Исследовательская деятельность студентов педвузов в процессе решения планиметрических задач на построение как средство формирования творческого мышления
Диссертация
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана методика, позволяющая организовать исследовательскую деятельность студентов по поиску методов решения планиметрических задач на построение, по переносу этих методов решения с одного класса задач на другие, по самостоятельному составлению задач. Для реализации этой методики разработана система планиметрических задач на построение… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗОВ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ПЛАНИМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА ПОСТРОЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
- 1. 1. Творческое мышление как основа профессионализма современного учителя математики
- 1. 2. роль исследовательской деятельности студентов в процессе формирования у них творческого мышления
- 1. 3. Задачи на построение как средство организации исследовательской деятельности студентов
- ГЛАВА II. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗОВ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ПЛАНИМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА ПОСТРОЕНИЕ, ФОРМИРУЮЩАЯ ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
- 2. 1. Анализ содержательно-методической линии задач на построение в учебниках и учебных пособиях по геометрии
- 2. 2. Методика организации исследовательской деятельности студентов в процессе поиска методов решения задач на построение
- 2. 3. Методика организации исследовательской деятельности студентов в процессе их самостоятельной работы по составлению задач на построение
- 2. 4. Организация и результаты педагогического эксперимента
Список литературы
- Абдуллина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1990. — 141 с.
- Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М.: Сов. радио, 1970. — 69 с.
- Адлер А. Теория геометрических построений. Пер. с нем., изд-е 3-е. Л.: Учпедгиз, 1940. — 231 с.
- Акопян Е.А. Пути развития творческой деятельности учащихся в процессе внеклассной работы по математике: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-М, 1973.-22 с.
- Александров А.Д. Диалектика геометрии // МШ. № 1. — 1986. — С.12 — 19
- Александров А.Д. и др. Геометрия: Учебник для 10−11 кл. обще-образоват. учреждений / А. Д. Александров, А. Л. Вернер, В. И. Рыжик. — М.: Просвещение, 1998. 304 с.
- Александров А.Д. и др. Геометрия: Учебник для 7−9 кл. общеоб-разоват. учреждений / А. Д. Александров, А. Л. Вернер, В. И. Рыжик. — М.: Просвещение, 1991. — 320 с.
- Александров И.И. Сборник геометрических задач на построение. Издание 18. -М.: Учпедгиз, 1950. 176 с.
- Алиханов С. Проблемы обобщения геометрических знаний учащихся восьмилетней школы: Дис.. канд. пед. наук. Ташкент, 1978. — 160 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избранные психол. труды: в 2-х т. Т.1. — М.: Педагогика, 1980. — 232 с.
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988.-237 с.
- Андреев В.И. Пакет 10 тестов на оценку интеллигентности, конкурентоспособности и творческого потенциала личности. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1992. — 46 с.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн.1. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1996. — 556 с.
- Андриади И.П. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для студ. средних учебных заведений. — М.: Изд. центр «Академия», 1999.-160 с.
- Антипина Н.М. Технология формирования профессиональных методических умений в ходе самостоятельной работы студентов педагогических вузов с применением экспертной системы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М.: МГЛУ, 2000. 19 с.
- Аргунов Б.И., Балк М. Б. Геометрические построения на плоскости: Пособие для студ. пед. ин-тов. — М.: Учпедгиз, 1955 270 с.
- Аринбеков Т.И. Задачи на построение: Учебно-методическое пособие. Омск: Издательство ОГМА, 2002. — 37 с.
- Аринбеков Т.И. К вопросу о формировании инверсионного мышления у студентов при решении геометрических задач // Наука образования: Сб. научных статей. Выпуск 19. часть 2. Омск: изд-во ОмГПУ, 2001.-С. 30−38
- Аринбеков Т.И. О самостоятельном составлении студентами геометрических задач // Наука образования: Сб. научных статей. Выпуск 21. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. С. 287 — 295
- Аринбеков Т.П. Применение метода аналогии при обучении студентов решению задач на построение // Математика и информатика: наука и образование: Межвузовский сборник научных трудов. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002. Вып.2. — С. 164 — 170
- Аристова А.П. Активность учения школьников. М.: Просвещение, 1968.- 139 с.
- Ассоциативная психология / Предисл., коммент. A.A. Карелина- Худож. Ю. Д. Федичкин. М.: АСТ-ЛТД, 1998. — 542 с.
- Атанасян Л.С. и др. Геометрия: учебник для 10−11 кл. общеобра-зоват. учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. — М.: Просвещение, 1993. — 207 с.
- Атанасян Л.С. и др. Геометрия: учебник для 7−9 кл. общеобразо-ват. учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. — М.: Просвещение, 1991. — 335 с.
- Атанасян Л.С., Базылев В. Т. Геометрия. В 2-х ч. 4.1. Учеб. пособие для студ. физ.-мат. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1986. — 336 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Метод, основы). М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
- Баранова Е.В. Методические основы использования учебных исследований при обучении геометрии в основной школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Саранск, 1999. — 18 с.
- Баранова J1.H. Геометрические задачи на построение в основной школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Орел, 2000. — 18 с.
- Бевз Г. П. и др. Геометрия: Учеб. для 7−11кл. общеобразоват. учреждений / Г. П. Бевз, В. Г. Бевз, Н. Г. Владимирова. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1994.-351 с.
- Белошистая A.B. Задачи на построение в школьном курсе геометрии // МШ. 2002. — № 9. — С. 47 — 51
- Берг М.Ф. Приемы решения геометрических задач на построение. 2-е изд. — М. — Л.: Учпедгиз, 1930. — 102 с.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. — Изд во Ростовского университета, 1983. — 176 с.
- Богоявленская Д.Б. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества // Вопросы психологии, 1997. — № 4. С. 69 — 72
- Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981.
- Богоявленский Д.Н. Формирование приемов умственной работы учащихся как путь развития мышления и активизации учения // Вопросы психологии. — 1962. — № 4. С. 72 — 76
- Болтянский В.Г. Анализ поиск решения задачи // МШ. — 1974. — № 1.-С. 34−40
- Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1972.-Т.8
- Боно Э. Рождение новой идеи. О нешаблонном мышлении. Пер. с англ. Под общей редакцией и с послесловием д.п.н., профессора O.K. Тихомирова. М.: «Прогресс», 1976. — 143 с.
- Брушлинский A.B. К психологии творческого мышления. «Человек, творчество, наука». М.: Наука, 1967.
- Брушлинский A.B. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983. — 116 с.
- Бурбаки Н. Архитектура математики. В кн.: Математическое просвещение, 1960. — № 5.
- Варданян Л.У., Варданян Г. А. Сущность учебной деятельности при формировании творческого мышления учащихся // Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности: Межвузовский сборник. Уфа, 1985. — 4.1. — С. 23 — 29
- Введение в психологию / Под общ. ред. проф. A.B. Петровского. — М.: Издательский центр «Академия», 1996. 496 с.
- Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод пособие. М.: Высш. шк., 1991. — 208 с.
- Викол Б.А. Формирование элементов исследовательской деятельности при углубленном изучении математики: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1977. 183 с.
- Виленкин Н.Я. и др. Математика: Учеб. для 5-го кл. сред. шк. / Н. Я. Виленкин, A.C. Чесноков, С. И. Шварцбурд. — М.: Просвещение, 1984. — 224 с.
- Винер Н. Я математик. М., 1964.
- Воистинова Г. Х. Задачи на построение как средство формирования приемов мыслительной деятельности учащихся основной школы: Авто-реф. дис.. канд. пед. наук. М., 2000. — 17 с.
- Волков И.П. Учимся творчеству: Опытная работа учителя труда и рисования шк. № 2 г. Реутова Московской обл. — М.: Педагогика, 1988. — 94 с.
- Волкова Н.Д. Исследовательская деятельность учащихся при изучении геометрии как средство развития их творческого мышления: Авто-реф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1972. — 22 с.
- Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: кн. для учащихся. 3-е изд., — М.: Просвещение, 1991.-91 с.
- Выготский Jl.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.-480с.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учения о поэтапном формировании умственных действий / Сб. ст. под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1966.-С. 236−278
- Танеев Х.Ж. Теоретические основы развивающего обучения математике. — Екатеринбург: УрГПУ, 1997. 160 с.
- Глаголев H.A., Глаголев A.A. Геометрия. 4.1. Планиметрия: Уч-к для 6 9 кл. ср. шк., изд-е 4, перераб. — М.: Учпедгиз, 1958 — 238 с.
- Глейзер Г. Д. Развитие пространственных представлений школьников при обучении геометрии. М.: Педагогика, 1978.
- Гнеденко Б.В. Математика и математическое образование в современном мире. -М.: Просвещение, 1985. 191 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 32 100.00. Математика с дополнительной специальностью (квалификация учитель математики). М., 2000. — 22 с.
- Гуревич В.Ю. Формирование приемов поиска решения задач на уроках математики в 6-ом классе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М, 1972.-20 с.
- Гусев В.А. Методические основы дифференцированного обучения математике в средней школе: Дис.. докт. пед. наук. М., 1990. 364 с.
- Гусев В.А., Литвиненко В. Н., Мордкович А. Г. Практикум по элементарной математике: Геометрия: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. ин-тов и учителей. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1992.-352 с.
- Давидов А.Ю. Элементарная геометрия в объеме гимназического курса. Изд-е 36. -М. П., 1916. — 348 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.-415 с.
- Дайри Н.Г. Основное усвоить на уроке: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1987. — 192 с.
- Далингер В.А. Дидактико-методическое содержание подготовки магистра физико-математического образования // Наука образования: Сб. науч. статей. Выпуск 19. Часть I. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001. — С. 190 — 204
- Далингер В.А. Планиметрические задачи на построение: Учеб. пособие. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. — 202 с.
- Далингер В.А. Формирование визуального мышления у учащихся в процессе обучения математике: Учеб. пособие. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000.-124 с.
- Далингер В.А. Чертеж учит думать // МГИ. 1990. — № 4. — С.32 — 35
- Денисова Г. В. Учебно-исследовательская деятельность студентов как фактор профессионализации подготовки будущего учителя математики в педагогическом вузе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Рязань, 1999. — 19 с.
- Дидактика средней школы / Под ред. М. А. Данилова и М.Н. Скат-кина. М.: Просвещение, 1975. — 303 с.
- Дмитриев Е.В. Социальная природа творческого мышления. — Минск: Наука и техника, 1989. 95 с.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. 2-е изд. — СПб.: Питер. Ком, 1999. 368 с.
- Дударева Н.В. Формирование начальных методических умений студентов педвузов в процессе обучения решению задач на построение: Дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003. — 209 с.
- Евелина Л.Н. Профессиональная направленность курса элементарной геометрии в педагогическом вузе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М, 1993.- 16 с.
- Епишева О.Б. Деятельностный подход как теоретическая основа проектирования методической системы обучения математике: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М, 1999. — 54 с.
- Епишева О.Б., Крупич В. И. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов учебной деятельности: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1990.- 128 с.
- Журавлев В.И., Зорина Л. Я. Дидактическая модель учебного предмета // Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1979. -№ 1. — С.13 — 15
- Завалишина Д.Н. Творческий аспект практического мышления // Психологический журнал. Т. 12. — 1991. — № 2.
- Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования: Монография. М.: Педагогика, 1982.
- Занков Л.В. Избранные педагогические труды: Дидактика и жизнь. Обучение и развитие. — М.: Педагогика, 1990. — 424 с.
- Земцова В.И. и др. Подготовка кадров в педагогическом институте. -Орск, 1993.-156 с.
- Зильберберг Н.И. Урок математики: Подготовка и проведение: Кн. для учителя. -М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1995. 178 с.
- Злоцкий Г. В. Научно-педагогические основы формирования у студентов-математиков университетов готовности к профессионально-педагогической деятельности: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М, 1994. — 34 с.
- Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. М.: Педагогика, 1981. — 128 с.
- Извольский Н.А. Первые шаги геометрии // Математическое образование. 1913. -№ 1.- С. 11 — 13
- И.И. Ильясов. Система эвристических приемов решения задач. -М.: Изд-во Российского открытого университета, 1992. 140 с.
- Ишкова J1.B. Структурно-интегрированная методология образования. Новокузнецк, 2000. — 286 с.
- Кабанова-Меллер E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968. — 288 с.
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. -М., 1981.-200 с.
- Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности.-М., 1983.- 121 с.
- Калошина И.П. Психология творческой деятельности: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 431 с.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. — М.: Педагогика, 1990. 142 с.
- Каплан М.З. Учебное исследование как метод обучения математике в средней школе: Дис.. канд. пед. наук. Минск, 1985. — 170 с.
- Карелин J1.3. Задачи на исследование в школьном курсе геометрии: Дис. канд. пед. наук. Киев, 1968. — 16 с.
- Капица П.Л. Физические задачи. М., 1966.
- Кедров Б.М. О процессах научного творчества. В кн.: художественное и научное творчество. М. — JL, 1972. — С.50
- Киселев А.П., Рыбкин H.A. Геометрия: Планиметрия: 7 — 9 кл.: Учебник задачник. М.: Дрофа, 1995. — 352 с.
- Клейн Ф. Элементарная математика с точки зрения высшей. Т. 1,2. 4-е изд. — М.: Наука, Т. 1 — 1987. — 431 е., Т.2 — 1987. — 416 с.
- Клименченко Д.В. Задачи и упражнения в школьном курсе геометрии как средство активизации мыслительной деятельности учащихся: Дис.. канд. пед. наук. — Киев, 1969. 265с.
- Ковалев С.М. Психология личности. М.: Просвещение, 1970.391 с.
- Колесникова И.А. Теоретико-методологическая подготовка учителей к воспитательной работе в цикле педагогических дисциплин: Автореф. дис.. докт. пед. наук. Л, 1991. — 52 с.
- Колмогоров А.Н. и др. Геометрия: Учеб. пособие для 6−8 кл. сред, шк. / А. Н. Колмогоров, А. Ф. Семенович, P.C. Черкасов- Под ред. А. Н. Колмогорова. 4-е изд. — М.: Просвещение, 1982. — 383 с.
- Колмогоров А.Н. Математика наука и профессия. — М.: Педагогика, 1990.- 142 с.
- Колодяжный В.И. Природа феномена и логика творческого мышления // Формы представления знаний и творческого мышления в конкретных областях. Новосибирск, 1989.
- Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике: Часть 1: Математические задачи как средство обучения и развития учащихся. — М.: Просвещение, 1977.- 110 с.
- Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике: Часть 2: Обучение математике через задачи и обучение решению задач. — М.: Просвещение, 1977.-144 с.
- Корешкова Т.А. Научно-методические основы взаимосвязи математических курсов педвуза и школьного курса математики (на примере курса «Интегральное исчисление функции одной переменной»): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М, 1991. — 16 с.
- Коротяев В.И. Учение процесс творческий. — М.: Просвещение, 1985.- 159 с.
- Крамор B.C. Повторяем и систематизируем школьный курс геометрии. М.: Просвещение, 1992. — 320 с.
- Краткий психологический словарь / Сост. Карпенко Л. А. / Под общ. ред. Петровского A.B., Ярошевского М. Г. М.: Политиздат, 1985. — 431 с.
- Крупич В.И. Структура и логика процесса обучения математике в средней школе: Методические разработки по спецкурсу для слушателей ФПК. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985. — 117 с.
- Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. — 255 с.
- Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. — М.: Просвещение, 1968. — 481 с.
- Кудрявцев Т.В. Система проблемного обучения: Проблемное и программированное обучение / Под ред. Т. В. Кудрявцева и A.M. Матюшки-на. М., 1973.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М.: Высш. шк., 1990. 119 с.
- Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985.- 128 с.
- Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. — М.: Педагогика, 1970. 232 с.
- Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1990. — 159 с.
- Лабораторные практические работы по методике преподавания математики: Учеб. пособ. для студ. физ.-мат. спец. пед. ин-тов / Под ред. Е. И. Лященко. — М.: Просвещение, 1988. 223 с.
- Ларькина E.B. Методика формирования элементов исследовательской деятельности учащихся основной школы на уроках геометрии: Ав-тореф. дис.. канд. пед. наук. М, 1996. — 17 с.
- Левитан K.M. Педагогическая деонтология. Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 1999. — 272 с.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971. — 280 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.-304с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Наука, 1981.584 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981.- 186 с.
- Лернер И.Я. К вопросу об исследовательском методе обучения // Советская педагогика. 1963. — № 10. — С.53 — 57
- Лернер И.Я. Поисковые задачи как средство развития творческих способностей // Научное творчество. М.: Наука, 1969. — С. 415
- Лук А. Н. Мышление и творчество. — М.: Политиздат, 1976. — 144 с.
- Луканкин Г. Л. Научно-методические основы формирования у студентов-математиков университетов готовности к профессионально-педагогической деятельности: Автореф. дисдокт. пед. наук. — Л, 1994. — 59 с.
- Лурия А.Р. Ум мнемониста // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Изд-во МГУ, 1981. — 400 с.
- Мазаник A.A. Задачи на построение по геометрии в восьмилетней школе. Минск: Высш. шк., 1967.
- Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. 1975. — № 6. — С.55 — 63
- Маркова A.K. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
- Маркушевич А.И. Об очередных задачах преподавания математики в школе. М.: Просвещение, 1978. — С. 29 — 48
- Маслова Г. Г. Методика обучения решению задач на построение.- М.: Изд-во АПР РСФСР, 1961. 152 с.
- Математика: 6 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина. 2-е изд. — М.: Дрофа, 1996. — 416 с.
- Математика: Учеб для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина. М.: Просвещение, 1995. — 368 с.
- Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.- М.: Педагогика, 1972 168 с.
- Махмутов М.М. Современный урок: вопросы теории. — М.: Педагогика, 1981.-200 с.
- Менчинская H.A. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избр. псих. тр. / Ред. сост. и авт. вступл. ст. И. С. Якиманская. — М.: Педагогика, 1989. 219 с.
- Мисюркеев И.В. Геометрические построения. Пособие для учителей. М.: Учпедгиз, 1950. — 148 с.
- Мордкович А.Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом институте: Автореф. дис. докт. пед. наук. -М, 1986. 36 с.
- Немов P.C. Психология. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В трех кн. Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 3-е изд. — М.: Гуман. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 632 с.
- Никитин H.H. Геометрия: Учеб. для 6−8 кл. Издание 7. — М.: Учпедгиз, 1962. — 162 с.
- Никитина Г. Н. Задачи на построение в курсе планиметрии как средство развития пространственного мышления и конструктивных умений школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М, 1990. 16 с.
- Никитина Г. Н. Проверим построение // МШ. 1988. — № 2. — С. 55−56
- Новик И.А. Формирование методической культуры учителя математики в педагогическом институте: Автореф. дис.. докт. пед. наук. — М, 1990.-38 с.
- Нурк Э.Р., Тельгмаа А. Э. Математика: 6 кл.: Учеб. для общеобра-зоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 1995. — 224 с.
- Нурк Э.Р., Тельгмаа А. Э. Математика: Учеб для 5 кл. ср. школы. -М.: Дрофа, 1997.-304 с.
- Ньюэлл J1. Процессы творческого мышления: Сб. переводов с немецкого и английского / Под ред. Матюшкина A.M. — M.: Прогресс, 1965. — С. 500−529
- Обухов A.C. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения // Школьные технологии: Научно-практический журнал для школьного технолога (завуча). М., 1999. — № 1 — 2. — С. 138 — 143
- Орленко М.И. Решение геометрических задач на построение: Пособие для учителей сред. шк. Изд-е 2-е, перераб. и исправл. — Минск: Учпедгиз, 1958. — 440 с.
- Орлова Л.Э. Исследование геометрических ситуаций как метод реализации деятельностного подхода в обучении геометрии: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М, 1993. 20 с.
- Орлова Т.В. Программно-целевой подход к становлению и развитию общеобразовательных учреждений. М.: МГПУ, 1977. — 317 с.
- Осинская В.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в 9−10 классах. — Киев: Радяньска школа, 1980. — 143 с.
- Основы педагогического мастерства: Учеб пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / Под ред. И. А. Зязюна. М.: Просвещение, 1982. -302 с.
- Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. 2-е изд., доп. и перераб. -М.: Просвещение, 1987. — 208 с.
- Перевощикова E.H. Теоретико-методические основы подготовки будущего учителя математики и диагностической деятельности: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М, 2000. — 46 с.
- Перепелкин Д.И. Геометрические построения в средней школе. — М. Л.: Изд-во АПН СССР, 1947. — 84 с.
- Пескова Т.А. О развитии творческих способностей учащихся при обучении математике: Автореф. дис.. канд.. пед. наук. — М., 1964. 20 с.
- Петерсен Ю. Методы и теории для решения геометрических задач на построение, приложенные более чем к 400 задачам. М., 1892. — 180 с.
- Петрова Е.С. Система методической подготовки будущих учителей по углубленному изучению математики: Автореф. дис.. докт. пед. наук.-М, 1999.-38 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. — 659 с.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-Экспериментальные исследования. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
- Погорелов A.B. Геометрия: Учеб. для 7−11 кл. сред. шк. 4-е изд. — М.: Просвещение, 1993. — 383 с.
- Пойа Д. Как решать задачу. — М.: Учпедгиз, 1961. — 207 с.
- Пойа Д. Математическое открытие. М.: Наука, 1970. — 452 с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. — 303 с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. — 280 с.
- Поташник М.М. Педагогическое творчество: проблемы развития и опыт: Пособие для учителя. Киев: Рад. шк., 1988. 191 с.
- Пуанкаре А. Математическое творчество. СПб, 1909. — 155 с.
- Раджабов Т.Б. Формирование исследовательских умений и навыков учащихся неполной средней школы при изучении курса геометрии: Ав-тореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1988. — 16 с.
- Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. М.: Просвещение, 1975. — 272 с.
- Рахимов А.З. Формирование творческого мышления школьников. Уфа, 1989.- 122 с.
- Рибо Т. Опыт исследования творческого воображения. СПБ., 1901
- Ростовцев А.Н. Противоречие «взаимодействие» в содержании образования и творческих характер мышления // Формы представления знаний и творческого мышления. Представление знаний в конкретных областях. -Новосибирск, 1987.
- Рубинштейн C.JI. О мышлении и путях его исследования. — М.: Изд-во АПН СССР, 1958. 147 с.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-703 с.
- Рябков Г. З. Опыт методики решения геометрических задач на построение. Пособие для преподавателей. Приложение к «Сборнику геометрических задач на построение». Одесса, 1984. — 469 с.
- Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. Особенности умственной деятельности школьника. М., 1962.
