Специфика начального общего образования России
Смена приоритетов в целях начального образования создаёт основу для разработки новых предметов, более широко и полноценно реализующих задачи гуманизации и гуманитаризации образования. При этом должны обеспечиваться условии преодоления не оправдавшей себя ранней идеологизации и политизации обучения и воспитания младших школьников, что формировало у них неверные представления об окружающем мире… Читать ещё >
Специфика начального общего образования России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В современной начальной школе меняются приоритеты целей начального образования. На первый план она выдвигает цели воспитания и развития личности ребёнка на основе формирования его учебной деятельности. При этом не уменьшается внимание к усвоению младшими школьниками предметных знаний, умений, навыков.
Система стандартов начального образования предполагает работу по совершенствованию методики начального обучения. На основе смены приоритетов целей начального образования стимулируется разработка содержания обучения — разнообразных программ, учебных планов, более полно и точно учитывающих психические особенности и возможности различных возрастных групп младших школьников, сензитивные периоды их развития. Именно это обеспечивает эффективную реализацию задач гуманизации и гуманитаризации начального образования, преодоление его избыточной идеологизации и политизации, что формировало, особенно в младшем школьном возрасте, неверное представление ребёнка об окружающем мире, искажённую мораль. В связи с этим в стандарт введены требования к усвоению этических норм, культуры поведения, показывающие уровень воспитанности выпускника начальной школы. На каждый учебный предмет возлагается осознанное участие в этом процессе, а достижения в их реализации выступают реальными стандартами начального образования.
Таким образом достигается формирование разных граней культуры человека: физической, интеллектуальной, эстетической и т. д.
Начальное общее образование — первая ступень общего образования.
В РФ начальное общее образование является обязательным и общедоступным.
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить выполнение следующих основных целей:
- · развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению; формирование желания и умения учиться;
- · воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
- · освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
- · охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- · сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка.
Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
Выделение в стандарте межпредметных связей способствует интеграции предметов, предотвращению предметной разобщённости и перегрузки обучающихся.
Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому в стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребёнка.
Внедрённая в настоящее время концепция четырёхлетнего начального образования, являющаяся обобщением многолетних исследований, включает в себя следующие основные положения.
1. Начальная ступень школы должна быть своеобразной ступенью целостного образования.
Дети, окончившие начальную школу, должны овладеть самоконтролем и самооценкой в учебной работе, умением по-настоящему моделировать учебный материал.
Таким образом, начальное образование — ступень непрерывного образования, имеющая особые задачи, содержание и методы организации учебно-воспитательной работы. Специфичны её результаты в области развития сознания и личности младшего школьного возраста.
2. Для полноценного четырехлетнего начального образования исключительно важно осуществления последовательной и тщательной преемственности в воспитании, обучении и развитии младших школьников.
Вместе с тем большое значение имеет обеспечение должной преемственности между начальным образованием и последующей его ступенью, связанным уже с подростковым возрастом.
Определение возраста начала школьного обучения тесным образом связано с решением проблемы школьной зрелости, подготовки детей к переходу в школу, подготовкой их к обучению. К моменту поступления в школу дети должны достичь определённого уровня развития познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы, у них необходимо сформировать соответствующие личностные качества.
Одна из важных задач, стоящих перед учителем начальных классов, заключается в том, чтобы всеми психолого-педагогическими средствами способствовать формированию у младших школьников целостной учебной деятельности. Благодаря этой деятельности к концу 4 класса дети получают чёткую ориентацию в том, что окружающий мир подразделяется на живую и неживую природу и на общество, т. е. могут достаточно сознательно охарактеризовать эти части мира. Поэтому систематические курсы предметов можно вводить только в средней школе — это обеспечивает её преемственность с начальным образованием.
3. Начальное образование должно носить подлинно развивающий характер. Начальная школа в качестве замкнутого концентра этого характера не имела. Младшие школьники получали только ту небольшую степень развития, которая связана с овладением ими общекультурными чтения, письма и счёта.
Необходимо существенное изменение приоритетов целей начального образования: на первый план вместо традиционной цели усвоения предметных знаний, умений и навыков должны выйти цели воспитания и развития личности ребёнка на основе формирования его учебной деятельности. Из этого, разумеется, не следует снижение внимания к уровню сформированности предметных знаний, умений и навыков.
4. Первостепенное значение для начального образования имеют предметы эстетического цикла.
В связи с этим очень важно изменить организацию занятий трудом. Прежде всего, нужно внести в классно-урочную форму занятий различные виды группировок, которые соответствовали бы задачам сотрудничества между ними в специфике выполняемого ими жанра художественного труда.
- 5. В настоящее время приоритетное значение в начальном образовании должно получить воспитание, а не различные виды обучения и тренировки детей в умениях и навыках. Сегодня на первый план выходит задача образования, органично соединяющая в себе обучение и воспитание. Внутри развитой системы образования должны реализовываться различные формы обучения и воспитания. Это означает, что моральное воспитание, эстетическое воспитание, физическое воспитание должны получить приоритетное значение в системе начального образования. Только внутри контекста воспитательных целей должно осуществляться обучение детей различным общекультурным умениям и навыкам.
- 6. В начальной школе очень важно повысить образовательную роль преподавания родного языка и математики.
- 7. Смена приоритетов в целях начального образования создаёт основу для разработки новых предметов, более широко и полноценно реализующих задачи гуманизации и гуманитаризации образования. При этом должны обеспечиваться условии преодоления не оправдавшей себя ранней идеологизации и политизации обучения и воспитания младших школьников, что формировало у них неверные представления об окружающем мире, создавало основу двойной морали.
- 8. С точки зрения дальнейшей конкретизации содержания обучения, важнейшую для практики роль играет система средств обучения. Сложившаяся система не соответствует новым целям и задачам начального образования. Современной школе необходим переход на учебные средства нового типа, учитывающие возрастные особенности младших школьников и ориентированные на реализацию новых целей начального образования, в первую очередь, на формирование у детей учебной деятельности.
- 9. Обучение и воспитание детей в начальных классах не должно сказывать отрицательного воздействия на их физическое развитие и здоровье. Все виды деятельности и отдыха детей следует организовывать с учётом их возрастных морфофункциональных и психофизиологических особенностей.
- 10. Национальное самоопределение начального образования должно осуществляться на основе национальной культуры не только по языку преподавания, но и по его содержанию с учётом соответствующей этнокультуры и этнопсихологии коренного народа. Специфика той или иной национальной культуры может быть раскрыта детям через музыкальный и литературный фольклор, через народные игры. Вхождение ребёнка в сокровища своей национальной культуры может успешно осуществляться через такие предметы, как родной язык и литература, история и география своего края, предметы музыкально эстетического цикла.
- 11. Государство и общество должны позаботиться об улучшении материально-технической базы и других условий работы МКШ. Многое здесь можно улучшить за счёт присоединения МКШ к определённым культурным учреждениям.
- 12. Какие бы замыслы учёные и руководители образования не имели в отношении обновления нашего начального образования, какие бы возможности они не получали для реализации своих целей, в конечном счёте все проблемы связанные с подготовкой нового учителя начальной школы.
Таким образом, главная общая задача начальной ступени школы в России состоит в обеспечении физического и духовного развития ребёнка в таких условиях, когда обучение становится для него благом, радостью, основной формой выражения детской жизни.