Педагогические воззрения Л.А. Баренбойма в контексте развития отечественного музыкального образования середины XX столетия
Диссертация
Известно, что существует ряд рецензий на учебные и учебно-методические пособия Л. А. Баренбойма (В.А. Вассина-Гроссман, Г. Ф. Кимеклис, Г. М. Коган и др.) и очерков (Л.Е. Гаккель, С.М. Мальцев), характеризующих человеческие, педагогические и исследовательские качества ученого. Однако анализ деятельности Л. А. Баренбойма в данных работах произведен с позиций обучения исполнительскому искусству… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Социально-исторические предпосылки формирования педагогических воззрений Л. А. Баренбойма в контексте развития отечественного музыкального образования
- 1. 1. Социокультурно-исторические условия развития общества в России середины XX столетия
- 1. 2. Становление и развитие отечественной системы музыкального образования
- 1. 3. Возникновение и развитие российской фортепианной школы
- Глава 2. Научно-педагогическое наследие Л. А. Баренбойма и его применение в современном музыкальном образовании
- 2. 1. Л.А. Баренбойм — педагог, музыкант, исследователь
- 2. 2. Вклад Л. А. Баренбойма в становление и развитие системы отечественного музыкального образования
- 2. 3. Педагогические принципы Л.А. Баренбойма
- 2. 4. Реализация педагогических воззрений Л. А. Баренбойма в современной музыкально-педагогической практике
Список литературы
- лет Ленинградской консерватории. 1862−1962: Исторический очерк. — Л.: Музгиз, 1962. — 302 с.
- Алексеев А.Д. Русские пианисты. Очерки и материалы по истории пианизма. -Вып. 2 / Под ред. A.A. Николаева. М — Л.: Гос. муз. изд-во, 1948. — 315 с.
- Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. — Минск: Университетское изд-во, 1990. 560 с.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд. дом Ш. А. Амонашвили, 1995. — 486 с.
- Апраксина O.A. Методика музыкального воспитания в школе. — М.: Просвещение, 1983. 224 с.
- Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки. — М.: Просвещение, 1984. — 111с.
- Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. — М.: Музыка, 1973.-142 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общепедагогический аспект. М.: Педагогика, 1977. — 234 с.
- Бадура-Скода Е. и П. Интерпретация Моцарта. М.: Музыка, 1972. — 373 с. Ю. Байдалинов С. Н. Фортепианная школа А. Н. Есиповой и ее значение всовременной музыкальной педагогике: Дис.. канд. пед. наук. М., 2000. — 184 с.
- И.Банникова Е. И. Обобщение музыкально-педагогического опыта. Научно-педагогические основы: Дис. канд. пед. наук. М., 1999 — 155 с.
- Баренбойм Л.А. АБ МГК, ф.1, о. 1, д. 116.
- Баренбойм Л.А. О подготовке пианистов / Пролетарский музыкант, 1930, № 3. -С. 31−32.
- М.Баренбойм Л. А. Современная теория и практика фортепианной педагогики. (Теория «индивидуальной» фортепианной педагогики К. Мартинсена) / Сов. музыка, 1933, № 4.-С. 118−133.
- Баренбойм Л.А. Фортепианная педагогика: Учебное пособие по курсу методики фортепианного обучения / Предисловие Г. Г. Нейгауза. — Ч. 1. — М.: Музгиз, 1937.-212 с.
- Баренбойм Л.А. После конкурса / Сов. искусство, 1938, № 2. С. 3.
- Баренбойм Л.А. Участники конкурса / Сов. искусство, 1938, № 5. С. 2−4.
- Баренбойм Л.А. В Ленинграде. Концерты В. Нильсена и А. Геронимуса / Сов. музыка, 1941, № 5. С. 86−87.
- Баренбойм Л.А. Ф.М. Блуменфельд / Сов. музыка, 1946, № 7. — С. 82−89.
- Баренбойм Л.А. Начало концертного сезона в Ленинграде / Сов. музыка, 1946, № 11.-С. 84−86.
- Баренбойм Л.А. Заметки о ленинградских концертах / Сов. музыка, 1947, № 3. -С.101−102.
- Баренбойм Л.А. В.В. Софроницкий / Сов. музыка, 1947, № 4. С. 81−86.
- Баренбойм Л.А. Искусство для рук (О кн. Л. Повжиткова «Экспрессия и техника в исполнении музыки») / Сов. искусство, 1947, № 4.— С. 6−7.
- Баренбойм Л.А. Вступительная статья / Хрестоматия по истории фортепианной музыки в России (Конец XVIII и 1-ая половина XIX веков): Для ф.-п. / Сост. Л. А. Баренбойм и В. И. Музалевский. М.-Л.: Госмузиздат, 1949. — С. 3−10.
- Баренбойм Л.А. Концерты молодых ленинградских артистов / Сов. музыка, 1950,№ 4.-С. 77−78.
- Баренбойм Л.А. О воспитании молодых музыкантов / Сов. музыка, 1957, № 5. -С. 106−107.
- Баренбойм JI.A. Антон Григорьевич Рубинштейн. Жизнь, артистический путь, творчество, музыкально-общественная деятельность: В 2-х т. — Т. 1. -Л.: Музгиз, 1957. 455 с. — Т. 2. — Л.: Музгиз, 1962. — 462 с.
- Баренбойм Л.А. Ф.М. Блуменфельд. Биографический очерк и характеристика фортепианно-педагогических принципов // Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып. 2 / Ред. Л. С. Гинзбурга и A.A. Соловцова. — М.: Музгиз, 1958. — С. 68−125.
- Баренбойм Л.А. После конкурса / Сов. музыка, 1958, № 7. С. 93−99.
- Баренбойм Л.А. Публикации о партитуре «Персидских песен» / Сов. музыка, 1959, № 2.-С. 93−95.
- Баренбойм Л. А. Книга Г. Нейгауза и принципы его школы. (По поводу книги «Об искусстве фортепьянной игры») / Сов. музыка, 1959, № 5. С. 116−122.
- Баренбойм Л.А. Рубинштейновские традиции и наша современность / Сов. музыка, 1961,№ 12.-С. 74−81.
- Баренбойм Л.А. Аппликатурные принципы Артура Шнабеля // Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып. 3. — М.: Музгиз, 1962. — С. 157−178.
- Баренбойм Л.А. После конкурса / Сов. музыка, 1962, № 9. С. 63−67.
- Баренбойм Л.А. Еще раз о воспитании молодых исполнителей / Сов. музыка, 1963, № 9. — С.64−68.
- Баренбойм Л.А. Спор о Фрагере. (Вместо рецензии) / Муз. жизнь, 1963, № 11.— С. 11−12.
- Баренбойм Л.А. Коротко о книгах. (О сборнике «Исполнительское искусство зарубежных стран») / Сов. музыка, 1964, № 2. — С. 139−141.
- Баренбойм Л.А. Обновить курс истории пианизма / Сов. музыка, 1964, № 8.— С. 75−78.
- Баренбойм Л.А. На уроках Антона Рубинштейна / Ред.-сост. и автор вступит, статьи Л. А. Баренбойм М.-Л.: Музыка, 1964. — С. 5−6.
- Баренбойм Л.А. Теория артикуляции И.А. Браудо / Сов. музыка, 1965, № 11.-С. 139−141.
- Баренбойм Л.А. На уроках Ф.М. Блуменфельда // Вопросы фортепианного исполнительства. Очерки, статьи, воспоминания. — Вып. 1. — М.: Музыка, 1965. С. 202−226.
- Баренбойм Л.А. Григорий Михайлович Бузе / Муз. кадры, 1966, № 19. — С. 13.
- Баренбойм Л.А. Размышления о музыкальной педагогике / Сов. музыка, 1967, № 6.-С. 76−86.
- Баренбойм Л.А. Размышления о музыкальной педагогике / Сов. музыка, 1967, № 9. С.74−79.
- Баренбойм Л.А. Размышления о музыкальной педагогике / Сов. музыка, 1967, № 12.-С.107−114.
- Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л.: Музыка, 1969.-288 с.
- Баренбойм Л.А. Карл Орф и институт его имени / Сов. музыка, 1969, № 3. С. 141−146.
- Баренбойм Л.А. Карл Орф и институт его имени / Сов. музыка, 1969, № 5. С. 130−139.
- Баренбойм Л.А. Теория артикуляции И.А. Браудо и ее значение для исполнительской и педагогической практики // Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып. 5. — М.: Музыка, 1969. — С. 85−89.
- Баренбойм Л.А. Выдающиеся советские музыканты-просветители и развитие их традиций // Материалы Международного семинара по музыкальному воспитанию молодежи. -М.: ЦДРИ, 1970, № 27.-13 с.
- Баренбойм Л.А. Выдающиеся музыканты об искусстве / Сов. музыка, 1970, № 5.-С. 115−123.
- Баренбойм Л.А. Карл Орф и институт его имени // Система воспитания Карла Орфа / Под ред. Баренбойма Л. А. Л.: Советский композитор, 1970. — С. 3−39.
- Баренбойм Л.А. Выдающиеся советские музыканты-просветители: Доклад на IX конференции ИСМЕ / Сов. музыка, 1970, № 12. С.97−102.
- Баренбойм Л.А. Об основных тенденциях музыкальной педагогики XX века: К итогам конференции 18МЕ / Сов. музыка, 1971, № 8. С. 96−111.
- Баренбойм Л. А. Путь к музицированию. Л.-М.: Сов. композитор, 1973. — 270 с.
- Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1974−336 с.
- Баренбойм Л.А. О подготовке пианистов-педагогов, о курсах методики обучения и о многом другом / Сов. музыка, 1975, № 9. С. 80−87.
- Баренбойм Л.А. На музыкально-педагогических форумах КМЕ / Сов. музыка, 1977, № 12. -СЛ 07−116.
- Баренбойм Л.А. О музыкальном воспитании в СССР (вместо введения) // Музыкальное воспитание & СССР / Сост. и ред. Л.А. Баренбойм- Вып. 1. М.: Сов. композитор, 1978. — С. 3−58.
- Баренбойм Л.А. Карл Орф и институт его имени // Элементарное музыкальное воспитание по системе К. Орфа / Сост. Л. А. Баренбойм. — М.: Сов. композитор, 1978.-С. 7−50.
- Баренбойм Л.А. Основоположник ленинградской фортепианной школы / Сов. музыка, 1979, № 1. С. 91−99.
- Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. 2-е изд., доп. — Л.: Сов. композитор, 1979.-352 с.
- Баренбойм Л.А. Великий пианист, брат великого пианиста / Муз. жизнь, 1981, № 24.-С.15−16.
- Баренбойм Л.А., Брянская Ф. Д., Перунова H.H. Путь к музицированию: Школа игры на фортепиано. Вып. 1. — Л.: Сов. композитор, 1981. — 184 с.
- Баренбойм Л.А. Николай Григорьевич Рубинштейн. История жизни и деятельности. М.: Музыка, 1982. — 278 с.
- Баренбойм Л.А. Эмиль Гилельс // Музыка в СССР, 1983, № 1. С.13−16.
- Баренбойм Л.А. На Международном гайдновском конгрессе / Сов. музыка, 1983,№ 4.-С. 99−101.
- Баренбойм Л.А. О музыкальном воспитании в Венгрии // Музыкальное воспитание в Венгрии / Сост. и общ. ред: Л. А. Баренбойм. М.: Сов. композитор, 1983. — С. 5−40.
- Баренбойм Л.А. Эмиль Гилельс играет Двадцать девятую сонату Бетховена / Сов. музыка, 1984, № 11. С. 73−77.
- Баренбойм Л.А. Николай Григорьевич Рубинштейн / Муз. жизнь, 1985, № 13. -С.18−19.
- Баренбойм Л.А. По страницам сборника // Музыкальное воспитание в СССР / Редкол.: Л. А Баренбойм (отв. ред.) и др. Вып. 2. — М.: Сов. композитор, 1985. -С. 5−18.
- Баренбойм Л.А. Одесская находка / Муз. жизнь, 1986, № 20. с.17−18.
- Баренбойм Л.А. Эмиль Гилельс. Творческий портрет. — М.: Музыка, 1986. 30 с.
- Баренбойм JI.A., Перунова H.H. Путь к музыке. Л.: «Сов. композитор», 1988. -165 с.
- Баренбойм Л.А., Перунова H.H. Путь к музыке: Книжка с нотами для начинающих обучаться игре на фортепиано. Беседы с учениками. Советы педагогам. / Под общ. ред. Л. А. Баренбойма. Л.: «Сов. композитор», 1989. -167 с.
- Баренбойм Л.А. За полвека. Очерки, статьи, материалы. Л.: Сов. композитор, 1989.-368 с.
- Баренбойм Л.А. Эмиль Гилельс. Творческий портрет / Ред. Т. Н. Голланд. М.: Сов. композитор, 1990. — 264 с.
- Батуринская Т.Н. Проблемы подготовки учителей-музыкантов в педагогическом наследии C.B. Смоленского: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1991.- 16 с.
- Бекман-Щербина Е. А. Мои воспоминания. — М.: Музгиз, 1962. 127 с.
- Березовая Л.Г., Берлякова Н. П. История русской культуры: Учеб. для студ. высш. учеб. завед-й. В 2 ч М.: ВЛАДОС, 2002. — Ч. 2 — 400 с.
- Беркман Т.Л. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1970.-101 с.
- Бертенсон Н.В. Анна Николаевна Есипова. Очерк жизни и деятельности. — Л.: Музгиз, 1960.-151 с.
- Бунин В. Самуил Евгеньевич Фейнберг: Жизнь и творчество. — М.: Музыка, 1999.-141 с.
- В классе А. Б. Гольденвейзера / Сост. Д. Д. Благой, Е.И. Гольденвейзер- Вступ. ст. Д. Д. Благого. М.: Музыка, 1986. — 210 с.
- В фортепианных классах Ленинградской консерватории (Н.И. Голубовская, Н. Е. Перельман, С. И. Савшинский, П. А. Серебряков, М.Я. Хальфин): Сб. статей / Под ред. Л. А. Баренбойма. Л.: МузыкаД968. — 188 с.
- Вассина-Гроссман В. А. Монография об Антоне Рубинштейне и нотное обозрение / Сов. музыка, 1958, № 3. С. 141−150.
- Вопросы фортепианного исполнительства, / Под ред. М. Г. Соколова. — М.: Музыка, 1965. Вып. 1. — 245 с. — Вып. 2. — 1968.- 284 с. — Вып. 3. — 1973. — 336 с.-Вып. 4.-1976.-208 с.
- Вопросы фортепианной педагогики / Под ред. В. А. Натансона. М.: Музыка, Вып. 1. — 1963. — 200 с. — Вып. 2. — 1967. — 240 с. — Вып.З. — 1971. — 336 с. — Вып. 4. — 1976. — 272 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997.-93 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. и с послесл. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-пресс, 1999. — 534 с.
- Выготский Л.С. Психология искусства / Сост., авт. послесл. М.Г. Ярошевский- коммент. В. В. Умирихина, Ростов н / Д.: Феникс, 1998. — 479 с.
- Газман О.С. Гуманизм и свобода (Введение в гуманистическую педагогику) // Гуманизация воспитания в современных условиях / Под ред. О. С. Газмана, И. А. Костенчука. М.: ИЛИ РАО, 1995. — С. 1−13.
- Гаккель Л.Е. Л.А. Баренбойм. Наши педагоги / Муз. кадры, 1966, № 4. С. 3.
- Гаккель Л.Е. Музыкант-ученый / Сов. музыка, 1977, № 4. С. 84−86.
- Гаккель Л.Е. Поздравляем с юбилеем / Сов. музыка, 1966, № 1. — С. 149.
- Гольденвейзер А.Б. Статьи, материалы, воспоминания. — М.: Сов. композитор, 1984. 448 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 30 700 «Музыкальное образование». М., 2000. — 21с.
- Григорьев Л.Г., Платек Я. М. Современные пианисты: Библиографические очерки. М.: Советский композитор, 1985. — 472 с.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972. — 423 с.
- Дельсон В.Ю. Генрих Нейгауз. М.: Музыка, 1966. — 186 с.
- Дроздов А.Н. Первый этап развития русского пианизма / Сов. искусство, 1950, № 62.-С. 3.
- Закон Российской Федерации об образовании. М.: Новая школа, 1992. — 57с
- Занков Л.В. Обучение и развитие. -М: Педагогика, 1975. 440 с.
- Золкин A.JI. Культурология: Учеб. пособие для вузов. — М.: Юнити, 2001. — 335 с.
- Из истории Ленинградской консерватории: Материалы и документы. 18 621 917. Л.: Музыка, 1964. — 328 с.
- Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. O.A. Апраксина. -М.: Просвещение, 1990. -207 с.
- Из истории советского музыкального образования: Сборник материалов и документов. 1917−1927 / Сост. и редколлегия Л. А. Баренбойм, С. М. Вильскер, П. А. Вульфиус (отв. ред.), С. Л. Гинзбург, Е. М. Орлова, С .Я. Требелева. Л.: Музыка, 1969. — 306 с.
- Из писем А. Г. Рубинштейна к Э. Ф. Раден / Вступ. статья, примеч. и коммент. Л.А. Баренбойма/ Сов. музыка, 1980, № 11. С. 101−103.
- Избранные письма А. Г. Рубинштейна / Вступ. статья и коммент. Л. А. Баренбойма. М.: Музгиз, 1954. — С. 3−15.
- Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. М.: Просвещение, 1984. — 495 с.
- Инструментальная подготовка учителя музыки: Программы. Чебоксары.: ЧГПУ, 2002. — 84 с.
- Исполнительская подготовка учителя музыки: Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 30 700. Музыкальное образование. — М.: Флинта-Наука, 1999. — 208 с.
- Исполнительское искусство зарубежных стран / Сост. и ред. переводов Г. Я. Эдельмана. Вып. 1. — М.: Музгиз, 1962. — 176 с. — Вып. 2. — 1966. — 192 с.
- История и культурология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Н. В. Шишовой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 2000. — 456 с.
- История современной отечественной музыки: Учеб. Вып. 2. (1941−1958) / Ред. М. Е. Тараканов. — М.: Музыка, 1999. — 477 с.
- История современной отечественной музыки: Учебное пособие. — Вып. 3. (1941−1958) / Ред.-сост. Е. Б. Долинская. М.: Музыка, 2001. — 656 с.
- Кабанова-Меллер E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968. — 288 с.
- Касимов В.Г. Формирование сценического самочувствия учащихся-музыкантов: Учеб. пособие. — Глазов: ГГПИ, 1991. — 62 с.
- Кимеклис Г. Ф. Выдающийся труд / Сов. музыка, 1984, № 3. — С. 82−85.
- Кимеклис Г. Ф. Обучая музыке учить творчеству / Муз. жизнь, 1981, № 14. -С. 24.
- Кимеклис Г. Ф. Пианисту века посмертно / Сов. музыка, 1992, № 2. —.С. 213 214.
- Коган Г. М. Живой Рубинштейн / Сов. музыка, 1963, № 4.-С. 138.
- Коган Г. М. Об одной книге / Сов. искусство, 1938, № 4. С. 1−2.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Народное образование, 2002, № 4. С. 254−269.
- Кравченко A.M. Культурология: Словарь М.: Академ, проект, 2001. — 495 с.
- Кременштейн Б. Л. Педагогика Г. Г. Нейгауза: Вопросы истории, теории, методики. — М.: Музыка, 1984. — 89 с.
- Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 288 с.
- Культурология. История мировой культуры: Учеб. для вузов / Под ред. А. Н. Марковой. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2001. — 600 с.
- Культурология: Учеб. для вузов / Под ред. С. А. Хмелевской. М.: Логос, 2002.-142 с.
- Культурология: Учеб. для техн. вузов / Под ред. Н. Г. Багдасарьян. 4-е изд., испр. — М.: Высш. шк., 2002. — 511 с.
- Культурология: Учеб. пособие для вузов. / Сост. и отв. ред. A.A. Радугин. -М.: Центр, 2001.-303 с.
- Ленинградская консерватория в воспоминаниях. 1862−1962. Л.: Музгиз, 1962.-414 с.
- Ленинградская консерватория в воспоминаниях. В 2-х кн. 2 изд., доп. // Под общей ред. Г. Г. Тигранова. — Кн.1 — 254 е., ил. — Кн.2.- 280 е., ил. — Л.: «Музыка», 1987.
- Либерман Е.Л. Работа над фортепианной техникой. — М.: Музыка, 1971. -144 с.
- Либерман Е.Л. Творческая работа пианиста с авторским текстом. — М.: Музыка, 1988.-236 с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. — М.: Прометей, 1992. 528 с.
- Львова Е.И. Выдающиеся советские педагоги-музыканты 30−50-х г.г. («Московская пианистическая школа») и их принципы и методы преподавания (технология и свойства): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1988. — 16 с.
- Любомудрова H.A. Методика обучения игре на фортепиано: Учеб. пособие. -М.: Музыка, 1982. 143 е., нот.
- Мальцев С.М. Л.А. Баренбойм: «Истинный педагогический труд -творчество» / Музыка в школе, 1988, № 2.-С.55−59.
- Мартинсен К.А. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли. — М.: Музыка, 1966. — 220 с.
- Марченко Л.Г. Педагогическое наследие Г.Г. Нейгауза в профессиональной подготовке учителя музыки: Дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999. — 28 с.
- Масловский А.Г. Педагогическое наследие В.И. Сафонова и актуальные проблемы современной музыкальной педагогики. На материале работы фортепиан. классов музык. фак.: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1996— 126 с.
- Масол JI.M. Педагогические идеи А.Г. Рубинштейна: Автореф. дис.. канд. пед. наук — Киев, 1987. 16 с.
- Мастера советской пианистической школы: Очерки / Под ред. A.A. Николаева. М.: Музгиз, 1961. — 239 с.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: Педагогика, 1972. 208 с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — 367 с.
- Мельникова JLJL Музыкально-просветительская деятельность в Советской России // Музыкальное образование: проблемы, поиски, находки: Межвузовский сб. науч. статей. Вып. 4. — Чебоксары: ЧГПУ, 2003. — С. 13−21.
- Меркурьев П.В. Книга о замечательном музыканте / Муз. жизнь, 1983, № 6. — С. 24.
- Методические заметки по вопросам музыкального образования / Сб. ст. под ред. H. JL Фишмана. Вып. 2. — М.: Музыка, 1979. — 224 с.
- Милынтейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства.— М.: Сов. композитор. 1983. 266 с.
- Минор H.H. Проблемы массового музыкального воспитания в педагогическом наследии Н.Я. Брюсовой: Дис.. канд. пед. наук М., 1998. — 223 с.
- Московская консерватория. 1866−1966. -М.: Музыка, 1966. 728 с.
- Музыка. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыш М.: Большая Российская энциклопедия, 1998 — 672 с.
- Музыкальная энциклопедия. В 5-ти т. / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. — М.: Сов. энциклопедия. Сов. композитор. — 1976. — Т. 3. — 1002 с.
- Музыкальное воспитание в Венгрии / Сост. и общ. ред. JI.A. Баренбойм. — М.: Сов. композитор, 1983.-400 е., нот.
- Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие / J1.B. Школяр, В. А. Школяр, Е. Д. Критская и др. М.: Академия, 2001. — 232 с.
- Муцмахер В.И. Формирование профессионально значимых качеств личности будущего учителя музыки общеобразовательной школы в процессе его специальной подготовки: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1989. — 32с.
- На уроках Антона Рубинштейна / Ред.-сост. и автор вступит, статьи JLA. Баренбойм. М. — Л.: Музыка, 1964. — 100 с.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Директор школы, 2001. № 1. — С. 97−111.
- Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 6-е изд. — М.: Классика XXI, 1998. — 228 с.
- Нейгауз Г. Г. Размышления. Воспоминания. Дневники. Избранные статьи. — М.: Классика -XXI, 2000. 429 с.
- Никитина Л.Д. Советская музыка. История и современность. — М.: Музыка, 1991.-277 с.
- Николаев Л.В. Статьи и воспоминания современников. Письма. — Л.: Сов. композитор, 1979. 324 с.
- Николаева Е.В. Музыкальное образование в России. Историко-теоретический и педагогический аспекты: Дис.. д-ра пед. наук. М., 2000. — 393 с.
- Об исполнении фортепианной музыки Баха, Бетховена, Рахманинова, Дебюсси, Прокофьева и Шостаковича // Сб. ст. под ред. и предисловие
- J1.A. Баренбойма Л.: Сов. композитор. 1965. — С. 3−6.
- Оконь В.И. Введение в общую дидактику / Предисл. Т. А. Хмель. — М.: Высшая школа, 1990. 382 с.
- Оконь В.И. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1968. — 208 с.
- Орехова О.Г. Методические принципы музыкально-педагогической деятельности A.B. Никольского: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1998. — 164 с.
- Рабинович Д.А. Портреты пианистов. Изд. 2-е. — М.: Сов. комп., 1970. — 280 с.
- Равичер Я.И. Василий Ильич Сафонов. М.: Музгиз, 1959. — 366 с.
- Растопчина Н.М. Феликс Михайлович Блуменфельд. Л.: Музыка, 1975. — 88 с.
- Савадерова A.B. Профессиональная подготовка будущих учителей музыки с недостаточным довузовским музыкальным образованием в классе дирижирования: (На примере музыкально-педагогических факультетов): Дис.. канд. пед. наук. Чебоксары, 2003. — 242 с.
- Савшинский С.И. Леонид Владимирович Николаев. Очерк жизни и творческой деятельности. Л.: Сов. композитор, 1960. — 68 с.
- Савшинский С.И. Леонид Николаев. Пианист. Композитор. Педагог. — Л.— М.: Музгиз, 1950.-189 с.
- Советское фортепианное исполнительское искусство // Очерки по истории советского фортепианного искусства: Учеб. пособие / Ред.-сост.
- A.A. Николаев, В. П. Чинаев. М.: Музыка, 1979. — С. 207−261.
- Сухова Л.Г. Педагогические принципы Н.Г. Рубинштейна и их реализация в современной практике преподавания музыки: Дис.. канд. пед. наук. — Тамбов, 1997.-149 с.
- Музыкальное образование в школе: Учебное пособие / Л. В. Школяр,
- B.А. Школяр, Е. Д. Критская и др. М.: Academia, 2001. — 232 с.
- Теория и методика обучения игре на фортепиано: Учебное пособие / Под общей редакцией А. Г. Каузовой и А. И. Николаевой. — М.: Владос, 2001. — 368 с.
- Федорович E.H. Педагогическое наследие крупнейших российских пианистов и его роль в современном музыкальном образовании: Дис.. д-ра пед. наук. — М., 2001.-325 с.
- Фейнберг С.Е. Мастерство пианиста / Сост. и общ. ред. Л. С. Фейнберг и
- В.А. Натансон. М.: Музыка, 1978. — 207 с.
- Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. М.: Классика — XXI, 2001. — 335 с.
- Халабузарь П.В., Попов B.C., Добровольская H.H. Методика музыкального воспитания: Учеб. пособие. М.: Музыка, 1989. — 175 с.
- Хлудова Т.А. О педагогических принципах Г. Нейгауза // Вопросы фортепианного исполнительства: очерки, статьи, воспоминания. — Вып.1. — М.: Музыка, 1965. С. 167−202^
- Хопрова Т.А. А.Г. Рубинштейн. 1829−1894: Попул. моногр. 2-е изд. — JL: Музыка, 1987.-94 с.
- Хрестоматия по истории фортепианной музыки в России (Конец XVIII и 1-ая половина XIX веков): Для ф.-п. / Сост. JI.A. Баренбойм и В. И. Музалевский. -M.-JL: Госмузидат, 1949. 323 с.
- Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано. — М.: Просвещение, 1984. — 176 с.
- Цыпин Г. М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1978. — 28 с.
- Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. М.: Интерпракс, 1994. — 384с.
- Шостакович Д.Д. О времени о себе. 1926−1975. М.: Сов. композитор, 1980. — 375 с.
- Щапов А.И. Фортепианная педагогика. — М.: Сов. Россия, 1960. — 171 с.
- Элементарное музыкальное воспитание по' системе Карла Орфа / Сост. JI.A. Баренбойм. -М.: Сов. композитор, 1978. 368 с.
- Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития: в традиции культурно-исторической теории JI.C. Выготского. М.: Тривола, 1994. — 168 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды: проблемы возрастной ипедагогической психологии. М.: Международная пед. акад., 1995. — 221 с.
- Яворский Б.Л. Избранные труды. Т.2. 4.1. / Общ. ред. Д. Д. Шостакович. -М.: Сов. композитор, 1987. — 366 с.
- Ясер Ф.М. Педагогические идеи К.Н. Игумнова: Дис.. канд. пед. наук. М., 1987.-209 с.