д: Изд-во Рост. Унив., 1989, с15−17.
- Акименко В.М. Экологическое образование и воспитание учащихся в Брестком политехническом техникуме. //Актуальные проблемы экологического образования и воспитания. Тезисы докладов республиканской научно-практической конференции.- Минск, 1992.
- Аксютин Н.И. Экологическая подготовка студентов института культуры. // Актуальные проблемы экологического образования и воспитания. Тезисы докладов республиканской научно-практической конференции. Минск, 1992.
- Алексенко В.Н. Научно-педагогические основы культуросообразного экологического образования школьников. Автореферат дисс. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1999.
- Андерсон Дж.М. Экология и науки об окружающей среде: биосфера, экосистемы, человек. JL: Гидрометеоиздат, 1985.
- Андреева Е.К. От экологического воспитания к пониманию ноосферы. //Советская педагогика, 1988, № 9, с. 23−27.
- Анисимов В.Е., Пантина Н. С. Методологические вопросы разработки модели специалиста. //Советская педагогика, 1977, № 5, с. 100−108.
- Анципорович П.П., Лобач И. И. Систематизация знаний студента важный фактор формирования специалиста. //Педагогика высшей школы. Выпуск 9. Минск: «Вышейшая школа», 1985, с. 41−43.
- Арсеньев В.Р. Звери-боги-люди. М., 1991.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980.
- Арямов А.В., Арямова Т. В., Коробок С. В., Синиченко С. Ю., Непомнящий А. В., Чичилимов В. В. Молодежь среднего города России. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1996.
- Асмолов А. Экология, психология и историко-эволюционный подход к развитию человека. //Вестник высшей школы, 1992, № 1, с.25−33.
- Белогуров А.Ю. Теория и практика гуманитаризации естественно-научного образовавния: принципы, подходы, технологии. Автореферат дисс.. кандидата педагогических наук. Владикавказ, 1997.
- Белогуров А., Елканова Т. Общегуманитарный базис современной системы образования. //Высшее образование в России, 1995, № 4, с. 64−66.
- Беляев Г. К. Развитие экологического образования в Северо-Осетинском госуниверситете. //Экологическое образование и воспитание в вузах Северного Кавказа. Ростов н/Д: Изд-во Рост. Унив., 1989, с.41−43.
- Берман В.Г. и др. Математическое моделирование и рациональное природопользование. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского университета, 1979.
- Биология охраны природы. //Под. ред. М. Сулея и Б.Уилкоса. М.: Мир, 1983.
- Бобровничая Т.Н. Актуальные проблемы экологического образования и воспитания. Тезисы докладов республиканской научно-практической конференции.- Минск, 1992.
- Бондаревская Е.В. и др. Концепция реформирования и развития системы образования в г. Ростове-на-Дону в изменяющихся социально-экономических условиях. Ростовский гос. педагогический ун-т., Ростов-на-Дону, с. 61.
- Буровский A.M. Концепция ноосферы В.И. Вернадского и создание новойшколы. М. Педагогика, № 6, 1993, с. 13−17.
- Василенко Ж. Об экологических аспектах химических дисциплин. //Высшее образование в России, № 2, 1996, с. 110−113.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: ВШ, 1991.
- Вербицкий А., Агапова О., Ушаков А. Сотворение образа мира. //Вестник высшей школы, 1991, № 7, с. 23−30.
- Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988.
- Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М.: Наука, 1987.
- Вильдяев В.М. Проблемы современного экологического образования в университетах. //Стратегия экологического образования и воспитания в XXI веке. VI Международная конференция по экологическому образованию. Москва, 2000.
- Воинов А.А. Имитационное моделирование в экологии: Озера, пруды, водохранилища.// Математическое моделирование: Методы описания и исследования сложных систем. М.: Наука, 1989, с. 99−120.
- Володарская И.А., Митина A.M. Проблема целей обучения в современной высшей школе и пути ее решения в социалистической педагогике. //Современная высшая школа, 1988, № 2, с. 143−150.
- Воронов Г. А. О совершенствовании подготовки профессиональных экологов в университетах России. //Загрязнение окружающей среды. Проблемы токсикологии и эпидемиологии. Тезисы докладов международной конференции. Пермь, 1993.
- Войтович В.М. Актуальные проблемы экологического образования и воспитания. //Тезисы докладов республиканской научно-практической конференции. — Минск, 1992.
- Вронский В.А. Прикладная экология: учебное пособие. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1996.
- Вузовское обучение: проблемы активизации. Б. В. Бокуть, С. И. Сокорева,
- JI.А. Шеметков, И. Ф. Харламов. Мн.: Университетское, 1989.
- Глазачев С.Н. Экологическая культура учителя. М., 1998.
- Горелов А. А Экология наука — моделирование. М.: Наука, 1985.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Москва, 1993.
- Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.:Изд-во Моск. ун-та, 1982.
- Градобоева Т. Экологическое воспитание детей. //Дошкольное воспитание, 1988, № 7, с. 7−8.
- Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении. М., Педагогика, 1972.
- Дедю И.И. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Гл. ред. Молд. Сов. Энциклопедии, 1989.
- Дерябо С.Д. Антропоморфизация природных объектов. //Психологический журнал, 1995, том 16, № 3, с.61−69.
- Дерябо С.Д., Левин В. А. Методологические проблемы становления и развития экологической психологии. //Психологический журнал, 1996, том 17, № 6, с.4−18.
- Дерябо С.Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996.
- Долженко О. В. Шатуновский В.П. Современные методы и технология обучения в техническом вузе: Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1990.
- Долженко О. Социокультурные проблемы становления и развития высшего образования.//Вестник высшей школы, 1996, № 2, с. 15−24.
- ДкжВ.А. Компьютерная психодиагностика. С.-П.: «Братство», 1994.
- Закон Российской Федерации «Об образовании». //Высшее образование в России № 3, 1992, с. 5−36
- Занков JI.B. Обучение и развитие. //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работа советских психологов периода 1946−1980гг./Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981, с.21−26.
- Заславский Б.Г., Полуэктов Р. А. Управление экологическими системами М: Наука, 1988.
- Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы: содержание природохранительного образования. М.: Педагогика, 1981.
- Захлебный А.Н., Суравегина И. Т. Научно-технический прогресс и экологическое образование. //Советская педагогика, 1985, № 12, с.9−14.
- Зверев И.Д. Задачи и пути совершенствования экологического образования и воспитания школьников. //Образование в области окружающей среды. Материалы первой всесоюзной конференции по образованию в области окружающей среды. Минск, 1980, с.51−52.
- Зверев И.Д. Советская молодежь и природа: ориентации, отношения, деятельность. //Перспективы. Вопросы образования. М.: Прогресс, 1985, № 2, с.92−100.
- Зеер Э.Ф. Психолого-педагогические методы исследования инженерно-педагогического образования: Учебное пособие. Свердловск: Свердл. инж.-пед. ин-т, 1986.
- Зенина Т. Формирование начал экологической культуры. //Дошкольное воспитание, 1996, № 7, с.36−46.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. Ростов н/Дону: изд-во «Феникс», 1997.
- Израэль Ю.А. Экология и контроль состояния природной среды. М.: Гидрометеоиздат, 1984.
- Ильина Т.А. Проблемное обучение понятие и содержание. //Вестник высшей школы, 1986, № 2.
- Кавтарадзе Д.Н. Имитационные игры по охране окружающей среды. //Вестник высшей школы, 1991, № 6, с.25−35.
- Кавтарадзе Д.Н. Природа: от охраны к заботе? //Знание-сила, 1990, № 3, с.8−13.
- Казначеев В., Спирин Е. Идеи В.И.Вернадского и экология человека. //Вестник высшей школы, 1990, № 12, с.29−34.
- Каропа Г. Н. К созданию методики экологического образования школьников. //Вопросы психологии, 1995, № 1, с.69−73.
- Кинелев В.Г. Проблемы инженерного образования в России. //Высшееобразование в России, 1993, № 2, с.5−10.
- Кирпичников. В. Обучаемые и обучающие (о путях совершенствования высшего инженерного образования). //Высшее образование в России, 1995, № 1, с.98−101.
- Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев: «ПАН Лтд.», 1994.
- Комков И.Ф. О системном анализе и синтезе методов обучения. В кн. Педагогика высшей школы. Минск: Вышэйшая школа, 1985.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. // Т.5.М., 1955.
- Коммеджер Г. С. Замыкающийся круг. Л.: Гидрометеоиздат, 1974.
- Компьютерные модели в природоохранном образовании. В 2-х ч. /Составители: Голунков Ю. В., Пилюгин А. Г., Савельев А. А. Казань: КГУД992.
- Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979.
- Конференция «Философия экологического образования» //Вопросы философии, 1996, № 8, с.137−139.
- Концепция общего среднего экологического образования. Проблемный Совет по экологическому образованию Российской Академии образования. Под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной //Зеленый мир, 1994, № 3, с. 12−14.
- Коссов Б.Б. Обобщенность содержания ВО как фактор его развития (личностно-развивающее образование) //Вопросы психологии, 1995, № 6, с.9−20.
- Коханова Л. Согласно с природой //Вестник высшей школы, 1992, № 2, с.29−36.
- Крисп Г. С. О заговоре Каталины. //Историки античности. Т 2. М., 1989.
- Куражковский Ю.Н. Основы всеобщей экологии. Ростов-на-Дону: РГУ, 1992.
- Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991.
- Леопольд О. Календарь песчаного графства. М., 1983.
- Лернер И .Я. Содержательный аспект образовательный. М., 1986.
- Ливчак И.Ф., Иванова Н. В. Читается курс охраны природы //Вестник высшей школы, 1989, № 1, с.25−53.
- Ливчак И.Ф. О введении преподавания дисциплины «Окружающая среда» в негуманитарных ВУЗах //Высшее образование в России, 1993, № 1.
- Ливчак И.Ф. О преподавании курса «Экология» в технических ВУЗах //Высшее образование в России, 1995, № 3, с.73−80.
- Линден Ю. Обезьяны, человек и язык. М, 1981.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов пед. учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, 1992.
- Лихачев Б.Т. Экология личности//Педагогика № 2, 1993, с.19−23.
- Лихачев Б.Т. Экопсихотерапевтические аспекты воспитания // Педагогика, 1995, № 1.
- Лоб И, Рейнхольд Э. Прикладные аспекты неформального образования в области окружающей среды //Перспективы. Вопросы образования. М.: Прогресс, № 4, 1986, с. 101−111.
- Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. //М., 1978.
- Майор Ф. Воспитание сверхзадача: обращение к глобальному форуму по защите окружающей среды и развитию, Москва, 1990.
- Марков Ю.Г. Социоэколог новая профессия //Вестник высшей школы, 1989, № 7, с.26−31.
- Маркович Д.Ж. Социальная экология: Кн. для учителя: Пер с серб.-хорв. М.: Просвещение, 1991.
- Марфенин Н. Н. Мелехова О.П. Биология с основами экологии //Высшееобразование в России, 1994, № 3, сю85−88.
- Математические модели экосистем. Экологические и демографические последствия ядерной войны. //Под ред. А. А. Дороницына. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1986.
- Матюшкин A.M. Теоретические вопросы проблемного обучения //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946 1980 гг. /Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981, с.274−279.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение в школах и ВУЗах. М., 1982.
- Меркурьев С.П. Концепция естественно-научного образования: цели и структура //Высшее образование в России, 1993, № 1.
- Мещеряков А.С. Экологические проблемы и содержание общетехнических дисциплин //Формирование непрерывного экологического образования. Материалы международной практической конференции по формированию непрерывного экологического образования. Пенза, 1998.
- Миноранский В.А. Проблемы экологического образования и воспитания в ВУЗах и их состояние в Ростовском Университете //Экологическое образование и воспитание в ВУЗах Северного Кавказа. Ростов н/Д: Изд-во Рост. Унив., 1989, с.5−14.
- Михайлычев Е.А. Деловая игра, доклад и дискуссия в учебно-воспитательной работе. Свердловск, Изд. СИПУ, 1980.
- Моисеев Н.Н. Историческое развитие и экологическое образование. М., 1995.
- Моисеев Н. Н. Александров В.В., Тарко A.M. Человек и биосфера. Опыт системного анализа и эксперименты с моделями. М.: Наука, 1985.
- Морогин В. Г. Соколова И.Ю. Зависимость профессионального предпочтения студентов технического ВУЗа от их индивидуально-типологических особеностей //Психологический журнал № 2, 1995.
- Мурманцев B.C., Мишевцева И. П. «Распалась цепь времен.» (к истории экологической мысли в России) //Вестник высшей школы, 1989, № 6, с.31−34.
- Национальная стратегия экологического образования. Проект. М., 2000.
- Небел Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир. В 2-х т. Т 1,2. Пер с англ. М.:Мир, 1993.
- Нечаев JI.B. и др. Оценка уровня экологической подготовки студентов в ВУЗе //Экологическое образование и воспитание в ВУЗах Северного Кавказа. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовкого Университета, 1989, с.24−29.
- Нурминский И.И., Гладышева Н. К. Статистические закономерности формирования знаний и учений учащихся. М.: Педагогика, 1991.
- О мерах по улучшению экологического образования населения: Постановление правительства Российской Федерации от 3.11.94 № 1208 //Собрание законодательств РФ, 1994, № 29, с. 4273.
- Об экологическом образовании //Вестник высшей школы, 1990, № 9, с.47−54.
- Оконь В. Введение в общую дидактику. М.:Высшая школа, 1990.
- Основы педагогики и психологии высшей школы. /Под ред. Петровского А. В. М.: Издательство Московского университета, 1986.
- Охрана окружающей природной среды. Постатейный коментарий к закону России. М.: Республика, 1993.
- Панова В.А. Дидактические основы экологизации содержания образовательного процесса в школе. Автореферат дисс.. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1996.
- Педагогика высшей школы. Учебное пособие. Отв. ред. Никандров Н. Д. -Л.: 1984.
- Перепелицына М.Ю. Динамика личностных изменений в процессе социально ориентированного обучения студентов в ВУЗе. Автореферат дисс.. кандидата психологических наук. Ростов-на-Дону, 1997.
- Печко Л.П. Эстетическая картина мира и школьный урок //Советская педагогика, 1976, № 6, с. 24−28.
- Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1985.
- Пискунов М.У., Стрикелева Л. В. Формирование познавательного интересса в процессе использования автоматизированных обучающих систем. //Педагогика высшей школы. Выпуск 9, Минск: «Вышэйшая школа», 1985, с.89−94.
- Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. М.: Педагогика, 1987.
- Постановление об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации //Зеленый мир, 1994, № 13, с. 12.
- Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой: Пер. с англ. /Общ. ред. В. И. Аршинова, Ю. Л. Климонтовича и Ю. В. Сачкова. М.:Прогресс 1986.
- Психология. Словарь. /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.
- Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества: Концептуальная экология. М.: Изд-во «Россия молодая». — Экология, 1992.
- Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: Слов.справ.- М.: Просвещение, 1992.
- Реймерс Н.Ф. Природопользование. М.: Мысль, 1990.
- Реймерс Н.Ф. Экология: теоремы, законы, правила, принципы и гипотезы. М.:Россия молодая, 1994.
- Родзин В.И., Семенцов Г. В. Основы экологического мониторинга (инженерные задачи рационального природопользования): Учебник для студентов ВУЗов радио и электротехнических специальностей /Под ред. Н. Г. Малышева. Таганрог: ТРТИД988.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт./Гл.ред. В. В. Давыдов. М. .'Большая Российская энциклопедия, 1993, Т.1.
- Рувинский Л.И., Кобыляцкий И. И. Основы педагогики. М.: Просвещение, 1985.
- Сайдаминов С.С. Проблема не только социальная //Вестник высшей школы, 1989, № 6, с.34−37.
- Сарагосова Ф.М. Завтра всегда поздно. М.: Прогресс, 1989.
- Сенкевич В.М. Экологическое образование: интеграция научных знаний и образовательных представлений //Советская педагогика, 1989, № 5, с.15−19.
- Синченко Г. Николаенко Н., Шкарупа В. От техницизма к экоразуму //Вестник высшей школы. 1991, № 1, с.82−90.
- Скалкова Я. и др. Методология и методы педагогических исследований. М.: Педагогика, 1989.
- Скрипникова JL, Ефремова Ж. Предлагаем интегрированный курс //Вестник высшей школы, 1990, № 4, с. 40−44.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект Пресс, 1995.
- Смирнова М.Н. Вопросы охраны окружающей среды в процессе преподавания учебных дисциплин кафедры общей геологии //Экологическое образование и воспитание в вузах Северного Кавказа. Ростов н/Д: Изд-во Рост. Унив., 1989, с.51−56.
- Стадницкий Г. Экология как введение в курс безопасности жизнедеятельности. //Вестник высшей школы, 1991, № 12, с. 59−62.
- Стебаев И.В., Пивоварова Ж. Ф. Начиная с первого курса. // Вестник высшей школы, 1989, № 12, с. 20−23.
- Степин B.C. Экологический кризис и будущее цивилизации. //Послесловие к кн. В.Хесле. Философия и экология. М.: Издательство АО «Ками», 1994.
- Судаков Е.Н. Проблемы экологической подготовки инженеров нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности //Экологическое образование и воспитание в ВУЗах Северного Кавказа. Ростов н/Д: Изд-во Ростовский Университет, 1989, с.29−32.
- Суравегина И.Т. Методическая система экологического образования. // Советская педагогика, 1988, № 9, с. 31−34.
- Суравегина И.Т., Сенкевич В. М., Кучер Т. В. Экологическое образование в школе. //Советская педагогика, 1990, № 12.
- Тавлай А.В. Вопросы экологического воспитания в курсе диалектического материализма //Педагогика высшей школы. Выпуск 9. Минск: «Вышейшая школа», 1985, с. 89−94.
- Талызина Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. М.:3нание, 1986.
- Тейяр де Шарден. Феномен человека. М.: Наука, 1987.
- Теория и практика применения наглядных пособий и технических средств обучения в профессиональной школе / Под ред. А. А. Кыверялга, А. В. Батаршева. М.: Высшая школа, 1990.
- Тимошкина Н.В. Педагогические основы совершенствования экологической подготовки учителей начальной школы в условиях университета. Автореферат дис.. кандидата педагогических наук. Владиказказ, 1997.
- Тихонов А.Н., Уфимцев М. В. Статистическая обработка результатов экспериментов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.
- Урсул А.Д. Становление ноосферного интеллекта и опережающее образование. Синергетика и образование. Сб. научный статей. М., 1997.
- Файткулин А. О современной технологии обучения. //Вестник высшей школы, 1993, № 3, с.29−30.
- Философский словарь. /Под ред. И. Т. Фролова, 5-е издание. М.:Политиздат, 1987.
- Флавий И. Иудейские древности. М., 1975.
- Хесле В. Философия и экология. М.: Издательство АО «Ками», 1994.
- Человек природа — технология (безопасность через образование) // Выстник высшей школы, 1992, № 1, с.44−46.
- Человек природа — технология (безопасность через образование) // Выстник высшей школы, 1992, № 2, с.37−40.
- Чефранов Г. В. Бог. Вселенная. Человек. (Закон сохранения информации). Таганрог, 1992.
- Шагун Г., Павлов В. М., Рыженков П. Е. Исследование экологического сознания детей и подростков. //Психологический журнал, том 15, 1994, № 1, с.41−49.
- Шапиро Э.А. Инженерное и экологическое исследование в современной культуре. //Вестник высшей школы, 1998, № 9, с.58−62.
- Шейн Г. Джон Дьюи //Перспективы. Вопросы образования. М.: Прогресс, № 4, 1986, с. 133−140.
- Шершнев Л.И. Школа и формирование личности безопасного типа. //Информационный сборник «Безопасность». 1994, № 5(21), с. 5−13.
- Шипанов Н.А. Верните экологию экологам. //Химия и жизнь, 1993, № 2, с. 32−34.
- Шкарбан Н.В. Экологизация географии. //Советская педагогика, 1989, № 1, с. 33−37.
- Шмелев А.Г. и коллектив. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов пед. ВУЗов. М., Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996.
- Шмидхейни С. и члены Совета предпринимателей. Смена курса. М.:1. Геликон, 1994.
- Шубинский B.C. Философские подходы к педагогической теории. //Советская педагогика 1990, № 12.
- Шургинов Е.А., Рахманина В. Е., Волошина Т. Е. Экологическое образование и воспитание студентов в Калмыцком государственном университете. //Экологическое образование и воспитание в ВУЗах Северного Кавказа. Ростов н/Д: Изд-во Рост. Унив., 1989, с. 5−14.
- Щедровицкий Г. П. Система педагогических исследований (методологический анализ). //В кн. Педагогика и логика. М.: «Касталь», 1992, с. 16−200.
- Экоинформатика. Теория, практика, методы и системы. /Под ред. В. Е. Соколова. Санкт-Петербург: Гидрометеоиздат, 1992.
- Экологический словарь: Авторы -составители: С. Делятицкий, И. Зайонц и др. М.: Конкорд Лтд-Эспром, 1993.
- Эрдниев П.М. Крупноблочная система содержания образования. М., 1986.
- Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М., 1993.
- ЮркъянО., Строкатова С., Желтобрюхов В. О преподавании курса «Экология» в технических университетах. //Высшее образование в России, 1995, № 2, с. 129−131.
- Ягодин Г. А., Третьякова Л. Проблемы экологического образования. //Вестник высшей школы, 1991, № 3, с.38−45.
- Ягодин Г. А. Школа будущего школа развития личности. Рекомендации по созданию системы непрерывного экологического образования. //Зеленый мир, 1995, № 36, с.6−7, 12.
- Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения. //Вопросы психологии 1995, № 2.
- Якиманская И-С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников. //Вопросы психологии 1994, № 2.
- Якунин В.А. Обучение как процесс управления: Психологическиеаспекты. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1988.
- Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов: Учебное пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, изд. корпорация «Логос», 1994.
- Яницкий О.Н. Экологическое движение в России. Критический анализ. М., 1996.
- Ясвин В.А., Дерябо С. Д. Методика проведения эколого-психологического тренинга. //Школа здоровья, 1995, № 2, с. 114−121.
- Ясвин В.А. Исследование структурных характеристик личностного отношения к природе. //Психологический журнал, 1995, том 16, № 13, с.70−73.
- Ясвин В.А. Особенности личностного отношения к природе в подростковом и юношеском возрасте. //Вопросы психологии, 1995, № 4, с. 19−28.
- Aldrich James L., Kormondy Edward J. Environmental Education: academia’s response. Washington, American Institute of Biological Sciences, 1980.
- Brennan M.J. Environmental conservation education in the United States of America. University of Wisconsin, 1992.
- Christman R.F. Engineering and the environmental challenge. The trend in engineering. University of New York, 1994.
- Holling C.S. The American biological teacher Interdisciplinary environmental education. University of Washington, 1997.
- Ross J.E. Interdisciplinary studies on environmental studies at the University of Wisconsin, 1995.
- Szczesny T. Environmental studies in higher education and teacher training in Poland. Ontario, Althouse College of Education, 1996.
- Wang J.Y. A system approach toward environmental education. The University of Yale, 1998.