Аргумент к вкусу
Подводя итог обсуждению контекстуальной аргументации в поддержку оценок и норм, можно отметить, что в естественнонаучных теориях контекстуальные аргументы, как и поддерживаемые ими оценки и нормы, являются не более чем строительными лесами, которые снимаются после возведения здания. Несколько иначе обстоит дело в гуманитарных и социальных науках. В них от контекстуальной аргументации, включая… Читать ещё >
Аргумент к вкусу (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В отличие от здравого смысла вкус относится исключительно к сфере ценностей, а аргумент к вкусу — к выбору оценок. Аргумент к вкусу обычен в таких дисциплинах, как искусствоведение и эстетика. Он используется и во всех тех случаях, когда говорится о «красоте научной теории», склоняющей к принятию этой теории. Но, очевидно, чтобы схватить эстетическое совершенство теории, надо обладать отточенным вкусом.
Аргумент к вкусу, как и большинство контекстуальных аргументов, обычно не является прямым, выраженным как особый довод в процессе аргументации.
«Каждый развитый язык, — пишет О. Шпенглер, — располагает рядом слов, как бы окутанных глубокой тайной: рок, напасть, случай, стечение обстоятельств, предназначение. Никакая гипотеза, никакая наука не в силах вообще прикоснуться к тому, что чувствует человек, погружаясь в смысл и значение этих слов. Это символы, а не понятия. Здесь центр тяжести той картины мира, которую я назвал миром-как-историей, в отличие от мира-как-природы. Идея судьбы требует опыта жизни, а не научного опыта, силы созерцания, а не калькуляции, глубины, а не ума. Есть органическая логика, инстинктивная, сновидчески достоверная логика всякой жизни, в противоположность логике неорганического, логике понимания, понятого. Есть логика направления, противостоящая логике протяженного… Каузальность есть нечто рассудочное, законосообразное, выговариваемое вслух, признак всего нашего понимающего бодрствования. „Судьба“ — это слово для не поддающейся описанию внутренней достоверности. Сущность каузального проясняется физической или теоретико-познавательной системой, числами, понятийным анализом. Идею судьбы можно сообщить, только будучи художником, — через портрет, через трагедию, через музыку. Одно требует различения, стало быть, разрушения, другое есть насквозь творчество. В этом кроется связь судьбы с жизнью, каузальности со смертью»[1].
Шпенглеровское противопоставление идеи судьбы и принципа каузальности не оригинально, достаточно декларативно и не опирается на какие-либо ясно выраженные аргументы. Но это противопоставление запоминается благодаря той форме, в какой оно представлено.
Частным случаем аргумента ко вкусу является аргумент к моде. Мода охватывает все области человеческой жизни и призвана отделять элиту, способную следовать требованиям моды, от всей остальной массы людей.
Аргумент к моде встречается не только в сфере практических рассуждений, но и в научной среде. В последнем случае он, однако, выступает, как правило, в неявной форме. Научные теории, которые можно назвать «модными», обычно именуются «современными», «отвечающими духу времени» и т. п. И только по прошествии определенного времени оказывается, что «современность теории» была всего лишь соответствием ее требованиям моды недалекого прошлого.
Подводя итог обсуждению контекстуальной аргументации в поддержку оценок и норм, можно отметить, что в естественнонаучных теориях контекстуальные аргументы, как и поддерживаемые ими оценки и нормы, являются не более чем строительными лесами, которые снимаются после возведения здания. Несколько иначе обстоит дело в гуманитарных и социальных науках. В них от контекстуальной аргументации, включая аргументы к традиции, признанным авторитетам, здравому смыслу и т. д., никогда не удается избавиться до конца.
- [1] Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. С. 273.