Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Социально-психологические особенности переживания и совладания с ситуацией потери ребенка в террористическом акте

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В заключении стоит наметить возможные пути и перспективы дальнейшего исследования проблемы переживанияи совладания с ситуацией утраты ребенка, произошедшей в результате террористического акта. На сегодняшний день существует множество пробелов в осмыслении природы родительского горя. Большая часть исследователей отождествляют родительское горе с горем переживающего утрату близкого человека… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕРЕЖИВАНИЯ УТРАТЫ РЕБЕНКА
    • 1. 1. Основные направления исследования. утраты близкого человека в психологии
    • 1. 2. Психологические характеристики нормативного и патологического процессов переживания утраты ребенка
    • 1. 3. Основные стратегии совладания и формы поведения человека при утрате
    • 1. 4. Социально-психологические технологии совладания с переживанием утраты ребенка
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕРЕЖИВАНИЯ И СОВЛАДАНИЯ С СИТУАЦИЕЙ УТРАТЫ РЕБЕНКА НА ПРИМЕРЕ МАТЕРЕЙ БЕСЛАНА
    • 2. 1. Разработка модели, процедуры и методов эмпирического исследования
    • 2. 2. Структурно-динамический анализ переживания утраты матерями, потерявшими своих детей в результате террористического акта
    • 2. 3. Взаимосвязь показателей различных реакций горя и стратегий преодоления у матерей, потерявших детей
    • 2. 4. Особенности совладающего поведения матерей с различным типом реагирования в ситуации горя
    • 2. 5. Факторный анализ реакций и переживаний горя в ситуации утраты ребенка
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ МАТЕРЯМ В СОВЛАДАНИИ С ПЕРЕЖИВАНИЕМ УТРАТЫ РЕБЕНКА
    • 3. 1. Разработка авторской программы социально-психологической помощи матерям в совладании с ситуацией утраты ребенка
    • 3. 2. Исследование влияния социально-психологической помощи на переживание утраты ребенка матерями
  • Выводы по третьей главе

Социально-психологические особенности переживания и совладания с ситуацией потери ребенка в террористическом акте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современный мир все чаще сотрясают масштабные катастрофы, трагедии, природные катаклизмы. Недаром современность считают временем множественных и глобальных утрат. Увеличение количества войн и террористических актов, усиление криминогенной" обстановки в различных странах миранеизбежно сказывается на всех членах общества.

В" России рост напряженности и обострение межнациональных отношений, построение новой социокультурной реальности привели к обострению террористической деятельности и усилению межнациональной розни, которые вылились в серии терактов, в особенности на Северном Кавказе. Количество терактов растет почти в геометрической прогрессии. Причем, по заявлениям боевиков, их борьба направлена и «на гражданское население за несопротивление курсу действующих властей. и с Кавказа зона боевых действий будет расширяться на территорию всей России, и война вернется в дома россиян — будет не только по телевизору где-то далеко на Кавказе». Из этих заявлений понятно, что явление терроризма прочно вошло в нашу жизнь.

Следствием терроризма стали не только громадное количество смертей, но и миллионы искалеченных судеб. В связи с усилением криминогенной и террористической ситуации в российском обществе разработки в области психологии утраты ведутся лишь в последние 7−10 лет, в основном они направлены на разработку программ кратковременной помощи, имеется недостаток исследований в области долговременной психологической помощи.

Интерес к проблеме переживания и совладания с ситуацией утраты ребенка, произошедшей в результате террористического акта, продиктован рядом причин:

Во-первых, теоретическая актуальность обращения к данной проблеме обусловлена существующим противоречием между ростом числа экстремальных ситуаций, требующим более детального изучения их последствий и влияния на личность и общество, с одной стороны, и недостаточной разработанностью теоретической базы, раскрывающей особенности переживания утраты близкого человека, с другой стороны.

Во-вторых, отмечается усиленное освещение катастроф, терактов и войн в средствах массовой информации, с одной стороны, и непроработанность этой проблематики на уровне общественного сознания и отсутствие осмысления того, как проживается утрата и как окружение может помочь в этом.

В-третьих, психологи сталкиваются с диагностической проблемой изучения утраты ребенка, так как на сегодняшний день нет психологического инструментария, изучающего особенности переживания утраты ребенка.

В-четвертых, в России отсутствует система оказания постоянной долговременной помощи пострадавшим в результате террористических актов. Иногда психологическая помощь подменяется материальной. В то же время психологическая помощь в основном оказывается только непосредственным пострадавшим (находившимся в зоне бедствия), а целенаправленная помощь близким пострадавших или умерших оказывается либо попутно, либо не оказывается вовсе. Для решения этой психологической задачи в настоящее время не разработаны программы социально-психологической помощи в совладании с ситуацией утраты ребенка в результате теракта в Беслане. При этом, проведенные исследования отечественных и зарубежных специалистов (Х.В. Дзуцев, З. И. Кекелидзе, И. С. Корявко, В. А. Красов, Е. Д. Крастелева, В. В. Крюков, К. Сили, Е. Ю. Соколов, А. Ю. Цветков, Л.Б. Шнейдер) показывают, что состояние близкого окружения выживших и умерших заложников требует адекватной психологической помощи.

Эти и другие противоречия указывают на то, что феномены переживания и совладания с ситуацией утраты ребенка должны быть изучены комплексно, исходя из опыта, накопленного социально-психологической наукой, и практических рекомендаций специалистов, непосредственно работающих с гореванием.

Состояние научной разработанности проблемы. Проблемой переживания, утраты и разработкой технологий поддержки и сопровождения лиц, потерявших близкого человека, занимались представители отечественной и зарубежной науки. Проблемам горевания и поддержке лиц, потерявших близких людей, посвящены работы зарубежных психологов (В. Волкан, Б. Дейте, Э. Кюблер-Росс, Э. Линдеманн, Р. Моуди, К.У. Перриш-Харра и др).

В отечественной социальной психологии этот комплекс проблем рассматривают в контексте психологической травмы как процесса переживания событий (Ф.Е. Василюк, Н. В. Гришина, Ю. В. Заманаева, Н. Г. Осухова, Л. В. Трубицына, С. А. Шефов, Л.Б. Шнейдер) и реакций на переживание утраты. (Л.И. Анцыферова, Н. О. Белорукова, Г. С. Корытова, Т. Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк, М. В. Сапоровская, Л.Ю. Субботина).

Однако изучение социально-психологических особенностей переживания и совладания с ситуацией потери ребенка остается недостаточным. Отсутствие системности в вопросах переживания утратыи характера психологической помощи усиливают необходимость, изучения данной проблематики.

Объект исследования — психическое состояние матерей, потерявших детей в результате террористического акта в Беслане.

Предмет исследования — переживание горя и совладание с ситуацией утраты ребенка, произошедшей в результате террористического акта (на примере матерей Беслана).

Цель исследования — выявить социально-психологические особенности переживания и совладания матерей с ситуацией утраты ребенка, произошедшей в результате террористического акта;

Гипотеза исследования: собенностие переживания? утраты* ребенка в^ результате: террористического, актаопределены — социальными,. социально-психологическими и. индивидуально-психологическими факторами: и-проявляются на структурно-содержательном уровне, в особенностях динамики! и технологий совладания с горем. Социально-психологическая помощь может быть эффективна при учете выявленной специфики.

На основании цели и гипотезы нами были поставлены и поэтапно решены следующие задачи:

Г. На основе анализа работ зарубежных № отечественных психологов рассмотреть современное состояние научного изучения проблемы переживания утраты ребенка в результате террористического акта и совладания с ней;

2. Разработать комплекс психодиагностического инструментария и выявить с его помощью индивидуальные, групповые и ситуативные особенности переживания утраты ребенка в результате терактаа также раскрыть факторы, влияющие на динамику и завершенность работы горя.

3. На основе эмпирического исследования раскрыть структурно-содержательные компоненты переживания утраты ребенка и особенности совладания с ним в группах матерей Беслана, отличающихся по ряду социальных, социально-психологических и индивидуально-психологических показателей.

4. На основе выявленных особенностей разработать программу лонгитюдного оказания социально-психологической помощи женщинам, потерявшим детей в результате теракта.

5. Определить условия эффективности предложенной социально-психологической технологии помощи матерям в совладании с переживанием утраты* ребенка и разработать методические рекомендации по ее реализации^ психологами.

Теоретическую основу исследования составляют психология трудных жизненных ситуаций, рассматривающая особенности данных ситуаций и основные стратегии совладания человека в них (Л.И. Анцыферова, Н. О. Белорукова, Н. В. Гришина, Е. Ю. Коржова, Г. С. Корытова, Е. В. Куфтяк, T.JI. Крюкова, A.A. Нестерова, Н. Г. Осухова, Е. А. Петрова, М. В. Сапоровская, Л. Ю. Субботина, Л. Б. Шнейдер и др.) — психологические теории горя, разрабатываемые зарубежными исследователями (В. Волкан, Б. Дейте, Э. Кюблер-Росс, Э. Линдеманн, Р. Моуди, К.У. Перриш-Харра и др.), а также теория психологической травмы, представленная в отечественной психологии (Ф.Е. Василюк, Ю. В. Заманаева, Л. В. Трубицына, С. А. Шефов и др.) — теоретические положения и выводы, раскрывающие место и функции социально-психологических технологий (A.A. Деркач, Л .Я. Дятченко, Ю. М. Забродин, В. Н. Иванов, Л. Г. Лаптев, Г. С. Михайлов, H.A. Цветкова и др.).

Методологической основой исследования являются: ситуационный подход, согласно которому преодоление утраты ребенка рассматривается как трудная жизненная ситуация, носящая сложный опосредованный характер связи с картиной переживания горяпринцип системности (Б.Г. Ананьев, К.А. Альбуханова-Славская, Е. И. Головаха, Л. Г. Лаптев, A.B. Петровский), с позиций которого структурные компоненты переживания рассматриваются как взаимосвязанные и взаимообусловленныепринцип детерминизма (Л.С. Выготский, H.H. Заваденко, A.B. Петровский, Л.С. Рубинштейн), позволяющий обосновать причинно-следственные связи явлений, выявить социальные, социально-психологические и индивидуально-личностные факторы гореванияпринцип развития (Л.С. Выготский,.

A.B. Запорожец, Н. Я. Семаго, Д.Б. Эльконин), позволяющий проследить динамику переживания утраты ребенка.

Методы исследования. Для проверки гипотезы, а также для решения-исследовательских задач использован комплекс научных методов: теоретико-методологический анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования, констатирующий и формирующий эксперимент, психологическое тестирование, анкетный опрос, проективный метод, групповая дискуссия, метод социально-психологического тренинга, беседа, отдельные технологии психотерапии, качественный и количественный анализ полученных эмпирических результатов.

В исследовании использовались психодиагностические методики: методика определения социальной изолированности Д. Рассела и М. Ферпоссонагоспитальная шкала тревоги и депрессии A.C. Зигмонда и Р. П. Снайтаметодика диагностики когнитивно-поведенческих стратегий преодоления И. Г. Сизовой, С. И. Филиппченковойиндекс жизненного стиля Плутчика-Келлермана-Конте в адаптации Бодроваа также авторский опросник «Особенности переживания утраты ребенка», состоящий из двух блоков. Первый блок содержал открытые и закрытые вопросы, касающиеся как поведенческих, эмоциональных и когнитивных аспектов переживания утраты, так и влияния окружения, изменения базовых ценностей жизни и ресурсов совладания. Качественную обработку данного материала мы осуществляли с помощью контент-анализа. Второй блок включал информацию о социально-демографических характеристиках семьи респондента (возраст респондентов, семейное положение, количество лет в браке, образование, оценка материального дохода семьи, отношение к религии, наличие братьев и сестер, количество детей).

Для обработки и анализа данных применялись следующие методы: контент-анализ, анализ средних, корреляционный анализ, статистические критерии значимости различий U-Манна-Уитни и Н-Краскала-Уоллеса, статистический критерий различия для зависимых выборок Т-Вилкоксона, факторный анализ.

Математическая обработка проводилась с помощью прикладного программного пакета SPSS Л 3.0 for Windows и nporpaMMbbMicrosoft Excel.

Этапы исследования. Исследовательская работа проводилась на протяжении 2007;2010 года в несколько этапов:

Первый этап исследования (сентябрь 2007 — ноябрь 2007 гг.) состоял в разработке плана диссертации с обозначением сроков и ожидаемых результатов, обосновании актуальности темы, выборе предмета исследования, формулировании целей и задач исследования, анализе литературы по проблеме исследования, представлении и обосновании теоретической модели исследования.

Второй этап (декабрь 2007 — февраль 2008 гг.) предполагал подбор пакета методик, адекватных предмету исследования и валидных с точки зрения качества и надежности измеренияразработку социально-психологического опросника, позволяющего выяснить содержательные характеристики переживания утраты ребенка, индивидуальные особенности переживания утраты и выявить некоторые факторы, улучшающие или отягощающие переживание утраты.

На третьем этапе (март 2008 — февраль 2009 гг.) проводился первый замер эмпирического исследования на основе разработанной программы, осуществлялась обработка, анализ и обобщение результатов исследования, разработка рекомендаций для дальнейшей социально-психологической работы.

На четвертом этапе (март 2009 — ноябрь 2009 гг.) разрабатывалась программа социально-психологической помощи матерям в ситуации утраты с учетом факторов, выявленных в первом замере, была сформулирована цель экспериментального исследования, определены средства достижения цели, техники (приемы и процедуры), организационные мероприятия программы.

На пятом этапе (декабрь 2009 — сентябрь 2010 гг.) проводилась Программа «Социально-психологическая помощь матерям, потерявшим ребенка в результате теракта» в виде группы поддержки и индивидуальной работы, проводилась повторная психологическая диагностика по выделенным показателям, осуществлен анализ подвергнутых качественной и количественной обработки данных, полученных до и после внедрения программы, проведено сравнение показателей экспериментальной и контрольной групп, проведена обработка, анализ и обобщение результатов исследования, сформулированы выводы диссертации.

Эмпирическая база исследования. В исследовании приняли участие 44 матери, пережившие утрату ребенка в результате теракта в Беслане. Численность экспериментальной выборки составила 24 женщины, контрольной — 20 женщин. По разным данным общее количество матерей, потерявших ребенка (детей) в бесланской трагедии, составляет 67−73, но мы осознанно ограничили выборку и не обращались к матерям, которые в результате теракта получили органические нарушения или состоят в настоящее время на учете в психоневрологическом диспансере. Возраст испытуемых — от 28 до 60 лет. Испытуемые, принимавшие участие в исследовании, имеют разный уровень образования, разный семейный статус.

Исследование проводилось на базе Управления социальной защиты населения по Правобережному району города Беслана и Северо-Осетинского центра социальных исследований Института социально-политических исследований Российской Академии Наук (г. Владикавказ).

Основные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна заключается в следующем:

1) Рассмотрено современное состояние научного изучения проблемы переживания утраты ребенка и совладания с ним и выявлено разнообразие теоретических подходов, разрозненность понимания ситуативной детерминации динамики процесса «проживания горя», противоречивость данных о роли различных стратегий и механизмов совладания, а также отсутствие данных о специфике переживания утраты ребенка в результате террористического акта и психологической работы с матерями.

2) С помощью разработанного нами комплекса психодиагностических методик, включающего созданный нами опросник «Особенности переживания утраты ребенка» (В.В. Отрадинская, 2008), выявлены индивидуальные, групповые и ситуативные особенности переживания > утраты ребенка. Определена специфика переживания утраты ребенка в группах матерей Беслана с разными социально-демографическими характеристиками, при различных степенях выраженности защитных механизмов, стратегий совладания, с разным уровнем тревоги и депрессии, с разной степенью социальной изолированности.

3) В результате факторного анализа полученных данных выявлена специфика переживания утраты ребенка в результате террористического акта, состоящая в структуре компонентов: «Низкая социальная поддержка и снижение адаптивных стратегий преодоления», «Неотреагированные эмоции горя», «Депрессия, потеря смысла жизни», «Иррациональное поведение и убеждения (мистификации)».

4) На основе эмпирически выявленной модели переживания утраты ребенка матерями предложена программа лонгитюдной организации социально-психологической помощи матерям, потерявшим ребенка' в результате теракта. Описаны технологии психологической работы с этими женщинами.

5) Экспериментально подтверждена эффективность программы, содержащей социально-психологические технологии совладания с переживанием утраты ребенка. Определены условия эффективности предложенной программы помощи матерям и разработаны методические рекомендации в области дальнейшего сопровождения данной категории пострадавших и нахождения путей оптимизации социально-психологической помощи жертвам террористических актов.

В ходе исследования решена: научная задача, которая состоит в изучениисоциально-психологических особенностейпереживания" и: совладания матерей с ситуацией утраты ребенка, произошедшей в результате террористического акта;

Теоретическая значимость исследования:

1) В результате анализа существующих теоретических подходов к изучению феномена переживания была уточнена и конкретизирована сущность явления переживания утраты ребенка в результате террористических актов, следствием чего явилось построение теоретической модели структуры переживания утраты ребенка, состоящей из эмоционального, поведенческого и когнитивного компонентов.

2) Проанализированы индивидуальные, групповые и ситуативные особенности переживания утраты ребенка, а также выделены факторы, влияющие на переживание утраты, а именно: возраст, образование, применяемые стратегии совладания и психологические защиты личности, тревогадепрессия, социальная изолированность.

3) Выявленная структура переживания утраты ребенка, послужившая основой для лонгитюдной программысоциально-психологической помощи женщинам, потерявшим детей, может быть использована при разработке программы реабилитации и психологической поддержки человека в ситуации утраты близкого человека.

4) Внесен вклад в практику оказания социально-психологической помощи матерям в ситуации утраты ребенка.

5) Определены условия оптимизации социально-психологической помощи матерям в совладании с переживанием утраты ребенка.

Практическая значимость исследования > состоит в том, что апробирован комплекс методик, позволяющий выявлять особенности переживания утраты ребенкаразработан методический инструментарий, выявляющий комплекс феноменов переживания утраты и помогающий определить завершенность процесса горя. Этот опросник может быть использован специалистами для сбора необходимой информации об 1 особенностях переживания для последующего прорабатывания патологических черт утраты. Подробный анализ факторов появления патологического горя и проявлений переживания горя может лечь в основу диагностического инструментария. Разработанная и апробированная программа «Социально-психологическая помощь матерям, потерявшим ребенка в результате теракта» показывает, что родители погибших детей нуждаются в долговременной психологической помощи в качестве пострадавших от террористических актов. Даны рекомендации в области дальнейшего сопровождения матерей, потерявших детей в результате теракта в Беслане.

Результаты исследования могут быть использованы психологами при работе с родителями, потерявшими детей. Возможно использование результатов в лекционных курсах и практических занятиях по дисциплинам: «Психология родительства», «Психология трудных жизненных ситуаций», «Психология семьи», «Индивидуальное и семейное консультирование».

Отличие теоретических и эмпирических данных исследования от результатов, полученных другими авторами, состоит в том, что в исследовании разработана и эмпирически подтверждена авторская модель переживания утраты ребенка матерямивыявлены особенности переживания утраты ребенка в группах матерей с разными социальными, социально-психологическими и индивидуально-психологическими характеристикамиразработана и апробирована программа «Социально-психологическая помощь матерям, потерявшим ребенка в результате теракта», доказана ее эффективность и даны рекомендации в области дальнейшего сопровождения данной категории пострадавших.

Достоверность и надежность полученных результатов подкрепляется методологической обоснованностью моделинаучной аргументированностью • теоретических положенийадекватностью используемых методов цели и задачам исследованиясочетанием качественного и количественного анализаприменением статистических критериев, адекватных гипотезам, и характеристикам выборкисогласованностью некоторых результатов с данными других исследователей.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Переживание утраты ребенка в террористическом акте является комплексным образованием, включающим в себя когнитивный, поведенческий и эмоциональный компоненты, тесно взаимосвязанные между собой. Выраженность переживания утраты ребенка детерминирована социальными, социально-психологическими и индивидуально-психологическими факторами. Динамика переживания утраты ребенка отражает этапы преодоления психологической травматизации и носит нормативный или патологический характер.

2. Большинство матерей, переживших потерю ребенка в результате теракта в Беслане, не завершили работу горя и имеют симптомы патологических форм его проявления на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях. Феноменология их переживания горя зависит от индивидуально-психологических и социально-психологических характеристик женщины, а также особенностей социальной ситуации (собственно теракта), в которой произошла утрата ребенка. Субъективная динамика переживания горя определяется преимущественно интрапсихическими факторами, к которым относятся доминирующие стратегии совладания и психологические защиты личности матери.

3. Специфика переживания и совладания матерей с ситуацией утраты ребенка в террористических актах (выявленная в результате факторного анализа данных) выражается в следующих показателях: «Низкая социальная поддержка и снижение адаптивных стратегий преодоления», «Неотреагированные эмоции горя», «Депрессия, потеря5 смысла жизни», «Иррациональное поведение и убеждения .(мистификации)».

4. Социально-психологическая технология * помощи матерям в совладании с переживанием утраты ребенка эффективна при ее построении на, основе эмпирически полученной нами модели и должна быть направлена на более продуктивное 'завершение «работы горя». Она включает направления: работу с представлениями матерей о роли окружения в ситуации утраты и повышение адаптивных стратегий преодоления, работу с неотреагированными эмоциями горя, способствование Pix выплескиванию и проработкеснижение депрессивного фона и поиск смысла жизникоррекцию иррационального поведения и убеждений. Предметом проработки являлись следующие аспекты незавершенного горевания: комплекс вины, уникальность переживания, патологическая связь с ушедшим, невозможность выстроить новые взаимоотношения, утрата привычных моделей поведения, искаженная система ценностей. Предложенные социально-психологические технологии применялись при оказании психологической помощи матерям в рамках проведения групп поддержки и в ходе индивидуальной психологической работы.

5. В целях повышения эффективности социально-психологической помощи матерям в совладании с переживанием утраты ребенка необходимо сочетание групповой и персонифицированной форм работы, реализация индивидуального подхода в мере проработки групповых механизмов, увеличение продолжительности проводимой работы, а также включение в некоторые этапы индивидуальной и групповой работы других членов семьи (прежде всего отцов).

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты и основные положения исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры социальной психологии РГСУ (г. Москва, 2008.

2010 гг.). Основные положения работы были обсуждены на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях. В частности они были изложены на конференциях: «Ломоносов-2009» (г. Москва, 13−18 апреля 2009 года), «Человек в трудной жизненной ситуации» (г. Курск, 16−17 апреля 2009 года), «Современные исследования социальных проблем» (г. Красноярск, октябрь 2009 года), «Технологии психолого-социальной работы в условиях мегаполиса» (г. Санкт-Петербург, 5−6 ноября 2009 года), «Социокультурные проблемы современного человека» (г. Новосибирск, 19−24 апреля 2010 года), а также на круглом столе на тему: «Профилактика кризисных состояний, усиление жизнестойкости, предупреждение суицидального поведения» (г. Москва, 10 сентября 2009 года).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Основной объем диссертации — 204 страницы. Библиографический список использованной литературы состоит из 181 наименования, из которых 14 — на иностранном языке. В диссертации содержится 10 таблиц и 12 рисунков.

Выводыгпо третьей главе.

1. Разработанная нами программа «Социально-психологическая помощь матерям, потерявшим ребенка в результате теракта» имеет цель — способствовать более успешному завершению «работы-горя». Она состоит из 4 подпрограмм, основанных на факторах, описывающих структуру переживания ребенка, а именно: низкой социальной поддержки* и снижении адаптивных стратегий преодоления, неотреагированных эмоций горя, депрессии и потери смысла жизни, иррационального поведения и убеждения (мистификации). Апробированная на 24 матерях программа подразумевала участие в группе поддержки и индивидуальную психологическую работу.

2. В контрольной и экспериментальной группе во втором замере произошли значимые сдвиги по показателям: «снижение ощущения нереальности произошедшей трагедии», «острота ощущения удушья, оцепенения и потерянности», «большее внимание к жизни и интересам других», «снижение потребности посещать место гибели ребенка», что свидетельствует о динамических изменениях в процессе переживания горя.

3. В контрольной группе наметились сдвиги в сторону ослабления «суицидальных намерений», что свидетельствует о позитивной динамике. Однако также наметились сдвиги в сторону усиления «подавления», «проекции» и таких конструктивных стратегий как: «когнитивная репетиция», «коррекция ожиданий и надежд», «идущее вниз сравнение». Данные особенности свидетельствуют об усилении патологичности горевания с течением времени.

4. В экспериментальной группе после прохождения Программы обнаружены значимые сдвиги с понижением по показателям: «уникальность горя», «депрессия» «отрицание» (рассматриваемое и как защита, и как стратегия совладания), неконструктивным стратегиям совладания, наметились тенденции к снижению «социальной изолированности» и тревоги" (хотя данный показатель по-прежнему находится на* высоком уровне).

5. После прохождения Программы произошли значимые сдвиги с повышением показателей not шкалам: «замещение», «идущее вниз сравнение», «изменение личностных свойств», конструктивно-преобразующим стратегиям совладания. Также стоит отметить более позитивное отношение к справедливости и доброте, а также изменение ответов матерей на вопрос о смысле жизни и силах, помогающих им пережить утрату с ответов: «Смысла жизни теперь нет, сил тоже» на «Смысл жизни — моя семья, она мне силы и дает».

6. После прохождения Программы у матерей снизилось чувство вины, а также изменились чувства, испытываемые после трагедии, с патологических на более продуктивные, характеризующие личностные изменения («я стала другой», «я стала более серьезно относиться к жизни»). Данные особенности у контрольной группы не только не снизили свою актуальность, но и стали более ярко выраженными, что является показателем патологического горя.

Анкетирование участников Программы позволило считать положительным результатом работы позитивные сдвиги в плане рассмотрения своего будущего.

7. Практика применения Программы показала некоторые недостатки. В связи с этим мы видим следующие перспективы дальнейшей работы:

• Включение в некоторые этапы индивидуальной и групповой работы других членов семьи (прежде всего отцов);

• Увеличение продолжительности проводимой Программы для более детальной проработки патологического горевания;

• При разработке дальнейшей программы, необходимо акцентировать внимание на нерешенных задачах данной программы, а именно: повышенный уровень тревоги, поиск виновного, обида на высшие силы;

• Включение в Программу блока социально-замещающей активности (помощь людям, оказавшимся в трудной ситуации);

• Разработку дальнейшей программы стоит производить только с учетом кавказского менталитета. Настороженное и отрицательное отношение к психологам на Кавказе препятствует работе над горем, хотя данные, полученные на контрольной группе, свидетельствуют об их патологическом горевании и требуют психологической помощи.

Практические рекомендации.

1. Необходимо * включить информацию о полученных результатах в программу курсов повышения* квалификации для психологов, социальных работников, семейных, психотерапевтовзШ специалистов по работе с: семьямикоторые переживают, утрату ребенка.

2. Сформулированные в процессе исследования выводы необходимо использовать в образовательном процессе в структуре высшей школы, в частности, в сфере социальной психологии и психологии семьи для расширения и углубления знаний в области родительства. Материалы диссертаций могут быть рекомендованы преподавателям вузов при проведении лекционных курсов и практических занятий по дисциплинам: «Психология родительства», «Психология трудных жизненных ситуаций», «Психология семьи», «Индивидуальное и семейное консультирование».

3. Исследователям, занимающимся проблемами семьи, рекомендуется учитывать данные о феноменологии переживания утраты матерями для: более комплексной и эффективной социально-психологической помощи.

4. Центрам и организациямзанимающимся психологической помощью пострадавшим в результате террористических актов, рекомендуется использовать основные выводы исследования для повышения уровня практических знаний об особенностях материнской утраты и возможных путях психологического сопровождения.

5. Выявленная модель переживания утраты может способствовать разработке программы по оказанию долговременной помощи всем категориям пострадавших в результате террористических актов.

В заключении стоит наметить возможные пути и перспективы дальнейшего исследования проблемы переживанияи совладания с ситуацией утраты ребенка, произошедшей в результате террористического акта. На сегодняшний день существует множество пробелов в осмыслении природы родительского горя. Большая часть исследователей отождествляют родительское горе с горем переживающего утрату близкого человека: Отмечается, что переживание родителя будет более болезненнымОднако конкретных особенностей выявлено не было. Наша работа является попыткой устранить данный пробел: выявить социально-психологические особенностипереживания и совладания с ситуацией утратыребенка, произошедшейв- результате террористического акта, и разработать программу лонгитюдного оказания социально-психологической помощи? женщинампотерявшим" детей в результате теракта.

Остаются открытыми наиболее принципиальные вопросы:

1. Какой срок необходимо считать достаточным для проработки переживания утраты ребенка родителями?

2. В какой мере связаны переживания матерей относительно смерти ребенка с переживаниями других членов семей (прежде всего, отцов)?

3. Какую продолжительность Программы можно считать оптимальным для проработки патологических форм горевания?

4. Какие формы психологической работы являются более оптимальными для решения задач, нереализованных в рамках данной программы?

Эти и многие другие вопросы видятся перспективными. В связи с этим мы видим следующие перспективы дальнейшей работы:

• Включение в некоторые этапы индивидуальной и групповой5работы других членов семьи (прежде всего отцов);

• Увеличение продолжительности проводимой Программы для более детальной проработки патологического горевания;

• При разработке дальнейшей программы необходимо акцентировать внимание на нерешенных задачах данной программы, а именно: повышенный уровень тревоги, поиск виновного, обида на высшие силы;

•. Включение в Программу блока социально-замещающей активности (помощь людям, оказавшимся в трудной ситуации);

• Разработку дальнейшей программы стоит производить только с учетом кавказского менталитета. Настороженное и отрицательное отношение к психологам на Кавказе препятствует работе над горем, хотя данные, полученные на контрольной группе, свидетельствуют об их патологическом горевании и требуют психологической помощи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Практическая, психология. Изд. 8-е, перераб. идоп. М.: Академический Проект, 2005. — 496 с.
  2. H.A. Социально-психологические технологии преодоления профессиональных стереотипов муниципальных служащих: Автореф.'дисс. канд. психол. наук: 19.00.05. — М., 2006. — 22 с.
  3. Х.М., Захаров A.B., Степанова Н. В., Виржанская Е. А. Купирование острого стресса и антистрессовая подготовка к экстремальным ситуациям // Московский психотерапевтический журнал. 2006. — № 4. — С. 131- 143.
  4. A.B. Посттравматическое стрессовое расстройство при ситуациях утраты объекта экстраординарной значимости // Психиатрия и психофармакотерапия. 2000. — Т. 2. — № 4. — С. 104 — 109.
  5. АнтиповВ.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. — М., 2002. -176 с.
  6. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психология социальных ситуаций / Сост. и общая редакция Н. В. Гришиной. -СПб.: Питер, 2001. С. 309- 334.
  7. Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психология социальных ситуаций / Сост. и общая редакция Н. В. Гришиной. СПб.: Питер, 2001. — 416 с.
  8. АхметоваХ.Б. Изменения личности при посттравматическом стрессовом расстройстве: По данным обследования мирного населения, пережившего военные действия: Автореф. дисс. докт. психол. наук: 19.00.04.-М., 2004.-42 с.
  9. БакановаА.А. Смерть и работа горя // Кораблина Е. П., Акиндинова И. А., Баканова A.A., Родина A.M. Искусство исцеления души: Этюды о психологической помощи: Пособие для практических психологов /
  10. Под ред. Е. П. Кораблиной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. — С.182 — 212.
  11. Ф.В., Бурлакова М. К., Волков В. Н. Проблемапсихологической защиты //Психологический журнал. 1988. — Т. 9. — № 3. — С.178 86.
  12. И.А. Оказание медико-психологической помощи женщинам, подвергшимся воздействию длительного стресса (террористический акт в г. Беслане) // Российский психиатрический журнал. -2008.-№ 3.-С. 59−64.
  13. Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г. Когнитивная терапия депрессии. М.: Питер, 2003. — 298 с.
  14. БоулбиД. Привязанность /Общ. ред. и вступ. ст. Г. В. Бурменской- Пер. с англ. Н. Г. Григорьевой и Г. В. Бурменской. М.: Гардарики, 2003. — 447 с.
  15. БоулбиД. Создание и разрушение эмоциональных связей/ Перевод с английского В. В. Старовойтова — 2-е изд. М.: Академический Проект, 2006. — 232 с.
  16. М. Консультирование человека в состоянии горя: модель помощи // Психология зрелости и старения. 2002. — № 1(17). -С. 27 — 44.
  17. А.Я. Системная семейная психотерапия: Крат. лекц. курс. -СПб.: Речь, 2001.-142 с.
  18. ВасилюкФ.Е. Переживание горя и утраты // Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационно-аналитический бюллетень. -2001. -№ 3.-С. 17−30.
  19. Ф.Е. Переживание и молитва (опыт общепсихологического исследования). М.: Смысл, 2005. — 191 с.
  20. Ф.Е. Пережить горе // О человеческом в человеке/ Под общ.ред. И. Т. Фролова. -М.: Политиздат, 1991.- С. 230 247.
  21. Ф.Е. Психологический анализ преодоления критических ситуаций: Автореф. дисс. канд. психол. наук. — М., 1981, — 18 с.
  22. ВенгерА.Л., Морозова Е. И., Морозов В. А. Психологическая помощь детям и подросткам в чрезвычайных ситуациях (на опыте работы с жертвами террористического акта в Беслане) // Московский психотерапевтический журнал. 2006. — № 1. — С. 3 — 5.
  23. Л.В. Проблема совладающих стратегий в современных исследованиях // Журнал практикующего психолога. 1999. -№ 5.-С. 7- 16.
  24. В., Зинтл 3. Жизнь после утраты: психология горевания. -М.: «Когито-Центр», 2007. 160 с.
  25. Л.С. Переживание как единица личности и среды. (по «Кризису семи лет» Собр. соч., т.4 М., 1984. — С. 380- 383) //
  26. Психология социальных ситуаций / Сост. и общая редакция Н. В. Гришиной. — СПб.: Питер, 2001. -416 с.
  27. Е.В. Социально-психологическое сопровождение формирования гуманных взаимоотношений в приемной семье // Ученые записки. 2009. — № 11. — С. 215 — 220.
  28. ГертБ. Рациональное и иррациональное в поведении человека // Мораль и рациональность. М., 1995. — С. 159 — 179.
  29. A.B. Психология и психотерапия потерь. Пособие по паллиативной медицине для врачей, психологов и всех интересующихся проблемой. СПб.: Издательство «Речь», 2007. — 162 с.
  30. P.M., Никольская И. М. Защита личности: психологические механизмы. СПб.: Знание, 2001.- 352 с.
  31. Н.В. Психология социальных ситуаций. — СПб: Питер, 2001.-416 с.
  32. . Жизнь после потери / Пер. с англ. В.Челноковой. — М.: ФАИР ПРЕСС, 1999. — 304 с.
  33. Л.Д., Ральникова И. А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности. — Барнаул: Изд-во Алтайского университета, 2005. — 129 с.
  34. Ю. Фокусирование: Новый психотерапевтический метод работы с переживаниями / Пер. с англ. A.C. Ригина. — М.: Независимая фирма «Класс», 2000. — 448 с.
  35. Х.В. Беслан после 1 3 сентября 2004 г.: социологический анализ. — М.: РОССПЭН, 2008. — 349 с.39: Дзуцев Х. В. Беслан: после террористического акта // Социологические исследования. 2005. — № 4. — С. 128 — 129.
  36. ДорожевецА.Н. Когнитивные механизмы адаптации к кризисным событиям // Журнал практического психолога. 1998. — № 4. — С. 3 — 17.
  37. С.Н., Лебедев C.B., БобосовЕ.А. Влияние экстремального события на косвенных участников // Психологический журнал. 2004. — Т. 25. — № 6. — С. 73 — 84.
  38. Е.В. Женщины в беде. Программа работы с жертвами домашнего насилия «Достоинство любви». СПб.: Речь, 2008. — 212 с.
  39. Е.В. Скажи депрессии «Прощай!», или как избавиться от проблем. СПб.: Речь, 2008. — 320 с.
  40. Ю.В. Утрата близкого человека — испытание жизнью/ Под науч. редакцией М. В. Осориной. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2007. — 272 с.
  41. В.В. Понимание и переживание москвичами террористической угрозы // Вопросы психологии. 2010. — № 4. — С. 64- 74.
  42. Т.Ф., Минигалиева М. Р. Проблемы социально-психологической помощи жертвам террора: Учебное пособие. — М.: Изд-во МГСУ, 2002.- 256 с.
  43. КабоевМ.М. Плакал дождь холодными слезами. Изд. 2-е. -Владикавказ: Издательско-полиграфическое предприятие им. В. Гассиева, 2008. — 640 с.
  44. П. Переход. Последняя болезнь, смерть и после. — Нижний Новгород: Полигр. компания «Экспресс», 2006. — 234 с.
  45. Е.С., Падун М! А. Ранняя привязанность и ее влияние на устойчивость к психологической травме: постановка проблемы // Психологический журнал. 2002. — Т. 23-№ 5. — G. 88 — 99.
  46. .Д. Психотерапия.— 3-е изд. М., 2007. — 672 с.
  47. Д. Внутренний мир травмы: архетипические защиты личностного духа: М.: Академический проект, 2007. — 368 с.
  48. Н., Гринберг П. Все так умирают? СПб.: Лимбус Пресс, 2001.-256 с.
  49. Кекелидзе 3-И. Введение в психиатрию чрезвычайных ситуаций // Медицинская и судебная психология. М., 2004. — G. 307 — 338.
  50. Кириченко А. В". Акмеологическое воздействие в профессиональной деятельности: Теория, методология, технология: Автореф. дисс. докт. психол. наук: 19.00.13. Mi, 1999. — 50 с.
  51. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса.- М.: Академический Проект, 2009. 944 с.
  52. КолодзинБ. Как жить после психологической травмы. — М., Шанс, 1992.
  53. Т.Ю. Арттерапия в терапии кризисных состояний личности и группы: Автореф. дисс. канд. психол. наук: 19.00.05. — Ярославль, 2002. 26 с.
  54. Е.Д., Есаулов В. Н. К психологической помощи пострадавшим при теракте // Психология экстремальных ситуаций / Под ред. В.В. Рубцова- С. Б. Малых. М.: Психологический ин-т РАО, 2008. — С. 260 -263.
  55. М. А., Никитина Т. И., Сергеева Ю. С. Экстренная психологическая помощь. М.: НЦ ЭНАС, 2007. — 64 с.
  56. Т.Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совпадающего поведения // Психологический журнал. 2005. — Т. 26.-№ 2.-С. 5−15.
  57. КрюковаТ.Л. Методы изучения совладающего поведения: Три копинг- шкалы.- Кострома: Авантитул, 2007. 60 с.
  58. КрюковаТ.Л., КуфтякЕ.В. Опросник способов совладания (адаптация методики \^СС)) // Журнал практического психолога. 2007. — № 3 -С. 93 — 112.
  59. Т.Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология, семьи: жизненные трудности и совладание с ними. — СПб., Речь, 2005.- 240 с.
  60. А.В. Влияние экстремальной ситуации на психологическое кризисное состояние человека, приводящее к суициду // Известия Самарского научного центра РАН. 2006. — № 2. — С. 44- 48.
  61. КуфтякЕ.В. Совпадающее поведение в семье, регулярно применяющей физические наказания детей: Автореф. дисс. канд. психол. наук: 19.00.05. СПб., 2003. — 22 с.
  62. Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании. М.: София, 2001. — 327 с.
  63. Е.В. Представления об опасности и их изменение под воздействием новостных передач // Вестник Университета (Государственный университет управления). — 2009. № 20. — С. 72−74.
  64. И.П. Стресс. Тревога. Депрессия. Алкоголизм. Эпилепсия: нейрокинурениновые механизмы и новые подходы к лечению. СПб.: Деан, 2004. 223 с.
  65. И.Б., Простяков В. В., Цветков В. Л. Копинг-поведение сотрудников ОВД: Учебное пособие. М.: Московский университет МВД России, 2005.-99 с.
  66. Ли Д. Практика группового тренинга СПб.: Питер, 2009. — 224 с.
  67. Э. Клиника острого горя // Психология эмоций. Тексты / Под редакцией В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.-С. 212−219.
  68. М.Е., Мирович М. О. Как преодолеть острое горе. Ростов н/Д: Феникс, 2000. — 320 с.
  69. К. Молчаливое горе. — М.: Смысл, 2001. 255 с.
  70. Н.М. Совладающее поведение младших подростков. -М.: МАИ, МОСУ, 2004.- 88 с.
  71. Магомед-Эминов М. Ш. Трансформация личности. — М.: Смысл, 1998.-328 с.
  72. А.Г., Чермянин С. В., Шамрей В. К., Кондратьев А. Ю. Особенности оказания медико-психологической помощи родственникам погибших моряков атомной подводной лодки «Курск» // Психологический журнал. 2001. — Т. 22. — № 2. — С. 5 — 13.
  73. Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации. М.: Изд-во Эксмо, 2005. 960 с.
  74. М.Р. Психологическая помощь первичным жертвам катастроф и террористических актов // Психология зрелости и старения. -2001. № 4 (16). — С. 153 — 163.
  75. М.Р. Психологическая помощь умирающим, и их родным // Психология зрелости и старения. 2002. — № 2 (18). — С. 130 — 156.
  76. Н.Ф. Психологические особенности проявления феноменов обиды и прощения в супружеских отношениях молодой семьи. Диссертация на соискание ученой степени магистра психологии. М., 2010. — 104 с.
  77. О. А. Представления младших подростков о способах поведения в трудных жизненных ситуациях: Автореф. дисс. канд. психол. наук: 19.00.13. -М., 2004. 20 с.
  78. Р., Аркэнджел Д. Жизнь после утраты. — Киев: София- М: Гелиос, 2002. 287 с.
  79. А.Н., Дыхне Е. А. Кризисы и травмы. Методические материалы к учебному курсу «Теория и практика гештальт-терапии». Выпуск первый'. М., 2007. — 64 с.
  80. Нартова-Бочавер С.К. «Coping Behavior» в системе понятия психологии личности// Психологический журнал — 1997. Т. 18. — № 5. — С. 20−30.
  81. Ф.С., Шапкин Ю. А., Пушкин И. Б., Кекелидзе З. И. Особенности психических расстройств у заложников // Российский психиатрический журнал. 2002. — № 1. — С. 4 — 9.
  82. A.A. Социально-психологические детерминанты семейных мифов: Автореф. дисс. канд. психол. наук: 19.00:05.- М., 2004. -22 е., — ' ' ' '.: .'¦'
  83. Общая и прикладная акмеология. Учебное пособие./ Иод, общей редакцией A.A. Деркача- М: Изд-во-РАГС, 2001. — 275 с. :
  84. Д.В. Психология терроризма. СПб.: Питер- 2002. — 288 с. '
  85. Ю.М. Вина. М.: Импринт-Гольфстрим, 1997. — 36 с.
  86. Ю.М. Обида. Вина. М.: Слайдинг, 2004. — 96 с.
  87. Ю.М. Постижение переживания. М.: Импринт-Гольфстрим, 1996. — 32 с.
  88. А.А. Справочник психолога по работе в кризисных условиях. -Р н/Д.: Феникс, 2005.— 315 с.
  89. Основы социально-психологических исследований / Под ред. A.A. Бодалева, А. А. Деркача, JT. Г. Лаптева. М.: Гардарики, 2007. — 335 с.
  90. М.А., Тарабрина Н.В: Когнитивно-личностные аспекты переживания посттравматического стресса // Психологический журнал- — 2004. Т. 25. — № 5-.г С. 5−15.
  91. В.И. Основы общей теории социальных технологий. — М.: Изд-во ИКАР, 2008. 320 с.
  92. ПищелкоА.В. Психология посттравматического стресса: Учебное пособие. Домодедово: РИПК работников МВД России, 1998.- 67 с.
  93. ПодобинаО.Б. Совладающее поведение женщины на этапе принятия роли матери: Автореф. дисс. канд. психол. наук: 19.00.05. -Кострома, 2005. 22 с.
  94. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2009. — 672 с.
  95. Практическая психология для преподавателей / Под ред. К. Тутушкиной. М., 1997.-328 с.
  96. Психологическая оценка переживания террористической угрозы. Руководство / Под ред. Быховец Ю. В., Тарабриной H.B. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. — 84 с.
  97. Психологическая помощь мигрантам в России: исследования и практика / Под ред. Г. У. Солдатовой, В. К. Калиненко, O.A. Кравцовой, Т. Ю. Прокофьевой, JI.A. Шайгеровой. -М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2003. 200 с.
  98. Психология и психопатология терроризма. Гуманистические стратегии антитеррора. Сборник статей / Под ред. М. М. Решетникова. СПб., 2004:-343 с.
  99. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных Щодюбщей-ред: 7/.
  100. Психология эмоций^ Тексты, / Под- ред. Б. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 287 с.115: Психотерапевтическая энциклопедия / Общ. ред. Б-Д. Карвасарского. СПб.: Питер Ком, 1998. — 752 с.
  101. H.H. Психопатологические последствия чрезвычайных ситуаций. М.: Академический проект, 2001. — 288 с.
  102. А.Л., Доморацкий В. А., ГордееваЕ.Г. Посттравматическое стрессовое расстройство: диагностика-, психофармакология, психотерапия.- М.: Издательство института психиатрии, 2000.-128 с.
  103. М. Любовь и смерть: путь к разлуке. — СПб.: Речь, 2006.80 с.
  104. Н., Беберашвили 3., Джавахшвили Д., МахашвилиН., Сарджвеладзе Н. Травма и психологическая помощь — М.- Смысл- ЧеРо, 2005. 180 с.
  105. В.Ю. Четыре задачи горя, // Журнал практической психологии и психоанализа: 2001. — № 1−2. — С. 18 — 22.
  106. К. Психотерапия-травмы и травма психотерапии (терапевты об 11 сентября 2001 года) // Московский психотерапевтический журнал. -2006.-№ 4.-С. 143 157.
  107. H.A., Ялтонский В. М. Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения. Казань: КНПО ВТИ, 2007. — 191 с.
  108. A.B. Последствия перенесенного стресса у лиц, потерявших близких // Актуальные вопросы* клинической и социальной психиатрии / Под общей редакцией О. В. Лиманкина и В. И. Крылова. — Издательство «СЗПД», 1999. С. 161 — 169.
  109. Е.Ю. Гипносуггестия при лечении пострадавших в г. Беслане в сентябре 2004 г. // Психология экстремальных ситуаций / Под ред. В. В. Рубцова, С. Б. Малых. М.: Психологический ин-т РАО, 2007. — С. 278 282.
  110. Е.Ю., КорявкоИ.С. Рисуночные тесты в психотерапии пострадавших в г. Беслане в сентябре 2004 г. // Психология экстремальных ситуаций / Под ред. В. В. Рубцова, С. Б. Малых. М.: Психологический ин-т РАО, 2007.-С. 285−289.
  111. Е.Т. Феномен психологической защиты // Вопросы психологии. 2007. — № 4. — С. 66 — 79.
  112. A.C. Психотерапия: игра, детство, семья. М.: Апрель пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 304 с.
  113. Л.Ю. Психология защитного поведения. Ярославль: ЯрГУ, 2006. — 220 с.
  114. Н.К., Краснов В. А., Крыжановская И. Л. и др. Клиника, и лечение психических нарушений у детей, пострадавших при теракте в
  115. Беслане // Социальная и клиническая психиатрия. 2006. — Т. 16. — № 1. — Вып. 1.-С. 70−74.
  116. Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб.: Питер, 2001, — 272 с. — (Серия «Практикум по психологии»).
  117. Н.В. Психологические последствия террористических актов // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. — М.: Экономика, 2004. С. 212 — 215.
  118. ТашлыковВ.А. Психология лечебного процесса. Л.: Медицина: Ленингр. отд-ние, 1984. — 191 с.
  119. Терактам в Москве с 2009 года предшествовали 15 самоподрывов смертников на Северном Кавказе // Кавказский узел. -2010.-30 марта.
  120. Технологии социальной работы / Под общей редакцией проф. Е. И. Холостовой. М.: Инфра-М, 2002. — 400 с.
  121. Технология II Большая советская энциклопедия (В 30 томах) / Под ред. A.M. Прохорова. Т. 25. Струнино-Тихорецк. 3- е изд. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1976. —С. 537.
  122. И. Беслан три года спустя. 1.09 3.09.2004 г. Сборник материалов: факты, цифры, комментарии. — Владикавказ: Рухс, 2007. — 166 с.
  123. JI.В. Переживание травмирующего события как проблема психологии личности: Автореф. дисс. канд. психол. наук: 19.00.01.-М., 2005.-21 с.
  124. Трубицына JLВ. Процесс травмы. М.: «Смысл" — ЧеРо, 2005.218 с.
  125. Франкл В. Психотерапия на практике. СПб.: Речь, 2001. — 256 с.
  126. В. Человек в поисках смысла: Сборник / Общ. ред. Л. Я. Гозмана. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  127. А. Эго и механизмы защиты. М.: Эксмо, 2003. — 252 с.
  128. Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни. СПб.: Азбука-классика, 2007.-220 с.
  129. Э. Ритуалы прощания: антропологические и психоаналитические аспекты работы- с чувством утраты // Московский психотерапевтический журнал. 2000: — № 1. — С. 5 — 28.
  130. ХоллисДж. Душевные омуты: Возвращение к жизни после тяжелых?-потрясений (Пер. сангл.). М: Когито — Центр, 2010. — 192 с. -
  131. Е.И. Социальная-работа- 7-е изд. — М.: Издательско-торговая кооперация «Дашков и К°», 2010. — 800 с.
  132. Дж. Роль Другого в горевании // Журнал практической психологии и психоанализа. 2002. — № 3.
  133. H.A. Социально-психологические технологии работы с женщинами в системе социального обслуживания. Псков: ПГПУ, 2007. — 384 с.
  134. Е.В. Психологические механизмы поведения и деятельности личности в экстремальных ситуациях (материалы к лекции). -М.: РСПИ, 1991.- 28 с.
  135. Д.Б. Психотерапия переживаний стресса. — М-, 2008. —58 с.
  136. Человек в трудной жизненной ситуации: материалы I и II научно-практических конференций 24 декабря 2003 года и 8 декабря 2004 года / Под ред. Е. А. Петровой. М., 2004. — 260 с.
  137. ШепельВ.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера (Управленческая гуманитарология). М.: Финансы-и статистика, 1992. — 240 с.
  138. С.А. Психология горя. СПб.: Речь, 2006. — 144 с.
  139. Т.И. Социально-психологические технологии помощи детям и семьям групп риска. М.: Изд-во МГОУ, 2010. — 198 с.
  140. Э.Г., ЮстицкисВ. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2008. — 672 с. i
  141. ЭллисА. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход / Пер. с англ. СПб.: Изд-во. Сова- М.: Изд-во ЭКСМО — Пресс, 2002. — 272 с. — (Серия «Ступени психотерапии»).
  142. ЭллисА. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии / Альберт Эллис, Уинди Драйден. 2. изд. — СПб.: Речь, 2002. — 345 с.
  143. Дж. и др. Распрощайся с чувством вины. Как научиться прощать и избавляться от страха М.: ООО Издат. дом «София», 2004. — 256 с.
  144. D. (2009) Who’s to Blame? Perceived Responsibility for Spousal Death and Psychological Distress among Older Widowed Persons // Journal of Health and Social Behavior. Vol. 50 (September): 359 375.
  145. A. (1973) My philosophy of psychotherapy // Journal of Contemporary Psychotherapy. 6: 13 — 18.
  146. HaanW. (1977) Coping and Defending: Processes of Self-Environment Organization. N.Y., Academic Press- 457 p.
  147. R.S. (1966) Psychological stress andthe coping process. New York, McGraw-Hill 466 p.
  148. MalkinsonR. (2001) Cognitive-Behavioral Therapy of Grief: A Review and Application // Research on Social Work Practice. 11: 671- 698.
  149. Mildner C. Coping with death, grief and loss. — http://www.uiowa.edu/ucs/griefloss.shtml
  150. N. J., Simonson K., Fleiszer A. R., Prins M., Glasgow R.B. (2007) The Soul of Sorrow Work: Grief and Therapeutic Interventions With Families // Journal of Family Nursing. 13: 117- 141.
  151. Nagraj S., Barclays. (2009) Bereavement and coping with loss // InnovAiT. 10: 613−618.
  152. R.A. (1985) The development of personal construct psychology. Lincoln- London: Univ. of Nebraska press 172 p.
  153. Nolan M. Coping With The Loss Of A Loved One. -http://documents.cancer.org/acs/groups/cid/documents/webcontent/2 826-pdf.pdf.
  154. Parappully J., Rosenbaum R., Daele L, Nzewi E. (2002) Thriving after Trauma: The Experience of Parents of Murdered Children // Journal of Humanistic Psychology. 42: 33 70.
  155. Strange J.-M. (2000) Death and Dying: Old Themes and New Directions II Journal of Contemporary History Copyright. 35(3): 491−499.
  156. A.D. (1992). Understanding grief: Helping yourself grieve. New York, NY: Brunner-Routledge. 200 p.
  157. W.J. (2001) Grief Counseling and Grief Therapy: A Handbook for the Mental Health Professional (3rd Edition). New York: Springer Publishing Company 232 p.
Заполнить форму текущей работой