Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Религиозно-философские взгляды Сайтё

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Буддизм, возникший в Индии, прошедший через Китай, в Японии обрел свои специфические черты, при изучении которых можно увидеть огромное влияние северокитайского буддизма. Поток мигрантов из Китая и Кореи в VI—VII вв. способствовал проникновению культурных, политических и религиозных идей на японские острова. Готовые образцы государственного устройства соседних стран, у которых были уже… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Социальные и религиозно-философские предпосылки формирования взглядов Сайтё
    • 1. 1. Буддизм в период поздней Нара
    • 1. 2. Школы японского буддизма
    • 1. 3. Историко-культурные факторы формирования личности Сайтё
  • ГЛАВА 2. Религиозно-философское учение Сайтё как интегрирующий проект
    • 2. 1. Доктринальные основания религиозно-философских ^ воззрений Сайтё
    • 2. 2. Моральная философия Сайтё и монашеская этика
    • 2. 3. Религиозно-философский инклюзивизм Тэндай и полемика с Сингон
  • ГЛАВА 3. Развитие религиозно-философских идей Сайтё в хэйанский период
    • 3. 1. Социально-философские взгляды Сайтё
    • 3. 2. Развитие воззрений Сайтё в работах его последователей и формирование школы Тэндай.'

Религиозно-философские взгляды Сайтё (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. В эпоху глобализации усиливается значение традиционной религии. Представлению о повсеместном распространении глобальных человеческих ценностей противопоставляются взгляды о том, что культура может развиваться на национальной основе. В регионизации, которая особенно актуальна в азиатских странах, уделяется большое внимание истории национальной культуры. Возрастает интерес учёных к буддийскому учению в странах традиционного распространения буддизма.

Одна из самых многочисленных школ японского буддизма Тэндай, основанная в IX веке, распространилась за пределами Японии — в Соединенных Штатах, Индии, Великобритании, Дании и других странах. Политическая ситуация тесным образом связана с религиозным положением в стране. В определенный момент исторического развития религия обретает реальную политическую силу. Идеология школы Тэндай повлияла на школу Нитирэн (основана в XII в.), которая, в свою очередь, стала основой для возникновения общественно-религиозной организации ,"Сока-Гаккай" (основана в 1946 г.). «Сока-гаккай» активно участвует в общественной и политической жизни Японии. Современнные модернизационные процессы заставляют обратиться к идеологическим истокам учений. Необходимость более углубленного изучения религиозно-философских взглядов первого патриарха школы Тэндай Сайте (767−822) продиктована тем, что его идеология составляет фундамент школы Тэндай.

Школа, основанная в IX в. монахом Сайте, оказала огромное влияние на становление буддийской философской мысли в средневековой Японии. В то время буддизм еще не был массовой религией, но стал достаточно популярным в аристократических кругах. Появились монастырские владения, настоятелями которых становились члены знатных фами3 лий, они превратили монастыри в самостоятельную силу в стране, причем не только экономическую, но и политическую.

В эпоху Нара (710−784), несмотря на влияние крайних форм махая-ны, преобладала философия хинаяны. Буддизм изучался в узком, почти профессиональном кругу, а народ участвовал лишь в ритуальных и магических сферах деятельности. Влияние духовенства Нара, за исключением маленькой группы аскетов и усердных монахов, не было облагораживающим, и впоследствии в связи с переносом столицы происходит новый этап развития религии в Японии. Появилось «чистое пространство» для некой исчерпывающей доктрины, которая удовлетворила бы растущие духовные потребности некоторая, не впадая в крайности ни метафизики, ни обряда, смогла бы свести воедино все аспекты буддийского учения.

Актуальность данного диссертационного исследования заключается в том, что, несмотря на достаточную степень изученности японского средневекового буддизма, взгляды основателя школы Тэндай Сайте, к сожалению, на сегодняшний день, являются недостаточно изученными. Хотя жизнь, деятельность и философские взгляды Сайтё в последнее время вызвали особый интерес у исследователей японского буддизма, до сих у пор нет специальной работы, посвященной религиозно-философским воззрениям первого патриарха школы Тэндай.

Необходимо иметь в виду, что школа Тэндай внесла значительный вклад в формирование средневекового японского буддизма. Теоретико-философское учение этой школы оказало сильнейшее влияние на формирование философских положений последующих школ, включая школу.

— I ,.

Нитирэна, Дзэн и другие направления японского буддизма. — «» * • Основатель и первый патриарх школы Тэндай Сайтё оставил после себя труды, которые на сегодняшний день мало изучены. В связи с этим данная диссертационная работа посвящена изучению средневековой японской школы Тэндай и его основателя Сайте. Для того чтобы лучше понять эволюцию буддизма в Японии в эпоху Хэйан, необходимо иметь хотя бы самое общее представление о социально-политическом и духовно-культурном развитии страны, поскольку в истории Японии религия и государство тесно связаны. Сайте в интегрирующем проекте пытался создать систему, включающую лучшие, наиболее разработанные теоретические положения буддийских школ. Чтобы их упорядочить, он применил герменевтический подход в описании названных доктрин. Объединение всех школ в одну неизбежно вело к упрощению философского содержания.

В связи с этим, комплексный анализ религиозно-философских взглядов основателя школы Тэндай позволит охарактеризовать роль и место Сайте в развитии буддийской мысли в Японии.

Состояние и степень научной разработанности темы исследования. Японской буддийской философии посвящено значительное число отечественных и зарубежных исследований. Различные аспекты японско.

1 ' О го буддизма раскрываются в трудах О. О. Розенберга, В. Н. Горегляда, Т.П. Григорьевой3, А.Н. Мещерякова4, Г. Е. Светлова5, А.Г. Фесюна6, С.Ю. Лепехова7, H.H. Трубниковой8, И. Е. Гарри, Л. Б. Кареловой, Ю. Б. Козловской, Е.С. Лепеховой9 и других.

1 Розенберг О. О.

Введение

в изучение буддизма по японским и китайским источникам. — Ч. I. — Токио, 1916; Розенберг 0.0.

Введение

в изучение буддизма по японским и китайским источникам. — 4.2. Проблемы буддийской философии. — Пг., 1918; Розенбернг 0.0. О миросозерцании современного буддизма на Дальнем Востоке. — Пг., 1919; Розенберг 0.0. Труды по буддизму. — М., 1991.

2 Горегляд В. Н. Буддизм и японская культура VIII—XII вв. // Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в Средние века. — М.: Наука, 1982.

3 Григорьева Т. П. Японская художественная традиция. — М., 1979.

4 Мещеряков А. Н. Древняя Япония: буддизм и синтоизм (Проблемы синкретизма). — М.: Наука, 1987.

5 Светлов. Г. Е. Колыбель японской цивилизации: история, религия, культура. — М., 1994.

6 Фесюн А. Г. Психологические аспекты учения Кукай // Психологические аспекты буддизма / отв. ред. B.B. Мантатов. Новосибирск, 1986.

7 Лепехов С. Ю. Философия мадхьямиков и генезис буддийской цивилизации. Улан-Удэ, 1999; Лепехов С. Ю. Праджняпарамита в средневековом японском буддизме// Буддийская философия в средневековой Японии. -М., 1998.

8 Трубникова H.H. «Различение учений» в японском буддизме IX в. Кукай о различиях между’тайным и явным учениями. — М, 2000.

9 Лепехова Е. С. Буддийская сангха в Японии в VI—IX вв. — М.: Вост. лит., 2009.

Работ, исследующих отдельные школы или биографию и деятельность буддийских лидеров, сыгравших огромную роль в развитии японского буддизма, немного. В первую очередь это труды H.H. Трубниковой10 и А.Г. Фесюна11, посвященные Кукаю, работа И. Е Гарри12, посвященная переводу и комментариям работ Догэна, совместное исследование.

1 о.

А.Н. Игнатовича и Г. Е. Светлова школы Нитирэн. Идеология нитирэ-низма и его эволюция анализируется в диссертационной работе Б. Э. Пуиг Порталь14. Развитие и трансформация идей «чистой земли» в дальневосточном буддизме, включая амидаизм в рамках школы Тэндай рассматривается в работе Э. Л-Д. Малзуровой15.

Вопросам тесной взаимосвязи религии и культуры в средневековой f J ч.

Японии посвящены работы Н. В. Горегляд, Н. И. Конрад. Буддизм японского средневековья, представленный через призму культуры и литературы, анализируется в переведенных на русский язык работах Дж.Б. Сэнсома18 и У. Лафлера19. Общий обзор учений японских буддийских школ дается в классических трудах Анэсаки Масахару20 и Джозефа Кита-гава21, работа последнего переведена на русский язык и издана в 2005 г. 22. Развитие японских религиозных традиций, отношения религиозных идей.

10 Трубникова H.H. «Различение учений» в японском буддизме IX в. Кукай о различиях между тайным и явным учениями. — М., 2000; Трубникова H.H. Японский буддизм 1Хв. («Описания всех буддийских учений» как историко-философский и историко-культурный источник). — М., 1997.

11 Кукай. Избранные труды / пер и коммент А. Г. Фесюна. — М., 1999.

12 Гарри И. Е. Дзэн-буддийское содержание Эйхэй Догэна. — М.: Воет лит., 2003.

13 Игнатович A.H., Светлов Г. Е. Лотос и политика: необуддийское движение общественной жизни Японии. -М.: Искусство, 1980.

14 Пуиг Порталь Б. Э. Эволюция идеологии нитирэнизма: от истоков до современного состояния: дис. канд. филос. наук. — Чита, 2007.

15 Малзурова Э. Л-Д. Учение амидаизма в дальневосточном буддизме: дис. канд. филос. наук. — Чита, 2007.

16 Горегляд Н. В. Буддизм и японская культура VIII—XII вв. // Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в Средние века. — М.: Наука, 1982.

17Конрад Н. И. Очерк истории культуры средневековой Японии. VII—XVI вв. — М.: Искусство, 1980.

18 Сэнсом Дж.Б. Япония. Краткая история культуры. — СПб.: Евразия, 1999.

19 Лафлер У. Буддизм и литература в средневековой Японии. М.: Летний сад / Серебряные нити, 2000.

20 Anesaki Masaharu. History of Japanese Religion with Special Reference to the Social and moral life of the nation. Rutland, Vt. and Tokyo, 1963.

21 Kitagawa, Joseph M. Religion in Japanese History. New York, 1990.

22 Китагава Дж. М, Религии в истории Японии. — СПб.:Наука, 2005. с социальными институтами и их влияние на становление японской мен-тальности рассмотрены известным японским религиоведом Дж.М. Кита-гава.

Догматический комплекс школы Тэндай и история становления школы рассмотрены А. Н. Игнатовичем и А. Г. Фесюн в коллективной монографии «Буддизм в Японии"23 под редакцией Т. П. Григорьевой. Здесь также прослежен процесс становления буддизма на островах, выявлены его специфические черты, а также дана развернутая характеристика всех направлений и школ японского буддизма.

В работе «Учения о теократическом государстве в японском буддизме» А. Н. Игнатович, исследуя теократические доктрины в японском буддизме, анализирует причины превращения школы Тэндай в мощное объединение, имевшее развитое храмовое хозяйство и огромное количество последователей, что сделало «тэндай-сю своеобразным государством в государстве"24. В другой работе А. Н. Игнатович описывает влияние двух новых для средневекового японского буддийского мира школ Тэн г дай и Сингон на общественную мысль хэйанского периода. Один из важнейших текстов дальневосточной махаяны «Лотосовая Сутра"26, который является главным каноническим текстом школы Тэндай, был переведен А. Н. Игнатовичем на русский язык.

Описывая содержание учений основных буддийских школ средневековой Японии исследователь японской культуры и религии А. А Накор-чевский раскрывает некоторые причины, благодаря которым школа Тэндай становится одной из самых влиятельных в своей книге «Японский.

23 Буддизм в Японии / под ред. Т. П. Григорьевой. — М.: Наука, 1993.

24 Игнатович А. Н. Учения о теократическом государстве в японском буддизме // Буддизм и государство на Дальнем Востоке. — М., 1987.

25 Игнатович А. Н. Буддийская философия периода Хэйан// Буддийская философия в средневековой Японии / под ред Ю. Б. Козловского. — М.: Наука, 1998.

26 Сутра о бесчисленных значениях. Сутра о цветке лотоса чудесной Дхармы. Сутра о постижении Деяний и Дхармы Бодхисатгвы. Всеобъемлющая Мудрость / пер А. Н. Игнатовича. — М., 1998. буддизм, история людей и идей". A.A. Накорчевский отмечает, что из-за увлечения императорским двором и аристократией эзотерическим буддизмом школы Сингон учение Сайте было временно отодвинуто в провинцию, что в последующем сыграло положительную роль, так как именно благодаря поддержке местной элиты школа Тэндай сумела обрести прочное положение на местах, что и стало залогом ее стабильности.

Отечественная наука располагает лишь фрагментарными и разрозненными сведениями о жизни, деятельности и взглядах Сайтё. В последние годы наметился интерес к изучению его работ. Прежде всего, отметим работы H.H. Трубниковой, которая перевела петиции и, прошения,.

О S написанные Сайтё, со старояпонского языка и опубликовала несколько.

ЛЛ статей, посвященных буддийским заповедям в школе Тэндай. В статье «Сайтё о подготовке буддийских монахов в Японии» она анализирует отношение патриарха школы Тэндай к образовательной системе монашества. Но больше внимания H.H. Трубникова уделяет Кукаю, основателю эзотерической школы Сингон, которая наряду с Тэндай стала одной из самых влиятельных в истории хэйанского буддизма. rv,*.

Среди зарубежных авторов следует отметить видного американско.

— 1 л го ученого Пола Гронера, который написал ряд работ, посвященных.

27 Накорчевский Л. А. Японский буддизм: история людей и идей. От древности к раннему средневековью: магия и эзотерика. — СПб., 2004.

28 Сайтё: Правила в четырех статьях (Сидзё:-сики) / пер. со старояп. Н. Н. Трубниковой // Вопросы философии. — 2006. — № 8. — С. 148−154- (Дэнгё-дайси). Правила в шести и восьми статьях / пер. со старояп. Н. Н. Трубниковой // Религиоведение. Научно-теоретический журнал. — М.- Благовещенск, 2007. — № 2. — С. 184 195- Сайтё. Рассуждение, проясняющее заповеди (Кэнкайрон) / пер. со старояп. Н. Н. Трубниковой // Историко-философский ежегодник. -М., 2006. — С. 368−397.

29 Трубникова Н. Н. Учение о «заповедях Бодхисаттвы» в японском буддизме школы Тэндай //- Вопросы философии. — 2006. — № 8. — С. 128−148- Трубникова Н. Н. Сайтё о подготовке буддийских монахов в Японии // Религиоведение. Научно-теоретический журнал. — М.- Благовещенск, 2007. — № 2. — С. 66−77- Трубникова Н. Н. Традиция «исконной просветленности» и ее оценки в исследованиях по японскому буддизму // Вопросы философии. — 2008. — № 4. — С. 151−161- Трубникова Н. Н. «Пусть у мертвых и живых счастье уравняется». К истории буддийских обетов и буддийской словесности в Японии // Религиоведение. Научно-теоретический журнал. — М.- Благовещенск, 2005. — № 3. — С. 16−38.

30 Groner P. Saicho: The Establishment of the Japanese Tendai School. Honolulu, 2000; Groner, P. Ryogen and Mount Hiei. Japanese Tendai in the Tenth Century, Honolulu, 2002Univ. of Hawaii Press.

Сайте и школе Тэндай. Исследователь изучает заповеди бодхисаттвы и анализирует отношение Сайте к ним.

Интерес японских исследователей к Сайте не угасает, наоборот, продолжают выходить публикации, посвященные его жизни и деятельности. В честь 1200-летнего юбилея со дня основания монастыря Энрякудзи на горе Хиэй.(1987 г.) издаются основные работы, посвященные Сайте, на японском языке: Тамура Кои в 1988 г. — биографическое описание Сайтенесколько работ Саэки Арикиё, посвященных молодым годам Сайте (1994) и отношениям с Кукаем (1998). Тамура также написал несколько подробных работ о доктринальных позициях Сайте, которые в основном базировались на дебатах с Токуицу. Отношения Сайте и Кукая были подробно исследованы Такаги Сингэн. Представляет интерес совместное исследование Тэцуо Ямаори, Мичико Нагаи, Эйдзи Като. Развитию воззрений Сайтё посвящена работа Хиро Сатия, вышедшая в 2004 г. .

Несмотря на определенный уровень изученности идеологии школы Тэндай в российском и зарубежном востоковедении, представленное исследование призвано продолжить работу в данном направлении и1 раскрыть особенности религиозно-философских взглядов Сайтё, которые определили специфику школы и её дальнейшее развитие.

Объект исследования — система религиозно-философских воззрений Сайтё, выступающая в качестве философско-догматической основы школы Тэндай.

Предмет исследования — влияние религиозно-философских взглядов Сайтё на формирование и развитие школы Тэндай.

31 Арикиё: Саэки. Вакаки хи-но Сайтё то соно дзидай (Молодой Сайтё и его эпоха). — Токио, 1994; Арикиё: Саэки. Сайтё: то Ку: кай (Сайтё и Кукай). — Токио, 1998.

32 Тэцуо Ямаори, Мичико Нагаи, Эйдзи Като:.Сайтёно сэкай (Мир Сайтё). — Токио, 1990.

33 Хиро Сатия. О Сайтё. — Токио, 2004.

Целью диссертационного исследования является выявление особенностей религиозно-философских воззрений Сайте, определивших специфику школы и её дальнейшее развитие.

Задачи исследования: раскрыть социально-политические и религиозно-философские предпосылки возникновения новых буддийских школ периода Хэйан и формирования взглядов Сайтевыявить доктринальные основания религиозных взглядов Сайтепровести сравнительный анализ воззрений Сайте и Кукая, основателя школы Сингон и современника Сайтепроанализировать социально-философские аспекты воззрений первого патриарха Тэндай. ¦

Теоретическая и методологическая основа исследования. Для решения поставленных задач использованы следующие методы и подходы: междисциплинарный подход, предполагающий комплексный характер исследования с интеграцией знаний в области религиоведения, философии, идеологии, истории, культурологии и выявляющий универсальность системы ценностей буддийского мировоззренияметод исторической реконструкции — при описании процесса формирования взглядов Сайтё в рамках японской средневековой философииметод биографического описания — для анализа влияния фактов биографии на формирование и эволюцию философских взглядов. Этот метод особенно актуален для понимания Сайтё, его саморефлексии по поводу событий в жизни, которая, в свою очередь, стремилась быть воплощением идей его философииметод исторического анализа — при попытках рассмотреть философию Сайтё в контексте идейных течений предшествующей и современ.

10 ной ему эпохи, а также метод сравнительного анализа — при соотношении его взглядов с позициями Кукая, Токуицу.

Источниковая база исследования. Анализ сочинений Сайте «Гаммой», «Кэнкайрон», «Сангэ гакусё-сики» дает представление о глубине его философских рассуждений. Источником исследования также послужили «Сутра Золотого света» (яп. «Конкомё кё») и «Сутра лотоса благого Закона», или сокращенно «Лотосовая сутра» («Хоккэ кё»), а также «Ни-хон Сёки» (Анналы Японии).

В ходе исследования совершена поездка в монастырь Энрякудзи школы Тэндай в Японии, где были собраны полевые материалы, которые использовались в данной диссертационной работе, в частности, интервью с монахами монастыря Энрякудзи.

Научная новизна работы заключается в следующем: — установлено, что социально-политическая обстановка в Японии и религиозно-философская направленность нарских школ создала благоприятную почву для деятельности Сайтё и способствовала проникновению и развитию новых школ. Прежде всего, это такие направления, как эзотерическая школа Сингон и махаянская школа Тэндай. выявлены инновации в интерпретации Сайтё религиозно-философского учения китайской школы Тяньтай, послужившего основой для японской школы Тэндайв результате компаративистского анализа взглядов Сайтё и Кукая выявлены особенности инклюзитивизма школы Тэндайустановлено, что в сотериологии школы Тэндай нашли яркое отражение социально-философские аспекты учения Сайтё.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Причинами поиска Сайтё новых путей развития японского будт дизма являются общая нестабильность социальнополитической ситуа.

11 ции в конце периода Нара, а также недостаточная адаптация буддизма нарских школ к японским условиям.

2. Опираясь на базовые принципы школы Тяньтай, Сайтё дополнил её медитативным и дисциплинарным элементами, которые раскрываются при анализе его сочинений. Учение Тэндай было ориентировано на спасение людей через их моральное и психофизическое совершенствование путем соблюдения определенного свода правил, который Сайтё активно разрабатывал. • (.

3. На раннем этапе формирования школы Тэндай Сайтё активно взаимодействовал с Кукаем и пытался представить Сингон в качестве одного из направлений Тэндай, следствием которого является определенная эзотеризация школы. Стремление Сайтё объединить все существующие буддийские школы под началом одной школы характеризует особенности инклюзитивизма Тэндай.

4. Социально-философские аспекты учения Сайтё нашли отражение в сотериологическом содержании школы Тэндай. Основываясь на социально-политической модели теократического государства, выраженной в концепции защиты страны в сутре «Нинно-кё», Сайтё разработал учение, которое представляет собой целостную и единую социально-политическую модель теократического государства.

Научно-практическая значимость результатов исследования состоит в том, что основные выводы диссертационного исследования способствуют более полному, систематизированному и комплексному представлению о жизни, деятельности и философских взглядах основателя школы Тэндай .в Японии. Материалы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в исследованиях данной проблематики, а также служить дополнительным источником знаний в процессе дальнейшего изучения взглядов и личности Сайтё.

Теоретические положения могут быть использованы для дальнейшего исследования истории и философии средневекового буддизма Японии. Материалы и выводы по философии школы Тэндай могут быть применены в разработке спецкурсов и процессе преподавания истории и философии японского буддизма, религиоведения.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы обсуждались на методологических семинарах, на заседании отдела философии, культурологии и религиоведения ИМБТ. СО «>

РАН, на «Летней школе философа для студентов и аспирантов» (Оз. Байкал, пос. Максимиха, 2010 г.) и различных конференциях: международной — «Буддизм и вызовы третьего тысячелетия» (Улан-Удэ, ИМБТ, 2008 г.) — межвузовской научно-практической — «Байкальские чтения-2010» (Улан-Удэ, БЭПИ, 2010 г.).

Основные результаты научного исследования отражены в пяти публикациях автора, три из них — по перечню издательств, рекомендованных ВАК. ' ~ л •.

Структура диссертации состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения и библиографического списка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Буддизм, возникший в Индии, прошедший через Китай, в Японии обрел свои специфические черты, при изучении которых можно увидеть огромное влияние северокитайского буддизма. Поток мигрантов из Китая и Кореи в VI—VII вв. способствовал проникновению культурных, политических и религиозных идей на японские острова. Готовые образцы государственного устройства соседних стран, у которых были уже сформировавшаяся государственность, направляли Японию к созданию единой и крепкой центральной власти. Именно в этот период формирования государственности на японские острова проникает буддизм, а так как синтоизм ещё не может исполнять роль государственной религии, то буддизм, широко распространенный в соседних государствах попадает в благодатную почву.

На первых порах преобладала философия хинаяны и буддизм развивался в узком, почти профессиональном кругу, влияние духовенства Нара на правящие круги увеличилось настолько, что император решил перенести столицу и чтобы ослабить связь и выйти из-под давления нарских школ. Впоследствии в связи с переносом столицы, возникла почва для нового этапа развития религии в Японии. Первоначально японцы пассивно воспринимали буддизм, теперь же следовало попытаться усвоить его и приспособить к условиям и характеру народа. Анализ философии школ периода Нара раскрывает причины, благодаря которым школа Тэндай, в лице своего первого патриарха Сайтё, не только обрела сторонников как в среде аристократии, но и заложила основы для её успешного распространения в дальнейшем среди широких слоёв населения. '.

Таким образом, главной особенностью периода Хэйан было «возникновение» индивидов, личностей, причем в достаточном количестве, чтобы обеспечить успех новых буддийских школ, в том числе и Тэндай, который проповедовал о личном спасении. Влияние буддийской идеологии на формирование мировоззрения аристократической прослойки японского общества в хэйанский период было исключительно велико и, возможно, носило определяющий характер.

Основатель школы Тэндай, Сайтё: подчеркивает, что буддийское учение не абстрактная дисциплина, не чиновничья повинность, а личный духовный путь самосовершенствования, но при этом направленное не только на собственное благо, но и на спасение всех живых существ. Другим важным моментом было то, что истина о всеобщности спасения не только доктринально обосновывалась, но и указывались практические методы для её реализации. То, что каждому присуща природа Будды и все люди равны выражалось в доктрине Единой Колесницы, которая была основной идеей учения Сайтё.

Школа выдвинула идею всеединства, гармонизации и союза различных буддийских школ и учений, создания единой религиозной структуры. Согласно учению тэндай, сознание изначально просветлено, что подтверждается духовной практикой, в результате которого все живые существа должны быть освобождены от новых рождений. В школе было4 введено звание бодхисаттвы-махасаттвы (яп. босацусо), которое присваивалось монахам после аттестации, Сайтё называл их сокровищами страны. Сайтё мечтал создать теократическое государство, в котором светским властям отводилась роль органа, надзирающего за порядком. Вовлечение монахов в политические проблемы привело к разделению школы на секты и к потере влияния в Х1-ХШ вв.

Наибольшую популярность тяньтайские догмы приобрели не в Китае или Корее, а в Японии. Изучение тяньтайских доктрин в течение долгого времени было обязательным условием подготовки буддийских монахов. Такие столпы японского буддизма как Хо: нэн, Нитирэн, До: гэн и многие другие крупные деятели буддийской церкви получили образование в тэндайских религиозных центрах, главным образом в храмах на горе Хиэй. Даже те буддийские лидеры, которые впоследствии стали основоположниками новых для Японии учений, не были свободны от влияния тяньтайской философии. !

Будучи человеком, достаточно мудрым, Сайтё почувствовал необходимость преобразований и стал именно тем, кому удалось перенять и разработать религиозно-философские идеи в духе своего времени. Именно он был первым монахом в Японии, которому пожаловали священный титул дайси — «великий учитель», и он стал известен под посмертным именем Дэнгё Дайси. «.

Таким образом, религиозно-философские воззрения Сайтё имели огромное влияние на развитие японского буддизма. Активная деятельность Сайтё и его учеников стали составной частью в истории средневековой культуры Японии, во многом определив ее дальнейшее развитие.

Показать весь текст

Список литературы

  1. На русском языке
  2. А. Буддизм / А. Арвон. М.: ACT- Астрель, 2005. — 158 с.
  3. С.А. Старые и новые боги Японии / С. А. Арутюнов, Г. Е. Светлов. М.: Наука, 1968. — 200 с.
  4. М.В. Влияние школы Тэндай на учение Эйхэй Догэна / М. В. Бабкова // Философия, религия и культура стран Востока: материалы науч. конф. СПб., 2009. — С. 238−244 .
  5. Буддизм в контексте истории, идеологии и культуры Центральной и Восточной Азии / редколлегия Б. В. Базаров. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2003. — 192 с.
  6. Буддизм в Японии / под ред. Т. П. Григорьевой. — М.: Вост. лит., 1993.-701 с.
  7. Буддизм и буддология в России / Р. Ц. Бадмадоржиев, Е.Д. Нимае-ва. Улан-Удэ: Нац. б-ка РБ, 2005. — 96 с.
  8. Буддизм и государство на Дальнем Востоке. — М.: Наука, 1987. —225 с.
  9. Буддизм, государство и общество в Центральной и Восточной Азии в Средние века / Бонгард-Левин. М.: Наука, 1982. — 317 с.
  10. Буддийская философия в средневековой Японии / отв. ред., пре-дисл. Козловский Ю. Б. — М.: Ладомир, 1998. — 392 с.
  11. Буддийский взгляд на мир / Е. П. Островская, В. И. Рудой. -СПб.: Андреев и сыновья, 1994. 460 с. — (Сер. вост. лит. «Мудрость веков»).
  12. JI.C. История религий Востока / JI.C. Васильев. — М.: Кн. дом «Университет», 1998. 432 с.
  13. Введение в буддизм / под ред. В. И. Рудого. СПб.: Лань, 1999.378 с.
  14. Великие мыслители Востока: пер. с англ. / под ред. Яна П. Мак-Грила. М.: Крон-Пресс, 1999. — 656 с.
  15. М.В. Япония в III—VII вв.. Этнос, общество, культура и окружающий мир / М. В. Воробьев. М.: Наука, 1980. — 344 с.
  16. И.Е. Дзэн-буддийское миросозерцание Эйхэй Догэна / И. Е. Гарри. М.: Вост. лит., 2003. — 208 с.
  17. Э. Философия буддизма / Э. Гийон. М.: ACT- Астрель, 2005.-158 с.
  18. X. фон. Буддийские таинства. Тайные учения и ритуалы «алмазной колесницы» / X. фон Глазенапп // Вопросы философии. 1994. -№ 7/8. — С. 208−236.
  19. В.Н. Буддизм и японская культура VIII—XII вв.. / В. Н. Горегляд // Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в Средние века. М.: Наука, 1982. — С. 122−206.
  20. Т.П. Японская художественная традиция / Т. П. Григорьева. М.: Вост. лит., 1979. — 130 с.
  21. Т.П. Дао и логос / Т. П. Григорьева. М.: Наука, 1999.-422 с.
  22. Дайсаку, Икэда. Сокровенный закон жизни и смерти: Беседы о «Сутре Лотоса» главном учении Будды / Дайсаку Икэда- введ., пер. с япон. и коммент. С. Сиваковой- под ред. Сайто-Бэнц. — СПб.: Петербургское востоковедение, 2003. — 384 с.
  23. Дайсаку, Икеда. Верить в человека: Письма буддийского учителя Ничирена Дайшонина: Пер. с яп. / И. Дайсау. — СПб.: Петербург. Востоковедение, 2004. — 394 с.
  24. Догэн. Рассуждения о различении пути / Догэн // Буддизм в переводах. СПб., 1993. — Вып. 2. — С. 192−215.
  25. Догэн. Себо-гэндзо: драгоценная зеница Истинного Закона / Догэн- пер. и коммент. И. Е. Гарри // Буддийская философия в средневековой Японии / отв. ред., предисл. Козловский Ю. Б. — М.: Ладомир, 1998. — С. 271−302.
  26. О.В. Бодхисаттва как идеал экологического отношения к миру / О. Доржигушаева // Легшед. 1998. — № 3.
  27. Древнекитайская философия: в 2 тт. / Сост. Ян Хиншун. — М: МП «Принт», 1994. Т. 1 — 361 е.- Т. 2 — 384 с.
  28. И.В. О влиянии дзэн-буддизма на социальную практику японского военного сословия / И. В. Егорочкин // Актуальные проблемы развития социально-политического и религиозного пространства России. Барнаул, 2007. — Вып. 3. — С. 115−120.
  29. Т.В. Классическая буддийская философия. Серия «Мир культуры, истории и философии» / Т. В. Ермакова, Е. П. Островская, В. И. Рудой. СПб.: Изд-во «Лань», 1999. — 544 с.
  30. Е.М. История Японии / Е. М. Жуков. — М.: Соцэкгиз, 1939. -219 с.
  31. М. Термины буддизма / М. Зегерс. СПб.: Алмазный путь, 2000. — 171 с. — (Буддизм алмазного пути).
  32. А.Н. Буддизм и даосизм в Японии / А. Н. Игнатович // Дао и даосизм в Китае. М., 1982. — С. 179−206.
  33. А.Н. К истории распространения буддизма в Японии в VII-начале VIII вв. / А. Н. Игнатович // Общество и государство в Китае. -Ч.2.-М., 1982.
  34. А.Н. Тяньтайская доктрина «Чжигуань» / А. Н. Игнатович // Общество и государство в Китае: тез. и докл. XIV науч. конф. -М., 1983.-Ч. 1.
  35. А.Н. Концепция бытия школы Тяньтай в интерпретации Нитирэна / А. Н. Игнатович // Философские вопросы буддизма. Новосибирск, 1984. — С. 38−52.
  36. А.Н. Трактовка «тел» Будды в «Сутре золотого света» / А. Н. Игнатович // Общество и государство в Китае: тез. докл. XV науч. конф.-Ч. 1.-М., 1984.-С. 151−159.
  37. А.Н. Историческая хроника «Нихонги» о знакомстве японцев с буддизмом / А. Н. Игнатович // Народы Азии и Африки. М., 1985.-№ 2. — • • =
  38. А.Н. Десять ступеней бодхисаттвы (на материале сутры «Цзиньгуанмин-цзюйшэ-ванцзин») / А. Н. Игнатович // Психологические аспекты буддизма. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1986. — С. 69−90.
  39. А.Н. Доктрина «у ши ба дзяо»: принцип построения и функциональное значение / А. Н. Игнатович // Общество и государство в Китае: тез. и докл. XVII науч. конф. Ч. 1. — М., 1986. — С. 149−155:
  40. А.Н. Буддизм в Японии: очерк ранней истории / А. Н. Игнатович. А. Г. Фесюн. М.: Наука, 1987. — 319 с.
  41. А.Н. Учения о теократическом государстве в японском буддизме / А. Н. Игнатович // Буддизм и государство на Дальнем Востоке: сб. ст. -М., 1987. С. 146−179.
  42. А.Н. Лотос и политика: Необуддийские движения в общественной жизни Японии / А. Н. Игнатович, Г. Е. Светлов. М.: Мысль, 1989.-283 с.
  43. А.Н. Буддийская философия периода Хэйан / А. Н. Игнатович // Буддийская философия в средневековой Японии / отв. ред., предисл. Козловский Ю. Б. М.: Ладомир, 1998. — С. 96−195.
  44. А.Н. Школа Нитирэн / А. Н. Игнатович. — М.: Стил-сервис, 2002. 479 с.
  45. Из истории философской и общественно-политической мысли стран Центральной и Восточной Азии / отв. ред. Л. Е. Янгутов — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1995. 143 с.
  46. Избранные сутры китайского буддизма / пер. Е. А. Торчинова, Д. В. Поповцева, К. Ю. Солонина. СПб.: Наука, 1999. — 461 с.
  47. Индийская культура и буддизм: сб. ст. / отв. ред. Н. И. Конрад, Г. М. Бонгард-Левин. М.: Наука, 1972. — 279 с.
  48. H.A. Культура древней Японии / H.A. Иофан. М.: Нау: ка, 1974.-286 с.
  49. История Японии. Т. 1: С древнейших времен до 1868 г. М.: Инт востоковедения, 1998. — 659 с.
  50. Дж.Э. Япония до буддизма / Дж.Э. Киддер. М.: Центр-полиграф, 2003. — 286 с.
  51. Дж. Религия в истории Японии / Дж. Китагава. СПб.: Наука, 2005.-589 с. '
  52. Э. Буддийская медитация: Благочестивые упражнения, внимательность, транс и мудрость / Э. Конзе. М.: Изд-во МГУ, 1993. — 143 с.
  53. Н.И. Запад и Восток / Н. И. Конрад. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Наука, 1972. — 496 с.
  54. Н.И. Очерк истории культуры средневековой Японии: VII—XVI вв. / Н. И. Конрад. М.: Искусство, 1980. — 144 с.
  55. В.И. Буддизм и его роль в общественной жизни стран Азии / В. И. Корнев. М.: Наука, 1983. — 248 с.
  56. Кукай: Тракта о двух учениях: явном и тайном / Пер. и коммент. Л. Б. Кареловой // Буддийская философия в средневековой Японии. М., 1998.-С. 263−270.
  57. Кукай. Избранные труды / Кукай- сост., подгот. текста и прим., очерк по истории эзотерического буддизма А. Г. Фесюна. М.: Серебряные нити, 1999. — 213 с.
  58. Кукай. Три учения указывают и направляют (Санго: сиики) / Кукай- пер. со старояпон., коммент. и исслед. H.H. Трубниковой. М.: Савин С. А., 200*5. -446 с.
  59. С.Ю. Сравнительный анализ традиций Абхидхармы и праджняпарамиты / С. Ю. Лепехов // Философские и социальные аспекты буддизма.-М., 1989.-С. 65−81.
  60. С.Ю. Праджняпарамита в китайском и японском буддизме / С. Ю. Лепехов // Мир Будды и китайская цивилизация: Восточный альманах / Под ред. Т. П. Григорьевой. М.: Толк, 1996. — С. 37−93.
  61. С.Ю. Влияние праджняпарамитских идей на философию буддизма Махаяны / С. Ю. Лепехов // Из истории философской и общественно-политической мысли стран Центральной Восточной Азии. -Улан-Удэ, 1997.-С. 142−160.
  62. С.Ю. Буддийская культура и буддийская цивилизация / С. Ю. Лепехов // Методологические и теоретические аспекты изучения духовной культуры Востока. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. -Вып. 2. — С.142−160.
  63. С.Ю. Философия мадхьямиков и генезис буддийской цивилизации / С. Ю. Лепехов. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999. — 238 с.
  64. С.Ю. «Пустое сознание» в буддизме и неоконфуцианстве / С. Ю. Лепехов // Конфуций и конфуцианство: материалы науч. конф. — Улан-Удэ, 2005. -79 с.
  65. С.Ю. Герменевтика буддизма / С. Ю. Лепехов. A.M. Донец, С. П. Нестеркин. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2006. — 264 с.
  66. Е.С. Буддийская сангха в Японии в VI—IX вв.еках / Е. С. Лепехова. М.: Вост. лит., 2009. — 223 с. 4 • • -¦. 4 .
  67. Е.С. Образ «благородного мужа» в сочинениях Сайтё и Кукая / Е. С. Лепехова // Философия, религия и культура стран Востока: материалы науч. конф. СПб., 2009. — С. 269−275/
  68. Р. Дзэн-буддизм / Р. Лестер // Все о Японии. М., 2001. -(Цивилизация). — С. 284−287.
  69. Методологические и теоретические аспекты изучения духовной культуры Востока / Отв. ред. С. Ю. Лепехов. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1998.- 181 с.
  70. А.Н. Герои, творцы и хранители японской старины / А. Н. Мещеряков. М.: Наука, 1988. — 239 с.
  71. А.Н. Древняя Япония. Буддизм и синтоизм: проблемы синкретизма / А. Н. Мещеряков. М.: Наука, 1987. — 189 с.
  72. А.Н. Древняя Япония: культура и тексты / А. Н. Мещеряков.-М.: Наука, 1991. 222 с. — «i»
  73. А.Н. Синтоистский змей и раннеяпонский буддизм: Проблема культурной адаптации / А. Н. Мещеряков // Буддизм: история и культура: Сб. ст. / Отв. ред. В. В. Ветроградова. — М.: Наука, 1989. С. 118−128.
  74. Мир Будды и китайская цивилизация: Восточный альманах / под ред. Т. П. Григорьевой. М.: Толк, 1996. — 432 с.
  75. Нагата Хироси. История философской мысли Японии / Хироси Нагата. -М.: Прогресс, 1991. -412 с.
  76. A.A. Японский буддизм: история людей и идей (от древности к раннему средневековью: магия и эзотерика) / A.A. Накорчевский. СПб.: Азбука — Классика, Петербургское востоковедение, 2004. -382 с.
  77. Нихон рёики (Японские легенды о чудесах) / пер., предисл. и коммент. А. Н. Мещерякова. — СПб.: Гиперион: Рейтар, 1995. — 250 с.
  78. Нихон сёки (Анналы Японии). Т. 1: Свитки I—XVI вв. / пер: со старояпон., предисл. и коммент. А. М. Ермаковой и А. Н. Мещерякова. — СПб.: Гиперион, 1997. 496 с.
  79. Нихон сёки (Анналы Японии). Т. 2. Свитки XVII—XXX вв. / пер. со старояпон., предисл. и коммент. А. М. Ермаковой и А. Н. Мещерякова. -СПб.: Гиперион, 1997. 432 с.
  80. К. Религия самураев: Исследование дзэн-буддийской философии и практики в Китае и Японии / К. Нукария- пер. с англ О.Б. Макаровой- под ред. C.B. Пахомова. СПб.: Наука, 2003. — 245 с.^ '•
  81. Е.И. Боги лотоса / Е. И. Парнов. М.: Политиздат, 1980. -239 с.
  82. С.С. Япония в раннее средневековье VII—XII вв.. / С. С. Пасков. М.: Вост. лит., 1987. — 197 с.^ <
  83. С. Индийская философия: в 2 т./ С. Радхакришнан СПБ.: Лань, 1994. 182 с.
  84. Религии Китая: Хрестоматия / ред., сост. Е. А. Торчинов. СПб.: Евразия, 2001.-508 с.
  85. Ю.Н. Буддизм и культурное единство Азии / Ю. Н. Рерих. -М., 2002. -341 с.
  86. . История буддизма / Б. Ринчендуб- пер. с англ. A.M. Донца. СПб.: Евразия, 1999. — 335 с.
  87. О.О. Введение в изучение буддизма по японским и китайским источникам / О. О. Розенберг. Ч. 1 — Токио, 1916.
  88. О.О. Введение в изучение буддизма по японским и китайским источникам / О. О. Розенберг Ч. 2. — Птб., 1918.
  89. О.О. О миросозерцании современного буддизма на Дальнем Востоке / О. О. Розенберг. — Птб., 1919.
  90. О.О. Проблемы буддийской философии / О. О. Розенберг.-Птб., 1918.
  91. О.О. Об изучении японского буддизма / О.О. Розенберг- Публ. и введ. Т. В. Ермаковой // Буддизм: проблемы истории, культуры, современности. М., 1990.-Ч. 1.-С. 101−113.
  92. О.О. Труды по буддизму / О.О. Розенберг- ред. В. Г. Лысенко, сост., вступ. ст. А. Н. Игнатович. М.: Наука, 1991. — 295 с.
  93. В.И. Классическая буддийская философия / Рудой В. И., Островская Е. П. Ермакова Т.В. СПб.: Лань, 1999. — 544 с.
  94. Сайтё (Дэнгё-дайси). Правила в шести и восьми статьях / Сайтё // Религиоведение: науч.-теорет. журн. М.- Благовещенск, 2007. — № 2. -С. 184−195.
  95. Сайтё. Гаммон (Обращение к Будде. с желаниями) / Сайтё // Буддизм в Японии. М., 1993. — С. 433−435.
  96. Сайтё. Правила в четырех статьях (Сидзё:-сики) / Сайтё- пер. со старояпон. H.H. Трубниковой // Вопросы философии. — 2006. — № 8. — С. 148−154.
  97. Сайтё. Рассуждение, проясняющее заповеди" (Кэнкайрон) / Сайтё // Историко-философский ежегодник. — М., 2006. С. 368−397.
  98. Сёку Нихонги (Продолжение «Записей о Стране восходящего солнца»). Т.1. — Токио, 1972.
  99. Сёку Нихонги (Продолжение «Записей о Стране восходящего солнца»). Т. 2. — Токио, 1972.
  100. Сутра о бесчисленных значениях. Сутра о цветке лотоса чудесной Дхармы. Сутра о постижении деяний и Дхармы бодхисаттвы Всеобъемлющая Мудрость / пер. с кит. А. Н. Игнатовича. М.: Янус-К, 1998. -537 с.
  101. Г. Е. О специфике отношения японцев к религии / Г. Е. Светлов // Япония. М.: Наука, 1983. — С. 232−246.
  102. Г. Е. Традиционные верования Японии / Г. Е. Светлов // Локальные и синкретические культы. М.: Наука, 1991. — С. 189−217.
  103. Г. Е. Колыбель японской цивилизации: история, религия, культура / Г. Е. Светлов. — М.: Искусство, 1994. — 270 с.
  104. A.A. Основные направления буддизма / A.A. Смоль-ков, Ю. Л. Дещинский // Религиоведение. Львов, 2005. — С. 136−140.
  105. Синран. Сущность «трактата о единственно-вере» / Синран- Пер. и коммент. A.A. Микалева // Буддийская философия в средневековой Японии. М., 1998. — С. 362−378.
  106. Т. Основы Дзэн-буддизма. Дзэн-буддизм-/ Т. Судзуки- пер., сост. и науч. ред. В. Н. Шариев. Бишкек: Одиссей, 1992: — 671 с.
  107. Д.Т. Основные принципы буддизма Махаяны / Д.Т.
  108. Судзуки- пер. с англ. C.B. Пахомова. — СПб.: Наука, 2002. 382 с.
  109. Суэки Фумихико. Две внешне несовместимые стороны учения об исконной просветленности (хонгаку) в средневековой Японии / пер. с англ. Е. Костровой- под ред. И. Оказова и Н. Трубниковой Электронный ресурс. URL: www.trubnikovann.narod.ru (20 янв. 2006).
  110. Н. Железная флейта // Буддизм. Четыре Благородных истины: сб. ст. / сост. Я. В. Боцман. — М.: Эксмо-Пресс, 2002. — 992 с.
  111. Дж.Б. Япония: Краткая история культуры / Дж. Б. Сэн-сом. — СПб.: Евразия, 1999. — 572 с. — (Пилигрим).
  112. Тамура Есиро. Японская культура и концепция изначального просветления школы Тэндай / Ёсиро Тамура- пер. с англ. Д.И. Манченко-ва- под ред. H.H. Трубниковой Электронный ресурс. — URL: www.trubnikovann.narod.ru (18 июля 2010).
  113. ПЗ.Торчинов Е. А. Религии мира: Опыт запредельного: Трансперсональные состояния и психотехника / Е. А. Торчинов. — СПб.: «Петербургское Востоковедение», 1998. 382 с.
  114. Е.А. Введение в буддологию : курс лекций / Е. А. Торчинов. СПб.: С.-Петергб. философ, о-во, 2000. — 304 с.
  115. H. Н. Учение школы Сингон в японском буддизме IX в., соотношение между «тайным» и «явным» учениями (к публикации трактата Кукая «Бэнкэммицу никё рон») / H.H. Трубникова // Историко-философский ежегодник. — М., 1996. — С. 326−346.
  116. H.H. «Различение учений» в японском буддизме IX в. Кукай о различениях между тайным и явным учениями / H.H. Трубникова. М.: РОССПЭН, 2000. 367 с.
  117. H. Н. Пусть у мертвых и живых счастье уравняется: К истории буддийских обетов и буддийской словесности в Японии / H.H. Трубникова // Религиоведение: науч.-теорет. журн. — М., Благовещенск, 2005.-№ 3.-С. 16−38.
  118. Н. Н. Учение о «заповедях бодхисатвы» в японском буддизме школы Тэндай / H.H. Трубникова // Вопросы философии. -М., 2006. № 8 — С. 128−148.
  119. H.H. «Заповеди бодхисаттвы» и буддийская община в учении Сайтё (к публикации трактата «Кэнкай-рон») / H.H. Трубникова // Историко-философский ежегодник. М., 2006. — С. 359−368.
  120. H.H. «Толкования значений трех сутр» и начало буддийской философской мысли в Японии / H.H. Трубникова // Вопросы философии. М., 2007. — № 8. — С. 106−117.
  121. H.H. Сайтё о подготовке буддийских монахов в Японии / H.H. Трубникова // Религиоведение: науч.-теорет. журн. — М., 2007.-№ 2.-С. 66−77.
  122. H.H. Основные понятия «философии исконной просветленности» школы Тэндай (по «Тридцати четырем заметкам») / H.H. Трубникова // Вопросы философии. 2008. — № 10. — С. 140−164.
  123. H.H. Традиция «исконной просветленности» и ее оценки в исследованиях по японскому буддизму / H.H. Трубникова // Вопросы философии. 2008. -№ 4. — С.151—161.
  124. А.Г. Психологические аспекты Кукая / А. Г. Фесюн // Психологические аспекты буддизма: сб. ст. 2-е изд. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. — С. 120−130. — ^
  125. Филология, философия и история стран Центральной и Восточной Азии. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2000. — 214 с.
  126. Философские вопросы буддизма / отв. ред. В. В. Мантатов.
  127. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1984. — 124 с.
  128. Философские и социальные аспекты буддизма / отв. ред. P.E. Пубаев, И. Т. Степанянц. М., 1989. — 189 с.
  129. Ц.В. Практика парамит в Суварнапрабхасоттаме-сутре // Буддийские тексты в Китае, Тибете, Монголии и Бурятии. Улан-Удэ, 2009.-С. 116−130.
  130. И.Ю. Религии Дальнего Востока / И. Ю. Шагинов. -М.: Мир кн., 2007. 192 с. — (Религии мира).
  131. Шантхаракшита. Буддизм: Основы пути / Шантхаракшита. — СПб.: Ясный свет, 1998. 252 с.
  132. Ф.И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов / Ф. И. Щербатской. СПб.: Типо-литография Ге-рольдъ, 1909.-380 с.
  133. Ф.И. Избранные труды по буддизму / Ф.И. Щербатской- сост. и авт. биогр. очерка А. Н. Зелинский. М: Наука, 1988. -426 с.
  134. Ф.И. Философское учение буддизма / Ф.И. Щер-батский. Пб., 1919. — 48 с.
  135. Л.Е. Единство, тождество и гармония в философском учении китайского буддизма / Л.Е. Янгутов- отв. ред. М. Т. Степанянц, Н. В. Абаев. — Новосибирск: Наука. Сиб. изд. фирма РАН, 1995. 224 с.
  136. Л.Е. Из истории формирования школ китайского буддизма / Л. Е. Янгутов. Новосибирск: Препринт, 1983. — 60 с. 1. На английском языке
  137. Abe Ryuichi. Saicho and Kukai: A conflict of interpretations // Japanese Journal of Religious Studies 22/1−2 (1995).
  138. Blyth R.H. Oriental Humour. Tokyo: The Hokuseido Press, 1959.127- 573 p.
  139. Chang G. The Buddhist teaching of Totality. The philosophy of Hwa Yen Buddhism. London S.I., 1970.
  140. Dumoulin H. Zen-Buddhism: A History- Vol. 2: Japan -Bloomington, 2005. 509 p.
  141. Groner P. Saicho: The Establishment of the Japanese Tendai School. Honolulu, 2000. — 337 p.
  142. Ikeda Daisaku. Buddhism, The 1st Millenium. Tokyo- New York: Kodansha International- New York: distributed through Harper & Row, 1977. -172 p.
  143. Inada K.K. Buddhism and the Japanese tradition // Religious issues and interreligious dialogues: An analysis a. sourcebook of developments sincer !1945.-New-York.- 1989.-P. 633−658.
  144. Kitagawa, Joseph M. Religion in Japanese History. New York: Columbia University Press, 1966. — 475 p.
  145. Lepekhova E.S. The concept of Virtue in Compositions of Prince Shotoku «Commentary о the Shri-Mala sutra» and «Seventeen-Article Constitution» // Rethinking Philosophy Today. Seoul National University. Seoul, 2008. * //- .
  146. Masaharu Anesaki. History of Japanese Religion with Special Reference to the Social and moral life of the nation. Rutland, Vt. and Tokyo, 1963.
  147. Masaharu Anesaki. Tendai’s doctrines of the Middle Path and reality // Nichiren. The Buddhist prophet by Masaharu Anesaki. London: Oxford University Press, 1949.-P. 148−156.
  148. Shinsho Hanayama. A History of Japanese Buddhism. Translated and Edited by Kosho Yamamoto. Tokyo: Bukkyo Dendo Kyokai, 1966. — 131 p.
  149. The Buddhist teaching of Totality. The philosophy of Hwa Yen Buddhism. London S.I., 1970. — 300 p.
  150. Yusa Michiko. Japanese Religions. London. New York: Prentice-Hall/Pearson, 2002. — 128 p.1. На японском языке
  151. Арикиё: Саэки. Вакаки хи-но Сайтё то соно дзидай (Молодой Сайтё и его эпоха). — Токио, 1994.
  152. Арикиё: Саэки. Сайтё то Кукай (Сайтё и Кукай). — Токио, 1998.
  153. Буккё ёрон. (Заметки о буддизме). Токио: Изд-во ун-та Рюко-ку, 1981.
  154. Дэнгё Дайси Дзэнсю. Токио, 1975.
  155. Рё:ко: Нисиока, Рё: сю: Камия. Тэндай сю (Школа Тэндай). -Токио, 2003.
  156. Сатия Хиро. Сайтё о ёму (О Сайтё). Токио, 2004.
  157. Тамура Ко: ю:. Нихон Буккё:-но Сю: ха. (Буддийские секты в Японии). Токио, 1983. — 292 с.
  158. Тэцуо Ямаори, Мичико Нагаи, Эйдзи Като:.Сайтё-но сэкай (Мир Сайтё). Токио, 1990.
  159. Авторефераты диссертаций, диссертации
  160. JI.B. Влияние буддизма на культуру воинского сословия средневековой Японии: автореф. дис.. канд. филос. наук / JI.B. Белова. -Улан-Удэ: Изд-во БГСХА, 2000. 23 с.
  161. Ю.Г. Амидаизм в традиционной японской культуре: автореф. дис. канд. ист. наук / Ю. Г. Бухаев М., 1991. — 24 с.
  162. Т.В. Становление отечественной буддологии как отрасли религиоведения: автореф. дис.. канд. филос. наук / Т. В. Ермакова. -СПб., 1994.-24 с.
  163. Малзурова Э. Л-Д. Учение амидаизма в дальневосточном буддизме: дис.. канд. филос. наук / Э. Л-Д. Малзурова. Чита, 2007. — 123 с.
  164. Пуиг Порталь Б. Э. Эволюция идеологии нитирэнизма: от истоков до современного состояния: дис.. канд. филос. наук / Б. Э. Пуиг Порталь. Улан-Удэ, 2007. — 200 с.
  165. Большой англо-русский словарь / сост. В. К. Мюллер. — М.: Ци-тадель-трейд, 2008. 831 с.
  166. Большой японско-русский словарь: в 2 т. / под ред. Н. И. Конрада. М.: Живой язык, 2007. — Т. 1,2.
  167. Буддизм: Словарь / под ред. Н. Л. Жуковской, А. Н. Игнатовича, В. И. Корнева. М.: Республика, 1992. — 285 с.
Заполнить форму текущей работой