Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Рост научного знания: разрывы и преемственность

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обсуждение проблемы несоизмеримости выросло из замечаний Т. Куна в «Структуре научных революций» о том, что в ходе смены парадигм взаимопонимание между сторонниками различных точек зрения оказывается затрудненным. При этом не существует логических аргументов, позволяющих привести обе теории к общему знаменателю: сторонники разных теорий в некотором смысле «по-разному видят мир». Нечто подобное… Читать ещё >

Рост научного знания: разрывы и преемственность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Появление проблемы несоизмеримости. Тезис Куна — Фейерабенда

Обсуждение проблемы несоизмеримости выросло из замечаний Т. Куна в «Структуре научных революций» о том, что в ходе смены парадигм взаимопонимание между сторонниками различных точек зрения оказывается затрудненным. При этом не существует логических аргументов, позволяющих привести обе теории к общему знаменателю: сторонники разных теорий в некотором смысле «по-разному видят мир».

Для описания процесса перехода от одной парадигмы к другой Т. Кун использует такую метафору из психологии, как «переключение гештальта» (нем. Gestalt — форма, вид). В более современной терминологии психологи называют это перцептивным сдвигом или переключением установки. Эти эффекты восприятия широко известны: в зависимости от того, что мы считаем фоном и как интерпретируем данные элементы в контексте целого, мы можем увидеть на одном и том же рисунке совершенно разные предметы (кролика или утку, вазу или два профиля и т. п.) (рис. 4.3).

Кролик или утка?

Рис. 4.3. Кролик или утка?1.

Кун полагает, что в разных парадигмах такие установки восприятия не могут быть согласованы и приведены к какой-то общей для них почве.

Эту концепцию дальше развил Пол Фейерабенд, выступивший в роли «нового героя» философии науки 1960—1970;х гг. У него она приобрела примерно следующий вид. Поскольку теории являются целостными образованиями, то одно и то же понятие, входя в различные теории, в общем контексте теорий приобретает различные значения. Время в механике И. Ньютона и в термодинамике С. Карно, ген в теории Г. Менделя и в молекулярной биологии, горение в теории флогистона и у А. Лавуазье на самом деле означают совершенно различные вещи[1][2].

Нечто подобное высказывал и сам Т. Кун. Широко известно сто утверждение о том, что при переходе от одной теории к другой елова «change their meanings or conditions of applicability in subtle way» («неуловимым способом изменяют свои значения или условия применимости»)[3]. Это означает, что мы не можем сравнивать научные теории поэлементно: теории оказываются замкнутыми в себе и несоизмеримыми.

Комплекс представлений подобного рода получил название «тезис Куна — Фейерабенда».

Многочисленные дискуссии вокруг этой темы показали, что здесь затронута действительно важнейшая проблема философии науки. Пожалуй, мало найдется философских тем последних десятилетий, которые носили бы настолько запутанный характер. Обилие различных интерпретаций этой проблемы указывает на то, что она до сих пор не имеет окончательного решения (если она может его иметь). Возможно, это вообще один из самых сложных вопросов современной философии.

  • [1] Упрощенная схематическая версия рисунка «утка — кролик», предложенная Витгенштейном // Мир оптических иллюзий. URL: http://www.illjuzija.ru/mnogoznachnye-znacheniya/po-vashemu-eto-kto-utka-ili-krolik.html?ocom=6251 (дата обращения: 24.12.2016).
  • [2] См.: Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М" 1986.
  • [3] Kuhn Т. S. Reflexions on my Critics // Criticism and the Growth of Knowledge / I. Lakatos, A. Musgrave (eds.). Cambridge, 1970. P. 266.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой