Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Эпистемологический анализ феномена поздней алхимии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна диссертации. Впервые предпринята попытка сравнительного анализа алхимических трактатов развитого Средневековья (алхимии христианских докторов, XDI-XIV вв.) и периода поздней алхимии. Представлен систематический перечень особенностей алхимического трактата XVI—XVII вв., базирующийся на анализе первоисточников на латинском, польском и английском языках указанного периода. Автором… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К АЛХИМИИ И АЛХИМИЧЕСКОЙ НАТУРФИЛОСОФИИ
    • 1. 1. Основные подходы к периодизации алхимии, ее зарождению и истокам
    • 1. 2. Феномен алхимии: современные трактовки
    • 1. 3. Античные истоки алхимии
    • 1. 4. Алхимический текст и его интерпретация в понимании современных исследователей
  • Выводы
  • Глава II. НАТУРФИЛОСОФИЯ ПОЗДНЕЙ АЛХИМИИ (XVI-XVn вв.)
    • 2. 1. Ртуть-серная теория
    • 2. 2. Концепция философского камня в философии поздней алхимии
    • 2. 3. Творение, хаос и первоматерия в натурфилософии поздней алхимии (XVI-XVII вв.)
    • 2. 4. Практический инструментарий, оснащение лаборатории в трактатах поздней алхимии
  • Выводы
  • Глава III. ОСОБЕННОСТИ АЛХИМИЧЕСКОГО ТРАКТАТА ПЕРИОДА ЗАКАТА АЛХИМИИ (XVI-XVII В.) В СВЕТЕ КОМПАРАТИВИСТСКОГО АНАЛИЗА
    • 3. 1. Алхимики об алхимии
    • 3. 2. Алхимический рецепт, его особенности
    • 3. 3. Критерии и результаты сравнительного анализа
  • Выводы

Эпистемологический анализ феномена поздней алхимии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Алхимический трактат периода заката алхимии (в настоящей работе рассматриваются алхимические произведения XVI—XVII вв.еков) как философский источник представляет собой уникальный памятник мысли ушедшей эпохи, его неповторимость обуславливается своеобразием поздней алхимии, неповторимостью культурно-исторического контекста, спецификой когнитивных процессов. Роль алхимических изысканий для процесса становления рационального познания, современных наук, формирования научного знания, рецептурного, категориального, терминологического аспектов переоценить трудно. Алхимия — это история человеческого наблюдения и отражения природы, но анализировать алхимию можно не только с исторической точки зрения, ведь вопрос о сущности и специфике вненаучного знания актуален во все времена. Многообразие знания показывает важность осмысления различных его сфер, как современных, так и ныне утраченных, необходимость анализа «познавательного богатства магии и мифа, алхимии и астрологии» 1. Речь при этом, конечно же, не идет о подмене научного знания оккультистскими изысканиями.

Во время развитого Средневековья алхимия, существовавшая как феномен периферийной культуры, привлекала внимание многих авторов, мыслителей и мастеров практической деятельности. Известно большое количество трактатов средневековых авторов, относящихся к так называемому периоду «алхимии христианских докторов» (XIII-XIV вв.) и ставших классическими алхимическими трактатами Средневековья. Рассматривая же особенности позднеалхимических.

1 Касавин И. Т. Постигая многообразие разума. // Заблуждающийся разум?: Многообразие вненауч. знания / Отв. ред. и сост. И. Т. Касавин. — М.: Политиздат, 1990. — 464 с. — С. 12. трактатов (трактаты М. Сендзивоя, А. Т. де Лиможона, Василия Валентина, Дж. Френча, Н. Лемери, Ф. М. Ван Гельмонта, А. Кирхера и других их современников и последователей), предприняв попытку их интерпретации с применением компаративистского анализа, можно сделать вполне определенные эпистемологические выводы.

Комплексный сопоставительный анализ трактатов позволяет реконструировать своеобразие моделей познания, обусловленных спецификой когнитивных процессов, присущих различным периодам алхимического знания. Процесс распада такого культурного феномена, как алхимия в ее поздний период, представляет не только узкоисторический интерес, но является также примером, рассмотрение которого дает возможность судить о взаимосвязи когнитивного типа мышления и изменении парадигмы знания, так как специфика когнитивных процессов отражается не только на социально-экономическом поведении людей, но и на духовной культуре, что накладывает свой отпечаток на структуру научных теорий, методы аргументации, а также критерии приемлемости теорий и гипотез2.

Анализ феномена алхимии с точки зрения когнитивного подхода позволяет проиллюстрировать эволюцию человеческого мышления в критический периодпериод перелома, коренных изменений в философии, естествознании, культуре. Кроме того, это период становления науки Нового времени и классической эпистемологии3. Изложение философских представлений о мире, взаимоотношений человека и природы, практических естественнонаучных знаний в трактатах переломного периода несет отпечаток своеобразия времени, что дает уникальный материал для философского, текстологического, культурологического исследования.

Эволюционно-когнитивный подход к анализу культурного феномена открывает возможность нетрадиционного теоретического понимания не только такого уникального явления, как алхимия, но и взаимосвязи духовной культуры и когни.

2 Меркулов И. П. Эпистемология (когнитивно-эволюционный подход). -Т. 1. — СПб.: Изд-во РХГА, 2003. — 472 с.

3 Лекторский В. А. Эпистемология классическая и неклассическая. — М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 256 с. тивного типа мышления вообще. Такой подход представляется актуальным применительно к культуре любой эпохи, система знаний средневековой или поздней алхимии — лишь одно из возможных сфер приложения такого анализа.

Степень разработанности проблемы. Рассматривая материалы исследователей, можно говорить о двух составляющих — исследования, посвященные алхимии вообще (а подобные материалы представляют определенный интерес, так как, несмотря на известную своеобразность, даже уникальность поздней алхимии, трактаты авторов указанного периода остаются алхимическими в полном смысле этого слова, хотя и представляющими уже «агонизирующую», вырождающуюся алхимию), а также исследования, посвященные интерпретации алхимических текстов.

Алхимия рассматривалась исследователями с разных точек зрения. Работы, рассматривающие алхимическую практику с точки зрения естественнонаучной и собственно химической, остались практически за рамками настоящего исследования, хотя количество подобных публикаций довольно многочисленно — вплоть до исследований современных «парахимиков», продолжающих в наши дни алхимические изыскания. Второй подход можно назвать «научно-историческим». Именно этот подход и представлен наибольшим количеством исследований. Классические работы М. Бертло, Э. Липпмана, Г. Коппа и других авторов положили основу изучению алхимии. Определенный вклад в изучение алхимии внесли авторы систематических монографий по истории науки. В таких произведениях алхимия рассматривалась либо в контексте истории естествознания (примером может служить обстоятельное исследование Ф. Даннемана), либо в контексте истории химии. Большой вклад в изучение алхимии внесли такие авторы, как Дж. Пар-тингтон, В. Штрубе, Ю. Руска, К. Шмидер, Э. Холмьярд, Р. Монд, М. Джуа, среди отечественных авторов можно отметить таких исследователей, как Н. Морозов, И. Канонников, Б. Меншуткин, Н. Фигуровский, М. Центнершвер, И. Мустафин и др.

Подход к изучению алхимии не как к формальной предшественнице химии, а как к феномену средневековой культуры ознаменовали работы В. Л. Рабиновича. Указанный подход дает возможность системно-целостного изучения алхимии, учитывающего и культурологический анализ, базирующийся на культурном контексте Средневековья, и философское исследование воззрений алхимиков, и рассмотрение естественнонаучных и онтологических построений алхимических авторов.

В последние годы можно отметить в основном публикации западных авторов, таких, как Дж. Нидхэм, В. Новотны, Дж. Шредер, А. Сиро, Дж. Стиллман, Г. Фогт, Г. Вальтер, В. Губицкий, М. Уминьский, Р. Принке, 3. Шидло, Р. Бжезин-ский и др. Их работы посвящены различным сторонам алхимии — отдельным алхимическим авторам, трактатам, алхимической символике и т. д.

Диссертации последних лет, посвященные алхимии, также защищались в основном в Западной Европе и США. За два последних десятилетия на соискание степени доктора философии были представлены диссертации таких исследователей, как С. Акерман, П. Грюнд, Э. Амброуз, Ф. Хитц, У. Горски, Э. Энтони, П. Буало, Д. Халфорд, Р. Клэк, Л. Элерс, К. Гордон-Груб (всего при работе над настоящей диссертацией было рассмотрено более 110 авторефератов диссертаций зарубежных авторов на соискание степеней магистра и доктора философии, тем или иным образом связанных с алхимиейиспользовались лишь имеющие непосредственное отношение к теме исследования). Следует отметить, что среди диссертаций молодых зарубежных ученых невелика доля работ традиционного научно-исторического характера (основная масса подобных работ приходится на период двадцати-тридцатилетней давности), большинство из них — это исследования, проведенные на «стыке наук»: философии, психологии, литературоведения, лингвистики, социологии и т. д. Значительно повысился интерес ученых к литературно-культурным аспектам изучения алхимии. Среди диссертаций российских авторов, также разрабатывающих подобную тематику, следует отметить исследования К. Бурмистрова (2005 г.), О. Тришкиной (2003 г.) и Н. Роговой (2004 г.).

Эволюционно-когнитивный подход в эпистемологии применительно к анализу научных, ненаучных и донаучных форм познания разрабатывался рядом российских и зарубежных исследователей. Среди российских философов это направление представлено в работах И. П. Меркулова, Е. Н. Князевой, И. А. Герасимовой, И. А. Бесковой, А. С. Майданова.

Работ, посвященных интерпретации алхимических текстов, не так уж и много. В плане интерпретации алхимических текстов вообще, а также отдельных алхимических произведений можно отметить работы В. JI. Рабиновича, П. Кибре, Ю. Руски, А. Мили, Р. Видерлиха, Т. Шервуда, а также статьи В. Губицкого и Р. Принке, посвященные отдельным польским алхимическим трактатам.

В алхимических трактатах часто встречаются символические изображения, что является характерной чертой алхимических произведений, особенно позднего периода. Интерпретации алхимической символики, аллегорических изображений посвящены работы Дж. Партингтона, Р. Виндерлиха, Р. Принке, Дж. Хейма, Т. Дэ-виса, М. Бергмана и др.

Попытки сравнительного анализа алхимических трактатов различных периодов практически никем из исследователей не предпринимались, во всяком случае, по данным, которыми располагает автор настоящей диссертации.

Эпистемологический анализ феномена алхимии также никем не предпринимался.

Объектом исследования является алхимическая натурфилософия периода поздней алхимии в критический период ее существования.

Предмет исследования — основные концепты позднеалхимической натурфилософии в текстах XVI—XVII вв. (творение, хаос, первоматерия, ртуть-соль-серное единство и т. д.) в рамках эпистемологического анализа.

Целью исследования является реконструкция алхимической натурфилософии, в частности, алхимической онтологии и отношения алхимиков к познанию, периода поздней алхимии (XVI-XVII вв.), периода «распада алхимического мифа"4, и его отражения в алхимическом трактате как философском источнике. Достижение этой цели предполагает решение ряда задач:

Определить основные характерные особенности алхимической философии указанного периода, в момент «вытеснения» алхимии из ниши периферийной культуры Средневековья.

Систематически изложить воззрения алхимиков периода «распада алхимического мифа», их представления о природе, мире и познании, элементах и качествах, происхождении металлов и минералов и трансмутации.

Выделить характерные черты алхимического трактата развитого Средневековья, а также алхимического трактата XVI—XVII вв.

Выдвинуть критерии сравнительного анализа алхимических трактатов различных периодов.

Систематизировать результаты сравнительного анализа алхимических трактатов различных периодов.

Методологическая основа исследования. С одной стороны, анализ философских взглядов алхимиков, изложенных в трактатах различных периодов, требует применения устоявшихся в науке методов, таких, как: критическо-аналитический подход к содержанию изучаемых материалов, историко-логический метод, позволяющий проследить развитие философских представлений и подходов к практической деятельности, системно-комплексный подход, дающий возможность сформулировать представления алхимиков о мире, познании и целях их деятельности, изложенные в алхимических трактатах. При анализе.

4 Определение В. Л. Рабиновича. См. Рабинович В. Л. Алхимический миф и химеры Собора Парижской богоматери. // Заблуждающийся разум?: Многообразие вненауч. знания / Отв. ред. и сост. И. Т. Касавин. — M.: Политиздат, 1990.-464 с.-С. 97−116. алхимических трактатов различных периодов используется сравнительный метод. Особую важность при работе с алхимическими трактатами, так же, как и с любыми другими научными, историческими, официальными, художественными и другими источниками, имеет интерпретация текста. В настоящей работе предпринята попытка комбинированной интерпретации, объединяющей различные подходы к истолкованию текста: герменевтический анализ, контент-анализ, лингвистический анализ, что позволило сделать выводы более аргументированными. Трактовки базируются на использовании эволюционного и когнитивного подходов в эпистемологии.

