Методические основы формирования исследовательских умений учащихся при изучении курса ботаники
Диссертация
Научная новизна исследования. Определены основные направления исследований проблемы формирования исследовательских уменийвыявлены требования к разработке методики формирования исследовательских умений, обусловленные общедидактическими и методическими принципамипроведена систематизация содержания курса ботаники и определены комплексы содержания учебного материалавыделены группы исследовательских… Читать ещё >
Содержание
- Глава II. ервая. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА БОТАНИКИ
- 1. 1. Проблема развития исследовательских умений учащихся при изучении биологии в истории отечественной и зарубежной школы
- 1. 2. Системный и личностно-деятельностный подходы как основа построения исследовательского учебно-воспитательного процесса
- 1. 3. Сущность процесса формирования умений учащихся при изучении курса ботаники
- ВЫВОДЫ
- Глава вторая. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА БОТАНИКИ
- 2. 1. Методические принципы как основа формирования исследовательских умений учащихся при изучении курса ботаники
- 2. 2. Основные компоненты методики формирования исследовательских умений учащихся в процессе изучения курса ботаники
- 2. 3. Методические условия формирования исследовательских умений учащихся при изучении курса ботаники
- 2. 4. Экспериментальное исследование методики формирования исследовательских умений учащихся при изучении курса ботаники
- ВЫВОДЫ
Список литературы
- Алексеев С.В., Беккер A.M. Изучаем экологию экспериментально. -СПб., 1993.-64 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1980. — Т. 2. — 288 с.
- Анастасова Л.П. Самостоятельные работы учащихся по общей биологии.-М., 1989.-117 с.
- Андреева Н.Д. Развитие понятий по экологии человека в курсе школьной биологии: Дис. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук. СПб., 1992. -148 с.
- Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Принципы системы организационных функций. М., 1973. — С. 5 -61.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М., 1980. — 368 с.
- Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М., 1987. — 80 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. М., 1977. — 256 с.
- Бабанскдй Ю.К. Педагогика. М., 1983. — 608 с.
- Беляева А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах: Метод, пособие. М., 1991. — 208 с.
- Беляева А.П. Тематика и методика проведения опытнической работы учащихся в учебных хозяйствах средних профессионально-технических училищ сельскохозяйственного профиля: Метод, рек. М., 1985. — 152 с.
- Беляева Л.Т. Ботанические экскурсии в природу. М., 1955. — 247 с.
- Беспалько В.П. Программированное обучение: Дидактические основы. -М., 1970.-300 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. -192 с.
- Биологический эксперимент в школе: Кн. для учителя. / А. В. Бинас и др. -М., 1990.- 192 с.
- Боброва Н.Г. Методика организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках общей биологии в средней школе: Автореф. дис. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук. СПб., 1997. — 18 с.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская Н. А. Психология учения. М., 1960. -174 с.
- Бойко Е.И. К постановке проблемы умений и навыков в современной психологии // Советская педагогика. 1955. — № 1. — С.41−54.
- Большая Советская Энциклопедия: В 30 т. М., 1974. — Т. 16 — 615 с.
- Большая Советская Энциклопедия: В 30 т. М., 1974. — Т. 20 — 607 с.
- Боровицкий П.И. Методика преподавания естествознания. Л., 1955. -668 с.
- Бруновт Е.П., Бровкина Е. Т. Формирование приемов умственной деятельности учащихся на материале учебного предмета биологии. М., 1981. -72 с.
- Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978. — 216 с.
- Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся. М., 1984. — 64 с.
- Буторина Т.С. М.В.Ломоносов и педагогическая мысль России XVIII века. Вологда, 1990. — 93 с.
- Варганова Э. Ф. Формирование у школьников исследовательских умений и навыков в процессе обучения зоологи: Автореф. дис. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук. М., 1982. — 23 с.
- Верзилин Н.М., Корсунская В. М. Общая методика преподавания биологии.-М., 1983.-383 с.
- Верзилин Н.М. Основы методики преподавания ботаники. М., 1955. — 820 с.
- Верзилин Н.М. Уроки ботаники в 5-м классе. М., 1952. — 276 с.
- Винтергальтер А.Ф. Как наблюдать животных. М.- Л., 1925. — 105 с.
- Всесвятский Б.В. Проблемы дидактики биологии. М., 1969. — 240 с.
- Всесвятский Б.В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе. М., 1985. — 143 с.
- Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988. — 256 с.
- Гальперин П.Я., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б. Проблемы формирования знаний, умений у школьников и новые методы обучения в школе // Вопр. психологии. 1963. -№. 5. — С. 61−72.
- Генкель П.А. Физиология растений: Учеб. пособие. М., 1985. — 175 с.
- Герд А.Я. Избранные труды. М., 1953. — 208 с.
- Горбачевская М.В. Разработка примерных норм оценки знаний, умений, навыков учащихся профессионально-технических училищ: Метод, рек. -М., 1989.-107 с.
- Горностаева З.Я. Прием сравнения на уроках биологии. М., 1972. -72 с.
- Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении. М., 1972. — 423 с.
- Дашкевич И.С. Формирование интеллектуальных умений в процессе преподавания биологии (VII VIII кл.): Автореф. дис. на соиск. ученой степ, канд. пед. наук. — М., 1995. — 16 с.
- Деятельностный подход в обучении и формировании творческой личности: Тезисы докл. / Под ред. В. В. Давыдова. М.- Уфа, 1990. — 17 с.
- Дидактика средней школы / Под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. -М., 1975.-319 с.
- Дистервег А. Избранные педагогические сочинения / Сост. В.А. Ротен-берг.-М" 1956.-374 с.
- Добрецова Н.В. Как приобщить школьников к исследовательской деятельности // Биология в школе. 1991. — № 4. — С. 59−63.
- Дурягина Л.И. Методика формирования приемов умственной деятельности учащихся в процессе обучения зоологии 7 класса. Л., 1985. — 197 с.
- Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М., 1961. -239 с.
- Естественноисторическое образование в СССР (по данным 1-го Все-росийсского съезда педагогов-естественников 10−16 августа 1923 г. / Под ред. Б.Е.Райкова-Л., 1924. 367 с.
- Жарова Л.В. Учить самостоятельности: Кн. для учителя. М., 1993. -205 с.
- Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. -М., 1982. 160 с.
- Загвязинский В.И. О современной трактовке дидактических принципов // Сов. педагогика. 1978. — № 10. — С. 66 — 72.
- Заир-Бек Е. С. Влияние предметно-практической деятельности на активность учения школьников // Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся: Сб. науч. тр. / Под ред. Г. И. Щукиной. Л., 1981.-С. 140−147.
- Захлебный А.Н., Суравегина И. Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. М., 1984. — 160 с.
- Зверев И.Д., Мягкова А. Н. Общая методика преподавания биологии. -М., 1985.-192 с.
- Зверев И.Д. Основы системы обучения анатомии, физиологии и гигиены в средней школе. М., 1971. — 107 с.
- Зверев И.Д. Развитие знаний учащихся об эволюции органического мира.-М., 1962.-168 с.
- Зорина Л.Я. Системность качество знаний. — М., 1976. — 43 с.
- Зуев В.Ф. Педагогические труды / Под ред. Б. Е. Райкова М., 1956. -148 с.
- Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. М., 1984. — 496 с.
- Ильина Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. -Вып. 1.-М., 1972.-72 с.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. М., 1962. — 376 с.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. -М&bdquo- 1981.- 96 с.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М., 1968. — 288 с.
- Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974. — 328 с.
- Калинова Г. С., Мягкова А. Н. Актуальные проблемы среднего биологического образования // Биология в школе. 1995. — № 4. — С. 22−25.
- Калинова Г. С., Мягкова А. Н. Методика обучения биологии 6−7 класс. -М., 1989.-225 с.
- Кейран Л.Ф. Структура методики обучения как науки. М., 1979. -165 с.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т.1. -М&bdquo- 1982.-Т. 1.-656 с.
- Комиссаров Б.Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. М., 1991. — 160 с.
- Концепция общего среднего биологического образования // Биология в школе. 1989. — № 4. — С.26−30.
- Корсунская В.М. Активизация методов обучения на уроках биологии. -М., 1961.-93 с.
- К практике исследовательского метода / Под ред. Б. В. Всесвятского. -М., 1925.-225 с.
- Кудрявцев Т.В. Процесс переключения от одной умственной операции к другой в учебной работе младших школьников: Автореф. дис. на соиск. ученой степ. канд. психологических наук. М., 1956. — 20 с.
- Кузнецова Н.Е. Методический аспект управления познавательной деятельностью учащихся // Совершенствование содержания и методов обучения химии в средних школах: Межвуз. сб. науч. тр. Д., 1985. — С. 15−18.
- Кузнецова Н.Е. Показатели и критерии интенсификации развивающего обучения химии // Совершенствование содержания и методов обучения химии в средней школе: Межвуз.сб. науч. тр. Л., 1990. — С. 3−9.
- Кузнецова Н.Е. Формирование систем понятий при обучении химии. -М., 1989.-145 с.
- Кузьмина Н.В. Методика исследования педагогической деятельности. -Л., 1970.-114 с.
- Кул ев А. В. Как написать и оформить реферативную работу // Биология в школе. 1995. — № 2. — С. 33−35.
- Кулев А.В. Развитие исследовательских умений у школьников при углубленном обучении биологии (раздел «Животные»): Дис. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук. СПб., 1991. — 189 с.
- Кыверялг А.А. Методы исследований в профессиональной педагогике. Таллин., 1980. — 224 с.
- Лебедева Л.Д. Формирование и развитие познавательной самостоятельности у учащихся четвертого класса при обучении природоведению: Дис. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук. Л., 1984.-212 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. — 304 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972. — 576 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. -185 с.
- Лернер И.Я. Познавательные задачи в обучении истории. М., 1968. -92 с.
- Лернер И.Я. Система методов обучения и их практическое применение // Сов. педагогика. 1988. — № 3. — С. 52−55.
- Локк Д. Мысли о воспитании // Педагогическое наследие. / Я.А.Комен-ский, Д. Локк, Ж.-Ж.Руссо, И. Г. Песталоцци. М., 1989. — С. 155−178.
- Ломоносов М.В. О воспитании /Сост. Т. С. Буторина. М., 1991. — 344 с.
- Лошкарева Н.А. Формирование системы общих учебных умений и навыков у учащихся // Сов. педагогика. 1980. — № 3. — С 60 — 67.
- Луцкая Л.А., Никишов А. И. Самостоятельные работы учащихся по зоологии. М., 1987. — 112 с.
- Любен А. Руководство к систематическому изучению ботаники для школ и самообучения / Сост. А. Н. Бекетов СПб., 1873. — 550 с.
- Махмутов М.И. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся. Казань, 1963. — 80 с.
- Махмутов М.И. Современный урок. М., 1985. — 184 с.
- Машкова Н.Н. Методика использования комнатных растений на уроках ботаники: Дис. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук. СПб., 1994. — 219 с.
- Мерлин B.C. Индивидуальная система деятельности как последующее звено в связях между разноуровневыми свойствами индивидуальности. // Проблемы психологии личности. М., 1982. — С. 185−192.
- Методика обучения ботанике / Под ред. Н. В. Падалко и В. Н. Федоровой. -М&bdquo- 1973.-368 с.
- Микробиология: Пособие для учителей / Под ред. П. А. Генкеля. М., 1967.-227 с.
- Милерян Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М., 1973. — 299 с.
- Морозова В.Ф. Формирование системы умений в процессе обучения ботанике: Автореф. дис. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук. М., 1982. -18 с.
- Муртазин Г. М. Задачи и упражнения по общей биологии: Пособие для учителей. М., 1981. — 192 с.
- Муртазин М.Г. Самостоятельная работа учащихся // Биология в школе. 1974. — № 6. — С. 17−23.
- Мягкова А.Н. Методические рекомендации для учителя по работе с учебником «Общая биология». -М., 1987. 83 с.
- Натали В.Ф. Биология в советской школе. М.- JI., 1927. — 104 с.
- Нога Г. С. Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии. Ташкент, 1983. — 89 с.
- Никонов J1.H. Практические занятия по начальному курсу природоведения. СПб., 1907. — 78 с.
- Огородников И.Т. Педагогика: Учебник для вузов. М., 1968. — 374 с.
- Организация и проведение педагогического эксперимента в учебных заведениях профтехобразования: Сб. науч. тр. / Под ред.А. П. Беляевой. -СПб., 1992.- 126 с.
- Основы дидактики / Под ред. Б. П. Есипова. М., 1967. — 472 с.
- Основы профессиональной педагогики / Под ред. С. Я. Батышева, С. А Шапоринского. М., 1977. — 504 с.
- Павлов А.П. Избранные педагогические труды /Под ред. Б. Е. Райкова. -М&bdquo- 1959.- 175 с.
- Павлович С.А., Мичурина Н. С. Изготовление наглядных пособий по истории в школе. Л., 1961. — 222 с.
- Павлович С.А., Матвеева А. Н., Горощенко В. П. Книга по природоведению: Основы и методика природоведения. М., 1969. — 319 с.
- Падалко Н.В. Формирование понятий о питании и дыхании растений.-М" 1959.-160 с.
- Пасечник В.В. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся в процессе обучения ботаники: Автореф. дис. на соиск. ученой степ, кан. пед. наук. Л., 1982. — 22 с.
- Педагогика школы / Под ред. Г. И. Щукиной. М., 1977. — 384 с.
- Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / Под ред. В. А. Ротенберга, В. М. Кларина. М., 1981. — Т. 1. — 336 с.
- Пидкасистый П.И., Коротяев Б. И. Организация деятельности ученика на уроке. М., 1985. — 80 с.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М., 1980. — 240 с.
- Пинкевич А.П. Основы методики естествознания. М., 1930. — 272 с.
- Платонов К.К. Вопросы психологии труда. М., 1970. — 264 с.
- Платонов К.К. Проблемы способностей. -М., 1972. 312 с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986. — 256 с.
- Половцов В.В. Избранные педагогические труды. -М., 1957. 132 с.
- Половцов В.В. Основы общей методики естествознания. М., 1922. -258 с.
- Пономарева И.Н. Экологические понятия, их система и развитие в курсе биологии: Учебное пособие. Л., 1979. — 87 с.
- Полянский И.И. Внеклассные самостоятельные опыты, наблюдения и экскурсии учащихся, как обязательный элемент трудового воспитания. -Петроград., 1923. 46 с.
- Попова Р.И. Комплексный подход к формированию исследовательских умений у учащихся при изучении биологии // Методика обучениябиологии и экологии в XXI веке: Материалы науч.- практ. конф. СПб., 2000. — С. 66 — 67.
- Попова Р.И. О формировании исследовательских умений у учащихся при изучении биологии // Личность. Образование. Общество: Материалы научн, — практ. конф. СПб., 2000. — С. 248 — 250.
- Попова Р.И. Проблемы формирования исследовательских умений в истории отечественной школы // Теория и практика образовательных процессов в профессиональной школе: Сб. науч. тр. СПб., 1999. -С. 90−99.
- Попова Р.И. Проблемы формирования исследовательских умений у учащихся при изучении биологии // Экономика, экология и общество России на пороге 21-го столетия: Материалы научн.- практ. конф. СПб., 2000.1. С. 449−451.
- Проблемы систематизации знаний, умений и навыков: Сб. науч.тр. / Под. ред. А. П. Беляевой. Вып. 33. — Л., 1976. — С. 7−28.
- Программы средней общеобразовательной щколы. Биология. М., 1990.-45 с.
- Профессионально-педагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведениях / Под ред. А. П. Беляевой. СПб., 1995. — 229 с.
- Раев А.И. Управление умственной деятельностью младшего школьника.-Л., 1976.-138 с.
- Райков Б.Е. Общая методика естествознания. М.- Л., 1947. — 300 с.
- Райков Б.Е. Пути и методы натуралистического просвещения. М., 1960.-485 с.
- Репина Р.К. Развитие экологических знаний и умений у школьников в кружках юных натуралистов: Дис. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук. -Л., 1986. -172 с.
- Розенштейн A.M. Самостоятельные работы учащихся по биологии: Растения: Пособие для учителя. М., 1988. — 144 с.
- Росмесслер Э.А. Значение естественных наук в образовании и преподавании их в школе / Под ред. А. Пыпина. СПб., 1864. — 147 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов.-М., 1993.-Т.1.-608 с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. М., 1946. — 704 с.
- Руссо Ж.Ж. Избранные сочинения: В Зт. -М., 1961. Т. 1. — 851 с.
- Рыков Н.А. К вопросу о формировании умений // Сов. педагогика. -1953.- № 10.-С. 29−37.
- Рыков Н.А. Методика преподавания зоологии. Д., 1951.-311 с.
- Садовский В.Н. Общая теория систем как метатеория // Воп. философии. 1972. — № 4. — С. 78−79.
- Самостоятельные работы учащихся по биологии: Пособие для учителя / Е. П. Бруновт, А. Е. Богоявленская, Е. Т. Бровкина, Г. С. Калинова и др. М., 1984. — 160 с.
- Сент-Иллер К. К. Элементарный курс зоологии с приложением задач и летних задач по зоологии. СПб., 1876. — 218 с.
- Скаткин М.Н. О путях повышения эффективности обучения в связи с переходом на новые программы. М., 1971. — 56 с.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1984. — 95 с.
- Совершенствование обучения биологии в средней школе: Сб. науч. тр. / Под. ред. А. Н. Мягковой. М., 1985. — 120 с.
- Современный урок биологии /В.Н.Максимова., Г. Н. Ковалева., Д.П.Го-льнева., Н. Г. Чередеева. -М., 1985. 159 с.
- Стандарт среднего биологического образования / Под ред. В.С.Ледне-ва // Биология в школе. 1993. — № 4. — С. 31−39.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1984. 344 с.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. -М., 1983.-96 с.
- Творогова Л.С. Некоторые рекомендации к проведению опытов по микробиологии // Биология в школе. 1968. — № 1. — С.76−78.
- Творческая активность учащихся при изучении биологии /Сост. Б. В. Всесвятский. -М., 1965. -271 с.
- Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В. В. Краевского., И. Я. Лернера. М., 1989. — 320 с.
- Травинский В.И. Уровни знаний и критерии их усвоения: Автореф. дис. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук. М., 1971. — 22 с.
- Трайтак Д.И. Практическая направленность обучения ботанике. М., 1977.- 112 с.
- Трайтак Д.И. Растения, бактерии, грибы, лишайники: Пособие для учащихся 6−7-х классов общеобразовательных учереждений. М., 1998 — 272 с.
- Тюхин B.C. Структурно-системный подход и специфика философского знания. -М, 1988. 316 с.
- Ульянинский В.Ю. Как надо понимать исследовательский метод в преподавании школьного естествознания // Исследовательский метод в педагогической работе /Б.Е.Райков, В. Ю. Ульянинский, К. П. Ягодовский. Л. 1924.-С. 52−66.
- Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М., 1986. — 186 с.
- Усова А.В., Бобров А. А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. М., 1988. — 111 с.
- Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. М., 1989. — Т.З. -512 с.
- Федеральный базовый компонент биологического образования / Под ред. Л. П. Анастасовой // Биология в школе. 1993. — № 5. — С. 32−40.
- Федорова В.Н. Развитие методики естествознания в СССР: Дис. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук. М., 1958. — 421с.
- Формирование познавательной самостоятельности школьников: Сб. статей / Отв. ред. Т. И. Шамова. М., 1975. — 178 с.
- Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1982. — 216 с.
- Ходжава З.И. К вопросу о понятии умений в советской психологии // Вопр. психологии. 1955. — № 3. — С. 3−13.
- Черемисинов Н. А, Боева Л. И, Семихатова О. А. Практикум по микробиологии. М., 1967. — 171 с.
- Чуваева Ю.А. Методика развивающего обучения на уроках общей биологии в 10−11 классах. Автореф. дис. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук.-СПб., 1998.- 18 с.
- Шалаев В.Ф. Методика обучения зоологии. М., 1972. — 336 с.
- Шамова Т.И. Педагогические основы активизации учения школьников: Метод, рек. М., 1981. — 84 с.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1979. — 160 с.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М., 1988. — 206 с.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя.-М., 1986.- 144с.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978. -392 с.
- Ягодовский К.П. Исследовательский метод в школьном обучении. -М.- Л., 1929.- 168 с.
- Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996. — 96 С.