Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Педагогические условия эффективности экологического образования студентов технического ВУЗа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Осознание обществом серьезности проблем современной цивилизации выдвигает новые задачи перед образованием, поскольку именно оно является одним из важнейших факторов, определяющих обновление и прогресс общества, изменяющих сознание личности, стабилизирующих и гармонизирующих отношение человека и мира. Именно современная парадигма образования, интегрирующая высшие достижения гуманитарного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Современное состояние экологического образования
    • 1. 1. Взаимодействие общества и природы: образовательный аспект
    • 1. 2. Методологические ориентиры экологического образования в современных условиях
    • 1. 3. Экологическое образование в системе технических ВУЗов
  • Глава II. Педагогические условия эффективности экологического образования студентов в техническом ВУЗе
    • 2. 1. Концептуальные основы и структура содержания экологического образования
    • 2. 2. Реализация междисциплинарного подхода в содержании вузовского экологического образования
    • 2. 3. Система форм и методов обучения в экологическом образовании студентов
      • 2. 3. 1. Активизация экологического образования студентов технического ВУЗа
      • 2. 3. 2. Компьютерное имитационное обучение студентов
  • Глава III. Экспериментальное исследование эффективности экологического образования
    • 3. 1. Организация экспериментальной работы
    • 3. 2. Анализ результатов

Педагогические условия эффективности экологического образования студентов технического ВУЗа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Рубеж двух тысячелетий поставил человечество перед необходимостью переосмысления и переоценки своей роли в процессах постоянного изменения условий жизни на планете, характеризующихся все более дисгармоничным взаимодействием общества и природы. В связи с этим человек начинает постепенно осознавать свою ответственность за окружающий его мир, стремится гармонизировать отношения с природой, приходит к пониманию того, что современная цивилизация может существовать и развиваться только лишь как органическое единое природы и общества. В последние десятилетия широкое распространение во всем мире получили идеи концепции устойчивого развития («Повестка дня на XXI век», Рио-де-Жанейро, 1992). Одним из важных условий ее реализации становится создание непрерывной системы экологического образования населения. Важным звеном такой системы является экологическое образование студентов. Еще в заключительном докладе первой в нашей стране Международной конференции ЮНЕСКО и ЮНЕП в Тбилиси (1977 г.) подчеркивалось, что «.образование в области окружающей среды. необходимо для всех студентов». Конференция ООН по охране окружающей среды (1992) определила в качестве одной из приоритетных задач, стоящих перед всеми странами, формирование экологической культуры, включающей целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека, развитие чувства его личной ответственности за состояние природы, стремление к активной природоохранной деятельности.

За последние десятилетия определенные сдвиги в осознании важности экологического образования произошли и в России. Различные аспекты данного направления педагогики исследованы в работах Н. И. Аксютина (5), Г. А. Воронова (32), В. М. Акименко (4), В. М. Войтовича (33), Т. Н. Бобровничей (21), И. Т. Суравегиной (151), А. Н. Захлебного (54), И. Д. Зверева (56). В публикациях указанных авторов, однако, экологическое образование рассматривается либо с самых общих позиций, либо с акцентом на школьное образование. Все больше осознается роль школы в становлении экологической культуры, накапливается опыт экологического образования учащихся.

Эффективность экологического образования во многом определяется его непрерывностью и взаимосвязью всех звеньев: детский сад — школа — ВУЗ. В настоящее время образованию студентов высших учебных заведений уделяется достаточно много внимания, однако еще не все проблемы решены. В частности, не определена специфика содержания и педагогических условий экологического образования в технических ВУЗах.

Осознание обществом серьезности проблем современной цивилизации выдвигает новые задачи перед образованием, поскольку именно оно является одним из важнейших факторов, определяющих обновление и прогресс общества, изменяющих сознание личности, стабилизирующих и гармонизирующих отношение человека и мира. Именно современная парадигма образования, интегрирующая высшие достижения гуманитарного, естественнонаучного и философского знания, предоставляет человеку средства осознания собственного могущества и слабости, дает возможность предвидеть и предупреждать нежелательные и, более того, катастрофические последствия своей деятельности, помогает понять, что окружающий мир и природа не только и не столько предмет научного познания или практического использованияони — самоценны. Осознание ответственности за все живое реализуется в планомерной деятельности человека по спасению и развитию природы, культуры, жизни.

В связи с этим в современных условиях происходит осмысление новой социально-экологической функции образовательных систем (89). Экологическое образование оказывается эффективным, только выходя за пределы обособленной, замкнутой, самодостаточной системы предметоцентрического образования. Оно становится системообразующим компонентом всего образовательного процесса, определяя его стратегические цели и ведущие направления, создавая интеллектуальную и нравственную систему образования будущего.

Большое внимание экологическому образованию в ВУЗах уделяется и в современных документах, в частности, в Проекте «Национальной стратегии экологического образования в Российской Федерации», Законе РФ по охране окружающей среды, Законе РФ об образовании.

Осознание обществом серьезности проблем современной цивилизации выдвигает новые задачи перед образованием, поскольку именно оно является одним из важнейших факторов, определяющих обновление и прогресс общества, изменяющих сознание личности, стабилизирующих и гармонизирующих отношение человека и мира.

Актуальность данного исследования обусловлена и необходимостью смены системы ценностей, ухода от технократического подхода к природе к пониманию ее самоценности, необходимостью учета при ее освоении и использовании законов природы. Ростовская область, для которой готовит специалистов ЮРГТУ, относится к числу регионов с развитой промышленностью, и, соответственно, — неблагоприятным состоянием окружающей среды. Для решения экологических проблем области нужны специалисты с новым мышлением, обладающие знаниями в области передовых, экологически безопасных технологий производства. С этой точки зрения крайне важно определить педагогические условия экологического образования студентов технических ВУЗов. Эффективность экологического образования зависит и от регионального компонента его содержания, и от специфики будущей специальности студентов. Данному вопросу в настоящее время уделяется недостаточно внимания.

Таким образом, актуальность данного исследования определяется:

— значимостью экологического образования студентов в целом;

— недостаточной разработанностью его содержания, форм и методов обучения студентов технических ВУЗов;

— необходимостью подготовки экологически грамотных специалистов технического профиля. Цель исследования: определить педагогические условия эффективности экологического образования студентов технического ВУЗа.

Объект исследования: система экологического образования в техническом ВУЗе.

Предмет исследования: содержание и условия реализации экологического образования студентов технического ВУЗа.

Гипотеза. Экологическое образование студентов технического ВУЗа будет эффективным, если:

1) реализуется ряд педагогических условий:

— принципами отбора содержания курса «Экология» будут: принцип инвайронментальности высшей школы, принцип комплексности ЭО, принцип системности ЭО, принцип двойного вхождения компонентов содержания в систему экологического образования, принцип учета взаимосвязи экологического образования специалистов и их профессиональной деятельности;

— содержание курса включает знания из области общей экологии, инженерной экологии и учитывает региональные экологические проблемы;

— экологическое образование осуществляется посредством определенного комплекса форм и методов активного обучения и перманентной организации самостоятельной работы студентов и контроля их знаний, умений, навыков.

2) курс «Экология» включен в общее образовательное пространство ВУЗа и связан с другими курсами.

Задачи исследования.

— проанализировать литературные источники с точки зрения технократических аспектов взаимоотношений человека и природы и роли экологического образования в решении экологических проблем;

— определить педагогические условия эффективности экологического образования студентов в техническом ВУЗе:

— провести апробацию разработанного с учетом предложенных условий курса «Экологии» и определить экспериментальным путем эффективность его изучения студентами.

— определить место курса «Экология» в общем образовательном пространстве ВУЗа.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: концепции системного подхода к изучению и проектированию педагогического процессаидеи П. М. Эрдниева о крупноблочной интеграции содержания образовательного процессаисследования М. И. Махмутова по вопросам проблемного обученияВ.В. Давыдова о видах обобщений в обученииработы И. Я. Лернера о содержании образованияЕ.А.Михайлочева по основам педагогической диагностикирезультаты психологических исследований С. Д. Дерябо, В. А. Ясвина отношения личности к природепарадигмы современного естествознанияпринципы и методы организации психолого-педагогических исследованийположения философии экологического кризиса (Н.Н. Моисеев, Н. Ф. Реймерс, B.C. Степин, В. Хесле) — работы В. И. Вернадского о ноосфере, идеи Б. Т. Лихачева об экологическом образовании как важнейшем компоненте человеческой культурыработы А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной, Г. А. Ягодина об экологическом образовании, концепция построения образования на интегративной основе (В.Т. Фоменко, А.Я. Данилюк) — концепция личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков) — культурологический подход к взаимодействию в системе «человек-природа» (Е.В. Бондаревская). Методы исследования:

— теоретический и исторический анализ психолого-педагогической, научно-методической и специальной литературы;

— системный анализ объекта исследованияметоды педагогического проектирования, теоретического обобщения опытно-экспериментальной работы;

— экспериментальные методы: анкетирование, наблюдение, тестирование.

Экспериментальная база исследования: Южно-Российский государственный технический университет (ЮРГТУ), г. Новочеркасск, кафедра «Тепловые электрические станции». Исследование проводилось в четыре этапа.

На первом этапе (1997;1998 гг.) анализировались зарубежные и отечественные источники по методологии, теории и практике экологического образованияуточнялись методологическая и теоретическая основы исследования, определялись цель, задачи, объект и предмет исследованияразрабатывались общие подходы к проектированию системы экологического образования в техническом ВУЗе.

На втором этапе (1998 — 1999 гг.) исследовался уровень первоначальных экологических знаний и представлений студентов, их ценностные ориентации, изучалось содержание экологического образования, осуществлялась реализация его начальной ступени в учебном процессе ВУЗаисследовалось ее функционирование.

На третьем этапе (1999 — 2001 гг.) на основе результатов исследования проводились: дальнейшее изучение системы экологического образованиякорректировка содержания и методики преподавания авторского курса «Экология» — экспериментальная проверка гипотезчастичное обобщение итогов эксперимента.

На четвертом этапе (2001 — 2003 гг.) осуществлялось обобщение материалов, обрабатывались и систематизировались результаты эксперимента, формулировались выводы и рекомендации по совершенствованию экологического образования в техническом ВУЗе.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в определении педагогических условий эффективности экологического образования студентов технического ВУЗа:

• обоснованы принципы отбора содержания (принцип инвайронментальности высшей школы, принцип системности ЭО в высшей школе, принцип комплексности ЭО в высшей школе, принцип двойного вхождения компонентов содержания в систему ЭО, принцип учета взаимосвязи системы экологического образования специалистов и их профессиональной деятельности);

• разработана структура содержания экологического образования студентов технического профиля (сведения из области общей экологии: понятие о биосистемах, биосфере, понятие биома, учение В. И. Вернадского о биосфере, эволюция биосферы, глобальный круговорот веществ в природе, методы изучения экосистем: натурные наблюдения, постановка задачи, идентификациясведения из прикладной экологии, включая знания, специфические для данной специальности студентовпонятие экологической проблемы, демографическая и продовольственная проблемы, проблема голода, парниковый эффект и его последствия, окружающая среда и здоровье человека, экономическая эффективность природоохранных мероприятий, малоотходное и безотходное производствовиды энергоносителей и энергетических ресурсов, вредное влияние на биосферу предприятий топливно-энергетического комплекса, энергосбережение и водоподготовка как один из путей решения энергетической проблемы), а также блоки обязательные: 1) история экологии, основы системной экологии- 2) биосфера (глобальная экология) — 3) человечество в биосфере- 4) охрана окружающей среды и рациональное природопользование- 5) экономические и правовые основы природопользованияи дополнительные (биологические основы экологических процессов, физические основы экологических процессов, химические основы экологических процессов, окружающая среда и здоровый образ жизни, экологическое право, экология и культура, малоотходные и другие не разрушающие природу технологии, организационно-экономические вопросы ООС).

• определен комплекс взаимосвязанных форм и методов обеспечения экологического образования, который состоит из 5 компонентов:

— лекции с элементами диалога, с применением аудиовизуальных средств, проблемные лекции;

— семинарские занятия, включающие дискуссии по актуальным экологическим проблемам, «мозговой атаки», синектики, деловые игры, защиту рефератов и учебно-исследовательские работы;

— лабораторно-практические занятия с использованием компьютеров;

— самостоятельная работа студентов, включающая анализ лекционного материала, изучение и реферирование литературы, рецензирование статейсбор и анализ неорганизованной, свободной экологической информации;

— контроль результатов экологического образования студентов, включая собеседование, опрос, анализ результатов самостоятельной работы.

Последние два компонента рассматриваются как «сквозные» линии, которые реализуются не только самостоятельно, но и в комплексе между собой и другими компонентами на всем протяжении учебного процесса. Данный комплекс построен на идее экологического проектирования и направлен на интеграцию инженерного и экологического образования студентов технического ВУЗа.

Практическая значимость исследования.

— разработан и апробирован учебный курс «Экология» как базовый этап экологического образования студентов технических ВУЗов, создано методическое обеспечение учебной деятельности студентов (методические разработки для самостоятельного изучения теоретической части учебного курса, для подготовки к семинарским и лабораторно-практическим занятиям), которое можно использовать в других технических ВУЗах;

— предложена система форм и методов обучения, обеспечивающая эффективность экологического образования студентов. Возможно её применение как в рамках высшего, так и средне-технического образования;

— эмпирические материалы исследования, а также созданный инструментарий для опросов студентов могут быть использованы при решении практических задач экологического образования. На защиту выносятся:

• комплекс педагогических условий эффективности экологического образования студентов технических ВУЗов;

• принципы отбора содержания экологического образования: инвайронментальности высшей школы, комплексности ЭО, системности ЭО, двойного вхождения компонентов содержания в систему экологического образования, принцип учета взаимосвязи экологического образования специалистов и их профессиональной деятельности;

• междисциплинарный подход к проектированию системы экологического образования в техническом ВУЗе;

• структура и содержание экологического образования студентов технического ВУЗа, включая курс «Экология» ;

• система форм и методов активного обучения как часть педагогического обеспечения эффективности экологического образования студентов в техническом ВУЗе.

Достоверность результатов исследования подтверждена систематически проводимыми срезами в экспериментальной и контрольной группах студентов, сравнительным анализом результатов на промежуточных и на заключительном этапах исследования, разнообразием используемых методов, валидностью и надежностью используемых методик, личным участием автора в опытной работе, репрезентативностью выборки. Исследованием охвачено 403 студента второго курса и 54 студента пятого курса.

Апробация работы. Основные положения и результаты работы докладывались и обсуждались:

• на научно-методических конференциях Ростовского государственного университета (РГУ) г. Ростов-на-Дону, 1998;2000 гг.;

• на заседаниях кафедры «Тепловые электрические станции» ЮРГТУ, г.

Новочеркасск, 1999;2001 гг.;

• на Всероссийской научно-практической конференции «Роль классических университетов в развитии единого научного и образовательного пространства России (г. Ростов-на-Дону, 1999);

• на научно-практических конференциях ЮРГТУ, г. Новочеркасск, 19 992 001гг.;

• на научно-технических советах ОАО НИИЭПЭ, г. Ростов-на-Дону, 19 982 001гг;

• на заседаниях кафедры психологии профессиональной деятельности и акмеологии Калужского государственного педагогического университета им. К. Э. Циолковского, 2002;2003гг.

Публикации. По результатам диссертационной работы опубликовано 6 печатных работ.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

ВЫВОДЫ.

Анализ полученных результатов в целом подтвердил эффективность предложенной системы экологического образования. Из полученных результатов можно отметить следующие.

1. Уровень первичных экологических знаний студентов низок (со всеми заданиями, составленными в соответствии с примерными вопросами для проведения итоговой аттестации по экологии справились 6% испытуемых выпускников 11-х классов, с 55% заданий не справились 43% испытуемых. Большинство студентов не представляют современных масштабов и последствий экологического кризиса, преобладает мнение о возможности решения всех экологических проблем средствами техники и технологий).

2. Наибольшее влияние на формирование экологических знаний и убеждений студентов оказали, по их мнению, средства массовой информации, участие в экскурсиях и турпоходах и семья. Всего 19% респондентов выделили обучение в школе как значительный фактор в формировании их экологических убеждений.

3. Сопоставление данных исходного и итогового срезов экспериментальной группы показало, что в процессе экологического образования существенно повышался уровень экологических знаний студентовувеличивался интерес студентов к экологическим знаниям, потребность в экологической информации, понимание важности учета экологических требований в профессиональной деятельностивозрастает готовность студентов к действиям в защиту окружающей среды и к противодействию по отношению к виновным в экологических преступленияхна основе понимания сущности экологических проблем приходит переоценка студентами их роли и важности их решения в развитии общества.

4. Результаты третьего этапа эксперимента показали устойчивость экологических знаний и убеждений студентов, а также сформированность их умения определять и формулировать экологические аспекты будущей деятельности.

5. Статистически значимых изменений в экологических знаниях и убеждениях студентов по результатам исходного и итогового среза в контрольной группе не обнаружено.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Анализ взаимоотношений человека и природы на разных этапах развития общества показал, что экологическая ситуация в мире, в нашей стране и регионе во многом обусловлена технократическим подходом в решении задач использования природы, что подтвердило актуальность экологического образования в техническом ВУЗе.

2. В процессе исследования определены педагогические условия экологического образования в техническом ВУЗе: принципы отбора содержания экологического образования: инвайронментальности высшей школы, комплексности ЭО, системности ЭО, принципа двойного вхождения компонентов в систему экологического образования, учета взаимосвязи системы экологического образования специалистов и их профессиональной деятельностикомпоненты содержания курса «Экология» в техническом ВУЗезнания из области общей экологии, прикладной экологии и специфические для специалистов конкретного технического профиля проблемы (для кафедры «Тепловые электрические станции» — проблемы, касающиеся использования энергии, влияния электростанций разного типа на окружающую среду и т. п.). Выделены блоки обязательных и дополнительных знаний. система методического обеспечения экологического образования включает разные формы и методы работы со студентами и состоит из 5 компонентов: лекции с элементами диалога, с применением аудиовизуальных средств, проблемные лекциисеминарские занятия, включающие дискуссии по актуальным экологическим проблемам, «мозговой атаки», синектики, деловые игры, защиту рефератов и учебно-исследовательские работылабораторно-практические занятия с использованием компьютеровсамостоятельная работа студентов, включающая анализ лекционного материала, изучение и реферирование литературы, рецензирование статей, выполнение письменных работ, решение экологических задач, анализ экологических аспектов конкретных ситуаций, целенаправленный сбор и анализ неорганизованной, свободной экологической информациисистема регулярного контроля результатов экологического образования студентов включает собеседование, опрос, анализ результатов каждого этапа самостоятельной работы студентов.

3. Разработанный в процессе исследования курс «Экология» (специальность «Тепловые электрические станции») занимает центральное место в формировании экологического мировоззрения студентов и является главным в системе экологического образования технического ВУЗа, базирующейся на принципах непрерывности и междисциплинарности, когда наряду с преподаванием данного курса осуществляется экологизация других курсов в течение всего периода обучения студентов.

4. Курс «Экология» в техническом ВУЗе направлен на: обеспечение целостного восприятия студентами окружающего мира на базе интеграции знаний о человеке, обществе, биосфере, техносфереформирование у них основы системного экологического подхода к решению социальных, инженерных, экономических и других задачповышение мотивации к дальнейшей познавательной и профессиональной деятельности.

5. Эффективность предложенной системы экологического образования в техническом ВУЗе и гипотеза исследования подтверждены экспериментальным путем с использованием различных методов: тестирования, бесед, анкетирования, анализа письменных работ студентов и других.

6. К перспективным направлениям можно отнести разработку целостных программно-методических комплексов экологического образования в технических ВУЗах на принципах преемственности и интегративности, а также определение уровня развития экологической культуры у студентов технических ВУЗов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.О. О граде Божием. // М. 1982.
  2. В.Н. О новых подходах к компьютеризации обучения. //Высшее образование в России, 1992, № 4, с. 50−52.
  3. .А. Социально-философские и политические проблемы экологии в курсе марксистко-ленинской экологии философии.// Экологическое образование и воспитание в вузах Северного Кавказа. Ростов н/Д: Изд-во Рост. Унив., 1989, с15−17.
  4. В.М. Экологическое образование и воспитание учащихся в Брестком политехническом техникуме. //Актуальные проблемы экологического образования и воспитания. Тезисы докладов республиканской научно-практической конференции.- Минск, 1992.
  5. Н.И. Экологическая подготовка студентов института культуры. // Актуальные проблемы экологического образования и воспитания. Тезисы докладов республиканской научно-практической конференции. Минск, 1992.
  6. В.Н. Научно-педагогические основы культуросообразного экологического образования школьников. Автореферат дисс. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1999.
  7. Дж.М. Экология и науки об окружающей среде: биосфера, экосистемы, человек. JL: Гидрометеоиздат, 1985.
  8. Е.К. От экологического воспитания к пониманию ноосферы. //Советская педагогика, 1988, № 9, с. 23−27.
  9. В.Е., Пантина Н. С. Методологические вопросы разработки модели специалиста. //Советская педагогика, 1977, № 5, с. 100−108.
  10. П.П., Лобач И. И. Систематизация знаний студента важный фактор формирования специалиста. //Педагогика высшей школы. Выпуск 9. Минск: «Вышейшая школа», 1985, с. 41−43.
  11. В.Р. Звери-боги-люди. М., 1991.
  12. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980.
  13. А.В., Арямова Т. В., Коробок С. В., Синиченко С. Ю., Непомнящий А. В., Чичилимов В. В. Молодежь среднего города России. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1996.
  14. А. Экология, психология и историко-эволюционный подход к развитию человека. //Вестник высшей школы, 1992, № 1, с.25−33.
  15. А.Ю. Теория и практика гуманитаризации естественно-научного образовавния: принципы, подходы, технологии. Автореферат дисс.. кандидата педагогических наук. Владикавказ, 1997.
  16. А., Елканова Т. Общегуманитарный базис современной системы образования. //Высшее образование в России, 1995, № 4, с. 64−66.
  17. Г. К. Развитие экологического образования в Северо-Осетинском госуниверситете. //Экологическое образование и воспитание в вузах Северного Кавказа. Ростов н/Д: Изд-во Рост. Унив., 1989, с.41−43.
  18. В.Г. и др. Математическое моделирование и рациональное природопользование. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского университета, 1979.
  19. Биология охраны природы. //Под. ред. М. Сулея и Б.Уилкоса. М.: Мир, 1983.
  20. Т.Н. Актуальные проблемы экологического образования и воспитания. Тезисы докладов республиканской научно-практической конференции.- Минск, 1992.
  21. Е.В. и др. Концепция реформирования и развития системы образования в г. Ростове-на-Дону в изменяющихся социально-экономических условиях. Ростовский гос. педагогический ун-т., Ростов-на-Дону, с. 61.
  22. A.M. Концепция ноосферы В.И. Вернадского и создание новойшколы. М. Педагогика, № 6, 1993, с. 13−17.
  23. . Об экологических аспектах химических дисциплин. //Высшее образование в России, № 2, 1996, с. 110−113.
  24. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: ВШ, 1991.
  25. А., Агапова О., Ушаков А. Сотворение образа мира. //Вестник высшей школы, 1991, № 7, с. 23−30.
  26. В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988.
  27. В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М.: Наука, 1987.
  28. В.М. Проблемы современного экологического образования в университетах. //Стратегия экологического образования и воспитания в XXI веке. VI Международная конференция по экологическому образованию. Москва, 2000.
  29. А.А. Имитационное моделирование в экологии: Озера, пруды, водохранилища.// Математическое моделирование: Методы описания и исследования сложных систем. М.: Наука, 1989, с. 99−120.
  30. И.А., Митина A.M. Проблема целей обучения в современной высшей школе и пути ее решения в социалистической педагогике. //Современная высшая школа, 1988, № 2, с. 143−150.
  31. Г. А. О совершенствовании подготовки профессиональных экологов в университетах России. //Загрязнение окружающей среды. Проблемы токсикологии и эпидемиологии. Тезисы докладов международной конференции. Пермь, 1993.
  32. В.М. Актуальные проблемы экологического образования и воспитания. //Тезисы докладов республиканской научно-практической конференции. — Минск, 1992.
  33. В.А. Прикладная экология: учебное пособие. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1996.
  34. Вузовское обучение: проблемы активизации. Б. В. Бокуть, С. И. Сокорева,
  35. JI.А. Шеметков, И. Ф. Харламов. Мн.: Университетское, 1989.
  36. С.Н. Экологическая культура учителя. М., 1998.
  37. Горелов А. А Экология наука — моделирование. М.: Наука, 1985.
  38. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Москва, 1993.
  39. Р. Основы психологического эксперимента. М.:Изд-во Моск. ун-та, 1982.
  40. Т. Экологическое воспитание детей. //Дошкольное воспитание, 1988, № 7, с. 7−8.
  41. В.В. Виды обобщений в обучении. М., Педагогика, 1972.
  42. И.И. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Гл. ред. Молд. Сов. Энциклопедии, 1989.
  43. С.Д. Антропоморфизация природных объектов. //Психологический журнал, 1995, том 16, № 3, с.61−69.
  44. С.Д., Левин В. А. Методологические проблемы становления и развития экологической психологии. //Психологический журнал, 1996, том 17, № 6, с.4−18.
  45. С.Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996.
  46. О. В. Шатуновский В.П. Современные методы и технология обучения в техническом вузе: Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1990.
  47. О. Социокультурные проблемы становления и развития высшего образования.//Вестник высшей школы, 1996, № 2, с. 15−24.
  48. ДкжВ.А. Компьютерная психодиагностика. С.-П.: «Братство», 1994.
  49. Закон Российской Федерации «Об образовании». //Высшее образование в России № 3, 1992, с. 5−36
  50. JI.B. Обучение и развитие. //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работа советских психологов периода 1946−1980гг./Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981, с.21−26.
  51. .Г., Полуэктов Р. А. Управление экологическими системами М: Наука, 1988.
  52. А.Н. Школа и проблемы охраны природы: содержание природохранительного образования. М.: Педагогика, 1981.
  53. А.Н., Суравегина И. Т. Научно-технический прогресс и экологическое образование. //Советская педагогика, 1985, № 12, с.9−14.
  54. И.Д. Задачи и пути совершенствования экологического образования и воспитания школьников. //Образование в области окружающей среды. Материалы первой всесоюзной конференции по образованию в области окружающей среды. Минск, 1980, с.51−52.
  55. И.Д. Советская молодежь и природа: ориентации, отношения, деятельность. //Перспективы. Вопросы образования. М.: Прогресс, 1985, № 2, с.92−100.
  56. Э.Ф. Психолого-педагогические методы исследования инженерно-педагогического образования: Учебное пособие. Свердловск: Свердл. инж.-пед. ин-т, 1986.
  57. Т. Формирование начал экологической культуры. //Дошкольное воспитание, 1996, № 7, с.36−46.
  58. И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. Ростов н/Дону: изд-во «Феникс», 1997.
  59. Ю.А. Экология и контроль состояния природной среды. М.: Гидрометеоиздат, 1984.
  60. Т.А. Проблемное обучение понятие и содержание. //Вестник высшей школы, 1986, № 2.
  61. Д.Н. Имитационные игры по охране окружающей среды. //Вестник высшей школы, 1991, № 6, с.25−35.
  62. Д.Н. Природа: от охраны к заботе? //Знание-сила, 1990, № 3, с.8−13.
  63. В., Спирин Е. Идеи В.И.Вернадского и экология человека. //Вестник высшей школы, 1990, № 12, с.29−34.
  64. Г. Н. К созданию методики экологического образования школьников. //Вопросы психологии, 1995, № 1, с.69−73.
  65. В.Г. Проблемы инженерного образования в России. //Высшееобразование в России, 1993, № 2, с.5−10.
  66. . В. Обучаемые и обучающие (о путях совершенствования высшего инженерного образования). //Высшее образование в России, 1995, № 1, с.98−101.
  67. П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев: «ПАН Лтд.», 1994.
  68. И.Ф. О системном анализе и синтезе методов обучения. В кн. Педагогика высшей школы. Минск: Вышэйшая школа, 1985.
  69. Я.А. Избранные педагогические сочинения. // Т.5.М., 1955.
  70. Г. С. Замыкающийся круг. Л.: Гидрометеоиздат, 1974.
  71. Компьютерные модели в природоохранном образовании. В 2-х ч. /Составители: Голунков Ю. В., Пилюгин А. Г., Савельев А. А. Казань: КГУД992.
  72. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979.
  73. Конференция «Философия экологического образования» //Вопросы философии, 1996, № 8, с.137−139.
  74. Концепция общего среднего экологического образования. Проблемный Совет по экологическому образованию Российской Академии образования. Под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной //Зеленый мир, 1994, № 3, с. 12−14.
  75. .Б. Обобщенность содержания ВО как фактор его развития (личностно-развивающее образование) //Вопросы психологии, 1995, № 6, с.9−20.
  76. Л. Согласно с природой //Вестник высшей школы, 1992, № 2, с.29−36.
  77. Г. С. О заговоре Каталины. //Историки античности. Т 2. М., 1989.
  78. Ю.Н. Основы всеобщей экологии. Ростов-на-Дону: РГУ, 1992.
  79. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991.
  80. О. Календарь песчаного графства. М., 1983.
  81. И .Я. Содержательный аспект образовательный. М., 1986.
  82. И.Ф., Иванова Н. В. Читается курс охраны природы //Вестник высшей школы, 1989, № 1, с.25−53.
  83. И.Ф. О введении преподавания дисциплины «Окружающая среда» в негуманитарных ВУЗах //Высшее образование в России, 1993, № 1.
  84. И.Ф. О преподавании курса «Экология» в технических ВУЗах //Высшее образование в России, 1995, № 3, с.73−80.
  85. Ю. Обезьяны, человек и язык. М, 1981.
  86. .Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов пед. учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, 1992.
  87. .Т. Экология личности//Педагогика № 2, 1993, с.19−23.
  88. .Т. Экопсихотерапевтические аспекты воспитания // Педагогика, 1995, № 1.
  89. Лоб И, Рейнхольд Э. Прикладные аспекты неформального образования в области окружающей среды //Перспективы. Вопросы образования. М.: Прогресс, № 4, 1986, с. 101−111.
  90. А.Ф. Эстетика Возрождения. //М., 1978.
  91. Ф. Воспитание сверхзадача: обращение к глобальному форуму по защите окружающей среды и развитию, Москва, 1990.
  92. Ю.Г. Социоэколог новая профессия //Вестник высшей школы, 1989, № 7, с.26−31.
  93. Д.Ж. Социальная экология: Кн. для учителя: Пер с серб.-хорв. М.: Просвещение, 1991.
  94. Н. Н. Мелехова О.П. Биология с основами экологии //Высшееобразование в России, 1994, № 3, сю85−88.
  95. Математические модели экосистем. Экологические и демографические последствия ядерной войны. //Под ред. А. А. Дороницына. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1986.
  96. A.M. Теоретические вопросы проблемного обучения //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946 1980 гг. /Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981, с.274−279.
  97. М.И. Проблемное обучение в школах и ВУЗах. М., 1982.
  98. С.П. Концепция естественно-научного образования: цели и структура //Высшее образование в России, 1993, № 1.
  99. А.С. Экологические проблемы и содержание общетехнических дисциплин //Формирование непрерывного экологического образования. Материалы международной практической конференции по формированию непрерывного экологического образования. Пенза, 1998.
  100. В.А. Проблемы экологического образования и воспитания в ВУЗах и их состояние в Ростовском Университете //Экологическое образование и воспитание в ВУЗах Северного Кавказа. Ростов н/Д: Изд-во Рост. Унив., 1989, с.5−14.
  101. Е.А. Деловая игра, доклад и дискуссия в учебно-воспитательной работе. Свердловск, Изд. СИПУ, 1980.
  102. Н.Н. Историческое развитие и экологическое образование. М., 1995.
  103. Н. Н. Александров В.В., Тарко A.M. Человек и биосфера. Опыт системного анализа и эксперименты с моделями. М.: Наука, 1985.
  104. В. Г. Соколова И.Ю. Зависимость профессионального предпочтения студентов технического ВУЗа от их индивидуально-типологических особеностей //Психологический журнал № 2, 1995.
  105. B.C., Мишевцева И. П. «Распалась цепь времен.» (к истории экологической мысли в России) //Вестник высшей школы, 1989, № 6, с.31−34.
  106. Национальная стратегия экологического образования. Проект. М., 2000.
  107. . Наука об окружающей среде: Как устроен мир. В 2-х т. Т 1,2. Пер с англ. М.:Мир, 1993.
  108. JI.B. и др. Оценка уровня экологической подготовки студентов в ВУЗе //Экологическое образование и воспитание в ВУЗах Северного Кавказа. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовкого Университета, 1989, с.24−29.
  109. И.И., Гладышева Н. К. Статистические закономерности формирования знаний и учений учащихся. М.: Педагогика, 1991.
  110. О мерах по улучшению экологического образования населения: Постановление правительства Российской Федерации от 3.11.94 № 1208 //Собрание законодательств РФ, 1994, № 29, с. 4273.
  111. Об экологическом образовании //Вестник высшей школы, 1990, № 9, с.47−54.
  112. В. Введение в общую дидактику. М.:Высшая школа, 1990.
  113. Основы педагогики и психологии высшей школы. /Под ред. Петровского А. В. М.: Издательство Московского университета, 1986.
  114. Охрана окружающей природной среды. Постатейный коментарий к закону России. М.: Республика, 1993.
  115. В.А. Дидактические основы экологизации содержания образовательного процесса в школе. Автореферат дисс.. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1996.
  116. Педагогика высшей школы. Учебное пособие. Отв. ред. Никандров Н. Д. -Л.: 1984.
  117. М.Ю. Динамика личностных изменений в процессе социально ориентированного обучения студентов в ВУЗе. Автореферат дисс.. кандидата психологических наук. Ростов-на-Дону, 1997.
  118. Л.П. Эстетическая картина мира и школьный урок //Советская педагогика, 1976, № 6, с. 24−28.
  119. А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1985.
  120. М.У., Стрикелева Л. В. Формирование познавательного интересса в процессе использования автоматизированных обучающих систем. //Педагогика высшей школы. Выпуск 9, Минск: «Вышэйшая школа», 1985, с.89−94.
  121. В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. М.: Педагогика, 1987.
  122. Постановление об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации //Зеленый мир, 1994, № 13, с. 12.
  123. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой: Пер. с англ. /Общ. ред. В. И. Аршинова, Ю. Л. Климонтовича и Ю. В. Сачкова. М.:Прогресс 1986.
  124. Психология. Словарь. /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.
  125. Н.Ф. Надежды на выживание человечества: Концептуальная экология. М.: Изд-во «Россия молодая». — Экология, 1992.
  126. Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: Слов.справ.- М.: Просвещение, 1992.
  127. Н.Ф. Природопользование. М.: Мысль, 1990.
  128. Н.Ф. Экология: теоремы, законы, правила, принципы и гипотезы. М.:Россия молодая, 1994.
  129. В.И., Семенцов Г. В. Основы экологического мониторинга (инженерные задачи рационального природопользования): Учебник для студентов ВУЗов радио и электротехнических специальностей /Под ред. Н. Г. Малышева. Таганрог: ТРТИД988.
  130. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт./Гл.ред. В. В. Давыдов. М. .'Большая Российская энциклопедия, 1993, Т.1.
  131. Л.И., Кобыляцкий И. И. Основы педагогики. М.: Просвещение, 1985.
  132. С.С. Проблема не только социальная //Вестник высшей школы, 1989, № 6, с.34−37.
  133. Ф.М. Завтра всегда поздно. М.: Прогресс, 1989.
  134. В.М. Экологическое образование: интеграция научных знаний и образовательных представлений //Советская педагогика, 1989, № 5, с.15−19.
  135. Г. Николаенко Н., Шкарупа В. От техницизма к экоразуму //Вестник высшей школы. 1991, № 1, с.82−90.
  136. Я. и др. Методология и методы педагогических исследований. М.: Педагогика, 1989.
  137. Скрипникова JL, Ефремова Ж. Предлагаем интегрированный курс //Вестник высшей школы, 1990, № 4, с. 40−44.
  138. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект Пресс, 1995.
  139. М.Н. Вопросы охраны окружающей среды в процессе преподавания учебных дисциплин кафедры общей геологии //Экологическое образование и воспитание в вузах Северного Кавказа. Ростов н/Д: Изд-во Рост. Унив., 1989, с.51−56.
  140. Г. Экология как введение в курс безопасности жизнедеятельности. //Вестник высшей школы, 1991, № 12, с. 59−62.
  141. И.В., Пивоварова Ж. Ф. Начиная с первого курса. // Вестник высшей школы, 1989, № 12, с. 20−23.
  142. B.C. Экологический кризис и будущее цивилизации. //Послесловие к кн. В.Хесле. Философия и экология. М.: Издательство АО «Ками», 1994.
  143. Е.Н. Проблемы экологической подготовки инженеров нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности //Экологическое образование и воспитание в ВУЗах Северного Кавказа. Ростов н/Д: Изд-во Ростовский Университет, 1989, с.29−32.
  144. И.Т. Методическая система экологического образования. // Советская педагогика, 1988, № 9, с. 31−34.
  145. И.Т., Сенкевич В. М., Кучер Т. В. Экологическое образование в школе. //Советская педагогика, 1990, № 12.
  146. А.В. Вопросы экологического воспитания в курсе диалектического материализма //Педагогика высшей школы. Выпуск 9. Минск: «Вышейшая школа», 1985, с. 89−94.
  147. Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. М.:3нание, 1986.
  148. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М.: Наука, 1987.
  149. Теория и практика применения наглядных пособий и технических средств обучения в профессиональной школе / Под ред. А. А. Кыверялга, А. В. Батаршева. М.: Высшая школа, 1990.
  150. Н.В. Педагогические основы совершенствования экологической подготовки учителей начальной школы в условиях университета. Автореферат дис.. кандидата педагогических наук. Владиказказ, 1997.
  151. А.Н., Уфимцев М. В. Статистическая обработка результатов экспериментов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.
  152. А.Д. Становление ноосферного интеллекта и опережающее образование. Синергетика и образование. Сб. научный статей. М., 1997.
  153. А. О современной технологии обучения. //Вестник высшей школы, 1993, № 3, с.29−30.
  154. Философский словарь. /Под ред. И. Т. Фролова, 5-е издание. М.:Политиздат, 1987.
  155. И. Иудейские древности. М., 1975.
  156. В. Философия и экология. М.: Издательство АО «Ками», 1994.
  157. Человек природа — технология (безопасность через образование) // Выстник высшей школы, 1992, № 1, с.44−46.
  158. Человек природа — технология (безопасность через образование) // Выстник высшей школы, 1992, № 2, с.37−40.
  159. Г. В. Бог. Вселенная. Человек. (Закон сохранения информации). Таганрог, 1992.
  160. Г., Павлов В. М., Рыженков П. Е. Исследование экологического сознания детей и подростков. //Психологический журнал, том 15, 1994, № 1, с.41−49.
  161. Э.А. Инженерное и экологическое исследование в современной культуре. //Вестник высшей школы, 1998, № 9, с.58−62.
  162. Г. Джон Дьюи //Перспективы. Вопросы образования. М.: Прогресс, № 4, 1986, с. 133−140.
  163. Л.И. Школа и формирование личности безопасного типа. //Информационный сборник «Безопасность». 1994, № 5(21), с. 5−13.
  164. Н.А. Верните экологию экологам. //Химия и жизнь, 1993, № 2, с. 32−34.
  165. Н.В. Экологизация географии. //Советская педагогика, 1989, № 1, с. 33−37.
  166. А.Г. и коллектив. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов пед. ВУЗов. М., Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996.
  167. С. и члены Совета предпринимателей. Смена курса. М.:1. Геликон, 1994.
  168. B.C. Философские подходы к педагогической теории. //Советская педагогика 1990, № 12.
  169. Е.А., Рахманина В. Е., Волошина Т. Е. Экологическое образование и воспитание студентов в Калмыцком государственном университете. //Экологическое образование и воспитание в ВУЗах Северного Кавказа. Ростов н/Д: Изд-во Рост. Унив., 1989, с. 5−14.
  170. Г. П. Система педагогических исследований (методологический анализ). //В кн. Педагогика и логика. М.: «Касталь», 1992, с. 16−200.
  171. Экоинформатика. Теория, практика, методы и системы. /Под ред. В. Е. Соколова. Санкт-Петербург: Гидрометеоиздат, 1992.
  172. Экологический словарь: Авторы -составители: С. Делятицкий, И. Зайонц и др. М.: Конкорд Лтд-Эспром, 1993.
  173. П.М. Крупноблочная система содержания образования. М., 1986.
  174. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М., 1993.
  175. ЮркъянО., Строкатова С., Желтобрюхов В. О преподавании курса «Экология» в технических университетах. //Высшее образование в России, 1995, № 2, с. 129−131.
  176. Г. А., Третьякова Л. Проблемы экологического образования. //Вестник высшей школы, 1991, № 3, с.38−45.
  177. Г. А. Школа будущего школа развития личности. Рекомендации по созданию системы непрерывного экологического образования. //Зеленый мир, 1995, № 36, с.6−7, 12.
  178. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения. //Вопросы психологии 1995, № 2.
  179. Якиманская И-С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников. //Вопросы психологии 1994, № 2.
  180. В.А. Обучение как процесс управления: Психологическиеаспекты. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1988.
  181. В.А. Психология учебной деятельности студентов: Учебное пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, изд. корпорация «Логос», 1994.
  182. О.Н. Экологическое движение в России. Критический анализ. М., 1996.
  183. В.А., Дерябо С. Д. Методика проведения эколого-психологического тренинга. //Школа здоровья, 1995, № 2, с. 114−121.
  184. В.А. Исследование структурных характеристик личностного отношения к природе. //Психологический журнал, 1995, том 16, № 13, с.70−73.
  185. В.А. Особенности личностного отношения к природе в подростковом и юношеском возрасте. //Вопросы психологии, 1995, № 4, с. 19−28.
  186. Aldrich James L., Kormondy Edward J. Environmental Education: academia’s response. Washington, American Institute of Biological Sciences, 1980.
  187. Brennan M.J. Environmental conservation education in the United States of America. University of Wisconsin, 1992.
  188. Christman R.F. Engineering and the environmental challenge. The trend in engineering. University of New York, 1994.
  189. Holling C.S. The American biological teacher Interdisciplinary environmental education. University of Washington, 1997.
  190. Ross J.E. Interdisciplinary studies on environmental studies at the University of Wisconsin, 1995.
  191. Szczesny T. Environmental studies in higher education and teacher training in Poland. Ontario, Althouse College of Education, 1996.
  192. Wang J.Y. A system approach toward environmental education. The University of Yale, 1998.
Заполнить форму текущей работой