Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Среда педагогического колледжа как фактор подготовки учителя начальных классов к воспитательной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе административно-педагогической и опытно-исследовательской работы автора в Ростовском-на-Дону высшем педагогическом училище (колледже) № 2 и Донском педагогическом колледже и нашло свое отражение в ряде публикаций в виде статей и тезисов докладов, выступлений на научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Средовый подход как принцип организации процесса подготовки специалистов в педагогическом учебном заведении
    • 1. 1. Понятие среды и ее роль в процессе подготовки учителей в педагогическом колледже. ф
    • 1. 2. Подготовка студентов к воспитательной деятельности в педагогической среде колледжа
    • 1. 3. Психолого-педагогические основы готовности студентов к воспитательной деятельности
  • Выводы
  • ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное моделирование воспитывающей среды в педагогическом колледже
    • 2. 1. Нормативно-правовые и психолого-педагогические основания для моделирования воспитывающей среды в педагогическом колледже
    • 2. 2. Моделирование воспитывающей среды педагогического колледжа как системы
    • 2. 3. Действующая модель воспитывающей среды в опытно-экспериментальном педагогическом колледже
  • Выводы
  • ГЛАВА 3. Исследование показателей готовности студентов к воспитательной деятельности в контексте средового подхода
    • 3. 1. Исследование признаков развития готовности студентов к воспитательной деятельности
    • 3. 2. Исследование профессионально-педагогической готовности выпускников педагогического колледжа к воспитательной деятельности
  • Выводы

Среда педагогического колледжа как фактор подготовки учителя начальных классов к воспитательной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. До сих пор исследование микросоциальной среды учебного заведения проводилось фрагментарно, исходя из общей установки, что среда в целом выступает мощным фактором формирования и развития человека. Такую позицию мы усматриваем и у отечественных, и у зарубежных педагогов. Однако исследование ее потенциальных возможностей влиять на подготовку специалиста еще не исчерпаны. Обращение к среде среднего специального педагогического учебного заведения по подготовке молодых специалистов к воспитательной деятельности в условиях этой среды обусловлено рядом обстоятельств. ¦

Во-первых, современный этап подготовки будущих учителей начальных классов в педагогических колледжах к воспитательной деятельности с учащимися по-прежнему остаётся в рамках традиционных представлений. Это создаёт определённые трудности при воплощении в реальный педагогический процесс новых идей и технологий воспитания, делает практически невозможным управление процессом формирования и развития профессиональных качеств личности будущего учителя как воспитателя, затрудняет или вообще исключает процедуру оценивания готовности выпускника педагогического колледжа к выполнению функций воспитателя учащихся начальных классов.

Во-вторых, требования, которые могла бы предъявить школа к учителю как к воспитателю, также не имеют достаточного обоснования. Ученые отмечают, что в силу кризисного состояния в общественном отношении к воспитанию оно заметно теряет в школе свой первоначальный смысл.

В-третьих, теоретическая база для организации по-новому воспитательного процесса в современной школе пока находится в стадии разработки. Обсуждаются пока только принципиальные идеи воспитания, а практики по-прежнему работают методами проб и ошибок. Школьная система воспитания опирается лишь на эмпирические находки учителей-энтузиастов, формы и методы работы которых, безусловно, требуют теоретического осмысления и обоснования. Этим обстоятельством затруднена подготовка учителей начальных классов к выполнению воспитательной функции.

Противоречия, как видим, налицо. Требуется более глубокое проникновение в сущность воспитания, актуализации в общественном сознании проблем человека, создания педагогической теории организации чело-векообразующего процесса. Следует заметить, что современные педагогические исследования в области воспитания сосредоточены в основном на поиске ценностей, которые обусловлены гуманистической природой и личностной направленностью истинного воспитания. Поднимаются также проблемы российской самобытности в образовании и воспитании, изучаются основы религиозного воспитания учащихся. Так, человеческие смыслы и значения как ценности уже получили признание в педагогических теориях, системах, технологиях ученых-педагогов — Е. В. Бондаревской, Т. Н. Власовой, А. Н. Вырщикова, Г. Ф. Карповой, С. В. Кульневича, В. В. Серикова, Е. Н. Сорочинской, В. Т. Фоменко, Р. М. Чумичевой и др. Под общим руководством члена-корреспондента РАО Е. В. Бондаревской выполнено большое число исследований, в которых ценностями образования и воспитания признаны человеческие смыслы, общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколение образцы педагогической культуры, запечатленные в культурном облике человека, в его сознании, образцы воспитательных отношений (Т.Ф. Белоусова, JI.B. Занина, Г. В. Звездунова и др.). Это надежная основа для понимания сути воспитания и организации среды и педагогического процесса в ней.

В условиях обостренной социальной ситуации вновь становится ак* туальной проблема влияния социальной среды на формирование и развитие человека. В общественной среде России произошли большие изменения: в социальном составе населениянеизмеримо возрос разрыв в денежных доходах людейвнутри страны происходят вооруженные конфликтытаковы признаки, которыми характеризуется нынешняя среда. Среда по-прежнему остается базовым фактором формирования и развития личности. Но среда, как видим, не всегда имеет одинаковое содержание и значение как формирующий фактор.

Установлено, что гуманистическая среда, в которой протекает жизнедеятельность человека, сближает понимание гуманистической сущности человека и смысла его жизни. Микросоциальная педагогическая среда в учебном заведении, лишенная подлинного гуманистического смысла и содержания, также утрачивает для подготавливаемого в нем молодого специалиста-педагога смысл его человеческого и профессионального предназначения. Это означает, что педагогическая среда в среднем специальном учебном заведении должна быть в основе своей гуманной, демократичной, защищающей права и свободы человека, и прежде всего, его право на жизнь и полноценное развитие.

Обозначая параметры своего исследования, мы исходим из того, что все элементы гуманистической среды в учебном заведении должны быть воспитывающими и вносить свой вклад в профессиональную подготовку учителей. Необходимо в связи с этим проанализировать воспитательные возможности каждого структурного элемента, входящего в учебно-воспитательную систему педагогического колледжа, усилить за счёт изменения в соотношении сторон педагогического процесса роль профессионального саморазвития студентов, понять их собственную озабоченность неподготовленностью к выполнению профессиональных функций учителя — воспитателя. При этом необходимо учитывать, что в процессе подготовки к работе в школе студент педагогического колледжа, усваивая знания и последовательно развивая профессионально-значимые качества, выходит из «роли» обучаемого и воспитуемого и становится сам учителем и воспитателем. Этот переход до сих пор остаётся малоизученным. Фактй-чески он характеризуется тем, что молодые люди, едва вышедшие из подросткового возраста или вступившие сами в стадию юношеского развития, оставаясь во многом учениками и воспитуемыми, должны понять себя и принять ответственность за воспитание учащихся начальных классов.

Таким образом, гуманистический и личностно-ориентированный подход в подготовке студентов педагогического колледжа к воспитательной деятельности ставит перед исследованием, по меньшей мере, две задачи: максимально учесть источники воспитывающего влияния среды на личностное развитие и профессиональный рост каждого студента педагогического колледжа, а также повысить их собственную роль, значение и ответственность в подготовке их как воспитателей.

Обоснование актуальности данного исследования выводится нами из противоречия между объективной потребностью общества в воспитании каждого человека с гуманистическим складом личности и не удовлетворяющей общество и школу подготовкой будущих учителей начальной школы к выполнению ими гуманистических функций воспитателя младших школьников. В плане разрешения этого противоречия нами выбрана для исследования тема: «Среда педагогического колледжа как фактор подготовки учителя начальных классов к воспитательной деятельности».

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы обосновать целесообразность средового подхода в построении образовательного и воспитательного процесса педагогического колледжа, расширить его возможности в реализации студентами своих способностей к созиданию, жизнетворчеству в действительной воспитывающей в педагогическом колледже й предстоящей воспитательной деятельности в школе.

Объектом исследования выступает образовательная и воспитательная деятельность учреждения среднего профессионального педагогического образования по подготовке учителя начальных классов.

Предметом исследования является среда педагогического колледжа как положительный фактор подготовки студентов к выполнению ими воспитательских функций в работе с учащимися начальной школы.

Гипотеза исследования содержит ряд взаимосвязанных предположений. Педагогическая среда профессионального педагогического учебного заведения охватывает собой все пространство совместной деятельности административного, педагогического и студенческого коллективов. Это динамичный и развивающийся фактор. Она имеет свою структуру. Каждый элемент среды вносит специфический вклад в воспитание студентов и в их подготовку к воспитанию учащихся начальной школы.

Педагогическая среда функционирует как система на принципах гуманизма и обеспечивает каждому воспитуемому — будущему учителю-воспитателю максимум условий и свободы для развития профессиональных значимых качеств, самообразования, самоподготовки и самовыражения личности. Будущий воспитатель является активным субъектом воспитывающей среды, творцом жизнедеятельности и функционирования среды.

Педагогический процесс, функционирующий в условиях среды педагогического колледжа, может обеспечить становление индивидуальной профессиональной личности воспитателя с учетом его индивидуальных базовых типологических и личностных особенностей. Индивидуализация и типизация на этапе подготовки к воспитательной деятельности закладывает основы развития индивидуального стиля воспитательной деятельности учителя в начальной школе.

Задачи исследования состоят в том, чтобы:

1. Теоретически обосновать средовый подход к профессиональной подготовке учителя начальных классов в педагогическом колледже. Исследовать возможности введения в педагогический процесс колледжа нравственных и смысловых ценностей, определяющих направленность среды педагогического колледжа на подготовку студентов к выполнению ими воспитательных функций в школе.

2. Воплотить в реальную структуру педагогического колледжа теоретическую и обоснованную модель среды педагогического колледжа, функционально направленную на подготовку к воспитательной деятельности учителя начальных классов.

3. Изучить базовые психофизиологические личностные характеристики студентов педагогического колледжа как основы принятия гуманистических, нравственных и смысловых ценностей для собственного саморазвития и подготовки к выполнению воспитательских функций в работе с учащимися в условиях педагогической среды.

4. Изучить степень готовности выпускников к выполнению воспитательной функции, используя готовность как показатель эффективности мер по организации среды в педагогическом колледже.

5. Выработать методические рекомендации по практическому использованию результатов исследования.

Методологические и теоретические основы исследования: философские положения о необходимости учета общего единичного и особенного при конструировании воспитательных системтеория о роли социальной среды в развитии личности (П.П. Блонский, М. Мак-Милана,.

К. Роджерс, C.JI. Рубинштейн и др.) — диалектика взаимосвязи среды, деятельности и развития личности (средовый, личностный и деятельностный подходы) (Л.С.Выготский, А. Н. Леонтьев, В. И. Слободчиков, Э. Фромм* С. Т. Шацкий и др.) — идеи русской классической философии о культуре как среде, питающей развитие личности (П. Флоренский, Н. Бердяев и др.) — культурологический подход и его разработка для педагогики (Е.В. Бонда-ревская, К. Н. Вентцель, Г. Ф. Карпова, Э. А. Манушин и др.) — концепция личностно-ориентированного образования и воспитания (Е.В. Бондарев-ская, У. Кей, Н. Б. Крылова, С. В. Кульневич, С. В. Петерина, В. В. Сериков и ДР-).

Методы исследования.

1. Анализ существующей в педагогических колледжах системы подготовки учителей начальной школы к выполнению воспитательной деятельности.

2. Разработка теоретических основ экспериментальной модели среды педагогического колледжа и проверка ее эффективности в образовательно-воспитательном учреждении.

3. Естественный педагогический эксперимент по одновременному преобразованию педагогического учебного заведения в педагогический колледж и решению задач настоящего исследования.

4. Диагностика свойств, потенциально необходимых для воспитательной деятельности в начале и в конце исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

1. Разработана теоретическая модель педагогической среды среднего профессионального учебного заведения (педагогический колледж) с направленностью на формирование у студентов качеств современного воспитателя учащихся начальных классов. Воспитывающая среда имеет свои источники положительного влияния на развивающуюся личность воспитателя в содержании образовательных программ, содержании и формах вне-учебной деятельности, в демократическом стиле межличностного взаимодействия администрации, педагогов, обслуживающих служб, студентов, во внешних деловых и культурных связях микро и макро сред.

2. Показано, что в условиях педагогической среды межкультурное коммуникативное взаимодействие субъектов образовательного и воспитательного процессов основано на понимании смысла и значения воспитания для подготовки будущего педагога к воспитательной деятельности.

3. Выявлены качественные характеристики будущего воспитателя на основе исследования его природных данных, развивающихся личностных свойств и профессиональных знаний и умений, приобретенных за время обучения в педагогическом колледже.

4. Установлено соотношение между существующей системой подготовки студентов педагогического колледжа к воспитательной деятельности и государственными задачами воспитания учащихся, проверена на ва-лидность инвариантная модель педагогического процесса учителя-профессионала как воспитателя.

Практическая значимость исследования состоит в том, что на разработанной теоретической основе можно:

1. Внедрить в учебно-воспитательный процесс педагогических колледжей реальную модель воспитывающей среды и программу, направленную на развитие у студентов личностных качеств, обеспечивающих ему эффективное выполнение воспитательной деятельности в условиях педагогической среды.

2. С помощью проверенной в ходе исследования психолого-педагогической диагностики можно зафиксировать изменения в личностных качествах профессионала как свидетельства эффективности среды развития.

3. Производить с учетом результатов исследования коррекцию программ и плана воспитательной работы в педагогических колледжах.

Достоверность и обоснованность исследования достигнуты благодаря системному подходу к анализу педагогического процесса, реальному выходу педагогического колледжа на уровень эффективности действующей подготовки выпускников к воспитательной работе в школеприменению надежных методик определения личностных характеристик будущих учителей, показателей их готовности к выполнению воспитательской функции.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Средовый подход как методологическая основа изменения направленности и содержания профессионально-педагогического образования и воспитания в педагогическом колледжесущность средового подхода в реализации личностно ориентированного образования и воспитания студентов педагогического колледжагуманистическая и культурная направленность содержания образования, воспитания и активной совместной деятельности всех субъектов воспитательного процесса в созидании и преобразовании среды учебного заведения.

2. Модель воспитывающей среды педагогического колледжа, направленная на формирование у студентов качеств современного воспитателя младших школьников.

3. Цели, содержание и формы взаимоотношений субъектов среды воспитания в педагогическом колледже.

4. Результаты исследовательской работы, которые указывают На закономерности формирования индивидуального стиля в зависимости от индивидуальных особенностей студентов педагогического колледжа.

Экспериментальная база исследований. Основной базой для опытно-экспериментального исследования процесса подготовки студентов к воспитательной деятельности в школах стало Ростовское высшее педагогическое училище № 2, с 1997 года преобразованное в Донской педагогический колледж. Для сопоставления воспитывающей среды при подготовке студентов к воспитательной деятельности в Донском педагогическом колледже использованы структуры среды и содержание воспитательной работы Зерноградского, Зимовниковского, Каменского и других педагогических колледжей, училищ Ростовской области.

Переход педагогического училища в педагогический колледж стал естественным экспериментальным процессом преобразования учебного заведения и базой исследования. Исследование проходило два этапа в рамках традиционного педагогического процесса и 2 этапа в рамках преобразования учебного заведения в новый тип с новым обучением.

Первый этап (1995 — 1996 гг.) — изучение исторического опыта подготовки учителя начальных классов к воспитательной деятельности. Изучение общечеловеческих и профессиональных качеств индивидов как учителя и как воспитателя.

