Физическая подготовленность курсантов и слушателей
В вузе имеются объективные предпосылки для развития физических и духовных сил, морально-волевых и психологических качеств обучаемых. В конечном счете это ведет к гармоничному развитию личности, физическому совершенству, чему способствуют хорошо организованный учебный процесс и отдых, калорийное питание, сон, нормальные бытовые условия, медицинское обеспечение и контроль, соблюдение правил личной… Читать ещё >
Физическая подготовленность курсантов и слушателей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Конечная цель и ключевой фактор специфического педагогического процесса по формированию двигательных навыков, служебно-боевых, морально-волевых и психологических качеств обучаемых — физическое совершенство, которое предполагает высокий уровень физического состояния, физического развития, состояния здоровья и физической подготовленности.
Физическое состояние оценивается по сумме показателей физического развития, состояния здоровья и физической подготовленности личности.
Физическое развитие характеризуют такие морфологические показатели, как рост, вес, окружность груди, развитие мышечной массы. Сюда включаются жизненная емкость легких, подвижность грудной клетки, мышечная сила, гибкость и др. Уровень физического развития определяется по данным внешнего осмотра и измерениям тела.
Состояние здоровья зависит от нормального функционирования всех органов и систем человека, а также от наличия или отсутствия болезней, морфологических изменений организма обучаемого. Эти данные можно выявить во время медицинского осмотра (диспансеризации).
Физическая подготовленность курсантов и слушателей предполагает разносторонние двигательные способности, оптимальный уровень развития физических и прикладных умений и навыков. Она совершенствуется под влиянием систематических занятий физическими упражнениями, с помощью которых развивается сила, быстрота, выносливость, ловкость, координация.
Под влиянием упражнений значительно улучшается функциональное состояние организма обучаемого. При этом совершенствуются функции нервной системы, которые затормаживают процессы возбуждения, регулируют реакции на изменение ситуации.
Сердечно-сосудистая система на различные нагрузки у натренированных курсантов и слушателей реагирует рационально. При резких ее увеличениях она характеризуется экономной работой органов кровообращения и сокращением восстановительного периода. Повышенный объем легких обеспечивает хорошее снабжение кислородом крови и повышает ее защитные свойства, что, в свою очередь, благотворно сказывается на деятельности других систем и органов.
Физические упражнения улучшают обменные процессы в организме человека, в мышцах увеличивается содержание гликогена — основного энергетического вещества. Он расходуется экономно, окисление продуктов распада происходит быстрее и полнее, удаление продуктов обмена ускоряется. Происходят и другие благоприятные процессы, что способствует укреплению здоровья, а также общей и профессиональной работоспособности.
Учебные занятия, тренировки в секциях улучшают физическое развитие, укрепляют здоровье, повышают уровень разносторонней физической подготовленности курсантов и слушателей, т. е. являются основным средством физического совершенствования.
Физическая подготовленность курсантов и слушателей стимулирует умственную деятельность, способствует лучшему освоению учебных дисциплин, повышает устойчивость организма к воздействию негативных факторов.
Высокий уровень физической подготовленности находится в прямой зависимости от профессиональной деятельности и позволяет курсантам и слушателям четко выполнять свои функции, преодолевать физические нагрузки, нервно-психические напряжения, восстанавливаться в небольшие промежутки времени между учебой и отдыхом. Физически подготовленные курсанты и слушатели менее подвержены утомлению, быстро усваивают учебный материал, как правило, хорошо учатся, становятся хорошими профессионалами.
Известно, что новые технологические системы, применяемые в учебном процессе и в войсках, не снижают, а, наоборот, усиливают роль человека в управлении. Человек остается важнейшим и наиболее надежным звеном любой системы управления, а степень его надежности зависит от технических, физиологических, организационных и других факторов. Поэтому важно систематически повышать и поддерживать на определенном уровне физическое состояние обучаемых. Это осуществляется за счет систематического выполнения специфических упражнений, которые положительно влияют на физическое состояние, особенно на выработку тонкой двигательной координации.
Чрезмерное наращивание физической силы вызывает скованность и напряженность, затрудняет овладение тонкими двигательными навыками. Баскетбол, волейбол, настольный теннис, плавание способствуют развитию высокой проприоцептивной чувствительности и других важных качеств.
Физическое совершенство обучаемого определяется комплексными показателями его морфологических особенностей, функциональных возможностей и двигательных способностей. Формирование физического совершенства — многогранный процесс, который зависит от правильного использования средств, методов, организации и условий учебной деятельности педагогов, их материального благосостояния, а также от социальных условий курсантов и слушателей.
Следует учитывать, что курсанты во время учебы в вузе заметно меняются морфологически, прибавляют в весе и росте. Это происходит за счет того, что они закрепляют и шлифуют навыки систематического физического совершенствования, приобретенные в школе, становятся самостоятельными личностями и занимаются физическими упражнениями вполне осознанно.
В вузе имеются объективные предпосылки для развития физических и духовных сил, морально-волевых и психологических качеств обучаемых. В конечном счете это ведет к гармоничному развитию личности, физическому совершенству, чему способствуют хорошо организованный учебный процесс и отдых, калорийное питание, сон, нормальные бытовые условия, медицинское обеспечение и контроль, соблюдение правил личной и общественной гигиены, наличие свободного времени, избавление от вредных привычек. Однако главное и эффективное средство в достижении физического совершенства — это упражнения, разные по характеру и интенсивности. Их целенаправленное использование оказывает многостороннее и глубокое влияние на физическое состояние, физическое развитие, состояние здоровья и физическую подготовленность курсантов и слушателей. При систематическом выполнении упражнений мышцы претерпевают изменения, которые затрагивают антропометрические и внешние признаки, а также функциональные показатели. Правильное и регулярное выполнение упражнений обеспечивает удлинение, утолщение и повышение прочности костей, улучшение эластичности связок; укрепляет и увеличивает массу мышц.
Под влиянием упражнений увеличивается окружность грудной клетки, плеч и бедер, уменьшается окружность живота и толщина кожно-жировой складки; снижается возможность получения травм. Форма грудной клетки, позвоночника, рук, шеи, ног и стоп становится естественной и пропорциональной; мышцы — рельефными; походка, осанка и фигура — гармоничными и красивыми. Заметно улучшаются и функциональные показатели: увеличиваются жизненная емкость и объем легких, подвижность грудной клетки, мышечная сила, стабилизируется вес.
В ряде случаев упражнения способствуют устранению или исправлению сформировавшихся или врожденных недостатков в телосложении. Особенно этому благоприятствуют занятия по гимнастике, ускоренному передвижению, лыжной подготовке, плаванию, спортивным и подвижным играм, другим видам спорта.
Физическая подготовка — составная часть образовательного процесса. Важно, чтобы ее организация, средства, методы и формы способствовали успешному освоению знаний курсантами и слушателями.