По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида: самообслуживание; хозяйственно-бытовой труд; труд в природе; ручной и художественный труд.
Самообслуживание — труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя: одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигие нические процедуры.
Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача формирования навыков самообслуживания актуальна на всех воз растных этапах дошкольного возраста.
Содержание труда по самообслуживанию изменяется на разных возрас тных этапах и по мере овладения детьми трудовыми навыками.
Хозяйственно-бытовой труд предполагает умение поддерживать по рядок в групповой комнате, дома, на участке, участие в организации бы товых процессов. Характерной особенностью этого вида труда является его общественная направленность.
Необходимо формировать у дошкольников представление о значении хозяйственно-бытового труда для всех и лично для каждого. Данный вид труда предполагает формирование навыков хозяйственно-бытового тру да, приобретаемых детьми в дошкольном учреждении и в семье.
В особый вид труда выделяется труд в природе. Содержанием тако го труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др. Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологической культуры дошкольников. Данный вид труда имеет свои особенности: результатом может быть материальный продукт (выра щенные ребенком овощи, посаженное им деревце и др.), это сближает детский труд с производительным трудом взрослых; труд в природе чаще всего имеет отсроченный результат; он дает возможность одно временно развивать познавательные интересы дошкольников (дети на блюдают за ростом и развитием живых объектов, узнают об особенно стях некоторых растений и животных, экспериментируют, познавая неживую природу); этот вид труда дает детям возможность доставлять радость другим людям. Таким образом, труд в природе способствует не только трудовому воспитанию, но и нравственному, эстетическому, умственному, физическому развитию.
Ручной и художественный труд по своему назначению является тру дом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей чело века. В его содержание входит изготовление поделок из природного ма териала, бумаги, картона, ткани, дерева.
Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способно стей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца.