Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Развитие эмоционально-оценочной лексики глухих детей младшего школьного возраста во внеурочное время

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

A.А. Залевская, В. А. Звегинцев и др.), в которых даётся характеристика эмоционально-оценочной лексики как одного из пластов системы русского языка по составу, границам, семантическим особенностям. В основу исследования легли научные представления о важности эмоционального развития детей с различными нарушениями (Е.Л. Гончарова, О. И. Кукушкина и др.), основные принципы… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ЛЕКСИКА КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Характеристика эмоциональной сферы человека
    • 1. 2. Роль эмоций в жизни ребёнка, формирование и развитие эмоциональной сферы
    • 1. 3. Овладение детьми словарём эмоций
    • 1. 4. Проблема развития эмоций и усвоения эмоционально-оценочной лексики в сурдопедагогике
  • ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНОГО СЛОВАРЯ ГЛУХИХ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В СРАВНИТЕЛЬНОМ АСПЕКТЕ СО СЛЫШАЩИМИ СВЕРСТНИКАМИ (МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ)
    • 2. 1. Обоснование выбора методик констатирующего эксперимента
    • 2. 2. Характеристика исследуемых глухих детей
    • 2. 3. Методики констатирующего эксперимента
    • 2. 4. Результаты констатирующего эксперимента
  • ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСВОЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ЛЕКСИКИ ГЛУХИМИ УЧАЩИМИСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Ю
    • 3. 1. Работа над эмоционально-оценочной лексикой глухих школь- 100 ников (формирующий эксперимент)
    • 3. 2. Результаты экспериментального обучения (контрольный экс- 120 перимент)
    • 3. 3. Психолого-педагогические рекомендации

Развитие эмоционально-оценочной лексики глухих детей младшего школьного возраста во внеурочное время (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный этап развития общества выдвигает особые требования к содержанию школьного образования. Организация учебно-воспитательного процесса школы должна способствовать решению проблем воспитания социально активной и творческой личности. Усиление внимания к воспитанию школьников ориентирует направленность образовательной работы не только и не столько на приобретение ими знаний, умений и навыков, сколько на их личностное развитие, формирование и активизацию навыков общения и взаимодействия, то есть на социализацию.

Интенсификация учебно-воспитательного процесса в школе для глухих детей предполагает повышение уровня социально-эмоционального развития учащихся, значимость которого для ребёнка с особыми образовательными потребностями подчёркивается целым рядом специалистов в области специальной (коррекционной) педагогики (E.JI. Гончарова, О. И. Кукушкина и др.).

Формирование эмоциональной сферы глухого ребёнка выступает как одно из важных условий его адаптации в обществе, успешного взаимодействия с окружающими. Поэтому в общеобразовательной школе I вида важно проводить специальную работу, направленную на решение проблемы эмоционального развития учащихся, которое взаимосвязано с обогащением их речи эмоционально-оценочной лексикой (E.JI. Гончарова, Т. М. Грабенко, Н. Е. Граш, Т. К. Королевская, О. И. Кукушкина, М. И. Никитина, Е. Г. Речицкая, В. Петшак и др.).

Значимость овладения эмоционально-оценочной лексикой в жизнедеятельности ребёнка состоит в следующем.

1. Вербальное обозначение эмоций необходимо для осознания человеком своих собственных эмоциональных переживаний и переживаний других людей, для адекватной коммуникации с ними (А.Н. Лук, 1982; Я. Рейковский, 1979; П. М. Якобсон, 1958 и др.) — эмоционально-оценочная лексика служит средством оречевления эмоций (С.Л. Рубинштейн, 1946).

2. Формирование эмоционально-оценочной лексики является важным условием личностного и эмоционального развития, нравственного воспитания. Знание о нормах и правилах морали, отражающихся в слове, рассматривается как один из приоритетов в оценке уровня морального развития индивида (Н.А. Корниенко, 1993; С. Г. Якобсон, В. Г. Щур, 1977; М. Г. Яновская, 1998,2003; В. И. Яшина, 1992 и др.).

3. Задачи обучения детей регуляции эмоций, развития их чувственной сферы могут быть решены лишь при условии наличия у воспитанников необходимых знаний (в том числе, выраженных вербально) об эмоциональной стороне жизни человека (В.Н. Белкина, И. О. Карелина, 2003; В. В. Маркова, 1984; D. Harrington-Lueker, 1997; Social and., 1997; N. Truong, 2001 и др.).

4. Эмоционально-волевая готовность, рассматриваемая как один из важнейших критериев готовности ребёнка с нарушенной слуховой функцией к школьному обучению (Е.Г. Речицкая, Е. В. Пархалина, 2000), также не может быть сформирована на достаточном уровне без владения ребёнком эмоционально-оценочной лексикой родного языка.

В общей педагогике (В.К. Харченко, М. А. Ященко и др.), психологии (О.В. Гордеева, М. И. Лисина, СЛ. Рубинштейн и др.) и нейропсихологии (В.Д. Еремеева, Т. П. Хризман и др.), лингвистике (А.Н. Гвоздев) представлены данные о возникновении и развитии эмоционально-оценочной лексики в речи нормально слышащих детей, в том числе, у учащихся младших классов (М.И. Оморокова, М. А. Портнягиина, В. К. Ягодовская и др.).

В специальной (коррекционпой) педагогике и психологии также рассматриваются проблемы, выявляются особенности, намечаются пути развития эмоциональной сферы, словаря эмоций детей с особыми образовательными потребностями (O.K. Агавелян, М. Г. Агавелян, Т. Н. Павлий, О. Ю. Пискун, Т. З. Стернина, OJE. Шаповалова, У. В. Ульешсова, Е.Н. В асильева, R. Sheehan (Assessment .,) и др.). Однако педагогические техники, приёмы, методы, формы и виды работ по развитию эмоционально-оценочной лексики разработаны недостаточно.

В сурдопедагогике проблема изучения эмоционально-оценочного словаря глухих детей впервые рассматривалась в исследовании В. Петшака (1981 а), выполненном под руководством Т. В. Розановой. При изучении понимания глухими школьниками IV, УД и X классов эмоциональных ситуаций, в том числе обозначенных речью, авторы делают вывод о целесообразности работы над словарём эмоций у глухих детей уже на раннем этапе их развития.

В работах Т. М. Грабенко, Н. Е. Граш, А. Г. Зикеева, Б. Д. Корсунской и Н. Г. Морозовой, О. А. Красильниковой, В. Петшака, Е. Г. Речицкой, Т. В. Сухановой, Э. Н. Хотеевой подчёркивается необходимость работы над экспрессивно-оценочным словарём в ходе учебно-воспитательного процессарассматриваются некоторые особенности и пути формирования эмоционально-оценочной лексики школьников с нарушенным слухом.

Вместе с тем, вопросы обогащения речи глухих детей эмоционально-оценочной лексикой разработаны не в полной мере. Поэтому представляется актуальным поиск педагогических техник, методов и приёмов, направленных на развитие эмоционально-оценочной лексики, формирование умений адекватно её использовать в практике речевой деятельности глухих младших школьников.

В современной сурдопедагогике в обучении, воспитании и развитии ребёнка приоритетным является личиостно-ориентированный подход, имеющий коррекционно-социальную направленность. При реализации данного подхода важным условием эмоционально-личностного, социального, когнитивного развития и нравственного воспитания детей с нарушениями слуха является умение понимать и использовать эмоционально-оценочную лексику.

Следовательно, можно говорить о том, что актуальность исследования определяется значимостью владения словарём эмоций в жизнедеятельности ребёнканеобходимостью совершенствования системы школьного образования детей с нарушениями слухаограниченным количеством данных об обогащении речи глухих детей словарём эмоций и недостаточной разработанностью методического аспекта развития лексики, выражающей внутренний мир человека, как особого пласта русского литературного языка.

Очевидное противоречие между признанием необходимости развития рече-языковых средств для выражения эмоций у глухих младших школьников, с одной стороны, и недостаточной разработанностью методического аспекта этого вопроса, с другой требует разрешения в дальнейших исследованиях.

Указанное противоречие определило проблему исследования, которая заключается в выявлении особенностей развития эмоционально-оценочной лексикивыработке методов и приёмов, средств, педагогических условий развития словаря эмоций у глухих детей младшего школьного возраста.

Решение вышеназванной проблемы явилось целью настоящего исследования.

Объект исследования — эмоционально-оценочная лексика глухих младших школьников.

Предмет — процесс развития эмоционально-оценочной лексики глухих учащихся младших классов.

В основу исследования была положена гипотеза о том, что развитие вербальных средств выражения эмоций у глухих младших школьников будет более эффективным при целенаправленной педагогической под держке данного процесса в условиях комплексного использования различных видов внеурочной деятельности.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи.

• Проанализировать: а) психолого-педагогическую литературу по проблеме развития эмоционально-оценочной лексики детей с нормальным и нарушенным слухомб) лингвистическую и психолингвистическую литературу с целью определения границ и состава эмоционально-оценочного словаря русского литературного языкав) программы и учебники для специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида с позиции представленности в них материалов по эмоционально-оценочной лексике.

