Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Объединение эмпиризма и рационализма в философской системе Канта

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Единственная задача философии, считал Кант, заключается в том, чтобы определить границы разума. Хотя многие верят в безграничные возможности разума, на самом деле разум что-то может, а чего-то не может. Человеческий разум может открыть истину. Человеческий разум может также ошибиться, породить ошибочное суждение. Философия — это наука предельных возможностей человеческого разума. Она должна… Читать ещё >

Объединение эмпиризма и рационализма в философской системе Канта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В философской системе Канта были представлены как сенсорные (эмпирические), так и априорные (мышление) элементы познания. Кант сумел «зашить» разрыв между экстремальным рационализмом Лейбница и экстремальным эмпиризмом Юма. С одной стороны, он показал необоснованность притязаний рационалистов приравнять мир к априорному знанию о нем независимо от чувственного опыта. С другой стороны, он опровергнул попытки эмпиризма свести познание только к чувственным данным.

Работы Канта считаются кульминацией философской мысли эпохи Просвещения. Главный философский вопрос, поставленный Кантом, заключался в том, чтобы точно определить природу человеческих инструментов познания. Были также поставлены вопросы о том, как возможно знание и какой должна быть структура человеческого познавательного процесса, чтобы быть твердо уверенным в этих знаниях.

Единственная задача философии, считал Кант, заключается в том, чтобы определить границы разума. Хотя многие верят в безграничные возможности разума, на самом деле разум что-то может, а чего-то не может. Человеческий разум может открыть истину. Человеческий разум может также ошибиться, породить ошибочное суждение. Философия — это наука предельных возможностей человеческого разума. Она должна преследовать две главные цели: конструктивную и критическую. Конструктивная цель философии заключалась в том, чтобы наметить контуры системы всеобщего познания, проистекающего из разума как такового («чистого» разума). Критическая цель философии заключалась в том, чтобы показать иллюзии разума, когда он игнорирует пределы своих возможностей.

Философия, согласно Канту, должна определять источник, степень и обоснованность человеческого знания, применяя для этого новый метод. Иногда Кант называл его «трансцедентальный метод», чаще — «критический метод». Кантовский метод был направлен на то, чтобы частично возвратить философии скептицизм, которому следовал Декарт до того, как претензии на абсолютную определенность науки стали преобладающими в его мировоззрении. Метод Канта состоял в том, чтобы подвергать критическому рассмотрению априорные суждения разума и исследовать его возможности, когда нельзя проверить его, опираясь на опыт. Кант исходил из посылки, что не человеческое знание должно соответствовать объектам знания, а наоборот, объекты знания должны соответствовать человеческим инструментам познания.

Кант считал, что его метод совершил «коперниканскую революцию» в философии. После того как гелиоцентрическая космологическая модель заменила геоцентрическую, астрономия стала совершенно другой наукой. После того как Кант применил «критический метод», стала другой и философия. Критический метод включал три части: «аналитическую» (анализ правильного функционирования разума), «диалектическую» (обнаружение ошибок, демонстрация трудностей и ловушек, в которые впадает беззаботный разум) и «методологическую» (разработка правил рассуждений для практики).

Кант полагал, что сенсорный опыт представляет собой смесь сенсорного содержания, которое дается человеку извне, и пространственной и временной формы, которую само сознание привносит в этот опыт. Пространство и время служат чистыми формами для чувственных впечатлений и упорядочивают их. В дополнение к этим формам имеются также чистые формы понимания, т. е. категории, или общие структуры мысли, которые человеческое сознание накладывает на физический мир, чтобы понять его феномены. Сознание придает ему дополнительные особенности, а именно объединяет идеи о субстанции (или качествах этой субстанции), идеи об одних предметах, относящихся или служащих причинами других предметов. Таким образом, человеческое мышление вносит больший вклад в познание, чем сенсорные данные.

Кончиной Канта в 1804 г. формально завершается эпоха Просвещения. Наступивший XIX в. принято характеризовать веком философского разнообразия: возникают новые философские течения и новые оппозиции — между прагматизмом и идеализмом, позитивизмом и иррационализмом, марксизмом и либерализмом. Рассмотрим некоторые из этих течений.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой