Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Проблема смысла жизни и смерти в философии Л. Н. Толстого

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Идеал ненасильственного мира, отстаиваемый Толстым и Ганди, претворяется в современной международной политике. Толстой и Ганди противопоставили социальному насилию человеколюбие и братство. Концепция Толстого была использована Ганди в качестве инструмента борьбы против расизма и колониализма. Ганди называют пророком искоренения насилия в человеческих отношениях, В своих воспоминаниях Неру писал… Читать ещё >

Содержание

  • Глава. I, ПРОБЛЕМ СМЫСЛА ЖИЗНИ КАК ОТПРАВНОЙ МОМЕНТ В ФИЛОСОФСКИХ ИСКАВШ Л.Н.ТОЛСТОГО
    • I. Основные религиозно-этические принципы философского мировоззрения Л.Н.Толстого
    • 2. Концепция ненасилия Л.Н.Толстого
  • Глава 2. Л.Н.ТОЛСТОЙ О СМЕРТНОСТИ И БЕССМЕРТИИ ЧЕЛОВЕКА
    • I. Бессмертие человека и его индавидуальность
    • 2. Л.Н.Толстой о смысле и значении смерти

Проблема смысла жизни и смерти в философии Л. Н. Толстого (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы исследования.

Конец XX века ознаменовался избавлением народов от массовых иллюзий и опасных убеждений, приводивших их к мировым войнам и социальным революциям, но шесте с тем, очень многие люди утратили жизненные ориентиры, общественные идеалы и моральные нормы. Лдя духовно-нравственного возрождения России есть почва — ее богатая культурная традиция, подлинно духовная сокровищница, оставленная нам писателями, философами, религиозными мыслителями XIX—XX вв.еков. Среди великих мыслителей прошлого возвышается гений Ж. Н. Толстого.

Именно Толстому мы обязаны глубоким проникновением в духовный мир человека, показом того, что человек испытывает большие трудности в социальной и личностной сфере, что зачастую он беспомощен перед вопросами человеческого существования, проблемой добра и зла, несмотря ни на какие успехи научного знания и технического овладения миром.

Жизнь человека есть стремление к благу, и то, к чему он стремится, и дано ему. Так писал Толстой в своих произведениях, будь то в художественных, публицистических и философских. Ни во что иное не верил Толстой более, чем в нравственную силу человека. Особые надежды он связывал с духовной деятельностью, внутренним совершенствованием, считая, что без них все внешние жизненные перемены — это перекладывание «без известки, но на новый манер*', развивающегося здания из неотесанных камней. Как ни клади, оно не будет защищено от непогоды и развалится.

Все его творчество пронизано в первую очередь проблемами нравственности. Понятие «прогресс» — в техническом смысле — не имеет дая него никакого значения, будущее виделось ему иначе — как прогресс нравственности и добра.

I.Н.Толстого считают и до сих пор самда сложным человеком из всех выдающихся людей XIX столетия, В нем слились воедино два бесценных дара — гений художника и гений мыслителя. Его мощный голос звучал и продолжает звучать над миром. Глубоким философ XYJawf f ским содержанием обладают как его^произведения («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресенье» «„Крейцерова соната“), так и социально-политические („Не могу молчать?“, „Так что же нам делать?“, „Рабство нашего времени“, „К рабочему народу“) и религиозно-этические трактаты („„Исповедь“, „В чем моя вера?“ ,“ Царство божие внутри вас», «О жизни»). Гуманизм явился для Толстого важным методологическим принципомна котором основывался анализ проблем смысла жизни, нравственности, искусства, истории, общества.

Особое значение и убедительность обрела в наше время толстовская этика ненасилия. Не менее актуально и учение великого мыслителя и гуманиста о смысле человеческой жизни и смерти. Основной тезис философского пессимизма о человеческой жизни как зле и бессмыслице он обратил в тезис философского альтруизма о зле и бессмыслице эгоистической жизни.

Актуальность данного исследования обусловлена, во-первых, выдвижением на передний план гуманистической проблематики, во-вторых, возросшей ролью гуманизма в жизни современного общества.

Трудно не согласится с мнением К. Кедрова, что самыми основными открытиями XX столетия бшш закон относительности Альберта Эйнштейна и закон ненасилия Л. Н. Толстого. Идеал обществен-шх отношений у Л. Н. Толстого — это гармоничное общество, которое должно быть построено на нравственных принципах добра и справедливости, на преодолении зла и насилия.

В концепции Л. Н. Толстого можно найти немало таких положений, которые применимы сегодня, ш как бы заражаемся духовно! энергией мыслителя, его верой в силу добра и воздействия нравственности на мир людей.

В своих этико-философских сочинениях, публицистических и художественных произведениях великий писатель действительно учит нас ежечасному, бесконечному труду над собой, полагая, что без него невозможно никакое социальное переустройство. И думается, что правильное усвоение толстовских этических уроков как раз связано с проблемой духовной ориентации нашего современника. Думается, что реальный гуманизм современности должен считать его своим союзником в борьбе за дальнейшее постижение человека, совершенствование его представлений о смысле жизни, смерти и бессмертии.

Степень разработанности проблемы. Научная литература о творчестве Толстого велика. При всех заслугах выдащихся ученых, таких как В. Ф. Асмус, В. Лакшин, К. Н. Ломунов, Ю. Давыдов, советские ученые были, если можно так выразиться, «повязаны» марксистско-ленинскими оценками религиозно-идеалистического мировоззрения и учения о ненасилии. Консервативно-православные критики Толстого также не поняли глубины и правоты его учения.

I. Мировоззренческие, этические, философские взгляды раскрывали следующие авторы: Н. Я. Абрамович, Ю. И. Айхенвальд, П. Александров, В. Ф. Асмус, А. Белый, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, П.Й.Гер-ман, В. Ф. Булгаков, И. М. Виноградов, Н. Н. Гусев, З. В. Зеньковский, Й.^Ильин, Д. Ю. Квитко, А. Ф. Кони, Э. Кросби, П. А. Кропоткин, А. Козлов, В. Лакшин, Н. О. Лосский, К. Н. Ломунов, А. Мень" Д. С. Мережковский, В. В. Розанов, С^.Фран^, А. Н. Шифман, В. Шкловский, Б. Эйхенбаум, И. И. Янжул и др.

2. Исследования взаимосвязи этического и эстетического в творчестве Л. Н. Толстого раскрылись следущшш авторама: Б.И.Бур-сов, Э. Г. Пабаев, Г. Я. Галаган, Ю. Давыдов, Н.В.Кудрявая" К.Н.Ло-мунов, А. В. Луначарский, Л. З. Немировская, А. Ф. Опульская, А.С.Пол-тавцев, А. С. Лругавин, С. В. Симонова, О. С. Соина, П. Сорокин, К. Штауб и др.

Целью исследования является анализ понимания Толстым смысла жизни и смерти человека как составной части его философского учения.

В соответствии с этим поставлены следующие задачи:

— исследовать характер оценки Л. Н. Толстш своей эпохи и выявить теоретико-методологические принципы этой оценки, их значение дан разработки продуктивных подходов к исследуемой проблеме;

— изучить оценку Толстым исторического христианства, его роли в духовном развитии человека;

— обосновать новую постановку Толстым вопроса о морали, ее онтологизации, о сочетании универсальной морали и глубоко личной, внутренней. Васкрыть современное значение этического универсализма Л. Н. Толстого.

Методология исследования: Для адекватного изложения философского учения Л. Н. Толстого нельзя было ограничиться диалекти-ко-материалистическим анализом его творчества как «зеркала русской революции1*, недостаточным оказался и исторический метод, поскольку сам великий мыслитель отвергал его как «фокус историзма». Пришлось дополнить эти, ставшие привычшии методы исследования, ценностным подходом, признанием приоритета нравственных ценностей, добра и ненасилия над доводами общественного прогрееса, общего блага, революционной необходимости и т. д.

Источники исследования:

— труды Л. Н. Толстого: философские, педагогические, религиозные, художественные произведения, письма, воспоминания, дневники;

— архивные фонды, отражающие историю написания философских трактатов, художественных произведений, наследия Государственного музея Л. Н. Толстого, музея-заповедника усадьбы «Ясная Поляна» ;

— литература о творчестве Толстого — философском, религиозном, художественном, педагогическом;

— труд по истории философской, психологической и педагогической мысли, в том числе авторов, на которых ссылался Толстой (Библия, И. Кант, Ж.-I, Руссо, М. Монтень, Б. Спиноза, А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. В. Гоголь, И. В. Киреевский, Н. Г. Чернышевский, Г. Спенсор, О. Конт и др.).

Методы исследования. Для решения поставленной проблемы был использован комплекс теоретических методов исследования, адекватных его задачам и логике:

— теоретический анализ исследуемого материала;

— сравнительный анализ решения проблемы основ смысла жизни, смерти и бессмертия личности в различных антропологиях;

— сравнительный анализ концепции ненасилия4^ противостоящих теорией/ насильственного изменения общества;

— взаимосвязь исторического, логического, религиозного и теоретического в исследуемом материале;

— сформулирована главная особенность концепции смысла жизни — неразрывная связь с пониманием смысла смерти, конечности человеческого существования.

Научно-практическая значимость работы состоит в том, что результаты диссертационного исследования послужат делу восстановления исторической справедливости в отношении великого русского мыслителя, моралиста и педагога, так много давшего человечеству для роста духовно-нравственных ценностей и гуманизации общеотваОШЦй. *>

Материалы диссертации могут использоваться при чтении" истории философии и особенно русской философии, религии, этикз^Г, а также в спецкурсах, посвященных философским взглядам Л. Н. Толстого,.

Апробация научных результатов. Результаты научного исследования использовались диссертантом на конференциях кафедры философии МИГУ, на итоговых научных конференциях 1995 г., а также на Международной научно-методической конференции «Познание и его возможности» (Москва, май 1994 г.). Диссертация обсуждалась на заседании кафедры философии МПГУ и рекомендована к защите.

На защиту выносятся следующие положения, которые явились результатом исследования.

1. Критика Толстым ортодоксального христианства и трактовка Л. Н. Толстым Евангелия. Проблема понимания Бога — настолько же существенная, как и вся проблема духовности, которая выражает творческий характер природы этического познания и духовного роста,.

2. Учение Толстого о развитии человека как учение о развитии его духовно-нравственной сферы, устремленности к смыслу и ценностям духовно-нравственной сферы, духовному росту. Религиозное сознание в понимании Толстого — высшая форма нравственного сознания, как результат духовного творческого отношения к миру. Взаимосвязь духовности и нравственности в творческом опыте жизни человека. Любовь — творчество — продуктивная деятельность человека, процесс овладения смыслами и ценностями.

3. Автором раскрывается этика ненасилия в истории, которая сталкивается с дилеммой, которую не так просто разрешить. С одной стороны, каждый из нас ясно понимает аморальность насилия и бытового, и государственного, и революционного. С другой стороны, столь же ясно каждый из нас понимает аморальность примирения с неправедным делом, непротивленчества перед лицом насилия и зла.

4. Устанавливается, что вопрос о смысле жизни тем более значим, что жизнь каждого человека не бесконечна, она обрывается смертью, небытием. Люди всегда искали выход из этого удручающего противоречия, которое, казалось, должно подорвать все нравственные основы человеческого бытия.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Духовно-нравственные искания Толстого, как бы ни были они многообразны, подчинены единой внутренней логике. Она основана ^ на важном методологическом принципе, каким был для Толстого гуманистический принцип. Обобщения, к которым пришел художник и мыслитель, обладают общечеловеческой ценностью. Толстой много размышлял над теми общими нравственными рекомендациями, которые были бы полезны и для человечества, и для каждого человека. И хотя он сам не считал добытые истины окончательными, толстовский поиск решения «нравственных» уравнений жизни" поучителен.

Жизнь людей должна быть «произведением души». В большей степени, чем в изменение внешних условий жизни, Толстой верил в возможности личности, ее саморазвитие и самосовершенствование. Гуманистический принцип подхода Толстого к анализу проблемы у смысла и ценности жизни, смерти и бессмертия, проявился в его учении о типах личностей, уровнях сознания, цели жизни.

Учение Толстого явилось важным вкладом в развитие гуманистической мысли. В чем же оно состоит? Это и защита человеколюбия как основной ценности, основного принципа морали и общественных отношений. Это и критика — яркая, последовательная, влиятельная — антигуманизма эксплуататорского общества. Это и концепция естественности гуманизма и добра, гуманных отношений между людьми и неестественности безнравственных отношений, в том числе войн, насилия, вражды. Это и анализ процессов д е гуманизации прогресса, техники, культуры.

Идеал ненасильственного мира, отстаиваемый Толстым и Ганди, претворяется в современной международной политике. Толстой и Ганди противопоставили социальному насилию человеколюбие и братство. Концепция Толстого была использована Ганди в качестве инструмента борьбы против расизма и колониализма. Ганди называют пророком искоренения насилия в человеческих отношениях, В своих воспоминаниях Неру писал о глубоком потрясении, которое испытал Ганди в связи с бомбардировкой в 1945 году Хиросимы и Нагасаки. Ганди был полон решимости посвятить свою жизнь тому, чтобы поставить атомную бомбу вне закона. Но он не успел объявить широкую кампанию борьбы ядерному оружию: в январе 1948 года он был убит.

Гуманистические идеи Толстого и Ганди перешагнули границы времени и пространства.

Рассматривая развитие духовного мира по аналогии с миром физическим, Толстой приходит к выводу, что для истинного поведения необходимо приобретать навыки к нравственной жизни, учить * ся жить нравственной жизнью. Для этого прежде всего нужно приложить усилие как главное средство в борьбе с грехами, соблазнами и суевериями. «.Как в области материальной ничего нельзя сделать без физических усилий, так и в области духовной» (187, т.48:88). Толстой утверждает безграничную веру в человека, способного сделать нравственно-волевое усилие для воздержания от противных истине слов, мыслей, поступков. И по аналогии с физическим миром он выявляет принципы саморазвития: «начинать надо с малого», «постоянство и постепенность» и т. д.

Толстой как гениальный психолог, несмотря на провозглашение идеи нравственного самосовершенствования как главного сред-щ ства истинной жизни, не мог не раскрыть и влияния объективных условий жизни на поведение человека: «нравственные убеждения слагаются из всех элементов жизни» (187, т.39:95). Все вопросы жизни он анализирует с точки зрения их влияния на нравственность, отводя большую роль труду, общению, истинной науке, настоящему искусству и др.

Наследие гениального писателя особенно значимо в наши дни своей нравственной требовательностью, гуманистическим пафосом, беспредельной верой в улучшение человека. Совершенствованию нет конца — это его глубокое убеждение раскрывалось в художественной и практической деятельности. На протяжении всей жизни Толстой призывал к претворению главного правила: «Натягивать ровно с обеих сторон построжу совершенствования (движения вперед), и мысленного совершенствования и жизненного, чтоб одно не отставало от другого.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Я. Религия Толстого. — М., 1914. — С.140.
  2. Азферт. Делатель жизни. Харьков, 1908. — С, 16.
  3. КШ. Лев Толстой. М., 1920. — С. 70.
  4. Ю.И. Посмертные сочинения Л.Н.Толстого. -Сйб., 1912. С. 63.
  5. И.Г. И.С.Аксаков о Л. Н. Толстом: Неонубл. письмо Н. А. Страхову (1885). (Публ.вступ.заметка и примеч. // Литер, учеба. 1980. — № 4. — С.201−203.
  6. Л.И. Лев Толстой. М., 1928. — С.23.
  7. Л.И. Душевная трагедия Л.Н.Толстого как основа его вероучения // Сб. о Толстом. М., 1928. — C. I5I-I9I.
  8. . Материал к лекции на тему «Л.Н.Толстой».1. М., 1953. С. 34.
  9. П.В. Исторические и эстетические вопросы в романе гр.Л. Н. Толстого «Война и мир» // Вестник Европы. -1868. Кн.2. — С.16−18.
  10. К. Друг и враг Л.Н.Толстого: (Об отношениях З. А. Щуровского и Л.Н.Толстого). М., 1986. -18.- C. I66-I78.
  11. В.Ф. Провоззрение Толстого // Избранные философские труды. М., 1969. — T.I. — С.441.
  12. В.Ф. Религиозно-философские трактаты Л.Н.Толстого // В книге Толстого Л. Н. Юб. Т.23. C.405−4I0.
  13. П.Е. Учения гр.Толстого в его целом. 1892.1. С. 48.- 147
  14. Ю. Посмертные сочинения Л.Н.Толстого. -СПб., 1912.
  15. А. В мире гения: (Воспоминания о Л. Н. Толстом. Вступ. слово Лд0зерова) // Смена. 1986. — № 8. — С.22−24.
  16. Н. Ветхий и Новый Завет в религиозном сознании Л.Толстого. (О религии Л. Толстого) / Сб.2. М." 1912.
  17. Н.А. О назначении человека. Париж, 1931. -C.3I7.
  18. Н.А. Три юбилея. Парйж, 1928. — $ II.
  19. Н. Смысл творчества. Опыт оправдания человека.-М., С. 358.
  20. Д.С. Нравственные уроки подвига. Уроки Л. Толстого // Философские науки. 1985. — В 3. — С.3^£.
  21. .И. Сокровенный Толстой. М., 1992. — С.23.
  22. Г. Лев Толстой (Воспоминания американского писателя и журналиста о посещении Ясной Поляны и встрече с Л. Н. Толстым. 1908 г.) // Литер.обозр. 1991. — № 3. — СЛ09-П2.
  23. М.М. Граф Л.Н.Толстой как учитель жизни. -СПб., 1897. С. 37.
  24. С. Как жить, Лев Николаевич? Шнек, 1979. -С.207.
  25. В.Ф. Толстой моралист. — Прага, 1923. -С.104.
  26. В.Ф. Л.Н.Толстой в последний год его жизни.-М., I960. С. 512.
  27. В.Ф. Трагедия Л.Толстого. М., 1928. — С.37.
  28. В.Ф. Христианская этика. М., 1919. — С.184.
  29. С.Н. Человекобог и человекозверь. По поводу- 148 последних произведений Л. Н. Толстого: Дьявол и Отец Сергий. -М&bdquo- 1913. С. 24.
  30. С.Н. Толстой и церковь // Русская мысль. -I9II. I. — С. 219.
  31. .Н. Л.Н.Толстой. Семинарий.Л., 1963. -С.434.
  32. .И. Лев Толстой. Идейные искания и творческий метод. 1847−1862. -М., I960. С. 152.
  33. Т. Слово. О лжеучении графа Л. Н. Толстого. -Харьков, 189I. С. 189.
  34. В.В. Художник жизни. М., 1932. — С.40.
  35. И.И. Критический анализ религиозно-философских взглядов Л.Н.Толстого. М., 1981. — С.64.
  36. И.В. Диалог времени и мировоззрение о смерти и бессмертии человека. Челябинск, 1991. — С.44.
  37. И.В. Проблема бессмертия. Челябинск, 1985. -С.486.
  38. Вопросы философии. М., 1991. — Л I. — С.6.- 149 44д Воспоминания современника. (По материалам воспоминаний о встречах с Л. Н. Толстым в 1840-х годах деятеля искусства С. П. Дягилева и публициста Д.В.Философова// Дон. 1978. — Л 4©.-С.182−192.
  39. Г. Я. Л.Н.Толстой. Художественно-этические искания. -Л., 1981. С. 172.
  40. М. Жизнь ради жизни // Наука и религия. 1969.12.
  41. А.й. Сочинения: В 30-ти т. М., 1959.
  42. Гиппиус 3. Мысли Л. Н. Толетого // Русская мысль. -I9IG. В 2. — C. II-I2.
  43. .И. Граф Л.Н.Толстой как богоискатель. СПб., 1914. — С.54.
  44. Граф Л. Н. Толстой как художник и мыслитель / Критические очерки и заметки А.Скабичева. СПб., 1887. — С.90−91.л 51. Грот Н. Я. Нравственные идеалы нашего времени (Фридрих
  45. Ницше и Лев Толстой). М., 1983. — C.3I3.
  46. А.Ф. Любовь к людям в учении графа Толстого и его руководителей. Казань, 1891. — С.220.
  47. А.Ф. Граф Л.Н.Толстой- его «Исповедь и мнимая вера». -М., 1890. С. 157.
  48. . Пассажирский поезд Л 12. (О последних днях жизни Л.Н.Толстого)// Огонек. 1976. — & 13©. — С.26−28.
  49. Н.Н. Л.Н.Толстой. Материалы к биографии. М., 1954. — С.106.
  50. Н.Н. Глазами друга: Из записок бывшего секретаря Л. Н. Толстого / Публ., вступ. заметка и примеч. А.И.Шефмана// Звезда. 1978. — Л 8©. — С.128−134.- 150
  51. Н.Н. Два года с Толстым. М., 1973. — С-461.
  52. Н.Н. Жизнь и учение Л.Толстого. М., 1920.- С. 170.
  53. Н.Н. Молодой Толстой. М., 1953. — С.47.
  54. Н.Н. Л.Н.Толстой. М., 1970. — С.234.
  55. Ю. Этика любви и метафизика своеволения. М., 1982. — С.318.
  56. Дар собирателя. (О новых материалах о жизни и творчестве Л. Н. Толстого. Собр.И. А. Полонским. Заметки)// Огонек. -1979. -ЛИ.- С. 22−23.
  57. Д. Философия Махатмы Ганди. М., 1959. — С. 24.
  58. В.Д. Искусство человековедения. Л.: Советский писатель, 1985. — С.288.
  59. Дорога к Толстому. Материалы из архива В.А.1данова (Публ.Э.Зайденбург) // Новый мир. 1978. — № 8. — C. I86−2I0.
  60. Ф.М. Полное собрание сочинений: В 30 т. -" Л., 1982.
  61. Древнекитайская философия. М., 1972. — T.I. — С. 167.
  62. В.М. Неизвестное письмо Л.Н.Толстого и связанные с ним события // Новый мир. 1978. — $ 8©. — С. 19−32.
  63. B.C., Савельева В. Г. Начало поворота. Смерть Л. Н. Толстого и студенческие демонстрации // Звезда. 1978. -Л 8©. — С.219−222.
  64. Евангелие Толстого // Избранные религиозно-философские произведения Л. Н. Толстого. М.: Изд-во Новости, 1992. — С.448.
  65. П.М. Смысл жизни, в чем он? М., 1963. — Ш80.
  66. Г. Г. Смысл жизни и социальное бессмертие чело-4 века. Л.: Лениздат, 1981. — С.56.
  67. В.А. Любовь в жизни Л.Толстого. М., 1928.-С.58.- 151
  68. С. Толстой это сама жизнь (Уроки классики)// Залыгин С. Литерат.работы. — 3-е изд., доп. — М., 1982.1. С.321−335.
  69. В.Н. Л.Н.Толстой о смысле жизни. М., 1913. — С. 84.
  70. В.В. Русские мыслители и Европа. Париж, 1927. — История русской философии. — М., 1956. — T.I.
  71. А.А. Граф Л.Н.Толстой как мыслитель. СПб., I9II. — С.230.
