Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Методические основы формирования исследовательских умений учащихся при изучении курса ботаники

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна исследования. Определены основные направления исследований проблемы формирования исследовательских уменийвыявлены требования к разработке методики формирования исследовательских умений, обусловленные общедидактическими и методическими принципамипроведена систематизация содержания курса ботаники и определены комплексы содержания учебного материалавыделены группы исследовательских… Читать ещё >

Содержание

  • Глава II. ервая. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА БОТАНИКИ
    • 1. 1. Проблема развития исследовательских умений учащихся при изучении биологии в истории отечественной и зарубежной школы
    • 1. 2. Системный и личностно-деятельностный подходы как основа построения исследовательского учебно-воспитательного процесса
    • 1. 3. Сущность процесса формирования умений учащихся при изучении курса ботаники
  • ВЫВОДЫ
  • Глава вторая. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА БОТАНИКИ
    • 2. 1. Методические принципы как основа формирования исследовательских умений учащихся при изучении курса ботаники
    • 2. 2. Основные компоненты методики формирования исследовательских умений учащихся в процессе изучения курса ботаники
    • 2. 3. Методические условия формирования исследовательских умений учащихся при изучении курса ботаники
    • 2. 4. Экспериментальное исследование методики формирования исследовательских умений учащихся при изучении курса ботаники
  • ВЫВОДЫ

Методические основы формирования исследовательских умений учащихся при изучении курса ботаники (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Важнейшей особенностью современного этапа социально-экономического развития общества является формирование интеллектуальной, высокообразованной, культурно развитой, творческой личности, способной реализовать не только стоящие перед человеком в условиях рыночной экономики профессиональные задачи, но и личностные способности, интересы, создать благоприятные условия для жизнедеятельности.

Актуальной проблемой становится развитие творческого потенциала учащихся, понимания и познания ими смысла человеческого существования в условиях радикального усложнения социальных, экологических, экономических, культурологических и других факторов. Неизбежным является изменение отношения человека к природе, биологическим и экологическим наукам, природопользованию как к стратегическому ресурсу развития общества.

Основную роль призвана сыграть общеобразовательная школа, другие социальные институты, занимающиеся формированием интенсивных педагогических и методических систем обучения, воспитания и развития учащихся.

В настоящее время, несмотря на преобразования и достижения в области биологического и экологического образования в общеобразовательной школе, изменение целей и содержания ощущается ослабление активности и самостоятельности учащихся при усвоении учебного материала, что приводит к снижению уровня образования, нежеланию учащихся самостоятельно добывать знания. Противоречия между социально-экономическим развитием общества и уровнем образования молодого поколения, вызывают необходимость научного решения этой проблемы.

Исследование показало, что в практике общеобразовательной школы до сих пор процесс обучения по добыванию знаний осуществляется без учета индивидуальных способностей и интересов учащихся, при отсутствии условий для проявления учащимися самостоятельности в обучении, в овладении исследовательскими знаниями, умениями и навыками. Причинами этого является, с одной стороны, недостаточный профессионально-педагогический уровень подготовки учителей к инновационным процессам в школе, не позволяющий им использовать в полной мере прогрессивные образовательные системы и создавать эффективные методические условия обучения и воспитания, с другой — недостаточная разработанность методических основ самостоятельной деятельности учащихся в процессе овладения обобщенными и сложными знаниями, исследовательскими умениями и навыками, которые обусловлены новыми учебными предметами и стандартами образования.

Выявлены основные противоречия, сложившиеся в области научно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе по развитию самостоятельности в формировании исследовательских умений:

— между объективными потребностями практики, реализующей образовательный потенциал методик обучения, и новыми задачами развития личности;

— между инновационными тенденциями в общем среднем образовании и уровнем подготовленности учителей к решению современных задач;

— между существующими дидактико-методическими условиями обучения в общеобразовательной школе, потребностями и потенциальными возможностями учащихся по овладению новыми знаниями, умениями и навыками в творческой деятельности.

Выявленные противоречия и недостатки обусловили объективную необходимость решения проблемы формирования исследовательских умений, содействующих развитию индивидуальных способностей и возможностей учащихся к творческой деятельности.

Решение проблемы научно-методического обеспечения процесса самостоятельной деятельности учащихся при изучении курса ботаники на основе системного и личностно-деятельностного подходов к учебно-воспитательному процессу позволит выработать методику формирования исследовательских умений, выявить технологические функции деятельности учащихся, определить средства достижения целей и требования к учебно-воспитательному процессу.

Особую значимость для нашего исследования имеют труды ученых педагогов, психологов, методистов (Ю.К.Бабанского, А. П. Беляевой, Е.Т.Бровки-ной, Е. П. Бруновт, П. И. Боровицкого, Н. М. Верзилина, В. В. Давыдова, В. М. Корсунской, А. Н. Леонтьева, К. К. Платонова, И. Н. Пономаревой, Н. А. Рыкова, М. Н. Скаткина, Г. И. Щукиной и др.), в которых раскрываются концепции содержания образования и процесса обучения, дидактические и методические основы деятельности учителей и учащихся по формированию и развитию творческих способностей личности, овладению учащимися исследовательскими умениями.

Результаты изучения исследуемой проблемы в педагогической, дидактической, методической литературе подтверждают необходимость формирования умений, в том числе и исследовательских, с учетом возрастных особенностей учащихся.

Исследования достижений педагогической, психологической, дидактической и методической наук показали, что важнейшим стимулом для развития интереса к учебно-познавательной деятельности учащихся является широкое использование самостоятельных работ, требующих от учащихся активного поиска и творческих решений, глубоких знаний по биологии и экологии.

Актуальность темы

исследования обусловлена еще и тем, что в методике обучения биологии не отражены в достаточной степени эффективные методы и способы формирования исследовательских умений учащихся, учитывающие современные социально-экономические и психолого-педагогические реалии.

Сущность проблемы исследования заключается в том, как в соответствии с тенденциями развития среднего общего образования осуществлять формирование исследовательских умений учащихся, чтобы обеспечить повышение уровня развития творческих способностей личности к самостоятельному приобретению знаний? Какие изменения необходимо внести в методику обучения для создания более эффективных методических условий выполнения умений?

Цель исследования заключалась в следующем: разработать методику формирования исследовательских умений с учетом содержания курса ботаники и ориентации процесса обучения на формирование личности, способной самостоятельно овладевать исследовательскими умениями с учетом индивидуальных качеств и способностей.

Объект исследования — организация процесса формирования исследовательских умении учащихся при изучении курса ботаники путем развития их самостоятельности.

Предмет исследования — методика формирования исследовательских умений и ее реализация в самостоятельной деятельности учащихся на уроке, внеклассных и внеурочных занятиях.

Гипотеза исследования: эффективность формирования исследовательских умений в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся будет возможна, если:

— обоснована и спроектирована универсальная модель процесса формирования исследовательских умений в процессе изучения курса ботаники;

— разработана методика формирования исследовательских умений на основе системного, личностно-деятельностного и комплексного подходов, объединяющая все этапы формирования умений;

— выявлены способы и средства, способствующие реализации методики;

— определены методические условия эффективности формирования исследовательских умений.

Задачи исследования:

1. Изучить состояние исследуемой проблемы в педагогической, психологической, дидактической и методической науках в историческом аспекте и определить основные направления методического обеспечения исследовательского процесса при обучении учащихся.

2. Определить потенциальные возможности содержания курса ботаники и установить этапы формирования исследовательских умений.

3. Разработать систему формирования исследовательских уменийопределить структуру и содержание творческих учебных заданий.

4. Выявить методические принципы и требования к формированию исследовательских умений учащихся.

5. Разработать модель методики формирования исследовательских умений в процессе самостоятельной деятельности учащихся.

6. Определить и экспериментально проверить методику, обеспечивающую успешное формирование исследовательских умений.

Методологической основой исследования являются: философские положения о теории познания, человеческой деятельности, формирования и развития личностипринципы связи теории и практики, активности и самостоятельности в процессе обученияидеи активизации, индивидуализации и интенсификации обучениясовременные тенденции развития биологического и экологического образованиясистемный, комплексный и личностно-деятельностный подходыконцепции целостности учебно-воспитательного процесса (С.В.Алексеев, А. П. Беляева, М. А. Данилов, В. В. Краевский, Н. Е. Кузнецова, И. Н. Пономарева и др.) — основные положения проблемно-развивздощего и ориентированно-развивающего обучения (В.В.Давыдов, И.Я.Лер-нер, A.M. Матюшкин, М. И. Махмутов, Д. И. Трайтак, Г. И. Щукина и др.).

Теоретическими источниками исследования являлись работы, посвященные методике обучения биологии (Н.Д.Андреева, П. И. Боровицкий, Н.М.Вер-зилин, Л. П. Викторова, Б. В. Всесвятский, М. А. Данилов, Н. В. Добрецова,.

A.Н.Захлебный, И. Д. Зверев, В. М. Корсунская, А. Н. Мягкова, В. В. Пасечник,.

B.В. Половцов, И. Н. Пономарева, Б. Е. Райков, Н. А. Рыков, Л. В. Симонова, В. П. Соломин и др.) — организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности, познавательным потребностям и интересам, интенсификации учебного процесса (С.И.Архангельский, Ю. КБабанский, С. Г. Шаповаленко, И. С. Якиманская и др.) — дидактическим принципам в педагогике, дидактике, методике (Ю.К.Бабанский, Т. И. Ильина, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, Н. М. Скаткин, Г. И. Щукина и др.) — личностно-деятельностному подходу в педагогике (В.В.Давыдов, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, Г. И. Щукина и др.) — методологии системного подхода (А.П.Беляева, Н. М. Верзилин, Б. В. Всесвятский, М. А. Данилов, И. Д. Зверев, Ф. Ф. Королев, В. В. Краевский, Н. Е. Кузнецова, И. Я. Лернер, И. Н. Пономарева и др.) — комплексному подходу (Н.М.Александрова, Н. Д. Андреева, А. П. Беляева, П. И. Боровицкий, О. Б. Макарова и др.).

Научное исследование проводилось в направлении логического построения системных компонентов содержания учебно-исследовательского процесса с учетом формирования исследовательских умений на основе моделирования и проектирования методики в условиях самостоятельной деятельности учащихся.

При решении поставленных задач использовались методы:

— теоретического исследования (теоретический анализ философской, методологической, педагогической, психологической, методической литературы по проблеме исследованиясинтез, обобщение, сравнение, моделирование);

— эмпирического исследования (анкетирование, наблюдение, собеседование, педагогический эксперимент, монографическое исследование результатов деятельности учащихся);

— математической статистики (обработка данных эксперимента, графическое представление результатов).

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе (1995 — 1996 гг.) решались следующие задачи: изучение состояния проблемы в педагогической, психологической, методологической, дидактической, методической науках на основе отечественной литературыизучение передового педагогического опытаизучение и анализ стандартов образования, учебных планов и программразработка методики исследованиясоставление программы и проведение констатирующего эксперимента, обобщение его результатовобоснование системы формирования исследовательских умений, построение ее структуры и определение функций, проектирование модели формирования исследовательских умений.

На втором этапе (1996 — 1998 гг.) осуществлены: дидактическая обработка и систематизация учебного материала курса ботаникиразработана система творческих учебных заданий, способствующих формированию исследовательских уменийвнесены коррективы в методику исследованияразработана методика и проведен формирующий эксперимент, в процессе которого проверялись методика и методические условия обучения.

На третьем этапе (1998 — 2000 гг.) — продолжался и завершился педагогический экспериментосуществлялся количественный и качественный анализ экспериментальных данныхсистематизировались и обобщались результаты исследования, оформлялись схемы, таблицы, графикиформулировались выводы, разрабатывались методические рекомендации для внедрения в практикуоформлялась диссертация.

Научная новизна исследования. Определены основные направления исследований проблемы формирования исследовательских уменийвыявлены требования к разработке методики формирования исследовательских умений, обусловленные общедидактическими и методическими принципамипроведена систематизация содержания курса ботаники и определены комплексы содержания учебного материалавыделены группы исследовательских умений в соответствии с целями обучения и развития самостоятельности учащихсяустановлена взаимосвязь комплексов содержания с выделенными группами уменийобоснована и разработана методика формирования исследовательских умений в соответствии с логикой учебного и исследовательского процессавыявлены методические условия реализации методики формирования исследовательских уменийопределены учебные задания для самостоятельной работы учащихся, способствующие эффективному формированию биологических понятий и исследовательских уменийвыделены алгоритмы для реализации активизации самостоятельной деятельности.

Теоретическая значимость состоит в научном обосновании формирования системной ориентации учащихся в процессе проведения опытов и наблюденийв реализации принципов научности, связи теории с практикой, системности, преемственности, самостоятельности, познавательной активности, алгоритмизации, взаимосвязи учебно-познавательных, практических и интеллектуальных умений исследовательского характерав реализации идей интенсификации, гуманизации, индивидуализации деятельности, системного и личностно-деятельностного подходовв установлении взаимосвязи между способами и средствами реализации самостоятельной деятельности учащихся при приобретении умений по систематизации, обобщению, сравнениюв определении уровней сформированности исследовательских уменийв выявлении этапов формирования исследовательских умений, установлении их взаимосвязи со способами деятельности учащихся.

Практическая значимость состоит в проектировании и внедрении методики формирования исследовательских умений в процессе самостоятельной деятельности учащихся при изучении курса ботаники в экспериментальных классах школ городов Санкт-Петербурга, Ульяновска и Ленинградской области и определении их влияния на формирование системных знаний и умений. Разработанная методика может быть использована в процессе профессионально-методической подготовки студентов, в практике школьного биологического образования, системе повышения квалификации учителей биологии и рекомендована для массового внедрения в общеобразовательные школы.

Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждается реализацией системного, комплексного и личностно-деятельностного подходов, использованием во взаимосвязи разнообразных методов, отобранных в соответствии с задачами исследованияпрактическим доказательством основных теоретических положений в экспериментекачественными и количественными показателями результативности формирования уменийдостаточной репрезентативностью выборки (экспериментом по совокупности всех этапов было охвачено более 500 учащихся и 102 учителей).

На защиту выносятся:

1. Методика формирования исследовательских умений в процессе самостоятельной деятельности учащихся.

2. Комплексы содержания учебного материала и соответствующие группы исследовательских умений.

3. Учебные задания, активизирующие деятельность учащихся при формировании умений.

Апробация и внедрение результатов исследования проводилось в процессе преподавания биологии, в 6 — 7-х классах общеобразовательных школ № 5, 643, педагогической гимназии № 227 Санкт-Петербурга, школе-гимназии № 1 Ульяновска, в преподавании автором курса ботаники в Синявинской средней школе Ленинградской области. Основные положения и результаты исследования обсуждались на кафедре методики обучения биологии и экологии РГПУ имени А. И. Герцена (1996 — 1999 гг.), на методических научно-практических конференциях и Герценовских педагогических чтениях по проблемам экологического и биологического образования в РГПУ имени А. И. Герцена (1996 — 2000 гг.) — на заседаниях методических объединений учителей биологии и педсоветах (1996 — 1999 гг.), в публикациях.

Выводы.

1 .Теоретическими предпосылками построения модели процесса формирования исследовательских умений являлись: психолого-педагогические и дидактико-методические теории, методические системы обучения биологии, закономерности и принципы обучения учебно-воспитательного процесса.

В исследовании мы опирались на концептуальные положения теории личностно-деятельностного, системного подходов, теории поэтапного формирования умственных действий, теории формирования и развития понятий, формирования умений и навыков (Н.М. Верзилин, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, И. Д. Зверев, В. МКорсунская, Н. Е. Кузнецова, А. Н. Леонтьев, И.Я.Лер-нер, И. Н. Пономарева, А. И. Раев, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, А. В. Усова и др.).

В процессе исследования выявлены методические закономерности:

— взаимообусловленность содержания, этапов усвоения знаний, формирования умений и методических условий, их обеспечивающих;

— функциональная обусловленность систематизации исследовательских умений с этапами, формами, методами и средствами обучения;

— взаимосвязь диагностической и процессуальной деятельности.

Определены основные принципы формирования исследовательских умений и на их основе выявлены требования к классификации умений, творческих учебных заданий, к процессу учебно-познавательной деятельности учащихся.

2.Учитывая комплексный характер содержания курса ботаники, включающего вопросы морфологии, анатомии, физиологии, систематики, эволюции и экологии растений, выделены комплексы содержания учебного материала, позволяющие определить взаимосвязь между основными понятиями, умениями и навыками.

3. Основными методическими условиями, способствующими реализации процесса формирования исследовательских умений являются содержательно-планируемые, операционно-управляющие, информационные, процессуальные, материально-технические.

Установлено, что системный подход к процессу формирования исследовательских умений позволяет осуществить применение взаимосвязанных методов, приемов, средств в учебно-познавательной деятельности учащихся в целях достижения оптимального результата в процессе реализации творческих качеств личности.

4. Модель методики формирования исследовательских умений у учащихся в процессе изучения курса ботаники включает взаимосвязанные структурные компоненты: целевой, мотивационный, диагностический, содержательный, процессуальный, композиционный, коммуникативно-деятельностный, управленческий, корректировочно-оценочный. Методика представляет систему, включающую перечисленные компоненты, позволяющие осуществить диагностирование, формирование, корректирование, оценивание сформированных умений, достижение позитивных результатов по овладению знаниями и умениями исследовательской направленности.

5.Экспериментальная методика проектировалась в следующей логической последовательности: определялись цели и задачи исследовательского процессадиагностировались процесс и результатыорганизовывалось планирование и формирование группопределялись основные этапы формирования уменийдополнительно изучалась логика проведения опытов, наблюдений в природных, лабораторных и кабинентных условияхосуществлялись анализ, обобщение полученных результатов и их применение при усвоении теоретических знаний.

6. В процессе исследования достигнуты следующие качественные результаты: повысились интерес к процессу обучения, активность деятельности учащихся, увеличилась самостоятельность в деятельности, в формулировании выводов и оформлении результатов исследования. Вместе с тем выяснилось, что учащиеся испытывают следующие трудности: при переносе теоретических знаний на исследовательскую деятельность, в планировании, разработке гипотетического предположения, организации опытов и наблюдений, применении и использовании исследовательских методов: анализа, синтеза, обобщения, сравнения и др.

Результаты математической обработки фактов позволяют сделать вывод о том, что в экспериментальных классах уровни овладения умениями выше, чем в контрольных. В экспериментальных классах увеличилось количество учащихся, правильно выполняющих исследовательские действия в новых условиях (лабораторно-практических, природных).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Изучение проблемы формирования исследовательских умений в историческом аспекте показало, что в педагогической науке достаточно подробно исследованы следующие методические условия и факторы: роль исследовательской деятельности в учении учащихсяметоды, формы и средства по их формированиюсистематизация содержания курса в целях определения групп умений, комплексов учебного материала, средств обученияспособность учащихся диагностировать процесс исследования в опытах и наблюденияхкомплексы форм, методов, средств, творческих заданий по обоснованию логики проведения опытов, наблюдений, обобщения результатовперенос результата исследования на теоретическую деятельность учащихсякритерии, показатели формирования понятий, умений, навыков.

2. Исследование показало, что формированию исследовательских умений уделяется недостаточное внимание со стороны учителей биологии, не разработана целостная методика, обеспечивающая поэтапное обучение исследовательским умениям, не уделяется необходимого внимания в учебно-познавательном процессе развитию познавательного интереса и самостоятельности учащихся. Вместе с тем определено, что учителя биологии и учащиеся 6 — 7-х классов проявляют значительный интерес к организации исследовательской деятельности.

3. Установлено, что курс ботаники имеет потенциальные возможности для овладения учащимися исследовательскими умениями. На основе систематизации знаний и умений определена система исследовательских умений, обеспечивающая этапное их формирование.

4. Подтверждено, что формирование исследовательских умений осуществляется на основе дидактико-методических закономерностей, принципов и требований, являющихся основой содержания и процесса обучения.

Основными принципами процесса формирования исследовательских умений являются: научности, систематичности, исследовательский, учебно-познавательной активности, самостоятельности, взаимообусловленности методов самостоятельной деятельности и содержания курса ботаники, алгоритмизации, функциональной обусловленности деятельности, мобильности выполнения умений.

5. На основе системного и личностно-деятельностного подходов разработана модель методики формирования исследовательских умений в процессе самостоятельной деятельности учащихся, выявлены ее компоненты и взаимосвязь между ними, представлена характеристика учебно-познавательной деятельности учащихся и обучающей деятельности учителей биологии, организующих выполнение опытов и наблюдений обучаемыми, определены методические условия их реализации.

Научно-методическими основами методики являются: теоретические концепции обучения биологии, в том числе курса ботаники, уровни сформированное&tradeумений, функции, принципы, обеспечивающие оптимальное использование методов, средств, форм обучения.

6. Проведена дидактическая обработка учебного материала курса ботаники в целях определения структуры и содержания опытов и наблюдений в природных, лабораторных и кабинентных условиях. Установлено, что наибольшие потенциальные возможности для проявления способностей удовлетворения познавательных интересов учащихся представляют творческие учебные задания. Определены структура, содержание и виды учебных заданий с учетом следующих признаков: количество умений, формируемых при выполнении заданияхарактер деятельностиуровень трудностисреда выполнения заданийформы организации.

Выделение групп учебных заданий основано на характеристике учебно-познавательной деятельности, систематизации понятий и умений, алгоритмизации действий в процессе проведения опытов и наблюдений.

7. Экспериментальное обучение, направленное на проверку гипотезы исследования, подтвердило правильность предположений о том, что эффективность формирования исследовательских умений в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности возрастет при следующих факторах:

— обоснованном отборе комплексов содержания учебного материала курса ботаники;

— комплексности методов, методических приемов и средств обучения в процессе решения учебно-воспитательных задач;

— классификации исследовательских умений;

— этапном построении процесса формирования исследовательских умений;

— развитии самостоятельности учащихся;

— повышении познавательного интереса к проведению наблюдений и опытов.

8. На основе результатов констатирующего и формирующего экспериментов выявлено развитие у учащихся познавательного интереса к курсу ботаники, отмечено продвижение от выполнения простых умений — к более сложным, повышение уровня сформированности исследовательских умений. Получили развитие умения и навыки самостоятельного проведения наблюдений за развитием растений, выполнения графических работ по обобщению и формлению результатов, подготовки докладов по итогам учебно-познавательной деятельности на уроках и внеклассных занятиях.

Необходимо отметить, что результаты усвоения знаний у учащихся экспериментальных классов выше, чем у учащихся контрольных классов.

Этот вывод подтверждает разница значений средних баллов Т, коэффициентов полноты усвоения содержания КсоД, коэффициентов полноты выполнения операций К. Процесс обучения в контрольных классах менее стабилен К Ж.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.В., Беккер A.M. Изучаем экологию экспериментально. -СПб., 1993.-64 с.
  2. .Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1980. — Т. 2. — 288 с.
  3. Л.П. Самостоятельные работы учащихся по общей биологии.-М., 1989.-117 с.
  4. Н.Д. Развитие понятий по экологии человека в курсе школьной биологии: Дис. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук. СПб., 1992. -148 с.
  5. П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Принципы системы организационных функций. М., 1973. — С. 5 -61.
  6. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М., 1980. — 368 с.
  7. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М., 1987. — 80 с.
  8. Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. М., 1977. — 256 с.
  9. Ю.К. Педагогика. М., 1983. — 608 с.
  10. А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах: Метод, пособие. М., 1991. — 208 с.
  11. А.П. Тематика и методика проведения опытнической работы учащихся в учебных хозяйствах средних профессионально-технических училищ сельскохозяйственного профиля: Метод, рек. М., 1985. — 152 с.
  12. Л.Т. Ботанические экскурсии в природу. М., 1955. — 247 с.
  13. В.П. Программированное обучение: Дидактические основы. -М., 1970.-300 с.
  14. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. -192 с.
  15. Биологический эксперимент в школе: Кн. для учителя. / А. В. Бинас и др. -М., 1990.- 192 с.
  16. Н.Г. Методика организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках общей биологии в средней школе: Автореф. дис. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук. СПб., 1997. — 18 с.
  17. Д.Н., Менчинская Н. А. Психология учения. М., 1960. -174 с.
  18. Е.И. К постановке проблемы умений и навыков в современной психологии // Советская педагогика. 1955. — № 1. — С.41−54.
  19. Большая Советская Энциклопедия: В 30 т. М., 1974. — Т. 16 — 615 с.
  20. Большая Советская Энциклопедия: В 30 т. М., 1974. — Т. 20 — 607 с.
  21. П.И. Методика преподавания естествознания. Л., 1955. -668 с.
  22. Е.П., Бровкина Е. Т. Формирование приемов умственной деятельности учащихся на материале учебного предмета биологии. М., 1981. -72 с.
  23. Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978. — 216 с.
  24. В.К. Самостоятельная работа учащихся. М., 1984. — 64 с.
  25. Т.С. М.В.Ломоносов и педагогическая мысль России XVIII века. Вологда, 1990. — 93 с.
  26. Э. Ф. Формирование у школьников исследовательских умений и навыков в процессе обучения зоологи: Автореф. дис. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук. М., 1982. — 23 с.
  27. Н.М., Корсунская В. М. Общая методика преподавания биологии.-М., 1983.-383 с.
  28. Н.М. Основы методики преподавания ботаники. М., 1955. — 820 с.
  29. Н.М. Уроки ботаники в 5-м классе. М., 1952. — 276 с.
  30. А.Ф. Как наблюдать животных. М.- Л., 1925. — 105 с.
  31. .В. Проблемы дидактики биологии. М., 1969. — 240 с.
  32. .В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе. М., 1985. — 143 с.
  33. Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988. — 256 с.
  34. П.Я., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б. Проблемы формирования знаний, умений у школьников и новые методы обучения в школе // Вопр. психологии. 1963. -№. 5. — С. 61−72.
  35. П.А. Физиология растений: Учеб. пособие. М., 1985. — 175 с.
  36. А.Я. Избранные труды. М., 1953. — 208 с.
  37. М.В. Разработка примерных норм оценки знаний, умений, навыков учащихся профессионально-технических училищ: Метод, рек. -М., 1989.-107 с.
  38. З.Я. Прием сравнения на уроках биологии. М., 1972. -72 с.
  39. В.В. Виды обобщений в обучении. М., 1972. — 423 с.
  40. И.С. Формирование интеллектуальных умений в процессе преподавания биологии (VII VIII кл.): Автореф. дис. на соиск. ученой степ, канд. пед. наук. — М., 1995. — 16 с.
  41. Деятельностный подход в обучении и формировании творческой личности: Тезисы докл. / Под ред. В. В. Давыдова. М.- Уфа, 1990. — 17 с.
  42. Дидактика средней школы / Под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. -М., 1975.-319 с.
  43. А. Избранные педагогические сочинения / Сост. В.А. Ротен-берг.-М" 1956.-374 с.
  44. Н.В. Как приобщить школьников к исследовательской деятельности // Биология в школе. 1991. — № 4. — С. 59−63.
  45. Л.И. Методика формирования приемов умственной деятельности учащихся в процессе обучения зоологии 7 класса. Л., 1985. — 197 с.
  46. .П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М., 1961. -239 с.
  47. Естественноисторическое образование в СССР (по данным 1-го Все-росийсского съезда педагогов-естественников 10−16 августа 1923 г. / Под ред. Б.Е.Райкова-Л., 1924. 367 с.
  48. Л.В. Учить самостоятельности: Кн. для учителя. М., 1993. -205 с.
  49. В.И. Методология и методика дидактического исследования. -М., 1982. 160 с.
  50. В.И. О современной трактовке дидактических принципов // Сов. педагогика. 1978. — № 10. — С. 66 — 72.
  51. Заир-Бек Е. С. Влияние предметно-практической деятельности на активность учения школьников // Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся: Сб. науч. тр. / Под ред. Г. И. Щукиной. Л., 1981.-С. 140−147.
  52. А.Н., Суравегина И. Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. М., 1984. — 160 с.
  53. И.Д., Мягкова А. Н. Общая методика преподавания биологии. -М., 1985.-192 с.
  54. И.Д. Основы системы обучения анатомии, физиологии и гигиены в средней школе. М., 1971. — 107 с.
  55. И.Д. Развитие знаний учащихся об эволюции органического мира.-М., 1962.-168 с.
  56. Л.Я. Системность качество знаний. — М., 1976. — 43 с.
  57. В.Ф. Педагогические труды / Под ред. Б. Е. Райкова М., 1956. -148 с.
  58. Т.А. Педагогика: Курс лекций. М., 1984. — 496 с.
  59. Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. -Вып. 1.-М., 1972.-72 с.
  60. Кабанова-Меллер Е. Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. М., 1962. — 376 с.
  61. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. -М&bdquo- 1981.- 96 с.
  62. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М., 1968. — 288 с.
  63. М.С. Человеческая деятельность. М., 1974. — 328 с.
  64. Г. С., Мягкова А. Н. Актуальные проблемы среднего биологического образования // Биология в школе. 1995. — № 4. — С. 22−25.
  65. Г. С., Мягкова А. Н. Методика обучения биологии 6−7 класс. -М., 1989.-225 с.
  66. Л.Ф. Структура методики обучения как науки. М., 1979. -165 с.
  67. Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т.1. -М&bdquo- 1982.-Т. 1.-656 с.
  68. .Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. М., 1991. — 160 с.
  69. Концепция общего среднего биологического образования // Биология в школе. 1989. — № 4. — С.26−30.
  70. В.М. Активизация методов обучения на уроках биологии. -М., 1961.-93 с.
  71. К практике исследовательского метода / Под ред. Б. В. Всесвятского. -М., 1925.-225 с.
  72. Т.В. Процесс переключения от одной умственной операции к другой в учебной работе младших школьников: Автореф. дис. на соиск. ученой степ. канд. психологических наук. М., 1956. — 20 с.
  73. Н.Е. Методический аспект управления познавательной деятельностью учащихся // Совершенствование содержания и методов обучения химии в средних школах: Межвуз. сб. науч. тр. Д., 1985. — С. 15−18.
  74. Н.Е. Показатели и критерии интенсификации развивающего обучения химии // Совершенствование содержания и методов обучения химии в средней школе: Межвуз.сб. науч. тр. Л., 1990. — С. 3−9.
  75. Н.Е. Формирование систем понятий при обучении химии. -М., 1989.-145 с.
  76. Н.В. Методика исследования педагогической деятельности. -Л., 1970.-114 с.
  77. Кул ев А. В. Как написать и оформить реферативную работу // Биология в школе. 1995. — № 2. — С. 33−35.
  78. А.В. Развитие исследовательских умений у школьников при углубленном обучении биологии (раздел «Животные»): Дис. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук. СПб., 1991. — 189 с.
  79. А.А. Методы исследований в профессиональной педагогике. Таллин., 1980. — 224 с.
  80. Л.Д. Формирование и развитие познавательной самостоятельности у учащихся четвертого класса при обучении природоведению: Дис. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук. Л., 1984.-212 с.
  81. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. — 304 с.
  82. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972. — 576 с.
  83. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. -185 с.
  84. И.Я. Познавательные задачи в обучении истории. М., 1968. -92 с.
  85. И.Я. Система методов обучения и их практическое применение // Сов. педагогика. 1988. — № 3. — С. 52−55.
  86. Д. Мысли о воспитании // Педагогическое наследие. / Я.А.Комен-ский, Д. Локк, Ж.-Ж.Руссо, И. Г. Песталоцци. М., 1989. — С. 155−178.
  87. М.В. О воспитании /Сост. Т. С. Буторина. М., 1991. — 344 с.
  88. Н.А. Формирование системы общих учебных умений и навыков у учащихся // Сов. педагогика. 1980. — № 3. — С 60 — 67.
  89. Л.А., Никишов А. И. Самостоятельные работы учащихся по зоологии. М., 1987. — 112 с.
  90. А. Руководство к систематическому изучению ботаники для школ и самообучения / Сост. А. Н. Бекетов СПб., 1873. — 550 с.
  91. М.И. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся. Казань, 1963. — 80 с.
  92. М.И. Современный урок. М., 1985. — 184 с.
  93. Н.Н. Методика использования комнатных растений на уроках ботаники: Дис. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук. СПб., 1994. — 219 с.
  94. B.C. Индивидуальная система деятельности как последующее звено в связях между разноуровневыми свойствами индивидуальности. // Проблемы психологии личности. М., 1982. — С. 185−192.
  95. Методика обучения ботанике / Под ред. Н. В. Падалко и В. Н. Федоровой. -М&bdquo- 1973.-368 с.
  96. Микробиология: Пособие для учителей / Под ред. П. А. Генкеля. М., 1967.-227 с.
  97. Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М., 1973. — 299 с.
  98. В.Ф. Формирование системы умений в процессе обучения ботанике: Автореф. дис. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук. М., 1982. -18 с.
  99. Г. М. Задачи и упражнения по общей биологии: Пособие для учителей. М., 1981. — 192 с.
  100. М.Г. Самостоятельная работа учащихся // Биология в школе. 1974. — № 6. — С. 17−23.
  101. А.Н. Методические рекомендации для учителя по работе с учебником «Общая биология». -М., 1987. 83 с.
  102. В.Ф. Биология в советской школе. М.- JI., 1927. — 104 с.
  103. Г. С. Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии. Ташкент, 1983. — 89 с.
  104. Никонов J1.H. Практические занятия по начальному курсу природоведения. СПб., 1907. — 78 с.
  105. И.Т. Педагогика: Учебник для вузов. М., 1968. — 374 с.
  106. Организация и проведение педагогического эксперимента в учебных заведениях профтехобразования: Сб. науч. тр. / Под ред.А. П. Беляевой. -СПб., 1992.- 126 с.
  107. Основы дидактики / Под ред. Б. П. Есипова. М., 1967. — 472 с.
  108. Основы профессиональной педагогики / Под ред. С. Я. Батышева, С. А Шапоринского. М., 1977. — 504 с.
  109. А.П. Избранные педагогические труды /Под ред. Б. Е. Райкова. -М&bdquo- 1959.- 175 с.
  110. С.А., Мичурина Н. С. Изготовление наглядных пособий по истории в школе. Л., 1961. — 222 с.
  111. С.А., Матвеева А. Н., Горощенко В. П. Книга по природоведению: Основы и методика природоведения. М., 1969. — 319 с.
  112. Н.В. Формирование понятий о питании и дыхании растений.-М" 1959.-160 с.
  113. В.В. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся в процессе обучения ботаники: Автореф. дис. на соиск. ученой степ, кан. пед. наук. Л., 1982. — 22 с.
  114. Педагогика школы / Под ред. Г. И. Щукиной. М., 1977. — 384 с.
  115. И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / Под ред. В. А. Ротенберга, В. М. Кларина. М., 1981. — Т. 1. — 336 с.
  116. П.И., Коротяев Б. И. Организация деятельности ученика на уроке. М., 1985. — 80 с.
  117. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М., 1980. — 240 с.
  118. А.П. Основы методики естествознания. М., 1930. — 272 с.
  119. К.К. Вопросы психологии труда. М., 1970. — 264 с.
  120. К.К. Проблемы способностей. -М., 1972. 312 с.
  121. К.К. Структура и развитие личности. М., 1986. — 256 с.
  122. В.В. Избранные педагогические труды. -М., 1957. 132 с.
  123. В.В. Основы общей методики естествознания. М., 1922. -258 с.
  124. И.Н. Экологические понятия, их система и развитие в курсе биологии: Учебное пособие. Л., 1979. — 87 с.
  125. И.И. Внеклассные самостоятельные опыты, наблюдения и экскурсии учащихся, как обязательный элемент трудового воспитания. -Петроград., 1923. 46 с.
  126. Р.И. Комплексный подход к формированию исследовательских умений у учащихся при изучении биологии // Методика обучениябиологии и экологии в XXI веке: Материалы науч.- практ. конф. СПб., 2000. — С. 66 — 67.
  127. Р.И. О формировании исследовательских умений у учащихся при изучении биологии // Личность. Образование. Общество: Материалы научн, — практ. конф. СПб., 2000. — С. 248 — 250.
  128. Р.И. Проблемы формирования исследовательских умений в истории отечественной школы // Теория и практика образовательных процессов в профессиональной школе: Сб. науч. тр. СПб., 1999. -С. 90−99.
  129. Р.И. Проблемы формирования исследовательских умений у учащихся при изучении биологии // Экономика, экология и общество России на пороге 21-го столетия: Материалы научн.- практ. конф. СПб., 2000.1. С. 449−451.
  130. Проблемы систематизации знаний, умений и навыков: Сб. науч.тр. / Под. ред. А. П. Беляевой. Вып. 33. — Л., 1976. — С. 7−28.
  131. Программы средней общеобразовательной щколы. Биология. М., 1990.-45 с.
  132. Профессионально-педагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведениях / Под ред. А. П. Беляевой. СПб., 1995. — 229 с.
  133. А.И. Управление умственной деятельностью младшего школьника.-Л., 1976.-138 с.
  134. .Е. Общая методика естествознания. М.- Л., 1947. — 300 с.
  135. .Е. Пути и методы натуралистического просвещения. М., 1960.-485 с.
  136. Р.К. Развитие экологических знаний и умений у школьников в кружках юных натуралистов: Дис. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук. -Л., 1986. -172 с.
  137. A.M. Самостоятельные работы учащихся по биологии: Растения: Пособие для учителя. М., 1988. — 144 с.
  138. Э.А. Значение естественных наук в образовании и преподавании их в школе / Под ред. А. Пыпина. СПб., 1864. — 147 с.
  139. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов.-М., 1993.-Т.1.-608 с.
  140. C.JI. Основы общей психологии. М., 1946. — 704 с.
  141. .Ж. Избранные сочинения: В Зт. -М., 1961. Т. 1. — 851 с.
  142. Н.А. К вопросу о формировании умений // Сов. педагогика. -1953.- № 10.-С. 29−37.
  143. Н.А. Методика преподавания зоологии. Д., 1951.-311 с.
  144. В.Н. Общая теория систем как метатеория // Воп. философии. 1972. — № 4. — С. 78−79.
  145. Самостоятельные работы учащихся по биологии: Пособие для учителя / Е. П. Бруновт, А. Е. Богоявленская, Е. Т. Бровкина, Г. С. Калинова и др. М., 1984. — 160 с.
  146. Сент-Иллер К. К. Элементарный курс зоологии с приложением задач и летних задач по зоологии. СПб., 1876. — 218 с.
  147. М.Н. О путях повышения эффективности обучения в связи с переходом на новые программы. М., 1971. — 56 с.
  148. М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1984. — 95 с.
  149. Совершенствование обучения биологии в средней школе: Сб. науч. тр. / Под. ред. А. Н. Мягковой. М., 1985. — 120 с.
  150. Современный урок биологии /В.Н.Максимова., Г. Н. Ковалева., Д.П.Го-льнева., Н. Г. Чередеева. -М., 1985. 159 с.
  151. Стандарт среднего биологического образования / Под ред. В.С.Ледне-ва // Биология в школе. 1993. — № 4. — С. 31−39.
  152. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1984. 344 с.
  153. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. -М., 1983.-96 с.
  154. Л.С. Некоторые рекомендации к проведению опытов по микробиологии // Биология в школе. 1968. — № 1. — С.76−78.
  155. Творческая активность учащихся при изучении биологии /Сост. Б. В. Всесвятский. -М., 1965. -271 с.
  156. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В. В. Краевского., И. Я. Лернера. М., 1989. — 320 с.
  157. В.И. Уровни знаний и критерии их усвоения: Автореф. дис. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук. М., 1971. — 22 с.
  158. Д.И. Практическая направленность обучения ботанике. М., 1977.- 112 с.
  159. Д.И. Растения, бактерии, грибы, лишайники: Пособие для учащихся 6−7-х классов общеобразовательных учереждений. М., 1998 — 272 с.
  160. B.C. Структурно-системный подход и специфика философского знания. -М, 1988. 316 с.
  161. В.Ю. Как надо понимать исследовательский метод в преподавании школьного естествознания // Исследовательский метод в педагогической работе /Б.Е.Райков, В. Ю. Ульянинский, К. П. Ягодовский. Л. 1924.-С. 52−66.
  162. А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М., 1986. — 186 с.
  163. А.В., Бобров А. А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. М., 1988. — 111 с.
  164. К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. М., 1989. — Т.З. -512 с.
  165. Федеральный базовый компонент биологического образования / Под ред. Л. П. Анастасовой // Биология в школе. 1993. — № 5. — С. 32−40.
  166. В.Н. Развитие методики естествознания в СССР: Дис. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук. М., 1958. — 421с.
  167. Формирование познавательной самостоятельности школьников: Сб. статей / Отв. ред. Т. И. Шамова. М., 1975. — 178 с.
  168. Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1982. — 216 с.
  169. З.И. К вопросу о понятии умений в советской психологии // Вопр. психологии. 1955. — № 3. — С. 3−13.
  170. Черемисинов Н. А, Боева Л. И, Семихатова О. А. Практикум по микробиологии. М., 1967. — 171 с.
  171. Ю.А. Методика развивающего обучения на уроках общей биологии в 10−11 классах. Автореф. дис. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук.-СПб., 1998.- 18 с.
  172. В.Ф. Методика обучения зоологии. М., 1972. — 336 с.
  173. Т.И. Педагогические основы активизации учения школьников: Метод, рек. М., 1981. — 84 с.
  174. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1979. — 160 с.
  175. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М., 1988. — 206 с.
  176. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя.-М., 1986.- 144с.
  177. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978. -392 с.
  178. К.П. Исследовательский метод в школьном обучении. -М.- Л., 1929.- 168 с.
  179. И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996. — 96 С.
Заполнить форму текущей работой