Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Формирование коммуникативной компетентности у будущих сотрудников органов внутренних дел в системе высшего образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Деятельность органов внутренних дел в современных условиях характеризуется постоянным ростом числа молодых сотрудников, не справляющихся с возложенными на них обязанностями и оставляющих службу в органах внутренних делувеличением срока адаптации выпускников к условиям службы, поскольку изучаемые в вузе образцы специальной техники и нормативно-правовые акты МВД зачастую не соответствуют тем… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативной компетентности у будущего сотрудника органов внутренних дел в системе высшего образования
    • 1. 1. Сущность и содержание коммуникативной компетентности сотрудника органов внутренних дел
    • 1. 2. Показатели и уровни сформированности коммуникативной компетентности у будущего сотрудника органов внутренних дел
  • Выводы
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативной компетентности у будущих сотрудников органов внутренних дел в системе высшего образования
    • 2. 1. Программа опытно-экспериментальной работы по формированию коммуникативной компетентности будущих сотрудников органов внутренних дел в системе высшего образования
    • 2. 2. Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности будущих сотрудников органов внутренних дел в системе высшего образования
    • 2. 3. Итоги экспериментальной работы
  • Выводы

Формирование коммуникативной компетентности у будущих сотрудников органов внутренних дел в системе высшего образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Происшедшие за последние годы изменения в социально-экономической, политической, культурной сферах нашего общества существенно осложнили деятельность органов внутренних дел (ОВД) и выдвинули, новые требования к профессиональной подготовке специалистов этой области.

В условиях обострения оперативной обстановки работникам органов внутренних дел все чаще приходится действовать в экстремальных ситуациях. Большая роль в таких ситуациях отводится службам дежурных частей ОВД. Именно здесь принимается 90% всех поступающих в органы внутренних дел заявлений и сообщений о преступлениях и иных правонарушениях, а также обеспечивается оперативное реагирование на них. Дежурная часть — это самостоятельное структурное подразделение в системе органов внутренних дел, которое призвано осуществлять руководство и контроль за деятельностью разнообразных по характеру и функциям служб и аппаратов различных уровней управления в целях эффективного решения задач в области охраны общественного порядка и борьбы с преступностью.

Систематическое переоснащение специальной криминалистической и организационной техники, средств связи, сигнализации, наблюдения и других оборудований, постоянные изменения нормативных правовых актов требуют совершенствования фундаментальной и общепрофессиональной подготовки курсантов в учебных заведениях МВД России.

Деятельность органов внутренних дел в современных условиях характеризуется постоянным ростом числа молодых сотрудников, не справляющихся с возложенными на них обязанностями и оставляющих службу в органах внутренних делувеличением срока адаптации выпускников к условиям службы, поскольку изучаемые в вузе образцы специальной техники и нормативно-правовые акты МВД зачастую не соответствуют тем, с которыми приходится работатьповышением требований к правовым знаниям и коммуникативным умениям сотрудников ОВД в связи с становлением правового общества и увеличением количества обращений гражданского населения по правовым вопросам в органы внутренних дел.

В таких условиях успех деятельности сотрудников ОВД во многом зависит от того, насколько хорошо они обладают коммуникативной компетентностью.

Под коммуникативной компетентностью личности нами понимается, во-первых, совокупность теоретических знаний, практических умений и навыков, обеспечивающих эффективноепротекание коммуникативного процесса, ориентированность в различных ситуациях общенияво-вторых, система внутренних ресурсов личности, необходимых для построения продуктивного коммуникативного взаимодействия с гражданами, основанная на законах, правовых и нравственных нормах.

Проблемы коммуникации, коммуникативной компетентности всегда находились и находятся в центре внимания многих наук, изучающих человека: философии, социологии, педагогики, психологии. Философский аспект проблем общения-коммуникации представлен в трудах Ж. В. Ильенкова, М. С. Кагана, О. В. Лармина, Э. Мунье, В. Н. Садовского, М. И. Сетрова, И. Тудосеску, А. Д. Урсула, Г. П. Щедровицкого, К. Ясперса и др.

Социологический аспект коммуникации освещен в трудах Д. М. Гвишиани, А. Г. Здравомыслова, В. Я. Нечаева и др.

В психолого-педагогических науках процесс общения рассматривался с различных позиций. Анализ деятельностного подхода к общению представлен в работах Г. М. Андреевой, JI.C. Выготского,.

B.В. Давыдова, А. А. Леонтьева, В. В. Рыжова и др. Личностный подход в психологии (Б.Г. Ананьев, А. Г. Ковалев, Б. Ф. Ломов и др.) и педагогике (О.С. Багданова, З. И. Васильева, М. Б. Заславская, А. В. Мудрик, Л. И. Новикова, М. И. Шилова и др.) позволил определить место общения в структуре личности.

В научных исследованиях Г. М. Андреевой, Дж. Аткинсона, А. А. Бодалева, Н. П. Борисовой, Л. П. Буевой, Н. П. Ерастова, Е. С. Жарикова, Л. Зайверта, В. Зигерта, Е. С. Кузьмина, Н. В. Кузьминой, Л. Ланг, П. Мицича, Р. Скиннера, А. Файоля и др. выявлена устойчивая взаимосвязь между эффективностью деятельности и умением ее субъектов налаживать деловые отношения.

Содержание и методы подготовки взрослых к общению отражены в работах В. И. Андреева, А. Ю. Борисова, Ю. Н: Емельянова, Ю. М. Жукова,.

C.Л. Жуковой, Е. Н. Зарецкой, И. И. Зарецкой, Т. А. Ильиной, Л. А. Петровской, В. В Соколовой, В. П. Шейнова и других.

Применительно к сфере учебных заведений МВД России проблема профессионального развития курсантов в процессе подготовки нашла отражение в работах А. В. Барабанщикова, И. В. Биочинского, Н. Т. Волкова, В. Гожикова, В. П. Давыдова, А. Т. Иваницкого, Н. А. Игошева, В. Б. Синникова, Г. И. Шпака, в сфере воспитания в процессе профессиональной подготовки учащихся в гражданских учебных заведениях — в исследованиях С. Я. Батышева, В. М. Басовой, П. Н. Осипова, М. И. Рожкова.

В области изучения военнослужащих, в том числе и курсантов, трудились многие военные психологи и педагоги (Б.П. Батмаев, М. И. Дьяченко, М. П. Коробейников, Н. Ф. Котов, Н. И. Конюхов, И. В. Биочинский и др.).

Полученные в ходе исследования данные показывают, что более 60% выпускников учебных заведений МВД, работающих в Чувашской.

Республике, отмечают свою недостаточную подготовку в коммуникативной компетентности и более 40% признают, что у них не сформированы навыки самостоятельной работы по ее совершенствованию.

В качестве основных причин несформированности коммуникативной компетентности сотрудников выделены следующие:

1.Недостаточное внимание на занятиях формированию коммуникативных качеств личности у курсантов в вузах МВД.

2.Недооценка значимости коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности самими курсантами в годы учебы.

3.Неосознание преподавателями смежных дисциплин роли коммуникативной компетентности курсантов в их будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена противоречием между увеличивающимися с каждым днем требованиями общества к профессиональным качествам специалистов органов внутренних дел и сложившейся системой профессиональной подготовки. С одной стороны, современное общество нуждается в специалистах, достаточно хорошо владеющих культурой общения, а с другой — в системе подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел уделяется недостаточное внимание этому аспекту. Именно это обстоятельство определило выбор темы нашего исследования «Формирование коммуникативной компетентности у будущих сотрудников органов внутренних дел в системе высшего образования» и проблему, сформулированную нами следующим образом: «Каковы педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования коммуникативной компетентности у будущих сотрудников органов внутренних дел в системе высшего образования?».

Цель исследования — теоретически выявить и опытно-экспериментальным путем обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования коммуникативной компетентности у будущих сотрудников органов внутренних дел в системе высшего образования.

Объект исследования — система подготовки специалистов в учебных заведениях МВД России.

Предмет исследования — процесс формирования коммуникативной компетентности у будущих сотрудников органов внутренних дел.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что совершенствование формирования коммуникативной компетентности у будущих сотрудников органов внутренних дел в системе высшего образования происходит наиболее эффективно, если обеспечивается:

— осознание значимости коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности как курсантами, так и преподавателями;

— внедрение в учебный процесс спецкурса «Коммуникативная компетентность в профессиональной деятельности будущих сотрудников органов внутренних дел», обеспечивающего их теоретическую и практическую готовность к коммуникативной деятельностимоделирование коммуникативных ситуаций на занятиях, способствующих свободному вхождению курсантов в процесс общения;

— индивидуальный и дифференцированный подход к курсантам в процессе формирования у них коммуникативных способностей.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены задачи исследования: раскрыть сущность и содержание коммуникативной компетентности сотрудников органов внутренних дел;

— выявить типичные затруднения у будущих сотрудников ОВД в общении с гражданами и коллегамиразработать и апробировать в учебном процессе спецкурс «Коммуникативная компетентность в профессиональной деятельности будущих сотрудников органов внутренних дел»;

— определить и экспериментально обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования коммуникативной компетентности у будущих сотрудников органов внутренних дел в системе высшего образования;

— на основе проведенного исследования выработать практические рекомендации по совершенствованию процесса формирования коммуникативной компетентности у будущих сотрудников ОВД в системе высшего образования.

Методологическую основу исследования составляют: философские положения о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений реального мира, о диалектике общего, особенного и единичногоположения личностно ориентированного образования, теории и принципы культурологического, целостного, личностно-деятельностного, компетентностного индивидуального подходов к проблемам коммуникации.

Теоретической основой исследования являются идеи и положения теорий: системного подхода (В.И. Андреев, В. П. Беспалько, Ф. Ф. Королев, В. П. Кузьмин. Ю. П. Сокольников, Ю. Г. Татур и др.), профессиональной подготовки (Я.С. Батышев, А. П. Беляева, С. А. Шапоринский, В. И. Щеголь и др.), личностно-деятельного подхода (Б.Г. Ананьев, О. С. Гребнюк, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, А. В. Петровский, К. К. Платонов, C.JI. Рубинштейн и др.), теория формирования коммуникативной компетентности и речевой культуры (Е.В. Клюев, Е. Н. Зарецкая, А. Ю. Уваров, О. Е. Егоров, А. В. Мудрик, С. Е. Суворова, В. В. Соколова, М. М. Михайлов, Д. Э. Розенталь, Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Б. Н. Головин, К. С. Горбачевич и др.).

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем.

1. Выявлены типичные затруднения сотрудников ОВД в общении с коллегами и гражданами.

2. На основе теоретического анализа разработана система формирования коммуникативной компетентности у будущих сотрудников органов внутренних дел.

3. Экспериментально обоснованы педагогические условия, обеспечивающие совершенствование формирования коммуникативной компетентности у будущих сотрудников органов внутренних дел в системе высшего образования.

4. Определены показатели и критерии уровня коммуникативной компетентности сотрудников ОВД.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем определены принципы построения системы формирования коммуникативной компетентности у будущих сотрудников ОВД, содержание их подготовки к коммуникативной деятельностиобоснованы принципы построения учебных занятий, выявлены оптимальные педагогические условия успешного формирования коммуникативной компетентности у будущих сотрудников ОВД.

Результаты исследования обогащают существующие концепции, расширяют научные представления о формировании коммуникативной компетентности сотрудников ОВД.

Практическая значимость исследования состоит в том, что использование материалов диссертационного исследования позволит повысить качество профессиональной подготовки будущих сотрудников ОВД в системе высшего образованияпредложенные критерии и уровни формирования коммуникативной компетентности могут быть применены при диагностике и организации дифференцированной работы с курсантамиразработанные практические рекомендации, спецкурс.

Коммуникативная компетентность в профессиональной деятельности будущих сотрудников органов внутренних дел" усилят дидактический инструментарий подготовки специалистов в системе учебных заведений МВД.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились Чебоксарский филиал Нижегородской академии МВД России и учебный центр Министерства внутренних дел Чувашской Республики.

Исследовательская работа осуществлялась в три этапа.

Первый этап (1998;2000гг.). На данном этапе проводился поисково-теоретический анализ научно-методической, философской, психолого-педагогической литературы по теме исследования, изучался опыт работы преподавателей школы МВД, состояние проблемы в практике работы дежурных частей ОВДуточнялись направления изысканий по избранной темеопределялись методология и методы исследования.

Второй этап (2000;2004гг.) На этом этапе разрабатывалась экспериментальная программа, осуществлялась опытная работа по проверке гипотезы исследования.

Третий этап (2004;2005гг.) был посвящен подведению итогов исследования, оформлению результатов в виде диссертации.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на научно-практических конференциях в Чебоксарском филиале Нижегородской академии МВД России (2004), в учебном центре Министерства внутренних дел Чувашской Республики (2005), ежегодно на научно-практических конференциях в ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева».

Положения, выносимые на защиту;

1. Коммуникативная компетентность у будущих сотрудников органов внутренних дел — необходимая составляющаяих профессиональной культуры, включающая, во-первых, совокупность теоретических знаний, практических умений и навыков, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса, ориентированность в различных ситуациях общенияво-вторых, систему внутренних ресурсов личности, необходимых для построения продуктивного и коммуникативного взаимодействиях гражданами, основанную на законах, правовых и нравственных нормах.

2. Показатели и уровни сформированности коммуникативной компетентности у будущих сотрудников органов внутренних дел в системе высшего образования (наличие развитой речи, владение национальными языками, современными техническими средствами связи, основами компьютерной грамотности, умение составлять деловую документацию).

3. Для совершенствования' формирования коммуникативной компетентности у будущих сотрудников органов внутренних дел необходимо создание следующих педагогических условий:

— осознание значимости коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности как курсантами, так и преподавателями;

— внедрение в учебный процесс спецкурса «Коммуникативная компетентность в профессиональной деятельности будущих сотрудников органов внутренних дел»;

— моделирование коммуникативных ситуаций в процессе обучения, обеспечивающих свободное вхождение курсантов в процесс общения;

— индивидуальный и дифференцированный подход к курсантам в процессе формирования у них коммуникативных способностей.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из ведения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений. Она содержит 9 таблиц, 1 рисунок.

Выводы.

Таким образом, изучение уровней коммуникативной компетентности будущих сотрудников ОВД в системе высшего образования строилась по следующим показателям: наличие развитой речи, владение национальными языками, современными техническими средствами связи, основами компьютерной грамотности, умение составлять деловую документацию. В соответствии с критериями были выделены три уровня сформированности коммуникативной компетентности (высокий, средний, низкий).

В целях формирования коммуникативной компетентности как составляющей общей профессиональной подготовки будущего сотрудника ОВД и выработки у них осознанной потребности в развитии личных коммуникативных качеств нами был разработан и внедрен в учебный процесс спецкурс «Коммуникативная компетентность в профессиональной деятельности будущих сотрудников ОВД».

Наиболее адекватной формой развития коммуникативной компетентности курсантов является, на наш взгляд, моделирование коммуникативных ситуаций.

Основным методом моделирования коммуникативных ситуаций является комплексная игра, которая включает в себя компоненты получения знаний о проблеме, выработки умений и поведенческих схем, позволяющих сформировать определенное отношение к предстоящим событиям путем проигрывания коммуникативных ситуаций.

Комплексная игра создается на базе выделенных компонентов коммуникативной компетентности и предполагается, что, прорабатывая все названные компоненты, мы тем самым формируем эту компетентность.