Второй этап (1996 -1997 гг.) — теоретическая разработка средово-го подхода, моделирование структуры воспитывающей среды и содержания, а также соответствующего научно-методического обеспечения перспектив образовательно-воспитательного процесса, планирование эксперимента и организация его проведения.

Третий этап (1997 — 1998 гг.) — обоснование и внедрение в учебно-воспитательный процесс педагогического колледжа системы мер, направленной на развитие среды воспитания и формирование у студентов личностных качеств, обеспечивающих им эффективное выполнение воспитательских функций. Экспериментальное исследование по теме диссертации, первичная обработка диагностических материалов.

Четвертый этап (1998 — 1999 гг.) — внесение корректив в основные документы педагогического процесса. Систематизация материала. Оформление диссертационного исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе административно-педагогической и опытно-исследовательской работы автора в Ростовском-на-Дону высшем педагогическом училище (колледже) № 2 и Донском педагогическом колледже и нашло свое отражение в ряде публикаций в виде статей и тезисов докладов, выступлений на научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях всероссийского, регионального, зонального уровней: Новые технологии воспитательного и образовательного процесса (Москва, 1994) — Социальные и педагогические технологии в системе образования (Белгород, 1998) — Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона (Элиста, 1999) и других.

По теме диссертации выполнено и опубликовано 19 работ. Диссертант принимала участие в конференции «Непрерывное образование: опыт, проблемы и перспективы» (Санкт-Петербург, 1998), ежегодных собраниях Южного отделения РАО, региональных психолого-педагогических чтениях (1996, 1998;2000 гг.). Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Ростовского государственного педагогического университета.

Материалы исследования используются в практической деятельности Каменского, Зерноградского и других педагогических колледжей, в работе предметного объединения заместителей директоров по воспитательной работе педагогических средних специальных учебных заведений Ростовской области.

Структура диссертации. Работа изложена на 132 страницах машинописного текста, состоит из Введения, трех глав, Заключения, списка литературы из 151 источников и приложения.

ВЫВОДЫ |.

Исследование показало, что личностную направленность на воспитательную деятельность определяют не только социальные и педагогические факторы среды, но во многом природные свойства. Обращает на себя внимание тот факт, что микросоциальные условия среды закладывают и развивают основы культуры, учительской сдержанности, интеллигентностичто педагогический процесс обеспечивает определенный уровень теоретических знаний и академических умений выполнять воспитательную работучто природные свойства определяют характер поведения и стиль будущей педагогической, в том числе и воспитательной деятельности.

Природные свойства (темпераментная структура, межполушарное взаимодействие, тип мышления) во многом предопределяет и содержание воспитательной деятельности по отношению к студенту. Так, для воспитания студентов меланхолического склада характера необходима культурологическая направленность содержания воспитательной работы, связанная с творчеством и мечтательностью. Для воспитания студентов сангвинического типа характера необходима направленность воспитательной работы на подвижность, развлекательность. Для воспитания студентов флегматического типа характерна лояльность деятельности в пределах кружка, основательная инструментовка, скрупулезная детализация.

Изучение готовности студентов к воспитательной деятельности с младшими школьниками подтвердило ее индивидуальный характер.

Анализ готовности показал, что необходимо усилить внимание к овладению знаниями о типизации и индивидуализации младших школьников, умениями диагностик индивидуальных особенностей учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Средовый подход в педагогических исследованиях является углублением и развитием социальных и общепедагогических представлений о взаимодействии среды человека об условиях и факторах подготовки учителей-воспитателей в педагогических учебных заведениях. В отечественной педагогике и психологии проблема воздействия среды на личность положительно оценена в трудах Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, К.Д. Ушинско-го, С. Т. Шацкого и др. Развитие педагогической науки в меняющихся социальных условиях обусловило постановку новых задач для изучения самой среды учебного заведения, для установления условий ее позитивного влияния на процесс подготовки на учителей-воспитателей среднего звена. Гуманизация образовательного процесса в системе образования в целом вызвала интерес к исследованию личностно-ориентированной среды в педагогических колледжах. Теоретическая база для таких исследований создается в работах Е. Б. Бондаревской, Ю. Г. Волкова, И. Б. Котовой, Е. Н. Шиянова, В. В. Серикова, P.M. Чумичевой и др. На ее основе уже проведены исследования микросоциальной среды в педагогических колледжах (Г.В. Звездунова, Н. П. Меньшикова, А. Г. Чухно и др.).

Задачей настоящей диссертации было изучение влияния воспитывающей среды педагогического колледжа на подготовку студентов для выполнения ими воспитательских функций в работе с учащимися начальных классов средней школы.

Анализ предыдущих научных исследований показал, что сама проблема воспитывающего влияния среды учебного заведения на общее и профессиональное развитие студентов является правомерной. Среда педагогического учебного заведения есть совокупность общественных, материальных и духовных условий для развития профессиональной личности.

Она открыта для макросоциального взаимодействия и выполнения государственного и общественного заказа на подготовку специалиста.

Педагогическая среда, в которой «растет» и развивается студент вариативна. Тем не менее образовательный процесс играет ведущую роль, т.к., именно он обеспечивает основу подготовки специалиста к педагогической деятельности в целом, к воспитательной — в частности.

Важнейшим назначением среды является способность к преобразованиям, динамичность. Но если действуют не все элементы среды, то она утрачивает свой воспитывающий потенциал. В ходе экспериментального исследования нам удалось создать в учебном заведении (Донской педагогический колледж) оптимальную структуру воспитывающей среды и проследить динамику степени готовности выпускников к выполнению воспитательских функций как показателя эффективности мер по организации среды педагогического колледжа.

Другие элементы среды включаются в этот процесс, оказывая влияние, прежде всего, на общее личностное развитие студентов. Известно положение о том, что учитель воспитывает своей личностью. Влияние, идущее от студенческой среды, внутреннего микроклимата, взаимоотношений, культурологического характера воспитательной работы, влияния семьи и другие элементы — все они направлены на развитие общей культуры педагога, закрепление навыков культурного поведения, интеллигентности учителя.

Процесс подготовки специалиста с позиции средового подхода, является таким образом двухсторонним, причем каждая сторона равнозначна, каждая является главной. Одна — это формирование личности учителя со всеми признаками, характерными для профиля личности данного специалиста — профессионала, и другая — его научно-педагогическая подготовка, характеризующаяся оценкой его теоретических знаний и практических умений. В условиях системно-организованной и управляемой среды можно достигнуть положительных результатов в подготовке специалистов.

Эффективность воспитывающей среды при подготовке студентов к воспитательной деятельности с учащимися начальных классов оценивалась нами по результатам готовности выпускников педагогического колледжа к выполнению учителем воспитательных функций.

Новизна нашего исследования состоит в том, что на основе разработанной автором модели была организована подготовка студентов к воспитательной деятельности.

Мы установили, что экспериментальная перестройка всей средовой системы образования в педагогическом колледже дала высокие показатели в знаниях по всем основным блокам учебного плана, включая и педагогический и психологический блок.

Была составлена карта критериев определения готовности к воспитательной деятельностиопределены три уровня готовности оценки результатов подготовки студентов, свидетельствующие о степени их готовности к воспитательной деятельности. Согласно этим критериям подтверждается достаточная степень педагогической и психологической готовности и ней-родинамическая обеспеченность готовности студентов действовать как воспитателям.

Исследованная нами психофизиологическая подготовка к воспитательной деятельности, показала, что дифференциация и индивидуализация процесса подготовки студентов педагогического колледжа необходима и делает эту систему подготовки эффективной.

Исследования в работе со студентами темпераментной структуры и их личностных психофизиологических особенностей стало одним из условий эффективности функционирования нашей модели.

Различия в индивидуальных возможностях выполнения воспитательной деятельности и резкие противоречивые традиции школы, школьного воспитательного процесса ставили студентов-практикантов в затруднительное положение. У одних, благодаря умению оценивать самого себя, и быстрой адаптационной способности они вели к образованию устойчивой «Я» — концепции. У них повышалась уверенность в себе, удовлетворенность выбранной профессией. Некоторые же студенты за короткое время педагогической практики с трудом становились на этот путь адаптации, что позволяет предположить возможность возникновения признаков деформации личности выпускника в процессе его будущей самостоятельной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И. Личностный смысл как педагогический фактор и его использование в учебном процессе. Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Ростов н/Д, 1989.
  2. О. Демократизация образования и подготовка специалистов: проблемы и поиски // Высшее образование в России. 1996. — № 1.
  3. А.Д. Психология развития человека в детстве. Ростов н/Д, 1999.
  4. А.Д., Рогов Е. И. Ускорение профессионального развития личности с помощью рейтинговой системы контроля // Психологические и педагогические проблемы развития профессиональной личности. Армавир, 1990. — С. 3−5.
  5. С.С. Самоорганизация обучающего и обучаемого в учебно-воспитательном процессе непрерывного профессионального образования. Дис.. док. пед. наук. Казань, 1995.
  6. Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1989.
  7. Л.В. Воспитание гуманитарно-эстетического компонента культуры будущего учителя // Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе. Сб. науч. трудов под ред. Печко Л. П. М., 1991.
  8. Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. М.: Просвещение, 1991.
  9. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  10. Берне. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
  11. П.Библер B.C. Культура. Диалог культур.// Вопросы философии. 1989.6.
  12. Бим-Бад Б. М. Антропологическое основание теории и практики современного образования. М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1994.
  13. Бим-Бад Б. М. Педагогические течения в начале двадцатого века. Лекции по педагогической антропологии и философии образования. М.: РОУ, 1994.
  14. П.П. Человеческое воспитание. М., 1981.
  15. М.В. Ценностные ориентации российского образования в первой трети XX века. С. 72−75.
  16. А.В. Взаимосвязь учебной и внеаудиторной деятельности как условия общеличностного развития будущих учителей (на материале педагогического колледжа). М., 1996.
  17. Е.В. Воспитание как возрождение гражданина человека культуры и нравственности. Ростов н/Д, 1995.
  18. Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. Ростов н/Д: РГПУ, 1997.
  19. Е.В. Образование в поисках человеческих смыслов. -Ростов н/Д, 1995.
  20. Е.В. Уровень педагогической культуры главное основание для аттестации учителя. — Ростов н/Д, 1994.
  21. Е.В. Ученикв структуре личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д, 1991. — С. 11.
  22. Е.В. Формирование нравственного сознания старших школьников. Дис.. док. пед. наук. Ростов н/Д, 1981.
  23. Н.В., Соловьева А. А. Новые технологии обучения. М.: Ис-след. центр проблем качества подготовки специалистов, 1992.
  24. Н.Г. Педагогический мониторинг как средство повышения эффективности педагогической учителя. М, 1998.
  25. И.Г. Реализация Стандарта профессиональной подготовки специалистов в колледже. Казань, 1996.
  26. .Б. Общественно-педагогическое движение в СССР (1917−1991 гг.). -М.: БАО, 1993.
  27. К.Н. Свободное воспитание. М., 1993.
  28. Т.И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников. Ростов н/Д: РГПУ, 1999. -С. 192.
  29. М.И. Подготовка студентов педагогического института к внеклассной воспитательной работе с младшими школьниками. М., 1977.
  30. Н.Б. Педагогическая культура учителя музыки (опыт сис-тенмого исследования). Ростов н/Д, 1996.
  31. .З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии. Взгляд на профессиональную подготовку учителя. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997.
  32. .Л., Малькова З. А. Сравнительная педагогика. Программа и материалы спецкурса. М.: Международная педагогическая академия, 1993.
  33. Ф.К. Педагогические основы формирования эстетической потребности у учащихся педагогического училища. М., 1997.
  34. О.С. Об основных подходах к содержанию деятельности классного руководителя в новых условиях // Начальная школа. 1992. — № 2.
  35. С.А. Психолого-педагогические компетентность преподавателя педагогического колледжа в условиях многоуровневой подготовки. Дис.. канд. пед. наук. Ростов н/Д, 1998.
  36. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М.: Школа-пресс, 1995. 449 с.
  37. А.И. Воспитание профессионально-педагогического направление учащихся педагогических училищ во внеклассной работе. Л., 1956.
  38. О., Суханов А. Дополнительность и целостность в современном образовании // Alma mater. 1997. — № 10.
  39. Гончаров В Н., Лопаткин В. М., Одинцов П. К. Многоуровневая подготовка в педагогическом университете // Педагогика. 1994. — № 1.
  40. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования. М., 1997.
  41. В.Н., Селюкова Л. Я. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа. Ставрополь: Изд-во СКИУУ, 1993.
  42. М.П. Сельская среда как педагогический фактор. М., 1991. -С. 97.
  43. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Просвещение, 1986.
  44. В.В., Михайлов Ф. Т. Философско-психологические проблемы развития образования. М.: Просвещение, 1981.
  45. Н.С. Воспитательные функции педагогического коллектива // Советская педагогика. 1983. -№ 11.
  46. Н.С. Педагогический коллектив школы. М.: Знание, 1984.
  47. А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития. М.: Просвещение, 1993.
  48. Диалог культур. Философия. Психология. Педагогика. Кемерово, 1981.
  49. Дик Н. Ф. Личностный подход в воспитании. Ростов н/Д: Донской лицей, 1995 (1994). — С. 30−33.
  50. Л.А. Организация и содержание учебно-воспитательной деятельности многофункционального колледжа. М., 1998.
  51. Дурай~Новакова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности. Дис.. док. пед. наук. М., 1983.-С. 46.
  52. Дж. Школа и общество. М., 1924.
  53. О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. -Псков, 1994.-С, 17−21.
  54. Е., Крушельницкий И. Руководитель и умение убеждать. М.: Профиздат, 1988.
  55. Закон об образовании. М., 1993. С. 28−30.56.3анина Л. В. Становление гуманной педагогической позиции будущего учителя в условиях многоуровневой системы высшего педагогического образования. Дис.. канд. пед. наук. Ростов н/Д, 1994.
  56. М.Г. Организация труда директора школы. М.: Просвещение, 1971.58.3инченко В.П. О целях и ценностях образования. // Педагогика. 1997. -№ 5.-С. 3−16.
  57. Золотухина-Аболина Е.В., Козлова Л. В. Философия воспитания. Ростов н/Д, 1994.
  58. Г. Л. Проективное образование и реформация науки. М.: Ис-след. центр проблем качества подготовки специалистов, 1993.
  59. Имею права. Сборник законов, написанных и принятых учениками и учителями школы № 734. М., 1993.
  60. Инновации в российском образовании. Среднее профессиональное образование. М., 1999.
  61. Кан-Калик В.А., Никадров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990.
  62. В. А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. М., 1991. — С. 3−32.
  63. Г. Ф. Образовательная ситуация в России в 1 половине XX века. Дис.. док. пед. наук. Ростов н/Д, 1994.
  64. П.М. Принципы организации. М., 1968.
  65. Ю.А. Философия религии. М., 1998.
  66. Я.Л. Нельзя превращать жизнь в сплошной подвиг // Мир образования. 1996. — № 5. — С. 16−19.
  67. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Просвещение, 1978.
  68. Ю.А. Формирование педагогического коллектива. М., 1997.
  69. Концептуальные основы реформирования и развития образовательного процесса в средней школе № 77 г. Ростова-на-Дону. Ростов н/Д: Изд-воНМЦО, 1994.
  70. В.А., Новикова Л. И., Селиванова H.JI. Воспитания? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. -М.: Новая школа, 1996. 160 с.
  71. Н., Анохина Т. Педагогическая поддержка иная культура воспитания // Народное образование. — 1997. — № 1.
  72. Н.В. Методика исследования педагогической деятельности. -Л., 1970.
  73. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. М.: Просвещение, 1985.
  74. Н. Социальный объект управления коллектив. — М., 1974. -Т.5.
  75. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991.
  76. Личностно-ориентированная педагогика в начальной школе. Науч.-метод. сборник. Вып. 1. / Под ред. С. В. Кульневича и А. С. Петелина. -Воронеж, 1997.
  77. Н. Единство трех уровней // Высшее образование в России. -1997.-№ 4.
  78. Ю.Л. Творческая лаборатория учителя: из опыта работы. М.: Просвещение, 1985. — 158 с.
  79. А.С. Интервью // Смена! 30.10.88.
  80. А.С. О коммунистическом воспитании. М., 1959.
  81. С.А. Формы идейно-нравственной готовности выпускников педвуза к профессионально-педагогической деятельности. Дис.. канд. пед. наук. Ростов н/Д, 1988.
  82. Л.И. Воспитание в современной школе. М.: Ноосфера, 1999.- 298 с.
  83. В.И. Формирование мотивированной готовности старшеклассников к труду. Дис.. канд. пед. наук. Минск, 1982.
  84. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.
  85. Д., Перельман Л. Пределы роста: вызов общему образованию // Перспективы: вопросы образования. М., 1982.
  86. Микешина Л. А, Методология научного познания в контексте культуры.- М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1992.
  87. Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997.- № 4.
  88. Ф.И. Межличностные отношения. Л., 1979.
  89. Е.А. Теоретические основы педагогической диагностики. Автореф. дис.. док. пед. наук. Екатеринбург, 1991.
  90. Моделирование образовательного пространства. Содержание программы «Ребенок в мире знаков и символов». Вып. 1. Ростов н/Д, 1996. -С. 44−45.
  91. А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М., 1986. — 160 с.
  92. Научно-педагогические основы личностно-ориентированного образования. Библиографический указатель. / Сост. Кочьян А. А. Чеботарева А.Д., Занина Л. В. Ростов н/Д, 1999.
  93. A.M. Как работать над диссертацией (пособие для начинающего педагогическое исследование). М., 1996.
  94. Н.Н. Основы вузовской педагогики / Под ред. Н. В. Кузьминой. -Л., 1972.
  95. Н.Н. Психология конфликта и способы его разрешения. СПб: Школа практической психологии, 1993.
  96. Т.Н., Рябченко A.M., Перевозникова Т. И. Образовательно-воспитательный проект школы, открытый социуму. Ростов н/Д: Изд-во ОблИУУ, 1994.
  97. Опыт разработки концепций воспитания. В 2-х ч. Ростов н/Д: Изд-во ИНК и ПРО, 1993.
  98. А.Е. Общеобразовательная культура. М.: Мысль, 1986.
  99. Н.Г. Современные учителя о воспитании, или Прошлое в настоящем. // Педагогика. 1995. — № 3. — С, 60−65.
  100. А.Ю. Психологические основы управления школой. -Ставрополь, 1990.
  101. Педагогическая энциклопедия. М., 1993.т. 1. — С. 4.
  102. А.С. Особенности научно-понятийного аппарата личностно-ориентированного образования в начальной школе. В сб.: Личностно-ориентированная педагогика. Вып. 1. / Под ред. Кульневича С. В. и Петелина А. С. Воронеж, 1997.
  103. В.А., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов н/Д, 1995.
  104. Н.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1985.
  105. Э.Л. Пути формирования профессионально-педагогической направленности будущего учителя-воспитателя. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ереван, 1982.
  106. Подготовка студента-исследователя в системе вузовского обучения. Учебное пособие для студентов факультетов дошкольного воспитания, преподавателей педагогических университетов и институтов / Сост. И отв. Ред. В. И. Ядэшко. М., 1996. — 174 с.
  107. Проблема обучения и воспитания в дошкольных и специальных образовательных учреждениях // Материалы науч.-практ. конф. «Традиции и современность в образовании». Ч. И. СПб., 1996. — С. 12−13.
  108. Проблемы обновления содержания общего образования. Материалы к науч.-практ. конференции. Вып. III. Ростов н/Д: Изд-во РОИУУ, 1992.
  109. Профессиональная деятельность молодого учителя. / под ред. С. Г. Вершловского, Л. Н. Лесохиной. М.: Педагогика, 1982. — 144 с.
  110. В.Г., Бавкин З. И. История образования и педагогической мысли. М.: Новая школа, 1995.
  111. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1997. — 440 с.
  112. .М. разговор с молодым директором школы. Ш., 1973.
  113. Е.И. Личность в педагогической деятельности. Ростов н/Д, 1994.
  114. Н.С. Культура, ценности и развитие образования. М., 1992.
  115. Н.С. Философия гуманитарного образования. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1993.
  116. Л.Н. и др. Трудности учительской профессии. // Педагогика. 1993. — № 2.
  117. A.M., Добышева В. П. Содержание и технология воспитательной работы классного руководителя. Ростов н/Д: Молот, 1994.
  118. Л.В. Педагогические условия осуществления индивидуального учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста современного профессионального учебного заведения. М., 1998.
  119. В.П. Личностно-ориентированная подготовка учителя -воспитателя детей дошкольного и младшего школьного возраста в педагогическом колледже. М., 1997. t
  120. B.B. Личностно-ориентированное образование: к разработке дидактической концепции // Педагогика. 1994. — № 5.
  121. В.В. Личностный подход в образовании. Волгоград, 1994.
  122. В.В. Образование и личность. М.: Логос, 1999. — 272 с.
  123. Совершенствование психологической культуры учителя. Метод, рекомендации по проведению семинара. / Сост. А. Д. Алферов. Ростов н/Д, 1987.
  124. П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
  125. А.И. Гуманизация Российского общества (авторская концепция). -М.-СПб., 1992.
  126. В.А. Методика воспитания коллектива. — М., 1981.
  127. В.А. Педагогический коллектив средней школы. М., 1958.
  128. В.А. Собр. соч. Т.Х. М., 1948.
  129. Н.М. Нравственный ориентиры младших школьников. // Педагогика. 1997. — № 6. — С. 59−65.
  130. Управленческое общение. М., 1990.
  131. К.Д. Собр. соч. Т. П. М., 1948.
  132. В.Ф. Сочетание общеобразовательной и профессиональной подготовки учащихся в условиях непрерывного профессионального образования (на примере профессионально-технического учебного заведения). М., 1996.
  133. Философия образования для XXI века. М.: Знание, 1992.
  134. Э. Искусство любить // душа человека. М., 1992. — С. 165.
  135. А.Н. Педагогические проблемы подготовки учителя сельской общеобразовательной школы. Автореф. дис.. док. пед. наук. Л., 1982.
  136. З.Ю. Теоретические и методические основы обучения дизайну (художественное конструирование из бумаги) в системе профессионально-педагогической подготовки студентов педагогического колледжа. М., 1997.
  137. P.M., Редько JT.JI. Теоретические подходы к проектированию образования в России в современных условиях. Ставрополь: ИРО, 1996.-24 с.
  138. В.Д. Философия образования и образовательные политики. М.: Логос, 1993.
  139. Р.Х. Директор школы и микроклимат учительского коллектива.-М., 1979.
  140. Р.Х. Директор школы и педагогический коллектив. Киев, 1975.
  141. С.Т. Педагогические сочинения. В 4-х тт. М., 1962.
  142. К.А. Философия и воспитание. М., 1989. — С. 27.
  143. Школа диалога культур. Основы программы / Под общ. ред. В. С. Библера. Кемерово: Гуманитарный центр «АЛЕФ», 1992.
  144. Т.Н. Профессиональный рост учителя: формирование механизмов субъективного контроля. Ростов н/Д, 1994.
  145. Н.Е. Педагогическая технология (педагогическое воздействие в процессе воспитания школьника). Краснодар: Краснодарский экспериментальный центр развития образования, 1993.
  146. Н.Е. Педагогическая технология. Краснодар: Изд-во КЭ ЦРО, 1993.
  147. Н.Е., Залекер О. П. Педагогическая студия. М.: ТОО «Ин-тел-Тех», 1993.
  148. Auflage. Volk und Wissen Volkseigener Verlag. Berlin, 1986. — P. 89.
  149. Heimerziehung. Von einem Autorenkollektiv unter Leitung von Eberhard Mannschatz. Berlin, 1988. — P. 7.1. СТРУКТУРАсвойств личности, обеспечивающих развитие профессионализма учителя (методика доктора педагогических наук, профессора А.Д. Алферова)
  150. Пространство полилога студента в воспитывающей среде педагогического колледжа
  151. Содержательная структура воспитывающей среды педагогического колледжа§- о
  152. СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
  153. Результаты исследования уровня и степени влияния истории Донского педагогического колледжа на развитие профессионального интереса будущего учителя как профессионально необходимого качества педагога
  154. Качества, необходимые для 5 4 3 2 1п/п развития профессионального интереса будущего учителя как % соотно- % соотно- % соотно- % соотно- % соотнопрофессионально необходимого шение шение шение шение шениекачества педагога
  155. Коммуникативность 45 25 30
  156. Профессионализм 40 20 25 10 5
  157. Уважение к детям 50 30 10 5
  158. Всестороннее развитие 60 30 5 5
  159. Индивидуальный подход в обучении 40 20 15 10 15
  160. Умение заинтересовать детей 35 30 20 5 107. Компетентность 40 25 30 58. Демократизм 30 30 25 15
  161. Терпение и умение владеть эмоциями 35 40 10 5 10
  162. Вера в свой успех 45 30 15 5 5
  163. Интеллигентность 25 35 20 15 5
  164. Профессиональный выбор абитуриентов.
  165. Взгляд студентов на подготовку к воспитательной деятельности в среде педагогического колледжа
  166. Входной контроль Итоговый контроль
  167. Тематика реферативных, курсовых и дипломных работ, выполненныхпод руководством диссертанта1. Бештень А.О.
  168. С.Н. Золотарева А.И.1. Чикалкина С.И.1. Зайцева JI.A. Н-4пс1. Кульпина О. И. Н-4пс1. Суходольский В. В. ИН-311. Таллалаева А.С.
  169. ИН-31 Готовность будущего учителя к организации воспитательной среды младших школьников
  170. Особенности применения методов активного обучения
Заполнить форму текущей работой