Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Педагогические воззрения Л.А. Баренбойма в контексте развития отечественного музыкального образования середины XX столетия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Известно, что существует ряд рецензий на учебные и учебно-методические пособия Л. А. Баренбойма (В.А. Вассина-Гроссман, Г. Ф. Кимеклис, Г. М. Коган и др.) и очерков (Л.Е. Гаккель, С.М. Мальцев), характеризующих человеческие, педагогические и исследовательские качества ученого. Однако анализ деятельности Л. А. Баренбойма в данных работах произведен с позиций обучения исполнительскому искусству… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Социально-исторические предпосылки формирования педагогических воззрений Л. А. Баренбойма в контексте развития отечественного музыкального образования
    • 1. 1. Социокультурно-исторические условия развития общества в России середины XX столетия
    • 1. 2. Становление и развитие отечественной системы музыкального образования
    • 1. 3. Возникновение и развитие российской фортепианной школы
  • Глава 2. Научно-педагогическое наследие Л. А. Баренбойма и его применение в современном музыкальном образовании
    • 2. 1. Л.А. Баренбойм — педагог, музыкант, исследователь
    • 2. 2. Вклад Л. А. Баренбойма в становление и развитие системы отечественного музыкального образования
    • 2. 3. Педагогические принципы Л.А. Баренбойма
    • 2. 4. Реализация педагогических воззрений Л. А. Баренбойма в современной музыкально-педагогической практике

Педагогические воззрения Л.А. Баренбойма в контексте развития отечественного музыкального образования середины XX столетия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современная парадигма образования направлена на непрерывный рост нравственного и интеллектуального потенциала общества на основе разностороннего и гармоничного развития личности. Музыкальное образование, как и эстетическое воспитание в целом, воздействуя средствами искусства, способствует становлению в человеке природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей.

Практика музыкального образования накопила богатейший педагогический опыт выдающихся мастеров исполнительского искусства. Однако исследования 0 этого опыта осуществлялись, как правило, с точки зрения методики обучения игре на инструменте, а не теории педагогики (А.Д. Алексеев, JI.A. Баренбойм, А. Б. Гольденвейзер, В. Ю. Дельсон, Г. М. Коган, E.JI. Либерман, Я. И. Милыптейн, Г. Г. Нейгауз, А. А. Николаев, С. И. Савшинский, С. Е. Фейнберг и др.). В то же время данные исследования включают, помимо глубокого искусствоведческого анализа, описание педагогического процесса, содержащее лишь эмпирические наблюдения фактов вне их научного обобщения и приведения в педагогическую систему, что делает эти исследования доступными только узкому кругу квалифицированных музыкантов. Вместе с тем реальные педагогические достижения музыкантов не только отражают, но зачастую предвосхищают перспективные направления современной педагогики, в силу чего их изучение является актуальным.

В связи с этим требуется обобщение деятельности выдающихся музыкантов-педагогов с позиций педагогики. Следует заметить, что существует ряд исследований (Э.Б. Абдуллин, A.A. Николаев, Г. М. Цыпин и др.), изучающих возможности взаимодействия общей педагогики и музыкальной педагогики в подготовке специалистов в сфере музыкального образования. Определенным вкладом в изучение педагогического опыта прошлого стали исследования, посвященные педагогической деятельности отдельных музыкантов (С.Н. Байдалинов, Т. Н. Батуринская, Л. В. Глухов, Е. И. Львова, И. П. Марченко, А. Г. Масловский, Л. М. Масол, H.H. Минор, О. Г. Орехова, Л. Г. Сухова, Ф.М. Ясер), а также раскрывающие историю становления и развития российского музыкального образования (С.И. Дорошенко, E.H. Николаева, E.H. Федорович,.

A.И. Щербакова и др.).

Большой интерес, на наш взгляд, представляет обращение и к научному наследию педагога-пианиста, доктора искусствоведения, ведущего специалиста в области общего и профессионального музыкального образования Льва Ароновича Баренбойма, являющегося автором многих трудов, посвященных исследованию творческой деятельности крупнейших российских пианистов (Ф.М. Блуменфельд, Э. Г. Гилельс, Л. В. Николаев, А. Г. Рубинштейн, Н. Г. Рубинштейн,.

B.В.Софроницкий), создателей оригинальных систем музыкального воспитания (3. Кодай, К. Орф, Д.Б. Кабалевский), российских музыкальных просветителей (Б.В. Асафьев, Б. Л. Яворский и др.), а также актуальным вопросам музыкальной педагогики.

Известно, что существует ряд рецензий на учебные и учебно-методические пособия Л. А. Баренбойма (В.А. Вассина-Гроссман, Г. Ф. Кимеклис, Г. М. Коган и др.) и очерков (Л.Е. Гаккель, С.М. Мальцев), характеризующих человеческие, педагогические и исследовательские качества ученого. Однако анализ деятельности Л. А. Баренбойма в данных работах произведен с позиций обучения исполнительскому искусству, что не позволяет его богатейшему опыту выйти из области искусствоведения. Вместе с тем изучение педагогического наследия Л. А. Баренбойма показывает, что основное внимание он уделял вопросам формирования гармоничной личности и развития у обучающихся творческого начала на любой ступени музыкального образования, сохранившим свою актуальность и в современной музыкальной педагогике. Поскольку в его трудах нельзя найти последовательного изложения педагогических воззрений, а педагогические наблюдения и выводы чередуются с рассуждениями музыкально-творческого характера, возникает потребность вычленения педагогического содержания из всего научного наследия Л. А. Баренбойма.

Таким образом, историографический анализ свидетельствует о том, что, несмотря на наличие работ, освещающих деятельность и научное наследие Л. А. Баренбойма, его вклад в педагогику общего и профессионального музыкального образования не был предметом специального исследования. Очевидно имеющее место противоречие между значительным вкладом Л. А. Баренбойма в практику отечественного музыкального образования, с одной стороны, и отсутствием исследований, посвященных обобщению педагогического наследия Баренбойма — с другой, что предопределило выбор темы диссертационного исследования. Сказанное позволило сформулировать проблему исследования следующим образом: каковы педагогические воззрения Л. А. Баренбойма в контексте развития отечественного музыкального образования середины XX столетия?

Целью исследования является определение вклада Л. А. Баренбойма в становление и развитие системы отечественного музыкального образования.

Объект исследования — научно-педагогическое наследие Л. А. Баренбойма.

Предмет исследования — педагогические воззрения Л. А. Баренбойма в контексте развития отечественного музыкального образования середины XX столетия.

Гипотеза исследования. Если осмыслить педагогические воззрения Л. А. Баренбойма и определить его вклад в становление системы музыкального образования с позиций историко-ретроспективного и сравнительносопоставительного подходов к рассмотрению социальных явлений, то многие из его достижений, анализируемые с точки зрения их педагогической ценности, могут быть полезными и перспективными для внедрения их в действующую систему музыкального образования вообще и музыкально-педагогического в частности.

Исходя из цели, объекта и предмета исследования, было намечено решить следующие задачи:

1. Изучить становление и развитие отечественной системы музыкального образования и фортепианной педагогики в контексте социокультурной ситуации середины XX столетия.

2. Исследовать и систематизировать научно-педагогическое наследие Л. А. Баренбойма, определить его вклад в становление системы общего и профессионального музыкального образования середины XX столетия.

3. Выявить педагогические принципы Л. А. Баренбойма, определить возможности их использования в современном музыкально-педагогическом образовании и провести их корреляцию с. дидактическими принципами общей педагогики.

4. Изучить опыт реализации педагогических воззрений Л. А. Баренбойма в современной музыкально-педагогической практике.

Методологической основой исследования явились философские концепции образования и культуры (антропологическая, культурологическая, цивилизационная), опирающиеся на принципы историзма, научности, объективности, плюрализма, идеи взаимосвязанности и взаимообусловленности политических, социальных, экономических, культурологических и педагогических, объективных и субъективных факторов в развитии образования.

Методологическому и теоретическому анализу проблемы способствовали: концепция освоения и творческой переработки «передового» педагогического опыта, утвердившаяся в современной дидактике у учителей-новаторов (Ю.К. Бабанский, И. Я. Зязюн, И .Я. Лернер, М.Н. Скаткин) — принцип историзма, позволяющий рассматривать все явления педагогики музыкального образования в процессе их становления и развития (И.В. Блауберг, З. И. Равкин, Б. Г. Юдин и др.) — теория развивающего обучения (В.В. Давыдов, JI.B. Занков, Д. Б. Эльконин и др.) — теория проблемного обучения (A.M. Матюшкин, М. И. Махмутов, В. Оконь и др.) — концепция гуманизации и гуманитаризации образования (Ш.А. Амонашвили, О. С. Газман, В. И. Додонов, В. И. Журавлев и др.) — теории музыкального обучения и воспитания (Э.Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, O.A. Апраксина, Л. Г. Арчажникова, Б. В. Асафьев, Д. Б. Кабалевский, Г. М. Цыпин и др.) — педагогический опыт мастеров российской фортепианной школы (А.Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов, Г. Г. Нейгауз, JI.B. Николаев, С.Е. Фейнберг).

Для решения поставленных задач, обобщения результатов исследования применялись следующие методы: теоретический анализ историко-педагогической, психолого-педагогической литературы, периодикисравнительно-исторический и сравнительно-сопоставительный анализ и систематизация воззрений JI.А. Баренбойматеоретические методы анализа, синтеза, аналогии, обобщения, сравнения, классификации, типологии, актуализации историко-педагогического материала, опытная работа.

Основные этапы.

Первый этап (2000;2001) — анализ проблемы и оценка ее изученности отечественными исследователямиопределение цели, объекта, предмета, гипотезы и задач исследования.

Второй этап (2001;2003) — историко-педагогический анализ научных трудов JI.A. Баренбойма, его современников и последователей. Проведение опытной работы, обработка и анализ полученных данных.

Третий этап (2003;2004) — систематизация материала и оформление результатов исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— изучено становление и развитие отечественного музыкального образования и фортепианной школы в контексте социокультурной ситуации середины XX столетия;

— раскрыто научно-педагогическое наследие Л. А. Баренбойма и определен его вклад в становление и развитие системы общего и профессионального музыкального образования;

— выявлены и сформулированы педагогические воззрения и принципы Л. А. Баренбойма и проведена их корреляция с исходными положениями организации учебно-воспитательного процесса современной средней и высшей школы.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные факты, их анализ и обобщение способствуют обогащению научных представлений о состоянии отечественного музыкального образования середины XX столетия. Изучение научно-педагогического наследия Л. А. Баренбойма позволяет ввести его идеи в теорию и методику музыкального образования и открывает перспективы для дальнейшей разработки проблем современного музыкально-педагогического образования.

Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты обогащают имеющиеся историко-педагогические сведения по исследуемой проблемераскрывают возможности использования педагогического опыта Л. А. Баренбойма в музыкально-педагогической практике. Материалы диссертации могут найти применение при совершенствовании содержания курса лекций по методике преподавания игре на фортепиано, истории фортепианного искусства, а также при разработке проблем истории и методики отечественной педагогики музыкального образования, на курсах повышения квалификации учителей музыки и преподавателей учебных заведений соответствующего профиля.

Достоверность результатов исследования обеспечена теоретической обоснованностью исходных позиций, использованием исторического и системного подходов в изучении проблемы, применением комплекса методов, адекватных целям и задачам исследования, разнообразием использованных источников и историко-педагогических материалов.

Апробация диссертационного исследования осуществлялась путем выступлений с докладами и сообщениями на ежегодных научно-практических конференциях аспирантов, докторантов и научных сотрудников музыкально-педагогического факультета Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева и Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова, на IV Всероссийской научно-практической конференции «Тенденции развития региональной системы общего профессионального образования» (г. Саранск, 2002 г.), на II Международной научно-практической конференции «Музыка и педагогика: проблемы профессиональной подготовки педагога-музыканта» (г. Казань, 2002 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы современного музыкального образования» (г. Чебоксары, 2004 г.) — при обсуждении материалов диссертационного исследования на кафедрах хорового дирижирования, теории и методики музыки, педагогики и фортепиано музыкально-педагогического факультета Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, на кафедре искусств Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова. Результаты исследования нашли отражение в 10 научных публикациях.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Научно-педагогическое наследие Л. А. Баренбойма явилось весомым вкладом в развитие не только музыкального искусства, но и педагогической науки благодаря тому, что, сочетая в себе традиции мировой педагогики музыкального образования и лучшие ее современные достижения, оно содержит в себе ценный педагогический опыт, использование которого в современных условиях способно значительно улучшить современную практику музыкального обучения и воспитания.

2. Вклад Л. А. Баренбойма в систему общего музыкального образования заключается в том, что он выдвинул идею и показал возможность гармоничного развития личности через приобщение ее к музыкальному искусству- 'сыграл большую роль в дальнейшем развитии и обогащении теории и методики обучения музыкальному искусству на всех ступенях музыкального образованияодним из первых заявил о равноценности урока музыки как урока искусства среди других, общеобразовательных дисциплинспособствовал внедрению передового зарубежного опыта (К. Орф, 3. Кодай) в практику обучения в общеобразовательной школе.

3. Фундаментом педагогических воззрений Л. А. Баренбойма являются его принципы, основывающиеся на традициях российской фортепианной педагогики и коррелирующиеся с исходными положениями организации учебно-воспитательного процесса в современной средней и высшей школах:

— активизации духовно-творческого начала в музыкальном обучении;

— доминирующей роли художественного содержания в изучении музыкального произведениясознательности, активности и самостоятельности',.

— индивидуального подхода и педагогики сотрудничества', профессиональной направленности обучения', нравственной направленности процесса обучения.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Изучение научно-педагогического наследия Л. А. Баренбойма позволило систематизировать его по трем блокам (исторический, музыковедческий и педагогический), а также выявить его вклад в музыкознание, теорию исполнительства и педагогики.

Л.А. Баренбойм был одним из первых профессиональных музыкантов, привлекших внимание общественности к проблемам общего музыкального образования. Активный участник конференций и симпозиумов Международного общества по музыкальному воспитанию (18МЕ), он инициировал и подготовил серию сборников под общим заголовком «Музыкальное воспитание в XX веке». Так, благодаря деятельности Баренбойма педагоги-музыканты разных стран имели возможность познакомиться с системами музыкального воспитания в Венгрии и Австрии, основными тенденциями музыкального воспитания в мире. Одним из первых ученый поддержал появление новаторской программы «Музыка» Д. Б. Кабалевского.

Исходя из проведенного нами анализа педагогического наследия Баренбойма можно сделать вывод, что он предвосхитил многие идеи, получившие дальнейшее развитие в деятельности современных педагогов-музыкантов.

Проведенная опытная работа позволила выявить возможности применения педагогических принципов Баренбойма в музыкально-педагогической практике и доказала эффективность и актуальность их использования в учебном процессе на музыкально-педагогических факультетах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Изучены вопросы становления и развития системы музыкального образования в России XX столетия. Выявлено наличие двух направлений в данном процессе: общее и профессиональное музыкальное образование. Определены их характерные особенности, к которым следует отнести: наличие широкого понимания роли педагога и нравственной направленности процесса обучения, использование идеалов воспитания, основанных на уважении к человеческой личности, утверждение необходимости развития индивидуальности и самостоятельности обучающегося.

Определенную роль в развитии системы отечественной музыкального образования сыграли выдающиеся музыканты-педагоги. Среди них можно выделить Л. А. Баренбойма — педагога, музыканта, исследователя.

На основе анализа научно-педагогического наследия Л. А. Баренбойма показано, что в отечественной музыкальной педагогике накоплен значительный опыт, далеко выходящий за рамки фортепианной методики и нуждающийся в теоретико-педагогическом обосновании. В наследии Л. А. Баренбойма выделено три блока (исторический, музыковедческий, педагогический).

Неоценим вклад Баренбойма в развитие системы общего музыкального образования, что подтверждается его высказываниями о равноценности уроков музыки как уроков искусства среди других общеобразовательных дисциплин, направленностью его методики музыкального воспитания на формирование гармоничной личности, необходимости создания на уроках музыки атмосферы «увлеченности», использования разнообразного репертуара и применения определенных методов (восприятие-переживание-осознание музыкальных сочинений школьниками, их собственное исполнение, элементарное сочинительство). На основе изучения систем музыкального воспитания отечественных и зарубежных педагогов Баренбойм создал методику музыкального обучения, направленную на гармоничное развитие личности начинающего пианиста.

В свете современных тенденций гуманизации образования изучено научно-педагогическое наследие Л. А. Баренбойма и выявлены его эстетическо-нравственные представления и педагогические принципы. Так, в основе его деятельности лежали гуманистическое мировоззрение, глубокое понимание взаимосвязи эстетического и этического, базирующееся на обширных знаниях о человеке, искусстве и музыке.

Доказано, что педагогические воззрения Л. А. Баренбойма вносят определенный вклад в развитие педагогической теории и практики и предвосхищают такие перспективные направления современной общей педагогики, как развивающее обучение, проблемное обучение, педагогика сотрудничества.

Установлено, что фундаментом педагогических воззрений Баренбойма являются его педагогические принципы, основанные на традициях российской фортепианной педагогики и коррелирующиеся с исходными положениями организации учебно-воспитательного процесса в современной средней и высшей школах. Опытная работа показала, что изучение и внедрение педагогических воззрений Баренбойма в современный учебный процесс позволяет значительно повысить эффективность практики современного музыкального образования.

Настоящее исследование, не претендуя на исчерпывающее освещение изученной проблемы, тем не менее обладает большим научным потенциалом и может в дальнейшем разрабатываться как на различных уровнях (методологическом, теоретическом, методическом), так и применительно к различным отраслям педагогики музыкального исполнительства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. лет Ленинградской консерватории. 1862−1962: Исторический очерк. — Л.: Музгиз, 1962. — 302 с.
  2. А.Д. Русские пианисты. Очерки и материалы по истории пианизма. -Вып. 2 / Под ред. A.A. Николаева. М — Л.: Гос. муз. изд-во, 1948. — 315 с.
  3. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. — Минск: Университетское изд-во, 1990. 560 с.
  4. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд. дом Ш. А. Амонашвили, 1995. — 486 с.
  5. O.A. Методика музыкального воспитания в школе. — М.: Просвещение, 1983. 224 с.
  6. Л.Г. Профессия учитель музыки. — М.: Просвещение, 1984. — 111с.
  7. .В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. — М.: Музыка, 1973.-142 с.
  8. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общепедагогический аспект. М.: Педагогика, 1977. — 234 с.
  9. Бадура-Скода Е. и П. Интерпретация Моцарта. М.: Музыка, 1972. — 373 с. Ю. Байдалинов С. Н. Фортепианная школа А. Н. Есиповой и ее значение всовременной музыкальной педагогике: Дис.. канд. пед. наук. М., 2000. — 184 с.
  10. И.Банникова Е. И. Обобщение музыкально-педагогического опыта. Научно-педагогические основы: Дис. канд. пед. наук. М., 1999 — 155 с.
  11. Л.А. АБ МГК, ф.1, о. 1, д. 116.
  12. Л.А. О подготовке пианистов / Пролетарский музыкант, 1930, № 3. -С. 31−32.
  13. М.Баренбойм Л. А. Современная теория и практика фортепианной педагогики. (Теория «индивидуальной» фортепианной педагогики К. Мартинсена) / Сов. музыка, 1933, № 4.-С. 118−133.
  14. Л.А. Фортепианная педагогика: Учебное пособие по курсу методики фортепианного обучения / Предисловие Г. Г. Нейгауза. — Ч. 1. — М.: Музгиз, 1937.-212 с.
  15. Л.А. После конкурса / Сов. искусство, 1938, № 2. С. 3.
  16. Л.А. Участники конкурса / Сов. искусство, 1938, № 5. С. 2−4.
  17. Л.А. В Ленинграде. Концерты В. Нильсена и А. Геронимуса / Сов. музыка, 1941, № 5. С. 86−87.
  18. Л.А. Ф.М. Блуменфельд / Сов. музыка, 1946, № 7. — С. 82−89.
  19. Л.А. Начало концертного сезона в Ленинграде / Сов. музыка, 1946, № 11.-С. 84−86.
  20. Л.А. Заметки о ленинградских концертах / Сов. музыка, 1947, № 3. -С.101−102.
  21. Л.А. В.В. Софроницкий / Сов. музыка, 1947, № 4. С. 81−86.
  22. Л.А. Искусство для рук (О кн. Л. Повжиткова «Экспрессия и техника в исполнении музыки») / Сов. искусство, 1947, № 4.— С. 6−7.
  23. Л.А. Вступительная статья / Хрестоматия по истории фортепианной музыки в России (Конец XVIII и 1-ая половина XIX веков): Для ф.-п. / Сост. Л. А. Баренбойм и В. И. Музалевский. М.-Л.: Госмузиздат, 1949. — С. 3−10.
  24. Л.А. Концерты молодых ленинградских артистов / Сов. музыка, 1950,№ 4.-С. 77−78.
  25. Л.А. О воспитании молодых музыкантов / Сов. музыка, 1957, № 5. -С. 106−107.
  26. JI.A. Антон Григорьевич Рубинштейн. Жизнь, артистический путь, творчество, музыкально-общественная деятельность: В 2-х т. — Т. 1. -Л.: Музгиз, 1957. 455 с. — Т. 2. — Л.: Музгиз, 1962. — 462 с.
  27. Л.А. Ф.М. Блуменфельд. Биографический очерк и характеристика фортепианно-педагогических принципов // Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып. 2 / Ред. Л. С. Гинзбурга и A.A. Соловцова. — М.: Музгиз, 1958. — С. 68−125.
  28. Л.А. После конкурса / Сов. музыка, 1958, № 7. С. 93−99.
  29. Л.А. Публикации о партитуре «Персидских песен» / Сов. музыка, 1959, № 2.-С. 93−95.
  30. Л. А. Книга Г. Нейгауза и принципы его школы. (По поводу книги «Об искусстве фортепьянной игры») / Сов. музыка, 1959, № 5. С. 116−122.
  31. Л.А. Рубинштейновские традиции и наша современность / Сов. музыка, 1961,№ 12.-С. 74−81.
  32. Л.А. Аппликатурные принципы Артура Шнабеля // Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып. 3. — М.: Музгиз, 1962. — С. 157−178.
  33. Л.А. После конкурса / Сов. музыка, 1962, № 9. С. 63−67.
  34. Л.А. Еще раз о воспитании молодых исполнителей / Сов. музыка, 1963, № 9. — С.64−68.
  35. Л.А. Спор о Фрагере. (Вместо рецензии) / Муз. жизнь, 1963, № 11.— С. 11−12.
  36. Л.А. Коротко о книгах. (О сборнике «Исполнительское искусство зарубежных стран») / Сов. музыка, 1964, № 2. — С. 139−141.
  37. Л.А. Обновить курс истории пианизма / Сов. музыка, 1964, № 8.— С. 75−78.
  38. Л.А. На уроках Антона Рубинштейна / Ред.-сост. и автор вступит, статьи Л. А. Баренбойм М.-Л.: Музыка, 1964. — С. 5−6.
  39. Л.А. Теория артикуляции И.А. Браудо / Сов. музыка, 1965, № 11.-С. 139−141.
  40. Л.А. На уроках Ф.М. Блуменфельда // Вопросы фортепианного исполнительства. Очерки, статьи, воспоминания. — Вып. 1. — М.: Музыка, 1965. С. 202−226.
  41. Л.А. Григорий Михайлович Бузе / Муз. кадры, 1966, № 19. — С. 13.
  42. Л.А. Размышления о музыкальной педагогике / Сов. музыка, 1967, № 6.-С. 76−86.
  43. Л.А. Размышления о музыкальной педагогике / Сов. музыка, 1967, № 9. С.74−79.
  44. Л.А. Размышления о музыкальной педагогике / Сов. музыка, 1967, № 12.-С.107−114.
  45. Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л.: Музыка, 1969.-288 с.
  46. Л.А. Карл Орф и институт его имени / Сов. музыка, 1969, № 3. С. 141−146.
  47. Л.А. Карл Орф и институт его имени / Сов. музыка, 1969, № 5. С. 130−139.
  48. Л.А. Теория артикуляции И.А. Браудо и ее значение для исполнительской и педагогической практики // Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып. 5. — М.: Музыка, 1969. — С. 85−89.
  49. Л.А. Выдающиеся советские музыканты-просветители и развитие их традиций // Материалы Международного семинара по музыкальному воспитанию молодежи. -М.: ЦДРИ, 1970, № 27.-13 с.
  50. Л.А. Выдающиеся музыканты об искусстве / Сов. музыка, 1970, № 5.-С. 115−123.
  51. Л.А. Карл Орф и институт его имени // Система воспитания Карла Орфа / Под ред. Баренбойма Л. А. Л.: Советский композитор, 1970. — С. 3−39.
  52. Л.А. Выдающиеся советские музыканты-просветители: Доклад на IX конференции ИСМЕ / Сов. музыка, 1970, № 12. С.97−102.
  53. Л.А. Об основных тенденциях музыкальной педагогики XX века: К итогам конференции 18МЕ / Сов. музыка, 1971, № 8. С. 96−111.
  54. Л. А. Путь к музицированию. Л.-М.: Сов. композитор, 1973. — 270 с.
  55. Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1974−336 с.
  56. Л.А. О подготовке пианистов-педагогов, о курсах методики обучения и о многом другом / Сов. музыка, 1975, № 9. С. 80−87.
  57. Л.А. На музыкально-педагогических форумах КМЕ / Сов. музыка, 1977, № 12. -СЛ 07−116.
  58. Л.А. О музыкальном воспитании в СССР (вместо введения) // Музыкальное воспитание & СССР / Сост. и ред. Л.А. Баренбойм- Вып. 1. М.: Сов. композитор, 1978. — С. 3−58.
  59. Л.А. Карл Орф и институт его имени // Элементарное музыкальное воспитание по системе К. Орфа / Сост. Л. А. Баренбойм. — М.: Сов. композитор, 1978.-С. 7−50.
  60. Л.А. Основоположник ленинградской фортепианной школы / Сов. музыка, 1979, № 1. С. 91−99.
  61. Л.А. Путь к музицированию. 2-е изд., доп. — Л.: Сов. композитор, 1979.-352 с.
  62. Л.А. Великий пианист, брат великого пианиста / Муз. жизнь, 1981, № 24.-С.15−16.
  63. Л.А., Брянская Ф. Д., Перунова H.H. Путь к музицированию: Школа игры на фортепиано. Вып. 1. — Л.: Сов. композитор, 1981. — 184 с.
  64. Л.А. Николай Григорьевич Рубинштейн. История жизни и деятельности. М.: Музыка, 1982. — 278 с.
  65. Л.А. Эмиль Гилельс // Музыка в СССР, 1983, № 1. С.13−16.
  66. Л.А. На Международном гайдновском конгрессе / Сов. музыка, 1983,№ 4.-С. 99−101.
  67. Л.А. О музыкальном воспитании в Венгрии // Музыкальное воспитание в Венгрии / Сост. и общ. ред: Л. А. Баренбойм. М.: Сов. композитор, 1983. — С. 5−40.
  68. Л.А. Эмиль Гилельс играет Двадцать девятую сонату Бетховена / Сов. музыка, 1984, № 11. С. 73−77.
  69. Л.А. Николай Григорьевич Рубинштейн / Муз. жизнь, 1985, № 13. -С.18−19.
  70. Л.А. По страницам сборника // Музыкальное воспитание в СССР / Редкол.: Л. А Баренбойм (отв. ред.) и др. Вып. 2. — М.: Сов. композитор, 1985. -С. 5−18.
  71. Л.А. Одесская находка / Муз. жизнь, 1986, № 20. с.17−18.
  72. Л.А. Эмиль Гилельс. Творческий портрет. — М.: Музыка, 1986. 30 с.
  73. JI.A., Перунова H.H. Путь к музыке. Л.: «Сов. композитор», 1988. -165 с.
  74. Л.А., Перунова H.H. Путь к музыке: Книжка с нотами для начинающих обучаться игре на фортепиано. Беседы с учениками. Советы педагогам. / Под общ. ред. Л. А. Баренбойма. Л.: «Сов. композитор», 1989. -167 с.
  75. Л.А. За полвека. Очерки, статьи, материалы. Л.: Сов. композитор, 1989.-368 с.
  76. Л.А. Эмиль Гилельс. Творческий портрет / Ред. Т. Н. Голланд. М.: Сов. композитор, 1990. — 264 с.
  77. Т.Н. Проблемы подготовки учителей-музыкантов в педагогическом наследии C.B. Смоленского: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1991.- 16 с.
  78. Бекман-Щербина Е. А. Мои воспоминания. — М.: Музгиз, 1962. 127 с.
  79. Л.Г., Берлякова Н. П. История русской культуры: Учеб. для студ. высш. учеб. завед-й. В 2 ч М.: ВЛАДОС, 2002. — Ч. 2 — 400 с.
  80. Т.Л. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1970.-101 с.
  81. Н.В. Анна Николаевна Есипова. Очерк жизни и деятельности. — Л.: Музгиз, 1960.-151 с.
  82. В. Самуил Евгеньевич Фейнберг: Жизнь и творчество. — М.: Музыка, 1999.-141 с.
  83. В классе А. Б. Гольденвейзера / Сост. Д. Д. Благой, Е.И. Гольденвейзер- Вступ. ст. Д. Д. Благого. М.: Музыка, 1986. — 210 с.
  84. В фортепианных классах Ленинградской консерватории (Н.И. Голубовская, Н. Е. Перельман, С. И. Савшинский, П. А. Серебряков, М.Я. Хальфин): Сб. статей / Под ред. Л. А. Баренбойма. Л.: МузыкаД968. — 188 с.
  85. Вассина-Гроссман В. А. Монография об Антоне Рубинштейне и нотное обозрение / Сов. музыка, 1958, № 3. С. 141−150.
  86. Вопросы фортепианного исполнительства, / Под ред. М. Г. Соколова. — М.: Музыка, 1965. Вып. 1. — 245 с. — Вып. 2. — 1968.- 284 с. — Вып. 3. — 1973. — 336 с.-Вып. 4.-1976.-208 с.
  87. Вопросы фортепианной педагогики / Под ред. В. А. Натансона. М.: Музыка, Вып. 1. — 1963. — 200 с. — Вып. 2. — 1967. — 240 с. — Вып.З. — 1971. — 336 с. — Вып. 4. — 1976. — 272 с.
  88. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997.-93 с.
  89. Л.С. Педагогическая психология / Под ред. и с послесл. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-пресс, 1999. — 534 с.
  90. Л.С. Психология искусства / Сост., авт. послесл. М.Г. Ярошевский- коммент. В. В. Умирихина, Ростов н / Д.: Феникс, 1998. — 479 с.
  91. О.С. Гуманизм и свобода (Введение в гуманистическую педагогику) // Гуманизация воспитания в современных условиях / Под ред. О. С. Газмана, И. А. Костенчука. М.: ИЛИ РАО, 1995. — С. 1−13.
  92. Л.Е. Л.А. Баренбойм. Наши педагоги / Муз. кадры, 1966, № 4. С. 3.
  93. Л.Е. Музыкант-ученый / Сов. музыка, 1977, № 4. С. 84−86.
  94. Л.Е. Поздравляем с юбилеем / Сов. музыка, 1966, № 1. — С. 149.
  95. А.Б. Статьи, материалы, воспоминания. — М.: Сов. композитор, 1984. 448 с.
  96. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 30 700 «Музыкальное образование». М., 2000. — 21с.
  97. Л.Г., Платек Я. М. Современные пианисты: Библиографические очерки. М.: Советский композитор, 1985. — 472 с.
  98. В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972. — 423 с.
  99. В.Ю. Генрих Нейгауз. М.: Музыка, 1966. — 186 с.
  100. А.Н. Первый этап развития русского пианизма / Сов. искусство, 1950, № 62.-С. 3.
  101. Закон Российской Федерации об образовании. М.: Новая школа, 1992. — 57с
  102. Л.В. Обучение и развитие. -М: Педагогика, 1975. 440 с.
  103. A.JI. Культурология: Учеб. пособие для вузов. — М.: Юнити, 2001. — 335 с.
  104. Из истории Ленинградской консерватории: Материалы и документы. 18 621 917. Л.: Музыка, 1964. — 328 с.
  105. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. O.A. Апраксина. -М.: Просвещение, 1990. -207 с.
  106. Из истории советского музыкального образования: Сборник материалов и документов. 1917−1927 / Сост. и редколлегия Л. А. Баренбойм, С. М. Вильскер, П. А. Вульфиус (отв. ред.), С. Л. Гинзбург, Е. М. Орлова, С .Я. Требелева. Л.: Музыка, 1969. — 306 с.
  107. Из писем А. Г. Рубинштейна к Э. Ф. Раден / Вступ. статья, примеч. и коммент. Л.А. Баренбойма/ Сов. музыка, 1980, № 11. С. 101−103.
  108. Избранные письма А. Г. Рубинштейна / Вступ. статья и коммент. Л. А. Баренбойма. М.: Музгиз, 1954. — С. 3−15.
  109. Т.А. Педагогика: Курс лекций. М.: Просвещение, 1984. — 495 с.
  110. Инструментальная подготовка учителя музыки: Программы. Чебоксары.: ЧГПУ, 2002. — 84 с.
  111. Исполнительская подготовка учителя музыки: Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 30 700. Музыкальное образование. — М.: Флинта-Наука, 1999. — 208 с.
  112. Исполнительское искусство зарубежных стран / Сост. и ред. переводов Г. Я. Эдельмана. Вып. 1. — М.: Музгиз, 1962. — 176 с. — Вып. 2. — 1966. — 192 с.
  113. История и культурология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Н. В. Шишовой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 2000. — 456 с.
  114. История современной отечественной музыки: Учеб. Вып. 2. (1941−1958) / Ред. М. Е. Тараканов. — М.: Музыка, 1999. — 477 с.
  115. История современной отечественной музыки: Учебное пособие. — Вып. 3. (1941−1958) / Ред.-сост. Е. Б. Долинская. М.: Музыка, 2001. — 656 с.
  116. Кабанова-Меллер E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968. — 288 с.
  117. В.Г. Формирование сценического самочувствия учащихся-музыкантов: Учеб. пособие. — Глазов: ГГПИ, 1991. — 62 с.
  118. Г. Ф. Выдающийся труд / Сов. музыка, 1984, № 3. — С. 82−85.
  119. Г. Ф. Обучая музыке учить творчеству / Муз. жизнь, 1981, № 14. -С. 24.
  120. Г. Ф. Пианисту века посмертно / Сов. музыка, 1992, № 2. —.С. 213 214.
  121. Г. М. Живой Рубинштейн / Сов. музыка, 1963, № 4.-С. 138.
  122. Г. М. Об одной книге / Сов. искусство, 1938, № 4. С. 1−2.
  123. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Народное образование, 2002, № 4. С. 254−269.
  124. A.M. Культурология: Словарь М.: Академ, проект, 2001. — 495 с.
  125. Б. Л. Педагогика Г. Г. Нейгауза: Вопросы истории, теории, методики. — М.: Музыка, 1984. — 89 с.
  126. В.В. Музыкальная педагогика. Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 288 с.
  127. Культурология. История мировой культуры: Учеб. для вузов / Под ред. А. Н. Марковой. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2001. — 600 с.
  128. Культурология: Учеб. для вузов / Под ред. С. А. Хмелевской. М.: Логос, 2002.-142 с.
  129. Культурология: Учеб. для техн. вузов / Под ред. Н. Г. Багдасарьян. 4-е изд., испр. — М.: Высш. шк., 2002. — 511 с.
  130. Культурология: Учеб. пособие для вузов. / Сост. и отв. ред. A.A. Радугин. -М.: Центр, 2001.-303 с.
  131. Ленинградская консерватория в воспоминаниях. 1862−1962. Л.: Музгиз, 1962.-414 с.
  132. Ленинградская консерватория в воспоминаниях. В 2-х кн. 2 изд., доп. // Под общей ред. Г. Г. Тигранова. — Кн.1 — 254 е., ил. — Кн.2.- 280 е., ил. — Л.: «Музыка», 1987.
  133. Е.Л. Работа над фортепианной техникой. — М.: Музыка, 1971. -144 с.
  134. Е.Л. Творческая работа пианиста с авторским текстом. — М.: Музыка, 1988.-236 с.
  135. .Т. Педагогика: Курс лекций. — М.: Прометей, 1992. 528 с.
  136. Е.И. Выдающиеся советские педагоги-музыканты 30−50-х г.г. («Московская пианистическая школа») и их принципы и методы преподавания (технология и свойства): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1988. — 16 с.
  137. H.A. Методика обучения игре на фортепиано: Учеб. пособие. -М.: Музыка, 1982. 143 е., нот.
  138. С.М. Л.А. Баренбойм: «Истинный педагогический труд -творчество» / Музыка в школе, 1988, № 2.-С.55−59.
  139. К.А. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли. — М.: Музыка, 1966. — 220 с.
  140. Л.Г. Педагогическое наследие Г.Г. Нейгауза в профессиональной подготовке учителя музыки: Дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999. — 28 с.
  141. А.Г. Педагогическое наследие В.И. Сафонова и актуальные проблемы современной музыкальной педагогики. На материале работы фортепиан. классов музык. фак.: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1996— 126 с.
  142. JI.M. Педагогические идеи А.Г. Рубинштейна: Автореф. дис.. канд. пед. наук — Киев, 1987. 16 с.
  143. Мастера советской пианистической школы: Очерки / Под ред. A.A. Николаева. М.: Музгиз, 1961. — 239 с.
  144. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: Педагогика, 1972. 208 с.
  145. М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — 367 с.
  146. Мельникова JLJL Музыкально-просветительская деятельность в Советской России // Музыкальное образование: проблемы, поиски, находки: Межвузовский сб. науч. статей. Вып. 4. — Чебоксары: ЧГПУ, 2003. — С. 13−21.
  147. П.В. Книга о замечательном музыканте / Муз. жизнь, 1983, № 6. — С. 24.
  148. Методические заметки по вопросам музыкального образования / Сб. ст. под ред. H. JL Фишмана. Вып. 2. — М.: Музыка, 1979. — 224 с.
  149. Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства.— М.: Сов. композитор. 1983. 266 с.
  150. H.H. Проблемы массового музыкального воспитания в педагогическом наследии Н.Я. Брюсовой: Дис.. канд. пед. наук М., 1998. — 223 с.
  151. Московская консерватория. 1866−1966. -М.: Музыка, 1966. 728 с.
  152. Музыка. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыш М.: Большая Российская энциклопедия, 1998 — 672 с.
  153. Музыкальная энциклопедия. В 5-ти т. / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. — М.: Сов. энциклопедия. Сов. композитор. — 1976. — Т. 3. — 1002 с.
  154. Музыкальное воспитание в Венгрии / Сост. и общ. ред. JI.A. Баренбойм. — М.: Сов. композитор, 1983.-400 е., нот.
  155. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие / J1.B. Школяр, В. А. Школяр, Е. Д. Критская и др. М.: Академия, 2001. — 232 с.
  156. В.И. Формирование профессионально значимых качеств личности будущего учителя музыки общеобразовательной школы в процессе его специальной подготовки: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1989. — 32с.
  157. На уроках Антона Рубинштейна / Ред.-сост. и автор вступит, статьи JLA. Баренбойм. М. — Л.: Музыка, 1964. — 100 с.
  158. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Директор школы, 2001. № 1. — С. 97−111.
  159. Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 6-е изд. — М.: Классика XXI, 1998. — 228 с.
  160. Г. Г. Размышления. Воспоминания. Дневники. Избранные статьи. — М.: Классика -XXI, 2000. 429 с.
  161. Л.Д. Советская музыка. История и современность. — М.: Музыка, 1991.-277 с.
  162. Л.В. Статьи и воспоминания современников. Письма. — Л.: Сов. композитор, 1979. 324 с.
  163. Е.В. Музыкальное образование в России. Историко-теоретический и педагогический аспекты: Дис.. д-ра пед. наук. М., 2000. — 393 с.
  164. Об исполнении фортепианной музыки Баха, Бетховена, Рахманинова, Дебюсси, Прокофьева и Шостаковича // Сб. ст. под ред. и предисловие
  165. J1.A. Баренбойма Л.: Сов. композитор. 1965. — С. 3−6.
  166. В.И. Введение в общую дидактику / Предисл. Т. А. Хмель. — М.: Высшая школа, 1990. 382 с.
  167. В.И. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1968. — 208 с.
  168. О.Г. Методические принципы музыкально-педагогической деятельности A.B. Никольского: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1998. — 164 с.
  169. Д.А. Портреты пианистов. Изд. 2-е. — М.: Сов. комп., 1970. — 280 с.
  170. Я.И. Василий Ильич Сафонов. М.: Музгиз, 1959. — 366 с.
  171. Н.М. Феликс Михайлович Блуменфельд. Л.: Музыка, 1975. — 88 с.
  172. A.B. Профессиональная подготовка будущих учителей музыки с недостаточным довузовским музыкальным образованием в классе дирижирования: (На примере музыкально-педагогических факультетов): Дис.. канд. пед. наук. Чебоксары, 2003. — 242 с.
  173. С.И. Леонид Владимирович Николаев. Очерк жизни и творческой деятельности. Л.: Сов. композитор, 1960. — 68 с.
  174. С.И. Леонид Николаев. Пианист. Композитор. Педагог. — Л.— М.: Музгиз, 1950.-189 с.
  175. Советское фортепианное исполнительское искусство // Очерки по истории советского фортепианного искусства: Учеб. пособие / Ред.-сост.
  176. A.A. Николаев, В. П. Чинаев. М.: Музыка, 1979. — С. 207−261.
  177. Л.Г. Педагогические принципы Н.Г. Рубинштейна и их реализация в современной практике преподавания музыки: Дис.. канд. пед. наук. — Тамбов, 1997.-149 с.
  178. Музыкальное образование в школе: Учебное пособие / Л. В. Школяр,
  179. B.А. Школяр, Е. Д. Критская и др. М.: Academia, 2001. — 232 с.
  180. Теория и методика обучения игре на фортепиано: Учебное пособие / Под общей редакцией А. Г. Каузовой и А. И. Николаевой. — М.: Владос, 2001. — 368 с.
  181. E.H. Педагогическое наследие крупнейших российских пианистов и его роль в современном музыкальном образовании: Дис.. д-ра пед. наук. — М., 2001.-325 с.
  182. С.Е. Мастерство пианиста / Сост. и общ. ред. Л. С. Фейнберг и
  183. В.А. Натансон. М.: Музыка, 1978. — 207 с.
  184. С.Е. Пианизм как искусство. М.: Классика — XXI, 2001. — 335 с.
  185. П.В., Попов B.C., Добровольская H.H. Методика музыкального воспитания: Учеб. пособие. М.: Музыка, 1989. — 175 с.
  186. Т.А. О педагогических принципах Г. Нейгауза // Вопросы фортепианного исполнительства: очерки, статьи, воспоминания. — Вып.1. — М.: Музыка, 1965. С. 167−202^
  187. Т.А. А.Г. Рубинштейн. 1829−1894: Попул. моногр. 2-е изд. — JL: Музыка, 1987.-94 с.
  188. Хрестоматия по истории фортепианной музыки в России (Конец XVIII и 1-ая половина XIX веков): Для ф.-п. / Сост. JI.A. Баренбойм и В. И. Музалевский. -M.-JL: Госмузидат, 1949. 323 с.
  189. Г. М. Обучение игре на фортепиано. — М.: Просвещение, 1984. — 176 с.
  190. Г. М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1978. — 28 с.
  191. Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. М.: Интерпракс, 1994. — 384с.
  192. Д.Д. О времени о себе. 1926−1975. М.: Сов. композитор, 1980. — 375 с.
  193. А.И. Фортепианная педагогика. — М.: Сов. Россия, 1960. — 171 с.
  194. Элементарное музыкальное воспитание по' системе Карла Орфа / Сост. JI.A. Баренбойм. -М.: Сов. композитор, 1978. 368 с.
  195. Д.Б. Введение в психологию развития: в традиции культурно-исторической теории JI.C. Выготского. М.: Тривола, 1994. — 168 с.
  196. Д.Б. Избранные психологические труды: проблемы возрастной ипедагогической психологии. М.: Международная пед. акад., 1995. — 221 с.
  197. .Л. Избранные труды. Т.2. 4.1. / Общ. ред. Д. Д. Шостакович. -М.: Сов. композитор, 1987. — 366 с.
  198. Ф.М. Педагогические идеи К.Н. Игумнова: Дис.. канд. пед. наук. М., 1987.-209 с.
Заполнить форму текущей работой