Научная новизна диссертации. Впервые предпринята попытка сравнительного анализа алхимических трактатов развитого Средневековья (алхимии христианских докторов, XDI-XIV вв.) и периода поздней алхимии. Представлен систематический перечень особенностей алхимического трактата XVI—XVII вв., базирующийся на анализе первоисточников на латинском, польском и английском языках указанного периода. Автором предпринята попытка исследования феномена алхимии с точки зрения эволюционного подхода в. эпистемологии. Автором диссертации проведено текстологическое исследование, которое позволило осуществить перевод на русский язык и ввести в научный оборот оригинальные алхимические источники: трактат, приписываемый Михаилу Сендзивою «Operatie Elixiris Philosophici tak starych, iako у teraznieyszych Philosophow, ktoiych у ia sam у drudzy wieku miego z wiadomoscia moia probowali krotko a prawdziwie opisane te sa», а также философско-аллегорическое алхимическое стихотворное произведение «The Magistery», подписанное псевдонимом W. В., опубликованное в «Theatrum Chemicum Britannicum». Все указанные произведения ранее на русском языке не публиковались.

Положения, выносящиеся на защиту.

Обосновано, что в период становления науки Нового времени алхимия теряет условия для существования в качестве феномена периферийной культуры и, неспособная эволюционировать, переживает кризис, в результате которого вырождается.

Показано, что когнитивной основой алхимического познания можно считать образность, метафоричность мышления, познание с применением симпатической аналогии.

Анализ показал, что в результате кризиса происходит девальвация традиционных целей алхимии. Происходит резкое разделение в устремлениях и деятельности алхимиков. Те, кто посвящает себя практической деятельности, уже во многом воспринимают новую парадигму знаний, ориентируясь на задачи технической химии для практических нужд в рамках герметической философии. Их цельпознание природы и улучшение вещества. Другие же посвящают себя духовной алхимии и философскому теоретизированию. Их цель — обнаружить божеское в человеке, улучшить человека и, в конечном счете, вернуть мир к состоянию до грехопадения.

Показано, что в трудах сторонников духовной алхимии алхимическая философия становится герметической подлинно, а не декларативно, как это было у средневековых алхимиков. Это вызвано как полным отрывом от ремесленной и технохимической практики, так и стремлением к самосохранению. Популярность античных учений и интерес к герметизму дали возможность алхимической парадигме знаний сохраниться в неизменном виде, но лишь на короткий период времени.

Установлено, что в период поздней алхимии опыт-ритуал превращается в точный эксперимент, алхимический рецепт предписывающий становится рецептом фиксирующим, формируется рациональная компонента познания.

Показана эффективность метода сравнительного текстологического анализа, что дает возможность реконструкции позднеалхимической мысли, модели алхимического познания, а также проследить процесс распада алхимии на фоне зарождающейся науки Нового Времени.

Апробация диссертации. Основные результаты исследования необднократ-но обсуждались в секторе эволюционной эпистемологии Института философии РАН, докладывались на международных и российских конференциях, среди которых: «Актуальные проблемы гуманитарных наук» (международная научно-практическая конференция, 2005 г., г. Вязьма), «Технологии, научно-техническое и информационное обеспечение в образовании, экономике и производстве» (научно-практическая конференция, 2006 г., г. Вязьма), «Ценности и оценки: проблемы философии и науки» (научная конференция, 2006 г., г. Смоленск).

Основные идеи исследования изложены автором в публикации в научном журнале, рекомендованном ВАК:

Родиченков Ю. Ф. Натурфилософия поздней алхимии: трактат XVI—XVII вв. как отражение распада. // Эпистемология и философия науки. — 2008. — № 1. — С. 216−219.

Всего автором опубликовано тринадцать работ, отражающих результаты исследования.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка литературы и приложений, а также словаря узкоспециальных терминов и символов, связанных с алхимией.

ВЫВОДЫ.

1. Именно в период своего распада алхимия проявляет себя как подлинно герметическое учение. Алхимия христианских докторов не могла в полном объеме воспринять герметическую тр! адицию, позаимствовав лишь внешнюю сторону герметизма и фразеологию герметических сочинений.

2. В период поздней алхимии опыт-ритуал превращается в точный эксперимент, алхимический рецепт предписывающий становится рецептом фиксирующим, формируется рациональная компонента познания, что развитием новой модели познания. Большое значение приобретает количественная сторона практических действий алхимика. Именно в этот период появляются первые попытки структурировать алхимию как систему знаний.

3. Характерной чертой поздней алхимической натурфилософии является изменение отношения к познанию — познание истины становится во многом не средством достижения трансмутации, а подлинной целью, при этом многими алхимиками указанного периода признается необходимость наблюдения за процессами, происходящими в. природе и объяснение их.

4. В период поздней алхимии ссылка на авторитеты все еще остается весьма важной вследствие незыблемой алхимической традиции, но в период распада алхимии отношение к авторитетам становится намного более избирательным и соотносится с полученными практическими и теоретическими материалами, накопленными за несколько веков существования европейской алхимии.

5. В результате кризиса происходит девальвация традиционных целей алхимии. Происходит резкое разделение в устремлениях и деятельности алхимиков. Те, кто посвящает себя практической деятельности, уже во многом' воспринимают новую парадигму знаний, ориентируясь на задачи технической химии для практических нужд в рамках герметической философии. Их цель — познание природы и улучшение вещества. Другие же посвящают себя духовной алхимии и философскому теоретизированию. Их цель — обнаружить божеское в человеке, улучшить человека и, в конечном счете, вернуть мир к состоянию до грехопадения.

6. Метод комплексного компаративистского анализа текстов показал свою эффективность для реконструкции особенностей модели познания, доминирующей в различные периоды существования такого культурного феномена, как алхимия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. В период поздней алхимии, период распада алхимического мифа, алхимия из строго регламентирующей доктрины превращается в весьма аморфную, размытую систему, допускающую жанровое многообразие и стилистическую вольность трактата. Появляется четкое разделение на приверженцев алхимии духовной и алхимии практической.

2. В указанный период система ценностей и оценок алхимических изысканий претерпевает существенную метаморфозу — от абсолютного в своей ценности рецептурного императива творения, через иатрохимию — к признанию ценности самого процесса познания, пусть даже и осуществляемого путем неудачного опыта, в итоге же, к духовным и даже социально-экономическим устремлениям, что совершенно чуждо изначальным задачам алхимии. В трактате этот процесс представлен качественной новизной алхимического рецепта — место предписания, руководства к действию занимает фиксация результатов изысканий автора.

3. В алхимии XIII—XIV вв. практическая составляющая, хотя и является существенно важной, не представляет собой единственную и исключительную цель алхимической мысли. Главным для алхимика является свидетельство сопричастности акту творения, текст ритуален, хотя внешне зачастую выглядит сухим и рациональным. Алхимический трактат периода поздней алхимии на первое место выдвигает практические результаты деятельности алхимика, о которых и сообщает автор.

4. Исконные противоречия герметизма и христианства не позволяют европейскому алхимическому трактату XIII—XIV вв. в полном объеме соответствовать герметической традиции, часто подобные сочинения герметичны лишь по названию, поздняя же алхимия в весьма краткий период своего существования более соответствует герметической традиции, алхимия на короткий срок становится не декларативно, а истинно герметической.

5. На протяжении существования алхимии отношение самих алхимиков к своему делу существенно менялось. Этапы понимания основных целей алхимии можно представить следующим образом: алхимия христианских докторов (творение) — иатрохимия (лечение) — поздняя алхимия (познание).

6. Алхимический трактат позднего средневековья прекрасно иллюстрирует специфику когнитивных процессов, доминирующей модели познания, что знаменует собой невозможность дальнейшего существования алхимии в прежнем состоянии. В культурном контексте более нет места для периферийного феномена, алхимия как доктрина, как искусство, как миропонимание, как натурфилософское учение должна переродиться в иные системы знаний и представлений или исчезнуть. Причина тому не только смена парадигмы знаний, но и внутренний кризис алхимии, необходимость измениться изнутри. Но никакая эволюция невозможна, в первую очередь, вследствие доктринальной незыблемости алхимии. Поэтому алхимия прекращает свое существование как культурный феномен соответствующей эпохи.

7. Процесс прекращения существования алхимии неоднороден и довольно длителен, именно поэтому отголоски чисто средневекового феномена проявляются даже в XVIII—XIX вв. Но результат его однозначен. На смену алхимическому трактату с присущим ему своеобразием вместе с наукой Нового времени приходят рациональные тексты, художественные произведения и примитивно-оккультные писания.

8. При эпистемологическом анализе и рассмотрении своеобразия и характерных черт натурфилософии поздней алхимии делать аргументированные выводы становится возможным, привлекая сравнительный анализ алхимических текстов указанного периода, сравнивая их с классическими алхи-мико-философскими первоисточниками так называемого периода «алхимии христианских докторов» (XIII-XIV). Сравнительный метод, применяемый при анализе алхимических первоисточников показал свою результативность, при этом важным является не только теоретико-философское рассмотрение, но и текстологический анализ с применением данных, стилистики, лингвистики текста, литературоведения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой