Среда педагогического колледжа как фактор подготовки учителя начальных классов к воспитательной деятельности
Диссертация
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе административно-педагогической и опытно-исследовательской работы автора в Ростовском-на-Дону высшем педагогическом училище (колледже) № 2 и Донском педагогическом колледже и нашло свое отражение в ряде публикаций в виде статей и тезисов докладов, выступлений на научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Средовый подход как принцип организации процесса подготовки специалистов в педагогическом учебном заведении
- 1. 1. Понятие среды и ее роль в процессе подготовки учителей в педагогическом колледже. ф
- 1. 2. Подготовка студентов к воспитательной деятельности в педагогической среде колледжа
- 1. 3. Психолого-педагогические основы готовности студентов к воспитательной деятельности
- Выводы
- ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное моделирование воспитывающей среды в педагогическом колледже
- 2. 1. Нормативно-правовые и психолого-педагогические основания для моделирования воспитывающей среды в педагогическом колледже
- 2. 2. Моделирование воспитывающей среды педагогического колледжа как системы
- 2. 3. Действующая модель воспитывающей среды в опытно-экспериментальном педагогическом колледже
- Выводы
- ГЛАВА 3. Исследование показателей готовности студентов к воспитательной деятельности в контексте средового подхода
- 3. 1. Исследование признаков развития готовности студентов к воспитательной деятельности
- 3. 2. Исследование профессионально-педагогической готовности выпускников педагогического колледжа к воспитательной деятельности
- Выводы
Список литературы
- Абакумова И. Личностный смысл как педагогический фактор и его использование в учебном процессе. Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Ростов н/Д, 1989.
- Абдуллина О. Демократизация образования и подготовка специалистов: проблемы и поиски // Высшее образование в России. 1996. — № 1.
- Алферов А.Д. Психология развития человека в детстве. Ростов н/Д, 1999.
- Алферов А.Д., Рогов Е. И. Ускорение профессионального развития личности с помощью рейтинговой системы контроля // Психологические и педагогические проблемы развития профессиональной личности. Армавир, 1990. — С. 3−5.
- Амирова С.С. Самоорганизация обучающего и обучаемого в учебно-воспитательном процессе непрерывного профессионального образования. Дис.. док. пед. наук. Казань, 1995.
- Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1989.
- Бабич Л.В. Воспитание гуманитарно-эстетического компонента культуры будущего учителя // Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе. Сб. науч. трудов под ред. Печко Л. П. М., 1991.
- Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. М.: Просвещение, 1991.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
- Берне. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
- П.Библер B.C. Культура. Диалог культур.// Вопросы философии. 1989.6.
- Бим-Бад Б. М. Антропологическое основание теории и практики современного образования. М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1994.
- Бим-Бад Б. М. Педагогические течения в начале двадцатого века. Лекции по педагогической антропологии и философии образования. М.: РОУ, 1994.
- Блонский П.П. Человеческое воспитание. М., 1981.
- Богуславский М.В. Ценностные ориентации российского образования в первой трети XX века. С. 72−75.
- Бодак А.В. Взаимосвязь учебной и внеаудиторной деятельности как условия общеличностного развития будущих учителей (на материале педагогического колледжа). М., 1996.
- Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина человека культуры и нравственности. Ростов н/Д, 1995.
- Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. Ростов н/Д: РГПУ, 1997.
- Бондаревская Е.В. Образование в поисках человеческих смыслов. -Ростов н/Д, 1995.
- Бондаревская Е.В. Уровень педагогической культуры главное основание для аттестации учителя. — Ростов н/Д, 1994.
- Бондаревская Е.В. Ученикв структуре личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д, 1991. — С. 11.
- Бондаревская Е.В. Формирование нравственного сознания старших школьников. Дис.. док. пед. наук. Ростов н/Д, 1981.
- Борисова Н.В., Соловьева А. А. Новые технологии обучения. М.: Ис-след. центр проблем качества подготовки специалистов, 1992.
- Буркова Н.Г. Педагогический мониторинг как средство повышения эффективности педагогической учителя. М, 1998.
- Валиес И.Г. Реализация Стандарта профессиональной подготовки специалистов в колледже. Казань, 1996.
- Вендеровская Б.Б. Общественно-педагогическое движение в СССР (1917−1991 гг.). -М.: БАО, 1993.
- Вентцель К.Н. Свободное воспитание. М., 1993.
- Власова Т.И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников. Ростов н/Д: РГПУ, 1999. -С. 192.
- Волошкина М.И. Подготовка студентов педагогического института к внеклассной воспитательной работе с младшими школьниками. М., 1977.
- Волчегурская Н.Б. Педагогическая культура учителя музыки (опыт сис-тенмого исследования). Ростов н/Д, 1996.
- Вульфов Б.З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии. Взгляд на профессиональную подготовку учителя. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997.
- Вульфсон Б.Л., Малькова З. А. Сравнительная педагогика. Программа и материалы спецкурса. М.: Международная педагогическая академия, 1993.
- Габолаева Ф.К. Педагогические основы формирования эстетической потребности у учащихся педагогического училища. М., 1997.
- Газман О.С. Об основных подходах к содержанию деятельности классного руководителя в новых условиях // Начальная школа. 1992. — № 2.
- Гапоненко С.А. Психолого-педагогические компетентность преподавателя педагогического колледжа в условиях многоуровневой подготовки. Дис.. канд. пед. наук. Ростов н/Д, 1998.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М.: Школа-пресс, 1995. 449 с.
- Голубев А.И. Воспитание профессионально-педагогического направление учащихся педагогических училищ во внеклассной работе. Л., 1956.
- Голубева О., Суханов А. Дополнительность и целостность в современном образовании // Alma mater. 1997. — № 10.
- Гончаров В Н., Лопаткин В. М., Одинцов П. К. Многоуровневая подготовка в педагогическом университете // Педагогика. 1994. — № 1.
- Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования. М., 1997.
- Гуров В.Н., Селюкова Л. Я. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа. Ставрополь: Изд-во СКИУУ, 1993.
- Гурьянова М.П. Сельская среда как педагогический фактор. М., 1991. -С. 97.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Просвещение, 1986.
- Давыдов В.В., Михайлов Ф. Т. Философско-психологические проблемы развития образования. М.: Просвещение, 1981.
- Дежникова Н.С. Воспитательные функции педагогического коллектива // Советская педагогика. 1983. -№ 11.
- Дежникова Н.С. Педагогический коллектив школы. М.: Знание, 1984.
- Джуринский А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития. М.: Просвещение, 1993.
- Диалог культур. Философия. Психология. Педагогика. Кемерово, 1981.
- Дик Н. Ф. Личностный подход в воспитании. Ростов н/Д: Донской лицей, 1995 (1994). — С. 30−33.
- Додонова Л.А. Организация и содержание учебно-воспитательной деятельности многофункционального колледжа. М., 1998.
- Дурай~Новакова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности. Дис.. док. пед. наук. М., 1983.-С. 46.
- Дьюи Дж. Школа и общество. М., 1924.
- Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. -Псков, 1994.-С, 17−21.
- Жариков Е., Крушельницкий И. Руководитель и умение убеждать. М.: Профиздат, 1988.
- Закон об образовании. М., 1993. С. 28−30.56.3анина Л. В. Становление гуманной педагогической позиции будущего учителя в условиях многоуровневой системы высшего педагогического образования. Дис.. канд. пед. наук. Ростов н/Д, 1994.
- Захаров М.Г. Организация труда директора школы. М.: Просвещение, 1971.58.3инченко В.П. О целях и ценностях образования. // Педагогика. 1997. -№ 5.-С. 3−16.
- Золотухина-Аболина Е.В., Козлова Л. В. Философия воспитания. Ростов н/Д, 1994.
- Ильин Г. Л. Проективное образование и реформация науки. М.: Ис-след. центр проблем качества подготовки специалистов, 1993.
- Имею права. Сборник законов, написанных и принятых учениками и учителями школы № 734. М., 1993.
- Инновации в российском образовании. Среднее профессиональное образование. М., 1999.
- Кан-Калик В.А., Никадров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990.
- Караковский В. А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. М., 1991. — С. 3−32.
- Карпова Г. Ф. Образовательная ситуация в России в 1 половине XX века. Дис.. док. пед. наук. Ростов н/Д, 1994.
- Керженцев П.М. Принципы организации. М., 1968.
- Кинелев Ю.А. Философия религии. М., 1998.
- Коломина Я.Л. Нельзя превращать жизнь в сплошной подвиг // Мир образования. 1996. — № 5. — С. 16−19.
- Кон И. С. Открытие «Я». М.: Просвещение, 1978.
- Конаржевский Ю.А. Формирование педагогического коллектива. М., 1997.
- Концептуальные основы реформирования и развития образовательного процесса в средней школе № 77 г. Ростова-на-Дону. Ростов н/Д: Изд-воНМЦО, 1994.
- Краковский В.А., Новикова Л. И., Селиванова H.JI. Воспитания? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. -М.: Новая школа, 1996. 160 с.
- Крылова Н., Анохина Т. Педагогическая поддержка иная культура воспитания // Народное образование. — 1997. — № 1.
- Кузьмина Н.В. Методика исследования педагогической деятельности. -Л., 1970.
- Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. М.: Просвещение, 1985.
- Куртиков Н. Социальный объект управления коллектив. — М., 1974. -Т.5.
- Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991.
- Личностно-ориентированная педагогика в начальной школе. Науч.-метод. сборник. Вып. 1. / Под ред. С. В. Кульневича и А. С. Петелина. -Воронеж, 1997.
- Лысенко Н. Единство трех уровней // Высшее образование в России. -1997.-№ 4.
- Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя: из опыта работы. М.: Просвещение, 1985. — 158 с.
- Макаренко А.С. Интервью // Смена! 30.10.88.
- Макаренко А.С. О коммунистическом воспитании. М., 1959.
- Манукова С.А. Формы идейно-нравственной готовности выпускников педвуза к профессионально-педагогической деятельности. Дис.. канд. пед. наук. Ростов н/Д, 1988.
- Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. М.: Ноосфера, 1999.- 298 с.
- Мареев В.И. Формирование мотивированной готовности старшеклассников к труду. Дис.. канд. пед. наук. Минск, 1982.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.
- Мидоуз Д., Перельман Л. Пределы роста: вызов общему образованию // Перспективы: вопросы образования. М., 1982.
- Микешина Л. А, Методология научного познания в контексте культуры.- М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1992.
- Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997.- № 4.
- Михайлов Ф.И. Межличностные отношения. Л., 1979.
- Михайлычев Е.А. Теоретические основы педагогической диагностики. Автореф. дис.. док. пед. наук. Екатеринбург, 1991.
- Моделирование образовательного пространства. Содержание программы «Ребенок в мире знаков и символов». Вып. 1. Ростов н/Д, 1996. -С. 44−45.
- Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М., 1986. — 160 с.
- Научно-педагогические основы личностно-ориентированного образования. Библиографический указатель. / Сост. Кочьян А. А. Чеботарева А.Д., Занина Л. В. Ростов н/Д, 1999.
- Новиков A.M. Как работать над диссертацией (пособие для начинающего педагогическое исследование). М., 1996.
- Обозов Н.Н. Основы вузовской педагогики / Под ред. Н. В. Кузьминой. -Л., 1972.
- Обозов Н.Н. Психология конфликта и способы его разрешения. СПб: Школа практической психологии, 1993.
- Олейникова Т.Н., Рябченко A.M., Перевозникова Т. И. Образовательно-воспитательный проект школы, открытый социуму. Ростов н/Д: Изд-во ОблИУУ, 1994.
- Опыт разработки концепций воспитания. В 2-х ч. Ростов н/Д: Изд-во ИНК и ПРО, 1993.
- Орлов А.Е. Общеобразовательная культура. М.: Мысль, 1986.
- Осухова Н.Г. Современные учителя о воспитании, или Прошлое в настоящем. // Педагогика. 1995. — № 3. — С, 60−65.
- Панасюк А.Ю. Психологические основы управления школой. -Ставрополь, 1990.
- Педагогическая энциклопедия. М., 1993.т. 1. — С. 4.
- Петелин А.С. Особенности научно-понятийного аппарата личностно-ориентированного образования в начальной школе. В сб.: Личностно-ориентированная педагогика. Вып. 1. / Под ред. Кульневича С. В. и Петелина А. С. Воронеж, 1997.
- Петровский В.А., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов н/Д, 1995.
- Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1985.
- Погосян Э.Л. Пути формирования профессионально-педагогической направленности будущего учителя-воспитателя. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ереван, 1982.
- Подготовка студента-исследователя в системе вузовского обучения. Учебное пособие для студентов факультетов дошкольного воспитания, преподавателей педагогических университетов и институтов / Сост. И отв. Ред. В. И. Ядэшко. М., 1996. — 174 с.
- Проблема обучения и воспитания в дошкольных и специальных образовательных учреждениях // Материалы науч.-практ. конф. «Традиции и современность в образовании». Ч. И. СПб., 1996. — С. 12−13.
- Проблемы обновления содержания общего образования. Материалы к науч.-практ. конференции. Вып. III. Ростов н/Д: Изд-во РОИУУ, 1992.
- Профессиональная деятельность молодого учителя. / под ред. С. Г. Вершловского, Л. Н. Лесохиной. М.: Педагогика, 1982. — 144 с.
- Пряникова В.Г., Бавкин З. И. История образования и педагогической мысли. М.: Новая школа, 1995.
- Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1997. — 440 с.
- Ребус Б.М. разговор с молодым директором школы. Ш., 1973.
- Рогов Е.И. Личность в педагогической деятельности. Ростов н/Д, 1994.
- Розов Н.С. Культура, ценности и развитие образования. М., 1992.
- Розов Н.С. Философия гуманитарного образования. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1993.
- Рыбакова Л.Н. и др. Трудности учительской профессии. // Педагогика. 1993. — № 2.
- Рябченко A.M., Добышева В. П. Содержание и технология воспитательной работы классного руководителя. Ростов н/Д: Молот, 1994.
- Семина Л.В. Педагогические условия осуществления индивидуального учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста современного профессионального учебного заведения. М., 1998.
- Сергеева В.П. Личностно-ориентированная подготовка учителя -воспитателя детей дошкольного и младшего школьного возраста в педагогическом колледже. М., 1997. t
- Сериков B.B. Личностно-ориентированное образование: к разработке дидактической концепции // Педагогика. 1994. — № 5.
- Сериков В.В. Личностный подход в образовании. Волгоград, 1994.
- Сериков В.В. Образование и личность. М.: Логос, 1999. — 272 с.
- Совершенствование психологической культуры учителя. Метод, рекомендации по проведению семинара. / Сост. А. Д. Алферов. Ростов н/Д, 1987.
- Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
- Субетто А.И. Гуманизация Российского общества (авторская концепция). -М.-СПб., 1992.
- Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. — М., 1981.
- Сухомлинский В.А. Педагогический коллектив средней школы. М., 1958.
- Сухомлинский В.А. Собр. соч. Т.Х. М., 1948.
- Трофимова Н.М. Нравственный ориентиры младших школьников. // Педагогика. 1997. — № 6. — С. 59−65.
- Управленческое общение. М., 1990.
- Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. П. М., 1948.
