Учебник — это средство для усвоения основ наук, предназначенное для ученика. Новое поколение учебников помогает учителю организовать разнообразную познавательную деятельность школьников, стимулирует у учащихся желание самостоятельно «добывать» знания, способствует развитию творчества, интереса к предмету, нацеливает школьников на практическое применение полученных знаний и умений.
Учебник разрабатывается в соответствии с программой. Его содержание раскрывает вопросы программы, а структура отражает последовательность тем в изучении материала, предусмотренного программой. Вместе с тем, содержание и построение учебника определяется методологией естественных наук. Это выражается в ознакомлении школьников с методами наук о природе, например, наблюдениями, опытами, моделированием. При этом трактовка научных данных о природе дается адаптированным и логичным изложением современных достижений в познании природы. Научный материал излагается с учетом принципов дидактики, например — систематичности, последовательности, наглядности, связях с жизнью, а также принципов, характерных для начального естествознания, например — сезонности; краеведческой, экологической и практической направленностей. При этом учет возрастных особенностей имеет особое значение для разработки учебников естествознания.
В учебниках выделяют два основных блока структурных компонентов: тексты; внетекстовые компоненты.
Тексты передают главную информацию. В них излагаются факты, даются описания и определения понятий, раскрываются взаимосвязи и закономерности. Они представлены в учебниках рассказами и деловыми статьями.
Внетекстовые компоненты представлены системой вопросов и заданий. Особое место занимают задания для проведения самостоятельных наблюдений в природе. Роль этих заданий велика, так как они способствуют формированию правильных и четких представлений об объектах окружающей природы.
В учебниках представлены следующие разделы программы:
- — «Человек и природа» ;
- — «Человек и общество» ;
- — «Правила безопасной жизни» .
Учебный материал в учебниках О. Т. Поглазовой представлен в виде путешествий (мысленных) школьника в пространстве и во времени. «Путешествуя» в прошлое России, учащиеся знакомятся с важнейшими историческими событиями и выдающимися людьми своего Отечества, с памятниками истории и культуры Древней Руси. Понимают, что делами предков можно и нужно гордиться, беречь их наследие.
Учитель, опираясь на уровень развития учащихся, их интересы, региональные особенности, сам принимает решение, каким образом воспользоваться этой информацией. Также к учебнику имеются электронные приложения. Они содержат интерактивные и обучающие задания, тесты и мультимедийные ресурсы.