Гуманитарный подход как принцип организации развития профессиональной культуры специалистов в ходе образовательного процесса в вузе
Диссертация
Основные результаты исследования нашли отражение в публикациях автора общим объемом более 70 печатных листов. Личный вклад автора состоит в том, что: разработана авторская концепция гуманитарного подхода как принципа организации развития профессиональной культуры будущих специалистовсмоделирован и описан процесс развития у студентов вузов профессиональной культуры на основе гуманитарного подхода… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНОГО ПОДХОДА КАК ПРИНЦИПА ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
- 1. 1. Исторический анализ проблемы гуманитаризации образования
- 1. 2. Сущность гуманитарного подхода как принципа организации развития у студентов вузов профессиональной культуры
- 1. 3. Потребности современной общественной практики в гуманитаризации процесса подготовки специалистов
- ГЛАВА II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ЛОГИКЕ ГУМАНИТАРНОГО ПОДХОДА
- 2. 1. Профессиональная культура как общепедагогическая категория и цель гуманитарно-образовательной подготовки специалистов
- 2. 2. Содержание гуманитарно направленной образовательной подготовки студентов вузов
- 2. 3. Педагогические принципы развития у студентов вузов профессиональной культуры на основе гуманитарного подхода
- 2. 4. Методическая система развития у студентов вузов профессиональной культуры
- ГЛАВА III. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ НА ОСНОВЕ ГУМАНИТАРНОГО ПОДХОДА
- 3. 1. Обеспечение личностно — ориентированного менеджмента образовательной деятельности студентов вузов
- 3. 2. Создание комфортной гуманитарной образовательной среды
- 3. 3. Повышение субъектности обучающихся в ходе профессионального становления
- 3. 4. Развитие партнерских отношений между преподавателями и студентами
- ГЛАВА 1. У. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОВЕРКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОСНОВЕ ГУМАНИТАРНОГО ПОДХОДА
- 4. 1. Содержание и методика экспериментальной работы
- 4. 2. Критерии оценки эффективности развития у студентов вузов профессиональной культуры на основе гуманитарного подхода
- 4. 3. Анализ итогов экспериментальной работы по развитию у студентов вузов профессиональной культуры на основе гуманитарного подхода
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Проблема определения субъекта в психологии // Субъект действия, взаимодействия, познания. (Психологические, философские, социокультурные аспекты). М.- Воронеж, 2001. С. 36−52.
- Адуло Т. И. Культура, философия и духовный мир человека: теоретико-методологический аспект. Минск, 1986.
- Акулова О.В., Писарева С. А., Пискунова Е. В., Тряпицына А. П. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / Под общ. ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.
- Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция педагогической оценки учения школьников. М, 1984.
- Ананченко М. Ю. К вопросу о сущности и факторах становления профессиональной культуры специалиста // Становление профессиональной культуры будущего специалиста: Сборник статей. Челябинск, 2005.
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб., 2002.
- Антология педагогической мысли. В 3 т. М., 1988.
- Арапов М. В. Гуманитаризация образования и информационные технологии // Системные исследования. Методологические проблемы. — М., 2002. — С. 64−72.
- Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М., 1982.
- Барабанщиков А. В., Муцинов С. С. Педагогическая культура преподавателя высшей школы. М., 1985.
- Бароненко В. И. Теория и практика формирования обществоведческой культуры учащихся старших классов средних образовательных учреждений в учебном процессе (гуманитарный аспект): Дис.. д-ра пед. н. — М., 2003.
- Батракова И. С. Теоретические основы организации педагогического процесса в современной школе // Автореф.. д-ра. пед. н. СПб., 1995.
- Белкин А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. -Челябинск, 2004.
- Беллер Э. А. Социальный прогресс и культурное наследие. М., 1987.
- Белухин Д. А. Основы личностно ориентированной педагогики: В 2 ч. -М., 1996−1997.
- Берденникова Н. Г., Меденцев В. И., Панов Н. И. Организационное и методическое обеспечение учебного процесса в вузе: Учеб. пособие. — СПб., 2006.
- Бережнова Е. В., Краевский В. В. Методология педагогики: новый этап: Учебник. -М., 2006.
- Беркалиев Т.Н., Заир-Бек Е.С., Тряпицына А. П. Инновации и качество школьного образования: Научно-методическое пособие для педагогов инновационных школ. — СПб., 2007.
- Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
- Библер В. С. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в XXI век. — М., 1990.
- Биржаков М. Б. Введение в туризм. СПб., 2004.
- Боголюбова Е. В. Культура и общество. М., 1983.
- Бобрышов C.B. Методология историко-педагогического исследования развития педагогического знания: Автореф. дис. д-ра пед. н. СПб., 2007.
- Бондырева С. К. Субъект вуза и проблема субъектности в вузе // Субъект действия, взаимодействия, познания. (Психологические, философские, социокультурные аспекты). М.- Воронеж, 2001. — С. 111−118.
- Бордовская Н. В. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: теория и методология проектирования: Учебное пособие. СПб.: ООО «Книжный дом», 2007.
- Бордовская Н. В., Лошенков Л. В. Герменевтический подход и гуманитарное образование // Гуманитарные науки. Гуманитарное образование. Гуманитарное мышление. СПб., 2001.
- Бордовский Г. А. Управление качеством образовательного процесса: Монография. СПб., 2000.
- Борытко Н. М. Субъектность как ведущая идея гуманитаризации. — М., 2005.
- Быковская Е. Ф. Философско-педагогическая парадигма «русской школы» // Рукописный журнал общества ревнителей русской философии. — София.-№−2-3.-2001.
- Вединяпина В. А. Профессиональная культура учителя: Учеб. пособие для студентов вузов. М., 2003.
- Вербицкий А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. М., 1999.
- Власова Т. И. Состояние и проблемы повышения качества профессионального образования специалистов для туристской индустрии. — М., 2001.
- Власова Т. И., Шарухин А. П., Данилова М. М. Профессиональное и деловое общение в сфере туризма: Учеб. пособие. М., 2007.
- Волков С. А. Гуманизация образования на основе принципов «фундаментальности синергетичности — целостности» // http://interlibrary.narod.ru/GenCat/GenCat.Scient.Dep/GenCatPedagogics/130 000 002/130 000 002.htm.
- Волкова Е. Н. Субъектность педагога: теория и практика: Дис.. д-ра психол. наук. М., 1998.
- Воронцова В. Г. Постдипломное образование педагога: гуманитарно-аксиологический подход): Дис.. д-ра пед. н. СПб., 1997.
- Воронцова Т. В. Гуманитарно-педагогические основы интеграции непрерывного общего, профессионального образования и воспитания сельских учащихся: Дис.. д-ра пед. н. М., 1998.
- Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. СПб., 1996.
- Гаврилин А. В. К вопросу о гуманитарной парадигме педагогики // Педагогика в поисках идеала научности, целей и ценностей образования: Материалы Международной конференции памяти И. Я. Лернера 21−22 мая 2002. Владимир, 2002.
- Галямова А. Р. Гуманитарно-управленческая культура руководителей промышленных предприятий в трансформирующемся обществе: Дис.. к. социол. н. Уфа, 2003.
- Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. М., 1998.
- Гинецинский В. И. Антропогогика индивидуализации: Учебное пособие. СПб., 2005.
- Гладилин А. П. Профессиональная культура руководителя органа внутренних дел: социально-философский анализ: Автореф. дис.. д-ра филос. н. М., 2000.
- Глуханюк Л. С. Психологические основы развития педагога как субъекта профессионализации: Дис.. д-ра психол. наук. Екатеринбург, 2001.
- Голованова Н. Ф. Общая педагогика: Учеб. пособие. СПб., 2005.
- Головей Л. А. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и взрослости: Дис.. д-ра психол. н. СПб., 1996.
- Головина Е. С. Педагогическое содействие формированию профессиональной культуры будущих социальных педагогов в вузе: Автореферат дис.. к. пед. н. — Екатеринбург, 2005.
- Горовая В. И., Уляев С. И. Гуманитаризация образования и профессиональная культура специалиста. М., 2004.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: специальность 61 100 «Менеджмент организации». — М., 2000.
- Гуманитарное образование в Сибири. Проблемы и перспективы: Межрегиональная научно-практическая конференция (28−29 января 2000 года). Новосибирск, 2000.
- Давидович В. Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. Ростов н/Дону, 1979.
- Данилова М. М. Гуманитарный подход как принцип построения процесса развития профессиональной культуры будущих специалистов // Известия РГПУ. № 1. — 2008. — С.
- Данилова М. М. Гуманитарный подход как методологическая основа формирования у студентов вузов туристского профиля профессиональной культуры // Известия РГПУ. № 6. — 2007. — С. 87−97.
- Данилова М.М. Исследование эффективности формирования профессиональной культуры менеджеров хозяйствующих организаций туриндустрии // Проблемы современной экономики. № 1−2. — 2007. -С. 251−255.
- Данилова М. М. Педагогические стратегии формирования профессиональной культуры у студентов вузов туристского профиля: гуманитарный подход // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование.- № 1.- 2008. С. 112−118.
- Данилова М.М. Управление развитием профессиональной культуры менеджеров предприятий сферы туризма как педагогическая проблема // Вестник Санкт-Петербургского университета. № 3. — 2006. — С. 87−91.
- Данилова М.М. Концептуальный подход к обоснованию критериев оценки профессиональной культуры менеджеров предприятий туриндустрии // Вестник Национальной академии туризма. № 1. — 2006. — С. 24−27.
- Данилова М. М. Современная концепция управления развитием профессиональной культуры менеджеров предприятий туриндустрии // Проблемы современной экономики. № 3−4. — 2006. — С. 402−404.
- Данилова М.М. Теоретические основы и методика формирования профессиональной культуры менеджеров организаций сферы туризма: Монография. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 227 с.
- Данилова М. М., Шарухин А. П., Шарухина Т. Г. Профессиональная подготовка менеджеров хозяйствующих организаций сферы туризма: Монография. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005.
- Данилова М. М., Томашевская К. В., Шарухин А. П. Формирование экономического дискурса у студентов вузов туристского профиля: Монография. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006.
- Данильчук В. И. Современный мужской педагогический лицей: Теория и практика воспитания и обучения. — М., 2000.
- Данилюк А. Я. Теоретико-методологические основы проектирования интегральных гуманитарных образовательных пространств: Автореф. дис.. д-ра пед. н. Ростов н/Д., 2001.
- Долженко Г. П. Экскурсионное дело. М.- Ростов-н/Д., 2005.
- Ежеленко В.Б. Теория методов воспитания в педагогическом процессе: Автореф.. д-ра. пед. н. СПб., 1993. — 40 с.
- Жигалева О.Л. Формирование профессиональной культуры выпускника среднего специального учебного заведения: Автореф. дис.. к. пед. н. Брянск, 2006.
- Жуков А. А., Закорин Н. Д. Инновационная культура управленческой деятельности менеджеров предприятий сферы туризма. СПб., 2005.
- Жуковская 3. Д. Методологические основы технологии разработки и функционирования комплексной системы контроля качества подготовки специалистов в вузе: Дис. .д-ра пед. н. СПб., 1994.
- Заборская М. Г. Современная философия образования. СПб., 2004.
- Заир-Бек Е. С. Взаимосвязь видов деятельности в обучении как фактор формирования познавательных интересов школьников: Автореф.. канд. пед. наук. Л., 1983. — 20с.
- Зеер Э. Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. Екатеринбург, 2000.
- Зинченко В. П. Гуманитаризация образования // Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. Т. 1. — М., 1993. — С. 239 — 240.
- Злобин Н. С. Культура и общественный прогресс. М., 1985.
- Иваницкий А. Т. Педагогика профессионального саморазвития курсантов вузов МВД России: Монография. СПб., 1999.
- Иванов С. А. Развитие теории и практики непрерывного гуманитарно-эстетического образования: Дис.. д-ра пед. н. М., 2004.
- Игнатов В. Г. Профессиональная культура и профессионализм государственной службы: контекст истории и современность: Учеб. пособие для студентов вузов по специальности. Ростов н/Д., 2000.
- Ильин E.H. Путь к ученику. М., 1988.
- Ильина Т. А. Структурно-системный подход к организации обучения: ВЗт.-М., 1971.
- История педагогики и образования: Учеб. пособие / Под ред. А. И. Пискунова. М., 2004.
- Каган М. С. Философская теория ценностей. СПб., 1997.
- Калиновский Ю. И. Развитие социально-профессиональной мобильности андрагога в контексте социокультурной образовательной политики региона: Дис.. д-ра пед. н. СПб., 2001.
- Кардаш Е. ТО. Культура и ее назначение. Обнинск, 1995.
- Карпов В. В. Психолого-педагогические основы многоступенчатой профессиональной подготовки в вузе. СПб., 1992.
- Карякина Г. И. Формирование готовности будущих учителей к использованию гуманитарно-ориентированных технологий: Дис.. к. пед. н., Волгоград, 2003.
- Касьян А. А. Гуманитаризация образования: некоторые теоретические предпосылки // Педагогика. -1998. № 2. — С. 2−17.
- Квартальное В. А. Туризм: история и современность: Избр. произведения: В 4-х т. Т. 1У. Кн. седьмая: Система подготовки туристских кадров. -М., 2002.
- Качуровская Н. М. Формирование профессиональной культуры будущих специалистов-архитекторов в образовательном процессе вуза: Автореферат дис.. к. пед. н. Курск, 2005.
- Кирсанов А. А. Педагогические основы индивидуализации учебной деятельности учащихся: Дис— д-ра пед. наук. Казань, 1982.
- Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.
- Клименкова Т. А. Женщина как феномен культуры (взгляд из России). -М., 1997.
- Климов Е. А. Психология профессионала. М., 1996.
- Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988.
- Ковалев О. Г., Емельянов С. Н. Профессиональная культура сотрудника уголовно-исполнительной системы: психолого-педагогические вопросы и проблемы формирования. М., 2003.
- Козырев В.А. Теоретические основы развития гуманитарной образовательной среды педагогического университета: Монография. СПб., 1999.
- Козырев В.А., Радионова Н. Ф. Компетентностный подход в педагогическом образовании. — СПб., 2004.
- Комбаров В. С. Профессиональная культура как способ реализации личности: Автореф. дис.. к. филос. наук. Томск, 1985.
- Коменский Я-А. Великая дидактика. -М., 1988.
- Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1984.
- Коновалова JI. И. Метод эвристического обучения в системе профессиональной подготовки. — СПб., 2004.
- Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980.
- Конституция Российской Федерации. — М., 2006.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.12. 2001 г. № 1756-р.
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006−2010 годы: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3.09.2005. -№ 1340-р.
- Корнетов Г. Б. От первобытного воспитания к гуманистическому образованию. — Новосибирск, 2003.
- Костецкий В. В. Современные и исторические ориентиры гуманитаризации образования // Философия образования: Сб. науч. тр. Серия «Symposium», выпуск 23. СПб., 2002. — С. 462−466.
- Коханович Л. И. Гуманизация образования и создание комфортной гуманитарной среды в вузе. — М., 1994.
- Кохут X. Восстановление самости. М., 2002.
- Кошелева С. В. Психолого-педагогические основы интенсификации профессиональной подготовки в техническом вузе. Л., 1989.
- Кошелева С. В. Организационно-психологические детерминанты профессионального самосознания руководителей: Дис.. д-ра психол. наук. -СПб., 1997.
- Краевский В. В. Общие основы педагогики: Учеб. пособие. — М., 2006.
- Красильникова В. А. Технологии оценки качества обучения. М., 2003.
- Кузьмин И. П. ' Профессиональная культура преподавателей и мастеров производственного обучения: управление формированием и развитием. СПб., 1997.
- Кузьмина Н. В. Методы системного педагогического исследования. -М., 1980.
- Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М., 1990.
- Кузьмина Т. В. Педагогические условия гуманизации и гуманитаризации образования студентов педагогического вуза посредством изучения иностранного языка: Дис.. к. пед. н. — Иркутск, 2004.
- Куликова 3. А. Успешность решения учебных задач студентами при различных способах активизации их познавательной деятельности: Дис.. к. пед. н. JL, 1985.
- Кулюткин Ю. Н., Муштавинская И. В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. — СПб., 2002.
- Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М., 1971.
- Культура // Российская педагогическая энциклопедия. — М., 1993.
- Культурология: Учебник. СПб., 2002.
- Лебедев O.E. Теоретические основы педагогического целеполагания в системе образования: Автореф.. д-ра. пед. н. СПб., 1992. — 38 с.
- Левина М. М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособие. М., 2004.
- Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М., 1979.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1978.
- Леонтьев Д. А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностей регуляции деятельности // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1997. — № 1. — С. 20−27.
- Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 1999.
- Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.
- Лернер И. Я. Человеческий фактор и функции содержания образования // Советская педагогика. 1987. — № 11. — С. 27−32.
- Лихачев Б. Т. Педагогика. М., 2003.
- Личность. Внутренний мир и саморегуляция. Идеи, концепции, взгляды / Сост. Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. СПб., 1996.
- Лобанов А. А. Основы профессионально-педагогического общения: Учеб. пособие. М., 2003.
- Логинов Л.М., Рухлов Ю. В. История развития туристско-экскурсионного дела: Учебное пособие. М., 1989.
- Лотман Ю. М. К проблеме типологии культуры. Тарту, 1967.
- Лукьянченко И. М. Профессиональная подготовка молодежи в системе школа лицей — колледж — вуз гуманитарно-экономического профиля: Дис.. к. пед. н. — М., 2000.
- Лурия А. Р. Язык и сознание. М., 1979.
- Лысенко Ю. Н. Психологические основы повышения эффективности профессиональной деятельности: Дис. д-ра психол. наук. Самара, 2001.
- Мажарова Е. А. Развитие гуманитарной культуры учителя: Автореф.. к. пед. н. Оренбург, 2004.
- Макаренко А. С. Сочинения: В 8 т. М., 1958. — Т. 5.
- Мамардашвили M. Мой опыт нетипичен. СПб., 2000.
- Марищук В. JL, Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб., 2001.
- Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. М., 1985.
- Маркова А. К. Психология профессионализма. — М., 1986.
- Маркова Е.В. Мотивационно-волевые особенности личности как фактор успешности деятельности: Дис. .к. психол. н. Л., 1984.
- Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч.: изд. 2-е. Т.З. М., 1973.
- Маслова А. В., Широкова Г. В. Управление туристской фирмой: Учеб. пособие. СПб., 2003.
- Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М., 1996.
- Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
- Махмутов М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. -М., 1975.
- Машков В. Н. Введение в психологию человека: Учеб. пособие. -СПб., 2003.
- Машков В. Н. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента. СПб., 2005.
- Медведев В. П. Особенности влияния комплексного применения технических средств обучения на результативность учебно-познавательной деятельности: Дис.. к. пед. н. Л., 1979.
- Медынский В. Г. Инновационный менеджмент. М., 2002.
- Межуев В. М. Культура и история. М., 1977.
- Менеджмент туризма: Туризм как объект управления: Учебник. М., 2002.
- Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М., 1986.
- Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 2000.
- Мешков Н. И. Психолого-педагогические факторы академической успеваемости. Саранск, 1991.
- Миронов В. Б. Образование в истории человеческой цивилизации. -М., 1991.
- Михалевская Г. И. Профессионализм общения (учителю о коммуникативных умениях). СПб., 1993.
- Модернизация образования в России и профессиональная культура специалиста: проблемы взаимодействия: Материалы ежегод. межвуз. науч.-практ. конф., 25 апр. 2002 г. Ростов н/Д: РГПУ, 2002.
- Моисеева У. К. Стратегическое управление туристской фирмой. М., 2000.
- Моросанова В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М., 1998.
- Мясищев В. Н. Психология отношений / Под ред. А. А. Бодалева. -М.- Воронеж, 1995.
- Назаренко А.Ф. Логика в структуре педагогической деятельности // Современные проблемы и практическое применение логики как науки. -СПб., 1999.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 04.10 2000 г. -№ 751.
- Небылицын В. Д. Проблемы психологии индивидуальности: Избр. психол. труды. М.- Воронеж, 2000.
- Нечаев Н. Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. М., 1988.
- Никифоров Г. С. Надежность профессиональной деятельности. СПб., 1996.
- Новаторская педагогика и ее реализация в учебно-воспитательном процессе вуза с учетом государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования: Материалы межвуз. науч.-метод. конф. СПб., 1997.
- Новиков А. М. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие. М., 2004.
- О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования РФ от 11.02.02. № 393.
- Общая и профессиональная педагогика: Учеб. пособие / Авт.-сост.: Г. Д. Бухарова, JI. Н. Мазаева, М. В. Полякова. Екатеринбург, 2003.
- Овчинников В. Ф. Репродуктивная и продуктивная деятельность как фактор творческого развития человека. М., 1984.
- Олейников В. С. Теоретические основы нравственно-правового воспитания сотрудника органов внутренних дел России: Автореф. дис.. д-ра пед. н. — Л., 1993.
- Олейникова Н. О. Реформирование профессионального образования за рубежом. М., 2003.
- Орлова Э. А. Современная городская культура и человек. М., 1987.
- Пантилеев С. Р. Самоотношение // Психология самосознания: Хрестоматия. Самара, 2000. — С. 208−242.
- Патралов Б.С., Гейжан Н. Ф. Культура личности учащегося профессионального учебного заведения. СПб.: Изд-во РГПУ, 1996.
- Педагогика в поисках идеала научности, целей и ценностей образования: Материалы Международной конференции памяти И. Я. Лернера 21−22 мая 2002. Владимир, 2002.
- Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие / Под ред. В. А. Сластенина. М., 2004.
- Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М., 2000.
- Перлз Ф. Теория гештальттерапии. М., 2001.
- Петруиииа Т. А. Антропологические основания педагогики как методологическая проблема // Известия Уральского государственного университета: Проблемы образования, науки и культуры. Выпуск 14. — Екатеринбург, 2003.
- Писарева С.А. Образовательная среда профильного обучения. — СПб., 2005.
- Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. -М., 1981.
- Платонов К. К. Структура и развитие личности. М., 1986.
- Платонов Ю. П. Этническая психология. СПб., 2001.
- Полдолина M. JI. Как подготовить конкурентоспособного выпускника. М., 2002.
- Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. М., 1976.
- Попков В.А. Критическое мышление в контексте задач высшего профессионального образования. М., 2001.
- Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 2001.
- Профессиональная педагогика. М., 1999.
- Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. -М.- Воронеж, 1996.
- Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л. М. Митиной. М., 1998.
- Психология: Учебник / Под ред. А. А. Крылова. М., 2004.
- Радиопова Н.Ф. Педагогические основы взаимодействия педагогов и старших школьников в учебно-воспитательном процессе: Автореф. .д-ра пед. н.-Л., 1991.-35 с.
- Расчетина С.А. Взаимосвязь целей и методов воспитания в воспитательном процессе: Автореф.. докт. пед. наук. Л., 1988. — 34 с.
- Расстальной А. С. Гуманитарно-педагогическая модель колледжа как средства развития и саморазвития личности будущих педагогов: Дис.. к. пед. н. -Ростов н/Д., 1998.
- Реан А. А. Акмеология личности // Проблемы развития системы акмеологических наук / Под ред. Н. В. Кузьминой и А. М. Зимичева. СПб., 1996. — С. 118- 136.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
- Рубинштейн С. J1. Основы общей психологии. СПб., 2002.
- Русинова С. А. Гуманитарная парадигма как основа подготовки специалистов: Сб. науч. ст. / Под общ. ред. В. Г. Егоркина. Вып. 3. — СПб., 2006.-С. 32−37.
- Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л., 1990.
- Рыбин С. С. Формирование профессиональной культуры организаторов театрально-концертной деятельности: Автореф. дис.. к. пед. н. СПб., 2007.
- Рыбников В. Ю. Психологическое прогнозирование надежности деятельности специалистов экстемального профиля: Автореф. дис.. д-ра психол. н. СПб., 2000.
- Саихаева Р. Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности: Дис.. д-ра психол. наук. Новосибирск, 1997.
- Седова Н. В. Научно-практические основы овладения педагогической культурой в образовательном процессе средней школы: Автореф. дис.. д-ра пед. н. СПб., 1997.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
- Сериков В. В. Образование и личность. М., 1999.
- Сибирская М. П. Профессиональное обучение: педагогические технологии. М., 2002.
- Силкин H.H. Педагогика в правоохранительной системе. СПб., 2000.
- Системные механизмы мотивации / Под ред. К. В. Судакова. М., 1979.
- Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика: В 2 ч. М., 2002.
- Слепов В.Я. Принципы и методы обучения и воспитания советских военных моряков. — Петродворец, 1982.
- Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. -М., 1995.
- Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 1995.
- Смирнов И. П., Поляков В. А., Ткаченко Е. В. Новые принципы организации профессионального образования. М., 2004.
- Современные проблемы профессиональной и деловой культуры: Сб. ст. участников всерос. науч.-метод. конф. (22 мая 2001 г.) / Под ред. Л. В. Торопова. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2001.
- Соколов Э. В. Культура и личность. Л., 1972.
- Сочивко Д. В. Исследование индивидуальных стилей познавательной деятельности: Дис.. канд. психол. наук. Л., 1984.
- Сосунова Г. А. Формирование гуманитарной направленности личности учащихся 6−7 классов общеобразовательной школы в процессе приобщения к основам французской культуры: Дис.. к. пед. н. — М., 2001.
- Степанова Е. И. Психология взрослых основа акмеологии. — СПб., 1995.
- Субетто А. И. Квалитология образования (основания и синтез). — СПб.- М., 2000.
- Суворова Г. А. Психология деятельности: Учеб. пособие. М., 2003.
- Судаков К.В. Биологические мотивации. М., 1971.
- Суна У. Ф., Петров В. М. Социология эстетической культуры: проблемы методологии и методики. Рига, 1985.
- Суртаева Н. Н. Проектирование педагогических технологий в профессиональной подготовке учителя: Автореф.. д-ра. пед. н. — М., 1995. -40 с.
- Сухобская Г. С. Мотивационно-ценностные аспекты познавательной деятельности: Дис.. д-ра психол. н. СПб., 1992.
- Суходольский Г. В. Основы психологической теории деятельности. -Л., 1988.
- Сухомлинский В. А. О воспитании. М., 1982.
- Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.
- Тарасов А. Ф. Педагогическая культура: теоретико-методологические проблемы.- СПб., 1999.
- Телевная Л. П. Формирование у студентов вузов туристского профиля основ профессионального мастерства в ходе прохождения практик: Дис. к. пед. н. СПб., 2007.
- Терехова Т. А. Мотивационная детерминация познавательной деятельности личности: Дис.. д-ра психол. н. Новосибирск, 2000.
- Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. -М., 1953.
- Тряпицына А.П. Педагогические основы творческой учебно-познавательной деятельности школьников. Автореф.. дис. д-ра пед. н. — Л., 1991. -35 с.
- Тряпицына А. П. Педагогические основы проектирования образовательной системы нового вида. СПб., 1995.
- Тугаринов В. П. Теория ценности. Л., 1968.
- Туризм и гостиничное хозяйство. Учебник / Под ред. А. Д. Чудновского. М., 2003.
- Узнадзе Д. Н. Теория установки. М.- Воронеж, 1997.
- Усыскин Г. Очерки истории российского туризма. М.- СПб., 2000.
- Ушинский К. Д. Педагогическая поездка по Швейцарии // Ушинский К. Д. Собр. соч.: В 10 т. М., 1948. -Т. 3. — С. 87−254.
- Файнбург 3. И. Наука как системообразующий элемент культуры. -М., 1984.
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании»: Российская газета. 1992. — 31 июля.
- Федеральный закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»: Российская газета. 1996. — 29 августа.
- Философия культуры: становление и развитие / Под ред. М. С. Кагана, Ю. В. Петрова, В. В. Прозерского, Э. П. Юровского. СПб., 1995.
- Формирование деловой и профессиональной культуры преподавателей, школьников, студентов и специалистов: Сб. ст. участников 2-й Всерос. науч.-метод. конф. 23−24 апр. 2003 г. Мичуринск: Изд-во МичГАУ, 2003.
- Формирование учебной деятельности. М., 1982.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
- Фрейд 3. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993.
- Фромм Э. Психология человеческой деструктивности. М., 1994.
- Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1993.
- Хальзов В. И. Вопросы педагогики в деятельности офицера подразделения. СПб., 1993. — 182 с.
- Холодная М. А. Психология интеллекта. СПб., 1999.
- Хохряков Б. С. Профессиональная культура муниципального чиновника в условиях становления местного самоуправления в современной России: Автореф. дис.. к. социол. н. Екатеринбург, 2003.
- Чапцов А. Профессиональная культура МПП: мировоззрение и/или инструмент: Доклад на III Ежегодной конференции «Актуальные вопросы современного Project management». -М., 2006.
- Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век / Редкол.: И. Т. Фролов. М., 1995.
- Чернова Ю. К. Профессиональная культура и формирование ее составляющих в процессе обучения. Тольятти, 2000.
- Чернышев А. В. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов гостиничного комплекса. М., 2000.
- Чернявская А. П. Становление партнерской позиции педагога: Автореф.. д-ра пед. н. Ярославль, 2007.
- Черняев В. В. Проектирование и конструирование гуманитарно-ориентированного содержания образования по физической культуре в вузе: Дис.. д-ра пед. н. М., 2004.
- Чирикова А. Женщина менеджер в современном бизнесе: Тендерный калейдоскоп. — М., 2001.
- Чудновский А. Д., Жукова М. А., Сенин В. С. Управление индустрией туризма: Учеб. пособие. М., 2003.
- Шабанов Г. А. Педагогическое обеспечение качества образования в вузе: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 2006.
- Шадриков В. Д. Введение в психологию: мотивация поведения. М., 2003.
- Шалыгина И. В. Что такое гуманитаризация? На пути к гуманитарной педагогике. Владимир, 1998.
- Шамова Т. И., Давыденко Т. М. Управление образовательными системами: Учеб. пособие. М., 2003.
- Шаранов Ю.А. Психология деятельности служебного коллектива органов внутренних дел / Управленческо-развивающий подход: Монография.- СПб., 1988. 382 с.
- Шарден Пьер Тейяр. Феномен человека. М., 1987.
- Шарухин А. П. Психология менеджмента. СПб., 2005.
- Шарухина Т. Г. Управление развитием педагогического творчества преподавателей вузов МВД России: Дис.. д-ра пед. н. СПб., 2002.
- Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается. М.: Педагогика, 1989. -336 с.
- Шестаков А. Г. Методы психологического воздействия на подчиненных в органах внутренних дел РФ. СПб., 1994.
- Ширматова Г. В. Взаимодействие национальных культур и духовное формирование личности. Ташкент, 1987.
- Щербаков Р. Н. Социокультурные функции истории науки в процессе обучения // Педагогика. — 1992. № 1. — С. 67−73.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М., 1986.
- Эйхельберг Е. А. Профессиональная культура инженера в современном обществе: Автореф. дис.. к. филос. Н. Томск, 1989.
- Экскурсоведение: Учебное пособие / Авт.-сост. А. С. Скобельцына.- СПб., 2007.
- Эрганова Н. Е. Основы методики профессионального обучения: Учеб. пособие. Екатеринбург, 1999.
- Юнг К. Г. Психология бессознательного. М., 1994.
- Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования в современной школе. — М., 2000.
- Яковенко И. Г., Пелипенко А. А. Культура как система. М., 1998.
- Якокка JL Карьера менеджера. -М., 1991.
- Якунин В. А., Платонова Н. М. Педагогика: Теория обучения. Л., 1993.
- Якунин В. А., Дмитренко Н. А. Дидактическая и социально-психологическая эффективность групповой формы обучения // Психологическое обеспечение социального развития человека. Л., 1989. -С. 212−224.
- Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб., 1998.
- Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М., 1999.
- Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования. М.: Высшая школа, 1986.
- Allan Afuah. Innovation management: strategies, implementation and profits. Oxford University Press, 1998.
- Allport G. Personality and Social Encounter. Selected Essays. Boston, 1960.
- Applied Behavioural Economics: Based on the International Conference of Economics and Psychology/ Ed. by S. Maital. Wheatsheat, 1988.
- Bandura A. Social Foundations of Thought and Action: A Social Cognitive Theory. Englewood Cliffs, 1986.
- Belly M. N., Chalcrabarti A. K. Innovation and the Productivity Crisis. Washington, 1988.
- Benjamin L. S. Structural Analyses of Social Behaviour // Psychol. Rev. 1974.-Vol. 81.-P. 51−68.
- Brislin R.-W. Intercultural Communication Training // Handbook of International and Intercultural Training. New York, 1989.
- Byers P. Organizational Communication. Theory and Behavior. Boston, 1997.
- Cantwell J. Technological Innovation and Multinational Corporations. Oxford- Cambridge, 1989. ъ
- De Vries, R. Kohlberg. Constructivist early education: Overview and comparison with other programs. Washington: National Association for the Education of Young Children, 1990.
- Deci E., Ryan R. A Motivational Approach to Self: Integration in Personality // Perspectives on Motivation / Ed. by R. Dienstbier. Lincoln, 1991.-Vol. 38.- P. 237−288.
- Dweck C. Motivational Processes Affecting Learning // American Psychologist. 1987. — Vol. 10. P. 1040−1048.
- Fischer Hugo. Theorie der Kultur. Stuttgart, 1965.
- Frankl V. Man’s Search for Meaning. An Introduction to Logotherapy. -Boston, 1962.
- Greening T. (ed.). Articles on humanistic education, S. F., 1986.
- Harre R. Personal Being: A Theory for Individual Psychology. Oxford, 1983.
- Kotter J. Corporate Culture and Preformance. New York, 1992.
- Maslow A. Self-Actualizing and Beyond // Challenges of Humanistic Psychology. New York, 1967.
- May R. Psychology and the Human Dilemma. Princeton, 1967.
- Mead G. H. Mind, Self and Society. Chicago, 1975.
- Robbins S. Organization Theory. Structure, Design and Applications: Third Edition. Englewood Cliffs, 1990.
- Rogers C. R. A Theory of Therapy, Personality and Interpersonal Relationships, as Developed in Client-Centered Framework// Psychology: A Study of a Science. Vol. 3. — New York, 1959. — P. 184−256.
- Rosen B. Women, Work and Achivement: The Endless Revolution. -Basingstoke, 1989.
- Patterson C. H. Humanistic education. Englewood Cliffs (N. J.), 1973.
- Sherman J. Achievement-Related Fears: Gender Roles and Individual Dynamics // Women and Therapy. New York, 1987. — Vol. 6. — P. 97−105
- Vorwerg M. Sozialpsychologisches Verhaltens Training. Berlin, 1980.
- Walton R. E., MkKersis R. B. A Behavior Theory of Labor Negotiations. New York, 1965.
- Словари и справочные издания:
- Большая советская энциклопедия. В 30 т. М., 1972. Т. 24.
- Горский Д. П. Ивин А. А., Никифоров A. JI. Краткий словарь по логике. -М., 1994.
- Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. I-IY. -М., 1955.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1983.
- Психология. Полный энциклопедический справочник / Сост. и общ. ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. — СПб., 2007.
- Психология: Словарь / Под ред. A.B. Петровского, М. Б. Ярошевского. М., 1990.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т.: Т. 1 — М., 1993.
- Словарь иностранных слов. — М., 1984.
- Советский энциклопедический словарь. М., 1989.
- Этимологический словарь русского языка. Ростов н/Д., 2007.
- Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
- ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ГУМАНИТАРНОГО ПОДХОДА К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗОВп/п Содержание принимаемых мер Исполнители1 2 3
- Формирование у преподавателей устойчивых мотивов к осуществлению педагогической деятельности с позиций гуманитарного подхода
- Задача: Опираясь на психологические механизмы формирования и развития мотивации, системой педагогических воздействий вызвать у преподавателей стремление подходить к решению учебно-воспитательных задач с позиций гуманитарного подхода
- В ходе проведения индивидуальной и осуществления коллективных форм работы разъяснять преподавателям важность и необходимость осуществления учебно-воспитательной деятельности с позиций гуманитарного подхода. Руководители вуза, кафедр
- Привлекать преподавателей к обсуждению и разработке квалификационной характеристики на выпускников вуза, учебных программ и тематических планов.
- Планировать и осуществлять заслушивания преподавательского состава на заседаниях кафедры и ПМК по вопросам реализации гуманитарного подхода в учебно-воспитательном процессе
- Систематически подводить итоги с преподавательским составом, на которых доводить персональную оценку вклада каждого в совершенствование учебно-воспитательногопроцесса с позиций гуманитарного подхода
- Организовать пропаганду опыта лучших преподавателей кафедры, мастеров педагогического труда, решающих задачи учебно-воспитательного процесса с позиций гуманитарного подхода1. Руководители кафедр
- Заведующие кафедрами, преде. ПМК, проф., доц., ст. препод.
- Руководители вуза и кафедр
- Руководители вуза и кафедр
- Руководители вуза, кафедр, председатели ПМК10
- Задача: Обеспечить высокий уровень подготовки преподавателей к педагогической деятельности, построенной на основе требований гуманитарного подхода.
- Руководители вуза, ученый совет вуза1. Руководители кафедр,
- Ректор, проректор по уч. раб.
- Руководители вуза и кафедр
- Разработать систему непрерывнойпрофессионально-педагогической подготовкипреподавателей, в основу содержания которой положить требования гуманитарного подхода.
- Руководители вуза и кафедр1 2 о э
- Процесс подготовки преподавательского состава кафедр строить на основе применения активных форм и методов обучения: дискуссий- ролевых игр- обсуждения практических ситуаций и др. Руководители вуза и кафедр
- Активно использовать для обучения преподавателей методике решения учебно-воспитательных задач с позиций гуманитарного подхода показные и открытые занятия Руководители кафедр
- Организовать в вузе постоянно действующий семинар по обмену опытом деятельности преподавателей по реализации требований гуманитарного подхода Руководители вуза
- Организовать встречи с преподавательским составом родственных кафедр других вузов с целью изучения передового опыта реализации требований гуманитарного подхода Руководители кафедр
- Разработать тематику занятий с преподавателями по проблеме организации образовательного процесса с позиций гуманитарного подхода Учебный отдел
- Организовать систематический контроль за профессиональным ростом преподавателей Руководители кафедр
- Разработать систему индивидуально-педагогических заданий преподавателям, определить конкретные рубежи в овладении методикой эффективной учебно-воспитательной деятельности на основе требований гуманитарного подхода Руководители кафедр
- I. Совершенствование управления процессом реализации гуманитарного подхода в подготовке студентов вузов
- Задача: Добиться эффективной управленческой деятельности руководства вуза и кафедр
- Проанализировать систему управления процессом профессионального развития преподавателей Руководители вузов и кафедр
- Оказать методическую помощь заведующим кафедрами в вопросе управления педагогической деятельностью преподавательского состава Руководители вузов
- Организовать систематический контроль за процессом и результатами управленческой деятельности заведующих кафедрами Руководители вузов, уч. отдел
- Упорядочить систему материального и морального стимулирования заведующих кафедрами Руководители вузов
- Своевременно вносить коррективы в процесс управления развитием педагогического мастерства преподавателей Руководители вузов1. Оптимизация условий деятельности преподавателей
- Задача: Создать наиболее благоприятные условия для профессионального развития преподавателей.
- Предоставить возможность каждому преподавателю в свободное от занятий, общевузовских и кафедральных мероприятий время работать по самостоятельному плану Руководство вуза и кафедры
- На базе учебно-методических советов создать банк передового опыта решения педагогических задач с позиций гуманитарного подхода к организации образовательного процесса Руководство кафедр
- Обеспечить кафедры современными ТСО, материальными средствами для разработки дидактических материалов Руководство кафедр
- Создать необходимые бытовые условия для педагогической деятельности преподавательского состава Руководство вуза, кафедр
- МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ (Занятие вдвоем)1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Центральным звеном в реализации настоящей методики является решение задачи качественной подготовки студента к выполнению обязанностей преподавателя.1. ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ ФУНКЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
- Процесс подготовки студентов к выполнению роли преподавателя по конкретной теме занятия включает несколько этапов.
- Содержание этапа предварительной подготовки.
- Этап предварительной подготовки начинается за 3−4 недели до проведения занятия. В учебной группе назначаются 2−4 человека, которые будут вести занятие. Начинается предварительная подготовка с постановки задач и инструктирования назначенных студентов.
- Не позднее, чем за 2−3 дня до начала занятия студенты должны быть готовы к нему. Они должны представить преподавателю план проведения занятия и необходимые методические и дидактические материалы к нему.
- Кроме того, в плане проведения занятия должна быть отражена подробная методика проведения занятия.
- Содержание этапа непосредственной подготовки.
- I. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ.
- Занятие начинается с того, что после приветствия преподаватель передает в присутствии аудитории полномочия на проведение занятия (его части) специально подготовленным студентам (ассистентам), которые начинают вести занятие.
- Преподаватель при этом анализирует и оценивает: — степень достижения поставленных учебно-воспитательных целей-- методику проведения занятия-- соблюдение студентами дисциплины и порядка-
- Разбор действий ассистента и качества отработки изучаемого материала следует провести или непосредственно после окончания им выполнения своих обязанностей, или в конце занятия, при подведении итогов в целом.
- При проведении разбора действий ассистента следует предоставить слово сначала учебной группе, а затем выступить преподавателю.
- Оценка ассистента, а также характерные положительные и отрицательные моменты в ходе подготовки и проведения занятия доводятся до сведения заведующего кафедрой и при необходимости до руководства деканата.
- Методы и приемы актуализации позитивных мотивов поведения применяются с целью развития стремления у будущего специалиста вести себя в соответствии с установленными нормами поведения и стать лучше, более совершенней.
- Требование может проявляться в различных формах.
- Среди поощрений следует выделять: моральные поощрения, материальные поощрения и поощрения, сочетающие в себе обе стороны.
- К материальным поощрениям относятся: награждение подарками, премиями, денежные вознаграждения (выдача материальной помощи, предоставление льготных кредитов, оплата транспортных, медицинских и других расходов и т. п.).
- К поощрениям, включающим в себя обе стороны относятся, прежде всего: награждение государственными наградами, присвоение государственных почетных званий и др.
- В повседневной жизни и деятельности особое значение имеют поощрение одобрение, поощрение — похвала, поощрение — доверием.
- В частности поощрение одобрение выражается в одобрительном отношении к поведению будущего специалиста, которое может быть выражено в реплике, взгляде, позе, улыбке, тоне и др.
- Поощрение похвала — это одобрительное отношение к поведению будущего специалиста, выраженное в развернутой словесной форме с анализом и оценкой его действий.
- Смысл метода организации успеха состоит в том, чтобы помочь обучающемуся добиться такого успеха, который бы пробудил у него веру в свои силы, вызвал воодушевление и порыв к осуществлению аналогичных действий.
- Важную роль в методической системе воспитания играют методы и приемы торможения негативных мотивов и привычек поведения.
- Для повышения эффективности предупреждение подкрепляется соответствующим тоном, мимикой, позой, выражением глаз.
- Наиболее опытные в педагогическом отношении преподаватели используют все многообразие способов наказания. Правила применения некоторых наиболее часто употребляемых приемов сводится к следующему.
- Значительный воспитательный потенциал заложен и в наказании посредством морального порицания, осуждения (выражение сожаления, ирония, критика, выговор).
- Выговоры и предупреждения применяются за серьезные недостатки в поведении, когда другие меры воздействия успеха не возымели.
- Контроль является действенным средством влияния на поведение обучающихся и требует своей тщательной организации.
- ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ
- Данный способ применяется в ходе педагогического общения с обучающимися, осуществляемого в форме проведения индивидуальной или групповой беседы, дискуссии, рассказа, лекции, доклада, консультирования и Др.
- Убеждение личным примером является одним из основных методоввоспитательного воздействия на обучающихся, обеспечивающим необходимый авторитет организаторам воспитательного процесса и силу вербального влияния на студентов.
- Убеждение посредством использования средств массовой информацииотносится к методам воспитательного влияния, обеспечивающим формирование мировоззрения у обучающихся и выработку у них необходимых взглядов, убеждений, идеалов и установок.
- Убеждение при помощи использования средств наглядной агитации обеспечивает фиксацию определенных установок в сознании обучающихся.
- МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕДАЦИИ преподавателям по воспитанию студентов в процессе проведения занятий на основе требований гуманитарного подхода
- Полная реализация воспитательного потенциала занятий по учебному предмету возможна в том случае, если каждый преподаватель будет стремиться в максимальной степени творчески и ответственно подходить к решению стоящих перед ним педагогических задач.
- Соблюдение данных рекомендаций является той основой, на которой должны проявиться в полном объеме творчество преподавателя при реализации гуманитарного подхода к организации образовательного процесса.
- УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА подготовки преподавателей к реализации гуманитарного подхода в ходе организации образовательного процесса1. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА
- I. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО РАЗДЕЛАМ, ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
- Номер, наименование разделов и Всего час. Занятия с преподавателем Время сам. тем уч. зан. Лекции Семинары Прак. зан. работы
- Раздел I. Введение в профессию преподавателя вуза
- Тема 1. История подготовки кадров для сферы туризма 2 2 1
- Тема 2. Современная модель учебно-воспитательного процесса 2 2 1
- Тема 3. Характеристика деятельности преподавателя с позиций гуманитарного подхода 2 2 1
- Раздел II. Студент и студенческий коллектив как объекты психологического анализа и педагогической деятельности преподавателя
- Тема 8. Личность студента вуза: проблемы формирования и развития 2 2 • 1
- Тема 9. Индивидуальные и социально-психологические особенности студентов вузов 4 4 2
- Тема 10. Психологические основы познавательной деятельности студента вуза с позиции гуманитарного подхода 2 2 1
- Тема 11. Социально-психологическая характеристика студенческого коллектива 2 2 1
- Тема 12. Содержание и особенности деятельности преподавателя по управлению социально-психологическими явлениями в студенческом коллективе 2 2 1
- Тема 13. Изучение и учет психологии студенческих коллективов в педагогической деятельности преподавателя 2 2 11. ИТОГО 14 6 6 2 7
- Раздел III. Дидактика высшей школы
- Тема 14. Характеристика образовательного процесса в вузе с позиций гуманитарного подхода 2 2 1
- Тема 15. Основные педагогические теории обучения и их реализация в учебно-восптательном процессе с позиций гуманитарного подхода 2 2 1
- Тема 16. Педагогическая характеристика основных видов учебных занятий в вузе с позиций гуманитарного подхода 4 4 2
- Тема 17. Современные методы обучения студентов вузов с позиций гуманитарного подхода 4 2 2 2
- Тема 18. Методика подготовки и проведения лекции, семинара и практического занятия с позиций гуманитарного подхода 4 4 2
- Тема 19 Методика подготовки и проведения ИКС с позиций гуманитарного подхода 2 2 1
- Тема 20. Методика подготовки и проведения зачетов и экзаменов с позиций гуманитарного подхода 2 2 11. ИТОГО 20 6 14 10
- Раздел 1У. Воспитательная деятельность преподавателя вуза Тема 21. Сущность, содержание и организация воспитания студен-нтов вузов Тема 22. Воспитание студентов в процессе учебных занятий 2 2 2 2 1 1
- Тема 23 Содержание и особенности воспитательной работы преподавателя во внеучебное время Тема 24. Актуальные проблемы содержания, методики и организации воспитания студентов вуза с позиций гуманитарного подхода 2 2 2 2 1 11. ИТОГО 8 2 6 4
- Раздел У. Новаторская педагогика и ее реализация в деятельности преподавателя вуза с позиций гуманитарного подхода
- Тема 25. Передовой педагогический опыт: сущность, структура и критерии оценки 2 2 1
- Тема 26. Инновации в высшей профессиональной школе 2 2 1
- Тема 27 Современная высшая профессиональная школа: опыт и пути совершенствования 2 2 11. ИТОГО 6 6 31. ЗАЧЕТ 4
- ВСЕГО ПО ДИСЦИПЛИНЕ 66 28 32 4 311. СОДЕРЖАНИЕ
- РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ1. ВУЗА
- Тема 1. История подготовки кадров для сферы туризма
- Этапы становления и развития высшей профессиональной школы сферы туризма. Характеристика ведущих тенденций в развитии системы подготовки кадров для сферы туризма. Создание системы непрерывного образования.
- Тема 2. Современная модель учебно-воспитательного процессав вузе
- Тема 3. Характеристика деятельности преподавателя вуза с позиций гуманитарного подхода
- Содержание деятельности преподавателя вуза. Учебная работа преподавателя. Содержание методической работы. Научно-исследовательскаядеятельность преподавательского состава. Воспитательная работа преподавателя со студентами.
- Универсальность педагогической профессии. Особенности педагогической деятельности преподавателей различных кафедр вуза с позиций гуманитарного подхода. Творчество педагога.
- Тема 4. Педагогическая культура преподавателя вуза
- Сущность и содержание педагогической культуры преподавателя вуза. Требования к личности и деятельности преподавателя в современных условиях. Компоненты педагогической культуры преподавателя. Стиль педагогической деятельности преподавателя.
- Тема 5. Документы, регламентирующие деятельность преподавателя вуза
- Учебные планы и программы. Тематические учебные планы. Индивидуальный план работы преподавателя на год. План работы кафедры. Расписание занятий. План проведения занятия.
- Тема 6. Научные основы организации педагогического трудапреподавателя
- Основные требования к НОТ преподавателя. Режим труда и отдыха. Правила оборудования рабочего места. Эстетические, психологические и санитарно-гигиенические условия педагогической деятельности.
- Планирование учебной, методической и научно-исследовательской работы преподавателя. Нормы учебной нагрузки. Расчет методической, научно-исследовательской работы. Методика составления индивидуального плана работы преподавателя на учебный год.
- Тема 7. Актуальные проблемы педагогической деятельности преподавателя вуза с позиций гуманитарного подхода
- Повышение качества преподавания учебных дисциплин. Совершенствование содержания и методики преподавания учебных предметов. Активизация самостоятельной познавательной деятельности студентов. Творчество преподавателя в решении учебно-воспитательных задач.
- Усиление методологической, психолого-педагогической и специальной подготовки преподавательского состава. Самообразование и самовоспитание преподавателя.
- Совершенствование управления педагогической деятельностью преподавателей: проблемы и пути их решения.
- РАЗДЕЛ II. СТУДЕНТ И СТУДЕНЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ КАК ОБЪЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
- Тема 8. Личность студента: проблемы формирования и развития
- Понятия «личность студента», «студент как субъект образовательной деятельности» и их психологическая структура. Взаимосвязь и различия психологических характеристик студента как личности и как субъекта образовательной деятельности.
- Тема 9. Индивидуальные и социально-психологические особенностистудентов вузов
- Тема 10. Психолого-педагогические основы познавательнойдеятельности студента с позиций гуманитарного подхода
- Понятие «познавательная деятельность». Психологическая структура познавательной деятельности студента. Активизация познавательной деятельности студентов: сущность и характеристика основных методов
- Тема 11. Социально-психологическая характеристика студенческого коллектива
- Понятие «студенческий коллектив». Психологическая структура студенческого коллектива. Групповая динамика психологических явлений и ее изменение в процессе развития студенческого коллектива.
- Тема 12. Содержание и особенности деятельности преподавателя по управлению социально-психологическими явлениями в студенческом коллективе
- Тема 13. Изучение и учет психологии студенческих коллективов в педагогической деятельности преподавателя
- Программа изучения студенческого коллектива. Методика изучения студенческого коллектива. Определение уровня развития студенческого коллектива.
- РАЗДЕЛ III. ДИДАКТИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
- Тема 14. Характеристика образовательного процесса в вузе с позиций гуманитарного подхода
- Функции обучения. Закономерности и принципы обучения. Реализация основных требований дидактических принципов при обучении студентов.
- Тема 15. Основные педагогические теории обучения и их реализации в преподавании учебных предметов с позиций гуманитарногоподхода
- Теория поэтапного формирования умственных действий. Идея интериоризации. Виды и формы ориентировочной основы деятельности. Этапы обучения. Возможности использования теории поэтапного формирования умственных действий для обучения студентов.
- Тема 16. Педагогическая характеристика основных видов учебных занятий с позиций гуманитарного подхода
- Общая характеристика основных видов учебных занятий: лекций, семинаров, практичеких занятий, групповых занятий, контрольных работ, самостоятельной подготовки студентов. Характеристика форм контроля обученностн студентов.
- Содержание и особенности деятельности преподавателя при подготовке и проведении различных видов учебных занятий. Специфика создания учебных заданий и реализация учебных задач. Особенности учебного взаимодействия, консультационной работы преподавателя.
- Тема 17. Современные методы обучения студентов в учебных заведениях высшего профессионального образования с позиций гуманитарногоподхода
- Педагогическая характеристика традиционных методов обучения: устного изложения, обсуждения изучаемого материала, демонстрации, упражнения, самостоятельной работы, взаимообучения и др.
- Приемы, средства и правила реализации методов обучения в вузе.
- Активные методы обучения в вузе: проблемный метод- исследовательский метод- игровой метод и др. Рекомендации начинающим преподавателям по овладению современными методами обучения студентов.
- Тема 18. Методика подготовки и проведения лекции, семинара и практического занятия с позиций гуманитарного подхода
- Цели, задачи, структура и содержание семинара. Виды семинаров и их педагогическая характеристика. Активизация деятельности студентов в ходе семинара. Организация контроля работы студентов на семинаре.
- Цели, задачи, структура и содержание практического занятия. Формы и методы проведения практических занятий. Специфика подготовки преподавателя и студентов к практическому занятию.
- Тема 19. Методика подготовки и проведения индивидуального контрольного собеседования с позиций гуманитарного подхода
- Педагогическая характеристика ИКС. Особенности целей, задач логики построения ИКС. Организация подготовки студентов и преподавателя к ИКС. Виды и содержание учебных занятий на ИКС.
- Методика проведения ИКС. Творческий замысел преподавателя. Использование проблемных и игровых ситуаций в ИКС. Развитие мышленияи углубление знаний студентов в ходе ИКС. Содержание и методика подведения итогов ИКС.
- Тема 20. Методика подготовки и проведения зачетов и экзаменов с позиций гуманитарного подхода
- РАЗДЕЛ IV. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА
- Тема 21. Сущность, содержание и организация воспитания студентоввысших учебных заведений
- Система принципов воспитания студентов высших учебных заведений. Условия и пути реализации требований принципов воспитания. Культура воспитательной деятельности преподавателя высшего учебного заведения.
- Тема 22. Воспитание студентов в процессе учебных занятий
- Учебные занятия как средство воспитания студентов. Воспитательный потенциал учебных занятий: практического занятия, ИКС, контрольной работы, консультации, самостоятельной работы студента.
- Тема 23. Содержание и особенности воспитательной работы преподавателя во внеучебное время
- Тема 24. Актуальные проблемы содержания, методики и организациивоспитания студентов вузов
- РАЗДЕЛ V. НОВАТОРСКАЯ ПЕДАГОГИКА И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА
- Тема 25. Передовой педагогический опыт: сущность, структура икритерии оценки
- Система средств и приемов, используемых в новаторской педагогике для обучения и воспитания студентов.
- Тема 26. Инновации в высшей школе
- Характеристика педагогических инноваций в высших учебных заведениях. Содержание и критерии оценки педагогических инноваций: функционального игропроцесса, информационных и рефлексивных технологий обучения, индивидуализированного обучения и др.
- Тема 27. Современная высшая школа: опыт и пути совершенствования
- Какое содержание Вы вкладываете в понятие «педагогическое творчество преподавателя высшего учебного заведения»?
- Как педагогическое творчество соотносится с гуманитаризацией образовательного процесса?
- Какими отличительными чертами Вы можете охарактеризовать педагогическое творчество преподавателей вашего вуза (вашей кафедры, вашего ПМК)?
- Над решением каких вопросов работают сейчас Ваши преподаватели?
- Согласны ли Вы с тем, что критериями педагогического творчества преподавателей являются: новизна, значимость, диапазон и устойчивость находок в учебно-воспитательном процессе?
- Какой процент преподавателей Вы можете отнести к числу тех, кто отличается высоким, средним, низким и неудовлетворительным уровнем творчества в ходе реализации идей гуманитарного подхода к подготовке специалистов?
- Какие факторы оказывают наибольшее влияние на развитие педагогического творчества преподавателей вузов?
- Какие причины тормозят развитие педагогического творчества преподавателей вузов?
- Что необходимо сделать для развития педагогического творчества преподавателей вузов?
- Какие меры необходимо предпринять для развития мотивации преподавателей?
- Что необходимо сделать для повышения профессионально-педагогической подготовленности преподавателей?
- Что необходимо сделать для совершенствования управления развитием педагогического творчества преподавателей вузов?
- В чем должна состоять оптимизация условий для развития творческого потенциала преподавателей вузов и его проявления в учебно-воспитательном процессе?
- Какие этапы проходят преподаватели, прежде чем достигнут наивысшей степени творческой зрелости?
- На чем бы прежде всего Вы сосредоточили свои усилия в решении вопроса развития педагогического творчества преподавателей вузов?
- Какими чертами должны характеризоваться взаимоотношения между преподавателем и студентами ?
- С какими трудностями приходится сталкиваться преподавателям в процессе осуществления педагогической деятельности?
- В какой степени преподаватели знакомы с передовым педагогическим опытом?1. ВОПРОСЫдля проведения бесед с профессорско-преподавательскимсоставом вузов
- Какое содержание Вы вкладываете в понятие «педагогическое творчество преподавателя высшего учебного заведения»?
- Как педагогическое творчество соотносится с гуманитаризацией образовательного процесса?
- Какими отличительными чертами Вы можете охарактеризовать педагогическое творчество преподавателя вуза?
- Над решением каких вопросов Вы сейчас работаете?
- Согласны ли Вы с тем, что критериями педагогического творчества преподавателей являются: новизна, значимость, диапазон и устойчивость находок в учебно-воспитательном процессе?
- Какие факторы оказывают наибольшее влияние на развитие педагогического творчества преподавателей вузов?
- Какие причины тормозят развитие педагогического творчества преподавателей вузов?
- Что необходимо сделать для развития педагогического творчества преподавателей вузов?
- Какие меры необходимо предпринять для развития мотивации преподавателей?
- Что необходимо сделать для повышения профессионально-педагогической подготовленности преподавателей?11 .Что необходимо сделать для совершенствования управления развитием педагогического творчества преподавателей вузов?
- В чем должна состоять оптимизация условий для развития творческого потенциала преподавателей вузов и его проявления в учебно-воспитательном процессе?
- Какие этапы проходят преподаватели, прежде чем достигнут наивысшей степени творческой зрелости?
- На каком этапе находитесь сейчас Вы?
- На чем бы прежде всего Вы сосредоточили свои усилия в решении вопроса развития педагогического творчества преподавателей вузов?
- Считаете ли Вы, что успешно обучить за отведенное время можно любого студента?
- Как должен строиться учебный процесс, чтобы обучить успешно каждого студента?
- Какими чертами должны характеризоваться взаимоотношения между преподавателем и студентами?
- С какими трудностями Вам приходится сталкиваться в процессе осуществления педагогической деятельности?
- Как часто Вы знакомитесь с передовым педагогическим опытом? Как осуществляется этот процесс?1. ВОПРОСЫдля студентов
- Нужно ли специалисту разбираться в гуманитарных проблемах?
- Хотели бы Вы хорошо разбираться в гуманитарных проблемах?
- Можно ли за время обучения в вузе научиться хорошо разбираться в гуманитарных проблемах?
- Какое место должны занимать гуманитарные дисциплины среди других учебных дисциплин?
- Проявляете ли Вы достаточное стремление и упорство в овладении учебными предметами?
- Хватает ли Вам времени на самоподготовке для выполнения заданий?
- С какими трудностями Вам приходится сталкиваться при изучении учебных предметов?
- Удовлетворены ли Вы методикой проведения занятий?
- Что Вам нравится больше всего на занятиях?
- Что бы Вы хотели изменить в организации занятий?11 .Какими, на Ваш взгляд, чертами должны характеризоваться взаимоотношения между преподавателем и стентами?