Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Тоталитарное государство и его социокультурная политика в области физической культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Осмысление, изучение и анализ феномена тоталитаризма сохраняет свою актуальность и находится в фокусе внимания современных исследователей, несмотря на почти повсеместное кружение тоталитарных режимов и уход этого явления, как может показаться в прошлое. Для этого есть веские причины. С одной стороны, сохраняется угроза реставрации тоталитаризма, причём не только в отдельно взятых государствах, но… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Сущность и генезис тоталитарной системы
    • 1. 1. Сущностные атрибуты тоталитаризма как общественного явления
    • 1. 2. Истоки и развитие тоталитарных идей, концепций и механизмов их внедрения
  • Глава 2. Анализ социокультурной политики тоталитарного государства
    • 2. 1. Социокультурная политика и её потенциалы в различных режимах политического управления
    • 2. 2. Специфика социокультурной политики в тоталитарной системе
    • 2. 3. Основные принципы, направления и методы социокультурной политики тоталитарного государства
  • Глава 3. Социокультурная политика тоталитарного государства в области физической культуры
    • 3. 1. Физическая культура в тоталитарной системе: ценности и цели
    • 3. 2. Практика и особенности функционирования физической культуры и спорта в условиях тоталитаризма
    • 3. 3. Результаты и последствия социокультурной политики в области физической культуры при тоталитарном режиме

Тоталитарное государство и его социокультурная политика в области физической культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Осмысление, изучение и анализ феномена тоталитаризма сохраняет свою актуальность и находится в фокусе внимания современных исследователей, несмотря на почти повсеместное кружение тоталитарных режимов и уход этого явления, как может показаться в прошлое. Для этого есть веские причины. С одной стороны, сохраняется угроза реставрации тоталитаризма, причём не только в отдельно взятых государствах, но и в мировом масштабе. Такую потенциальную угрозу несут в себе многие основополагающие элементы современной действительности, в частности безудержная, бесконтрольная технократизация общества. «Уже видна опасность приближения технократического общества тотального контроля, при котором всеохватывающие системы данных и информации угрожают канализировать и контролировать жизнь» [143, C.83J, — указывал немецкий философ X. Ленк. На эту угрозу обращали внимание многие деятели науки и культуры: Н. Бердяев, Ж. Делёз, JI. Мэмфорд, Дж. Оруэлл, О. Тоффлер, М. Хайдеггер, О. Шпенглер, Ж. Эллюль, Э. Юнгер, К. Ясперс [см. напр. 35, 143, 177, 190, 309]. Экономист М. Голанский в своих публикациях (81} указывает на большую вероятность становления после 2010 г. мирового, глобального тоталитаризма, как результата роста населения и исчерпания природных ресурсов, что вынудит ввести строгое рационирование товаров, идеологический монизм, жёсткое государственное регулирование и т. п. Выход автор видит в изменении вектора развития цивилизации, переориентации на внеэкономическую деятельность.

Существует и множество других факторов, способных содействовать возрождению тоталитаризма: это и сохранение тоталитарных тенденций в культуре, общественной, массовой психологии £см. напр. 31, 35, 114, 119, 141, 162}, сохранение и рост государственной бюрократии, закономерно тяготеющей в силу корпоративных интересов к тотальному учёту и контролю, существование тоталитарных сект, партий и движений, являющихся носителями соответствующих идеологий и организационных структур (см. напр. 14, с.479−508], тенденции национально-кулмурного нивелирования, превращающие народы в атомизированную и в то же время сплочённую, однородную массу, наконец, деятельность организованной преступности, подрывающей основы права и организационно близкой к тоталитарным партиям.

Всё это делает актуальным и значимым изучение тоталитаризма в целом и его отдельных аспектов, для противостояния и ликвидации тоталитарных тенденций в обществе.

Актуальность темы

исследования: Изучение и анализ соответствующей литературы показывает, что до настоящего времени, ни в отечественной, ни в зарубежной науке единая концепция тоталитаризма так и не сложилась. На это прямо указывается в диссертационном исследовании Э. Г. Соловьёва ?227}, посвященном сравнительному анализу различных концепций тоталитаризма. К подобному выводу пришли К. С. Гаджиев [66, с.205], Л. Г. Истягин ?114, с. 180−192} и другие авторы. Как отмечал в своей диссертации С. Н. Зимовец «у нас есть конвенция, но нет концепции тоталитаризма» {см. 110, с.5]. По мнению Ю. И. Игрицкого, обыватель сегодня «знает» что такое тоталитаризм, намного лучше, чем профессиональный его исследователь [см. 260: ч.1, с.5}. Некоторые авторы вообще отрицают концепцию тоталитаризма (см. напр. 80, с. 109]. Негласным отрицанием концепций тоталитаризма является и отказ от сравнительного анализа различных режимов, квалифицируемых специалистами в качестве тоталитарных (например, Германии 1933;45гг. и СССР), хотя для исследователя тоталитаризма подобная позиция является неприемлемой.

В этих условиях, каждое новое исследование по проблемам тоталитаризма может быть своевременным и полезным для понимания его сути и формирования целостной концепции данного феномена. В то же время, при обилии литературы по рассматриваемой проблеме в целом, отдельные аспекты тоталитаризма зачастую исследованы неполно. В частности, в современной отечественной науке практически отсутствуют исследования по социокультурной политике тоталитарного государства в различных областях, в том числе в области физической культуры и спорта. Хотя за рубежом подобные работы и появились (см. напр. 32б], однако и в них указанная проблема рассматривается в несколько иной плоскости. Следовательно, в исследованиях данной проблемы имеет место существенный пробел, который необходимо заполнить, тем более что, по мнению автора, физическая культура и спорт играют особую роль не только в социокультурной политике тоталитарного режима, но и в фушсционировании тоталитаризма в целом. Поэтому, изучение проблемы социокультурной политики тоталитарного государства в области физической культуры позволяет лучше разобраться в основах тоталитарной системы и механизмах её функционирования. Таким образом, основная научная проблема, лежащая в основе данного исследования видится как в отсутствии целостной концепции тоталитаризма, так и в неразработанности его отдельных аспектов, реализующих тоталитарную концепцию. Решение данной проблемы может быть осуществлено на основе уже существующих концепций тоталитаризма, путём проецирования той или иной концепции на сферу социокультурной политики и её описание. Однако, бесконечный поиск подходящей концепции в многочисленной литературе посвящённой тоталитаризму, на наш взгляд, не является оптимальным, ибо как справедливо заметил ещё в 1978 г. А. И. Уёмов: «.уже сейчас в ряде отраслей знаний легче получить тот или иной научный результат вновь, чем найти его в имеющейся литературе"{267, с.25]. Следовательно, более продуктивный способ решения проблемы — попытаться сформулировать собственное видение тоталитаризма, а затем на его основе проанализировать и описать социокультурную политику тоталитарного государства. Наиболее всеобъемлющим и подходящим ракурсом для решения данной задачи, автору видится социально-философский подход, позволяющий интегрировать в единое целое исторические, культурные, политические, социальные и философские аспекты данной проблемы и способствующий её наиболее целостному раскрытию.

Степень научной разработанности проблемы тоталитарного государства и его социокультурной политики в области физической культуры, рассматриваемой в диссертационном исследовании, недостаточна. Наиболее хорошо разработанным аспектом исследования являются общие вопросы тоталитаризма, его возникновения и развития, намного меньше литературы, посвящённой его социокультурной политике (причём рассматривается, как правило, не социокультурная, а отдельно социальная и культурная политика тоталитаризма), по существу отсутствуют работы, специально посвященные социокультурной политике тоталитарных режимов в области физической культуры. В то же время, указанные частные вопросы в той или иной степени поднимаются в общих работах по тоталитаризму.

Пионерами в изучении и осмыслении тоталитарной проблематики стали российские учёные и мыслители, негативно воспринявшие революцию 1917 г.: H.A. Бердяев, С. Н. Булгаков, И. А. Ильин, Н. И. Новгородцев, В. В. Розанов, И. Л. Солоневич, П. А. Сорокин, П. Б. Струве, Г. П. Федотов, C.JI. Франк и другие. На основе социокультурного и культурно-исторического подходов этими авторами были выдвинуты первые концептуальные модели тоталитаризма, сформулированы основные черты тоталитарной идеологии и признаки тоталитаризма, исследованы его корни и истоки, а также дана критика социокультурной политики тоталитарного государства, в том числе и в области физической культуры и спорта (И.Л. Солоневич, Г. П. Федотов). Несмотря на весьма значительный вклад в изучение и осмысление данной проблемы, указанные авторы всё же не смогли дать всеобъемлющее описание тоталитаризма, что имело объективные исторические причины. Тем не менее, работы авторов данного направления стали основополагающими теоретическими. и фактологическими источниками диссертационного исследования.

Значительный вклад в исследование тоталитарной проблематики внесли западные исследователи этого феномена: Т. Адорно, Р. Арон, X. Арендт, 3. Бжезинский, Ф. Боркенау, А. Камю, М. Кертис, Дж. Киркпатрик, И. Кристолл, Г. Маркузе, Э. Морен, Дж.Б. Мур, X. Ортега-и-Гассет, К. Поппер, Т. Ригби, Г. Спиро, Р. Такер, Дж. Талмон, Й. Фест, Ф. Фюре, Э. Фромм, С. Хантингтон, М. Хоркхаймер, Ф. Хайек, Д. Хоскинс, Л. Шапиро, К. Ясперс и др. В результате, на Западе сложилось 9 основных направлений и систем взглядов на тоталитаризм, однако ни одному из них, в силу их односторонности не удалось, как справедливо отмечал в своей диссертации Э. Г. Соловьёв, создать целостную, всеобъемлющую и адекватную сложности изучаемого феномена описательную конструкцию. Поэтому, работы западных авторов послужили в основном фактологическими и частно-теоретическими источниками исследования.

Заметный вклад в осмысление и изучение общих и частных аспектов тоталитаризма внесли работы восточно-европейских и советских диссидентских авторов: А. Авторханова, М. Восленского, М. Джиласа, Ж. Желева, А. Зиновьева, A.B. Мая, И. Шафаревича и др., которые выгодно отличаются от работ их западных коллег хорошим знанием «изнутри» исследуемого вопроса.

Основным методологическим недостатком работ советского периода, посвященных проблеме тоталитаризма, является на наш взгляд, очевидный дисбаланс общего и особенного в описании тоталитаризма в сторону приоритетности особенного, вызванный методологическим запретом на сравнение различных тоталитарных режимов. По этой причине советским авторам не удалось создать общей модели тоталитаризма, и у них можно найти лишь более-менее удачные критические описания отдельных его вариантов: маоизма, нацизма, итальянского фашизма, сталинизма. Идеологическая и методологическая ангажированность значительно снижает ценность работ советских авторов, поэтому нами были использованы лишь отдельные работы A.A. Галкина, М. П. Капустина, Д. Е. Мельникова, В. Г. Мережковского, П. Ю. Рахшмира, JI.E. Чёрной.

Значительно полнее проблема тоталитаризма разработана в современной российской науке, где можно выделить работы Ю. П. Аверина, М. Б. Бекова, А. П. Бутенко, А. П. Большакова, К. С. Гаджиева, И. А. Гобозова, А. Г. Дугина, Г. В. Егорова, A.A. Кара-Мурзы, Р. Х. Кочесокова, A.C. Панарина, Э. А. Позднякова, Н. В. Работяжева, Э. Г. Соловьёва, В. М. Харитонова, A.B. Шубина, А. П. Цыганкова, С. А. Чернова и других авторов. Тоталитаризм описан в них с исторических, политологических, социологических и философских позиций. Однако, несмотря на значительные достижения, общая концепция тоталитаризма у отечественных авторов ещё не вполне сложилась, как и у их западных коллег. Тем не менее, исследования и разработки отечественных авторов внесли решающий вклад в становление авторской концепции тоталитаризма.

Социокультурная политика рассматривается в данной работе в ракурсе введённого П. Сорокиным понимания социокультурного, как синтезно- ^ интегрального рассмотрения социальных и культурных явлений и процессов.

Поэтому, в рамках социокультурной политики социальная и культурная политика I рассматриваются в их интегральном единстве, как взаимосвязанные и взаимовлияющие компоненты единого целого, что, как правило, отсутствует в подавляющем большинстве работ, посвящённых тоталитаризму. —;

Культурная политика тоталитарного государства и различные аспекты тоталитарной культуры рассматриваются в работах Т. Адорно, К. Аймермахера, Т. В. Беловой, В. В. Глебкина, М. Геллера и Л. Некрича, Л. А. Гордона и Э. В. Клопова,.

М.П. Капустина, Т. П. Коржихиной, H.A. Купиной, Д. Кречмара, Г. Маркузе, Т.Э. О" Коннора, X. Ортеги-и-Гассета, O.A. Платонова, В. В. Савельева и других авторов. Осмысление сути тоталитарной культуры можно найти в работах Т. Адорно, Н. Бердяева, Г. Маркузе, X. Ортеги-и-Гассета, П. Сорокина, Г. Федотова. В целом, работы описывающие реалии тоталитарной культуры, дают неплохой фактологический материал для её понимания и оценки.

Проблемы социальной политики тоталитаризма раскрываются в работах А. Зиновьева, В. В. Крамника, Рю Хе Джуна, Е. М. Харитонова, сборнике «Общество и власть"£181], а также в работах советских авторов — А. К. Белых, И. Х. Пулатова, Ю. А. Тихомирова, В. П. Фёдорова, посвящённых проблемам управления при социализме. Данные работы дают представление о социальных системе и политике в СССР, однако, социальная политика рассматривается в них в отрыве от культурной, хотя именно культура во многом определяет социальную систему, а та, в свою очередь, влияет на культуру.

Важнейшее значение для понимания социокультурной политики тоталитарного государства имеют, на наш взгляд, социально-психологические методы исследования и подходы, содержащиеся в работах А. П. Большакова, Г. Г. Диллигенского, Г. Лебона, В. В. Крамника, Э. Канетти.

Нам известно немного отечественных работ, в которых содержался бы критический анализ тоталитарной политики в области физической культуры и спорта. Среди работ советских авторов можно выделить диссертацию В. Г. Мережковского 1986 г. В целом работа даёт хорошее представление о характере и состоянии физической культуры и спорта в гитлеровской Германии, однако, используемая автором методология изолирует изучаемый феномен от его аналогов в других тоталитарных государствах, что делает её односторонней.

Среди изученных работ советских авторов, посвящённых реалиям физической культуры и спорта в СССР, преобладает пропагандистско-апологетический подход к данному явлению, что требует к ним критического отношения.

Наиболее открыто и откровенно принципы и основы советской физкультурной политики излагаются в публикациях советских авторов 1920;х гг., в частности у А. К. Гастева, Д. А. Крадмана, A.B. Луначарского, Н. И. Подвойского, H.A. Семашко.

Критика советской системы физического воспитания содержится в основном в работах П. И. Жукова, Т. А. Петровой, В. Т. Царика.

Различные аспекты современного, в том числе советского спорта, рассматриваются в диссертациях В. У. Агеевица, В. Д. Асаулова, H.H. Бугрова, H.H. Визитея, В. М. Выдрина, Е. Ф. Долгополовой, A.M. Леонтюка, J1.A. Финогеновой, О. С. Шустера.

В современной российской науке рассмотрению проблемы физической культуры и спорта в тоталитарной системе уделяется неоправданно мало внимания, в связи с чем, она фактически является неразработанной. Наиболее серьёзно эта проблема поднимается в монографии М. Я. Сарафа 1994 г., также можно отметить публикации Л. И. Лубышевой 1992 г. и A.A. Трошина 1997 г. В работах И. М. Быховской и В. А. Подороги рассматривается существование и осмысление человеческой телесности в тоталитарных системах.

В зарубежной литературе отражены довольно обширные разработки, посвящённые анализу и критике «тоталитарных» физической культуры и спорта. Среди них можно отметить работы X. Бернета, К. Дима, Г. Люшена, П. Макинтоша, Г. Мортона, Г. Фризе. Однако, некоторые из них несут в себе элементы субъективизма и односторонности, свойственной периоду «холодной войны». Наиболее продуктивным представляется подход тех зарубежных авторов, которые пытаются критически осмыслить значение, место и роль физической культуры и спорта в современной цивилизации в целом, а не только в тоталитарных государствах, являющихся её частью. Такой подход характерен для Т. Адорно, Т. Веблена, Г. Люшена, X. Ленка, X. Ортеги-и-Гассета, Дж. Сантаяны, X. Служера, Й. Хёйзинги, М. Шелера, Ж. Эллюля, К. Ясперса. Идеи этих авторов вполне применимы и к реалиям физической культуры и спорта при тоталитаризме. Важно отметить, что в процессе критики современных форм физической культуры данные авторы зачастую повторяют малоизвестные высказывания и проекты советских теоретиков тоталитарной физической культуры 1920;х гг.- А. К. Гастева, Д. А. Крадмана и др. Это ещё раз подтверждает важность изучения теории и практики тоталитаризма для понимания места и роли физической культуры и спорта в современной цивилизации.

Таким образом, можно констатировать как наличие значительных разработок по рассматриваемой в диссертационном исследовании проблематике, так и необходимость её дальнейшего изучения и обобщения уже достигнутых в данной области результатов.

Цель исследования состоит в том, чтобы дать объективное, неидеологизированное обобщённое описание тоталитарной системы её сущности и её проявления в социально-культурном аспекте физической культуры и спорта, раскрыть в целостном, систематизированном виде особенности социокультурной политики тоталитарного государства в области физической культуры и спорта, оценить её значение с современных позиций, выявить специфические тоталитарные приёмы, методы и тенденции развития социокультурной политики, показать её реальные негативные последствия, способствуя тем самым их искоренению.

Задачами исследования являются:

1. Описание и критический анализ тоталитарной системы, как социального и культурного феномена, в той или иной степени проявленного в конкретной истории;

2. Углубление и конкретизация представлений о тоталитаризме путём его структурно-генетического анализа как системы;

3. Характеристика социокультурной политики тоталитарной государственной системы, выявление её природы и специфики;

4. Показ места и роли политики в области физической культуры и спорта в структуре социокультурной политики тоталитарного государства, её целей, ценностей, приоритетов, методов, особенностей функционирования и последствий.

Предметом исследования является тоталитарное государство и его социокультурная политика в области в области физической культуры и спорта.

Методологическая база диссертации: В диссертационном исследовании использовались методы сравнительного и логического анализа и теоретического обобщения литературы и источников, методы структурно-генетического и системного анализа и синтеза. Структура работы основана на использовании метода нисхождения от общего к частному и, наоборот, при описании и анализе тоталитарной системы и её социокультурной политики. В исследовании автор исходил из принципов многомерности и многослойности исследуемого объекта, диалектической взаимосвязи в нём части и целого.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нём:

— произведён собственный анализ и описание тоталитаризма как системы, с выделением его системообразующего фактора и ряда неотъемлемых атрибутов;

— раскрыта динамика развития тоталитарной системы, в том числе действующие в ней механизмы социокультурной деградации, приводящие к её неизбежной стагнации и распаду;

— проанализированы и показаны природа, основные цели, ценности, направления и методы социокультурной политики тоталитарного государства;

— рассмотрена социокультурная политика тоталитарного государства в области физической культуры и спорта, с анализом её целей, особенностей и результатов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Тоталитаризм является особой системой, имеющей свой системообразующий фактор и ряд неотъемлемых атрибутов обладающей определёнными универсальными закономерностями развития во времени, проявляющимися в её социокультурной политике.

2. Социокультурная политика тоталитарного государства детерминирована его свойствами как системы и служит закономерным выражением этих свойств.

3. Реализация «ценностей» и целей тоталитаризма в его социокультурной политике включает в обществе механизм социокультурной деградации, приводящий общество к прогрессирующему упадку, а тоталитарную систему в конечном итоге — к распаду.

4. Основная цель тоталитарной социокультурной политики заключается в превращении людей в оптимальные объекты управленческих манипуляций.

5. Физическая культура и спорт в силу сочетания в себе потенциалов биологического и социального управления человеком играют особую роль в тоталитарной системе, поскольку их основная задача в данном случае заключается в кинестетическом программировании человека, для его утилитарно-прагматического использования, результатами которого становятся биороботизация и анимализация людей, приводящая их к социокультурной деградации.

Теоретическая и практическая значимость работы определяется возможностью использования её результатов:

— для дальнейшей разработки всеобъемлющей концепции тоталитаризма и его социокультурной политики;

— в качестве концептуальных и справочно-аналитических материалов соответствующими органами государственного управления;

— в образовательной системе, для разработки на их основе учебных пособий и лекционных курсов для специалистов в области управления, физической культуры, культурологии, политологии, социологии.

Апробация работы проходила в следующих формах:

1. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на совместном заседании кафедры культурологии, политологии и социальной антропологии и кафедры философии и социологии РГАФК.

2. Результаты исследования по теме диссертации в течение 1997;99 гг. были представлены в докладах и сообщениях на 4-х всероссийских и межвузовских конференциях, в частности конференции «Социальная антропология на пороге XXI века» (Москва 1997), а также в научных (сумм, объём 1,3 п. л.) и учебно-методических публикациях автора.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трёх глав (восьми параграфов), заключения и списка литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итоги, на наш взгляд, можно констатировать достижение основных целей и задач диссертационного исследования.

Важнейшее значение имеет произведённое в работе описание социокультурных корней и предпосылок тоталитаризма и его политической методологии, имеющих универсальный характер, так как, на наш взгляд, именно тоталитарные тенденции в культуре в сочетании с использованием политической методологии, свойственной тоталитаризму, зачастую исподволь и незаметно на первый взгляд, ведут к становлению тоталитарной системы. Югославские события 1999 г. наглядно демонстрируют пример использования свойственной тоталитарным режимам методологии, когда апологеты демократии и либерализма готовы отбросить свои «демократические» одежды и прибегнуть к фактически тоталитарному, силовому утверждению «либеральных ценностей», к жестокому насаждению «нравственности», к нетерпимой проповеди «терпимости», насильственному насаждению «свободы». Использование подобной политической методологии свидетельствует о том, что мы, возможно, являемся свидетелями постепенного перерождения западных либеральных «демократий» в новую разновидность правой версии тоталитаризма, как это уже наблюдалось в истории. Таким образом, идеи и выводы диссертации находят своё подтверждение в политических реалиях современного мира. Достаточно очевидно, что подобные события не только угрожают национальной безопасности России, но и могут способствовать усилению тоталитарных тенденций в стране.

Подобные процессы и факты ещё раз подтверждают важность разработки, как общей концепции тоталитарной системы, так и её более частных аспектов и проявлений. Именно в этом направлении и был сделан шаг в данной работе, что находит подтверждение в её наиболее общих выводах, которые можно сформулировать следующим образом:

1. Сущность тоталитаризма заключается в стремлении некоторого властвующего субъекта к тотальной власти над управляемым объектом, то есть в у достижении тотального контроля и управляемости объекта. В качестве явления в данном случае выступает тоталитарная система, сущность которой и является её системообразующим фактором.

2. Основой генезиса тоталитаризма в ходе исторического процесса становится наличие в обществе тоталитарных идей, концепций, управленческих методологий и прочих тоталитарных тенденций в культуре, способствующих становлению жёсткой, тотальной власти.

3. Социокультурная политика тоталитарного государства обусловлена общими особенностями тоталитарной системы, её системообразующим фактором и сущностными атрибутами, закономерной проекцией которых она является.

4. Физическая культура и спорт занимают значительное место в жизни v общества и играют важнейшую роль в социокультурной политике тоталитарного государства, что обусловлено, прежде всего, сочетанием в этой сфере культуры аспектов биологического и социального управления, делающих её незаменимой в деле достижения тотальной управляемости индивидов и масс.

5. Тоталитаризм как государственная политическая система является неэффективным, на сколько-нибудь длительных исторических интервалах времени, прежде всего, в силу его стремления к тотальной власти над объектами управления, побуждающей способствовать их систематическому упрощению и унификации. Подобные процессы неизбежно приводят тоталитарную систему к деградации. Соответственно социокультурная политика тоталитаризма приводит в итоге к деградации общества и культуры, в том числе и физической.

Исходя из общих выводов диссертационного исследования и более частных выводов, сформулированных по главам работы, можно предложить и некоторые рекомендации по возможному практическому применению теоретических выводов исследования.

Так, основным препятствием проявлению, развитию и формированию тоталитаризма, на наш взгляд, могло бы стать широкое развитие общественного и индивидуального самоуправления, как наиболее надёжного способа пресечения любых властных злоупотреблений. Широкое развитие самоуправления способно избавить общество от комплекса «твёрдой руки», будто бы способной решить все проблемы, что и является одним из ключевых соблазнов тоталитаризма. Однако, становление подлинного самоуправления невозможно без формирования духовно и интеллектуально развитых и независимых личностей, составляющих его естественную основу.

Необходимо дальнейшее изучение, выявление и, прежде всего, широкое обсуждение тоталитарных идей, концепций, тенденций культуры, а особенно соответствующих политических технологий и механизмов. Очевидно, что законодательство должно создавать препятствия для проявлений тоталитарной политической методологии, в том же направлении желательно осуществлять и государственное строительство. Выявление особенностей и специфики тоталитарной политики может, на наш взгляд, способствовать решению этих задач. Поэтому, выявленные в диссертационном исследовании особенности тоталитарной социокультурной политики могут послужить своего рода отрицательным аналогом творческой деятельности вообще и в сфере управления в частности.

В области физической культуры желательно было бы развивать именно те её виды, которые слабо развивались или подавлялись при тоталитаризме, избегать разрыва массового и большого спорта. Разумно было бы обратить внимание на развитие более гуманных и эстетически совершенных видов физической культуры и спорта, не способствующих развитию агрессивности. В то же время логично было бы в большей мере связывать различные силовые виды спорта с системой военно-патриотического воспитания и соответствующими государственными структурами для противодействия возможным проявлениям агрессии в социально приемлемых рамках.

Вместе с тем опыт государственного регулирования этой сферы, мог бы быть использован для улучшения физического воспитания и образовательной системы, прежде всего в структурно-содержательном переосмыслении всей системы образования, которая, по-прежнему, во многом носит функционально ориентированный, авторитарный характер. Следует отметить также, что в настоящее время в государственной поддержке нуждается вся сфера культуры.

При этом более частные рекомендации по улучшению и развитию социальной и культурной сфер общества в целом и сферы физической культуры и спорта в частности, могут, на наш взгляд, быть без затруднений выведены на основе представленных в исследовании материалов соответствующими органами и структурами управления в соответствии с задачами стоящими перед обществом и.

187 государством.

В заключение, хотелось бы высказать пожелание, что начатые в диссертации исследования получат дальнейшее развитие в работах других авторов и будут способствовать совершенствованию социальной, политической и культурной сфер общества, подъёму его политико-управленческой культуры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.П. Системы социального управления в обществе: модель социологического анализа. Дисс. д. соц. н. — М., 1997, — 434 с.
  2. В.Б. Свобода личности и расовая гигиена. // Наследие предков. 1997. -№ 3, — С. 24−29.
  3. А. Технология власти. Fr./ Main: Посев, 1976. 709 с.
  4. С.Л. Гитлеризм, сталинизм, тоталитаризм: реальности и понятия. // Полис,-1995, — № 3, — С. 94−97.
  5. В.У. Методология и организационно- педагогические факторы совершенствования управления физической культурой в современном социалистическом обществе: Автореф. Дисс. д. пед. н. М., 1986. — 55с.
  6. М. Идеология национал большевизма, — Paris: Ymka — press, 1980. -321с.
  7. К.В. Физическая культура и советский образ жизни,— М.: Физкультура и п/ спорт, 1982.-238с.
  8. К. Политика и культура при Ленине и Сталине. 1917−1932 гг.- М.: Аиро-ХХ, 1998. 208с.
  9. Е.Я., Быховская И. М. Культурологические опыты,— М.: РИК, 1996. 115с.
  10. . Человеческая машина.- М.-Л.: ГИЗ, 1926, — 472с.
  11. Американская социологическая мысль. Тексты, — М.: МГУ., 1994. 496с.
  12. Н.К. Состояние и задачи физкультурного движения, — М.-Л.: Физкультура и спорт, 1930. 29с.
  13. Антология культурологической мысли.- М.: РОУ, 1996. -352с.
  14. АрендтХ. Истоки тоталитаризма.- М.: ЦентрКом, 1996. 672с.
  15. Р. Демократия и тоталитаризм,— М.: Текст, 1993. 303с.
  16. И.Л. Спорт в мире культуры. // Философия культуры. Межвузовский сборник научных статей, — Самара: Самарский ун-т, 1993, — С.86−99.
  17. Аристотель Политика. Афинская политая. М.: Мысль, 1997. — 458с.
  18. В.Д. Печать как эффективное средство формирования советскойсистемы физического воспитания народа (1917−1925гг.): Автореф. Дисс. к. ист. н. Киев, 1989, — 24с.
  19. В.Г. 4-я власть и 4 генсека,— М.: Кедр, 1994. 127с.
  20. В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление, — М.: Политиздат, 1986. 333с.
  21. М.Н. Правящие элиты и государственность пост коммунистической России,— М.: Изд. ИПП, 1996. 224с.
  22. JI.B. Государственная политика в сфере физической культуры и спорта. // Теория и практика физической культуры. М., 1999.-№ 5.-С.2−8.
  23. Э.Я. В мире утопии,— М.: Политиздат, 1989, — 317с.
  24. Ю.К. Тайные силы в истории России,— СПб.: Изд-во им. А. С. Суворина, 1996. -418с.
  25. М.Б. Социальная монополия: содержание, структура, функции. (Социально-философский анализ). Дисс. д. филос. н. Иркутск, 1996. — 250с.
  26. Т. Культура и власть,— М.: Философское общество СССР, 1991. 211с.
  27. А.К. Политическая организация общества и управление при социализме: Автореф. Дисс. д. филос. н. JL, 1967, — 35с.
  28. JI.C. Муссолини: диктатура и демагогия, — М.: Машиностроение, 1993. ^ 368с.
  29. Ф. Задачи спортинтерна и пролетфизкультуры,— М.: ГИЗ, 1923. 72с.
  30. Бестужев- Лада И. В. Россия накануне XXI века. 1904−2004, — М.: РПА, 1997. -230с.
  31. H.A. Истоки и смысл русского коммунизма,— М.: Наука, 1990. 220с.
  32. H.A. Новое средневековье.- М.: Феникс, 1990. 84с.
  33. H.A. Самопознание,— М.: ДЭМ, 1990. -336с.
  34. H.A. Смысл истории,— М.: Мысль, 1990. 176с.
  35. H.A. Судьба России,— М.: МГУ, 1990. 256с.
  36. H.A. Философия неравенства,— М.: ИМА пресс, 1990. — 288с.
  37. П.А. Деятельность коммунистической партии по дальнейшему подъёму культурного уровня советского народа в предвоенные годы. Дисс. к. ист. н.-М., 1962. -276с.
  38. О.С. Коммунистическая элита. Сущность, технология власти (19 211 927гг.). Дисс. к. полит, н, — М., 1997. 188с.
  39. ., Повель Л. Утро магов,— М.: Миф, 1991. 80с.
  40. Н. Биомеханика для инструкторов,— М.: Нов. Москва, 1926. 184с.
  41. A.A. Вопросы социализма.- М.: Политиздат, 1990. 472с.
  42. A.A. Всеобщая организационная наука (Тектология). В 3-х ч, — М, — Л.: Книга, 1925−1929.
  43. A.A. О пролетарской культуре (1904−1924).- М.: Книга, 1924. 344с.
  44. А.П. Практикум по истории европейского фашизма, ч.1, — Челябинск: ЧГУ, 1997.-410с.
  45. В.И. Психоэнергетика мышления.- М.: Фаир, 1997. 272с.
  46. Бжезинский 3., Хантингтон С. Политические системы США и СССР.- Вып. 1,2,-М.: Прогресс, 1964−1965.
  47. С.В. Структура и функции современного спорта.- М.: МОГИФК, 1983. У 72с.
  48. С. В. Цикличность в социальных системах: Автореф. Дисс. к. филос. н, — Ростов-Дон, 1997. 23с.
  49. H.H. Международные связи советских спортивных организаций (19 171 967).: Автореф. Дисс. д. пед. н, — М., 1968. 36с.
  50. А.П. Тоталитаризм в России и пути его преодоления. // Соц.- полит. Журнал, — 1994. № 9−12- 1995. -№ 1.
  51. Н.И. Избранные произведения. М.: Политиздат, 1988. — 499с.
  52. И.М. Человек телесный в социокультурном пространстве и времени. -М.: ФОН, 1997.-209с.
  53. Бюрократия и общество (Сборник). М.: Фил.Общ. СССР, 1991. — 250с. ^
  54. М.А. Сущность и принципы управления социалистическим обществом. Дисс. к.филос.н. Л., 1970. — 305с.
  55. Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984. — 368с.
  56. H.H. Спортивная деятельность как социальный феномен. Дисс. д.филос.н. Кишинёв, 1985. — 406с.
  57. Н. Кибернетика. М.: Сов. Радио, 1968. — 326с.
  58. Ю. Путь к апокалипсису: стук в Золотые врата. М., 1998. — 395с.
  59. М.С. Номенклатура. М.: Сов. Россия, 1991. — 624с.
  60. Всемирный научный конгресс: Спорт в современном обществе. М.: Физкультура и спорт, 1982. — 528с.
  61. В центре паутины. / Пер. с англ. М.Иванова. М.: Терра, 1997. — 184с., илл.
  62. В.М. Советская физическая культура как феномен культурной революции в СССР: Автореф. Дисс. д. пед. н. М., 1980. — 41с.
  63. В.М. Спорт в современном обществе. М.: Физкультура и спорт, 1980. -272с.
  64. В.М. Теория физической культуры. (Культуроведческий аспект). Л.: ГДОИФК, 1988. — 45с.
  65. К.С. Политическая наука. М.: Сорос- Межд.отн., 1994. — 400с.
  66. К.С. Тоталитаризм феномен XX века. // Вопр.философии. — 1992. -№ 2. — С. 3−25.
  67. Г. В. Концепции власти в итальянской политологии рубежа Х1Х-ХХ веков: (Политические теории Г. Моски и В.Парето. Опыт сравнительного анализа) АН СССР. Инст. Гос-ва и права. М., 1988. — 259с.
  68. A.A. Германский фашизм. М.: Наука, 1967. — 400с.
  69. P.A. Очерки русской утопической мысли 20в. М.: Наука, 1992. — 203с.
  70. А.К. Как надо работать. М.: ВЦСПС, 1924. — 116с.
  71. А.К. Как надо работать. М.: Экономика, 1966. — 472с.
  72. А.К. Новая культурная установка,— М.: ЦИТ, 1923. 49с.
  73. Й. Дневники 1945г. Последние записи. Смоленск: Русич, 1993. — 416с.
  74. Р. Кризис современного мира. М.: Арктогея, 1991. — 160с. ^
  75. Р. Царство количества и знамения времени,— М.: Беловодье, 1994. 304с. ^
  76. М., Некрич А. Утопия у власти. В 3-х кн. М.: МИК, 1995.
  77. А. Моя борьба. Ашхабад: Т-ОКО, 1992. — 598с.
  78. В.В. Ритуал в советской культуре. М.: Янус-К, 1998. — 168с.
  79. И.А. Философия политики. -М.: Теис, 1998. 154с.
  80. М. Россия на перекрёстке двух дорог. // Москва. 1997. — № 8. — С. 130 140.
  81. С.А. «Анатомия антисистемы: к вопросу о природе тоталитарныхобществ. Киров, 1991. — 99с.
  82. Гордон J1.A., Клопов Э. В. Что это было? М.: Политиздат, 1989. — 319с.
  83. Гундрик-Кларк Н. Оккультные корни нацизма. М.: Евразия, 1995. — 244с.
  84. ГуревичП.С. Философия культуры, М.: Аспект-пресс, 1994. — 316с.
  85. . История гестапо. Смоленск: Русич, 1993. — 480с.
  86. . Фуко. М.: ИГЛ, 1998. — 172с.
  87. Г. С. Ленин об охране здоровья трудящихся и физической культуре. М.: Физкультура и спорт, 1981. — 152с.
  88. Ф.М. Собр.соч. в 7 т. М.: Lexica, 1994.
  89. М. Лицо тоталитаризма. М.: Новости, 1992. — 541с.
  90. . Хищная власть. М.: ТОО Поматур, 1997. — 128с.
  91. Т.М., Орлова Э. А. Основы социокультурного проектирования. М.: РИК, 1995. — 150с.
  92. Г. Г. Социально- политическая психология. М.: Наука, 1994. -304с.
  93. Т. Адаптация и здоровье, выживание и экология человека. М.: Витязь, 1994. — 325с.
  94. Е.Ф. Социально- педагогические аспекты пропаганды физической культуры и спорта в период построения социализма: Автореф. Дисс. к.пед.н. -Малаховка, 1987. 23с.
  95. А.Г. Консервативная революция. М.: Арктогея, 1994. — 352с.
  96. А.Г. Конспирология. М.: Арктогея, 1992. — 144с.
  97. А.Г. Метафизика Благой Вести. М.: Арктогея, 1996. — 264с.
  98. А.Г. Мистерии Евразии. М.: Арктогея, 1996. — 200с.
  99. А.Г. Тамплиеры пролетариата. М.: Арктогея, 1997, — 326с.
  100. Г. В. Утопический идеал и тоталитарная идеология: истоки и внутренняя сущность: Автореф. Дисс. к.ист.н. Н. Новгород, 1994, — 25с.
  101. И. Тоталитарность и соборность: два лика русской культуры. // Грани. М. — 1993, — № 167.- С. 183−210.
  102. . Фашизм. Тоталитарное государство. М.: Новости, 1991. — 335с.
  103. Жизнь и власть в работах М.Фуко./Реф. Сб. под ред. Сокулера З. А. М.: ИНИОН РАН, 1997. — 134с.
  104. H.B. Системный подход и целевое управление в спорте. Киев: Здоровья, 1984. — 144с.
  105. В.И. Физическая культура в системе научной организации труда. -М.: МОГИФК, 1982. 108с.
  106. П.И. Об извращениях и ошибках в теории физического воспитания. -М.: Физкультура и спорт, 1951. 16с.
  107. А. Зияющие высоты. Lausanne: L’Age d’Homme, 1976. — 563с.
  108. A.A. Коммунизм как реальность. Кризис коммунизма. М.: Центрполиграф, 1994. — 495с.
  109. С.Н. Феномен тоталитаризма. (Социально-философский аспект): Автореф. Дисс. к. филос.н. М., 1991. — 24с.
  110. A.M. Логика кошмара,— М.: Русский Вестник, 1993. 192с.
  111. И.А. Наши задачи. В 2-х т. М.: Рарог, 1992.
  112. Империя фарисеев. / Сост. Барзилов С. И. Саратов: Детская книга, 1994. -400с.
  113. Л.Г. Исследования по тоталитаризму: в поисках нового обоснования концепции. // Политические исследования. № 2.- 1997, — С. 180- 192.
  114. М.С. Философия культуры. СПб.: ТОО Петрополис, 1996. — 416с.
  115. .А. Физкультура для всех, — М.-Л.: Молодая гвардия, 1927. 160с.
  116. Г. В., Родионов А. Н. Политические системы современности,— М.: Онега, 1994. 224с.
  117. А. Миф о Сизифе. Бунтарь. Мн.: ООО Поппури, 1998. — 544с.
  118. Э. Масса и власть. M.: Ad Marginem, 1997. — 528с.
  119. МП. Конец Утопии? М.: Новости, 1990. — 594с.
  120. Кара-Мурза A.A. Социальная деградация как феномен исторического процесса. Дисс. д. филос. н. М., 1994. — 262с.
  121. Кара-Мурза С. Сноп индивидуумов или коммуна личностей. // Наш Современник, — 1996, — № 6, — с. 170−182,
  122. Кентавр перед Сфинксом (Германо-Российские диалоги). М.: Апрель-85, 1995.-355с.
  123. П.М. К новой культуре. Пг.: ГИЗ, 1921. — 91с.
  124. Г. Крылья холопа. New-York: Россия, 1972 — 485с.
  125. Л.Н., Вишневский Ю. П. Очерки теории социалистической культуры. -Свердловск, Сев. Ур. кн.изд., 1972. 169с.
  126. Коммунизм и культура. М.: Наука, 1966. — 472с.
  127. Коммунистический интернационал. 1935,-№ 16−17.
  128. Г. В. Стандарты и стандартизация в материальной и духовной жизни общества. Дисс. к. филос.н. Л., 1980. — 185с.
  129. Т.П. Извольте быть благонадёжны! М.:РГГУ, 1997. — 372с.
  130. Р.Х. Феномен тоталитаризма. Ростов / Дон: ИРУ, 1992. — 100с.
  131. Д.А. Физическая культура как часть культурно просветительной работы. — Л., 1924. — 87с.
  132. Крадман Д. А Физическая культура в СССР в годы развитого наступления социализма по всему фронту (1930−1934). Дисс. к.пед.н. М., 1950. —268с.
  133. В.В. Социально- психологический механизм политической власти. -Л.: Изд-во ЛФЭИ, 1991. 159с.
  134. Д. Политика и культура при Брежневе, Андропове и Черненко. 197 085гг. М.: АИРО-ХХ, 1997. — 320с.
  135. Культурология. XX век. Антология. М.: Юрист, 1995. — 703с.
  136. . Уч. пособие. Ростов / Дон: Феникс, 1996. — 575с.
  137. H.A. Тоталитарный язык. Екатеринбург — Пермь: ЗУУНЦ, 1995. -144с.
  138. Е.С. Власть и управление. Единство и взаимодействие в обществе. Дисс. к. филос.н. М., 1996. — 132с.
  139. И. Красная симфония. // Молодая гвардия, — 1992, — № 3−4, — С. 144 202.
  140. Г. Психология социализма. Спб.: Макет, 1995. — 541с.
  141. Г. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995. — 316с.
  142. X. Размышления о современной технике. М.: Аспект- Пресс, 1996. -183с.
  143. Ленин и Сталин. Сб. произведений в 3-х т. М.: Партиздат, 1936−37.
  144. В.И. Государство и революция. М.: Политиздат, 1983. — 160с.
  145. В.И. Последние письма и статьи. М.: Политиздат, 1980. — 71с.
  146. A.M. Спорт как социокультурный феномен. Дисс. к. филос.н. СПб., 1996. — 105с.
  147. К. Избранное. М.: Рарогъ, 1993. — 400с.
  148. Г. С. Карл Маркс- злейший враг российских большевиков. М.: Конкорд-ЛТД, 1993. — 112с.
  149. К. Агрессия. М.: Прогресс — Универс, 1994.-272с.
  150. Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. -М.: ГЦИФК, 1992. 122с.
  151. A.B. Мысли о спорте. М.: Огонёк, 1930. — 44с.
  152. Май A.B. Модели господствующей идеологии. М., 1997. — 384с.
  153. Н. Государь. СПб.: Азбука, 1997. — 192с.
  154. А.Г. О моём отце Г. Маленкове. М.: ИРИЦ Фермер, 1992. — 120с.
  155. Г. Одномерный человек. M.: REFL-book, 1994. — 368с. р/
  156. Д., Чёрная Л. Преступник номер один. Нацистский режим и его фюрер. М.: АПН, 1981. — 432с.
  157. В.Г. Спорт как фактор идеологической обработки молодёжи в фашистской Германии и его проявление на современном этапе буржуазного спортивного движения. Дисс. к. пед. н. Вологда, 1986. — 169с.
  158. Д.С. Больная Россия. Л.: ИЛУ, 1991. — 272с.
  159. Мёртвая вода. От социологии к жизнеречению. (Концепция общественной безопасности России). В 2-х ч. М.: Изд-во МКУ, 1998.
  160. Мистерия Дао. Мир „Дао дэ цзина“. / Сост. A.A. Маслова. М.: Сфера, 1996. -512с.
  161. Материалы итоговой научной конференции студентов и молодых учёных РГАФК. М.: ФОН, 1997. — 154с.
  162. В.А. Механика вырождения. Варшава, 1910. — 192с.
  163. Ш. Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1955. — 799с.
  164. В.А. Методологический аспект исследования научных основ управления социально-культурными процессами (на примере физической культуры). Дисс. к. филос. н. — Л., 1972. — 213 с.
  165. Мир России Евразия. Антология. /Сост. Л. И. Новикова.- М.: Высш. шк., 1995. 399с.
  166. К.Х. Социум. Общество. История. М.: Наука, 1994. — 239с.
  167. Э. О природе СССР: тоталитарный комплекс и новая империя. М.: РГГУ, 1995, — 220с.
  168. Морфология культуры. Структура и динамика. М.: Наука, 1994, — 415с.
  169. . Доктрина фашизма. Париж: Возрождение, 1938, — 60с.
  170. Мыслители русского зарубежья. Бердяев, Федотов. СПб.: Наука, 1992.-464с.
  171. На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. / Сост. П. В. Алексеев.- М.: Политиздат, 1990, — 528с.
  172. .И. Тайные страницы истории. М.: ИГЛ, 1995, — 512с.
  173. Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. М.: REFL-book, 1994, — 352с.
  174. Ф. Соч.: В 2-х т. М.: Крон-пресс, 1998.
  175. Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986, — 452с.
  176. А.Д. Средства и методы физического воспитания. Дисс. к. пед. н. -М., 1946,-216с.
  177. В.В. Сочетание государственных и общественных начал в управлении физкультурным движением. Дисс. к. пед. н. М., 1973.- 181с.
  178. Е. О тоталитарных государствах как химерах. // Континент-М.Париж.-1981,-№ 29,-С.273−283.
  179. Общество и власть. 1930-е годы. / Ред. А. К. Соколов. М.: РОССПЭН, 1998,-352с.
  180. ОЖоннор.Т. Э. Ан. Луначарский и советская политика в области культуры. -М.: Прогресс, 1992.-232с.
  181. Олимпийская энциклопедия. / Ред. С. П. Павлов.- М.: Сов. Энциклопедия, 1980.-415с.
  182. Основные постановления, приказы и инструкции по вопросам советской физической культуры и спорта. 1917−1957гг. / Сост. И. Г. Чудинов. М.: Физкультура и спорт, 1959. — 302с.
  183. О предупреждении проявлений фашистской опасности в РФ: Мат. Парл. Слушаний, — М.: РИО ГД РФ, 1995, — 96с.
  184. Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. М.: Весь мир, 1997.-704с.
  185. Ортега-и-Гассет X. О спортивно-праздничном чувстве жизни. // Филос. науки,-1991,-№ 12,-С.137−152.
  186. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М.: Наука, 1991.-408с.
  187. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры, — М.: Искусство, 1991,-588с.
  188. Дж. „1984“ и эссе разных лет,— М.: Прогресс, 1989, — 384с.
  189. A.C. Философия политики. М.: Наука, 1994, — 367с.
  190. Т.А. Физическая культура как элемент культуры социалистического общества. Дисс. к. филос. н. -Л., 1988.-136с.
  191. Г. А. Философско-культурологический анализ физической культуры и спорта. Челябинск: УГАФК, 1996, — 116с.
  192. Г. Застольные разговоры Гитлера. Смоленск: Русич, 1993, — 496с.
  193. Платон. Собр. Соч. В 4-х т. М.: Мысль, 1994.
  194. О. Русская цивилизация. М.: Роман-газета, 1995, — 224с.
  195. O.A. Тайная история России. XX век. Эпоха Сталина. М.: Москвитянин, 1996, — 320с.
  196. Н.И. Международное красное спортивное движение и его очередные задачи. Л.: ГИЗ, 1925, — 18с.
  197. Э.А. Философия политики. В 2-х ч. М.: Палея, 1994.
  198. Политика и культура: сб. научных трудов. Екатеринбург: УГУ, 1990, — 144с.
  199. Политическая культура учителей и уч-ся молодёжи: Межвуз. сб. науч. тр. -СПб.: РГПУ, 1991, — 126с.
  200. H.A. Философские основы физической культуры. Л.: ГОЛИФК, 1982. — 72с.
  201. Н.И. Социальные функции физической культуры и спорта. М.: Физкультура и спорт, 1974, — 310с.
  202. К. Открытое общество и его враги. Б 2-х т. М.: Финико, 1992.
  203. A.B. В паутине национализма. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 127с.
  204. В. Оккультный мессия и его рейх. М.: Молодая гвардия, 1992.-237с.
  205. И.Х. Сущность и методы управления общественными процессамипри социализме.(Соц. -филос.анализ). Дисс. к. филос. н. -М., 1985, — 157с.208. 50/50: Опыт словаря нового мышления. М.: Прогресс, 1989, — 560с.
  206. Н.В. История формирования понятия „тоталитаризм“. / Проблемы общ. полит, мысль в зеркале новой росс, политологии.- М.: ИМЭ и МО РАН, 1994. -С.47−81.
  207. Н.В. Политическая система тоталитаризма: сравнительный анализ. (На примере нацистской Германии и СССР). Дисс. к. полит, н. М., 1996, — 275с.
  208. Развитие социалистической культуры за годы советской власти и актуальные проблемы культурного строительства: Тез. докл. Пермь: ПГИК, 1987 — 192с.
  209. В. Психология масс и фашизм. СПб-М.: Универс. книга, 1997. -380с.
  210. Г. Говорит Гитлер. Зверь из бездны. М.: Миф, 1993. — 382с.
  211. П.Ю. Происхождение фашизма. М.: Наука, 1981, — 184с.
  212. Г. Л. Конец „третьего рейха“. М.: Межд. отн., 1985, — 352с.
  213. Г. Л. Сталин -Гитлер. Док. очерк. М.: Межд. отн., 1991, — 224с.
  214. Рю Хе Чжун Социальная политика советского государства. Дисс. к. полит, н. -М&bdquo- 1996. 227с.
  215. В.В. Очерки прикладной культурологии: генезис, концепция, совр. практика. 4.1. М., 1993, — 71с.
  216. М.Я. Спорт в системе культуры. Голицыно: ВИ ПВ РФ, 1994. — 74с.
  217. Э. Как орден организует войны и революции. М., 1995, — 128с.
  218. Сах Сварнкар М. Архетипы власти в Западноевропейской и Восточной традициях. -М.: РУДН, 1995, — 164с.
  219. Сборник руководящих материалов по физической культуре и спорту. М.: Профиздат, 1953. — 304с.
  220. H.A. Пути советской физкультуры. М.: ВСФК, 1926. — 111с.
  221. И.А. О духовно религиозных истоках тоталитаризма. // Изв. вузов Сев. -Кавк. региона. Общ. Науки. — Ростов/Дон. — 1996, — № 3, — С.55−60.
  222. М. Воскрешение героя. М.: Русское слово, 1994. — 64с.
  223. Н.М. Современные политические идеологии. СПб.: Высш.Адм.Шк, 1995. -48с.
  224. Э.Г. Феномен тоталитаризма в оценке представителей русского либерально- консервативного зарубежья и западной политологии: сравн. анализ.
  225. . к. полит, и. М., 1995, — 280с.
  226. Г. Г. Негативная диалектика. Алма-Ата: Гылым, 1990. — 192с.
  227. .Л. Молодёжь и ГПУ. София: Голос России, 1937. — 464с.
  228. И.Л. Гиревой спорт. М.: ВЦСПС, 1928. — 96с.
  229. И.Л. Диктатура импотентов. Новосибирск: Благовест, 1994,-203с.
  230. И.Л. Диктатура слоя. Буэнос-Айрес: Наша страна, 1956. — 176с.
  231. И.Л. Народная монархия. М.: Феникс, 1991. — 512с.
  232. И.Л. Россия в концлагере. София: НТСНП, 1936. — 291с. v
  233. И.Л. Россия в концлагере. Waschington: Vaulin, 1958. -512с. '<236. Сорокин П. А. Главные тенденции нашего времени. — М.: Ин-т социологии1. РАН, 1993. 195с.
  234. П. А. Общедоступный учебник социологии. М.: Наука, 1994. -560с.
  235. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. -543с.
  236. Социальная философия в конце ХХв. / Под ред. К. Х. Момджяна. М.: МГУ, 1991.-200с.
  237. Социальные аспекты управления. / Под ред. П. А. Белоусова. М.: Экономика, 1981. -216с.
  238. Социокультурные аспекты физической культуры и здорового образа жизни. ^ М.: Сов. Спорт, 1996. — 96с.
  239. И.А. Тайны российской истории XX века. Краснодар: Советская Кубань, 1997. — 128с.
  240. Спорт и образ жизни: Сб. статей. М.: Физкультура и спорт, 1979, — 278с. 1/
  241. СС А.Гитлера. / Пер. с англ. М.Иванова. М.: Терра, 1997. — 192с., илл.
  242. И.В. Вопросы ленинизма. М.: ГИПЛ, 1947. — 611с.
  243. И.В. Экономические проблемы социализма в СССР. // Молодая гвардия, 1993, — № 1. — С. 117−181.