- Саранцев Г. И. Методика обучения математике в средней школе: учеб. пособие для студентов мат. спец. пед. вузов и ун-тов / Г. И. Саранцев. -М.: Просвещение, 2002. 224 с.
- Саранцев Г. И. Упражнения в обучении математике. — М.: Просвещение, 1995. 240 с.
- Семушин А.Д., Кретинин О. С., Семенов Е. Е. Активизация мыслительной деятельности учащихся при изучении математики: Обучение обобщению и конкретизации. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1978.-63 с.
- Сенников Г. П. Наглядно-конструктивное изучение школьной планиметрии (применительно к новой программе) / Под ред. В. В. Реньева. — Горький: Волго-Вят. кн. изд., 1970. 275 с.
- Сенников Г. П. Об исследовании в задачах на построение // МШ. — 1952. № 2. С. 23 — 31
- Симонов П.В. Мозг и творчесто И Вопросы философии. — № 11.— 1992.-С.З-24
- Скаткин М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М.: Педагогика, 1965. — 48 с.
- Сластенин Г. П. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функционирование // Профессиональная подготовка педагога: Сб. научн. трудов. — М., 1998. С. 14 — 28
- Слепкань З.И. Психолого-педагогические основы обучения математике: Метод. Пособие / З. И. Слепкань. Киев: Рад. шк., 1983. — 192 с.
- Сотникова Т.А. Задачи на оптимизацию в курсе стереометрии как средство формирования творческой деятельности старшеклассников: Дис.. канд. пед. наук. Куйбышев, 1991. — 255 с.
- Степанова И.Н. Творчество и воспитание: Культурологический анализ // Творчество и личность. М.: Изд-во МОПИ, 1985. — С.93 — 104
- Стереотипы и диалектика мышления / Широканов Д. И., Алексеева А. И. и др. Минск: Наука и техника, 1993. — 248 с.
- Стефанова H.JI. Теоретические основы развития системы методической подготовки учителя математики в педагогическом вузе: Автореф. дис.. докт. пед. наук. СПб, 1996. — 32 с.
- Столяр A.A. Педагогика математики: Учеб. пособие для физ.-мат. пед. ин-тов. — Минск: Высш. шк., 1986. -414 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний: Психологические основы. 2-е изд. М.: МГУ, 1984. — 344 с.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Знание, 1983. — 96 с.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-563 с.
- Тихомиров O.K. Психология мышления: Учеб. пособие для вузов по сппец. «Психология». М.: Изд-во МГУ, 1984. — 270 с.
- Толлингерова Д., Голоушова Д., Канторкова Г. Психология проектирования умственного развития детей. Москва-Прага, 1994. — 48 с.
- Толмашов А.Г. Профессионально-педагогическая подготовка студентов факультета начальных классов в процессе преподавания математики (контекстный подход): Автореф. дис. канд. пед. наук. — М, 1994. — 16 с.
- Тряпицина А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников: Учеб. пособие. Ленинград, ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1989.-91 с.
- Узнадзе Д.Н. Психология установки. СПб.: Питер, 2001. — 416 с.
- Фридман Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математики в школе. М.: Педагогика, 1977. — 208 с.
- Фридман Л.М., Турецкий E.H. Как научиться решать задачи: Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1984. — 160 с.
- Фурсенко В.Б. Лексикографическое изложение конструктивных задач геометрии треугольника // МШ 1937, № 5. — С. 4 — 30, оконч. № 6 -С.21 -46
- Халиков А. Стереометрические задачи на исследование и методика их решения в средней школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1983.-24 с.
- Хамитов Э.Ш. О подготовке будущих учителей к формированию творческого мышления учащихся // Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности: Межвузовский сборник. Уфа, 1985. -4.1. -С.49 — 59
- Хамов Г. Г. Методическая система обучения алгебре и теории чисел в педвузе с точки зрения профессионально-педагогического подхода: Автореф. дис.. докт. пед. наук. СПб, 1994. — 33 с.
- Хамраев Ч. Прием построения системы подзадач, решаемых общим способом // МШ 1993. — № 5. — С. 11 — 13
- Хамракулов А. Активизация творческой деятельности учащихся в процессе решения геометрических задач в неполной средней школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М, 1992. — 16 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1990. — 576 с.
- Хинчин А .Я. Педагогические статьи / Под ред. В. В. Гнеденко. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. 204 с.
- Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. — Томск: Изд-во Том. ун-та, М.: Издательство «Барс», 1997. 392 с.
- Цукарь А.Я. Элементы исследовательской деятельности учащихся при обучении математике // Начальная школа. 1991. — № 1. — С.35 — 37
- Черкавский Н.И. Формирование профессионально-методических умений студентов пединститута на занятиях практикума «по решению физических задач»: Дис. канд. пед. наук. Л., 1983. — 216 с.
- Четверухин Н.Ф. Методы геометрических построений. Учеб. пособие для педагогических ин-тов. М.: Учпедгиз, 1952. — 148 с.
- Чикунова О.И. Формирование методических умений будущих учителей в процессе работы над задачей в курсах математических дисциплин педвуза: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1998. — 18 с.
- Чуйкова Н.В. Методическая система обучения геометрии в педагогическом коллективе: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2000. — 20 с.
- Чучин-Русов А. Е. Единое поле мировой культуры. Кижли-концепция / А.Е. Чучин-Русов. М.: Прогресс-Традиция, 2002.
- Шаров A.C. О-граниченный человек: значимость, активность, рефлексия: Монография. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. — 358 с.
- Шарыгин И.Ф. геометрия 10−11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / И. Ф. Шарыгин. 4-е изд., доп. — М.: Дрофа, 1999. — 207 с.
- Шарыгин И.Ф. Геометрия 7−9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / И. Ф. Шарыгин. 4-е изд., доп. — М.: Дрофа, 2000. — 367 с.
- Шварцбурд С.И., Фирсов В. В. О существе и задачах математического развития учащихся // Тезисы докладов II сессии Научного Совета по проблеме углубленного изучения отдельных учебных предметов по выбору учащихся. -М., 1971. С. 16.
- Шелонцев В.А., Ждан H.A., Малонушенко Н. Г. Развитие творческого мышления учащихся при решении качественных химических задач: Учебное пособие. Омск, 1994. — 64 с.
- Шохор-Троцкий С. И. Геометрия на задачах (основной курс): Книга для учителя. М.: Изд-во Товарищества И. Д. Сытина, 1913. — 435 с.
- Штульман Э.А. Специфика методического эксперимента // Сов. Педагогика, № 3, 1986. -С. 22- 27
- Шубинский B.C. Педагогика творчества учащихся // Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология». — М.: Знание, 1988. — № 8.-96 с.
- Щербаков А.И. Психолого-педагогическая подготовка учителя-воспитателя и пути ее оптимизации в высшей школе / Проблемы совершенствования системы психолого-педагогической подготовки учителя. Под ред. А. И. Щербакова. JL: Изд-во ЛГПИ, 1980. С. З — 46
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. -144 с.
- Эльконин Д.Б. К проблеме психологического развития в детском возрасте / Вопросы психологии. 1971. № 4. — С.6 — 20
- Эрдниев Б.П. Развитие творческого мышления учащихся в процессе математического образования: Автореф. дис.. док. пед. наук. — Киев, 1991.-56 с.
- Эсаулов А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. М.: Высшая школа, 1982. — 223 с.
- Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. Методическое пособие. — М.: Высшая школа, 1972. 216 с.
- Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
- Guilford J.P. Measurement of creativity. In: Exploration in Greativ-ity. — N. Y., 1967. — P. 281 — 287.
- Torrance E.P. The nature of Greativity as manifest in its testing. The blazing drive: The creative personality. Buffalo. N.Y.: Bearly Ltd, 1987.