- Филиппов В.Ф. Сочетание общеобразовательной и профессиональной подготовки учащихся в условиях непрерывного профессионального образования (на примере профессионально-технического учебного заведения). М., 1996.
- Философия образования для XXI века. М.: Знание, 1992.
- Фромм Э. Искусство любить // душа человека. М., 1992. — С. 165.
- Чалов А.Н. Педагогические проблемы подготовки учителя сельской общеобразовательной школы. Автореф. дис.. док. пед. наук. Л., 1982.
- Черная З.Ю. Теоретические и методические основы обучения дизайну (художественное конструирование из бумаги) в системе профессионально-педагогической подготовки студентов педагогического колледжа. М., 1997.
- Чумичева P.M., Редько JT.JI. Теоретические подходы к проектированию образования в России в современных условиях. Ставрополь: ИРО, 1996.-24 с.
- Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. М.: Логос, 1993.
- Шакуров Р.Х. Директор школы и микроклимат учительского коллектива.-М., 1979.
- Шакуров Р.Х. Директор школы и педагогический коллектив. Киев, 1975.
- Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. В 4-х тт. М., 1962.
- Шварцман К.А. Философия и воспитание. М., 1989. — С. 27.
- Школа диалога культур. Основы программы / Под общ. ред. В. С. Библера. Кемерово: Гуманитарный центр «АЛЕФ», 1992.
- Щербакова Т.Н. Профессиональный рост учителя: формирование механизмов субъективного контроля. Ростов н/Д, 1994.
- Щуркова Н.Е. Педагогическая технология (педагогическое воздействие в процессе воспитания школьника). Краснодар: Краснодарский экспериментальный центр развития образования, 1993.
- Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. Краснодар: Изд-во КЭ ЦРО, 1993.
- Щуркова Н.Е., Залекер О. П. Педагогическая студия. М.: ТОО «Ин-тел-Тех», 1993.
- Auflage. Volk und Wissen Volkseigener Verlag. Berlin, 1986. — P. 89.
- Heimerziehung. Von einem Autorenkollektiv unter Leitung von Eberhard Mannschatz. Berlin, 1988. — P. 7.1. СТРУКТУРАсвойств личности, обеспечивающих развитие профессионализма учителя (методика доктора педагогических наук, профессора А.Д. Алферова)
- Пространство полилога студента в воспитывающей среде педагогического колледжа
- Содержательная структура воспитывающей среды педагогического колледжа§- о
- СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
- Результаты исследования уровня и степени влияния истории Донского педагогического колледжа на развитие профессионального интереса будущего учителя как профессионально необходимого качества педагога
- Качества, необходимые для 5 4 3 2 1п/п развития профессионального интереса будущего учителя как % соотно- % соотно- % соотно- % соотно- % соотнопрофессионально необходимого шение шение шение шение шениекачества педагога
- Коммуникативность 45 25 30
- Профессионализм 40 20 25 10 5
- Уважение к детям 50 30 10 5
- Всестороннее развитие 60 30 5 5
- Индивидуальный подход в обучении 40 20 15 10 15
- Умение заинтересовать детей 35 30 20 5 107. Компетентность 40 25 30 58. Демократизм 30 30 25 15
- Терпение и умение владеть эмоциями 35 40 10 5 10
- Вера в свой успех 45 30 15 5 5
- Интеллигентность 25 35 20 15 5
- Профессиональный выбор абитуриентов.
- Взгляд студентов на подготовку к воспитательной деятельности в среде педагогического колледжа
- Входной контроль Итоговый контроль
- Тематика реферативных, курсовых и дипломных работ, выполненныхпод руководством диссертанта1. Бештень А.О.
- Зарубина С.Н. Золотарева А.И.1. Чикалкина С.И.1. Зайцева JI.A. Н-4пс1. Кульпина О. И. Н-4пс1. Суходольский В. В. ИН-311. Таллалаева А.С.
- ИН-31 Готовность будущего учителя к организации воспитательной среды младших школьников
- Особенности применения методов активного обучения