Психологические особенности связей между вербальными и невербальными характеристиками в коммуникативном процессе
Диссертация
При взаимодействии человек прямо сообщает о себе, о своих качествах и намерениях. Соответственно, фиксируются вербальные высказывания, а также формируется тот или иной стиль поведения при высказывании. По ним можно судить о ряде черт и характеристик личности. Иногда в особенностях представлений (вербальных конструкциях) о окружающих его лицах, также можно судить о стремлении человека выразить… Читать ещё >
Содержание
- Введение. Стр
- Глава 1. Проблемы изучения личностных характеристик по чертам лица и почерку
- I. Проблема физиогномики. Стр
- 1. 1. Изучение мимики и физиологических проявлений эмоций. Стр
- 1. 2. Изучение особенностей лица и головы. Стр
- 1. 3. Изучение человеческого лица в психологии
- 1. 3. 1. Исследование лица и его участков
- I. Проблема физиогномики. Стр
- 1. 3. 2. Роль лица в проблеме восприятия человека человеком. Стр
- II. Проблема графологии. Стр
- 2. 1. Донаучный период развития и применения графологических знаний
- 2. 2. Научный период развития и применения графологических знаний. Стр
- 2. 2. 1. Теория графологии. Изучение основных параметров почерка. Стр
- 2. 2. 2. Основные методы изучения почерка. Стр
- 2. 2. 3. Основные проблемы развития графологических знаний. Стр 51. Выводы первой главы. Стр
- 1. Изучение вербальных и невербальных характеристик графология и физиогномика). Стр
- 1. Графологический эксперимент. Стр
- II. Физиогномический эксперимент. Стр
- 2. Изучение вербальных характеристик. Методика «Соотнесённые качества». Стр
- I. Глубинные динамические характеристики. Методика MMPI. Стр
- 3. Сопоставление результатов физиогномического эксперимента с вербальными высказываниями испытуемых (методика «Соотнесённые качества»). Стр
- 4. Анализ совпадений по проведённым методикам. Стр
Список литературы
- что и в каких пределах возможно определить: а), по физиогномике. б), по графологии.
- Установить, насколько точно возможно установить характеристики личности посредством физиогномики и графологии.2. Теория графологии.
- В дальнейшем, в исследованиях В. Я. Дымерского, Л.Б.Ермолаевой- Томиной,
- Л.Б.Филонова, эти данные были подтверждены и дополнены. Так, ими быливыделены такие группы динамических качеств, как:
- Стабильность- импульсивность.
- Уравновешенность- неуравновешенность.
- Консерватизм- гибкость мышления.
- Сильная воля- слабая воля.
- Уверенность- неуверенность.
- Аккуратность- неаккуратность.
- Высокая приспособляемость- низкая приспособляемость.
- Оценка отношений пишущего с социальной средой.
- В.Я.Дымерский, Л.Б.Ермолаева- Томина и Л. Б. Филонов также рассматривали возможность определения социальной направленности пишущего. Ими были выявлены такие качества, как: Обаятельность, общительность- замкнутость, а также частота смены знакомых.
- Связь между физическими особенностями пишущего и его почерком.
- Гипотеза о такой связи была поставлена ещё И. Х. Громаном. Этой проблемой занимался И. Г. Лафатер (по связи сгибов руки и пальцев и особенностями почерка).
- И.Ф.Монгенштерн поставил вопрос о связи между почерком и телосложением человека. В то же время, он считал, что физические увечья человека должны также отражаться на почерке, как и психические.
- В конце 20- х начале 30- х годов XX века в нашей стране приобретает популярность исследования Эрнста Кречмера о связи между строением тела и характером.
- У атлетоидов и астеников, объединяемых согласно Э. Кречмеру некоторой общностью свойств темперамента, кривые, наоборот, имеют резкий угловатый характер, вершины этих кривых вытягиваются и виден резкий переход от одного взмаха к другому.
- Влияние заболеваний на почерк пишущего.
- Впервые применили анализ почерка душевнобольных для постановки медицинского диагноза Эрленмайер, Лэдброк и Виган.
- Связь почерка с мыслью и движением (жестом).
- Эта идея Зуева- Инсарова находит своё подтверждение у И. М. Сеченова. (Сеченов И.М., 1966).
- Опыты А. Р. Лурия, изложенные в его методике «сопряжённой моторики», также указывают на то, что значимая для пишущего мысль замедляет или ускоряет написание, что также сказывается на почерке.
- По Зуеву- Инсарову, почерк очень подвижен и тонко реагирует на зарождающиеся в мозгу мысли и чувства, независимо от того, использует ли человек в процессе письма руку или другой приспособленный к письму орган тела.
- Р.Прейер исследовал и другие органы: рот, колени, кисть руки, подбородок, голову.
- Результат был постоянно один и тот же. Графические образы букв и их сочетаний создаются в мозге и передаются для выполнения мышцам пишущего аппарата.
- Таким образом, Зуев- Инсаров подчёркивает связь между физическими чертами и особенностями пишущего и его почерком.
- Определение возраста пишущего.
- Д.Сара, напротив, считала, что невозможно установить по почерку возраст человека.
- Определение пола пишущего.
- Семейное сходство и наследственность почерка.
- Согласно Д. Саре, в ряде случаев по почерку невозможно догадаться, принадлежат ли люди к одной и той же семье, так как почерки не обладают семейным сходством.
- И.Ф.Монгенштерн, напротив, допускал возможность передачи из поколения в поколение особенностей написания букв.
- Призвание, предрасположенности пишущего. (Д.Сара, И.Ф.Монгенштерн).
- По Д. Саре, анализ почерка не позволяет предсказывать или угадывать судьбу человека и его предрасположенности.
- Влияние профессии на почерк.
- Из предполагаемых и пока не получивших дальнейшего распространения вграфологии мы можем назвать следующие гипотезы:
- Связь почерка и национальности. (И.Ф.Монгенштерн).
- Влияние социального времени (исторической эпохи) на почерк.
- Зуев- Инсаров считал, что своё отражение в почерке нашли и нервные заболевания- как результат войны и голодных лет.
- Основные методы изучения почерка.
- Важно, что за всю историю графологического знания, исследователями применялись чаще всего следующие методы анализа почерков:
- Сопоставление биографии и почерка известных людей.
- Изучение почерков душевнобольных или людей с заболеваниями
- Эрленмайер, Лэдброк, Виган, И. Ф. Монгенштерн, Д.М.Зуев- Инсаров). Важным явилось то, что знания о почерке, изменявшемся при аномалиях развития людей, можно было применять для диагностики психических заболеваний, а также для диагностики напряжённости.
- В то же время, этот метод требовал знания психических заболеваний и умения их диагносцировать. А это означало, что данный метод был доступен преяеде всего практикующим врачам, а не графологам.
- На сохранение мозгом вида детского письма указывал и Пьер Жане, отмечая неоднократное возвращение истериков к своему детскому почерку. (Жане П., 1911).
- Важно, что при помощи гипноза удалось доказать закономерности написания почерка у людей с определёнными акцентуированными личностными чертами.
- В то же время, Зуев- Инсаров нигде не упоминает, какой имеенно он применял гипноз.
- В дальнейшем, Л. Б. Филонов применял гипноз для изучения особенностей почерка испытуемых в том или ином внушаемом состоянии. В результате, им были подтверждены результаты Д.М.Зуева- Инсарова и В.Срезневского.
- Применение корреляционного анализа для изучения почерков
- В1967 году фуппой исследователей в составе В. Я. Дымерского, Л.Б.Ермолаевой- Томиной и Л. Б. Филонова графометрия была использована для исследования параметров почерка и их связи с чертами личности.
- Основные проблемы развития и применения графологических знаний.
- На данный момент вопрос применения графологии, в силу её официальной непризнанное&trade-, как науки, остался открытым.
- Эти факты послужили тому, что как графология, так и физиогномика практически не считаются научными. В связи с этим, перед нами стояли задачи установить:1. что и в каких пределах возможно определить: а), по физиогномике. б), по графологии.
- Установить, насколько точно возможно установить характеристики личности посредством физиогномики и графологии.1. Глава 2.
- Экспериментальные исследования по вербальным и невербальным характеристикам.
- Проблема изучения невербальных характеристик в коммуникации.
- Специфика невербальных показателей заключается в том, что все они являются сопроводителями вербальных, почему и названы невербальными. Помимо этого, все невербальные характеристики синхронизированы с вербальными.
- Получение непосредственных данных о испытуемых отдельно по вербальным и невербальным характеристикам.
- Нахождение связей между 4вербальными и невербальными характеристиками. Данные связи дали бы нам объективную информацию о существующих достоверных вербальных и невербальных харкгеристиках.
- Главным в исследовании явилось то, что мы работали с признаками (почерк) и впечатлениями (физиогномика). А также с вербальными, общекультурно принятыми единицами («Соотнесённые качества»).
- Таким образом, перед нами стояла задача определить, что и в каких пределах возможно определитьа), по графологииб), по физиогномике.
- Графологические исследования. Почерк.
- По почерку можно выявить напряжённость человека.
- Почерк пригоден для диагностики лжи.
- Почерк указывает на напряжения и утомления человека в процессе письма.
- Графологический эксперимент.1. Принцип действия.
- Данные почерка не могут дать все сведения о человеке, но то, что почерк устойчивая характеристика, доказал Н. А. Бернштейн. Он доказал, что трафарет почерка всегда остаётся у человека.
- Следовательно, личностная конструкция, которая связана либо с передачей рисунка (облика почерка), либо с сокрытием чего-то, либо отношением к написанному, либо отношением к собственной личности или к другим, всё это фиксируется в почерке.
- Таким образом, допускается, что отдельные черты личности, тенденции, склонности личности могут отражаться в признаках почерка.
- Назначение методики диагностики личности по почерку.
- Методика анализа по сопоставлению признаков почерка направлена на выявление ряда личностных черт (симптомов) и на объединение их в симптомокомлексы (синдромы), дающие целостную информацию о личности испытуемого.
- Гипотеза: предполагалось, что если испытуемые смогут по почерку установить характеристики личности пишущего, то мы сможем проверить их истинность при сопоставлении с результатами комплексного анализа по ряду психодиагностических методик.
- Целью эксперимента явилось установление возможности по признакам и показателям в почерке выделять отдельные характеристики личности.
- Определить пределы возможного при диагностике посредством графологического анализа.
- Установить, имеются ли совпадения в представлениях экспертов о той илииной черте личности и объединении её в тот или иной симптомокомплекс.
- Организация эксперимента. Процедура.
- В эксперименте принимали участие 8 экспертов (студенты психологического ф-та МПГУ) под контролем экспериментатора. Контроль экспериментатора заключался в проверке однозначности проведения эксперимента.
- Перед началом эксперимента, эксперты были ознакомлены со следующей инструкцией:
- На первом этапе вам предлагается просмотреть почерки испытуемых и зафиксировать определённые его параметры руководствуясь таблицей корреляционных зависимостей между особенностями почерка и личностными чертами.
- На втором этапе от вас требуется сопоставить полученные параметры почерка и сделать заключение относительно личностных черт испытуемых.
- В дальнейшем мы будем суммировать полученные результаты и просматривать, совпадают ли эти данные с результатами по ряду методик.
- Каждому из вас будут розданы:
- Таблицы корреляционных зависимостей между особенностями почерка испытуемых и их чертами личности.
- Образцы почерка испытуемых, по которым вам будет нужно провести графометрические замеры и сделать соответствующие заключения. Пожалуйста, не превносите ничего, кроме того, что, на ваш взгляд, включено в таблицу/ корреляционных связей.
- Полученные результаты по каждому испытуемому будут обсуждены всей группой экспертов для проверки истинности полученных заключений.
- Ориентирующей основой для эксперимента явилась таблица корреляционных связей между особенностями почерка и чертами личности по анализу Л. Б. Филонова.
- Эксперты, сопоставляя измеренные особенности почерка испытуемых и данных таблицы корреляционных связей (1967 год), давали произвольные характеристики.
- По инструкции предлагалось не выходить за пределы параметров, включённых в таблицу.
- Таким образом проводилась работа с признаками почерка. Первоначально признаки почерка мы выделили по минимальным и максимальным отклонениям от стандартов (по корреляциям, которые были в работе группы Л. Б. Филонова за 1967 год).
- Данная таблица включает в себя рассмотрение почерка по ряду параметров: • Размер почерка• Наклон• Нажим• Левые поля• Отклонения по словам• Отклонения по буквам• Расстояние между строками• Расстояние между словами
- Аккуратность- Неаккуратность.
- Беззаботность- Рассудительность
- Возбудимость- Низкая возбудимость4. Воля- Безволие
- Впечатлительность- Невпечатлительность
- Вспыльчивость- Контролируемая вспыльчивость7. Дипломатичность8. Медлительность9. Мнительность
- Ю.Настойчивость- ненастойчивость 11. Непостоянство 12, Обаятельность 13.0бщительность- Замкнутость 14.0бязательность 15.0ригинальность16. Постоянство
- Высокая приспособляемость- Низкая приспособляемость18. Прочность запоминания19. Работоспособность
- Реактивность- Нехватка энергии
- Робость, неуверенность- Уверенность
- Сдержанность- Открытое выражение чувств
- Сила эмоций- Малая эмоциональность24. Скорость запоминания25.Смелость, решительность26. Умение владеть собой27. Умение комбинировать
- Уравновешенность- Неуравновешенность29. Устойчивость внимания30. Устойчивость интересов
- Устойчивость настроения- Неустойчивость настроения
- Высокая утомляемость Низкая утомляемость
- Частота появления отрицательных эмоций
- Частота появления положительных эмоций35. Частота смены знакомых36. Частота смены чувств
- Чувствительность- Безучастность Зв. Эмоциональная возбудимость- Сдержанность 39. Энергичность- Малая трата энергии
- Во второй столбец мы поместили произвольные высказывания экспертов, которые по их же мнению, входят в выделенные семантические гнезда (параметры почерка). Это высказывания явились определёнными контурами личности.
- После построения таблицы нами было проведено сопоставление всех параметров и выделено четыре группы, в которые вошли все исследуемые параметры. Эти группы определили пределы возможностей в диагностике посредством графологического анализа.
- Частота появления отрицательных эмоций
- Частота появления положительных эмоций7. Частота смены чувств
- Результаты графологического анализа в объединённом виде даны нами в следующей таблице: «Черты личности, диагносцируемые по почерку».
- Также нами были зафиксированы контуры личности по ряду психологических параметров. По всем связям контуров личности нами были построены схемы, которые приведены во втором томе приложения.
- Мы брали не количественное перечисление высказываний экспертов, а качественное, что было необходимо для построения контуров личности по тому или иному параметру.
- Полученные нами схемы приведёны во втором томе приложения к диссертации.1. Выводы:
- В результате графологического эксперимента нами были установлены пределы диагностики черт личности по графологии (см. гистограмму «Границы возможностей определения по графологии»). Так, при анализе почерка наиболее часто уделяется внимание:
- Границы возможностей определения по графологии.12