Библейский миф как конвенциональный стереотип: Экспериментальное исследование
Диссертация
Знание христианской религии предполагает знание сакральных текстов. Такое знание может осмысливаться в терминах науки, но может быть общеобразовательным и может не означать причастность к религии. Эксперимент показывает, что люди приобщаются к религии, далеко не обязательно владея каким-либо религиозным знанием. На основе вышеизложенного представляется возможным разграничить понятия… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИП КАК
- ЛИНГВО-МЕНТАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
- 1. 1. Постановка проблемы
- 1. 2. Философский аспект исследования составляющих сознания
- 1. 3. Психологическое и психолингвистическое обоснование. проблемы понимания стереотипа
- 1. 4. Психологический аспект исследования стереотипа как. компонента сознания
- 1. 5. Стереотип как образующая менталитета
- 1. 6. Стереотип как многоуровневая функциональная система
- Выводы
- 1. 7. Логический аспект исследования стереотипных структур
- Выводы
- 1. 8. Религиозный аспект сознания
- Глава 2. СЕМИОТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ БИБЛЕЙСКОГО МИФА КАК КОНВЕНЦИОНАЛЬНОГО СТЕРЕОТИПА
- 2. 1. Онтология мифа
- 2. 1. 1. Этнический характер конвенциональных стереотипов -. библейских мифов
- 2. 2. Структура мифа
- 2. 2. 1. Внутренняя и внешняя формы
- 2. 2. 2. Обоснование необходимости рассмотрения структуры. мифа в семиотическом аспекте
- 2. 2. 3. Семиотика мифа
- 2. 3. Системность библейского мифа как конвенционального. стереотипа
- 2. 1. Онтология мифа
- Выводы
- Глава. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ БИБЛЕЙСКОГО МИФА
- 3. 1. Теоретическое обоснование эксперимента
- 3. 2. Структура эксперимента
- 3. 2. 1. Описание эксперимента первой ступени
- 3. 2. 2. Описание эксперимента второй ступени
- 3. 3. Психолингвистическая характеристика результатов эксперимента
- 3. 3. 1. Понимание библейских мифов, выявляемое на основе частотности. опознания стереотипов
- 3. 3. 2. Характер ассоциативной связи
- 3. 3. 3. Операциональность мышления
- 3. 3. 4. Примитивные ассоциации
Список литературы
- Агеев B.C. Психологическое исследование социальных стереотипов // Вопросы психологии. 1986f№ 1, с. 135−140.
- Анохин П.К. Избранные труды: Системные механизмы высшей нервной деятельности. М.: Наука, 1979, 456 с.
- Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М.: Наука, 1980, 196 с.
- Апресян А.Г. Сила и насилие слова // Человек. 1997, № 5, .137−142 с.
- Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1979, 150 с.
- Ашукин Н.С., Ашукйна М. Г. Крылатые слова. М&bdquo- 1986, 650 с.
- Батова Н.Я., Хомская Е. Д. Нейропсихологический анализ влияния эмоционального фактора на воспроизведение словесного материала // Вопросы психологии. 1984, № 3, 137 с.
- Барт Р. Избранные работы: Семиотика, поэтика. М., 1989, 430 с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Наука, 1986, 307 с.
- Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, м.. 989.
- БЭ Библейская энциклопедия. М. «Терра» — «Терра», 1991.
- БЭС Большой энциклопедический словарь в 2-х т., М.: Советская энциклопедия, 1991.
- Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М.: Наука, 1994,499 с.
- Богин Г. И. Субстанциональная сторона понимания текста. Тверь, 1993, 137 с.
- Босова Л.М. Интерпретация смысла качественных прилагательных // Языковое бытие человека и этноса.: психолингвистический и когнитивный аспекты. Барнаул, 1999.
- Брудный A.A. Понимание как философско-психологическая проблема // Вопросы философии. 1975, № 10, 109−117 с.
- Брутян Г. А. Язык и картина мира // Философские науки. 1973, № 1., 108 — 117 с.
- Брутян Г. А. Лингвистическое моделирование деятельности и его роль в познании. // Вопросы Философии. 1972, № 10.
- Вардомацкий А.П. Мораль как регулятивная система // Философские науки. 1988, № 10, 16−20 с.
- Вежбицкая А. Язык, культура, понимание. М., 1996, с. 327.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-воМГУ, 1990, 288 с.
- Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во МГУ, 1976, 142 с.
- Виноградов Ю.Е. Влияние аффективных следов на структуру мыслительной деятельности // Психологическое исследование интеллектуальной деятельности. М., 1979, 22−32 с.
- Верещагин Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура: лингвострановедение в преподавании русского языка. М., 1983.
- Восприятие и деятельность: М.: Изд-во МГУ, 1976, с. 320.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т.т., Т. 1, М.: Педагогика, 1987.
- Голикова Т.А. Слово как интегративный компонент репрезентации ККМ. Автореф. дис. канд. филол. наук. Барнаул, 1997, 22 с.
- Голосовкер Я.Э. Логика мифа, М.: Наука, 1987, с. 218.
- Гордон Д., Лакофф Дж. Постулаты речевого общения // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1986, Вып. 16, 276−302 с.
- Горелов И.Н. Основы психолингвистики. М., 1998.
- Грановская P.M., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. Санкт-Петербург, 1994, 175 с.
- Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984, 400 с.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х т., М., 1982.
- Дейк Т.А. ван, Кинч В. Стратегии понимания связного текста // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1988, Вып.23, 153−211 с.
- Дейк Т.А. ван Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989, с. 311.
- Джеймс В. Многообразие религиозного опыта. Санкт-Петербург, 1993, 418 с.
- Дмитриева Н.Л. Конвенциональный стереотип как средство регуляции восприятия вербализованного содержания. Диссерт. канд. филол. наук. Барнаул, 1996, 170 с.
- Добрович А.Б. Общение: Наука и искусство. М.: Знание, 1978, 143 с.
- Добрович А.Б. Фонарь Диогена. М.: Знание, 1981, с. 250.
- Добрович А.Б. Глаза в глаза. М., 1982, 207 с.
- Добрович А.Б. Паранойя как среда обитания // Искусство кино. 1992, № 8.
- Доминанта и условный рефлекс. М.: Наука, 1987, 175 с.
- Дубов И.Г. Феномен менталитета // Вопросы психологии. 1993, № 5, 5−18 с.
- Загадка человеческого понимания. М.: Политиздат, 1991, 352 с.
- Залевская A.A. Слово в лексиконе человека: Психолингвистическое исследование. Воронеж, 1990, 204 с.
- Залевская A.A. Индивидуальное знание. Специфика и принципы функционирования. Тверь, 1992. 136 с.
- Залевская A.A. Введение психолингвистику, М., 1999, с. 378.
- Звегинцев В.А. Язык и знание // Вопросы философии. 1982, № 1.
- Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. 1991, № 2, 15−36 с.
- Зинченко В.П. Культурно-историческая психология. Вестник МГУ, Сер. 14, Психология. 1993, № 2.
- Зинченко В.П. Проблема образующих сознания в деятельностной теории психики // Вестник МУ, сер. 14, Психология, 1988, № 3.
- Зинченко В.П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. М., 1997, 350 с.
- Зинченко В.П. Проблема психологии развития (Читая О. Мандельштама) № 3,4,5,6 1991, 1992.
- Знаков В.В. Понимание как проблема психологии мышления // Вопросы психологии. 1991, № 1, 18−26 с.
- Ильенков Э.В. философия и культура. М., 1991, 463 с.
- Ильенков Э.В. Проблема идеального//Вопросы философии. 1979, №№ 6−7
- Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987, 262 с.
- Караулов Ю. Н. Коробова М.Л. Языковая способность в зеркале ассоциативного поля // лонгитюдный эксперимент и интерпретация // Изв. РАН, сер. Лит. и языка., Т.52, № 2, 1993.
- Караулов Ю.Н., Сорокин Ю. А., Тарасов И. В., Уфимцева Н. В., Черкасова Г. А. РАС. М., 1994.
- Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М., 1972.
- Колшанский Г. В. Контекстная семантика. М.: Наука, 1980, 149 с.
- Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. М.: Изд-во МГУ, 1971, 267 с.
- Костомаров В.Г., Прохоров Ю. Е. Язык и культура в межкультурном общении. РАН. Россия Восток-Запад, М., 1998.
- Костомаров В.Г., Бурвикова Н. Д. Прецедентный текст как редуцированный дискурс // Язык как творчество. М., 1996.
- Кремнева A.B. Функционирование библейского мифа как прецедентного текста. Дис. канд.филол.наук. Барнаул, 1999, 170 с.
- Кузьменко -Наумова О. Д. Семиотика речевого воздействия. Отражение и смысл. Куйбышев, 1986, 116 с.
- Кукушкина Е.М. Познание, язык, культура. М.: Изд-во МУ, 1984, 263 с.
- Лакофф Дж. Мышление в зеркале классификаторов // Новое в зарубежной лингвистике, вып. 23. 1988.
- Леви-Строс Структура мифа //Вопросы философии, 1970, № 7.
- Леонтьев A.A. Мир человека и мир языка. М.: ДЛ, 1984, 178 с.
- Леонтьев A.A. Языковое сознание и образ мира // Язык и сознание: парадоксальная рациональность. М., 1993, 18−25 с.
- Леонтьев A.A. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969, 214 с.
- Леонтьев A.A. Психология общения. М, 1997.
- Леонтьев A.A. Язык, деятельность, социальная память // Основы философии. Межвузовский сб. научн. трудов. Ереван, 1988, 340−345 с.
- Леонтьев A.A. Избранные психологические произведения в 2-х т.т. М., 1983,242 с.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции, М., 1971, 1 39 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977, 314 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965, 299 с.
- Леонтьев А.Н. Психологическая структура значения // Семантическая структура слова. М.: Наука, 1971.
- Лихачев Д.С. Очерки по философии художественного творчества, Санкт-Петербург, 1999, 200 с.
- Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М.: Изд-во МГУ. 1982, 479 с.
- Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Философия. Мифология. Культура. М.: Знание, 1991,450 с.
- Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек, текст, семиосфера, история. М., 1999, 420 с.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. Ростов на Дону: Изд-во Феникс, 1998, 416 с.
- ЛЭС: Лингвистический Энциклопедический словарь, М., 1998.
- Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М. 1993, 61 с.
- Мамардашвили М.К. Стрела познания. М.: Языки русской культуры. 1997.
- Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992, 414 с.
- Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы Философии. 1990, № 10, 13−128 с.
- Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. М., 1994.
- Мамардашвили М.К. Форма и содержание мышления. М., 1968.
- Мамардашвили М.К. Путь к очевидности: лекции по античной философии. М, 1997.
- Мамардашвили М.К. Мысль под запретом // ВФ. 1992, № 4−5.
- Мамардашвили М.К. Психологическая топология пути: М. Пруст «В поисках утраченного времени». М., 1997.
- Мамардашвили М.К. Беседы о мышлении // «Мысль изреченная.», М., 1992.
- Мамардашвили М.К. Что такое сознание // ВФ. 1984, № 2, 58−75 с.
- Мамардашвили М.К. К пространственно-временной феноменологии событий. ВФ, № 1, 1994, 73−84 с.
- Манекин Р.В. Контент-анализ как метод исследования истории мысли // Кино, 1991, № 1,28−33 с.
- Марковина И.Ю. Влияние экстралингвистических факторов на понимание текста: Автореф. дис.канд. филол наук. М., 1982, 23 с.
- Мартинович Г. А. Опыт комплексного исследования данных ассоциативного эксперимента // ВП, 1993, № 2, 93−99 с.
- Мартинович Г. А. Вербальные ассоциации и организация лексикона человека// Филол. науки. 1989. № 3, 39−45 с.
- MAC Словарь русского языка в 4 т. 2-е изд. // Под ред. А. П. Евгеньевой -М., 1981 1984.
- Матевосян Л.Б. Стереотипное высказывание как психосоцио -лингвистический феномен // Филол. науки, 1994, № 2, 71−79 с.
- Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976, 407 с.
- Мечковская Н.Б. Язык и религия. М., 1998, 375 с.
- Мифы народов мира: Энциклопедия в 2 т., М., 1997.
- Мозг и разум. М.: Наука, 1994, 175 с.
- Морис Ч.У. Основания теории знаков//Семиотика. М., 1983.
- Мягкова Е.Ю. Эмоциональная нагрузка слова: опыт психолингвистического исследования. Воронеж: Изд-во Воронежского Ун -та, 1990, 109 с.
- Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М.: Прометей, 1989, 284 с.
- Никитин М.Ф. Миф в структуре сознания // Актуальные проблемы стилистики декодирования, теории интертекстуальности, семантики слова и высказывания. Спб., 1998, с. 43−54
- Неретина С.С. Слово и текст в средневековой культуре. Концептуализм Абеляра. М. Гнозис, 1994, 234 с.
- Ним Е. Г. Специфика проявления конфликтности и деструкции в религиозной жизни общества. // Автореф. дис. на соискание ученой степени кандидата социол. Наук. Барнаул, 1999, 22 с.
- Нишанов В.К. О смысле смысла // Экспериментальный анализ смысла. Фрунзе, 1987, 10−19 с.
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1994.
- Остин Дж. Слово как действие. // Новое в Зарубежной лингвистике. Вып.23, М.: Прогресс, 1984.
- Павиленис Р.И. Проблема смысла: Современный логико философский анализ языка, М., 1983, 286 с.
- Павиленис Р.И. Понимание речи и философия языка // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1986, Вып. 17, 380 389 с.
- Павиленис Р.И. Лингвистическая относительность и концептуальная система // Межвузовский сб. научн. трудов. Ереван, 1988, 292−299 с.
- Петров В.В. От философии языка к философии сознания // Философия, логика, язык. М.: Прогресс, 1987.
- Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд-во МГУ, 1988, 208 с.
- Пищальникова В.А. Проблема смысла художественного текста. Новосибирск, 1992, 190 с.
- Пищальникова В.А., Сорокин Ю. А. Введение в психопоэтику. Барнаул, 1993,210 с.
- Пищальникова В.А. Доминантная эстетизированная эмоция как суггестивный компонент художественного текста // Известия АГУ № 2, Барнаул: Изд-во АГУ, 1996, 12−14 с.
- Пищальникова В.А. Речевая деятельность как синергетическая система // Известия АГУ, № 2, Барнаул: Изд-во АГУ, 1996, 72−80 с.
- Пищальникова В.А., Дмитриева Н. Л. Конвенциональный стереотип: сущность, структура, функционирование // Известия АГУ, № 2, Барнаул: Изд-во АГУ, 1997, 80−85 с.
- Пищальникова В.А. Психопоэтика. Барнаул: Изд-во АГУ, 1999, 174 с.
- Пищальникова В.А. Схемы понимания: операциональные возможности и сфера применения // Человек, текст, коммуникация. Вып. 2, Изд-во АГУ, 1997.
- ППБЭС: Полный Православный Богословский Энциклопедический словарь. М., 1992.
- Полищук Ю.И. Влияние деструктивных религиозных сект на психическое здоровье и личность человека // Журнал практического психолога. № 1, М., 1997.
- ПЭП: Популярная энциклопедия. Психоанализ. М. 1998.
- Потебня A.A. Теоретическая поэтика, М., 1−970.
- Потебня A.A. Слово и миф. М.: Правда, 1989, 622 с.
- Потебня A.A. Мысль и язык. Киев: СИНТО, 1993, 192 с.
- Постовалова В.И. Лингвистическая гипотеза и ее обоснование: Автореф. дис. докт. филол. наук- 1988, 34 с.
- Психология. Словарь. М.: Изд-во полит, лит-ры, 1990.
- Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. М.: Наука 1990.
- Руднев В.П. Словарь культуры XX века. М., 1997.
- Рыжков В.А. Регулятивная функция стереотипов // Знаковые проблемы письменной коммуникации. Куйбышев: КГПИ, 1985, 15 с.
- Сенокосов Ю.П. Что такое сознание // ВФ. 1986, № 2, 152−159 с.
- Словарь античности. М., 1999.
- Словарь практического психолога М., 1998.
- Сказание о земной жизни Богородицы. Репр. изд. Афонского русского Пантелеимоновского Монастыря 1904 г. М., 1996.
- Сорокин Ю.А. Психолингвистический аспект изучения текста. М. 1985, 168 с.
- Сорокин Ю.А. Этническая конфликтология. Самара, 1994, 95 с.
- Сорокин Ю.А., Тарасов Е. Ф., Шахнарович А. М. Теоретические и прикладные проблемы речевой деятельности. М, 1980.
- Спирова А. Пасха // Наука и религия, 1991 № 4, 25 с.
- Староселец O.A. Экспериментальное исследование понимания метафоры текста: Автореф. Дис. канд. Филол. наук. Барнаул, 1997.
- Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993, 655 с.
- Сепир Э. Новое в лингвистике. М.: Изд-во «Ин. лит-ра», Вып 1, 1960.
- Теория речевой деятельности. М.: Наука, 1968.
- Толковая Библия в 3-х т., Стокгольм, 1987.
- Тресиддер Дж. Словарь символов. М., 1998
- Угринович Д.М. Сущность первобытной мифологии и тенденции ее эволюции // ВФ. № 3, 1987, 137 с.
- Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966.
- Ухтомский A.A. Избранные труды. Л., 1978, 654 с.
- Фатическое поле языка.// Межвузовский сб. научн. трудов. Пермь: Изд-во Перм. Ун-та, 1998.
- ФастДж. Язык тела. М., 1995.
- Философская энциклопедия. М., 1967.
- ФЭС Философский Энциклопедический словарь. М.: Инфра, 1998.
- Целикова В.В. Групповое мышление как механизм влияния на личность в деструктивном культе // Журнал практического психолога № 1, М., 1997, 98−101 с.
- Чуприкова H.H. Слово как фактор управления в высшей нервной деятельности человека. М.: Просвещение, 1967, 320 с.
- Чуприкова H.H. Психика и сознание как функция мозга. М.: Наука, 1985, 100 с.
- Шварко Л.И. Особенности формирования инокультурных концептов у младших школьников в процессе изучения иностранного языка. Автореф. дис. канд. филол.наук. Барнаул, 1995.
- Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны. М.: Сов. писатель, 1988 414 с.
- ЭтнопсихолингвистикаМ.: Наука, 1988, 192 с.
- Юнг К. Г. Сознание и бессознательное. Санкт-Петербург Москва, 1997, 420 с.
- Яблоков И.Н. Основы религиоведения. М., 1997, 270 с.
- Яблоков И.Н. Понятие и функции религии. Вестник МУ. Сер. 13, Востоковедение, № 4. 1992, 68 74 с.
- Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты. Барнаул, 1999, 115 с.
- ПГЭЛ Православный Гуманитарно-экологический лицей
- Группы информантов (экс. 2 ступени):ф филологический факультет АГУэ экономический факультет АлтГТУт исторический факультет: теологи АГУу учителя Алтайского края
- БДУ Барнаульское Духовное училище
- НЦХ Новозаветная «Церковь Христа»
- РЕХБ Рубцовские Евангельские Христиане Баптисты
- РВШ Рубцовская Воскресная школа при храме Михаила Архангела
- ТСМ конфессия «Свет Миру», г. Тюмень
- Библиографические сокращения:
- БЭ Библейская энциклопедия. М., 1991.
- БЭС Большой энциклопедический словарь. М., 1991.
- MAC Малый академический словарь русского языка, М. 1984.
- МНМ Мифы народов мира. Энциклопедия. М., 1997.
- ППБЭС Полный Православный Богословский Энциклопедический1. Словарь. М., 1991.
- ПЭП Популярная энциклопедия. Психоанализ. М., 1998.1. Текстовые сокращения:1. КМ картина мира1. КС концептуальная система1. ЯКМ языковая картина мирасв. светская аудиторияр. религиозная аудитория