Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Педагогические условия формирования научного мировоззрения студентов колледжа в процессе изучения химии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Публикации. По теме исследования опубликовано 14 работ, включая 2 статьи в научных журналах, утвержденных ВАК в Перечне ведущих. рецензируемых журналов РФ, 1 монографию (общим объемом — 12,1 п.л.)1 / Апробация материалов и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждались на методических семинарах и заседаниях кафедры педагогики, психологии и социологииГОУ ВГЮ… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические предпосылки разработки педагогических условий формирования научного мировоззрения студентов колледжа в процессе изучения химии
    • 1. 1. Проблема формирования научного мировоззрения личности в юношеском возрасте
    • 1. 2. Специфика формирования научного мировоззрения у студентов в процессе изучения химии
    • 1. 3. Теоретическое обоснование педагогических условий формирования научного мировоззрения студентов колледжа в 1 процессе изучения химии
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. Экспериментальная апробация педагогических условий формирования научного мировоззрения студентов колледжа в процессе изучения химии
    • 2. 1. Модель реализации педагогических условий формирования научного мировоззрения студентов колледжа в процессе изучения 2 химии
    • 2. 2. Разработка содержания, форм и методов формирования научного мировоззрения студентов колледжа в процессе изучения химии
    • 2. 3. Результаты опыгно-экспериментальной реализации педагогических условий формирования научного мировоззрения 17 студентов колледжа в процессе изучения химии
  • Выводы по 2 главе

Педагогические условия формирования научного мировоззрения студентов колледжа в процессе изучения химии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы исследования. Изменившаяся за последние годы историческая, научная и образовательная ситуация в России потребовала переосмысления проблемы формирования научного мировоззрения в учебном процессе. В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», определяющей цели воспитания и обучения, а также ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года, формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения определено как одна из основных целей и задач современного образования.

Институты образования формируют личность человека во всем ее богатстве и многосторонности. По мере взросления и образования человек получает знания о мире, начиная с самых простых представлений и заканчивая зрелым научным мировоззрением и сформированными профессиональными качествами личности. Научное мировоззрение как личностное образование является одним из важнейших качеств специалиста, которое выполняет ориентирующие функции в процессах профессионального творчества и самосовершенствования человека. Поэтому формирование основ научного мировоззрения в процессе профессиональной подготовки является одной из важнейших социально-педагогических задач. Именно сегодняшние студенты будут через несколько лет создавать условия для возрождения экономики России и дальнейшего научно-технического прогресса практически во всех областях народного хозяйства.

Современная наука включает в себя более тысячи тесно связанных между собой областей знания. Каждая из этих наук занята изучением конкретно-частных законов своей области. Современная химия развивается стремительными темпами, плодотворно сотрудничая с физикой, математикой, биологией и другими науками. Роль вещества и знаний о веществе в жизни общества, в трудовой деятельности людей, в их отношениях с окружающей природной средой, природа химических знаний, пути и средства их формирования — вот та основа, на которой вырастают социально-экономические вопросы химии. Вместе с тем добавляемые химией и химической производственной практикой знания о природе, о вещах и растущая на этой основе власть людей над природой всегда были богатейшим источником, питающим развитие научного мировоззрения, развитие общих представлений о мире, о природе человека, его деятельности, его мышлении, о законах познания, отражения действительности.

Однако на сегодняшний день решение теоретических и прикладных задач подготовки специалистов в рамках среднего профессионального образования направлено на усвоение определенных массивов знаний, принятых в данной отрасли хозяйства в качестве нормативных. Понятно, что основанием такого подхода к образованию является определенная устойчивость социальных механизмов, позволяющая прогнозировать деятельность в различных областях социальной реальности. Но в условиях опережающего образования, где колледж как учебное заведение среднего профессионального образования является многоуровневым, многофункциональным, реализующим разнообразные программы профессионального образования, а также обеспечивающим полноценное развитие личности, важным фактором повышения качества подготовки кадров является системное обновление содержания и характера образовательного процесса. Одним из направлений такого обновления необходимо обозначить разработку и реализацию педагогических условий формирования научного мировоззрения студентов колледжа, что отвечает задачам личностноразвивающей теории педагогики, которая используется как научная основа педагогического развития творческой активности личности в инновационной среде современного колледжа.

Степень разработанности проблемы.

Принцип связи развития личности и ее целостного жизненного движения с процессом профессиональной подготовки, общением и 4 познанием является неотъемлемой частью методологического фундамента отечественной педагогической науки, а профессиональное развитие человека, как правило, анализируется в тесной связи с психологическими новообразованиями, отражающими динамику развития личности в профессиональном поле (Б.Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн, A.B. Петровский, Б. Ф. Ломов, В. П. Зинченко, Е. А. Климов, Д. И. Фельдштейн, В. Д. Шадриков и др.). Обучение в колледже совпадает с динамичным и противоречивым этапом возрастного развития — юностью. На личностное развитие в юношеском возрасте значительное влияние оказывают такие социальные факторы как расширение социальной среды и необходимость социального самоопределения (М.М. Рубинштейн, Л. С. Божович, И. С. Кон, B.C. Мухина, A.B. Петровский, В. И. Слободчиков, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин, Ш. Бюлер, Э. Эриксон, М. Кле). В психологии давно утвердилось и поддерживается мнение считать юношеский возраст этапом становления и «кристаллизации» мировоззрения, а также завершением процесса формирования личности (Л.С. Божович, Н. Ф. Добрынин, Б. Заззо, Д. А. Леонтьев и др.).

Анализ научной литературы, посвященной различным аспектам процесса формирования научного мировоззрения, показал, что приобщение обучающихся к основам научного мировоззрения всегда являлось одной из первостепенных задач в педагогической теории и практике. Методологические основы формирования научного мировоззрения активно разрабатывались советскими учеными П. В. Алексеевым, B.C. Буяновым, Е. К. Быстрицким, Н. К. Гончаровым, Б. М. Кедровым, П. В. Копниным, B.C. Овчинниковым, М. Э. Омельяновским, В. Г. Платоновым и др. Особенности формирования научного мировоззрения на различных ступенях обучения были исследованы учеными-педагогами и психологами: Г. М. Андреевой, Л. И. Божович, Г. Е. Залесским, И. С. Коном, H.A. Менчинской, Т. К. Мухиной, Э. И. Моносзоном и др.

Прикладные аспекты формирования научного мировоззрения изучены целым рядом исследователей. Так, формирование научного мировоззрения в процессе изучения истории рассмотрено JI.H. Боголюбовым, Г. М. Бунтовской, Н. Г. Огурцовым и др. Практика формирования научного мировоззрения в образовательном процессе средствами биологии освещена в работах А. Г. Воликова, В. М. Изуткина, Н. М. Леонова и др. Мировоззренческая направленность в изучении географии отражена в работах Г. М. Александровой, B.C. Жекулина, В. Н. Серовой и др. Опыт формирования научного мировоззрения в процессе преподавания различных технических дисциплин представлен в публикациях Д. Д. Беньковского, Н. П. Васильева, И. С. Инютина, В. И. Сенько, C.B. Типикина и др. Проблеме формирования экологических взглядов и убеждений посвятили свои исследования М. А. Кузнецов, Е. М. Кудрявцева, В. В. Молчанов, Э. С. Хохлова, B.C. Чесноков и др. Вопросу о формировании научного мировоззрения при обучении физике посвящены работы В. К. Батурина, Г. М. Голина, В. Ф. Ефименко, В. В. Жешко, В. Г. Иванова, В. В. Корженко, В. Н. Мощанского, В. В. Мултановского, В. Г. Разумовского, Б. И. Спасского, Ю. А. Коварского, С. А. Чандаевой, Н. В. Шароновой и др. Мировоззренческие вопросы отдельных математических дисциплин были рассмотрены А. Н. Бекаревичем, Л. Д. Ворониной, Н. В. Осадчих, Г. Х. Гайдаржи, И. В. Мятиевой, Ю. Ф. Фоминых и др. Имеются также и работы, исследующие способы формирования научного мировоззрения при изучении химии: З. И. Беловой, Д. И. Ожерельева, Л. И. Третьякова и др.

В нынешней ситуации, когда пересматривается само понятие «научное мировоззрение», изменяются и подходы к решению проблемы его формирования в образовательном процессе. Научные исследования этого проблемного поля последних десятилетий, учитывающие современные научные тенденции, выполнены М. С. Атепалихиным, С. Э. Берестовицкой, Е. В. Бондарчук, М. Н. Борисовой, А. Ф. Бортник, З. Г. Военковой, В.И.

Грачевой, Н. П. Депенчуком, Е. В. Донсковой, Б. И. Додоновым, Л.В. 6.

Ельниковой, A.JI. Жоховым, М. А. Захарян, Г. И. Залесским, И. Е. Карелиной, Н. В. Колковой, Л. И. Лапушкиной, А. П. Лешуковым, М. М. Ляу, А. И. Магомедовой, В. А. Малининым, A.A. Мелентьевой, В. П. Морозовой, М. И. Морозовой, Е. А. Паладянц, Г. В. Позизейко, П. В. Полещук, Н. В. Продановой, А. Г. Спиркиным, О. Н. Спириной, Е. В. Тягловой, Л. А. Чекаловой, М. А. Червонным, В. Ф. Черноваленко, С. А. Черновой, Е. Б. Якимовой и др.

Вместе с тем, несмотря на то, что в имеющихся работах по проблеме формирования научного мировоззрения обучающихся накоплен ценный материал, многие вопросы, связанные с реализацией этого процесса в средних профессиональных учреждениях остаются пока слабо изученными. Данные проблемы породили следующие противоречия:

— между практическими запросами современного общества, нуждающегося в творческих, инициативных, компетентных специалистах среднего звена, обладающих высоким уровнем научного мировоззрения, и низким уровнем педагогического обеспечения развития активности студентов в образовательном пространстве учебного заведения в освоении научного знания;

— реальными возможностями образовательной системы современного колледжа в создании педагогических условий, способствующих формированию научного мировоззрения студентов, и отсутствием теории, раскрывающей системные характеристики данных условий и модели их реализации, регламентирующей поэтапное развитие научного мировоззрения студентов.

Все эти проблемы и противоречия находят своё выражение в различных моделях образовательных систем, которые не всегда соответствуют смыслу инновационного личностно-ориентированного образования и не приводят к ожидаемому результату. Системный анализ и выявление педагогических условий формирования научного мировоззрения студентов колледжа в процессе изучения химии, необходимость их научно обоснованного внедрения в образовательный процесс колледжа и наличие 7 для этого определенных теоретических предпосылок в педагогической науке свидетельствуют об актуальности исследования и формулировки его темы: «Педагогические условия формирования научного мировоззрения студентов колледжа в процессе изучения химии».

Главная научная проблема исследования может быть сформулирована следующим образом: каковы теоретические предпосылки, ведущие тенденции и условия формирования научного мировоззрения студентов колледжа в процессе изучения химии.

Указанная проблема актуализирует постановку целиисследования: поиск наиболее оптимальных возможностей повышения эффективности формирования научного мировоззрения студентов колледжа в процессе изучения химии.

Объект исследования — формирование научного мировоззрения студентов колледжа в процессе профессиональной подготовки.

Предмет исследования — педагогические условия формирования научного мировоззрения студентов колледжа в процессе изучения химии.

Гипотеза исследования. Формирование научного мировоззрения студентов колледжа в процессе изучения химии может быть более эффективным, если:

— детализированы основные направления формирования научных знаний, взглядов, идеалов и убеждений в области химии, имеющих в своем содержании мировоззренческую направленность;

— определены педагогические условия формирования научного мировоззрения студентов колледжа в процессе изучения химии в совокупности психологических, дидактико-методических и организационно-педагогических уровнейсмоделирован процесс реализации педагогических условий формирования научного мировоззрения студентов колледжа при изучении химии;

— разработана процедура отбора содержания, форм и методов формирования научного мировоззрения студентов колледжа;

— подобран диагностический материал с опорой на компонентную структуру научного мировоззрения, позволяющий проводить мониторинг формирующего процесса в рамках эксперимента.

Сформулированные выше цель, объект, предмет и гипотеза обусловили постановку следующих задач исследования:

1) теоретически обосновать необходимость формирования научных знаний, взглядов, идеалов и убеждений в области химии, имеющих в своем содержании мировоззренческую направленность;

2) выявить психологическую, дидактико-методическую и организационно-педагогическую специфику педагогических условий формирования научного мировоззрения студентов колледжа в процессе изучения химии;

3) описать компоненты модели реализации педагогических условий формирования научного мировоззрения студентов колледжа в процессе изучения химии, обосновать их эффективность в ходе формирующего эксперимента, проанализировать его результаты и сделать выводы;

4) разработать процедуру отбора содержания, форм и методов формирования научного мировоззрения студентов колледжа.

Методологическая основа исследования:

— системный подход в исследовании (А.Н.Аверьянов, В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, Б. С. Гершунский, ТА. Ильина, Ю. А. Конаржевский, Ф. Ф. Королёв, Н. В. Кузьмина, В. К. Пичуков, В. Н. Терских, В. Н. Садовский, Г. Н. Сериков, Э.Г.Юдин);

— гуманистическая парадигма педагогической науки (А.Альбуханова-Славская, М. Н. Берулава, Ю. П. Ветров, И. В. Дубровина, A.B. Дутов, И. А. Зимняя, Е. Б. Манузина, Н. Д. Никандров, Е. В. Ростовцева, В. Г. Рындак, И. Н. Семенов, В. В. Сериков, М. А. Холодная, И. С. Якиманская и др.);

— теория научного педагогического моделирования (В.И. Журавлев, В. В. Краевский, А. И. Кочетов, В. А. Сластенин и др.);

— фундаментальные положения о единстве личности и деятельности, сознания и деятельности (Б.Г. Ананьев, Г. А. Берулава, JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, C. JL Рубинштейн и др.),.

— положения о сущности целостного педагогического процесса (В.П. Беспалько, И. А. Лернер, Б. Т. Лихачев, И. Ф. Харламов и др.), о творческом потенциале и становлении личности (Д.Б. Богоявленская, A.B. Брушлинский,.

A.A. Деркач, Н. П. Клушина, Т. А. Колышева, Л. В. Куриленко, А. Н. Леонтьев, Н. Д. Никандров, A.B. Петровский, Я. А. Пономарев, В. В. Столин и др.).

Теоретическая основа исследования:

— труды по теории и методологии высшего профессионального образования (М.Н. Берулава, А. А. Вербицкий, Ю. П. Ветров, И. Ф. Игропуло, И. П. Подласый, В. А. Сластенин, С. И. Тарасова и др.) — концепции научного мировоззрения личности с позиции философского (Т.И. Адуло, Е. А. Алексеева, А. И. Антипенко, В. П. Иванов, P.A. Смирнова, В. С. Хазиев, Е. В. Хазиева, Д. И. Широканова, В. К. Шрейбер и др.), психологического (Л. И. Бржович, Н. Ф. Добрынин, Б. Заззо, Д. А. Леонтьев, К. К. Платонов и др.), педагогического (С.Э. Берестовицкая, Е. В. Бондарчук, М. Н. Борисова, А. Ф. Бортник, З. Г. Военкова, В. И. Грачева, Н. П. Депенчук, Е. В. Донсковая, Б. И. Додонов, Л. В. Ельникова, А. Л. Жохов, М. А. Захарян, Г. И. Залесский, И. Е. Карелина, Н. В. Колкова, Л. И. Лапушкина, А. П. Лешуков, М. М. Ляу, А. И. Магомедова, В. А. Малинин, A.A. Мелентьева, В. П. Морозова, М. И. Морозова, Е. А. Паладянц, Г. В. Позизейко, П. В. Полещук, Н. В. Проданова, А. Г. Спиркин, Е. В. Тяглова, Л. А. Чекалова, М. А. Червонный,.

B.Ф. Черноваленко, С. А. Чернова, Е. Б. Якимова и др.) анализа;

— работы, раскрывающие теоретические основы и специфику обучения химии (Е.А. Аршанский, О. С. Габриелян, В. В. Еремин, Н. Е. Кузнецова, Н. Е. Кузьменко, Г. Г. Лысова, И. Г. Остроумов, Е. Е. Остроумова, Г. В. Пичугина, В. А. Попков, И. М. Титова, Г. М. Чернобельская, М. А. Шаталов и др.).

Для решения поставленных задач были выбраны следующие когнитивно-обобщающие и эмпирические методы исследования:

— теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме формирования научного мировоззрения личности в процессе профессиональной подготовки, обучения химии в колледже, диссертационных работ по проблемам педагогического обеспечения формирования научного мировоззрения студентов в процессе профессиональной подготовки;

— моделирование на теоретическом и прикладном уровнях (построение модели реализации педагогических условий формирования научного мировоззрения студентов колледжа в процессе изучения химии, дидактической системы на каждом из формирующих этапов, соответствующих фазам усвоения научного знания);

— диагностические методы (анкетирование, интервьюирование, беседа, тестирование) — обсервационные (наблюдение, фиксирование результатов) — методы обработки информации (логические, математические).

Экспериментальной базой исследования выступил ФГОУ СПО «Невинномысский химический колледж». В эксперименте приняло участие: в экспериментальных группах — 142 человека, в контрольных — 136 человек.

Организация исследования осуществлялась в три этапа.

На поисково-теоретическом этапе (2007;2008 гг.) выявлялись теоретические основы проблемы формирования научного мировоззрения у студентов колледжа, детализировались педагогические условия формирования научного мировоззрения у студентов колледжа в процессе изучения химии.

На экспериментальном этапе (2008;2010 гг.) определялись содержание, формы, методы и средства реализации формирующей работывыявлялись критерии, показатели и уровни сформированности компонентов научного мировоззренияапробировалась и уточнялась программа формирования научного мировоззрения студентов в процессе изучения химиипроводилась диагностика результатов экспериментальной работы.

На аналитико-обобщающем этапе (2010;2011 г.) обрабатывались и анализировались полученные результаты, сопоставлялись с выдвинутой гипотезой, формулировались выводы и обобщения по результатам исследования.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты выполненного исследования дополняют теорию и методику профессионального образования по проблеме формирования научного мировоззрения студентов колледжа в процессе изучения химии.

Теория педагогики дополнена научными разработками педагогических условий формирования научного мировоззрения студентов в процессе изучения химии, реализуемых в рамках колледжа, где педагогические аспекты представлены: структурно — как система уровней педагогических условий (психологического, дидактико-методического, организационно-педагогического) — аналитически — как совокупность компонентов модели реализации педагогических условий (мотивационно-целевого, структурно-содержательного, процессуально-деятельностного и мониторингового) — феноменологически — как процедура разработки содержания, форм и методов формирования научного мировоззрения студентов колледжа в процессе изучения химии и критериально-диагностического аппарата, позволяющего проводить мониторинг формирующего процесса в рамках эксперимента.

Полученные результаты могут служить теоретической базой для дальнейших исследований в области формирования у студентов колледжа научного мировоззрения.

Научная новизна исследования заключается в научном обосновании эффективности педагогических условий формирования научного мировоззрения студентов колледжа в процессе изучения химии.

В соответствии с этим: теоретически обоснована и экспериментально доказана мировоззренческая направленность химии как учебной дисциплины в колледже, позволяющей формировать научные знания, взгляды, идеалы и убеждения студентов;

— выявлены значимые педагогические условия формирования научного мировоззрения студентов колледжа в процессе изучения химии на психологическом,, дидактико-методическом и организационно-педагогическом уровнях;

— смоделирован процесс реализации педагогических условий формирования научного мировоззрения студентов колледжа в процессе изучения химии в виде мотивационно-целевого, структурно-содержательного, процессуально-деятельностного и мониторингового компонентов;

— описана процедура разработки содержания, форм и методов формирования научного мировоззрения студентов колледжа в процессе изучения химии, включающая в себя: определение круга мировоззренческих знаний по химии, анализ возможности разных форм обучения для эффективной организации процесса формирования научных знаний, умений, взглядов, убеждений и особенности их реализации при формировании у студентов научного мировоззренияподбор соответствующих методов, средств обучения и воспитаниямоделирование дидактической системы на каждом из этапов формирования научного мировоззрения студентов колледжа в процессе изучения химии, соответствующих фазам усвоения научного знаниявнедрение комплекса творческих заданий в процесс изучения химииразработан критериально-диагностический аппарат (критерии, показатели, уровни), который позволил доказать достижимость студентами рефлексивно-интернального уровня научного мировоззрения в процессе реализации педагогических условий его формирования при изучении химии в колледже.

Существенность отличий в новизне научных положений от результатов, полученных другими авторами, заключается в следующем: анализ содержания, целей и ценностей современного профессионального образования осуществлен с опорой на ведущие концепции формирования мировоззрения личности, в результате чего обоснованы причинно-следственные связи между поэтапным формированием научного мировоззрения студентов колледжа и потенциалом химии как учебной дисциплины в его формировании;

— доказана возможность эффективного формирования научного мировоззрения студентов колледжа в процессе изучения химии за счет организации психологического, дидактико-методического и организационно-педагогического уровней педагогических условий;

— обоснована эффективность каждого из компонентов модели реализации педагогических условий формирования научного мировоззрения студентов колледжа в процессе изучения химии;

— разработаны принципы отбора содержания, форм и методов формирования научного мировоззрения студентов колледжа в процессе изучения химии, а также критериально-диагностический аппарат, позволяющий проводить мониторинг уровней сформированности научного мировоззрения студентов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные, касающиеся теоретического обоснования и методической проработки формирования научного мировоззрения студентов колледжа в процессе изучения химии могут быть использованы в профессиональной подготовке студентов различных специальностей среднего профессионального образования.

В диссертации на основе ведущих теоретических положений разработаны:

— содержание, формы и методы, средства формирования научного мировоззрения студентов колледжа в процессе изучения химии;

— модель дидактической системы на каждом из этапов формирования научного мировоззрения студентов колледжа в процессе изучения химии, соответствующих фазам усвоения научного знания;

— диагностический материал, позволяющий оценить сформированность знаниево-эмпатийного, знаниево-ориентирующего, рефлексивно-интернального уровней сформированности научного мировоззрения студентов по критериям мировосприятия (на уровне научных знаний), мирооценивания (на уровне научных взглядов), мироощущения (на уровне научных идеалов), миропонимания (на уровне научных убеждений).

Разработанные учебные программы, пособия и методические рекомендации на основе результатов данного исследования могут быть использованы в образовательной практике для проектирования современных педагогических систем, разработки содержания и методического обеспечения формирования научного мировоззрения студентов колледжа при изучении химии, а также и других естественных наук.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается соблюдением общенаучных и конкретно-методологических принципов педагогического исследования, многообразием источников информации, использованием теоретических и эмпирических методов, адекватных цели, задачам и логике исследования, длительностью формирующего эксперимента, многократной проверкой отдельных гипотетических положений, надежностью и валидностью диагностических методик, обеспечивающих достижение максимальной чистоты результатов эксперимента и минимизацию элементов субъективизма, а также большим личным педагогическим опытом.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Для формирования научного мировоззрения студентов колледжа в процессе изучения химии необходима организация следующих уровней педагогических условий:

— психологического (учет пофазового усвоения знаний (на фазе импрессинга формируется понимание нового явления, круга понятий, их полезности для будущей профессиональной деятельности, а именно научных знаний в области химиина фазе меморайзинга формируются научные взгляды студентов в области химии, предполагающих осознанное (критическое) отношение к полученным на этапе импрессинга научным знаниямна фазе интериоризации формируются научные идеалы в области 1 химии как сложившиеся представления о месте химии в научной картине мира, о роли знаний в области естественных наук и химии в том числе в будущей профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целомна фазе социализации формируется система научных убеждений, которая стимулирует личность обучающегося к познанию действительности и творческого характера ее освоения));

— дидактико-методического (строгое согласование содержания и средств учебно-методической работы преподавателя с данными о фазовых закономерностях формирования научного мировоззрения студентоввоздействие на мотивационную компоненту познавательной деятельности студентов на всех этапах педагогической работыактивизация обучения студентов рациональным приемам социального целеполагания, определения способов поведения в ситуациях морального выбораустановление внутрипредметных и межпредметных связей между изучаемыми явлениямииспользование на занятиях по химии методологических знаний);

— организационно-педагогического (учет специфики обучения в колледже как учреждении среднего профессионального образования, а также предметной специфики химического знания, отраженной в программном обеспечении).

2. Модель реализации педагогических условий формирования научного мировоззрения студентов колледжа в процессе изучения химии включает в себя: ,.

— методологическую составляющую (принципы, аксиологический, междисциплинарный, системный, интегративный, доступности, активности, личностной значимости знаний);

— мотивацгюнно-целевую составляющую (цель и обозначение основных направлений мировоззренческой подготовки студентов колледжа при изучении химии) — структурно-содержательную составляющую (система мировоззренческих знаний и представлений, формирование которых должно быть реализовано при изучении курса «Химия», а также направления организации деятельности по их изучению) — процессуально-деятелъностную составляющую (особенности взаимодействия субъектов этого процесса, студента^ преподавателя, этапы процесса формирования научного мировоззрения студентов в процессе изучения химии);

— мониторинговую составляющую (критерии, показатели, уровни сформированности научного мировоззрения студентов: знаниево-эмпатийный, знаниево-ориентирующий, рефлексивно-интернальный, обобщающий).

3. Содержание, формы и методы формирования научного мировоззрения студентов колледжа в процессе изучения химии включают в себя:

1) круг мировоззренческих знаний по химии, необходимых для формирования целостного научного мировоззрения, затем — распределение их по темам курса, подбор «проблем и составление вопросов, заданий для обсуждения, творческих задач;

2) анализ возможности разных форм обучения для эффективной организации процесса формирования научных знаний, умений, а затемвзглядов, убеждений и особенности их реализации при формировании у студентов научного мировоззрения;

3) подбор методов обучения и воспитания, а также средств обучения и воспитания, адекватных задачам исследования;

4) моделирование дидактической системы на каждом из этапов формирования научного мировоззрения студентов колледжа в процессе изучения химии, соответствующих фазам усвоения научного знания;

5) обоснование значимости творческих заданий в процессе изучения химии, позволяющих студентам, с одной стороны, максимально проявить творческую индивидуальность, с другой, — достичь определенных локальных профессиональных вершин.

Личный вклад автора в моделирование теоретической и реализацию экспериментальной части исследования заключается в том, что: выявлены теоретико-методологические аспекты формирования научного мировоззрения студентов колледжа в процессе изучения химии, опирающиеся на общепедагогические и дидактические принципы аксиологичности, междисциплинарности, системности, интегративности, доступности, активности, личностной значимости знаний;

— разработаны педагогические условия формирования научного мировоззрения студентов колледжа в процессе изучения химии, экспериментальным путем доказана их эффективность;

— определены этапы, база и методы педагогического исследования, последовательность научно-исследовательских процедур;

— предложен компонентный состав научного мировоззрения студентов, который соотносится с фазами усвоения знаний (импрессинг, меморайзинг, интериоризация и социализация), в соответствии с этим критерии, показатели и уровни сформированности данных компонентов в процессе изучения химии;

— осуществлен процесс моделирования реализации педагогических условий формирования научного мировоззрения студентов колледжа в процессе изучения химии, экспериментальным путем доказана эффективность данной моделиодержание, формы и методы формирования научного мировоззрения студентов колледжа в процессе изучения химии, которые нашли свое отражение в модели дидактической системы на каждом из этапов формирования научного мировоззрения студентов колледжа в процессе изучения химии, соответствующих фазам усвоения научного.

ЗНаНИЯ. -'v. '¦. V." v'. Л'?" ;

Публикации. По теме исследования опубликовано 14 работ, включая 2 статьи в научных журналах, утвержденных ВАК в Перечне ведущих. рецензируемых журналов РФ, 1 монографию (общим объемом — 12,1 п.л.)1 / Апробация материалов и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждались на методических семинарах и заседаниях кафедры педагогики, психологии и социологииГОУ ВГЮ «Ставропольский государственный аграрный университет»,, обсуждались на: международной научно-практической конференции ' «Состоянйе и перспективы развития современного гуманитарного. образования в. изменяющейся России» (Невинномысск, 2010) — XX Международной научно-методической конференции «Педагогический менеджмент и прогрессивныетехнологии в образовании» (Пенза, 2010), III: Международной научной • конференции «Актуальные проблемы современного научного, знания» (Пятигорск, 2010), XVIII Международной научно-практической конференции, «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения» (Новосибирск, 2011), I Международной научно-практической конференции «Социально-гуманитарные и юридические науки: современныетренды в изменяющемся мире» (Краснодар, 2011), VI Международной научно-практической конференции «Альянс наук- - 'вчёний вченому» (Днепропетровск, 2011), III Международной научно-практической конференции «Модернизация системы непрерывного образования» (Дербент, 2011) и др.

Материалы диссертационного исследования внедрены в учебный процесс ФГОУ СПО «Невинном'ысский химический колледж», ГБОУ СПО.

Ставропольский колледж сервисных технологий и коммерции", ГБОУ СПО «Ставропольский государственный политехнический колледж».

Структура и объем диссертации

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем диссертации составляет 195 страниц и содержит 4 рисунка и 9 таблиц.

Выводы по 2 главе.

1. Моделирование реализации педагогических условий формирования научного мировоззрения студентов колледжа в процессе изучения химии должно опирается принципы: аксиологичнбсти, междисциплинарности, системности, интегративности, доступности, активности,, личностной значимости знаний. Компоненты модели реализации педагогических условий формирования научного, мировоззрения студентов колледжа в процессе изучения химии представлены следующим рядом: мотивационно-целевой, структурно-содержательный, процессуалыю-деятельностный и мониторинговый.

2. Разработка содержания, форм и методовформирования научного мировоззрения студентов колледжа в процессе изучения химии включала в себя: -.. •.

1) определение круга мировоззренческих знаний по химии, необходимых для формирования целостного научного мировоззрения, затем — распределение их по темам курса, и последнее — подбор проблем и составление вопросов, заданий для обсуждениял ^.

2) анализ возможности разных форм организации обучения для эффективной организации процесса формирования научных знанийумений, а затем — взглядов, убеждений и особенности их реализации при формировании у студентов научного мировоззрения;

3) подбор методов обучения и воспитания (методы самовоспитания, методы формирования сознания личности и методы организации деятельности и формирования поведения), а также средств обучения и воспитания (слово преподавателя, учебники и учебные пособия, Интернет, плакаты, видеофильмы, рисунки, схемы, лабораторный материал, мультимедиасредства), адекватных задачам исследования;

4) моделирование дидактической системы на каждом из этапов формирования научного мировоззрения студентов колледжа в процессе изучения химии, соответствующих фазам усвоения научного знания;

5) обоснование значимости творческих заданий в процессе изучения химии, позволяющих студентам, с одной стороны, максимально проявить творческую индивидуальность, с другой, — достичь определенных локальных профессиональных вершин.

3. Для оценки эффективности формирования научного мировоззрения в процессе изучения химии был подобран критериально-диагностический аппарат, который включает в себя.

— комплексные критерии сформированности научного мировоззрения студентов: на уровне научного знания — критерий мировосприятия (объем знаний в области химии, необходимый для развития мировоззрения), на уровне научных взглядов — критерий мирооценивания (расширенный объем знаний в области химии, позволяющий иметь собственное понимание, мнение о месте химии в существовании и развитии общества и окружающего мира), на уровне научных идеалов — критерий мироощущения (наличие представлений о происхождении мира и человека, основанные на химических законах и концепциях, роли знаний в области химии в развитии окружающего мира, в личностном и профессиональном становлении человекапринципах научного познания с помощью химии окружающей действительности, умение осуществлять рефлексию), на уровне научных убеждений — критерий миропонимания (сформированность системы обобщенных взглядов на мир, уверенности в правоту своих взглядов и идеалов в области научных знаний, активность и творческое отношение к процессу познания действительности с помощью химии как науки). уровни сформированности научного мировоззрения студентов: знаниево-эмпатийный, знаниево-ориентирующий, рефлексивноинтернальный, обобщающий.

4. При организации специальных педагогических условий формировании научного мировоззрения студентов колледжа в процессе изучения химии в большинстве случаев обучаемые могут достигнуть рефлексивно-интернального уровня: медианы распределений студентов разных специальностей по числу правильно выполненных тестовых заданий в экспериментальной и контрольной группах различны, что объясняется тем, что процесс обучения экспериментальной группы осуществлялся в соответствии с программой формирования научного мировоззрения студентов колледжа при изучении курса химии, в содержание были включены проблемы, акцентирующие мировоззренческие аспекты.

Заключение

.

Теоретический анализ проблемы мировоззрения личности и его формирования в юношеском возрасте показал, что мировоззрение — это деятельность по осуществлению внешней и внутренней социальной ориентировки. Внутренний способ ориентировки — использование рефлексии для соподчинения мотивов и деятельностей, иерархизации ценностей, убеждений, формированию личностного смысла для усваиваемых социальных норм и ценностей. Внешний способ ориентировки — построение модели взаимодействия с окружающим миром, с другими людьми, а также выбор поведения. Наиболее глубокое и полное осмысление фактов и событий объективной действительности, построение модели взаимодействия с окружающим миром и людьми, выбор поведения происходит именно в юношеском возрасте.

В науке сложилась достаточно устойчивая парадигма в определении основных структурных компонентов мировоззрения:

— знания в области субъективной и объективной реальности, которые представляют собой интериоризированную информацию, результат познания действительности;

— взгляды как система активизированных знаний, результат их синтеза и анализа, другими словами определенное мнение об объективной и субъективной реальности;

— идеалы, выработанные личностью (на основе знаний и взглядов), что представляет из себя определенные эталоны и образцы в её отношении к действительности, поведении и деятельности;

— убеждения личности как устойчивые психические состояния уверенности в правоте своих взглядов и идеалов.

Научное мировоззрение обладает спецификой, проявляющейся в: предметной направленности научного мировоззрения (в зависимости от сферы объективной и субъективной реальности, к которой сформировано отношение личности) — том, что в основе специфики научного мировоззрения лежат научные знания, которые определяют всю мировоззренчески10 структуру (взгляды, идеалы, убеждения) и определенные способы познания окружающей действительностив системном единстве естественно-научного и гуманитарного компонентов (имеется в виду необходимость такого единства на современном этапе развития цивилизации), представляющим собой сплав отношений в системах «человек-природа» и «человек-человек».

Химия занимает одно из главных мест в системе научного знания, в области социальных потребностей, и несет существенное значение в деле образования современного человека. Достижения химической практики вносят немало нового в общее миропонимание, существенно отражаются && состоянии взаимодействий человека с природой. Возникновение эти:^ вопросов и их значение для развития химии связаны, прежде всего, с сам! р*1, предметом, объектом химии и его ролью в жизни человеческого общества, — :в с практических и познавательных отношениях людей с природой, :в формировании научного мировоззрения. I.

Роль вещества и знаний о веществе в жизни общества, в трудово^З деятельности людей, в их отношениях с окружающей природной средой:^ природа химических знаний, пути и средства их формирования — вот т^ основа, на которой вырастают социально-экономические вопросы химии:

Вместе с тем добавляемые химией и химической производственной практикой знания о природе, о вещах и растущая на этой основе властё^людей над природой всегда были богатейшим источником, питающий развитие научного мировоззрения, развитие общих представлений о мире, Ър природе человека, его деятельности, его мышлении, о законах познания^ с. отражения действительности. [ I.

Поэтому химия в содружестве с другими науками и в тесном союзе I социально-гуманитарной сферой дает обширный, фундаментальный^ I материал для выработки у обучающегося научных взглядов на природу ест окружающий мир. — I.

Можно выделить три основные группы вопросов химии, имеющих непосредственное отношение к формированию научного мировоззрения обучающегося.

Первая из них связана с обобщением нового, что достигла химия в познании вещества, с выявлением того, как она обогащает общую научную картину вещества, природы, каково мировоззренческое значение сделанных открытий. Это онтологический аспект достижений химии. Разработка этих вопросов позволяет выяснить, глубже понять сущность тех или иных открытых химией явлений, увидеть их связи с другими — физическими, биологическими и прочими — явлениями, осмыслить их место в общей системе природы. Разработка этих вопросов необходима не только для выработки научного мировоззрения, соответствующего достигнутому уровню знаний о природе, но и для корректировки дальнейших направлений исследований в области химии.

Вторую и самую обширную группу вопросов составляют вопросы гносеологические и методологические. В них затрагивается сама познавательная деятельность учащегося, ее логический инструментарий, анализ развивающегося химического знания применяемых в химии понятий, абстракций, методов исследования и т. д. Результаты познания, оформляясь в виде новых понятий, принципов, теорий, всегда становятся и инструментами дальнейшего познания. Раскрыть не только общую естественнонаучную, мировоззренческую значимость новых знаний, но их значение в развитии познавательного аппарата науки, их функционирования в роли орудий и средств познания — вот задача исследований методологической и гносеологической стороны химии. Это вопросы в условиях бурного развития современной химии, растущей математизации, абстрактности знаний приобрели особую остроту и значимость.

Третья группа мировоззренческих вопросов химии — это вопросы, относящиеся к раскрытию социального аспекта развития химии и химической практики. Это вопросы, связанные с превращением химии в.

145 производительную силу, связанные с тем, что вырабатываемые наукой понятия становятся орудиями практической деятельности людей по преобразованию объективной действительности.

В связи с этим, компоненты научного мировоззрения, которые формируются в процессе изучения химии, имеют следующую специфику.

1. В основе научного мировоззрения лежат определенные предметные знания, в данном случае это научные знания в области химии.

2. Научные взгляды как система научных знаний в области химии и активное критически-проблемное отношение субъекта научного мировоззрения к этим знаниям, предполагающее формирование основы научных взглядов — совокупности научных представлений и суждений о природе веществ, их химических свойств, способах получения, применении веществ в производстве, выявление закономерностей изменения свойств химических объектов (вещество, реакция) и пр., а также выработку научных идеалов как эталонов, выраженных в тех или иных научных теориях, подходах, концепциях в химической области современного знания.

3. Идеалы в рамках научного мировоззрения делятся на две основные группы. Первая группа — это идеальные представления о происхождении мира и человека, основанные на химических законах и концепциях, роли химии в развитии современной цивилизациироли знаний в области химии в развитии окружающего мира, в личностном и профессиональном становлении человекапринципах научного познания с помощью химии окружающей действительности, формирования естественнонаучной картины мира и т. д. Вторая группа идеалов научного мировоззрения связана с нравственной стороной социального бытия. Существование и ориентация на нравственные ценности зависит от знаний и представлений о них у учащихся, а также о степени познания окружающего мира и с позиции химии. Поэтому изучение данной области науки не должно быть для студентов исключительно знаниевым и оторванным от будущей профессиональной деятельности. Необходимы: использование.

146 преподавателем дидактического материала с производственным содержанием, учет специфики мышления студентов гуманитарного и технического профиля, уровневое обучение в зависимости от степени подготовленности студента, создание проблемных ситуаций в рамках проблемного обучения, формирование способности к рефлексии, организация творческой работы учащихся и др.

4. Специфика научных убеждений студентов представлена следующим рядом: научные убеждения являются основой научного мировоззрения личностинаучные убеждения представляют сформированную и устойчивую уверенность (веру) личности в правоту своих взглядов и идеалов в области научных знанийнаучные убеждения являются единством научного миропонимания и нравственного отношения личности к миру, науке и обществунаучные убеждения, основываясь на научных знаниях, активизируют личность в процессе познания действительности и в её творческой деятельности.

Исследование педагогических условий формирования научного мировоззрения студентов колледжа в процессе изучения химии связано с тремя важными составляющими учебного процесса колледжа: психологическим обеспечением формирования научного мировоззрения, дидактико-методическим оснащением формирующего процесса в рамках химии как дисциплины естественнонаучного цикла и организационно-педагогическими особенностями химии как дисциплины, представленной в учебном плане колледжа.

Выделение психологических условий формирования научного мировоззрения студентов колледжа в процессе изучения химии связано с особенностями познавательной деятельности личности. В своем исследовании мы опираемся на фазы усвоения знаний (М.П. Карпенко).

В фазе импрессинга происходит формирование доминирующей познавательной мотивации, определяющей готовность к усвоению учебного материала. В процессе импрессинга у обучаемого формируется понимание.

147 нового явления, круга понятий, их полезности для будущей профессиональной деятельности. На этой фазе формируются научные знания в области химической науки.

В фазе меморайзинга происходит активное, целенаправленное усвоение подробностей новой информации, детализация мыслеобразной конструкции знаний, формирование алгоритмов умений. Здесь формируются научные взгляды учащихся в области химии, предполагающих уже осознанное (критическое) отношение к полученным на этапе импрессинга научным знаниям.

В фазе интериоризации, т. е. «присвоения» знаний, наполнения их личностным смыслом и включение их в собственный опыт, происходит формирование и автоматизация профессиональных умений и навыков. На этом этапе формируются научные идеалы в области химии как сложившиеся представления о месте химии в научной картине мира, о роли знаний в области естественных наук и химии, в том числе в будущей профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом.

Фаза социализации предусматривает демонстрацию вновь приобретенных знаний в социуме, реакцию слушателей, критику и т. п. На этом этапе формируется система научных убеждений, которая стимулирует личность обучающегося к познанию действительности и творческого характера ее освоения.

Знание фазовой последовательности усвоения знаний позволяет точно рассчитать дидактические приемы, способствующие оптимизации обучения, подобрать адекватные средства обучения, продолжительность и требования к результатам обучения.

Дидактико-методические условия формирования научного мировоззрения в процессе изучения химии характеризуются следующими особенностями.

1. Строгое согласование содержания и средств учебно-методической работы преподавателя с данными о фазовых закономерностях формирования.

148 научного мировоззрения студентов (сначала студенты владеют только когнитивной, чисто познавательной функцией научных знаний (понятий, норм, оценок) — фазы импрессинга и меморайзинга, затем овладевают умением использовать в собственной оценочной деятельности на фазе интериоризации, и, наконец, в функции эталона, регулирующего акты выбора мотивов, целей, поступков на этапе социализации).

2. Воздействие на мотивационную компоненту познавательной деятельности студентов осуществляется на всех этапах педагогической работы, помимо фазы импрессинга (усвоение научных знаний и образование соответствующих научных убеждений выступают как единый процесс, формируются одновременно, а не на различных, следующих один за другим этапах педагогической работыусваиваемые научные знания и действия с ними (приемы) с самого начала предстают в глазах студентов как средство удовлетворения потребности в успешном решении не только учебных, но и профессионально значимых задач, что и создает условия для того, чтобы усваиваемые знания стали для студентов «живыми знаниями», способными определять его отношение к миру, к себе самому.

3. Активизация обучения студентов рациональным приемам социального целеполагания, определения способов поведения в ситуациях морального выбора (предполагает обучение научно обоснованным способам решения задач «на социально и профессионально значимую тему" — построение «ценностных проблемных ситуаций», реализация «включения» изучаемых объектов химии в систему личностных ценностей студентов, использование воспитательных возможностей специально организованной познавательной, общественно и профессионально значимой деятельности).

4. Установление внутрипредметных и межпредметных связей между изучаемыми явлениями (образовательные функции: формирование у студентов общей системы знаний о мире, отражающей взаимосвязь различных веществанализ развития общих естественнонаучных понятий, законов, теорийформирование единых естественнонаучных.

149 мировоззренческих взглядов студентовинтегрирование всей системы содержания учебных дисциплин естественнонаучного циклавоспитательные функции: развитие этических и эстетических понятий, которые способствуют формированию нравственных идеалов, эмоционально волевой сферы студентовусиление межцикловых связей, сближения гуманитарного и естественно-научных знаний, поэтапного формирования понятий от одних разделов химии к другимтрудовое воспитание, политехническая подготовка, профессиональная ориентацияразвивающие функции: среди общих видов деятельности актуализируется творческая, рефлексивнаяучет позиций теории фазового усвоения знаний).

5. Использование на занятиях по химии методологических знаний, которые позволяют лучше осознать студентам зависимости и закономерности научного знания в целом (актуализация основных уровней обобщения и систематизации материала: эмпирического, теоретического, методологического конкретно-научного, методологического общенаучного, методологического философского).

Организационно-педагогические условия формирования научного мировоззрения студентов колледжа в процессе изучения" химии связаны, с одной стороны, со спецификой обучения в колледже, а с другой, с предметной спецификой химического знания.

В сложившихся социальных и экономических условиях основные цели подготовки выпускников в системе обучения колледжа заключаются, во-первых, в том, чтобы удовлетворить потребности личности и общества в профессиональных образовательных услугах и, во-вторых, подготовить квалифицированных кадров, способных обеспечивать все потребности экономической и социальной сфер жизнедеятельности общества, социализацию и профессиональное самоопределение личности.

Химия является неотъемлемой учебной дисциплиной, позволяющей эффективно формировать научное мировоззрение студентов. В частности, при получении специальностей среднего профессионального образования.

150 технического профиля в учреждениях химия изучается как базовый учебный предмет в объеме 78 часовестественно-научного — как профильный предмет в объеме 195 часов. В профильную составляющую программы включено профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.

При структурировании содержания учебной дисциплины в рамках колледжа необходимо учитывать объективную реальность — небольшой объем часов, отпущенных на изучение химии, и стремление максимально соответствовать идеям обучения, формирующего адекватное научное мировоззрение студентов. Поэтому теоретические вопросы максимально смещены к началу изучения дисциплины с тем, чтобы последующий фактический материал рассматривался на основе изученных теорий. Реализация дедуктивного подхода к изучению химии способствует развитию таких творческого мышления, рефлексивных способностей студентов.

Моделирование реализации педагогических условий формирования научного мировоззрения студентов колледжа в процессе изучения химии должно опирается принципы: аксиологичности, междисциплинарности, системности, интегративности, доступности, активности, личностной значимости знаний. Первый принцип задает общую направленность моделируемого процесса, последний — предполагает обязательную его мотивированность, остальные определяют особенности содержания и организации деятельности студентов.

Компоненты модели реализации педагогических условий формирования научного мировоззрения студентов колледжа в процессе изучения химии представлены следующим рядом: мотивационно-целевой, структурно-содержательный, процессуально-деятельностный и мониторинговый.

Мотивационно-целевая составляющая модели позволяет выбрать основания для мотивации процесса формирования мировоззренческих знаний и установок, определить требования к знаниям и умениям и с их учетом построить «дерево целей».

Цель мировоззренческой подготовки студентов колледжа при изучении химии достигается за счет решения задач: освоения знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теорияховладения умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материаловразвития познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерныхвоспитания убежденности позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к собственному здоровью и окружающей средеприменения полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, на производстве и в сельском хозяйстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Мотивацию процесса формирования научных знаний, взглядов, идей и убеждений и (на их основе) научного мировоззрения следует основывать на значимости для любого человека и будущего специалиста знаний об окружающем мире для установления правильных взаимоотношений с ним.

Структурно-содержательный компонент модели реализации педагогических условий формирования научного мировоззрения студентов колледжа в процессе изучения химии включает в себя систему мировоззренческих знаний и представлений, формирование которых должно быть реализовано при изучении курса «Химия» и «Естествознание» (для гуманитарных специальностей колледжа), а также описывает направления организации деятельности по их изучению.

Процессуально-деятельностный компонент модели раскрывает особенности взаимодействия субъектов этого процесса, студента и преподавателя, определяет этапы процесса формирования научного мировоззрения студентов.

В соответствии с психологическими особенностями фазового усвоения знаний, а также психологическими особенностями студентов формирование научного мировоззрения при изучении курса химии должно осуществляться по следующим этапам:

1. Предъявление индивиду побуждений, знаний, ценностей в «готовом виде» как общепринятых или индивидуально значимых «образцов» в фазе импрессинга.

2. Закрепление индивидом мировоззренчески значимых знаний, ценностей, целей, идеалов, с последующей их рефлексией в фазе меморайзинга.

3. Присвоение индивидом осмысленных через призму собственных «внешних» убеждений и ценностей, обусловленных природой и социумом в фазе интериоризации.

4. Возникновение у студентов личностных смыслов, т. е. собственная жизнь личностных смыслов в индивидуальном сознании с последующей их экстериоризацией в виде научно мировоззренческих ориентиров и правил поведения по отношению к природе и человеку в фазе социализации.

Мониторинговый компонент модели реализации педагогических условий формирования научного мировоззрения студентов колледжа в процессе изучения химии включает в себя критерии, показатели и уровни их сформированности, систему контроля над процессом формирования этих ориентаций, а также создает условия для регулирования этого процесса. Особенностью системы контроля здесь является невозможность строгого количественного определения показателей сформированности научного мировоззрения.

Разработка содержания, форм и методов формирования научного мировоззрения студентов колледжа в процессе изучения химии включала в себя:

1) определение круга мировоззренческих знаний по химии, необходимых для формирования целостного научного мировоззрения, затем — распределение их по темам курса, и последнее — подбор проблем и составление вопросов, заданий для обсуждения;

2) анализ возможности разных форм организации обучения для эффективной организации процесса формирования научных знаний, умений, а затем — взглядов, убеждений и особенности их реализации при формировании у студентов научного мировоззрения;

3) подбор методов обучения и воспитания (методы самовоспитания, методы формирования сознания личности и методы организации деятельности и формирования поведения), а также средств обучения и воспитания (слово преподавателя, учебники и учебные пособия, Интернет, плакаты, видеофильмы, рисунки, схемы, лабораторный материал, мультимедиасредства), адекватных задачам исследования;

4) моделирование дидактической системы на каждом из этапов формирования научного мировоззрения студентов колледжа в процессе изучения химии, соответствующих фазам усвоения научного знания;

5) обоснование значимости творческих заданий в процессе изучения химии, позволяющих студентам, с одной стороны, максимально проявить творческую индивидуальность, с другой, — достичь определенных локальных профессиональных вершин.

Для оценки эффективности формирования научного мировоззрения в процессе изучения химии был подобран критериально-диагностический аппарат, который включает в себя комплексные критерии сформированности научного мировоззрения студентов: на уровне научного знания — критерий мировосприятия (объем знаний в области химии, необходимый для развития мировоззрения), на уровне научных взглядов — критерий мирооценивания (расширенный объем знаний в области химии, позволяющий иметь собственное понимание, мнение о месте химии в существовании и развитии общества и окружающего мира), на уровне научных идеалов — критерий мироощущения (наличие представлений о происхождении мира и человека, основанные на химических законах и концепциях, роли знаний в области химии в развитии окружающего мира, в личностном и профессиональном становлении человекапринципах научного познания с помощью химии окружающей действительности, умение осуществлять рефлексию), на уровне научных убеждений — критерий миропонимания (сформированность системы обобщенных взглядов на мир, уверенности в правоту своих взглядов и идеалов в области научных знаний, активность и творческое отношение к процессу познания действительности с помощью химии как науки) — и уровни сформированности научного мировоззрения студентов: знаниево-эмпатийный, знаниево-ориентирующий, рефлексивно-интернальный, обобщающий.

Анализ состояния научного мировоззрения студентов и возможностей обучения в колледже привел нас к выводу, что в большинстве случаев обучаемые могут достигнуть рефлексивно-интернального уровня сформированности научного мировоззрения, т. е. этот уровень можно считать ведущей целью эксперимента. Что касается обобщающего, то такой уровень при изучении естественных наук обычно характерен для студентов, которые специально занимаются этими науками. Поэтому система диагностики строилась в расчете на три первых уровня, три критерия и их показатели.

Проведенное анкетирование с помощью специально разработанной анкеты свидетельствует об осознании большинством студентов недостаточности своей мировоззренческой базы и готовности ее развивать.

Для получения представления о степени сформированности научного.

155 мировоззрения был проведен входной тест, в который включены вопросы, позволяющие оценить наличие научных знаний (на уровне понимания) по основам химии, полученным в школе.

В экспериментальных группах велось целенаправленное формирование научного мировоззрения в соответствии с моделью процесса и направлениями разработки содержания и методического оснащения курса, в контрольных группах мировоззренческие аспекты химии как дисциплины акцентировались случайным образом, там, где преподаватель считал уместным это делать, т. е. подбор содержания материала, форм организации деятельности студентов и ее средств был эмпирическим. Базовый материал курса был одинаковым, преподавание в экспериментальных и контрольных группах одной специальности вели одни и те же преподаватели. Для анализа полученных результатов мы использовали медианный критерий.

Была сформулирована нулевая гипотеза: медианы распределения студентов по числу правильно выполненных тестовых заданий одинаковы, при альтернативной гипотезе: медианы распределения студентов по числу правильно выполненных тестовых заданий неодинаковы.

Специально составленный тест из 40 вопросов (3 варианта — по направлению специальности) предлагался студентам из экспериментальных и контрольных групп. В тест включены знания и представления, предусмотренные стандартом для изучения дисциплины «Химия» и необходимые для формирования научного мировоззрения. Задания теста направлены на проверку усвоения самого существенного и значимого в изученном материале (в соответствии с требованиями ГОС ВПО, целью исследования и выбранными критериями), отвечают основным требованиям к подбору вариантов ответов, предлагаемых на выбор.

Большинство вопросов соответствовали показателю наличия расширенного уровня знаний по химии, критерию мирооценивания и, соответственно, достижению знаниево-ориентирующего уровня сформированности научного мировоззрениянесколько вопросов (антропный.

156 принцип, перспективы цивилизации, шкала ценностей) касались наличия представлений о месте и роли человека в мире (показатель критерия мироощущения) — рефлексивно-интернальный уровень. Ответы на последний вопрос теста (предлагался всем участникам) — определению значимости ценности научного знания для человека (шкалирование) — при расчетах не учитывались (ответы на него показали, что природа и взаимоотношения с ней человека и человечества в среднем находятся в середине ценностной шкалы, что отвечает второму и, отчасти, третьему уровню сформированности у студентов научного мировоззрения).

Результаты выходного тестирования в контрольных и экспериментальных группах различны: в экспериментальных группах зафиксирован более высокий процент выполнения заданий теста, причем, как правило, наблюдается небольшой рост.

При дальнейшей обработки результатов и проверки гипотезы были построены порядковая шкала и таблица распределений. Выяснилось, что значения медиан распределения студентов по числу правильно выполненных тестовых заданий в экспериментальной и контрольной группах различны. В целом, медианы распределений студентов разных специальностей по числу правильно выполненных тестовых заданий в экспериментальной и контрольной группах различны. Поскольку средний процент правильно выполненных тестовых заданий в экспериментальных группах выше, то можно утверждать, что и уровень мировоззренчески значимых знаний у студентов этих групп выше.

Дополнительно к тестированию проводились наблюдения за деятельностью студентов на занятиях, анкетирование, и на основе анализа результатов качественно определялся уровень сформированности у них научного мировоззрения по подкритериям факта критериев мир о оценивания и мироощущения. В частности, по завершении изучения курса «Химия» студентам была предложена анкета, в которой предлагалось ответить на вопросы, позволяющие судить о соответствии уровня сформированности научного мировоззрения на базе знаний в области химии. Первые четыре вопроса анкеты предполагают выявление наличия интереса к области химии и желание обмениваться имеющейся информацией с окружающими. 5-й и 7-й вопросы направлены на выявление стремления отстаивать свои взаимоотношения с природой, убежденности в необходимости ответственности за нее. 6-й вопрос затрагивает и место человека в мире, и мнение о причинах проблем взаимоотношений человека и природы.

В результате можно отметить общий рост заинтересованности в знаниях по химииактивное отношение к природному миру и окружающей среде для студенческой молодежиосознанность причин отрицательного воздействия человека на природу. В целом анализ анкеты и выходного тестирования свидетельствует о достижении большинством студентов рефлексивно-интернального уровня научного мировоззрения при создании специальных педагогических условий формирования научного мировоззрения студентов колледжа в процессе изучения химии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. V съезд Союза директоров средних специальных учебных заведений России «Приоритеты НПО и СПО в повышении качества подготовки кадров для современной экономики» Электронный ресурс. // http://www.planetaedu.ru/news/2223
  2. , И. В. Смыслоцентризм в педагогике: новое понимание дидактических методов. Текст. / И. В. Абакумова, П. Н. Ермаков, И. А Рудакова — Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2006. 256 с.
  3. , О. А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки//Высшее образование в России. Текст. / O.A. Абдулина. -1993.-№ 3.-С.165 170.
  4. , Н. Т. Принцип целостности и синтез знания: Синтез современного научного знания. Текст. / Н. Т. Абрамова. М.: Наука, 1973.-С. 275 — 294.
  5. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни. Текст. / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. — 216 с.
  6. , В. А. Роль национально-культурной картины мира в мировоззрении современного человека // Лингводидактические и семантические проблемы изучения национально-культурной ценностной картины мира. Текст. / В. А. Авксентьев. Ставрополь, 2002.-С. 3−5.
  7. , Б. Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты. Текст. / Б. Б. Айсмонтас. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 208 с.
  8. , В. Д. Формирование научного мировоззрения в старшем школьном возрасте: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Текст. / В. Д. Акиртава. Тбилиси, 1970. — 26 с.
  9. Акмеология: Учебник Текст. / под общ. ред. A.A. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2004. — 688 с.
  10. , Н. Г. Формирование осознанного решения учебной задачи Текст. / Н. Г. Алексеев // Педагогика и логика. М.: Касталь, 1993 -С.385
  11. , Ж. Вклад в будущее: Приоритет образования. Текст. / Ж. Аллак. М.: Педагогика — Пресс/ЮНЕСКО: Международный институт планирования образования, 1993. — 165 с.
  12. , Г. С. Алгоритм изобретения. Текст. / Г. С. Альтшуллер. -М.: Моск. рабочий, 1973. — 296 с.
  13. , Б.Г. О проблемах современного человекознания. Текст. / Б. Г. Ананьев. М: Наука, 1977. — 380 с.
  14. , В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновациионный курс. Книга 1 Текст. / В. И. Андреев. Казань: Изд. Казанского университета, 1996. — 567 с.
  15. , Л. И. К психологии личности как развивающейся системы / Текст. Л. И. Анциферова // Психология формирования и развития16.
Заполнить форму текущей работой