  244. П.С. Спорт. Политика. Идеология. М.: Физкультура и спорт, 1984. — 128с.
  245. Д. Русские фашисты. М.: СП Слово, 1992. — 441с.
  246. В.И. Место физической культуры в системе явлений культуры.1. М.: ГЦОЛИФК, 1988. -27с.
  247. В.И. Методологические принципы определения понятий в процессе ^ научного исследования физической культуры и спорта. М.: ГЦОЛИФК, 1984. -100с.
  248. В.И. Философско-кульгурологический анализ физической ^ культуры. // Вопросы философии. 1988. — № 4, — С.78−91.
  249. П.Л. Спецоперации. М.: Олма-Пресс, 1997. — 688с.
  250. Суровая драма народа: учёные и публицисты о природе сталинизма. / Сост. Ю. П. Сенокосов. М.: Политиздат, 1989. — 512с.
  251. Тенденции социокультурного развития России. 1960−1990гг. / Ред. ^ И. А. Бутенко. М., 1996. — 520с.
  252. Ю.А. Государственная власть и проблемы управления в советском обществе: Автореф. Дисс. д. юрид. Н. М., 1969. — 46с.
  253. П. Лекции о фашизме. М.: Политиздат, 1974. — 200с.
  254. В.Д. Вожди в законе. М.: Права человека, 1996. — 320с.
  255. Тоталитаризм. Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. М.: Пам. Истор. Мысли, 1996. — 540с.
  256. Тоталитаризм как исторический феномен. Сб. М.: Филос. общ. СССР, 1989. -369с.
  257. Тоталитаризм: что это такое? В 2-х ч. М.: ИНИОН, 1993.
  258. Л.Д. Вопросы быта. М.: Красная новь, 1923. — 161с.
  259. Л.Д. Преданная революция. М.: НИИ Культуры, 1991. -254с.
  260. Л.Д. Преступления Сталина. М.: ИГЛ, 1994. — 309с.
  261. A.A. Физическая культура и спорт как элементы радикальной практики советской культуры 20-х годов. // Мат. итог, научной конф. студ. и мол. уч. РГАФК. М.: ФОН, 1997. — С. 122−129.
  262. В.Н. Государственное управление физической культурой и спортом в ^ СССР. Алма-Ата: Мектеп, 1978. — 151с.
  263. Угол зрения. Сб. ст. М.: Наука, 1992. — 262с.
  264. А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978,-272с.
  265. Урбанизация и развлекательная культура. М.: НИИ Искусствоведения, 1991.- 192с.
  266. Фейхтвангер J1. Москва, 1937, — М.: Гослитиздат, 1937. 93с.
  267. И. Гитлер: Биография. В 3-х т. Пермь: Алетейя, 1993. „Ь^
  268. В.П. Принуждение в системе социалистического управления. Дисс. к. филос. н. Л., 1975. — 191с.
  269. Физкультурное движение в СССР. Сб. / Сост. Г. А. Евсеев. Харьков: ГИФКУ, 1940. — 104с.
  270. Физическая культура. (Курс лекций).- М.: МГУ, 1997. 107с. У
  271. Физическая культура в деревне. Сб. / Ред. Н. А. Семашко. М.: Физкультиздат, 1926. — 64с.
  272. Физическая культура в научном освещении: Сб. М.: ВСФК, 1924, — 181с.
  273. Физическая кулыура в научно-практическом освещении.//Сб. тр. ГЦИФК.- Л.: Практ. Медицина, 1925. 224с.
  274. Физическая культура и спорт в СССР. М.: Физкультура и спорт, 1967. -352с. '
  275. Физическое оздоровление и воспитание молодёжи. В 2-х ч. / Сост. Д. А. Крадман. Л., 1924.
  276. Физическая культура пролетариата в СССР. / Ред. М. Г. Собецкий. Л.: Изв. ВЦИК и ЦИК, 1925 — 233с.
  277. Философия власти. М.: МГУ, 1993. — 271с.
  278. Философия М. Хайдеггера и современность. М.: Наука, 1991. — 253с,
  279. Л.А. Развитие советской физической культуры и спорта в период построения основ социализма в СССР: Автореф. Дисс. к. пед. н. М., 1966, — 23с.
  280. Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1989. — 272с.
  281. М. Воля к истине. М.: Касталь, 1996. — 448с.
  282. Ф. Прошлое одной иллюзии. M.: Ad Marginem, 1998. — 640с.
  283. М. Бытиё и время. M.: Ad Marginem, 1997. — 452с.
  284. М. Разговор на просёлочной дороге. -М.: Высш. шк., 1991- 192с.
  285. М. Работы и размышления разных лет. -М.: Гнозис, 1993. -464с.
  286. Ф. Дорога к рабству. М.: Экономика, 1992. — 176с.
  287. О. Вечная философия. М.: Рефл-бук, 1997. — 330с.
  288. Хан С М. Управленческие отношения социализма. Дисс. д. филос. н. -М., 1982 407с.
  289. Е.М. Власть в современном обществе: микросоциологический анализ. Дисс. д. соц“:и.':. н. Ростов/Дон, 1997. — 420с.
  290. Хёйзинга Й. Homo ludens. М.: Прогресс, 1992. — 464с.
  291. Н.Г. Борьба большевистской партии за выполнение задач первого пятилетнего плана в области культурного строительства: Дисс. к. ист. г н. М., 1951.-263с.
  292. М., Адорно Т. В. Диалектика просвещения. М.: Медиум, 1997. -311с.
  293. Д. История Советского Союза. М.: Вагриус, 1995. — 510с.
  294. A.B. Актуальные проблемы формирования потребности человека в занятиях физической культурой и спортом. Дисс. к. филос. н. М., 1984. — 154с.
  295. В.Т. Развитие физической культуры и спорта в РСФСР в годы завершения строительства социализма (1951−1956). Дисс. к. пед. н. М., 1962. -312с.
  296. А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. М.: Интерпракс, 1995. — 296с.
  297. В.Д. Физическая культура в социальных процессах. М.: Теис, 1995. -169с.
  298. JI.E. Коричневые диктаторы. Ростов /Дон: Феникс, 1999. — 480с.
  299. С.А. США: политика в отношении СССР (Циклы, волны, система). -М.: ФОН, 1997−260с.
  300. И. Социализм как явление мировой истории. Paris: Ymka -press, 1977. — 390с.
  301. В. Лабиринт. М.: СП Дом Бируни, 1991, — 400с.
  302. М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. — 490с.
  303. У. Взлёт и падение третьего рейха. В 2-х т. М.: Воениздат, 1991, t.»,
  304. А. Воспоминания. Смоленск: Русич, 1997, — 696с.
  305. О. Закат Европы. В 2-х кн. М.: Мысль, 1993−1998.
  306. ШтепаВ. Инверсия. Петрозаводск, 1998. -240с.
  307. A.B. Гармония истории. М.: СП Puico, 1992. — 342с.
  308. О.С. СМИ как фактор управления спортивными единоборствами. Дисс. к. пед. н. СПб., 1998. — 190с.
  309. Ю. Метафизика пола. М.: Беловодье, 1996. — 448с.
  310. Ю. Языческий империализм. М.: Арктогея, 1994. — 172с.
  311. Элементы. Евразийское обозрение. 1993−1998, — № 3−9.
  312. М. Миф о вечном возвращении. СПб.: Алетейя, 1998. — 250с.
  313. Энциклопедия третьего рейха./ Сост. С. М. Воропаев. М.: Локид-Миф, 1996. -587с.
  314. Р. Невидимая рука. СПб.: СЗ Ф. ИНЭС, 1999. -450с.
  315. Юнг К. Диагностируя диктаторов. // Мы и мир. 1998.~№ 15−16. — С. 1−3.
  316. Н. 1 августа 1914. М.: Москвитянин, 1993. — 316с.
  317. К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. — 527с.
  318. Adorno T.W. Asthetische Theorie. Fr./ Mein, 1970. — 467s.
  319. Adorno T.W. Gesellschaftstheorie und Kulturkritik. Fr./ Mein: Suhrkamp Verl., 1975. — 180s.
  320. Diem C. Der Olympische gedanke in Neuen Europa. Berlin: Terramare inst., 1942. — 56s.
  321. Diem C. Olympische Flamme. Berlin: Deutsch. Arch. Verl., 1942. -1094s.
  322. Frise G. Anspruch und Wirklichkeit des Sports im Dritten Reich. Diss. Doktorgrades Philosophischen Fak. Munster, 1974. — 115s.
  323. Kulturgut oder Korperkult? Tubingen: Attempo-Verl., 1990. — 290s.
  324. Philosophie des Sport. Shomdorf: Verl. K. Hoffman, 1973. -252s.
  325. Phisical edukation and sport philosophy. Englewood cliffs: Prentice Hall inc., ^ 1977. — 260p.
  326. The philosophy of sport. Springfield: Ch.C. Thomas р., 1973. — 359p.
  327. Theorie und Praxis der Korperkultur. Berlin. — 1977. — № 12- 1979. — № 3,6.
  328. Ц. На предела. София: Народна Култура, 1994. — 317с.
Заполнить форму текущей работой