Элементы программы социализации детей в детском оздоровительном лагере «Искра»
В основе данной программы лежит принцип поэтапности развития группы и постепенности в более глубоком понимании каждым участником себя. Каждая встреча логически вытекает из предыдущей и является в содержательном плане основой для последующей. Благодаря этому человек постепенно углубляется в процесс осознания себя, приоткрывая разные стороны своего «Я». В процессе тренинга развиваются техники… Читать ещё >
Элементы программы социализации детей в детском оздоровительном лагере «Искра» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Работа в режиме игрового тренинга.
Цели и задачи тренинга личностного роста: самопознание участников, вскрытие личностных ресурсов для самореализации, развитие явных и скрытых способностей, оказание самои взаимопомощи, создание своей концепции жизнепроживания. На занятиях предлагаются упражнения, направленные на осознание ребятами своих собственных потребностей, мотивов поведения, так называемых, «одежд персоны», используется работа с воображением, рисование, элементы телесно-ориентированной и танцевальной терапии. Такая углубленная работа с подростком пробуждает позитивную личностную активность и направляет его личностный рост.
Цель и задачи когнитивного тренинга — формирование навыков эффективного использования своих познавательных способностей; осознание своего когнитивного стиля; формирование навыка решения нестандартных задач; развитие интуиции; обучение гибкому использованию пространственно-образного и логического мышления; развитие навыка использования рационального мышления для предотвращения крайних эмоциональных состояний. Занятия включают короткие теоретические сообщения, групповые эксперименты с последующим обсуждением, упражнения в парах и малых группах на получение нового когнитивного опыта. Проводятся тесты на внимание, память, мышление. Подросток учится распознаванию своих индивидуальных способностей и задатков, что позволит ему занять достойное место в социуме. Укрепление уверенности в себе, в своих способностях формирует внутренний мир подростка и его индивидуальный стиль межличностного общения.
Тренинг сценического мастерства.
Сценическое искусство знакомит подростка с миром человеческих переживаний и отношений. Чувство можно выразить не только словами, но и мимикой, жестом, движением. Уметь выразить свои чувства и понять чувства другого — такова задача обучения в актерских тренингах. В творчестве происходит взаимодействие и взаимодополнение двух типов мышления — образного и логического, т. е. соединяются воедино осознанные и неосознаваемые процессы. В работу включается вся психика человека. Создается целостность в творчестве, иначе человек не может творить.
Цели и задачи тренинга: последовательное движение вперед при овладении детьми основами актерского мастерства; обретение гибкости в социальных контактах через моделирование ролевого поведения; формирование индивидуального стиля в ходе актерского тренинга.
В программе тренинга сценического мастерства: знакомство с многообразием выразительных средств в театре; формирование и тренировка умений и навыков: управление своим вниманием, умение активизировать свою фантазию, начальное умение фиксировать и осмысливать особенности поведения, умение видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых ситуациях; определение значения подробностей в искусстве; выработка навыков органичного и целесообразного поведения; знакомство с невербальными средствами общения; овладение навыками сценической речи. Предлагаются следующие упражнения: «Театр», «Реклама», «Перевоплощение», «Кинофестиваль», «Конкурс актерского мастерства».
Школа обаяния.
Цель и задачи тренинга «Школа обаяния»: коррекция отношений к «Я»; достижение способности к субъективной самооценке, осознанию и устранению проявлений психологической защиты; реабилитация «Я» в собственных глазах.
В основе данной программы лежит принцип поэтапности развития группы и постепенности в более глубоком понимании каждым участником себя. Каждая встреча логически вытекает из предыдущей и является в содержательном плане основой для последующей. Благодаря этому человек постепенно углубляется в процесс осознания себя, приоткрывая разные стороны своего «Я». В процессе тренинга развиваются техники самопознания: анализ, обратная связь, рефлексия. Стратегическую линию программы можно изобразить следующим образом: получение информации о себе, выстраивание нового типа отношений с самим собой и окружающими, закрепление позитивного опыта общения в группе, прогнозирование будущих жизненных планов участниками группы. Интеграция личности в общество реализуется через самосознание, самооценку и самоконтроль, составляющие реальное «Я» человека, в то время как его идеальное «Я» определяет направление, куда движется личность в процессе самосовершенствования. Проводятся упражнения: «Интервью», «Принятие себя», «Ласковое слово», «Мой герб», «По секрету».
Валеологическая деятельность.
Здоровье — важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития человеческого, а особенно, детского организма. Понятие здоровья мы рассматриваем не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психологического благополучия. Стержневым понятием программы является «единое целое», то есть здоровье следует понимать как нечто целое, состоящее из взаимозависимых частей. Все, что происходит с одной из частей, обязательно влияет на все остальные части единого целого.
Иллюстрацией понятия «единого целого» может служить стилизованное изображение цветка. Каждый лепесток представляет собой один из аспектов здоровья: физический, эмоциональный, социальный, личностный и духовный.
Под физическим здоровьем понимается то, как функционирует наш организм, работоспособность всех систем. Нам важно знать, как наш организм функционирует, для того чтобы определить, здоровы мы или с нами что-то не в порядке.
Под интеллектуальным здоровьем понимается то, как ребенок получает информацию, знания того, где можно получить нужную информацию и как пользоваться уже полученной информацией. Необходимо умение извлекать знания из разнообразных источников и пользоваться ими с тем, чтобы принимать решения, касающиеся оздоровления своего организма. Эмоциональное здоровье означает понимание своих чувств и умение выразить их. Знание своего отношения к самому себе и окружающим людям помогает выразить свои чувства в форме, понятной для других. Необходимо уверенное владение целым рядом эмоций и знание того, какие из них допустимы, а какие нет. Социальное здоровье подразумевает взаимодействие с окружающими, осознание в качестве личности мужского или женского пола. Необходимо понимать, что действительно важно для вас в отношениях с окружающими.
О личностном здоровье можно судить по тому, как ребенок осознает себя в качестве личности, как развивается его «Я», что и каким образом он стремится достичь, что понимает под успехом. Каждый человек самореализуется по-своему, и способ самореализации зависит от того, что мы ценим и чего хотим добиться на благо себя и общества.
Духовное здоровье имеет большое значение для здоровья человека в целом. Духовность отражает суть нашего бытия (то, что действительно важно для нас, что мы более всего ценим). Это центр жизни, обеспечивающий целостность личности, позволяющий понять остальные пять аспектов здоровья. Программа для подростков, включает в себя ряд занятий по нескольким темам (см. приложение 2).
Спортивно-туристическая деятельность.
Эту деятельность можно отнести к традиционным методам воспитания, обучения и оздоровления детей. Туризм и краеведение имеют комплексное воздействие на личность и коллектив. Это выражается в повышении духовного и физического потенциала ребенка, уровня знаний и умений, удовлетворении потребности детей в самовыражении, творчестве, общении с людьми и природой. Спортивно-туристическая деятельность универсальна по содержанию и доступна по формам организации.
Цели и задачи спортивно-туристической деятельности:
Дать знания, привить умения и навыки по основам спортивно-туристической деятельности (навыки подбора личного и группового снаряжения, организации привалов и ночлегов, укладки рюкзака, техники преодоления препятствий, ориентировка на местности и т. д.).
Сформировать представления о правилах поведения на природе, во время походов, прогулок, экскурсий.
Привить интерес к занятиям туризмом и краеведением как активной, познавательной, оздоровительной и досуговой деятельности.
Способствовать развитию хорошего коллектива, созданию обстановки доброжелательности, психологического комфорта, удовлетворению потребностей детей.
Знания и практические умения, приобретенные детьми при изучении туристической программы, носят прикладной характер и могут быть ими использованы достаточно широко в будущей жизни. Организация туристических занятий включает следующие темы (см. приложение 3).
Таким образом, творчество, лежащее в основе разработанной программы социализации детей в ДОЛ «Искра», ведет к целостности в работе психики. Формируется поведение как форма проявления личности, обеспечивающее ей адекватное приспособление в социальной среде. Развивается умение видеть и слышать, сопереживать, в игре происходит ломка стереотипов поверхностного общения, достигается большая осознанность самого себя, и, следовательно, понимание себя и окружающего мира.