• Теоретически обосновать и разработать методику экспериментального изучения вербальных средств выражения эмоций у детей младшего школьного возрастана её основе выявить особенности употребления эмоционально-оценочной лексики младшими глухими школьниками (в сравнении с нормально слышащими сверстниками).

• Разработать и апробировать методику развития эмоционально-оценочной лексики глухих детей во внеурочное время на основе комплексной реализации педагогических условий по её обогащению.

• Оценить эффективность предложенной методики развития эмоционально-оценочной лексикиопределить педагогические условия, способствующие активизации словаря эмоций в речи детей с нарушенным слухом с целью разработки психолого-педагогических рекомендаций для сурдопедагогов.

• Проверить на глухих младших школьниках положения детской психологии о взаимозависимости между объёмом, навыками использования эмоционально-оценочной лексики и а) доминирующей внеситуативно-личностной формой общения и б) умением идентифицировать эмоциональные состояния.

Методологическую основу исследования составили положения о роли деятельности и общения в развитии личности (М.И. Лисина, Б. Ф. Ломов, A.B. Мудрик и др.) — о развитии значения слов в онтогенезе (Л.С. Выготский, А. Н. Гвоздев, М. М. Кольцова, М. Н. Скаткин, С. Н. Цейтлин, В. И. Яшина и др.), о роли речи в процессе осознания ребёнком собственных эмоциональных переживаний и усвоения представлений об эмоциях, о закономерностях эмоционального развития и воспитания ребёнка (А.В. Запорожец, М. И. Лисина, Я. Рейковский, С. Л. Рубинштейн и др.). В своей работе мы опирались на труды лингвистов (Е.М. Галкина-Федорук, Л. Л. Ким, М. Н. Кожина и др.) и психолингвистов (Н.Д. Арутюнова,.

A.А. Залевская, В. А. Звегинцев и др.), в которых даётся характеристика эмоционально-оценочной лексики как одного из пластов системы русского языка по составу, границам, семантическим особенностям. В основу исследования легли научные представления о важности эмоционального развития детей с различными нарушениями (Е.Л. Гончарова, О. И. Кукушкина и др.), основные принципы коммуникативно-деятельностной системы обучения глухих детей языку (С.А. Зыков, Т. С. Зыкова, Л. П. Носкова и др.), теоретические положения о значимости и необходимости целенаправленного формирования эмоциональной сферы детей с нарушенным слухом, обогащения их речи соответствующей лексшсой (Т.Г. Богданова,.

B. Петшак, Е. Г. Речицкая, Т. В. Розанова, Ж. К Шиф и др.).

В соответствии с поставленной целью и задачами были использованы следующие методы исследования: анализ общей и специальной педагогической, психологической, лингвистической и психолингвистической литературы с целью определения исходных теоретических положений по изучаемой проблемеизучение психолого-педагогической и медицинской документации (личных дел и медицинских карт исследуемых) — педагогические эксперименты в констатирующем, формирующем и контрольном вариантахколичественный и качественный анализ полученных результатов, методы статистической обработки данных (с использованием компьютерной программы Microsoft Excel 2002).

Организация и база исследования. Исследование проводилось на базе ГОУ ДО города Москвы: специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида № 37, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 101 I-П вида им. С. Я. Кривовяза, начальная школа-детский сад компенсирующего вида № 1851 и на базе СОШ № 1103 им. героя РФ А. В. Соломатина. В исследовании приняли участие 235 учащихся младших классов 6−12 лет (из них 104 — с нарушенным слухом).

Работа проводилась в четыре этапа. На первом этапе (2001;2002 гг.) осуществлялся теоретический анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблемам развития эмоционально-оценочной лексики и эмоциональной сферы в теории и практике общего и специального образованияопределялись основная цель, гипотеза, задачи и методы исследования.

На втором этапе (2002;2003 гг.) уточнялись теоретические положения работы. Были разработаны методики диагностики и проведён констатирующий эксперимент с последующим анализом полученных данных.

На третьем этапе (2003;2004 гг.) пополнялись и уточнялись данные по констатирующему эксперименту. Была разработана методика формирующего эксперимента с последующим его проведением, осуществлён контрольный эксперимент и анализ полученных данных.

На четвёртом этапе (2004;2006 гг.) анализировались, обобщались и систематизировались результаты опытно-экспериментальной работы, делались выводы и формулировались психолого-педагогические рекомендации, осуществлялось литературное оформление диссертационной работы. Готовилось к изданию методическое пособие по теме исследования для сурдопедагогов.

Наиболее существенные результаты исследования, полученные лично автором:

• на основе пснхолого-педагогнческих критериев осуществлена классификация (определены уровни) возможностей младших школьников по еледующим трём направлениям: 1) идентификация (словесное обозначение) эмоциональных состояний по их графическому образу, 2) мимическое воспроизведение графического и лексического обозначения эмоций, 3) понимание причин проявления эмоциональных состояний (выявление причинно-следственных отношений);

• подобран, систематизирован и апробирован в ходе экспериментального обучения речевой, дидактический и игровой материал для развития эмоционально-оценочной лексики глухих младших школьников;

• определён необходимый (минимальный) словарь (тезаурус эмоционально-оценочной лексики) для глухих учащихся младшего школьного возраста, рекомендуемый для включения в программные требования;

• выявлены, теоретически и экспериментально обоснованы психолого-педагогических условия для активизации словаря эмоции в речи глухих детей младших классов.

Научная новизна исследования заключаются в следующем:

• разработана методика, позволяющая на ограниченном тестовом материале (пиктограммы) определить у младших школьников уровни: 1) идентификации эмоциональных состояний, 2) владения произвольной мимикой, 3) установления причинно-следственных отношений в возникновении эмоций;

• получены новые данные (при использовании разработанных автором материалов) об уровнях владения эмоционально-оценочной лексикой глухими учащимися младших классов в сравнительном аспекте со слышащими сверстниками;

• впервые представлены результаты работы по обогащению речи глухих младших школьников эмоционально-оценочной лексикой во внеурочной деятельности при условии реализации комплексного подхода;

• разработаны и реализованы в практике школы I вида содержание и методика работы по развитию эмоционально-оценочной лексики глухих детей во внеурочное время.

• определены психолого-педагогические рекомендации по работе над эмоционально-оценочной лексикой детей с нарушенным слухом.

• впервые изучена ведущая форма общения у глухих детей младшего школьного возраста, выявлена взаимосвязь между доминированием внеситуативно-личностной или внеситуативно-познавательной формы общения и достаточным уровнем владения эмоционально-оценочной лексикой.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в нём:

• расширены теоретические представления о возможностях глухих учащихся младших классов в овладении эмоционально-оценочным словарём и произвольной мимикой, навыками в установлении причинно-следственных связей в возникновении эмоций;

• теоретически обоснована методика диагностики уровней владения эмоционально-оценочной лексикой, мимическими навыками и навыками установления причинно-следственных отношений в возникновении эмоций;

• определены педагогические условия активизации эмоционально-оценочной лексики в речи глухих детей;

• доказано, что комплексная реализация разработанных психолого-педагогических условий развития эмоционально-оценочной лексики младших глухих школьников (основные из которых — коммуникативно-деятельностная направленность видов работ, актуализация эмоционального жизненного опыта детей, широкое применение визуально-акустических внешних опор) способствует активизации процесса кор-рекционно-развивающего обучения и повышению уровня владения словарём эмоций.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нём теоретические положения и выводы, материалы Приложения могут быть использованы в практике работы школы для детей с нарушенным слухом и учтены при переиздании программ для специальных (кор-рекционных) школ I вида, при разработке дидактических материалов, пособий, при подготовке сурдопедагогических кадров.

Практическим результатом данного исследования является:

• определение эффективных педагогических методов и приёмов, обеспечивающих развитие эмоционально-оценочного словаря учащихся младших классов специальных (коррекционных) школ I вида;

• подготовка лекционных материалов курса «Обогащение словаря эмоционально-оценочной лексики у детей с нарушенным слухом»;

• издание методического пособия (Е.Г. Речицкая, Т. Ю. Кулигина, 2006).

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечены междисциплинарной методической базой исследования, всесторонним рассмотрением проблемы развития эмоционально-оценочной лексики, опирающимся на фундаментальные положения и современные достижения психолого-педагогических, лингвистических и психолингвистических исследованийдостаточным числом исследуемыхадекватностью путей экспериментального изучения проблемы поставленным цели и задачамопытно-экспериментальной проверкой гипотезысочетанием качественного и количественного анализа с использованием математической статистики.

Апробация и внедрение материалов исследования Основные положения и результаты исследования обсуждались на кафедре сурдопедагогики Московского педагогического университетадокладывались на Всероссийской научно-практической конференции (2004), Межвузовских (с международным участием) Научно-методических конференциях молодых учёных (Москва, Mill У, 2003;2007 гг.) и заседаниях методического объединения воспитателей ГОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида № 37 ЦОУО ДО города Москвы (2003, 2005) — отражены в публикациях 2002;2007 гг.

Разработанные в ходе экспериментальной работы материалы диссертационной работы были использованы при подготовке методического пособия для педагогов специальных общеобразовательных учреждений I и П вида, при проведении курса «Обогащение словаря эмоционально-оценочной лексики у детей с нарушенным слухом» дня студентов отделения сурдопедагогики МИГУв работе с воспитанниками младших классов ГОУ ДО г. Москвы: специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида № 37 ЦОУО, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 101 1-Й вида им. С. Я. Кривовяза С-ЗОУО, начальная школа-детский сад компенсирующего вида № 1851 Ю-ЗОУО.

Структурно диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы (335 источников, в том числе зарубежные исследования) и приложения. В тексте диссертации имеется 31 таблица, 5 рисунков (диаграмм).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Материалы настоящего исследования показали, что проблема развития эмоционально-оценочной лексики рассматривалась в работах отечественных сурдопедагогов (AT. Зикеев, О .И. Кукушкина, Е. Г. Речицкая, Т. А. Рудич, Л. П. Носкова, ЭЛ. Хотеева) и сурдопсихологов (Т.В. Розанова, В. Петшак, В. А. Синяк и др.). В отечественной сурдопедагогике была экспериментально обоснована значимость работы над эмоциональной сферой и, в рамках неё, над эмоционально-оценочной лексикой детей с нарушенной слуховой функцией (Т.В. Розанова, В. Петшак, Е. Г. Речицкая, Т. В. Суханова, Т. М. Грабенко и др.). Исследователями решался вопрос об особенностях эмоциональной сферы глухих и слабослышащих детей (Т.В. Розанова, В. Петшак, О. И. Кукушкина, Т. А. Рудич, Н. И. Лайтер, О. Н. Грачёва и др.), о влиянии эмоционального фактора на мнемическую деятельность младших слабослышащих школьников (Е.Г. Речицкая, Т.В. Суханова) — рассматривалась проблема развития эмоционально-оценочной лексики и формирования представлений об эмоциональном мире человека в рамках работы над литературными произведениями (Л.А. Новосёлов, М. И. Никитина, Н. Е. Граш, О. А. Красильникова и др.). Но задач целенаправленного развития эмоционально-оценочной лексики в сурдопедагогике не ставилось. Авторами не были разработаны материалы (содержание, методика работы) по развитию словаря эмоций детей с нарушенной слуховой функцией как особой составляющей речи.

Результаты констатирующего эксперимента подтверждают данные специалистов в области сурдопедагогики и сурдопсихологии (Т.В. Розанова, В. Петшак, Е. Г. Речицкая, О. И. Кукушкина, М. И. Никитина, Т. А. Рудич, В. А. Синяк, Н. Е. Граш, О. А. Красильникова и др.) об определённых трудностях в понимании явлений эмоциональной сферы глухими младшими школьниками, недостаточное владение ими эмоционально-оценочным словарём, что обусловлено некоторыми факторами их социального и речевого развития.

При организации воспитательских занятий в школе глухих необходимо учитывать не только особенности мыслительной деятельности, уровень речевого развития детей, но и сохранность эмоциональной сферы, которую мы рассматривали как один из резервов развития эмоционально-оценочной лексики.

В ходе экспериментальной работы было доказано, что процесс формирования эмоционально-оценочной лексики у глухих детей младшего школьного возраста может проходить с наибольшей эффективностью при соблюдении ряда условий, основными из которых являются:

• использование в комплексе различных видов внеурочной деятельности (внеклассное чтение, игра, инсценирование и др.);

• взаимосвязь работы над лексикой с решением задач эмоционального развития и воспитания детей;

• раскрытие значения слов путём формирования обобщенных представлений о причинах и способах выражения эмоций и чувств, настроений;

• моделирование педагогом искусственных и использование естественно возникающих ситуаций общения для активизации эмоционально-оценочной лексики глухих детей;

• актуализация словаря эмоций в речевой практике глухих младших школьников посредством их вовлечения в различные виды деятельности (познавательной, игровой, художественно-изобразительной, театрально-игровой и т. д.);

• использование эмоционально-оценочного словаря на занятиях не только для оценки деятельности (своей и товарища), но и для оречевления чувственных переживаний, испытываемых в бытовой, учебной и др. видах деятельности;

• акцентуация внимания глухих детей младшего школьного возраста на эмоциональной стороне жизни и обслуживающем её словаре.

Результаты проведённого исследования позволяют сделать следующие выводы.

Эмоционально-оценочный тезаурус, представленный в русском языке рядом групп слов, отражает собой лексику, вербализирующую внутренний мир человека, позволяющую ему выразить свои мысли, эмоции и чувства, настроения относительно сложившейся ситуации посредством речи.

В процессе развития ребёнок усваивает принятые в обществе вербальные и невербальные способы выражения эмоций. С возрастом использование экспрессивных средств общения становится разнообразнее, обогащается состав эмоционально-оценочной лексики, совершенствуются навыки её адекватного использования в коммуникации. Со временем (к старшему дошкольному возрасту) приоритет в выражении внутренних состояний начинает принадлежать слову.

Анализ программ и учебников школ для глухих детей, результаты констатирующего и контрольного экспериментов свидетельствуют о том, что словесное обозначение эмоций в первые годы обучения в школе предъявляется детям педагогами, как правило, в спонтанно возникших ситуациях, без дальнейшей их проработки. Поэтому у глухих младших школьников не происходит значительных изменений в речевой идентификации эмоциональных состояний, понимании причин их возникновения, развитии произвольных мимических способностей (в процессе коррекци-онно-педагогического воздействия вне специально организованного обучения).

Разработанная методика изучения эмоционально-оценочной лексики позволяет на ограниченном тестовом материале определять уровни владения словарём эмоций, навыками произвольной мимики и установления причинно-следственных связей в возникновении чувств, что в целом отражает возможности глухого ребёнка младшего школьного возраста в понимании эмоций, их вербализации.

У глухих младших школьников выявлена тенденция к взаимовлиянию следующих факторов: наличие в словарном запасе слов эмоционально-оценочной лексики, владение произвольной мимикой и понимание причин возникновения эмоциональных состояний. Анализ полученных экспериментальных данных отчётливо подтвердил выдвинутую в исследовании гипотезу о том, что у глухих школьников младших классов процесс развития эмоционально-оценочной лексики имеют ряд особенностей в сравнении с их слышащими сверстниками. В частности, у глухих существенно меньше объём пассивного и активного словаря, характеризующего эмоционально-оценочную лексикуотмечаются большие возможности произвольного выражения эмоций мимикой в случае предъявления в качестве тестового материала графического их изображения, в сравнении с предъявлением словесного обозначенияимеются значительные трудности в установлении причинно-следственных отношений при возникновении эмоций.

Специфика работы над словарём эмоционально-оценочной лексики с категорией глухих детей обусловлена особенностями их речевого, психоэмоционального и социального развития, а также спецификой самой эмоционально-оценочной лексики: с одной стороны, отсутствием предметного содержания, следовательно, её отвлечённостью и, с другой, взаимосвязью с развитием эмоциональной сферы в целом. Содержание педагогической работы по обогащению речи глухих детей эмоционально-оценочной лексикой определялось словарём (тезаурусом), составленным в соответствии с такими критериями отбора слов в лексический минимум, как: коммуникативная целесообразность, соответствие словаря целям обучения, возрастным и индивидуальным особенностям эмоционального и социально-нравственного развития детей, учёт лексико-грамматических характеристик слова, значимость словаря для осуществления повседневного общения, понимания содержания литературных и музыкальных произведений для детей данного возраста. Эффективность работы по развитию у глухих детей лингвистических средств выражения эмоций обеспечивалась комплексностью подхода, целенаправленностью работы и соблюдением следующих основных условий: взаимосвязь работы над лексикой с решением задач развития и воспитания детейсовершенствование понимания значения слова на основе формирования обобщённых представлений о причинах и способах выражения эмоций и чувств, особенностях их проявленияосвоение семантических связей слов эмоциональной оценки с другими лексическими единицами языкаактивизация словаря эмоций в речевой практике детей посредством упражнений, инсценировок и др. видов работы во внеурочное время.

У учащихся младших классов с нарушенной слуховой функцией существует связь между преобладающей формой общения и: 1) уровнем владения произвольной мимикой (при предъявлении в качестве тестового материала названий эмоций) и, следовательно, уровнем владения эмоционально-оценочной лексикой, умением идентифицировать эмоциональные состояния- 2) навыком установления причинно-следственных отношений в возникновении эмоций. Наиболее высокие показатели по всем заданиям второй серии констатирующего эксперимента отмечены у детей с ведущей внесшуативно-личностной или внеситуативно-познавательной формой общения.

Разработанный и апробированный в рамках настоящей работы материал способствует оптимизации процесса адекватного межличностного общения, взаимопонимания, эмпатии.

Контрольный эксперимент подтвердил эффективность использования разработанных методики и материалов по развитию эмоционально-оценочной лексики по всем трём направлениям работы: словесное и мимическое обозначение эмоций, установление причинно-следственных отношений в их возникновении (показатели контрольного эксперимента, достигнутые детьми ЭГ существенно возросли по сравнению с данными констатирующего эксперимента, превзошли показатели контрольного эксперимента в КГ и сблизились с показателями слышащих сверстников).

Проведённое исследование может послужить основанием для создания программы по развитию эмоционально-оценочной лексики (в контексте работы над эмоциональной сферой) младших глухих школьников.

Изложенные экспериментальные результаты и теоретические соображения являются начальным этапом разработки проблемы методов диагностики идентификации эмоциональных состояний (по экспрессии лица) и владения эмоционально-оценочной лексикойи предполагают дальнейшие исследования, направленные на реализацию выдвинутых позиций относительно людей с нарушенной слуховой функцией.

Перспектива дальнейших исследований видится:

1. в изучении развития словаря эмоций в речи детей с нарушенным слухом в онтогенезе, начиная с раннего возраста;

2. в выявлении личностных характеристик эмоций: проявления алексити-мии8 у детей с нарушенной слуховой функцией;

3. в работе по изучению и вводу в речевые конструкции глухих детей ком-муникем и эмоциональных вокативов метафор, отражающих эмоций;

4. в изучении влияния семьи ребёнка с нарушенным слухом на формирование его эмоционально-оценочного словаря, эмоциональное развитие в целом;

5. в продолжении работы в начатом направлении с целью изучения, формирования и развития словаря, отражающего нравственные, интеллектуальные и др. эмоции у различных категорий лиц с нарушенной слуховой функцией;

6. в изучении словаря эмоций в жестовой речи глухихего соотношения с устной (вербальной) эмоционально-оценочной лексикой детей с нарушенным слухом.

8 Алекситимия — сниженная способность или затруднения личности в вербализации эмоциональных состояний.

Полученные в исследовании данные указывают на возможность и необходимость формирования у глухих младпшх школьников эмоционально-оценочной лексики как особого пласта русского литературного языка.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Н. Развитие эмоционального самоощущения у ребёнка первого года жизни // Новые исследования в психологии. — 1978. № 2 (19). -С. 75−79.
  2. М.Г. Опознавание невербального поведения человека умственно-отсталыми школьниками: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Екатеринбург, 1998. 19 с.
  3. М.Г., Агавелян O.K., Агавелян P.O. Практикумпо развитию социально-перцептивной сферы умственно-отсталых школьников. -Челябинск, 1999. 157 с.
  4. В.П. О диагностике эмоциональной отзывчивости детей средствами музыки // Психология в школе. СПб., 2002. Ч. 1. — С. 5−9.
  5. Д.И. Основные способы толкования значений слов // Русский язык в школе. 1970. № 3. — С. 26−32.
  6. Н.Д. Язык и мир человека. М, 1999. — 396 с.
  7. У. Нравоучительные истории — инструмент воспитания морали: эмоциональное и нравственное воспитание «трудных детей» в вальдорфских школах Финляндии // Гуманитарная направленность штайнеровской педагогики. М., 1999.-С. 115−126.
  8. Т.И. Подходы к программе социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в детском саду // Теоретические основы программ воспитателя в детском саду. Межвузовский сборник научных трудов. СПб., 1992. — С. 14−29.
  9. В.Н. Развитие речи глухонемых детей в игре / Под ред. А. Ф. Понгильской. М., 1957. — 64 с.
  10. В.Н. Опыт проведения ролевых игр с учащимися первого класса // Из опыта работы по формированию речевого общения глухих детей / под ред. А. Ф. Понгильской, — М., 1960. С. 61−75.
  11. Р.И. Эмоционально-образная и словесная оценка детьми друг друга // Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками /под ред. Л.А. Венгер- М., 1996. С. 97−116.
  12. Е.Л. Особенности эмоциональных состояний креативных детей: Дис. канд. психол. наук. М., 1999. 16 с.
  13. А.Г. О видах преемственной связи между классной и внеклассной работой в школе для глухих (I-IV) классы // Развитие глухих учащихся в условиях внеклассной и внешкольной работы / Под ред. К.А. Волковой-М., 1983 С. 7−16.
  14. В.Н., Карелина И. О. Проблема эмоциональной регуляции социального поведения ребёнка // Дошкольник и младший школьник: проблемы воспитания и образования. — Ярославль, 2003. С. 116−122.
  15. Т.Г. Эмоциональная сфера- Эмоциональное общение и предметная деятельность // Сурдопсихология. М., 2002. — С. 71−77, 101 105.
  16. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М., 1982. -199 с.
  17. А.А. Личность и общение. — М, 1983. 271 с.
  18. JI.B., Калашикова TJ3., Святоха Н. В., Яшина Т. М. Материалы для речевых зарядок в начальных классах школы для слабослышащих и позднооглохших детей // Дефектология. 2000. № 3. — С. 82−96
  19. Л.В., Калашикова Т. В., Святоха Н. В., Яшина Т. М. Материалы для речевых зарядок в начальных классах школы для слабослышащих и позднооглохших детей // Дефектология. 2000. № 4. — С. 85−96.
  20. P.M. О развитии словесной речи глухонемого ребёнка. М., 1939.-84 с.
  21. P.M. Особенности речевого развития у детей при нарушении слухового анализатора. Известия АПН РСФСР. Вып. 48. М., 1953. -200 с.
  22. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. -М., 1990. 140 с.
  23. Л.М. Развитие связной речи глухих учащихся младших классов. -М., 1989. -144 с.
  24. Л.М., Вишневская Е. Е. Методика развития речи глухих школьников в младпшх классах. Л., 1979. — 92 с.
  25. Н.Д., Люсин Д. В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии. 2000. № 5. — С. 38−48.
  26. М.Э. Игра и эмоциональное развитие младших школьников // Начальная школа: плюс. 2001. № 4. — С. 12−17.
  27. И.А., Поплужный В. Л., Тихомиров OJC. Эмоции и мышление. -М., 1980.-192 с.
  28. Л. А, Мухина B.C. Психология. М., 1988. — 336 с.
  29. Г. Б. Эмоционально-речевое развитие учащихся на основе использования музыки в системе работы над коммуникативными умениями. Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1995. 60 с.
  30. В. К. Психология эмоций. СПб, 2004. — 496 с.
  31. Т.Г. Основы нейропсихологии. М., 2005. — С. 43−45.
  32. Н.В. Информация об эмоциональных состояниях в речевой интонации // Вопросы психологии.- 1981. № 3. С. 89−102.
  33. Н.В. Эмоциональная регуляция речевого поведения при общении. -М., 1983.-74 с.
  34. Н.В. Речь и эмоции. М., 1984. — 76 с.
  35. Власова Т. А О влиянии нарушения слуха на развитие речи ребёнка. -М., 1954.-131 с.
  36. К.А. Задачи, содержание работы над произношением глухих учащихся во внеклассное время // Формирование словесной речи у глухих детей (в условиях внеклассной и внешкольной работы) / Под ред. К. А. Волковой М., 1979. — С. 3−12.
  37. JI.C., Новосёлов JI.A. Изучение сказок в школе для глухих детей // Дефектология. -1987. № 3. С. 43−47.
  38. М.И. Очерки психологии младших школьников. М., 1955.-261 с.
  39. Воспитание учащихся с нарушениями слуха в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях / под ред. Г. Н. Пенина и З. А Пономарёвой. СПб, 2006. — 496 с.
  40. Г. Л. Игровая деятельность глухих детей // Психология глухих детей / Под ред. ИМ. Соловьёва. -М., 1971. — С. 357−361.
  41. JI.C. Мышление и речь // Избранные психологические исследования. М., 1956 а. — С. 39−389.
  42. JI.C. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. М., 1956 б. С. 432−437.
  43. Л.С. Основы дефектологии. Собр. соч. в 6 т. Т. 5. М, 1983 а. — 369 с.
  44. Л.С. История развития высших психических функций. Собр. соч. в 6 т. Т. 6. -М, 1983 б. 367 с.
  45. Л.С. Собр. соч. в 6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии / Под ред. В. Д. Давыдова. -М, 1982. 504 с.
  46. Л.С. Собр. соч. в 6-ти т. Т.4. Детская психология. Вопросы детской (возрастной) психологии. Младенческий возраст. Кризис семи лет. / под ред. Д. Б. Эльконина.-М., 1984 а. С. 376−385.
  47. Л.С. Собр. соч. в 6-ти т. Т.6. Научное наследство. Учение об эмоциях. -М., 1984 б. С. 91−318.
  48. Ю.В. Формирование межличностных отношений детей с нарушением слуха младшего школьного возраста: Дис.. канд. пед. наук. М., 2005. 135 с.
  49. Галкина-Федорук Е.М., Горшкова К. В., Шанский Н. М. Современный русский язык. Лексикология. Фонетика. Морфология. М, 1958. — С. 80−85
  50. АН. Вопросы изучения детской речи. — М, 1961.-471 с.
  51. А.Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребёнка. Куйбышев, 1990. -104 с.
  52. И.Ф. Ваш друг жестика. — СПб, 2002. —169 с.
  53. Л.В., Яхнина Е. З. Музыкально-ритмические занятия в младших классах школы для глухих детей // Дефектология. 1987. № 4. — С. 46−51.
  54. А.П. Овладение глухими учащимися младших классов относительными понятиями // Специальная школа. 1968. № 2. — С. 95−104.
  55. А.М. О путях расширения самостоятельного употребления слов младшими глухонемыми школьниками // Труды второй научной сессии по дефектологии / Под ред. АЛ. Дьячкова, В Л. Лубовского. -М., 1959.-С. 65−72.
  56. А.М. Особенности самостоятельной письменной речи глухих школьников (2−4 кл.) — М., 1966. — 238 с.
  57. Гончарова EJL, Кукушкина О. И. Внутренний мир человека как предмет изучения в специальной школе: опыт проектирования нового содержания обучения // Дефектология. 1998 а. № 3. — С. 3−14.
  58. Е.Л., Кукушкина О .И., Королевская Т. К. Социально-эмоциональное развитие детей с особыми нуждами как предмет целенаправленного формирования // Культурно-исторический подход: развитие гуманитарных наук и образования. — М., 1996. — С.45−46.
  59. О.В. Развитие языка эмоций // Вопросы психологии. — 1995. № 2. С. 137−149.
  60. Т.М. Игровая педагогическая технология как средство эмоционального развития слабослышащих школьников: Дис.. канд. пед. наук. СПб., 2004. — 18 с.
  61. Ю.В. Распознавание эмоций по выражению лица: Автореф. дис.канд. психол. наук. СПб., 1998. — 16 с.
  62. О.Н. Использование русского народного фольклора для развития эмоциональной сферы слабослышащих дошкольников: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1999. -17 с.
  63. Н.Е. Изучение лирики в школе для детей с недостатками слуха (2−6 классы). СПб., 2000. — 158 с.
  64. Н.Е. Развитие эмоционально-эстетической сферы детей с недостатками слуха на уроках чтения.- СПб., 2001. — 188 с.
  65. В.К., Романов В. Т. Анализ состояния деятельности детско-юношеских музыкальных объединений по развитию эмоциональной отзывчивости школьников к средствам народной музыки // Педагогика творчества. Хабаровск, 2002. — С. 88−113.
  66. Г. В. Особенности владения невербальными средствами общения у дошкольников с нарушениями зрения // Дефектология. -1998. № 5.- С 76−87.
  67. Т.А. Пути развития причинно-следственного мышления глухих школьников. — Л., 1979. — 47 с.
  68. И.В. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1998.- 16 с.
  69. В.И. Пословицы русского народа: Сборник. В 2-х т. Т. 1. М., 1984 а.-383 с.
  70. В.И. Пословицы русского народа: Сборник. В 2-х т. Т. 2. М., 1984 6.-399 с.
  71. Ч. Выражение эмоций у человека и животных Биографический очерк одного ребёнка. Собр. соч. в 9 Т. т. 5 / Под ред. Е. Н. Павловского. М., 1953. — С. 681−920, С. 932−940.
  72. И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. — СПб., 2002. 176 с.
  73. .И. Эмоция как ценность. М., 1978. — 160 с.
  74. Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности // Дошкольное воспитание. 2003. № 1. — С. 20−27.
  75. Жесты: словарь-справочник / сост. Г. Н. Гаврилова. М., 2001. — 150 с.
  76. Л.С. Общение учителя с младшими школьниками как средство формирования у них эмоционально-нравственных отношений к действительности: Автореф. дис.. канд. пед. наук — М., 1997. 15с.
  77. Н.И. Механизмы речи. М, 1958. — 370 с.
  78. Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982. — 160 с.
  79. Г. Л. О термине «мимико-жестикуляторная» речь глухих // Дефектология. 1973. — № 3. — С. 13−21.
  80. Г. Л. Жестовая речь. Дактилология. -М, 2000. 190 с.
  81. А.А. Слово в лексиконе человека. Психолингвистическое исследование. Воронеж, 1990. — с. 208.
  82. А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А. Д. Кошелевой. М., 1985.-С. 8−28.
  83. А.В. Об эмоциях и их развитии у ребёнка- Заключение // Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования / Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. -М., 1986.-С. 7−32,162−166.
  84. А.В., Неверович Я. З. К вопросу о генезе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребёнка II Вопросы психологии. -1974. № 6.-с. 59−73.
  85. С.А. Коррекционно-педагогическая работа по совершенствованию лексики эмоций незрячих младших школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Екатеринбург, 2003 а. — 23 с.
  86. В.А. Экспрессивно-эмоциональные элементы и значения слова // Вестник МГУ. М., 1955. — С. 69−81
  87. И.В. Восприятие произведений искусства младшими школьниками // Начальная школа. — 1996. Ж7. — С. 50−52.
  88. А.Г. Работа над лексикой в начальных классах специальных (коррекционных) школ. — М., 2002. — 176 с.
  89. А.С. Роль экспрессии в узнавании ребёнком эмоциональных состояний человека // Вопросы психологии личности и общественной психологии / Ленингр. Гос. Пед. Ин-т им. А. И. Герцена. Учёные записки. Т. 254. Л., 1964. — С. 171−199.
  90. С.А. Обучение глухих детей языку по принципу формирования речевого общения. -М., 1961. —360 с.
  91. С.А. Методика обучения глухих детей языку. М., 1977. — 198 с.
  92. М.А. Активизация речевого общения глухих школьников младших классов в совместной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 2000. —16 с.
  93. М.А. О речевом общении глухих младших школьников // Дефектология. -2001. № 3. С. 35−43.
  94. Т.С. Обучение глухих школьников планированию речевой деятельности на уроках чтения // Дефектология. —1988. № 5. — С. 43−49.
  95. Т.С. Новый подход к организации учебного процесса в младших классах школ для глухих детей // Дефектология. 2003. № 1. — С. 8−15.
  96. Р. Первые зачатки чувства долга у детей // Дошкольное воспитание. 1955. № 7. — С. 32−40.
  97. К. Психология эмоций. С-Пб., 2003. — 464 с.
  98. Т.Л. Перспективы исследования развития эмоций и способов их отражения в речи // Проблемы детской речи. — Череповец, 1998. — С. 34−36.
  99. Е.И. Дословесная коммуникация у глухих и слышащих детей // Дефектология. 1984. № 6. — С. 3−7.
  100. Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. -М., 1999. — С. 19.
  101. С.М. Музыка и развитие эмоционально-нравственной отзывчивости младших школьников. М, 1994. — 83 с.
  102. Ким Л.Л. Эмоционально-оценочная лексика русского языка // Учёные записки Андижанского педагогического института. Вып. 3, 1956.-С. 51−63.
  103. Кистенёва E. IL Понимание эмоциональных состояний умственно отсталыми детьми: Дис.. канд. пед. наук. М., 2000. 177 с.
  104. Книга для чтения. Учебник для 1 класса школы глухих. Авторы-составители Т. С. Зыкова, Н. А. Морева. М., 1994. — 176 с.
  105. Книга для чтения. Учебник для 2 класса специальных (коррекцион-ных) образовательных учреждений I вида (для глухих детей). Авторы-составители И. З. Трубачёва, Е. Д. Дейнега. — М., 1995. -162 с.
  106. Книга для чтения. Учебник для 3 класса школы глухих. Авторы-составители Л. М Быкова, М. И. Никитина. М, 1993. — 224 с.
  107. Книга для чтения. Учебник для 4 класса специальных (коррекцион-ных) образовательных учреждений I вида (для глухих детей). Авторы-составители Т. В. Нестерович, О. В. Шевцова. -М., 1991. 208 с.
  108. М.Н. Стилистика русского языка. М, 1983. — 223 с.
  109. Л.А. Работа над словом в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста: Дис.. канд. пед. наук. М., 1993. -173 с.
  110. Кольцова М. М Ребёнок учится говорить. — М, 1973. 159 с.
  111. И.Ю. Особенности овладения эмоциональной лексикой детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Дефектология. 2002. № 6. — С. 51−59.
  112. И.Ю. Основные направления логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста // Дефектология. 2003 а. № 3. — С. 55−69.
  113. И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2003 б. -23 с.
  114. Н.А. Эмоциональные механизмы нравственного формирования личности. Новосибирск. — 1993. — 244 с.
  115. Т.Б. О восприятии художественного изображения человека (на примере пртретной живописи) // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания: Кубанский гос-ый ун-т. Научные труды. Вып. 235. — Краснодар, 1977. С. 106−112.
  116. .Д., Морозова Н. Г. О постановке понятий в младших классах школы глухонемых. — М, 1939. 80 с.
  117. О.А. Младшие слабослышащие школьники как читатели // Дефектология. — 2005. № 2. — С. 9−18.
  118. Е.П., Яхнина Е. З., Шевцова О. В. Развитие устной речи у глухих школьников. — М., 2001. — 136 с.
  119. О.И., Рудич Т. А. Экспериментальное изучение эмоционального развития детей младшего школьного возраста с помощью компьютерной программы «Моя жизнь» М., 2000. — 49 с.
  120. В.Н. Восприятие и оценка экспрессии подростками // Экспериментальная и прикладная психология. Л., 1973. — Вып. 5. — С. 106−115.
  121. В.А. Психологическое исследование условий, влияющих на успешность опознания эмоциональных состояний по выражению лица: Дис.. канд. психол. наук. Л., 1976. 170 с.
  122. В.А. Анализ процесса опознания эмоциональных состояний по выражению лица // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания: Кубанский гос-ый ун-т. Научные труды. Вып. 235. Краснодар, 1977. — С. 145−152.
  123. В.А. Интерпретация невербального поведения в межличностном общении. Автореф. дис. на соиск. уч. ст. докт. психол. наук. -М., 1989.-23 с.
  124. В.А. Эмоциональные и познавательные характеристики общения. / под ред. В. А. Лабунской. — Ростов н/Д., 1990. —167 с.
  125. В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов н/Д., 1999. — 592 с.
  126. Т.В. Возможности оценки эмоциональных состояний умственно отсталых младших школьников // Эмоционально-волевые процессы и познавательная деятельность умственно отсталых детей / Под ред. В. Г. Петровой. М., 1993. — С. 28−39.
  127. В.В. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте. М., 1990. — 197 с.
  128. В.В. Развитие эмоциональной сферы как условие эффективного общения в младшем школьном возрасте // Актуальные проблемы современной психологии. Омск, 2002, Вып. 1. — С. 66−80.
  129. А.А. Возникновение и первоначальное развитие языка. -М., 1963.-139 с.
  130. А. А. Психология общения. Тарту, 1974, — 220 с.
  131. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971. 40 с.
  132. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975. 304 с.
  133. М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. 1982. № 4.-С. 18−35.
  134. М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986. — 143 с.
  135. М.И. Развитие эмоций в ходе общения со взрослыми на первом году жизни // Общение, личность и психика ребёнка / Под ред. А. Г. Рузской. М., 1997. — С. 364−374.
  136. М.И., Елагина М. Г. Значение ситуативно-делового общения со взрослыми для становления активной речи у детей // Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М. И. Лисиной. -М., 1985. С. 145−172.
  137. М.И., Капчеля Г. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. — Кишинёв, 1987.- 135 с.
  138. .Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения человека / Под ред. Е. В. Шорохова, М. И. Бобнева. М., 1976. — С. 64−93.
  139. .Ф. Проблема общения в психологии. — М., 1981. С. 3−23
  140. Лук А. Н. Эмоции и личность. —М., 1982. 176 с.
  141. Н.А. Экспрессивная лексика разговорного употребления.- Новосибирск, 1986. 227 с.
  142. АР. Курс общей психологии. Мышление и речь. Лекции 1−6. — М., 1970.-143 с.
  143. А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е. Д. Хомской. М., 1998. -336 с.
  144. Г. Обучение дошкольников «языку чувств» // Дошкольное воспитание. -1996. № 2. С. 4−13.
  145. А. А. Очерки психического развития ребёнка. М., 1965.- 363 с.
  146. Ю.А. Пути изучения эмоций у детей. — М., 1976. — 38 с.
  147. В.В. Воспитание нравственных потребностей младших школьников (в условиях группы продлённого дня): Дис.. канд. пед. наук. М., 1984. 272 с.
  148. Е.Н. Кружки. Драматический кружок // Воспитательная работа в интернате школы для глухих детей / Под ред. С А. Зыкова. -М., 1961.-С. 200−214.
  149. В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. — М., 1976. 253 с.
  150. В.М. Развитие эмоций дошкольников. — М., 2001. 44 с.
  151. О.П. Обогащение письменной речи учащихся прилагательными качественной оценки: Дис.. канд. пед. наук. М, 1969. 343 с.
  152. Н.Г. О нравственном воспитании глухих дошкольников // Вопросы обучения и воспитания глухих дошкольников / Под ред. Б. Д. Корсунской Вып. 2. М, 1963. — С. 83−109.
  153. НХ. Некоторые вопросы нравственного воспитания на уроках чтения (подготовительный первый класс) // Воспитание глухих детей в школе / Под ред. К. Г. Зикеева, Э. Н. Хотеевой. — М., 1979. -С. 57−62.
  154. Л.В. О подготовке школьников к общению // Проблемы подготовки к общению. Материалы симпозиума / Отв. Ред. Х. И. Лийметс. -Таллин, 1979.-С. 9−17.
  155. А.В. Общение в процессе воспитания. — М., 2001. 319 с.
  156. Е.Ю. Эмоциональная нагрузка слова: опыт психолингвистического исследования. — Воронеж, 1990. — 106 с.
  157. В.Н. Психология отношений / Под ред. А. А. Бодалёва. -М., 2004.-398 с.
  158. Ю.А. Развитие эмоциональной сферы личности в процессе общения: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Новосибирск, 1999. 21 с.
  159. Т.В. Развитие устной диалогической речи глухих младших школьников // Вопросы сурдопедагогики: история и современность. М., 2001. — С. 65−80.
  160. Т. Вальсинер Я. Распознавание выражения лица (экспериментальное межкультурное исследование) // Проблемы подготовки к общению. Таллин., 1979. — С. 85−96.
  161. М.И., Красильникова О. А. Развитие речи на уроках чтения.-СПб., 1997.-171 с.
  162. М.И., Пенин Г. Н., Пономарёва З. А. Воспитание младших школьников с нарушением слуха. — СПб., 1996. —125 с.
  163. А.С. Эмоции в нашей жизни. — М., 1974. — 271 с.
  164. Е.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения общения со сверстниками // Дефектология. 1997. — № 3. — С. 57−62.
  165. Новое в методах обучения глухих детей / Под ред. С. А. Зыкова. М., 1986. -144 с.
  166. Новосёлов JLA. Практические работы на уроках чтения и развития речи в школе глухих. — М., 1983. — 95 с.
  167. JI.A. О работе над стихотворениями в школе для глухих детей // Дефектология. 1984. № 6. — С. 45−50.
  168. Носкова JIIL Педагогические и лингвистические основы обучения глухих детей языку: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М, 1992. -40 с.
  169. Л.П. Учимся наблюдать, говорить, читать, писать: Учеб. пособие для дошкольников и младпшх школьников. — Смоленск. — 1999. -191 с.
  170. Нравственно-эстетическое воспитание в детском саду / Под ред. Н. А. Веглугиной. М., 1989. — 80 с.
  171. Нудельман М. М Психологические особенности формирования речи у глухих детей // Особенности психического развития глухого ребёнка / Под ред. В .А. Синяк, М. М. Нудельман. 1975, С. 69−97.
  172. А.П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга: Автореф. дис.. докт. психол. наук., Якутск, 1988. 32 с.
  173. А.Е. Эмоции и воспитание. Серия «Педагогика и психология». М., 1983, № 10. — 80 с.
  174. МИ. Оценочные элементы в словаре младпшх школьников // Речевое развитие школьников / Под ред. Н. С. Рождественского. — М., 1970.-С. 158−186.
  175. ЮЖ. Об уточнении понятия «эмоциональность» как лингвистического термина // Учёные записки МГПИ. № 422. Проблемы синтаксиса английского языка. — М., 1970, С. 116−127.
  176. Особенности мышления и речи глухих школьников / под ред. Т. В. Розановой. М., 1985. — 84 с.
  177. И.Ф., Миронова Ю.А Понимание и выражение эмоциональных состояний детьми дошкольного возраста // Развитие личности на разных этапах онтогенеза / Под ред. Разуваевой Т. Н. — Сургут, Ч. 2. -2003.-С. 26−35.
  178. К.Т. Особенности понимания значения слова у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1955. -16 с.
  179. В.И. О стилистической дифференциации лексики современного русского языка. — Львов, 1959. — 24 с.
  180. В. Особенности понимания глухими школьниками эмоциональных состояний человека: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1981 а.-24 с.
  181. В. Понимание глухими детьми причинной обусловленности эмоциональных состояний // Исследование личности детей с нарушениями слуха. Сб. научных трудов / Под ред. TJB. Розановой и Н.В. Яш-ковой. М., 1981 б. — С. 32−49.
  182. В. Понимание глухими школьниками эмоций других людей // Дефектология. 1981 в. № 4. — С. 37−42.
  183. В. Изучение эмоциональных проявлений у глухих и слышащих школьников // Дефектология. 1989. № 4. — С. 61−65.
  184. О.Ю. Коррекция эмоционально-волевого и когнитивного развития детей с недостатками слуха, имеющих комплексные нарушения. Новосибирск, 2005. — 171 с.
  185. Ю.П. Работа над эмоционально-экспрессивной лексикой в 4−5 классах на уроках русского языка: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1973.-25 с.
  186. А.Ф. Обучение глухих детей русскому языку (I-IV классы).-М., 1963.-311 с.
  187. М.А. Воспитывающее значение глаголов эмоционального состояния и отношения // Начальная школа. 1990.200№Ьот§ Уя Мысль и язык: Собр. тр. -М., 1999. 268 с.
  188. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (для глухих детей) // Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида. — М, 2003. — С. 4−416.
  189. И.И. Обогащение речи учащихся средствами оценки: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М, 1996. — 16 с.
  190. Т.Э. Особенности оценки и самооценки социально значимых черт личности у глухих школьников // Исследование личности детей с нарушениями слуха / Под ред. Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. М., 1981.-С. 13−17.
  191. Работа учителя школы глухих по развитию речи учащихся вне класса (методическое письмо) / Сост. Колтуненко И. В. — М., 1977. 75 с.
  192. К.Д. Эмоциональные ориентиры как психолого-педагогические основания теории и практики воспитания. Моногр. -СПб., 1999.-100 с.
  193. О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М., 1994. -222 с.
  194. Радынова О. П Мы слушаем музыку: Тема 1. Музыка выражает настроения, чувства людей // Дошкольное воспитание. — 1995а. — Музыка и дети. № 10. — С. 106−113.
  195. О.П. Мы слушаем музыку: Тема 1. Музыка выражает настроения, чувства людей. (Продолжение) // Дошкольное воспитание. -19 956. Музыка и дети. — № 12. — С. 100−109.
  196. Развитие речи. Учебник для 1 класса школы глухих. Авторы-составители С. А. Зыков, Т. С. Зыкова, Е. П. Кузьмичёва. М., 1987. -160 с.
  197. Развитие речи. Учебник для 2 класса школы глухих. Авторы-составители К. Д. Бойко, З. И. Куприхина. М., 1985. -144 с.
  198. Развитие речи. Учебник для 3 класса школы глухих. Авторы-составители К. Д. Бойко, JI.B. Лаврова. М., 1979. — 144 с.
  199. Развитие речи. Учебник для 4 класса коррекционных образовательных учреждений I вида. Авторы-составители Л. М. Быкова, Л.Д. Кри-чевская. М., 1997. — 288 с.
  200. Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979. -394 с.
  201. Т.А. Восприятие дошкольниками выразительной стороны рисунка и её влияние на отношение детей к герою книги // Вопросы психологии. 1960. № 5. — С. 115−124.
  202. Е.Г. Развитие глухих школьников в процессе внеклассной работы. Л., 1988. -116 с.
  203. Е.Г. Развитие младших школьников с нарушенным слухом в процессе внеклассной работы. — М., 2005. 156 с.
  204. Е.Г., Кулигина Т. Ю. Развитие эмоциональной сферы детей с нарушенным и сохранным слухом. — М., 2006. — 208 с.
  205. Е.Г., Пархалина EJ3. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе. М., 2000. — 192 с.
  206. Е.Г., Филоненко-Алексеева А.Л. Солнечный зайчик. Учебник для подготовительного и 1 классов специальных (коррекционных) школ 1-П вида. М, 2000. — 205 с.
  207. Е.Г., Филоненко-Алексеева А.Л. Солнечный зайчик. Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и П вида. М, 2003. -159 с.
  208. С.Л. Основы общей психологии. Глава ХШ. М., 1946. -С. 458−506.
  209. Т.А. Особенности социально-эмоционального развития младших школьников с различными нарушениями слуха, речи // Развитие личности на разных этапах онтогенеза. Сургут, 2003, Ч. 2. — С. 164 169.
  210. А.Г. Влияние эмоционального контакта со взрослыми на возникновение первых слов у детей // Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. МИ. Лисиной. М., 1985. -С. 99−118.
  211. А.Г., Рейнстейн А. Э. Связь некоторых особенностей речи дошкольников с уровнем их общения со взрослым // Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М. И. Лисиной. -М., 1985. С. 173−190.
  212. Л.И. Влияние депривации общения в раннем детстве на понимание невербального поведения // Эмоциональные и познавательные характеристики общения / Под ред. В. А. Лабунской. Ростов н/Д., 1990.-С. 108−115.
  213. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СП-б, 2000.-350 с.
  214. И.А. Всеобщая психология с физиогномикой. Киев, 1912.-202 с.
  215. М.Н. Роль чувственного опыта в овладении значением слов // Начальная школа. 1952. № 10. — С. 33−41.
  216. Словарь антонимов русского языка / Под ред. М. Л. Львова. М, 1984.-381 с.
  217. Словарь наиболее употребительных слов английского, немецкого и французского языков / Под ред. Рахманова И. В. — М., 1960. 582 с.
  218. Словарь синонимов русского языка / Под ред. АЛ. Евгеньевой. В 2-х т. Т. 1.-М., 2001.-680 с.
  219. Словарь синонимов русского языка / Под ред. А. П. Евгеньевой. В 2-х т. Т. 2.-М., 2002.-856 с.
  220. А. А. и др. Психология. М, 1962. — 559 с.
  221. Е.О. Особенности общения с дошкольниками. — М., 2000. -160 с.
  222. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц. В 2 ч. ч. 1: Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование / Под ред. Е. И. Дибровой. -М., 2002. С. 367−369.
  223. Л.Г. Сюжетно-ролевая игра как средство развития вербальной коммуникации детей с ОНР шестого года жизни: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1998. — 22 с.
  224. Н.В. Особенности вербализации эмоциональных представлений дошкольниками: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1999.-24 с.
  225. А.И. Развитие эмоций в общении со взрослыми у детей первого года жизни: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1987. -19 с.
  226. Е.А. Развитие творческого воображения младших глухих школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1995. — 16 с.
  227. Специфика личностных особенностей глухих и слабослышащих. Особенности эмоциональной сферы / Сост. Н. И. Лайтер. Новосибирск, 2004. — 31 с.
  228. Е.А. Формирование эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук. М, 2002. -201с.
  229. Е.А., Бодрова И. М. Дидактическая игра как средство эмоционально-нравственного развития младших школьников // Актуальные проблемы современной педагогики. — Пенза, 2001. — С. 77−84.
  230. С. А. Особенности эмоциональной сферы детей с ДЦП дошкольного и младшего школьного возраста: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1999. 16 с.
  231. Стернин И. А Лексическое значение слова в речи. — Воронеж, 1985.-171 с.
  232. Т.З. Понимание эмоционального состояния другого человека детьми с нарушениями умственного развития // Дефектология. -1988. № 3.-С. 8−15.
  233. Л.П. Эмоциональный букварь от Ах до ай-яй-Яй. Обучение эмоциональной культуре дошкольников и младших школьников. -М., 1994.-240 с.
  234. Л.П. Особенности эмоционального развития дошкольников // Культурно-исторический подход: развитие гуманитарных наук и образования. М., 1996. — С. 147−148.
  235. Т.В. Об особенностях эмоционального реагирования младших слабослышащих школьников на процесс выполнения учебного задания // Проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха / Под ред. Е. Г. Речицкой. М., 1994. — С. 93−97.
  236. Т.В. Влияние эмоционального фактора на мнемическую деятельность младших слабослышащих школьников: Дис.. канд. пед. наук. М., 1995. 148 с.
  237. .М. Психологические вопросы художественного воспитания // Советская педагогика. 1946. № 6. — С. 92−112.
  238. В.И. Выявление эмоционально-волевых проявлений личности заикающегося школьника 8−10 лет, влияющих на состояние его вербальной коммуникации // Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики. М., 1997. — С. 84−92.
  239. В.П. Выражение эмоций на лице (по материалам работ П. Экмана) // Вопросы психологии. -1982. № 5. С. 144−147.
  240. Н.С. Развитие эмоциональной культуры младших школьников: об уроках изобразительного искусства // Искусство и образование. М., 2005. № 5 (37). — С. 29−33.
  241. К.Д. Для детей. Рассказы и сказки. — М., 1974. 162 с.
  242. И.В. Ориентиры учителя в эмоциональном воспитании школьников // Наука образования. — Омск, 2001. — Вып. 1942. — С. 248 254.
  243. М.И. Современный русский язык. Лексикология. М., 2003. -С. 241−244.
  244. Р.Н. Говорящие руки: Тематический словарь жестового языка глухих России. М., 2001. — 597 с.
  245. П. Эмоции // Экспериментальная психология / Ред-сост. П. Фресс и Ж. Пиаже. Вып 5. Мотивация, эмоции и личность / Под общ. Ред. А. Н. Леонтьева. -М., 1975. С. 112−188.
  246. P.M. Психолингвистические методы изучения семантики // Психолингвистические проблемы семантики. М., 1983. — С. 46−85.
  247. М. Е. Шабалин С.Н. Некоторые особенности чувств и их развития у глухих детей // Особенности психологии глухого школьника.-М., 1961.-С. 178−184.
  248. Хидкель С. С, Кошель Г. Г. Оценочный компонент лексического значения слова // Иностранные языки в школе. — 1981. № 4. С. 7−10.
  249. Е.В. Особенности распознавания базовых эмоций по мимике лица олигофренами // Проблемы практической психологии / Под ред. Н. В. Мельникова. Шадринск, 2000, Ч. 2. — С. 58−65.
  250. Э.Н. Рекомендации к работе воспитателей в школе-интернате для глухих детей в условиях группы-класса. — М., 1976. 38 с.
  251. Э.Н. Особенности нравственных представлений младших глухих школьников // Воспитание глухих детей в школе / Под ред. К. Г. Зикеева, Э. Н. Хотеевой. М., 1979. — С. 47−56.
  252. Э.Н. Пути изучениявоспитательной работы в I-IV классах школы для глухих детей // Усовершенствование педагогического процесса в школе глухих / под ред. А. Г. Зикеева и др. М., 1981. — С. 5261.
  253. Э.Н. Нравственное воспитание средствами внеклассного чтения глухих учащихся 1−4-х классов: Метод, рекомендации. М., 1986.-40 с.
  254. Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлу-гингой. -М., 1974. 175 с.
  255. Частотный словарь русского языка / Под ред. JI.H. Засориной М., 1977.-935 с.
  256. А.Л. Проблема эмоциональной регуляции учебно-познавательной деятельности учащихся // Вопросы психологии. — 1987. № 6. С. 42−47.
  257. Е.П. Формирование лингвистических и паралингвистиче-ских средств выражения эмоций у старших дошкольников с недоразвитием речи: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2005. —16 с.
  258. А.М. Некоторые особенности эстетической оценки произведений портретной живописи // 27-ые Герценовские чтения. Дошкольное воспитание. — Л., 1974. — С. 86−94.
  259. МЛ. Психогимнастика. — М., 1990. — 128 с.
  260. В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. М., 2002. -156 с.
  261. В.И. Проблема разграничения экспрессивности и эмо-тивности как семантической категории лингвистики // Проблемы семасиологии и лингвистики. Вып. 2. — Рязань, 1975. — С. 3−25.
  262. Н.В. Анализ процесса восприятия эмоциональных знаков человеческого лица умственно отсталыми школьниками // Актуальные психолого-педагогические проблемы образования. — Бейса, 1997. — С. 106−109.
  263. Шиф Ж. И. Очерки психологии усвоения русского языка глухонемыми школьниками. — М., 1954. 171 с.
  264. Шиф Ж.И. К психологии усвоения словарного состава языка учащимися младших классов школы глухонемых // Обучение и воспитание глухих / сост. Дьячков А. И., Доброва А. Д., Новиков Я. А. -М., 1959.-С. 50−57.
  265. Шиф Ж. И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей. -М., 1968.-318 с.
  266. А.Г., Похилько В.И, Козловская-Тельнова АЛО. Практикум по экспериментальной психосемантике (тезаурус личностных черт). -М., 1988.-207 с.
  267. Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики (на материале русского языка). М., 1973. — С. 245−258.
  268. Д.Н. Современный русский язык. Лексика. М., 1977. — 335 с.
  269. О.А. Педагогические условия эмоционального развития младших школьников средствами визуальных искусств: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2004. 18 с.
  270. А.М. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л., 1984. 19 с.
  271. А.М. Формирование эмоционально-перцептивных способностей у детей дошкольного возраста. Моногр. — Великий Новгород, 2003. -123 с.
  272. Д.Б. Психология игры. М., 1978. — 304 с.
  273. В.К. Особенности словаря устной речи учащихся первого класса: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1953 а. 16 с.
  274. В.К. Работа над словом учащихся первого класса / Под ред. Н. С. Рождественского. М., 1953 б. — 68 с.
  275. П.М. Психология чувств. М., 1958. — 384 с.
  276. П.М. Изучение чувств у детей и подростков. М., 1961. -213 с.
  277. П.М. Почему надо воспитывать чувства детей. М., 1964. -75 с.
  278. П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М, 1966. — 291 с.
  279. П.М. Чувства, их развитие и воспитание. М., 1976. — 64 с.
  280. С.Г., Щур ВТ., Психологические механизмы усвоения детьми этических норм // Психологические проблемы нравственного воспитания детей / Ред. сост. Ф. Т. Михайлова. М., 1977. — С. 59−108.
  281. М.Г. Эмоционально-ценностные технологии нравственного воспитания. Киров. — 1998. — 93 с.
  282. М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. — 2003. № 4. — С. 24−43.
  283. А.В. Очерки психологии слепоглухонемых. М., 1961. -162 с.
  284. Е.З. Содержание и организация работы по эстетическому воспитанию глухих школьников средствами музыки // Дефектология. -1986. № 2.-С. 44−50.
  285. Е.З. Пути совершенствования произносительной стороны устной речи глухих школьников (часть 1) // Дефектология. — 1994. № 3. С. 61−65.
  286. Е.З. Пути совершенствования произносительной стороны устной речи глухих школьников (часть 2) // Дефектология. 1995. -№ 1.-С. 49−54.
  287. Е.З. Музыкально-ритмические занятия с глухими учащимися младших классов. — М., 1997. — 222 с.
  288. В .И. Овладение эмоционально-оценочной лексикой как фактор нравственного воспитания // Материалы научной сессии по итогам научно-исследовательской работы Mill У им. Ленина. Сер.: Психолого-педагогические науки. М., 1992. — С. 47−49.
  289. М.А. Качественные имена прилагательные в детской речи: лексико-семантический аспект. Автореф. дис.. канд. филол. наук. -Череповец, 1999. 24 с.
  290. Adalbjarnardottir S. Understanding children and ourselves: teachers' reflections on social development in the classroom / S. Adalbjarnardottir // Teaching and teacher education/ 1994. -10, № 4. — P. 409−421.
  291. Assessment of yong developmentally disabled children / Ed. by T. Wachs a R. Sheehan. New York- London. — 1988. — XVIII, 419 p.
  292. Badurikova Z. Emoctionalna gramotnost dictate predskolskeho veku a jej rozvoj // Predskolska vychova. -1999/00. 54, № 5. — C. 5−7.
  293. Boler M. Disciplined emotions: philocophiers of educated feelings / M. Boler // Educational theory. 1997. — 47, № 2. — P. 203−228.
  294. Borowska T. Zasoby emocionalne dzieci I mlodziezy istotnym zadaniem edukacji / T. Borowska // Edukacja. 2000. — № 2(70). — P. 20−28.
  295. Breserton I. Et al. Learning to talk about emotions: A functionalist perspective // Child. Devel. 1986. V 57. — № 3. — P. 529−548.
  296. Danlap K. Role of eye-muscles and mouth muscles in the expression of emotions, Genet. Psychol. Momogr., 1927. 2. — p. 197−233.
  297. Denham S.A. Socialization of preschoolers' emotion understanding / S.A. Denham, D. Zoller, E.A. Couchoud // Development psychology. 1994. -30, № 6.-P. 928−936.
  298. Dowling M Young children’s personal, social and emotional development / M. Dowling. London e. a.: Chapman, 2000. — XXVI, 150 p.
  299. Early intervention / Early childhood special education: Recommended practices / Ed. by. S.L. Odom, M.E. Mclean. Austin (Tex.): PRO-ED, 1996. -IX, 448 p.
  300. Ekman P. Universale and cultural differences in facial expressions of emotion // Nebraska Symposium on Motivation / J.K. Cole (ed). Lincjln, 1972.
  301. Emotion in the humanface / Ed. by P. Ekman. ed. Cambridge etc- Paris. -1982. -XVI. -439 p.
  302. Emotion: theory, researcha, experience. Vol 2. Emotions in early development / Ed. by R. Plutchik, H. Kellerman. New York etc., 1983. — XVI. -363 p.
  303. Emotion und cognition / Hrsg von Heinz Mand u Gunter L. Huber-Mtinchen etrs.: Ur ban Schwarzenberg. — 1983. XII, — 3 61 p.
  304. Geits C.S. An experimente study of the growth of social perception // J. of Education psychology. 1923. — № 14. — P. 449−461.
  305. Glenn R.E. Teaching kids to control anger / R.E. Glenn // The education digest. 2002. — 68, № 3. — P. 18−20.
  306. Guziova K. Kompetencie diet’at’a na zaver predskolskeho obdobal // Predskolska vychova. 2002/03. — 57, № 4. — C. 1−6.
  307. Harrington-Lueker D. Students need emotional intelligence / D. Harring-ton-Lueker // The education digest. 1997. — 63, № 1. — P. 7−10.
  308. Kluwin Th. The role of adaptability and communication in fostering cohesion in families with deaf abolescents / Th. Kuwin, M.G. Gaustad // American annals of the deaf. -1994. 139, № 3. — P. 329−335.
  309. Landis C. Studies of emotional reactions: П General behavior and facial al expression. J. Cnomp. Psychol. 1924. — 4. — p. 447−509.
  310. Mann N.L. The effect of knowledoe of the situation upon judgment of emotion from facial expression, J. abnorm. Soc. Psychol. 1940. — 35. — p. 324−338.
  311. Montagner H. Le temps et l’espace dans la structuration de l’enfant en development // Psychologie et education. — 1998. № 32. — P. 11−22.
  312. Reinhard F. Kommunikation and emotion: Theoretische u emperische Unters. zur Rolle von Emotionen in der verbalen Interaktion. Berlin- New York. — 1990. — VI, 335 s.
  313. Social and emotional learning // Educational leadership. 1997. — 54, № 8. -P. 6−76.
  314. Social psychophysiology and emotion: theory and chinical applications / Ed. by H.L. Wagner. Chichester etc.: Wiley. — 1988. — ХШ, 311 p.
  315. Thompson J. Development of facial expression of emotion in blind and seeing children, Arch, of Psychol. 1941. —№ 264.
  316. N. «Loft story»: comment resister / N. Truong, L. Cedeiie // Le Monde de l’education / 2001. — № 293. — P. 56−57.
  317. В. Предмет визуалне културе као .едан од на^овольнвуента за pa3Boj емоционалне интелигенщ^'е / Хорват В. // Настав, а и васпита-нье. 2001. — 50, № 2. — С. 266−277.
Заполнить форму текущей работой