  72. И. Сочинения: В 6 т. М., 1964.
  73. Д.Ю. Философия Толстого. М., 1928. — С.302.
  74. Г. Г. О любви к жизни, о смерти и о «Тайнах иного бытия»: Сб. М., 1992. — С.64.
  75. Козлов А. А, Религия графа Л. Н. Толстого и его учение о жизни и любви. СПб., 1905. — С.212.
  76. А.Ф. Воспоминания о писателях. Л., 1965. -С.390.
  77. Кончина Л. Толстого: (Фрагм. воспоминаний вице-директора департамента полиции Н.П.Харламова) // Наука и религия.-1985. Л II. — С.40−45-
  78. Й.Н. Философия Л.Н.Толстого в освещениианглийских и американских авторов // Фил. науки. 1976. -Ш 5©. — C. I60-I63.- 152
  79. С.Н. На распутьи. М., 1901. — С.339.
  80. Э. Толстой и его жизнепонимание. М., I9II.1. С. 63.
  81. Круг чтения // Избранные" собранные и расположенныегна каждый день Львом Толстым мысли многих писателей об истине, жизни и поведении: В 2 т. М.: Наше наследие, 1991^
  82. В.И. Современные аспекты изучения Толстого // Вестник МГУ, Сер.У. Философия, 1978. — С.17−22.
  83. Г. Б. Л.Н.Толстой и Ф. М. Достоевский. Тула, Приокское книж. изд-во, 1986. — С.256.
  84. В.Я. (Составитель). Интервью и беседы с Толстым. -М.: Современник, 1986, С. 525.
  85. В. Толстой и Чехов. М.: Советский писатель, 1975. С. 456.
  86. В.И. О Л.Н.Толстом. М., 1978. — С.164.
  87. В.И. Полн.собр.соч. Т.20. — С.38, 103.
  88. В.Я. Мир и человек в творчестве Л.Толстого и И.Бунина. М.: МГУ, 1989. — С.174.
  89. Д.С. Л.Толстой и традиции древнерусской культуры. Л., 1981. — С.127.
  90. ЮО.Ломунов К. Н. Л. Н. Толстой в оценке В. И. Ленина // Политич.самообразование. 1978. — $ 9. — С.48−50.
  91. K.H. Над страницами «Воскресения». М.: Современник, 1979. — С.381.
  92. К. Н. Толстой Л. в современном мире. М., 1975. — С.493.у
  93. Н. Нравственная личность Толстого // Логос.-I9II. Кн.Т. — С.192.
  94. А.В. О Толстом // Сб.статей. М., 1928.-C.I4I.
  95. Е.А. Лев Толстой. Путь писателя. М., 1978. -С.181.
  96. Д.П. Последние дни Л.Н.Толстого. Из Яснополянских записок // Новый мир. 1978. — I 8. — С.156−185.
  97. .С. Уход и смерть Л.Толстого. -М.-Л.: Госполитиздат, I960. С. 406.
  98. А. Тайна жизни и смерти. М.: Знание, 1992.1. С. 64.
  99. ПО. Мережковский Д. С. Лев Толстой и церковь // В тихом омуте / Статьи и исследования разных лет. М., 1991^ - С. 378.
  100. I7 Мережковский Д. С. Л. Толстой и Достоевский. Жизнь и творчество. СПб., 1909. — С.417.
  101. И.И. Академическое собрание сочинений: В12 т.
  102. Мирза-Ахмедова П. М. Очерки идейно-художественных исканий Л. Н. Толстого (1850−1870-е годы). Ташкент, 1990. — С.103.-.154
  103. А.Н. Страх смерти в произведениях Л, Н.Толстого.- СПб., 1912.
  104. Мысли мудрых людей на каждый день, собранные Толстым Л. Н. М.: Худож. лит-ра, 1990,
  105. В.Н. Метафоры непонимания Л.Н.Толстого и Русская церковь в современном мире// Вопросы философии. 1991.-& 8-с. — С.155−156.
  106. М.Ш. Махатма Ганди и гандизм. М., I960. — С. 68.
  107. А. Предсмертное пребывание Л.Толстого в Опти-ной пустыни со слов оптин. монахов // Моск. журнал. 1992.1. В I. С.31−32.
  108. В.И. Смерть Толстого. М., 1929. С. 13.
  109. Л.З. Религия в духовном поиске Толстого.-М., 1992. С. 63.
  110. Л.З. Л.Толстой и проблемы гуманизма. -М.: Знание, 1988. С. 64.
  111. М.Ф. Социально-философские и эстетические взгляды Л.Н.Толстого // Вопросы философии. 1978. — Ш 9©. -C.II5-I24.
  112. Л.Д. Л.Н.Толстой. (Материалы к библиографии с 1886 по 1892 гг.). М., 1979. — С.285.
  113. К. Метаморфоза смерти у Л.Н.Толстого // Русск. лит. 1991. — Я 3. — С. I07-II2.- 155
  114. Г. Отлучение. (К биографии Л.Н.Толстого) // Наука и религия. 1978. — Л 9©. — С.24−29.
  115. А.С. Философское мировоззрение Л.Н.Толстого. Харьков, 1974- - C. I5I.
  116. М.Ю. Полемика И.Й.Мечникова с Л. Н. Толстым в свете идей русского космизма // Русский космизм и современность. М., 1990. — С.163−168.
  117. Принципы ненасилия: классическое наследие. М.: Прогресс, 1991. — G.235.
  118. Принципы ненасилия: классическое наследие / Сб. -М., 1991. С. 235.1431. Приплет К. Я. О смертной казни. (Гл.6-я, ч. З, изд. Воскресения). Ростов-на-Дону: Донская речь Н. Парамонова, 1907. С. 16.
  119. А.С. О Льве Толстом и толстовцах. Очерки, воспоминания, материалы. М., I9II. — С.21.
  120. Е.й. Философские искания Л.Толстого. М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 1993. — С.172.
  121. А.Н. Избранные философские и общественно-политические произведения. М., 1952. — С.712.
  122. С.Е. Мечников. Ы., 1973. — С.367.
  123. В.Ш. Этический анализ жизни и смерти. М., 1967. — С.63.
  124. И. Преждевременные похороны: (По матер, неопуб. архив, документов из истории конфликта Л. Н. Толстого с право> славным духовенством)// Наука и религия. 1985. — Л II.1. С. 38−43.
  125. И.Ф. Мировоззрение Л.Н.Толстого как одно из течений русской общественной мысли конца 19 начала 20 в. в оценке Г. В. Плеханова. — М.: МГУ, 1992. — С. 17.
  126. С.В. Идея нравственного самосовершенствования в этике Л.Н.Толстого. Л., 1992. — С.25.
  127. С.В. Нравственная жизнь человека в философ-ско-этических исканиях Л.Н.Толстого. Л.: Знание, 1988. — С.38,
  128. Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Лущшгаю. -Л., 1977. С. 383.ж 156. Скатов Н. Лев Толстой и Николай Федоров. (К историиотношений писателя и русского философа) // Огонек. 1971. -В 37. — С.14−15.
  129. Н.Н. Спор двух утопистов (Л.Толстой и Н. Федоров) // Далекое и близкое. М., 1981. — С.196−221.
  130. А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972. С. 543.
  131. Е.Ф. Концепция ненасилия Л.Н.Толстого: история и современность. М., 1992. — C.2G.
  132. О.С. Л.Толстой о смысле жизни: этические искания и современность // Вопросы философии. 1985. — Л II.1. С.13−16.
  133. О.С. Этика самосовершенствования. Толстой Л., Достоевский Ф., Соловьев Вл. Философское эссе из цикла история- 157 этических учений Запада. М.: Знание, 1990. — С.62.
  134. B.C. Русская идея. М., I9II. — С.177.
  135. В. Оправдание добра. М., 1897. — C.68I.
  136. Сорокин Питирим. Л. Н. Толстой как философ. М., 1914,1. С. 32.
  137. О.Я. Развитие представлений о цели и смысле жизни в домарксистской этике. Тула, 1971. — С.141.
  138. Страницы биографии В. И. Вернадского. М.: Наука, 1981. С. 68.
  139. Сухотина-Толстая Т. Л. Воспоминания. М., 1980. — С.524,
  140. Т.В. Философское учение Л.Н.Толстого и его современные буржуазные интерпретаторы // Вестник НУ, Вып.1. 1966. С.23−28.
  141. А.Н. и Максим Горький. О жизни и смертигр.Л. Н. Толстого и Максима Горького. М.: В. Максимов, 1903. -С. 78.
  142. Л.Н. Евангелие Толстого // Избр.религ.фил. произведения Л. Н. Толстого. -М., 1992. С. 446.
  143. Л.Н. Смерть Ивана Ильча. М.: Худож. лит-ра, 1987. — С.28.
  144. Л.Н. В воспоминаниях современников: В 2 т. -М., 1978. T.I. — С.621.- 158
  145. Л.Н. В русской критике. М., 1978. — С.254.
  146. Л.Н. В чем моя вера? Тула: Приокское книж. изд-во, 1989. — С.46.
  147. Толстой Л. Н. Для чего мы живем? Мысли, собранные
  148. B.Г.Чертковым. М.: Изд-во Посреднж, 1986. — С.23.
  149. Л.Н. и Горький М. О жизни и смерти. М., 1903. — С.49.
  150. Л.Н. Избранные работы: В 3 т. М., 1965.
  151. Л.Н. Исповедь. Избр.собр.соч. М., 1989.1. C.27.
  152. Л.Н. О жизни. Изд.2-е. М.: А. П. Никифоров, 1903. — С.64.
  153. Л.Н. О жизни. Любовь. Гл.22−24. О Жизни. -Мелитополь, 1900. С. 16.
  154. Л.Н. О загробной жизни. (Шорник отрывков из сочинений Л. Н. Толстого и воспоминания о нем). М., 1909- С. 32.
  155. Л.Н. О самоубийстве. Верьте себе. М., 1914.-С.270.
  156. Л.Н. О смысле жизни. Мысли Л. Н. Толстого, собранные В.Чертковым. М., 1901. — С.56.
  157. Л.Н. Переписка с русскими писателями: В 2 т. -М., 1978. Т.2. — С.479.
  158. Л.Н. Полн.собр.соч.: В 91 т. М., 1958.
  159. Л.Н. Принципы нового мирового порядка. М.: Сакура, 1993. — С.205.
  160. Л.Н. Путь жизни. М.: Республика, 1993. -С.431.
  161. Толстой Лев. Должно же наступить и для русского народа совершеннолетие. (О наследии великого писателя и его применении в наши дни) // Сов.Россия. 1990. — 20 ноября.
  162. Толстой Лев. Интервью с Л. Толстш: (Публ.интервью венгерских журналистов) (Подготовл. к печати. Предисловие В. Лакшиной)// Юность. 198. — С. 16−90.
  163. Толстой Лев. Лев Толстой дает интервью: (Интервью и беседы из газет 1895−1907. Публ., вступ. статья и примечание
  164. B.Лакшина)// Звезда. 1978. — $ 8©. — С.57−80.
  165. Толстой Лев. Разговор наш мне очень памятен.- Неопуб. письма Л. Н. Толстого (1886−1887 гг.) (Публикации и комментарии Е. Меламеда) // Новый мир. 1989. — I 7А — С.236−239.
  166. Толстой Лев. Я верю. М.: СП Вся Москва, 1990. — 176с.
  167. Л.Н. Собр.соч.: В 22 т. М.: Худож. лит-ра, 1983.
  168. Н.Н. Горький о Толстом. СПб., 1919. — С.43.
  169. Уткина Н. Ф. Проблемы науки мировоззрения в творчестве
  170. Л.Н.Толстого // Вопросы философии. 1978. — 1 9©. — С.125−134.
  171. Н.Ф. Философия общего дела. М., 1913.1. C.387.
  172. С.Й. Нравственнее учения^Толстого в его книге «Философия жизни». СПб., 1910. — С.63.
  173. И.Т. О смысле жизни, о смерти и бессмертии человека. -М., Знание, 1985. С. 63.
  174. И.Т. Перспективы человека. М., 1983. — С.350.
  175. Л.М. Л.Н.Толстой и В. В. Розанов о гармонии человека и природы. Человек, космос, эволюция. М., 1992. -C.II0-II7.
  176. О.П. Нравственная целостность личности. -М., 1983. С. 158.- 160
  177. Це рте лев М. Н. Нравственная философия графа Л. Н. Толстого. М., 1889. — С, 69.
  178. Н.В. Нравственно-Философские искания Л.Толстого в 60-е и 70-е годы. Саратов, 1974. — C.3I7.
  179. К. Смерть в художественном изображении Л.Н.Толстого. Вийск: тип. Товарищество, 1915. — С.39.
  180. Шердаков В. Н, Смысл жизни как философско-этическая проблема // Философские науки. 1985. — $ 2. — С.41−50.
  181. Л. Добро в учении графа Толстого и Ф.Ницше.-Париж, 1990. С. 277.
  182. Шифман А., И. Толстой это целый мир (очерки и рассказы). — Тула, 1976. — С.276.
  183. А. Мир как воля и представление. М., 1990. — С.477.2X3. Щипанов И. Я. Философские искания Л. Н. Толстого // Вестник МГУ. Сер.7. Философия. 1979. — Л I. — С.44, 58.
  184. . Лев Толстой. Семидесятые годы. Л., 1974. — С.359.
  185. Эстетизм как способ понимания жизни в философии Ницше // Философ.науки. 1990. — Л 9. — С.67−76.
  186. ВДД ССШ, 1−3. В Яснополянской библиотеке сохранились тома 1−3.
  187. Pbilllp ?vf@lst§ gr und- dec Protrstantlsmus- Gtlefea. 1961.
  188. Kafmeam W. Rellgioa from Tolstoy to (c)amns.-S^X. гйвгрег. r96r
Заполнить форму текущей работой