Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Англоязычная специфика моделирования действительности: лингвосемиотический аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кроме того, в этой главе детально охарактеризован каждый вид сочетаний. Так, репликация наблюдается в словах с суженным реальным значением. Номинальное и реальное значения у номинаторов со сдвинутым реальным значением состоят в нестрогой дизъюнкции, вследствие чего объем реального значения сдвинут по отношению к объему номинального. Языковые единицы с расширенным значением мы рассматриваем… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Понятие языкового моделирования и его виды
    • 1. 1. Языковая картина мира. Особенности разноуровневого функционирования существительного
    • 1. 2. Понятие модели и метода моделирования в науке
    • 1. 3. Моделирование в естественных и художественных языках
    • 1. 4. Языковые и лингвистические модели. Понятие метамодели в лингвистике
    • 1. 5. Виды лингвистических моделей
    • 1. 6. Виды языковых моделей
  • Выводы по Главе I
  • Глава II. Уровни когнитивного анализа действительности и языковые способы ее моделирования
    • 2. 1. Фонетическое моделирование
    • 2. 2. Словообразовательное моделирование
    • 2. 3. Семантическое моделирование
      • 2. 3. 1. Понятие межъязыковой и внутриязыковой идиоматичности. Виды переосмысления значения
      • 2. 3. 2. Языковые единицы с суженным значением
      • 2. 3. 3. Языковые единицы со сдвинутым значением
  • Языковые единицы с расширенным значением
    • 2. 3. 4. Языковые единицы с переносным значением
    • 2. 4. Фразеологическое моделирование
  • Комбинированное моделирование
    • 2. 5. Синтаксическое моделирование
  • Выводы по Главе II

Англоязычная специфика моделирования действительности: лингвосемиотический аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Данная диссертация посвящена исследованию английской специфики моделирования действительности английских существительных и субстантивных устойчивых словосочетаний. В течение последних десятилетий отечественные и зарубежные языковеды выдвинули ряд идей, связанных с проблемой моделирования в области лингвистики. В трудах Ю. Д. Апресяна, В. Гумбольдта, В. И. Карасика, Е. С. Кубряковой, Б. А. Серебренникова, В. Н. Телия было положено начало новому подходу в изучении способов моделирования действительности языковых единиц. Понятие языковой модели оказалось столь емким и конструктивным, что вокруг него ныне сконцентрировалась целая концептуальная парадигма, открывающая новые горизонты языковых исследований.

Моделирование — давний способ когнитивного освоения человеком окружающего мира и самого себя в культурно-историческом процессе, получивший наиболее мощное развитие и детальное теоретическое обоснование в XX и XXI столетиях. Являясь гипотетико-дедуктивным методом, моделирование языковых объектов позволяет строить прогностические гипотезы о речемыслительных процессах с последующей верификацией этих гипотез.

Термин «моделирование» используется в диссертационном исследовании в трех смыслах: 1) языковое изображение окружающей действительности- 2) создание и употребление языковых единиц по определенным образцам, эталонам порождения и функционирования- 3) научное описание строения, образования и употребления языковых единиц, осуществляемое на основе вышеупомянутых теоретических закономерностей. Первое толкование термина «моделирование» отражает связь знака и картины мира, а именно языковую картину мира, второетиповую связь и значение знака, третье — связь знака как объекта исследования и метаязыка его описания.

В настоящем диссертационном исследовании модели существительных рассматриваются как особого рода построения, помогающие структурировать отношения реального мира и языка. Они позволяют интерпретировать любые предметы, события действительности посредством языкового знака. В силу этого положения в работе систематизируются особенности существительных на каждом уровне языка и разрабатываются их языковые модели.

Мы предприняли попытку создания основ метаязыка описания знаковой структуры языковых единиц с помощью метода моделирования, пригодного для исследовательских целей. На основе применения метаязыка к языковому материалу и когнитивного анализа проводится исследование ряда особенностей модельного строения, образования и речевого функционирования языковых единиц. В результате четко устанавливается, какую именно языковую действительность отражают лингвистические и языковые модели.

Мы также попытались подчеркнуть, что когнитивная составляющая фонетического, словообразовательного, семантического, фразеологического и синтаксического моделирования существительного предполагает выражение информативной единицы познания мира через звуки языка, его словообразовательные элементы, образную мотивировку денотата и категориальных сем существительных в предложении.

Актуальность диссертационного исследования состоит в выявлении когнитивного компонента фонетического, словообразовательного, семантического, фразеологического и синтаксического моделирования существительного, формирующего информативные модели окружающей действительности посредством семиозиса как разноуровневой системы знаков, способной отражать действительность и создавать языковую картину мира. Актуальность исследования также обусловлена необходимостью англоязычного изучения специфики разноуровневой структурации процесса субстантивации.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые выявлены и описаны способы моделирования действительности в знаковой структуре англоязычных субстантивных единицразработан метод лингвосемиотического структурирования языковых образованийустановлены закономерности функционирования субстантивных моделей английского языка в процедурах дискрипции, трансформации значений и генерации идиоматической речиприменен поуровневый подход к изучению субстантивных моделей.

Объектом исследования являются английские существительные и субстантивные устойчивые словосочетания. В качестве предмета изучения рассматривается лингвосемиотическая специфика этих единиц и их участие в процессе моделирования действительности.

Цель диссертационного исследования заключается в систематизиции закономерностей построения и функционирования механизмов моделирования английских существительных на ономасиологическом и семасиологическом уровнях английского языка.

В соответствии с поставленной целью в исследовании решаются следующие задачи:

— определить специфику моделей в науке, естественном и художественном языках;

— описать функциональные типы языковых и лингвистических моделей;

— выявить модельные схемы сочетаний слов на ономасиологическом и семасиологическом уровнях английского языка;

— установить характер соотношения между идиоматичностью и моделированностью в структуре языковых единиц;

— разработать классификацию английских существительных и субстантивных устойчивых словосочетаний и их моделей по способу переосмысления исходного сочетания слов;

— разработать способы когнитивного моделирования знаковой структуры английских существительных и субстантивных устойчивых словосочетаний.

Материалом исследования послужил корпус английских языковых единиц (2500 единиц: корпус английских существительных составил 1800 единиц и 700 субстантивных устойчивых словосочетаний) в их словарной форме, собранный путем целенаправленной выборки из общих и фразеологических словарей и справочников, а также произведений английских авторов разных веков.

Теоретической и методологической базой исследования послужили методологические труды по проблемам моделирования и когнитивной лингвистики (В.И. Карасик, Е. С. Кубрякова, В.М. Савицкий) — работы в области порождающей и ситуационной семантики (Дж. Лакофф, А. Ченки) — труды отечественных и зарубежных ученых в области ономасиологии и семасиологии (И.А. Мельчук, Н. Хомский, У. Эко,) — исследования по лексической семантике (JI.A. Коралова, А.В. Кунин) — труды по лингвопоэтике, семиологии художественного текста (Ю.М. Лотман, С.П. Мезенин) — работы по логике норм, оценок и практических умозаключений (А.П. Бабушкин).

В качестве основного метода исследования в работе используется моделирование языковых единиц. В качестве вспомогательных инструментов исследования применяется классификация и многоступенчатый анализ словарных дефиниций.

Языковой материал рассматривается в исследовании в свете уровнего и когнитивного подходов и метода логических операций в их тесной взаимосвязи.

Теоретическая значимость исследования состоит в новом обосновании порождения и функционирования английских субстантивных языковых единиц на ономасиологическом и семасиологическом уровнях языковой системы.

Практическая ценность исследования обусловлена возможностью применения полученных результатов для дальнейшей разработки способов представления знаний о моделировании английских существительных и субстантивных устойчивых словосочетаний в высших учебных заведениях. Материалы исследования могут применяться в вузовских курсах лексикологии и стилистики английского языка, общего языкознания, спецкурсах и спецсеминарах по практике перевода, фразеологии, лингвопоэтике.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Моделирование действительности осуществляется средствами естественного языка в рамках обыденного мышления и средствами поэтических языков в рамках художественного осмысления мира, что приводит к разграничению понятий «языковая модель» и «лингвистическая модель».

2. Субстантивные модельные схемы устанавливают определенную языковую действительность: модели описания отражают строение языковых единиц, модели преобразования трансформируют мотивированность языковых единиц с помощью логических связок, исходя из их реального и номинального значений, модели порождения генерируют идиоматичность речи.

3. Сопоставление моделированности и идиоматичности позволяет выявить в них общие тенденции, а также различия в возникновении субстантивных конструкций, обусловленные использованием категорий изоморфизма и гомоморфизма.

4. Возникновение фразеологических единиц носит генеративный характер. Языковая система не способна порождать фразеологизмы как единицы языка. В ней существуют модели, непосредственно генерирующие предфразеологизмы.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались на международных, всероссийских и региональных научно-теоретических и научно-практических конференциях. Основные положения диссертации изложены в 12 публикациях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав с выводами к каждой из них, заключения, библиографического списка использованной литературы, перечня использованных словарей, списка источников текстовых примеров и электронных ресурсов, принятых сокращений.

Выводы по Главе II:

На основе изучения способов моделирования действительности в английском языке на первом, втором ономасиологическом уровне и семасиологическом уровне, был рассмотрен ряд ключевых понятий: номинальное и реальное значение языковой единицы, внутренняя и внешняя форма языковой единицы, информационный потенциал значения, семантическая и синтаксическая дистрибуции. В диссертационном исследовании мы выделяем фонетическое, словообразовательное, семантическое, фразеологическое и синтаксическое моделирование.

В Главе II сравниваются два способа фонетического моделирования. Первый способ — ономатопоэтический — заключается в непосредственном подражании, имитации звука. Кроме того, субстанциональное (звукоподражательное) моделирование несет изобразительную нагрузку. На основе субстантивных существительных предложены когнитивные модели, в основу которых лежит взаимосвязь явлений действительности и сочетаний звуков. Продемонстрировано, как сочетаемость фонетических знаков организует определенные модели действительности.

По нашему мнению, ономатопия несет в себе чисто признаковую семантику, либо совмещает в себе признаковую и понятийную семантику, в особенностях в тех случаях, когда такие слова выступают в функции какоголибо члена предложения. В обоих случаях моделирование смысла, а через него — того или иного фрагмента внеязыковой действительностиосуществляется в первую очередь внешней (звуковой) формой слова.

Выявлен еще один способ фонетического моделирования, в основе которого лежит концепция звукового повтора средствами художественного языка. При таком способе фонетического моделирования языковые единицы построены на основе аллитерации, ассонанса, метатезы, парономасии, рифмы, метрического размера, акцентно-слогового повтора. Структурное моделирование, осуществляемое средствами фонетического повтора, ярко высвечивает внутреннюю организацию плана содержания.

В процессе исследования устанавлены способы моделирования действительности словообразовательных моделей на основе сложных, сложнопроизводных, некоторых сложносокращенных существительных в английском языке. В английском языке когнитивные модели маркируются различными словообразовательными элементами, что подчеркивает удивительный изоморфизм в строении мира и в строении языка. Средства словообразования выделяют и фиксируют, таким образом, новые структуры знания, закрепляют и объективируют некие концептуальные объединения, рождаемые в актах познания и оценки мира.

Мы пришли к выводу, что с помощью внутренней формы один предмет моделируется по-разному. К тому же внутренняя форма словообразовательных моделей помогает раскрыть образ предмета.

На наш взгляд, семантическое моделирование осуществляется с помощью образной мотивировки денотата. В исследовании представлена метафорическая, аллегорико-символическая, метонимическая образность.

Рассматриваемые в статическом аспекте структурно-семантические модели подразделяются нами на симилятивные и индикаторные в зависимости от характера переосмысления исходного значения словосочетания. Нами установлено, что в основе симилятивных моделей лежит гомоморфное подобие образа и темы, а в основе индикаторных моделей — та или иная ассоциативная (в том числе метонимическая) связь между ними.

Среди симилятивных языковых единиц выделяются метафорические и аллегорико-символические. Различие между метафорической и аллегорико-символической языковой единицей может быть пояснено с помощью понятий значения и ситуативного смысла. У метафоры значение и ситуативные смыслы в основных чертах совпадают. В отличие от метафор, аллегорико-символические языковые единицы могут иметь весьма существенно различающиеся между собой ситуативные смыслы в рамках общего, весьма абстрактного значения.

У индикаторных языковых единиц соотношение номинального и реального значений основано на ассоциации. Индикаторная образность отражает бытийный признак своего денотата.

Анализируя в целом зависимость между тематикой языковых единиц и ее семантико-синтаксической организацией, мы обнаруживаем, что симилятивные языковые единицы обозначают преимущественно много-актантные ситуации социальных интеракций, а индикаторные — главным образом состояния и свойства человека.

Кроме того, в третьем параграфе настоящей диссертации определяется отношение моделированности и идиоматичности языковой единицы. Моделированность и идиоматичность языковой единицы описываются в одних и тех же категориях — изоморфизм и гомоморфизм.

Вслед за В. М. Савицким мы проводим разграничение между понятиями «межъязыковые эквиваленты» и «межъязыковые аналоги». Эквиваленты тождественны или сходны лишь в плане содержания. Аналогиэто разновидность межъязыковых эквивалентов, у которых наблюдается сходство не только в плане содержания, но и в плане выражения.

На основе использования указанных понятий, были сопоставлены знаковые структуры разноязыковых аналогов и вычленена их инвариантную часть в рамках их мотивационных секторов, которую мы впоследствии назвали межъязыковой структурно-семантической мотивационной моделью сопоставляемых аналогов. Важно отметить, что если знаковые структуры таких аналогов полностью изоморфны в рамках мотивационных секторов, то v они не обладают межъязыковой идиоматичностью по отношению друг к другу. Однако аналоги в той или иной мере идиоматичны по отношению друг к другу, если мотивационные секторы разноязыковых аналогов гомоморфны.

Выявлено различие между межъязыковой и внутриязыковой идиоматичностью путем сопоставления языковой единицы с ее аналогом, но в первом случае сопоставление проводилось между языками, а во второмвнутри одного языка. Межъязыковая идиоматичность обычно характеризуется определенной формой выражения мысли на том или ином языке, а внутриязыковая — несовпадением общего значения языковой единицы с суммой значений ее частей. На основе полученных результатов можно утверждать, что внутриязыковая идиоматичность является абсолютной, асимметричной (односторонне-нулевой) и (в синхронии) постоянной по величине.

Кроме того, рассмотрена внутриязыковая идиоматичность с точки зрения структурного своеобразия семантически осложненных языковых единиц по отношению к их неосложненным аналогам. В связи с этим мы выделяем семантически неосложненные языковые единицы, у которых внутренняя форма знака содержит достаточное количество семантических признаков для идентификации денотата, и семантически осложненные языковые единицы, значение у которых содержит семантический признак, не зафиксированный во внутренней форме и не имплицируемый ими.

Оборотной стороной семантической осложненное&tradeявляется семантическая неравнообъемность, то есть несовпадение объема значения знака с объемом значения его неидиоматичного аналога, или, иными словами, границ реального и номинального денотатов знака. Оказалось, что реальное и номинальное значения неравнообъемны у языковых единиц с транспонированным значением, что легло в основу нашей гипотезы.

В ходе исследования мы выявили четыре вида идиоматичных устойчивых сочетаний, выделяемых по характеру семантической неравнообъемности: словосочетания с суженным, расширенным, сдвинутым и переносным значением. С логической точки зрения соотношение объемов номинального и реального значений у них не основано на логической эквиваленции, а соответствует репликации, импликации, нестрогой и строгой дизъюнкции.

Кроме того, в этой главе детально охарактеризован каждый вид сочетаний. Так, репликация наблюдается в словах с суженным реальным значением. Номинальное и реальное значения у номинаторов со сдвинутым реальным значением состоят в нестрогой дизъюнкции, вследствие чего объем реального значения сдвинут по отношению к объему номинального. Языковые единицы с расширенным значением мы рассматриваем с точки зрения импликации, при которой реальное значение у номинаторов по объему шире номинального. У языковых единиц с переносным значением значение целого не соответствует сумме значений частей, или, в логическом аспекте, отсутствует эквиваленция между реальным и номинальным значениями.

Рассмотрена классификация языковых моделей, в которую входят фразеологические модели. Согласно мнению многих ученых, фразеологизмы не моделируются по схеме переменного сочетания слов. Напротив, признавая регулярность фразеообразовательных процессов, мы утверждаем, что фразеологические модели есть собственные модели порождения, не идентичные моделям непереосмысленных переменных сочетаний слов и составляющие основу фразеологического кода как субкода системы языка. Модель во фразеологической системе определяем как всякую инвариантную схему организации ряда фразеологических аналогов, вычленяемую на любом уровне (уровнях) их знакового строения. Следовательно, они носят генеративный характер.

Фразеологизмы, в отличие от своих прототипов (непереосмысленных переменных сочетаний слов), состоят из вторичных знаков, которые в значительном числе случаев не совпадают по объему с первичными (то есть с языковыми единицами свободного употребления). Вторичная знаковая структура ФЕ проявляется в их речевом функционировании, а именно в особенностях их нормативных и окказиональных речевых видоизменений (специфике вклинивания, замены лексических компонентов, залоговой трансформации и др.). Структурно-семантические модели ФЕ представляют собой не что иное, как модели их вторичного знакового строения.

Генеративный характер фразеомоделей подтверждают комбинированные модели, в которых задействовано несколько языковых уровней. При комбинированном моделировании осуществляется отбор как образов, так и их языковых десигнаторов. Параллельно образному отбору протекает языковой отбор на фонетико-фонологическом (фонемном и просодическом), морфологическом, синтаксическом, лексическом и семантическом уровнях.

Мы считаем, что критерием отбора языковых форм служит удачная схема повтора. Здесь рассмотрены в основном фонетико-фонологические средства повтора, используемые в процессе фразообразования, и семантическое противопоставление образов, чьи языковые десигнаторы вписываются в канонические схемы повтора. На словообразовательном уровне комбинируются аффиксы, фонетика и образность, а на синтаксическом основным приемом повтора служат параллельные конструкции, сопряженные с повтором на фонетическом уровне и комбинированной мотивировкой значения.

С помощью повтора осуществляется дополнительная (наряду с образной) мотивировка фразеологического значения — сои противопоставление образов, а через них — элементов значения фразеологических единиц. В результате в комбинированных моделях установлена зависимость образного и языкового факторов, дополняющих друг друга и находящихся в отношении относительного равновесия, а именно, найден баланс между содержанием и выражением, создано органическое структурно-семантическое единство, в котором форма плана содержания (внутренняя форма) и форма плана выражения (внешняя форма) находятся в оптимальном соотношении, осуществили уровневые повторы.

Проанализировав все способы моделирования действительности в знаковой структуре английских языковых единиц на первом и втором ономасиологическом уровнях, мы попытались описать процедуру порождения синтаксических моделей, исходя из структуры семантического значения существительного и присущих ему категориальных сем на семасиологическом уровне.

Было установлено: все английские существительные в семантической дистрибуции характеризуются атрибутивными признаками в словарных статьях, которые определяются либо признаковостью, либо действием и процессом. Эти особенности позволили нам выделить четыре когнитивные модели действительности.

Из синтаксического и семантического описания предложений в нашей работе вытекает, что между элементами этих двух уровней существуют некие фиксированные соотношения: один и тот же JICB может выражать различные члены ситуации, и один и тот же член ситуации может выражаться различными членами предложения.

Заключение

.

В диссертационном исследовании мы попытались систематизировать и раскрыть англоязычную специфику моделирования действительности в знаковой структуре английских языковых единиц, а также показать их использование на материале английских существительных и субстантивных устойчивых словосочетаний.

Основной целью нашего исследования являлась систематизиция закономерностей построения и функционирования механизмов моделирования английских существительных на ономасиологическом и семасиологическом уровнях английского языка.

Для достижения поставленной цели мы постарались определить содержание понятия языкового моделирования и указать его основные виды, отобразить основные, на наш взгляд, способы моделирования действительности на первом и втором ономасиологическом и семасиологическом уровнях языка.

Рассмотрена специфика, своеобразие и отличительные особенности языковых моделей и определено общее свойство всех моделей — их способность так или иначе отображать действительность. Результаты деятельности человека реализуются в языковом знаке. Языковая картина мира выражает представления о предметах, явлениях, сущностях с помощью существительного.

Было установлено, что моделирование осуществляется не только в рамках науки, но и за пределами научных исследований. Отправной точкой для нас являлись работы Ю. М. Лотмана. Он выделяет структуры вторичных моделирующих систем всех уровней языка, в основе которых лежит естественный язык. Вследствие чего приходим к выводу, что художественное сообщение создает художественную модель какого-либо конкретного явления — художественный язык моделирует универсум в его наиболее общих категориях, которые, будучи наиболее общим содержанием мира, являются для конкретных вещей и явлений формой существования.

Считаем, что представленные в диссертационном исследовании языковые единицы и словосочетания — средства естественноязыкового и художественного моделирования действительности, построенные по определенным схемам, образцам, а научные модели строения отдельных языковых единиц суть метамодели, то есть модели моделей. В этой связи мы различаем понятия языковой, лингвистической модели и метамодели.

Нами представлена подробная классификация языковых и лингвистических моделей языка. Для этого мы, рассмотрев работы многих ученых, объединили различные виды моделей и проанализировали их, используя уровневой подход.

В ходе проведенного исследования установлен ряд закономерностей строения и функционирования лингвистических моделей английского языка в аспекте описания, преобразования и порождения. Они способны отражать строение и творческий процесс создания языковых единиц, описывать опосредованную фразеологическую номинацию и устанавливать мотивированность языковых единиц, исходя из её заранее известных буквального и переносного планов.

Были описаны функциональные типы языковых моделей, которые, на наш взгляд, являются воплощением лингвистических метамоделей. Мы показали, что для всех уровней языка присуща сочетаемость, и на каждом из них ее представляет и исследует особая отрасль лингвистики.

На основе когнитивного анализа выявлен ряд способов моделирования действительности английских существительных и субстантивных устойчивых словосочетаний на ономасиологическом и семасиологическом уровнях. Рассмотрены закономерности строения системы их моделей и разработана их классификация. Она представлена фонетическим, словообразовательным, семантическим, фразеологическим и синтаксическим моделированием. Такую классификацию мы называем уровневой, поскольку она показывает, на каком уровне (уровнях) языковой системы устанавливается структурный изоморфизм и гомоморфизм у ряда языковых единиц.

Продемонстрировано, как сочетаемость фонетических знаков организует определенные модели действительности на фонетическом уровне. Словообразовательное моделирование упорядочивает, обобщает типы связей, наблюдаемые в окружающей нас действительности, и вырабатывает специальные формальные средства для отражения этих связей. Семантическое моделирование осуществляется с помощью образной основы знака, которая представляет собой разновидность внутренней формы.

Идиоматичные единицы разных уровней языка описываются нами в единой системе категорий. Идиоматичность рассматривается в межъязыковом и внутриязыковом аспектах. Анализируются такие семантические категории, как целостность, осложненность, неравнообъемность, мотивированность значения языковой единицы, в своей совокупности составляющие комплексное свойство идиоматичности. Нами также представлена классификация английских существительных и субстантивных устойчивых словосочетаний по характеру семантической неравнообъемности на втором ономасиологическом уровне.

Оттолкнувшись от традиционного определения внутриязыковой идиоматичности как несовпадения/ невыводимости общего значения языковой единицы из суммы значений ее частей, мы показали, что это «несовпадение» представляет собой неравнообъемность четырех видов, основанных на четырех видах логических связок, а «невыводимость» означает невозможность дедуктивного вывода реального значения из номинального на основе логической эквиваленции. Таким образом, предлагаемая концепция есть дальнейшее развитие традиционного подхода к изучению идиоматичных языковых единиц.

Установлено наличие генеративного характера фразеомоделей. Во фразеологии есть собственные модели порождения, не идентичные моделям непереосмысленных переменных сочетаний слов и составляющие основу фразеологического кода как субкода системы языка. С ономасиологической точки зрения фразеомодель предстает как собственно порождающая модель, в которой результат фразообразования не известен заранее. К тому же, у фразеологизмов, в отличие от их прототипов (непереосмысленных переменных сочетаний слов), обнаружена вторичная знаковая структура ФЕ.

Теоретический вывод выполненной работы заключается в том, что фразеологизмы порождаются особым субкодом естественного языка, который состоит из вторичных знаков и моделей их отбора и комбинирования.

Комбинированное моделирование, в котором задействовано несколько языковых уровней, подтверждает генеративный характер фразеомоделей. Осуществление уровневых повторов составляет важную часть способности создавать комбинированные фразеомодели.

Подтвержден тот факт, что между элементами семантического и синтаксического описания предложения существуют фиксированные соотношения. Синтаксические классы существительных определяются их категориально-семантическим содержанием и моделируемыми ими ситуациями.

Перспективы исследования языковых моделей существительных и субстантивных словосочетаний безграничны. На основе выводов, сделанных в нашей диссертации, нам представляются возможными дальнейшие теоретические и прикладные изыскания в данных направлениях:

— исследования когнитивных основ полисемантических существительных;

— частные исследования существительных в отдельных концептах;

— сравнительный анализ моделей существительных, прилагательных и глаголов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Б. А. Типология элементарного предложения в современном немецком языке Текст. / Б. А. Абрамов. М.: Моск.гос.пед.ин-т иностр.яз. им. М. Тореза, 1972.
  2. , В. Н. Семиотика Текст. / В. Н. Агеев. М.: Изд-во «Весь мир», 2002.-256 с.
  3. , О. Н. Семантическое моделирование как метод лингвистической метафорологии Текст. / О. Н. Алешина // Когнитивные аспекты исследования русского языка: сб. статей. М., 2001. — С. 83 — 84.
  4. , Т. Б. Очерки синтаксиса современного итальянского языка Текст. / Т. Б. Алисова. М., 1971.
  5. , К. А. Лингвоцветовая картина мира в поэзии Д. Г. Лоуренса Электронный ресурс. / К. А. Андреева. Режим доступа: http://utmn.ru/Nol3/text02.htm, свободный. — Загл. с экрана.
  6. , Ю. Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики Текст. /10. Д. Апресян. М.: Изд-во «Просвещение», 1966. — 304 с.
  7. , Ю. Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка Текст. /10. Д. Апресян. М.: Наука, 1974. — 368 с.
  8. Апресян, 10. Д. Образ человека по данным языка: Попытка системного описания Текст. / Ю. Д. Апресян // Вопросы языкознания. 1995. -№ 1. — С. 37−66.
  9. , Н. Д. Предложение и его смысл (логико-семантические проблемы) Текст. / Н. Д. Арутюнова. М.: Наука, 2003. — 384 с.
  10. , Н. Д. Язык и мир человека Текст. / Н. Д. Арутюнова. М.: Языки русской культуры, 1999. — 896 с.
  11. , А. П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка Текст. / А. П. Бабушкин. Воронеж: Воронеж, гос. ун-т, 1996. — 104 с.
  12. , Е. Я. Метонимия имени в общественно-политической лексике английского языка: Когнитивный и прагматический аспекты: Дис.. канд. филол. наук: 10.02.04 Текст. / Е. Я. Бадеева. Владивосток, 2004. — 197 с.
  13. , В. А. Субстантивная метафора в процессе коммуникации: На материале современного английского языка: Дис.. канд.филол.наук: 10.02.04 Текст. / В. А. Банин. -М., 1995. 274 с.
  14. , Т. JI. Ассоциативные и коннотативные связи в художественном тексте как средство создания образности Текст. / Т. JI. Баталова // Сб. науч. трудов МГ ПИИЯ им. М.Тореза. Вып. 174. — М., 1981. — С. 75 — 82.
  15. , М. М. Автор и герой в эстетической деятельности Текст. / М. М. Бахтин // М. М. Бахтин Работы 20-х годов. Киев: Next, 1994. — С. 69 — 255.
  16. , Э. М. Система синтаксических фигур: К проблеме градации Текст. / Э. М. Береговская // Вопросы языкознания. 2003. — № 3. — С. 79 -91.
  17. , Б. В., Кодряну, И. Г. Гносеологические трудности моделирования сложных и развивающихся систем Текст. / Б. В. Бирюков, И. Г. Кодряну // Вопросы кибернетики. Системные принципы организации моделей развития. М., 1981. — С. 24.
  18. , М. Я. Вопросы изучения грамматического строя языка Текст. / М. Я. Блох. -М.: МГПИ, 1976. 107 с.
  19. , JI. Язык Текст. / Л. Блумфилд / Пер. с англ. Е. С. Кубряковой, В. П. Мурат. М.: Прогресс, 1968. — 606 с.
  20. , Н. Н, Бабина, Л. В. Вторичная репрезентация как особый тип представления знаний в языке Текст. / Н. Н. Болдырев, Л. -В. Бабина // Филологические науки. 2001. — № 4. — С. 79 — 87.
  21. , Г. А. Очерки по анализу философского знания Текст. / Г. А. Брутян. Ереван, 1979.
  22. , Т. В., Шмелев, А. Д. Перемещение в пространстве как метафора эмоций Текст. / Т. В. Булыгина, А. Д. Шмелев // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000. — С. 277 — 288.
  23. , В. В. Основы структуры словосочетания в современном английском языке Текст. / В. В. Бурлакова. Л.: ЛГУ, 1975. — 128 с.
  24. , У. О семантической структуре языка Текст. / У. Вайнрайх // Новое в лингвистике. М.: Прогресс, 1970. — Вып. V. — С. 163 — 249.
  25. , X. Лингвистика лжи Текст. / X. Вайнрих // Язык и моделирование социального взаимодействия. -М.: Прогресс, 1987. -С. 44 -87.
  26. , В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика Текст. / В. В. Виноградов // Проблемы русской стилистики. М.: Высшая школа, 1981.-320 с.
  27. , О. Д. Функциональны особенности языкового знака в языке и речи: На материале современного английского языка. Дис.. д-ра филол. наук: 10.02.04 Текст. / О. Д. Вишнякова. М., 2003. — 500 с.
  28. , И. С. Colloquial English Phrases and Idioms Текст. / И. С. Владовская. М.: Изд-во Высшей школы, 1970. — 76 с.
  29. Волоцкая, 3. Н., Головачева, А. В. Языковая картина мира и картина мира в текстах загадок Текст. / 3. Н. Волоцкая, А. В. Головачева // Малые формы фольклора. М., 1995. — 384 с.
  30. , С. В. Фоносемантические идеи в зарубежном языкознании (Очерки и извлечения) Текст. / С. В. Воронин. JI.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1990.-199 с.
  31. , В. К вопросу о происхождении языка. Звукоподражания и звуковые метафоры Текст. / В. Вундт // Воронин, С. В. Фоносемантические идеи в зарубежном языкознании (Очерки и извлечения). Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1990. — С. 58 — 65.
  32. , Г. Ф. Семантика и структура предложения в когнитивном аспекте Текст. / Г. Ф. Гаврилова // Когнитивные аспекты исследования русского языка. -М., 2002.-С. 95−96.
  33. , Б. М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования Текст. / Б. М. Гаспаров. М.: Новое литер. обозрение, 1996. -352 с.
  34. , И. С., Гильбертсон, А. Л., Кочинашвили, Т. Г. 500 английских пословиц и поговорок Текст. / И. С. Гварджаладзе, А. Л. Гильбертсон, Т. Г. Кочинашвили. М.: Изд-во лит-ры на ин. языках, 1960. -32с.
  35. , И. С., Мчедлишвили, Д. И. Английские пословицы и поговорки Текст. / И. С. Гварджаладзе, Д. И. Мчедлишвили. М.: Изд-во «Высшая школа», 1971. — 77 с.
  36. , А. Д. Логика: Словарь и задачник Текст. / А. Д. Гетманова. -М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998. 336 с.
  37. , Е. Л. Словообразование и синтаксис Текст. / Е. Л. Гинзбург. -М. .-Наука, 1970.-264с.
  38. , Б. Ю. О предпосылках семантической типологии Текст. / Б. Ю. Городецкий // Актуальные проблемы лексикологии. Тезисы докладов лингвистической конференции [5−8 мая 1967 г. Вып.1]. Новосибирск, 1967. -С.3−7.
  39. , В. П. О границах между словосложением и аффиксацией Текст. / В. П. Григорьев // ВЯ. 1966. — № 4. — С. 52.
  40. , И. К проблеме театрального знака: кризис прикладной и нереализованные возможности фундаментальной семиотики Текст. / И. Губанова // Теория театра. Академические тетради (альманах). М.: AD&T, 2001.- Вып. 7.-С. 115−135.
  41. , В. Фон. Избранные труды по языкознанию Текст. / В. Фон Гумбольдт. М.: Прогресс, 1995. — 397 с.
  42. , В. Фон. Избранные труды по языкознанию Текст. / В. Фон Гумбольдт. М.: Издат. группа «Прогресс», 2000. — 400 с.
  43. , В. Фон. Язык и философия культуры Текст. / В. Фон Гумбольдт. М.: Прогресс, 1985. — 451 с.
  44. , И. М. Имплицитный компонент фразеологической семантики в современном английском языке (На материале субстантивных фразеологических единиц): Дис.. канд.филол.наук: 10.02.04 Текст. / И. М. Гунченко. М, 1994. — 175 с.
  45. , И. Б. Вторичная номинация в английских кинематографических текстах XX века: Дис.. канд.филол.наук: 10.02.04 Текст. / И. Б. Гусарова. -СПб., 2003.-177 с.
  46. , В. П., Даниленко, JI. В. Основы духовной культуры в картинах мира Электронный ресурс. / В. П. Даниленко, JI. В. Даниленко. 2003 // Режим доступа: http//www.islu.ru/danilenko/indexl.htm, свободный. — Загл. с экрана.
  47. , И. М. Полисемия и моносемия в сфере английских прилагательных: Учебное пособие к спецкурсу Текст. / И. М. Деева. -Ленинград: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1988. 69 с.
  48. , В. 3. Доминирующие лингвистические теории в конце XX века Текст. / В. 3. Демьянков // Язык и наука конца XX века: сб.статей. -М., Рос.гос.гуманит.ун-т, 1995. С. 239 — 320.
  49. , К. А. Стилистика французского языка Текст. / К. А. Долинин. -М.: «Просвещение», 1978.-302 с.
  50. , А. К., Мельчук, И. А. К построению действующей модели языка «смысл текст» Текст. / А. К. Жолковский, И. А. Мельчук // Машинный перевод и прикладная лингвистика: Сб.н.тр. Вып.2. — М.: АН СССР, 1969.-С. 29−54.
  51. , Л. Пролегомены к теории языка Текст. / Л. Ельмслев // Новое в лингвистике. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1960. — Вып. 1 — С. 264 — 389.
  52. , С. Н. Три образующие картины мира Текст. / С. Н. Ениколопов // Модели мира / Отв. ред. Д. А. Поспелов. — М.: Российская Ассоциация искус, интеллекта, 1997. — С. 35 — 40.
  53. , А. А. Информационный тезаурус человека как база речемыслительной деятельности Текст. / А. А. Залевская // Исследование речевого мышления в психолингвистике. М.: Наука, 1985. — С. 150−171.
  54. , В. А. Предложение и его отношение к языку и речи. 2-е изд. Текст. / В. А. Звегинцев. М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 312 с.
  55. , В. Элементарная логика Текст. / В. Зегет. -М.: Изд-во «Высшая школа», 1985. 256 с.
  56. Знак. Слово. Текст: Семиотические аспекты языковых единиц разных уровней: Коллективная монография / Отв. ред. Н. Н. Белозерова Текст. -Тюмень: Изд-во Тюменского гос. университета, 2001. 204 с.
  57. , А. А. Логика Текст. / А. А. Ивин. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. -320 с.
  58. , О. С. Речевое воздействие в аспекте когнитивных категорий Текст. / О. С. Иссерс // Вестник Омского государственного университета. -Омск, 1999. -Вып. 1. -С. 74−79.
  59. , А. Л. Художественный образ как явление культуры Текст. / А. Л. Казин // Вопросы философии. 1982. — № 3. — С. 103.
  60. , Ю. Н. Русский язык и языковая личность Текст. / Ю. Н. Караулов. М.: Наука, 1987. — 263 с.
  61. , С. О. Об ассиметричном дуализме лингвистического знака Текст. / С. О. Карцевский // История языкознания XIX XX веков в очерках и извлечениях. — М.: Просвещение, 1965. — Часть 2. — С.85 — 90.
  62. , С. Д. Категории языка и мышление: Из научного наследия Текст. / С. Д. Кацнельсон. М.: Языки славянской культуры, 2001. — 864 с.
  63. , И. А. Метафорические концепты в языке английской и американской поэзии: Дис.. канд.филол.наук: 10.02.04 Текст. / И. А. Кемаева. -М., 2003. 192 с.
  64. , А. Е. Константы и переменные языка Текст. / А. Е. Кибрик. -СПб.: Алетейя, 2003. 720 с.
  65. , Г. С. Процесс общения Текст. / Г. С. Клычков. -М., 1975.
  66. , И. М. Лингвистическая семантика Текст. / И. М. Кобозева. -М.: Эдиториал УРСС, 2000. 352 с.
  67. , Л. М. Проблемы структурно-семантического анализа простой глагольной конструкции в современном английском языке Текст. / Л. М. Ковалева. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1987. — 224 с.
  68. , Е. П. Метонимическая модель концепта «Цветок» в современном английском языке: Дис.. канд.филол.наук: 10.02.04 Текст. / Е. П. Ковалевич. М., 2003. — 192 с.
  69. , Г. В. Объективная картина мира в познании и языке Текст. / Г. В. Колшанский. М.: Наука, 1990. — 108 с.
  70. , Н.И. Логический словарь справочник Текст. / Н. И. Кондаков. — Изд. 2-е. — М.: Изд-во Наука, 1976. — 696 с.
  71. , М. М., Попова, 3. Д. Очерки по общей фразеологии Текст. / М. М. Копыленко, 3. Д. Попова. Воронеж: Изд-во Ворон. унив-та, 1978. -143 с.
  72. , А. Л, Семантическая природа образных средств в современном английском языке: Дис.. канд.филол.наук: 10.02.04 Текст. / А. Л. Коралова. М., 1975. — 172 с.
  73. , И. О. Информативно-насыщенные глаголы английского языка в коммуникативном аспекте (на материале текстов англо-американских масс-медиа): Дис.. канд. филол. наук: 10.02.04 Текст. / И. О. Косова. -Волгоград, 2001. -233 с.
  74. , А. В. Знак, значение, знание. Очерк когнитивной философии языка Текст. / А. В. Кравченко. Иркутск, 2001. — 260 с.
  75. , Е. С. Номинативный акт и его когнитивно-прагматические аспекты Текст. / Е. С. Кубрякова // Сборн.науч. трудов МГЛУ. Вып. 357. Когнитивные и коммуникативные аспекты английской лексики. М., 1990. -С. 9−14.
  76. , Е. С. Части речи в ономасиологическом освещении Текст. / Е. С. Кубрякова. -М., 1978.
  77. , А.В. Англо-русский фразеологический словарь Текст. / А. В. Кунин. М.: Русский язык, 1984. — 942 с.
  78. , А. В. Внутренняя форма фразеологических единиц Текст. / А. В. Кунин // Слово в грамматике и словаре. -М.: Наука, 1984. С. 183 — 188.
  79. , А. В. Курс фразеологии современного английского языка Текст. / А. В. Кунин. М.: Высшая школа, 1986. — 336 с.
  80. , А. В. Курс фразеологии современного английского языка Текст. / А. В. Кунин. -М.: Высш. шк., Дубна: Изд. центр «Феникс», 1996.-381 с.
  81. , И. С. К проблеме языковой образности Текст. / И. С. Кухартанова // Сб. научныз трудов МГЛУ. -М., 1981. -Вып. 174. С. 66 — 75.
  82. , И. С. Методология семиотического моделирования Текст. / И. С. Ладенко. Новосибирск, 1987.
  83. , Дж. Когнитивное моделирование Текст. / Дж. Лакофф // Язык и интеллект: Сб.: Под ред. М. А. Оборина. М.: Прогресс, 1996. — С. 143−185.
  84. , Дж. Мышление в зеркале классификаторов Текст. / Дж. Лакофф // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс, 1988. — Вып.23. — С. 12 -51.
  85. , А. Ф. Введение в общую теорию языковых моделей Текст. / А. Ф. Лосев. М.: Изд-во Моск. Гос.пед.ин-та, 1968. — 296 с.
  86. , А. Ф. Проблема вариативного функционирования поэтического языка Текст. / А. Ф. Лосев // Знак. Символ. Миф. Труды по языкознанию / Под ред. Лосева А. Ф. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1982. — С. 408 — 452.
  87. , Ю. М. Анализ поэтического текста. Структура стиха Текст. / Ю. М. Лотман. Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1972. — 271 с.
  88. , Ю.М. и тартусско-московская семиотическая школа Текст. / Ю. М. Лотман. М.: «Гнозис», 1994. — 547 с.
  89. , Ю. М. Культура как коллективный интеллект и проблема искусственного разума Текст. / Ю. М. Лотман. М., 1977.
  90. , Ю. М. Лекции по структуральной поэтике Текст. / 10. М. Лотман // Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М.: Гнозио, 1994.-С. 11 -263.
  91. , Ю. М. О метаязыке типологических описаний культуры Текст. / Ю. М. Лотман // Семиосфера / Под ред. Лотман 10. М. Спб.: Искусство Спб, 2001.-С. 462−484.
  92. Лотман, 10. М. О поэтах и поэзии Текст. / Ю. М. Лотман. СПб.: «Искусства-СПБ», 1996. — 848 с.
  93. , Ю. М. Структура художественного текста Текст. / Ю. М. Лотман. М.: Искусство, 1970. — 384 с.
  94. , Р. В. Модель, основанная на языковом употреблении Текст. / Р. В. Лэнекер // Вестник МГУ. Сер.9. Филология, 1997. № 4. — С. 160 — 174.
  95. , Е. Ю. Когнитивные механизмы и языковые средства репрезентации пространства в англоязычном тексте художественной прозы: Дис.. канд.филол.наук: 10.02.04 Текст. / Е. Ю. Мазанова. М.: 2004. -200 с.
  96. , Е. Ю. Метафора и символ как сопряженные понятия в рамках когнитивного подхода Текст. / Е. 10. Мазанова // Когнитивные аспекты языковой категоризации: сб. науч. тр. / Ряз.гос.пед.ун-т им. С. А. Есенина. -Рязань, 2000.-С. 129−133.
  97. , М. М. Теория лексической аттракции Текст. / М. М. Маковский. М.: «Наука», 1971. — 252 с.
  98. , Т. В. Откуда берутся новые аффиксы? Текст. / Т. В. Максимова // Основное высшее и дополнительное образование: проблемы дидактики и лингвистики. Сб. науч. тр. ВолгГТУ. Волгоград: Политехник, 2000. -С. 132- 136.
  99. , Т. В. Проблема семантического моделирования идиом Текст. / Т. В. Медведева // Английская фразеология в функциональном аспекте: сб. науч. тр. / МГПИ-ИЯ, Вып. 336. М.: Моск.гос.ин-т ин. языков, 1989.-С. 102−110.
  100. , С. М. Образность как лингвистическая категория Текст. / С. М. Мезенин // Вопросы языкознания. 1983. — № 6. — С. 50−65.
  101. , И. А. Опыт теории лингвистических моделей «смысл текст». Семантика, синтаксис Текст. / И. А. Мельчук. — М.: Наука, 1974. — 314 с.
  102. , Н. Б. Язык и общность Текст. / Н. Б. Мечковская // Общее языкознание / Под ред. А. Е. Супруна. Минск: Высшая школа, 1983. — С. 23 — 86.
  103. , А. Н. О переносно-образных значениях слов Текст. / А. Н. Молчанова // Аспекты лексического значения: сб. науч. тр. ВГУ. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 1982. — С. 23 — 29.
  104. , М. В. Денотат концепт — значение Текст. / М. В. Никитин // Чествуя филолога: сборник статей, посвященных 75-летию Ф. А. Литвина. -Орел, 2002.-С. 169−180.
  105. , М. В. Лексическое значение в слове и словосочетании: Спецкурс по общей и английской лексикологии Текст. / М. В. Никитин. -Владимир: Владимирский гос. пед. ин-т, 1974. 222 с.
  106. , М. В. Лексическое значение слова (структура и комбинаторика): Учебное пособие Текст. / М. В. Никитин. М.: Высшая школа, 1983.-128 с.
  107. , И. Б. Вопросы стиля мышления в естествознании Текст. / И. Б. Новик. М.: Политиздат, 1975. — 144 с.
  108. , А. В. Глагольная олигосемия в современном английском языке (лингвистический статус и семантические характеристики): Дис. .канд. филол. наук: 10.02.04 Текст. / А. В. Олянич. Орел, 1988. — 280 с.
  109. , А. В. Презентационная теория дискурса: монография Текст. / А. В. Олянич. Волгоград: Парадигма, 2004. — 507 с.
  110. Очерки синтаксиса современного итальянского языка (семантическая и грамматическая структура простого предложения) Текст. / Т. Б. Алисова. -М. :МГУ, 1971.-292 с.
  111. Н. В. Язык образов: парадигмы образов в русском поэтическом языке Текст. / Н. В. Павлович. М.: Азбуковник, 2004. — 528 с.
  112. , Е. В. Коммуникативное выделение на уровне синтаксиса и семантики Текст. / Е. В. Падучева // Семиотика и информатика. Вып. 36. — М.: Языки русской культуры, 1998. — С. 82 — 107.
  113. , В. 3. Философские проблемы языкознания: Гносеологические аспекты Текст. / В. 3. Панфилов. М.: Наука, 1977. — 287 с.
  114. , Д. Математика и правдоподобные рассуждения. Под ред. С. А. Яновской Текст. / Д. Пойа. М.: «Наука», 1975. — 463 с.
  115. , М. Я. Вопросы поэтики и художественной семантики Текст. / М. Я. Поляков. М.: Сов. писатель, 1986. — 480 с.
  116. Попова, 3. Д. Очерки по когнитивной лингвистике Текст. / 3. Д. Попова. Воронеж: Изд-во «Истоки», 2001. — 191 с.
  117. , А. А. Полное собрание трудов: Мысль и язык Текст. / А. А. Потебня. М.: Изд-во «Лабиринт», 1999. — 269 с.
  118. , Г. Г. Семиотика Текст. / Г. Г. Почепцов. М.: Рефл-бук -Ваклер, 2001. -432 с.
  119. , Е. В. О семантике синтаксиса. Материалы к трансформационной грамматике русского языка Текст. / Е. В. Пугачева. -М., 1974.
  120. , А. Д. Фразообразовательные модели в немецком и русском языках Текст. / А. Д. Райхштейн // Райхштейн А. Д. Сопоставительный анализ немецкой и русской фразеологии. М.: Высшая школа, 1980. — С. 61 -86.
  121. , И. И. Модели языка Текст. / И. И. Ревзин. М.: Изд-во академии наук СССР, 1962. — 192 с.
  122. , Е. Почему англичане говорят так Текст. / Е. Редфорд. М. Ленинград: Изд-во «Просвещение», 1964.-253 с.
  123. , А. А. Введение в языковедение Текст. / А. А. Реформатский. М.: Аспект-пресс, 2004. — 518 с.
  124. , В. М. Семиотические исследования Текст. / В. М. Розин. М.: ПЕР СЭ- СПб.: Университетская книга, 2001. — 256 с.
  125. , В. М. Английская фразеология: проблемы моделирования Текст. / В. М. Савицкий. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1993. -172 с.
  126. , В. М. Проблема моделирования в английской фразеологии (на материале английских глагольных фразеологических единиц): Дис.. докт.филол.наук: 10.02.04 Текст. / В. М. Савицкий. Самара, 1996.-458 с.
  127. , М. В. Функции естественных языков Электронный ресурс. / М. В. Сафронова. Режим доступа: http://www.ooipkro.nm.ru/Text/e7237.htm, свободный. Загл. с экрана.
  128. , JI. В. Словообразование как синтаксический процесс Текст. / JI.B. Сахарный // Проблемы структуры слова и предложения. Пермь: Перм.гос.ун-т., 1974. — С. 3 — 29.
  129. Семиотика: антология Текст. М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2001. — 702 с.
  130. , И. В. Лексическая семантика английского глагола. Учебное пособие к спецкурсу Текст. / И. В. Сентенберг. М.: Изд. МГПИ им. 1. B.И.Ленина, 1984.-96 с.
  131. , Э. Избранные труды по языкознанию и культурологи Текст. / Э. Сепир. -М.: Издательская группа «Прогресс», 2001. 656 с.
  132. , Б. А. Роль человеческого фактора в языке: Язык и мышление Текст. / Б. А. Серебренников. М.: Наука, 1988. — 244 с.
  133. , Г. Г. Семантические и валентностные классы английских каузативных глаголов: Автореф. дис.. докт. филол. наук: 10.02.04 Текст. / Г. Г. Сильницкий. Ленинград, 1974. — 43 с.
  134. , Г. Г. Семантические классы глаголов в английском языке. Учебное пособие к спецкурсу Текст. / Г. Г. Сильницкий. Смоленск, 1986. -112 с.
  135. Символ / Большая Советская Энциклопедия Текст. / Гл. ред. А. М. Прохоров. М.: «Советская Энциклопедия», 1976. — Т. 23. — С. 385.
  136. , Д. Психолингвистика Текст. / Д. Слобин, Дж. Грин / Пер. с англ. Е. И. Негневицкой / Под общ.ред. А. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1976. — 350 с.
  137. , А. И. К вопросу о слове (проблема отдельности слова) Текст. / А. И. Смирницкий // Вопросы теории и истории языка. М., 1952.1. C. 184−203.
  138. , А. И. Морфология английского языка Текст. / А. И. Смирницкий. М.: Изд-во лит. на иностр.яз., 1959. — 440 с.
  139. , А. И. Синтаксис английского языка Текст. / А. И. Смирницкий. М.: Изд-во лит. на иностр.яз., 1957. — 286 с.
  140. Солсо, P. JL Когнитивная психология Текст. / P. JI. Солсо. М.: Тривола, 1996. — 600 с.
  141. Сравнительная грамматика германских языков Текст. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963. — T.III. — 455 с.
  142. , Г. В. Несколько замечаний о специфике художественного текста Текст. / Г. В. Степанов // Сб.науч.тр. МГППИЯ им. М. Тореза. ВыпЛОЗ.-М., 1976.-С. 144−149.
  143. Структурно-типологическое описание современных германских языков Текст. М.: Изд-во «Наука», 1966. — 323 с.
  144. , И. П. Формальный vs. Функциональные подходы к языку Электронный ресурс. / И. П. Сусов // Лингвистический вестник. // Режим доступа: http://homepages.tversu.ru/~susov/, свободный. Загл. с экрана.
  145. , В. Н. Метафоризация и ее роль в создании картины мира Текст. / В. Н. Телия // Роль человеческого фактора в языке / Б. А. Серебренников, Е. С. Кубрякова, В. И. Постовалова и др. М.: Наука, 1988. — С. 173 — 204.
  146. Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация Текст. / С. Г. Тер-Минасова. М.: Слово, 2000. — 262 с.
  147. , Т. В. О типах познания в древнегерманской мифопоэтической модели мира Текст. / Т. В. Топорова // Вопросы языкознания. 2000. — № 2. -С. 36−46.
  148. , Н. С. Основы фонологии Текст. / Н. С. Трубецкой. М.: Изд-во иностр. лит., 1960. — 372 с.
  149. , Н. С. Основы фонологии Текст. / Н. С. Трубецкой. М.: Аспект-пресс, 2000. — 351 с.
  150. Тураева, 3. Я. Лингвистика текста Текст. / 3. Я. Тураева. М.: Просвещение, 1986. — 127 с.
  151. , JI. В. Гносеологическая природа моделирования Текст. / J1. В. Уваров // Моделирование и познание. Минск: Наука и техника, 1974. — С. 56−72.
  152. , А. А. Лексическое значение: Принципы семиологического описания лексики Текст. / А. А. Уфимцева / Под ред. 10. С. Степанова. -М.: Едиториал УРСС, 2002. 240 с.
  153. , А. А. Опыт изучения лексики как системы Текст. / А. А. Уфимцева. М.: Наука, 1962.
  154. , А. А. Семантический аспект языковых знаков Текст. / А. А. Уфимцева // Принципы и методы семантических исследований. М.: Наука, 1978.-С. 31−45.
  155. Фуре, Л. А Синтаксически репрезентируемые концепты: Дис.. докт. филол. наук: 10.02.04 Текст. / Л. А Фуре. Тамбов, 2004. — 370 с.
  156. , О. А. Звукоподражательные слова в немецком языке в сопоставлении с французским и русским языками: Дис. канд. филол. наук: 10.02.04 Текст. / О. А. Хабибуллина. Уфа, 2003. — 154 с.
  157. , Н. Логические основы лингвистической теории Текст. / Н. Хомский // Новое в лингвистике. М.: Изд-во «Прогресс», 1965. — Вып. 4. -С. 465−575.
  158. , Н. Синтаксические структуры Текст. / Н. Хомский // Новое в лингвистике. М.: Изд.иностр.лит., 1962. — Вып. 2. — С. 412 — 527.
  159. , Н. Язык и мышление Текст. / Н. Хомский. М.: Изд-во Московского ун-та, 1972. — 121 с.
  160. , А. С. Роль фразеологических единиц в поэтическом тексте: На материале произведений Р. Киплинга, У. Б. Йетса: Дис.. канд. филол. наук: 10.02.04 Текст. / А. С. Хрусталев. М., 1999. — 188 с.
  161. , А. История отдельных направлений лингвистики Текст. / А. Ченки // Вопросы языкознания. 1996. — № 2. — С. 68 -71.
  162. , А. П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991−2000) Текст. / А. П. Чудинов. -Монография. 2-е изд. Екатеринбург, 2003. — 238 с.
  163. , М. И. Грамматика поэзии и ее создатели Текст. / М. И. Шапир // Изд. АН СССР. Серия лит. и языка. 1987. — № 3. — С. 221 — 236.
  164. , С. К., Соболева, П. А. Аппликативная порождающая модель и исчисление трансформаций в русском языке Текст. / С. К. Шаумян, П. А. Соболева. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963. — 126 с.
  165. , С. К. Структурная лингвистика Текст. / С. К. Шаумян. М.: Изд-во «Наука», 1965. — 296 с.
  166. , Е. В. Семантика художественного образа и символа (на материале англоязычной поэзии XX века): Дис.. канд. филол. наук: 10.02.04 Текст. / Е. В. Шелестюк. М., 1998. — 209 с.
  167. , Н. А. Семантическая структура слова и его сочетаемость. Учен.зап. Текст. / Н. А. Шехтман. Л.: ЛГПУ, 1965.-261 с.
  168. , В. А. Роль моделей в познании Текст. / В. А. Штофф. Л.: Изд-во Ленингр. универ-та, 1963. — 128 с.
  169. Эко, У. Отсутствующая структура: введение в семиологию Текст. / У. Эко. Спб.: Симпозиум, 2004. — 544 с.
  170. , Р. О. В поисках сущности языка Текст. / Р. О. Якобсон // Семиотика: антология. М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая Книга, 2001. -С. 111−129.
  171. , Р. О. Звук и значение Текст. / Р. О. Якобсон // Воронин, С. В. Фоносемантические идеи в зарубежном языкознании (Очерки и извлечения). JI.: Изд-во Ленингр. Унив-та, 1990.-200 с.
  172. , Е. С. Фрагменты русских языков. КМ (модели, пространства, времени и восприяимя) Текст. / Е. С. Яковлева. М.: Гнозис, 1994. — 344 с.
  173. , П. В. Психосемантика цвета Текст. / П. В. Яньшин. СПб.: Изд-во «Речь», 2006. — 368 с.
  174. Anderson, J. R., Bower, G. H. Human Associative Memory Text. / J. R. Anderson, G. H. Bower. Washington, 1973. — 275 p.
  175. Cannon, G. Affixation and Compounding in New Words in Primarily American English Text. / G. Cannon // Papers of the 5th International Congress of Applied Linguistics. Montreal, August 1978.
  176. Chafe, W. L. Language and Consciousness Text. / W. L. Chafe. -«Language», 50,1974. P. 111 — 133.
  177. Chomsky, N. Linguistics and Cognitive Science: Problems and Mysteries. In the Chomsky an Turn Text. / N. Chomsky. Cambridge, 1991. — 97 p.
  178. Chomsky, N. Syntactic structures Text. / N. Chomsky. The Hague-Paris, 1957.
  179. Croft, W. Some Contributions of Typology to Cognitive Linguistics and Vice Versa Text. / W. Croft // Cognitive Linguistics: Foundations. Scope, and Methodology / Ed. By Th. Janssen, G. Redeker. Berlin, New York: Mouton de Gruyter, 1999.-P. 61−93.
  180. Debrunner, A. Lautsymbolik in alter und neuester Zeit Text. / A. Debrunner // Germanisch- Romantisch Monatsschrift, 1926. -Bd XIV. S. 32Iff.
  181. Eco, U. Producing Signs Text. / U. Eco // On Signs / Ed. By M. Blonsky. -The Johns Hopkins University Press: 1991. P. 176- 183.
  182. Eco, U. Semiotics: A Discipline or an Interdisciplinary Method? Text. / U. Eco // Sight, Sound and Sense / Ed. By Th. Sebeok. London: 1978. — P. 73 — 83.
  183. Events as Grammatical Objects. The Converging Perspectives of Lexical Semantics and Syntax Text. / Ed. By Carol Tenny and James Pustejovsky. -California: CSLI Publications, 2000. 495 p.
  184. Fass, D. Processing Metonymy and Metaphor Text. / D. Fass // Contemporary Studies in Cognitive Science and technology. London: Alex Publishing Corporation, 1997. — Vol.1. — 501 p.
  185. Frey, G. Symbolishe und ikonische Modelle Text. / G. Frey. «Synthese», 1969. — Vol.XII. — No 2/3. — 213 p.
  186. Goldberg, A.E. Constructions: A Construction Grammar Approach to Argument Structure Text. / A.E. Goldberg. Chicago, London: The university of Chicago Press, 1995. — 265 p.
  187. Gove, P. B. Problems of Defining. In: Shera J.H. et al. Information Systems in Documentation Text. / P. B. Gove. -N.Y., 1987. P. 3 — 14.
  188. De Groot, A. W. Classification of Word Groups Text. / A. W. De Groot. -«Lingua», 1957. Vol. VI. — № 2.
  189. Haas, W. Function and structure in linguistic descriptions Text. / W. Haas // Functionalism in linguistics. A.- Ph.: Benjamins, 1987. — P. 333 — 335.
  190. Hartmann, P. Modllbildungen in der Sprachwissenschaft Text. / P. Hartmann. «Studium Generale», 1965. — Jahrg. 18. — Heft. 6.
  191. Himmelmann, N. J. Morphosyntax und Morphologie: Die Ausrichtungsaffixe im Tagalog Text. / N. J. Himmelmann. Munchen: Fink, 1987.
  192. Jackendoff, R. Languages of the Mind. Essays on Mental Represantation Text. / R. Jackendoff. Massachusetts: The MIT Press, 1996. — 200 p.
  193. Jackendoff, R. Semantics and Cognition Text. / R. Jackendoff. Cambridge Mass -L.: 1993.-XIII.-283 p.
  194. Jones, G. Brave New Words Electronic resource. / G. Jones. Mirror, July 4, 2003 // Режим доступа: http://www.mirror.co.uk, свободный. — Загл. с экрана.
  195. Katz, J. J., Fodor, J. A. The Structure of a Semantic Theory Text. / J. J. Katz, J. A. Fodor. «Language», 1963. — Vol.39. — № 2. — P.l.
  196. Klaus, G. Kybernetik in philosophischer Sicht Text. / G. Klaus. Berlin, Dietz Verlag, 1961.-S. 245.
  197. Lakoff, G. Women, Fire and Dangerous Things. What Categories Reveal about the Mind Text. / G. Lakoff. Chicago and London: The University of Chicago Press, 1990.-614 p.
  198. Langacker, R. W. Assessing the Cognitive linguistic enterprise Text. / R. W. Langacker // Cognitive Linguistics: Foundations, Scope and Methodology. Cognitive Linguistics Research. Berlin-New-York, 1999. — Vol. 15. — P. 13 — 59.
  199. Langacker, R. W. Concept, image, and symbol. The cognitive basis of grammar Text. / R. W. Langacker. Berlin, 1991.
  200. Leathers, D. Nonverbal Communication Systems Text. / D. Leathers. -Boston: Allyn&Bacon Inc., 1976. 356 p.
  201. Lyons, J. Semantics Text. / J. Lyons. Cambridge: Cambridge University Press, 1990.
  202. Maratsos, M. Are actions to verbs as objects are to nouns? On the differential semantic bases of form, class, category Text. / M. Maratsos // Linguistics, 1990. Vol. 28.-P. 1351- 1379.
  203. Nilsen, D. L. F., Nilsen A. P. Semantic theory: A linguistic perspective Text. / D. L. .Nilsen, A. P. Nilsen. Rowley (Mass.): Newberry House, 1975.
  204. Palmer, F. R Semantics. A New Outline Text. / F. R. Palmer / Предисл. и коммент. М. В. Никитина. -M.: Высшая школа, 1982. 111 р.
  205. Quinion, М. Through the Blender: New Words, Portmanteau Style Electronic resource. / M. Quinion // Режим доступа: http:// www.worldwidewords.edu, свободный. Загл. с экрана.
  206. Role Theory: Concepts and Research Text. / Ed. By Biddle B.J. a. Thomas E.J. Huntington (N.J.): Krieger, 1979. — 453 p.
  207. Rosenbluth, A., Wiener, N. The role of models in science Text. / A. Rosenbluth, N. Wiener. «Philosophy of Science», 1945. — Vol. 12. — No.4. -316p.
  208. Seidl, J., McMordie, W. English Idioms and How to Use Them Text. / J. Seidl, W. McMordie. Oxford: Univ. Press, 1988. — Ed. 5. — 267 p.
  209. Sonesson, G. Ego meets Alter. The meaning of otherness in cultural semiotics. Special issue of Semiotica 128 ¾: In honour of Vilmos Voigt Text. / G. Sonesson. — Bernard, Jeff (ed.), 2000. — P. 537 — 559.
  210. Sonesson, G. Models and Methods in Pictorial Semiotics Text. / G. Sonesson. Lund: Semiotics Seminar. 1988.
  211. , B. 0. Performance as Metaphor Text. / B. 0. States // In: Theatre Journal. L.: The Johns Hopkins University Press 1996. — J4k 48.1 — P. 1 — 26.
  212. Stockwell, R. P. Foundations of syntactic theory Text. / R. P. Stockwell. -Prentice Hall, 1977.
  213. Talmy, L. Toward a Cognitive Semantics, Vol.2: Typology and Process in Concept Structuring Text. / L. Talmy. Cambridge, Massachusetts: The MIT Press, 2000.-495 p.
  214. , R. «Subjective» and «objective» readings of possessor nominals Text./ R. Taylor//Cognitive Linguistics, 1994. -Vol.5. № 5.-P. 214−215.
  215. Trnka, B. General laws of phonemic combination Text. / B. Trnka. TCLP, 1975.-VI.
  216. Verspoor, M., Sauter, K. English Sentence Analysis: An Introductory Course Text. / M. Verspoor, K. Sauter. Amsterdam/Philadelphia: John Benjamins Publishing Company, 2000. — 245 p.
  217. Weinreich, U. Explorations in semantic theory. «Current trends in linguistics» Text. / U. Weinreich. Mouton, 1966. — Vol.3. — 396 p.
  218. Wierzbicka, A. The Semantics of Grammar. Amsterdam Text. / A. Wierzbicka. Philadelphia, 1988.
  219. Woodall, W. Relationships between Verbal and Nonverbal Communication Text. / W. Woodall // Nonverbal Communication. The Unspoken Dialogue. -New York London — Tokyo: The McGraw-Hill Cos, 1996. — P. 135 — 187.
  220. Winograd, T. Language as a Cognitive Process Text. / T. Winograd // Syntax. Reading (Mass.): Addison — Wesley, 1983. — Vol.1. — P. 94 — 146.
  221. Электронный ресурс. // Режим доступа: www.msnbc.com, свободный.
  222. Archer, J. Shall We Tell the President? Text. / J. Archer London: Coronet Books, 1982.-286 p.
  223. Bbragg, M. The Silken Net Text. / M. Bbragg. M.: Pr.p., 1974.
  224. Bukowski, Ch. Women Text. / Ch. Bukowski. London: Virgin Publishing Ltd., 1999.-291 p.
  225. Cecelia, A. PS, I love you Text. / A. Cecelia. New York: International Edition, 2004.-471 p.
  226. Dean, R. Koontz. Watchers Text. / R. Dean. © Ruslit. Электронная библиотека — 281 p.
  227. Drabble, M. The Ice Age Text. / M. Drabble. London: Penguin Books, 1979. -287 p.
  228. Eliot, T. S. The Waste Land (a poem) Text. / T. S. Eliot / A Facsimile and Transer of The Original Drafts including. The Annotation of E. Pound. London: 1980.-28 p.
  229. Fitzgerald, F. S. The Great Gatsby Text. / F. S. Fitzgerald. N.Y.: Doubleday, Doran and Сотр., 1953.
  230. Hailey, A. The Final Diagnosis Text. / A. Hailey. London: Pan Booka, 1975. -336 p.
  231. Hemingway, E. To Have and Have Not Text. / E. Hemingway. London: Penguin Books, 1963. — 206 p.
  232. , О. 100 Selected Short Stories Text. / О. Нету. Hertfordshire :
  233. Wordsworth Editions Ltd., 1995. 735 p.
  234. Jakes, J. North And South Text. / J. Jakes. New York: Dell Publishing Co., 1983.-812 p.
  235. Jerome, K. Jerome. Three Men on the Bumme Text. / Jerome K. Jerome. -London: Penguin Popular Classics, 1994. 207 p.
  236. Joice, J. Ulysses Text. / J. Joice. London: Penguin Books in association with the Bodly Head, 1977. — 704 p.
  237. Lodge, D. Paradise News Text. / D. Lodge. London: Penguin Books, 1991. -369 p.
  238. Maugham, W. S. Of Human Bondage Text. / W. S. Maugham. Digitized by Cardinalis Etext Press, C.E.K., Posted to Wiretap in July 1993, as humbond, txt. — p. 517.
  239. Rowling, J. K. Harry potter and the Prisoner of Azkaban Text. / J. K. Rowling. Bloomsbury Publishing, 2000. — 317 p.
  240. Shreck II (на английском языке) Видеозапись. / реж. Э. Адамсон, К. Эсбери, К. Верной — Dream Works. 2005. — 1 вк. — Мультфильм вышел на экран в 2004 г.
  241. Spark, М. The Public Image. Stories Text. / M. Spark. M.: Progress Publishers, 1976.-292 p.
  242. Spillane, M. Kiss Me, Deadly Text. / M. Spillane. London: Transworld Publishers, 1963.-160 p.
  243. The poetical works of Henry Wadsworth Longfellow Text. London: Humphrey, Milford: Oxford University Press, Amen Corner, E.C., 1914. — 886 p.
  244. Wilson, A. The Wrong Set and Other Stories Text. / A. Wilson. London: Penguin Books, 1976.-201 p.
  245. Zoolinger, N. Rage in Chupadera Text. / N. Zoolinger. New York: Bantam Boob, 1991.-331 p.
  246. Большая советская энциклопедия Текст. / Под ред. Прохорова, 3-е издание. М.: «Советская энциклопедия», 1974. — Т. 16. — 393 с.
  247. Большой энциклопедический словарь. Языкознание Текст. / Под ред. В. Н. Ярцева М.: Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1998. -686 с.
  248. Краткий словарь лингвистических терминов Текст. / Н. В. Васильева, В. А. Виноградов, A.M. Шахнарович. М., 1995. — 176 с.
  249. , Е. С., Демьянков, В. 3., Панкрац, Ю. Г., Лузина, Л. Г. Краткий словарь когнитивных терминов Текст. / Е. С. Кубрякова, В. 3. Демьянков, 10. Г. Панкрац, Л. Г. Лузина / Под общ. ред. Е. С. Кубряковой. М., 1996. -245 с.
  250. , А. В. Англо-русский фразеологический словарь Текст. / А. В. Кунин. М.: Русский язык, 1998. — 501 с.
  251. Лингвистический энциклопедический словарь Текст. / Гл. ред. В. Н. Ярцева. -М.: Сов. энциклопедия, 1990. 685 с.
  252. Новый большой англо-русский словарь Текст. М.: Изд-во «Русский язык», 1993.-Т. 1.-832 с.
  253. Словарь терминологии тартусско-московской семиотической школы. Электронный ресурс. // Режим доступа: http://www.tsu.org/lotman/html, свободный. Загл. с экрана.
  254. Современная Энциклопедия On-Line Текст. © 2002.
  255. American Heritage ® Dictionary of the English Language Text. Third Edition © 1996 by Houghton Mifflin Company. Electronic version licensed from INSO Corporation
  256. The American Heritage ® Dictionaryof the English Language Text. Fourth Edition. — Copyright © 2000 by Houghton Mifflin Company.
  257. Botany Encyclopedia of Plants Electronic resource. Copyright © Tarragon Lane Ltd., 1997 — 2003. All Rights Reserved // Режим доступа: Botany.com, свободный. — Загл. с экрана.
  258. Brewer’s Dictionary of Phrase and Fable (Fifteenth Edition Revised by Adrian Room) Text. London: Cassell, 1996.
  259. Cambridge International Dictionary of English Text. London: Cambridge University Press, 1995. — 1774 p.
  260. The Columbia Electronic Encyclopedia Electronic resource., Copyright © Sixth Edition. — New York: Columbia University Press, 2000, New York // Режим доступа: bartleby.com, свободный. — Загл. с экрана.
  261. Hornby, A.S. The Advanced Learner’s Dictionary of Current English Text. / A.S. Hornby. London: Oxford Univ. press, 1974.
  262. Macmillan English Dictionary for Advanced Learners Text. Oxford: A&C Black Publishers Ltd, 2005. — 1692 p.
  263. The Random House Dictionary of the English Language Text. N.Y.: Random House Inc., 1973 — 1987.
  264. Steven, C. Earley. An Introduction to American Movies Text. / C. Earley Steven. Chicago: A Mentor library, 1978. — 337 p.
Заполнить форму текущей работой