Теоретические аспекты изучения проблемы историко-патриотического воспитания населения средствами музейной деятельности
Осуществлять сформулированные в Государственной программе задачи, призваны все социальные институты российского общества, в том числе и музей, как один из ведущих интегральных центров исторической памяти и нравственно-патриотического воспитания. Познавательная сфера, в которую входят гражданские знания. Знание сущности национальной идеи, понимание социальных явлений, знание юридических прав… Читать ещё >
Теоретические аспекты изучения проблемы историко-патриотического воспитания населения средствами музейной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятийный аппарат исследования. Истоки российской системы патриотического воспитания
Констатируя печальные итоги развития страны на рубеже XX — XXI веков, Правительство Российской Федерации в своем постановлении отмечало, что «экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма[1]. Более заметной стала постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.
Широкое распространение получили равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и государства" [1,2].
Осуществлять сформулированные в Государственной программе задачи, призваны все социальные институты российского общества, в том числе и музей, как один из ведущих интегральных центров исторической памяти и нравственно-патриотического воспитания.
В патриотическом воспитании личности можно выделить три сферы:
- 1. Эмоционально-волевая сфера, в которую входят гражданские качества, такие как активность, честность, скромность, ответственность, богатство эмоциональной жизни, гражданское достоинство и др.
- 2. Познавательная сфера, в которую входят гражданские знания. Знание сущности национальной идеи, понимание социальных явлений, знание юридических прав гражданина, знание нравственных норм; усвоение общечеловеческих ценностей и т. д.
- 3. Мотивационная сфера, в которую входят гражданские отношения. Отношение к труду, к себе, к людям, к обществу, к государству, потребность в гражданских поступках, гражданская позиция…[2,5].
Патриотическое воспитание выступает как определяющая характеристика гражданских отношений и нравственного воспитания. Поэтому процесс патриотического воспитания должен идти по пути выработки позитивного отношения к деятельности опосредованной определенными ценностями: государству, законам, членам общества, другим государствам и народам, собственности, труду, культуре своего народа, природе. Чувство патриотизма многогранно по содержанию: любовь к Родине, к родным местам, гордость за свой народ, ощущение неразрывной связи с окружающим миром, желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Исходя из этого патриотическое воспитание включает решение целого комплекса задач: любовь и привязанность к семье, детскому коллективу, школе, городу, родному краю, государству, бережное отношение к природе и всему живому, воспитание уважения к труду, развитие интереса к русским традициям и промыслам, формирование знаний о правах человека, знакомство с символами государства, развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. [2,6].
Истоки российской системы патриотического воспитания обнаруживаются в XII веке. Еще «Поучение Владимира Мономаха детям» наставляло жить, любя свою родину, защищать ее от врагов, быть трудолюбивым, гуманным, почитать старших, и вместе с тем, быть мужественным, отважным, храбрым, верным своему делу.
Огромный вклад в становление и развитие этой системы внесли реформы Петра I и Александра II в области образования и воспитания. Сама жизнь этих выдающихся правителей была примером высокого служения Родине. Эталоном патриотизма стали такие военачальники, как А. В. Суворов, М. И. Кутузов, Г. К. Жуков и даже генерал А. И. Деникин, который, в годы гражданской войны, и в период эмиграции во Франции и США продолжал служить высшим интересам России. [30].
Воспитание патриотизма как неотъемлемого качества личности гражданина занимало центральное место в просветительной и педагогической деятельности М. В. Ломоносова, И. И. Бецкого, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого. Д. К. Лихачева и многих других деятелей отечественной науки и культуры.
Веками в России складывались патриотические традиции, носителями которых выступали семья, армия, трудовые коллективы, средства массовой информации. Свою лепту в утверждение патриотического сознания внесли литература, театр, кино, другие жанры советского и российского искусства.