Таким образом, анализ. развития основ коммуникативной компетентности у курсантов экспериментальной группы показал, что в целом легче формируется умение составлять деловую документацию. Формирование у курсантов критерия «владение национальными языками» в условиях филиала вызывает определенные затруднения.

Анализ материалов экспериментального исследования в совокупности позволяет говорить о положительных изменениях, которые произошли в профессиональном становлении личности курсантов в процессе изучения спецкурса «Коммуникативная компетентность в профессиональной деятельности будущих сотрудников органов внутренних дел». Этого можно достичь, если в процессе изучения программы доминантная, роль отводится коммуникативному аспекту содержания, а также широко используется система упражнений, моделирование ситуаций, направленных на формирование коммуникативных компонентов, и если поддерживается это направление деятельностью профессорско-преподавательского состава, общества, студенческого самоуправления.

Заключение

.

Выполненная нами экспериментальная работа и анализ основных вопросов исследуемой проблемы подтвердили правомерность выдвинутой гипотезы и позволили сформулировать ряд обобщенных выводов и рекомендаций:

1. Основы коммуникативной компетентности, сформированные у курсантов, служат фундаментом становления духовно развитой личности будущих сотрудников органов внутренних дел. Под коммуникативной компетентностью понимается, во-первых, совокупность теоретических знаний, практических умений и навыков, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса, ориентированность в различных ситуациях, общенияво-вторых, система внутренних ресурсов, необходимых для построения продуктивного коммуникативного взаимодействия с гражданами, основанная на законах, правовых и нравственных нормах.

Коммуникативная компетентность сотрудников ОВД предполагает наличие развитой речи, владение национальными языками, современными техническими средствами связи, основами компьютерной грамотности, умение составлять деловую документацию и др. Формирование вышеперечисленных коммуникативных компонентов играет большую роль в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Формирование основ коммуникативной компетентности происходит в процессе получения курсантами интегрированных систематизированных знаний, обеспечивающих осмысление коммуникативных знаний, принятие и применение их в практической деятельности.

2. Формирование коммуникативной компетентности у будущих сотрудников ОВД в системе высшего образования наиболее эффективно осуществляются через моделирование коммуникативных ситуаций в процессе профессионального становления сотрудника.

Под моделью мы рассматриваем естественно или искусственно созданное для изучения объекта познания явление (предмет, процесс, ситуация и т. д.), аналогичное другим явлениям (предметам, процессам, ситуациям и т. д.), исследование которых затруднено или невозможно.

Моделирование — это научный метод исследования различных систем путем построения моделей этих систем, сохранения некоторых основных особенностей предмета исследования и изучения функциональных моделей с переносом полученных данных на предмет исследования.

Процесс моделирования предполагает предварительное определение общей схемы, после чего исследователь переходит к выбору типа модели, наиболее соответствующей изучаемому объекту.

3. В ходе внедрения спецкурса в учебный процесс было выявлено, что у курсантов значимо изменяются представления о сфере коммуникации, стиль межличностных отношений становится более четким, и более оформленной становится эмоциональная направленность на коммуникацию, заинтересованность в ней. Курсанты начинают обозначать эту сферу как жизненно важное профессиональное качество в их будущей деятельности.

4. Педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность формирования коммуникативной компетентности курсантов учебных заведений МВД России выступают:

— осознание значимости коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности как курсантами, так и преподавателями;

— внедрение в учебный процесс спецкурса «Коммуникативная компетентность в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел»;

— моделирование коммуникативных ситуаций в процессе обучения, обеспечивающих свободное вхождение курсантов в процесс общения;

— индивидуальный и дифференцированный подход к курсантам в процессе формирования у них коммуникативных способностей.

В процессе исследования был выявлен ряд проблем, предполагающих дальнейшее изучение, в числе которых преемственность в формировании коммуникативных умений у сотрудников ОВД на разных ступенях непрерывного образованиясовершенствование профессиональных умений сотрудников ОВД в процессе их деятельностивозможность внедрения психолого-педагогических тренингов для преодоления существующих коммуникативных барьеров в системе повышения квалификации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. М. Практическая психология. — Екатеринбург: Деловая книга, 1998. — 335 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-335 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. -299 с.
  4. А.Н. Системное познание мира. Методологические проблемы. М., 1985. — 159 с.
  5. В.Н., Шелег Д. И., Безруких Е. С. Учебное уголовное дело: Учеб.- метод, пособие. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003. — 176 с.
  6. В.В. Психология профессионального общения юриста. М., 2002. — 242 с.
  7. В.В., Кравчук О. Н. Руководство для сотрудников ОВД по работе с телефоном доверия. М ., 2001. — 87 с.
  8. А.Н. Влияние самооценки на способ решения конфликтных ситуаций: Автореф. дис.. канд. психол. наук. JL, 1983. — 15 с.
  9. .Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.- 375 с.
  10. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект пресс, 1996. -373 с.
  11. П.Андрос О. Я., Безгина О. В., Маствилискер Э. И. Влияние типа взаимодействия на устойчивость индивидуального стиля в совместной деятельности // Психологические проблемы индивидуальности. -Вып.З. JL- М., 1985.- 145 с.
  12. О.М. Самооценка в структуре личности студента: Автореф. дис.. канд. психол. наук. JI., 1984. — 15 с.
  13. Т.В. Психологические особенности профессиональноговзаимодействий: Автореф. дис. .канд. психол. наук. JL, 1985. — 18 с.
  14. В.В. Методика воспитательной работы сотрудников факультетов, курсов образовательных учреждений МВД России.- М.: ГУК, Информцентр, 2002.- 16 с.
  15. Г. Сюжетно-ролевая игра как фактор развития коммуникативных способностей детей // Народная школа. 2004. — № 3.-С.31−33.
  16. Т.Е. Стиль общения как функция эффективности совместной деятельности // Психологический журнал. 1984. — № 6. -С.30−33.
  17. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности и основы. М.: Высшая школа, — 1980. — 368 с.
  18. А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. — 367 с.
  19. P.M. Методическое пособие по изучению индивидуального стиля в учебной и трудовой деятельности. Алма-Ата, 1987.-45 с.
  20. Н.В. Параметры обучения межкультурной коммуникации в средней школе // Иностранные языки в школе. 2002. — № 2. — С. 2832.
  21. М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования // Педагогика. 1994. — № 4. — С.23−26.
  22. М.Р. Социальная психология. М.: Междунар. пед. акад., 1994. -105 с.
  23. М.Р. Психология личностного роста. М.: Междунар. пед. акад., 1995.-64 с.
  24. А.А. Личность и общение. М.: Междунар. пед. акад., 1995. -325 с.
  25. А.А. О содержательном богатстве феномена общения и еговариативности II Мир психологии. 1996. — № 3. — С.5−11.
  26. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. — 199 с.
  27. Л.А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи- М., 1999.-95 с.
  28. В.Ф., Забродин Ю. М., Ломов Б. Ф. Системный анализ и организация адаптивного информационного взаимодействия человека и машины // Психологические проблемы взаимной адаптации человека и машины в системах управления. М., 1980. — С.7 — 34.
  29. Л.А. Давайте говорить правильно. М.: Высшая школа, 1989.-87 с.
  30. В.Н. Оформление участковыми инспекторами дел об административных правонарушениях: Учеб. пособие. Минск: МВШ МВД СССР, 1990.-66 с.
  31. Т.Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения. -М.: Наука, 1993.- 172 с.
  32. А.П., Матюшкин A.M. Актуальные проблемы непрерывного образования: Сборник научных трудов. М., 1982. -158 с.
  33. А.П. Непрерывное образование. Проблемы и перспективы. М., 1978. — 112 с.
  34. О.И. Развитие идеи гражданского воспитания подрастающего поколения (историко-педагогический аспект): Дис.. канд. пед. наук. -М., 1991.-142 с.
  35. Г. Н. Педагогика жизни. Чебоксары, 1989. — 335 с.
  36. А.А. Гуманизация школы: факультатив «Человековедение». // Советская педагогика. 1991. — № 5. — С. 20−25.
  37. Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1996. — 414 с.
  38. Л.С. Лекции по психологии. СПб.: Союз, 1997. — 140 с.
  39. JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. — 479 с.
  40. Т.В. Педагогическая психология. М., 2003. — 240 с.
  41. К.В. Теория и методика воспитания у школьников гуманного отношения к людям: Дис.. д -ра пед. наук. Минск, 1989.-231 с.
  42. .С. Перспективы развития системы непрерывного образования. М.: Педагогика, 1990. — 221 с.
  43. С.М. Теоретические основы преемственности средней и высшей школы в условиях непрерывного образования: Автореф. дис.. д ра пед. наук. — Воронеж, 1990. — 32 с.
  44. Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд во МГУ, 1987. — 174 с.
  45. .Н. Основы культуры речи. М.: Высшая школа, 1988. -319 с.
  46. Ф.Н. Книга об учителе. М., 1965. — 260 с.
  47. В.А. Психокоррекция стиля взаимодействия: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. М., 1996. -36 с.
  48. В.А. Психология общения.- М., 2002. 416 с.
  49. JI.K., Ширяев Е. Н. Культура русской речи. М.: Норма-Инфра-М., 2002.-549 с.
  50. B.C. Культура педагогического общения. М., 1990. — 143 с.
  51. В.В. Проблема развивающего обучения. М., 1986. 240 с.
  52. Деятельность: теории, методология, проблемы /Сост. И. Т. Касавин. — М.: Политиздат, 1990. 365 с.
  53. Дж. К. Инженерное и художественное конструирование. М.: Мир, 1976.-472 с.
  54. А.П. Психологическая коррекция конфликтного общения // Психологический журнал. 1984. — № 5. — С. 52−62.
  55. О. Коммуникативная функция учебного занятия: Она должна «работать» на образовательный процесс // Учитель. 2001. — № 1. — С.27 -30.
  56. Ю.В., Суродин В. И., Даронин Д. Ф. Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД.- М., 2000. С. 14−20.
  57. М.И., Черных Э. А. Психология следователя. М., 1994. -160 с.
  58. И.И. Проблема взаимодействия (философский очерк). -Минск: Наука и техника, 1971. 73 с.
  59. Н.И. Механизмы речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. -370 с.
  60. Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. -158 с.
  61. Е.Н. Место и роль общения в человеческой деятельности: Автореф. дис.. канд. филос. наук. -М., 1983. 193 с.
  62. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Новая школа, 1992.-61 с.
  63. Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. -М.: Дело, 2001- 477с.
  64. А.В. Генезис самооценки: Дис.. д-ра психол. наук. М., 1989.-456 с.
  65. .В. Теория личности К. Левина. М., 1981. — 117 с.
  66. В.В. Понимание в познании и общении. М., 1994. — 235 с.
  67. Е.Н. Искусство общения // Педагогический поиск. М.: Педагогика, 1982. — 110 с.
  68. Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. Пермь, 1992. — 159 с.
  69. Л.Б. Математические и кибернетические методы в педагогике.- М., 1964. 248 с.
  70. Л.Б. Математические методы в педагогике и педагогической психологии. -М.: Знание, 1965. — № 3. — С.95−98.
  71. В.И., Муравьева О. И. Менталитет и коммуникативная среда в транзитивном обществе. Томск: ТГУ, 2004. — 278 с.
  72. М.С. Мир общения. М.: Политиздат, 1988. — 315 с.
  73. М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. — 315 с.
  74. М.С. Философская теория ценностей. СПб.: Просвещение, 1987.- 190 с.
  75. О.М. Коммуникативная компетентность учителя физической культуры. М., 1992. — 175 с.
  76. О.М. Культура речевого общения: Теория и практика обучения. М.: Флинта — наука, 1999. — 183 с.
  77. Н.И. Социально-психологические проблемы коммуникативного взаимодействия: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1991.- 19 с.
  78. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987. -190 с.
  79. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. М., 1995. — 108 с.
  80. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. -М., 1990. 140 с.
  81. В.А. Грани воспитания (раздумья педагога). Челябинск: Южно-урал. кн. изд-во, 1974. — 129 с.
  82. В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности -основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993. — 80 с.
  83. Г. А. Методические основы интенсивного обученияиностранным языкам. -М.: Изд-во МГУ, 1986. -175 с.
  84. Е.Б. Самоанализ индивидуальных приемов выполнения технологических операций как средство преодоления однообразия труда //Вопросы психологии. 1984. — № 1. — С.87−91.
  85. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969. — 278 с.
  86. Е.В. Речевая коммуникация: Учеб. пособие для ун-тов и ин-тов. М.: ПРИОР, 1998. — 224 с.
  87. Г. А. Общение и его воспитательное значение // Мир психологии. 1996.-№ 3.- С. 1−17.
  88. Ю.В. Формирование профессиональной компетентности социальных работников в процессе вузовского обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1996. 16 с.
  89. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). Минск, 1976. — 350 с.
  90. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. -Минск, 1976. 360 с.
  91. Комплексная социально-психологическая методика изучения личности инженера.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. 179 с.
  92. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Лолитиздат, 1984.- 334 с.
  93. Кон И. С. Открытие «Я». -М., 1978. 336 с.
  94. О.А. Психологические механизмы регулирования деятельности. М., 1980. — 355 с.
  95. А.П. Административная деятельность ОВД. Общая часть. -М., 1998.- С.140−156.
  96. Ю.Н. Личность. Внутренний мир и реализация. СПб, 1996.-216 с.
  97. В.Н. Стиль общения и его формирование. JI., 1985. — 20 с.
  98. А.Р. Образцы судебных документов /Отв. ред. Ю. Д. Северин. М.: Юрид. лит., 1987. — 336 с.
  99. Н.А., Михайлова О. А. Культурные практики толерантности в речевой коммуникации. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2004. — 591 с.
  100. В.А. Программа учебной ознакомительной практики курсантов 1 курса Чебоксарский филиал Нижегородской академии МВД России. Чебоксары, 2004. — С.3−5.
  101. Н.В. На пути к профессиональному совершенству. — М., 1990.- 157 с.
  102. Г. М. Диалог в процессе совместного решения мыслительных задач // Проблема общения в психологии. М., 1981. -С. 92−121.
  103. Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. — СПб., 1996. 391 с.
  104. В.Н. Психология и этика делового общения. М., 1997. — 279 с.
  105. Г. Е. Руководство по методике изучения ценностных ориентации личности. Л., 1990. — 30 с.
  106. А.А. Педагогическое общение. М., 1979. — 47 с.
  107. А.А. Психология общения. М.: Мысль, 1997. — 63 с.
  108. А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969.- 215 с.
  109. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  110. Личность. Внутренний мир и самореализация: идеи, концепции, взгляды. СПб. 1996. — 217 с.
  111. .Ф. Проблема комплексного изучения человека. М., 1983.-84 с.
  112. .Ф. Системность в психологии. М.- Воронеж, 1996. — 383 с.
  113. В.Я. Учение, сотрудничество, творчество // Проблемы психологии обучения. М., 1984. — № 5. — С.56−59.
  114. Майерс Дэвид. Социальная психология. СПб. 1997. — 682 с.
  115. А.К. Психология профессионализма. М.: Междунар. гуман. фонд «Знание», 1996. — 308 с.
  116. К. и Энгельс Ф. Полное собрание сочинений: Т. 20. М., -1961.-827 с.
  117. В. Коммуникационная среда мира и общественное развитие // Мировая экономика и международные отношения. 2001. -№ 1 — С. 27−33. ,
  118. Р. Структура личности // Экспериментальная психология. -Вып.5. М., 1975. — С. 67−78.
  119. B.C. Индивидуальный стиль общения // Психологический журнал. 1982. — № 4. — С. 26 -36.
  120. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986. — 253 с.
  121. B.C. Очерк психологии личности. Пермь, 1959. — 171 с.
  122. Е.А. Эмоционально-волевые компоненты надежности оператора // Очерки психологии труда оператора. М., 1974. — 94 с.
  123. Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. -1997.- № 4.- С. 28−38.
  124. Дж. Социология. М., 1958. — 258 с.
  125. А.В. О коммуникативной культуре // Директор школы. -2003.- № 6. С.37−42.
  126. А.А. Культура речи учителя. М.: Моск. психол.- соц. ин-т- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. — 432 с.
  127. М.И., Сухомлинский В. А. Человеческая личность неповторима. Курск, 1991. — 125 с.
  128. Мы живем среди людей: Кодекс поведения / Под ред. А. Б. Ролубовского. М.: ИПЛ, 1989. — 383 с.
  129. В.Н. Психология отношений. М., Воронеж, 1995. — 356 с.
  130. Н.Д. Современная высшая школа капиталистических стран: основные вопросы дидактики. М., 1978. — 279 с.
  131. Н.Д. Школьное дело США: Перспектива 2000 // Сов.педагогика. 1991. — № 11. — С. 111 -114.
  132. Н.Н. Психологическая культура взаимных отношений. М., 1986.- 109 с.
  133. Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев, 1990. -86 с.
  134. Общение и оптимизация совместной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1987.- 302 с.
  135. О.Ю. Моделирование структуры и содержания процесса обучения. М., 1976. — 120 с.
  136. С.И. Словарь русского языка. М., 1990. — 923 с.
  137. .Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.-347 с.
  138. Е.И. Погружение.в коммуникативность // Коммуникативная методика. 2003. — № 4 (10). — С.50−51.
  139. Е.И. Давайте все же договоримся!: Портрет коммуникативности // Коммуникативная методика. — 2003. № 6 (12). -С.50−51.
  140. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и педколледжей / Подред. П. И. Пидкасистого. М.: Рос. пед. агентство, 1995. — 637 с.
  141. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив., М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
  142. А.В. Основы теоретической психологии. М., 1998. -526 с.
  143. А.В. Психология о каждом из нас. М., 1992. — 98 с.
  144. В.А. Личность: феномен субъектности. Ростов н/Д, 1993.- 67с.
  145. К.К., Голубев Г. Г. Психология. М., 1977. — 240 с.
  146. Проблемы психологии личности. М.: Наука, 1982. — 245 с.
  147. Процессуальные акты участкового инспектора милиции при проверке заявлений и сообщений о преступлениях: Учеб.-практ. пособие / Под ред. С. В. Болотина. Тюмень: Тюмен. высш. шк. МВД РФ. — 1992. -90 с.
  148. Психология труда учителя / Под ред. А. К. Марковой. М., 1993. -190 с.
  149. Психологический словарь. М.: Педагогика — пресс, 1997. — 438 с.
  150. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 1991. — 184 с.
  151. Психология личности: тесты, опросники, методики. М.: Теликон, 1995. -236 с.
  152. Е.И. Настольная книга психолога в образовании. М.: Владос. -527 с.
  153. Российская педагогическая энциклопедия. Т.1. — М.: Большая российская энцикл., 1993. — 608 с.
  154. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Литер., 1999. -705 с.
  155. И.Л. Стиль общения и его детерминанты: Автореф. дис.канд. психол. наук. М., 1988. — 18 с.
  156. Санталайнен Тито и др. Управление по результатам. М., 1993. -317 с.
  157. Р.Т. Общее и специфическое взаимодействие. Вып.7. -Алма-Ата, 1975.- 123 с.
  158. Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000.- 240 с.
  159. П.И., Захарова JI.H. Психологическая напряженность в моделируемых экспериментальных условиях деятельности // Психологический журнал. 1986.- №.6. — С. 43−56.
  160. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб., 1996. 346 с.
  161. Системный анализ и организация адаптивного информационного взаимодействия человека и машины // Психологические проблемы взаимной адаптации человека и машины в системах управления. М., 1980.-С.7−34.
  162. В.А. Педагогическая деятельность и проблема формирования личности учителя // Психология труда и личности учителя. Л., 1976. — Вып.1. — С. 53−72.
  163. В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие. -М., 1997. 511 с.
  164. В.А. Учитель и время // Советская педагогика. 1990. -№ 9. — С. 37−47.
  165. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. -160 с.
  166. В.А., Подымова JI.C. Педагогика инновационной деятельности. М.: Магистр, 1997. — 180 с.
  167. С.Д. Принцип активности в построении ифункционировании психического образа: Автореф. дис.канд.психол. наук. М., 1988. — 39 с.
  168. Современный философский словарь. М. Бишкек- Екатеринбург, 1996. — 602 с.
  169. В.В. Общепедагогические основы формирования коммуникативной культуры в системе непрерывного образования: Дис. .д-ра. пед. наук. Н. Новгород, 1999. — 449 с.
  170. А.И. Коммуникация и культура: противоречия поля политики // Политические исследования. 2002. — № 6. — С.6−17.
  171. Сопер Поль JT. Основы искусства речи. М.: Яхтсмен, 1995. — 85 с.
  172. .А. Мотив и смысл (психолого-педагогическое исследование). М.: Прометей, 1993. — 198 с.
  173. Социальная психология и этика делового общения / Под ред.В. Н. Лавриненко. М.: ЮНИТИ, 1995. — 161 с.
  174. Социально-психологические вопросы педагогического воздействия / Под ред. Г. С. Сухобской. Таллин, 1976. — 178 с.
  175. Д. Метод измерения индивидуального стиля познавательной деятельности // Методы психологического исследования: проблемы и поиски путей реализации / Под. ред. В. А. Барабанщикова, В. Н. Насуленко. М., 1986. — № 5. -С.82 — 94.
  176. А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972. — 300 с.
  177. В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. -286 с.
  178. М.И. Если мы хотим сотрудничать. М.: Академия, 1996. -380 с.
  179. В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. -Т.2 / Сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль. М.: Педагогика, 1980. — 384 с.
  180. Ш. Таланчук Н. М. Введение в неопедагогику: Пособие для педагогов-новаторов. М., 1991. — 180 с.
  181. В.А. Стили профессиональной деятельности: организация компонентов и взаимодействия субъектов // Вестн. МГУ. Сер. 14. -1996. — № 3. — С.51−59.
  182. В.П. Психология межличностного влияния и оценивания: Учеб. пособие. Л., 1984. — 43 с.
  183. А.Ю. Компьютерная коммуникация в современном образовании // Информатика и образование. 1998. — № 4. — С.65−77.
  184. К.Д. Проект учительской семинарии // Собр. соч. Т.2. -М., 1974.-438 с.
  185. А.А., Мищенко JI.B., Головко С. Н. Практика курсантов и слушателей вузов МВД России. М.: ГУК, Информцентр, 2002. — С. З-57.
  186. В.Г. Коммуникация и диалог в науке и за ее пределами // Общественные науки и современность. 2004. — № 5. — С.75−82. -Библиогр.: С. 82.
  187. М.Н. Невербальные коммуникации в конфликтных личностных взаимоотношениях // Мир образования образование в мире. — 2004. — № 1. — С. 12−17.
  188. Л.Б. Коммуникация, общение, взаимодействие // Мир психологии. 1996.-No3.-C. 12−16.
  189. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. — 840 с.
  190. X. Мотивация и деятельность. Т. 1−2. М., 1986. -391 с.
  191. Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и педагогов. Рига: Эксперимент, 1995. — 239 с.
  192. П.Р. Вопросы самосознания личности в современной психологии // Психологическая наука в СССР. М., 1960. — С. 91−110.
  193. П.Р. Проблема субъектности в свете современных задач психологии воспитания // Вопросы психологии. 1988. — № 4. — С. 1525.
  194. В.В. Психология трудового обучения. М., 1969. -303 с.
  195. О.В. Концепция взаимодействия и методологические проблемы дизайна: Дисканд. филос. наук. Минск, 1982. — 93 с.
  196. И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. -143 с.
  197. А.Ю. Формирование психологической готовности боевых расчетов к несению боевого дежурства. М., 1993. — 151 с.
  198. В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция//Вопросы психологии. 1997. -№ 3.- С. 102−111.
  199. B.C. и др. Самосознание подростка с гармоничным и отклоняющимся поведением. Ставрополь, 1993. — 249 с.
  200. П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М.: Педагогика, 1981. — 96 с. '
  201. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982. — 185 с.
  202. Р.Х. Самолюбие детей. М., 1969. -18 с.
  203. Т. Социальная психология. М., 1999. — 539 с.
  204. Е.Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования: Автореф. дис. д-ра. пед. наук. -М., 1991. -29 с.
  205. И.П. Когнитивный стиль и общение. Ростов н/Д, 1994. — 104 с.
  206. В.А. Моделирование и философия. М., 1966. — 198 с.
  207. Э.П. Языковая коммуникация и обучение иностранным языкам. М., 1972.-С. 14−22.
  208. Г. П. Интеллект и коммуникация // Вопросы философии. -2004. № з. с. 170−183.
  209. Ян. Элементарные понятия социологии. М., 1969. -84 с.
  210. Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж.Пиаже. -Вып. 5. (Эксп. Нютена и Робайе). М., 1966. — 429 с.
  211. Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. — 144 с.
  212. И.М. Психология взаимопонимания. Казань: Татарское книжное издательство, 1991.-191 с.
  213. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: — Самар. ун-т, 1995. — 329 с.
  214. И.С. Личностно-ориентированнов обучение в современной школе. М., 1996. — 95 с.
  215. С.Е. Диалог как коммуникативный режим // Человек. 2001. -№ 5. — С.142−148.
  216. Argyle М. Social interaction. London, 1969. — 504 p.
  217. Argyle M. Furnham A., Craharn J.A. Social Situations. Cambridge Univ. Press, 1981.-453 p.
  218. Kiesler D. J. An interpersonal communication analysis of relationship in psychotherapy // TPsychiatry. 1979. Vol.42. — P.299−311.217. 203. La Forge R. et al. The interperonal dimensions of personality // J, of Pers. 1955. — Vol.24. — P.94−112.
Заполнить форму текущей работой