Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Особенности восприятия детьми книжных иллюстраций

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Так, для детей 3−4 лет основным признаком узнавания образа является форма, цвет же имеет второстепенное значение. Для детей 5 года жизни цвет начинает играть основную роль в узнавании, а для детей 6 года цвет является таким же важным признаком при узнавании образа, как и форма. Средний уровень (II): дети понимают содержание иллюстраций, осознают некоторые средства выразительности в реалистическом… Читать ещё >

Особенности восприятия детьми книжных иллюстраций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В ряде работ психологов и педагогов анализируются особенности восприятия детьми разных возрастных групп иллюстраций в детской книге.

Они пришли к выводу, что малыши радуются яркому, красочному изображению, им свойственно действенное, игровое отношение к картинке. Однако они с трудом выделяют главное в изображении, чаще перечисляют детали, не могут подчинить воспринимаемое поставленной задаче. Маленькие дети предпочитают произвольную окраску предметов, некоторые приёмы художественной выразительности вызывают непонимание изображённого. Схематичные картинки не удовлетворяют ни младших, ни старших детей: дети хотят видеть в картинке все существенные признаки предмета.

Исследователь И. Котова установила некоторые особенности узнавания детьми изображённого образа.

Так, для детей 3−4 лет основным признаком узнавания образа является форма, цвет же имеет второстепенное значение. Для детей 5 года жизни цвет начинает играть основную роль в узнавании, а для детей 6 года цвет является таким же важным признаком при узнавании образа, как и форма.

Одним из показателей художественного восприятия является умение понять выразительность образа, характеристику, данную ему художником. Дети легко узнают выражение радости, страха, удовольствия, показывая на рот, глаза, поднятые руки, движения героя, знакомые детям детали. Маленькие дети могут понять состояние персонажа, если оно ярко предано в изображении. Доступно им и понимание характера образа .В понимание художественного образа дети часто привносят и свой опыт.

В.Я. Кионова, проведя специальную работу с детьми старшего дошкольного возраста, определила показатели и уровни восприятия детьми книжной иллюстрации.

К таким показателям относятся:

  • 1) понимание содержания иллюстраций, соответствующих тексту данного литературного произведения;
  • 2) осознание значения различных выразительных средств иллюстраций для раскрытия содержания;
  • 3) эмоциональное отношение к выраженному в иллюстрации содержанию и пониманию выразительных средств иллюстрации, дающих возможность понять переживания персонажей;
  • 4) обоснование выбора иллюстраций.

Соответственно этим показателям, В. Я. Кионовой были установлены три уровня восприятия детьми художественного образа.

Высокий уровень (III): понимание содержания иллюстраций, осознание ребёнком нескольких средств выразительности (жест, поза, мимика, цвет и др.); эмоциональное отношение к изображаемому; понимание выразительности не только иллюстраций, выполненных в традиционной манере исполнения, но и с элементами условности.

Средний уровень (II): дети понимают содержание иллюстраций, осознают некоторые средства выразительности в реалистическом исполнении; появляется эмоциональное отношение к воспринятому, предпочтение реалистического изображения условному.

Низкий уровень (I): понимание содержания иллюстраций к знакомому тексту, описание таких средств выразительности, как поза, ярко поданная мимика, без достаточного осознания других средств; эмоциональное отношение только к знакомым образам.

Иллюстрации к сказкам, где реальная действительность даётся в сочетании с богатством и своеобразием фантастических образов, для изображения которых характерны необычные цветовые сочетания, обобщённость, красочность, вполне осознанно воспринимаются детьми. Когда же использование условных приёмов приводит к нарушению формы, дети отвергают её, не понимают.

В иллюстрациях к книгам о животных в условном и реальном исполнении дети 5−6 лет предпочитают изображение зверей, в котором передано полное сходство с образами действительности.

В иллюстрациях к книгам о современности, отражающих бытовую ситуацию близкую и знакомую детям, дети также предпочитают правдоподобное изображение.

Гротескность, деформация, сильная обобщённость формы, силуэтность, декоративность воспринимаются положительно только в иллюстрациях сатирического характера или отражающих героические события.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой