Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Изучение и развитие произвольного внимания у младших школьников с задержкой психического развития

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При анализе результатов необходимо установить причины, обусловившие данные результаты. Среди них важное значение имеет установка, готовность испытуемого выполнять инструкцию и обрабатывать фигуры расставляя в них знаки как можно скорее, или же его ориентации на безошибочность заполнения теста. В ряде случаев показатель концентрации внимания может быть ниже возможного из-за слишком большого… Читать ещё >

Изучение и развитие произвольного внимания у младших школьников с задержкой психического развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Диагностика внимания у детей младшего школьного возраста

В силу особенностей своей работы учитель может на каждом уроке и в разнообразных естественных ситуациях наблюдать за поведением детей, характером их учебной и внеучебной деятельности.

В результате этих наблюдений педагог имеет возможность получить достаточно полное, целостное представление о внимании школьников.

Наряду с методом наблюдения учитель может использовать и ряд других методик диагностики различных свойств внимания учащихся: устойчивость, избирательность, распределение, переключение.

Рассмотрим несколько методик диагностики внимания младших школьников.

1. Методика «Обнаружение ошибок в письме».

Эта работа аналогична той, которую дети проводят при проверке своих сочинений и диктантов. Обнаружение ошибок не связано со знанием правил, так как сущность ошибок в искажении смысла слов и предложений.

Цель методики — установить уровень устойчивости внимания учащихся.

Ход методики: Детям было предложено исправить ошибки в специально подготовленном тексте: «На Крайнем Юге нашей страны не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросло много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вют гнезда на деревьях. На повогодней елке висело много игрушек. Грачи для птенцов червей на пашне. Охотник вечером с охоты. В тетрати Раи хорошие отлетки. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади. В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня».

Всего в тексте 14 ошибок, искажающих как смысл предложения, так и отдельных слов: подмена слова в предложении — 2 ошибки, пропуск слова в предложении — 3 ошибки, пропуск букв — 3 ошибки, подмена букв:

  • а) обозначающих похожие звуки — 3 ошибки;
  • б) близких по написанию — 2 ошибки, слитное написание прилагательного с предлогом — 1 ошибка.

Обработка: подсчитать количество допущенных ошибок, допущенных ребенком.

Интерпретация результатов: не исправлено 0 — 2 ошибки высший уровень внимания; 3 — 4 ошибки средний; не увидено 5 и более ошибок-низкий.

2. Тест Бурдона в модификации П. А. Рудника.

Цель методики: измерение количественных характеристик внимания: (концентрации, точности и продуктивности), а также динамики этих характеристик в процессе кратковременной работы.

Оборудование: бланк теста Бурдона (Приложение 1, приложение 2, приложение 3).

Изучение и развитие произвольного внимания у младших школьников с задержкой психического развития.

Инструкция: По команде «начали» вы начинаете искать и вычеркивать в каждой строке этого листа буквы: А, М, К, З. Работать нужно внимательно и как можно быстрее. Вначале будет минута упражнения. Затем основная работа в течение каждой минуты в ответ на мою команду «Черта!» вы будите ставить черту в том месте, где сейчас работаете. Выполнение задания прекращается по команде «Закончили работу».

Обработка и анализ результатов:

  • 1) Вычисление коэффициента концентрации внимания производится по формуле: К= (n1-n2-n3)/n * 100%, где n1 — общее количество правильно зачеркнутых букв; n2 — количество пропусков букв А, М, К, З; n3 — количество ошибочно зачеркнутых букв; n — общее количество в просмотренных строках букв А, М, К, З, подлежащих вычеркиванию.
  • 2) Вычисление коэффициента точности (аккуратности) внимания производится по формуле: А=(n1-n3) / (n1+n2). Построим графики, отражающие динамику точности внимания по отдельным минутам работы т. е. по величинам — А1, А2, А3, А4, А5.
  • 3) Вычислить коэффициент продуктивности (эффективности) внимания по формуле: Е=А*N, где, А — коэффициент точности, N — общее количество знаков просмотренное за данное количество времени.
  • 4) Затем строятся 3 графика по 3 параметрам и оценивается динамика концентрации, точности и продуктивности в течение 5 минут.
  • 3. Методика Кольца Ландольта

Цель — изучить распределение внимания младших школьников.

Оборудование — бланк с кольцами Ландольта (Приложении 4).

Инструкция: «Сейчас мы с тобой поиграем в игру на внимание. В этой игре ты должен будешь находить и по-разному зачеркивать одновременно два разных вида колец, имеющих разрывы в различных местах, например, сверху и слева, причем первое кольцо следует зачеркивать по диагонали, а второе — по горизонтали». Работать надо как можно быстрее.

Процедура: Работа проводится в течение 5 мин. Через каждую минуту экспериментатор произносит слово «черта», в этот момент ребенок должен поставить черту в том месте, где его застала эта команда. По истечении 5 мин экспериментатор произносит слово «стоп» и ребенок должен прекратить работу, поставив двойную вертикальную черту в том месте бланка, где застала его эта команда.

При обработке результатов определяется количество колец, просмотренных ребенком за каждую минуту работы и за все пять минут эксперимента. Также определяется количество ошибок, допущенных им в процессе работы. [28 с.129].

Распределение внимания оценивается по формуле: S= 0,5N-2,8n/ 60, где: S — показатель распределения внимания; N — количество колец, просмотренных ребенком за минуту, п — количество ошибок, допущенных ребенком за это же время. (если с помощью этой формулы определяется общий показатель распределения внимания за все пять минут, то, естественно, N будет равно числу колец, просмотренных в течение пяти минут, следующий показатель п — числу ошибок, допущенных в течение пяти минут, а знаменатель данной формулы — 300). По результатам теста строится график, отражающий зависимость концентрации внимания от времени, оценивается динамика сосредоточения.

Интерпретация данных.

Количество баллов.

Показатель S.

Уровень распределения.

10 баллов.

выше, чем 1,25 балла.

Очень высокий.

8−9 баллов.

от 1,00 до 1,25 балла.

высокий.

4−7 баллов.

от 0,75 до 1,00 балла.

средний.

2−3 баллов.

от 0,50 до 0,75 балла.

низкий.

0−1 балла.

от 0,00 до 0,50 балла.

Очень низкий.

4. Методика «Таблицы Шульте».

Цель: исследование переключение внимания и психического темпа.

Изучение и развитие произвольного внимания у младших школьников с задержкой психического развития.
Изучение и развитие произвольного внимания у младших школьников с задержкой психического развития.
Изучение и развитие произвольного внимания у младших школьников с задержкой психического развития.

Инструментарий: предлагаются четыре таблицы, размером 60×60 см. (Приложение 5).

На каждой таблице расположено в беспорядке 25 цифр от 1 до 25.

Инструкция: «Показывай указкой и называй вслух все числа по порядку от 1 до 25. Задание постарайся выполнить как можно быстрее».

При оценке результатов обратить особое внимание на время поиска чисел по каждой из таблиц. Норма для младших школьников — поиск чисел в одной таблице в течение 40−60сек. К возрасту 10 лет время поиска уменьшается до 30 — 40 сек. Сравнивается время работы по каждой из таблиц. При анализе работы с каждой таблицей следует учитывать задержки в счете, ошибки, характер темпа деятельности.

5. Методика «Запомни и расставь точки».

Цель — оценить объем внимания ребенка.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Ход: Ребенку последовательно, на 1−2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

Оценка результатов теста: объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек).

Интерпретация данных.

Количество баллов.

Количество правильно воспроизведенных точек.

Уровень объема внимания.

10 баллов.

6 и более точек.

очень высокий.

8−9 баллов.

от 4 до 5 точек.

высокий.

6−7 баллов.

от 3 до 4 точек.

средний.

4−5 баллов.

от 2 до 3 точек.

низкий.

0−3 балла.

не более одной точки.

Очень низкий.

6. Тест Пьерона-Рузера.

Цель: используется для исследования и оценки таких параметров внимания, как устойчивость, возможность переключения и распределения.

Изучение и развитие произвольного внимания у младших школьников с задержкой психического развития.

Инструкция: испытуемым предоставляется бланк с изображением четырёх типов геометрических фигур, расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга в квадратной матрице 10×10 (Приложение 6).

В левой верхней части бланка находится образец. Для заполнения бланка рекомендуется использовать простой карандаш. Испытуемый должен ставить определённые значки в каждой фигуре — так, как это задано на образце.

В зависимости от возраста ребёнка и его индивидуально-психологических особенностей условные обозначения (точка, вертикальная или горизонтальная линия) могут ставиться в одной, двух или трёх фигурах. В последнем случае четвёртая фигура должна оставаться пустой.

С помощью секундомера педагог фиксирует количество фигур, заполняемых ребёнком каждую минуту, делая отметки в виде точек или чёрточек прямо на бланке.

Результатами данного тестирования являются: количество обработанных испытуемым за 60 с геометрических фигур, считая и кружок, и количество допущенных ошибок.

Изучение и развитие произвольного внимания у младших школьников с задержкой психического развития.

Уровень концентрации внимания.

Число обработанных фигур

Ранг.

Уровень концентрации внимания.

очень высокий.

91−99.

высокий.

80−90 65−79.

3 4.

средний низкий.

64 и меньше.

очень низкий.

За допущенные при выполнении задания ошибки ранг снижается. Если ошибок 1−2. то ранг снижается на единицу, если 3−4 — на два ранга концентрация внимания считается хуже, а если ошибок больше 4, то — на три ранга.

При анализе результатов необходимо установить причины, обусловившие данные результаты. Среди них важное значение имеет установка, готовность испытуемого выполнять инструкцию и обрабатывать фигуры расставляя в них знаки как можно скорее, или же его ориентации на безошибочность заполнения теста. В ряде случаев показатель концентрации внимания может быть ниже возможного из-за слишком большого желания человека показать свои способности, добиться максимального результата (то есть своего рода соревновательности). Причиной снижения концентрации внимания могут быть также состояние утомления, плохое зрение, болезнь.

Методический прием, предложенный психологом С. Л. Кабыльницкой, позволяет измерить индивидуальное внимание учащихся. Его суть состоит в выявлении недостатков внимания при обнаружении ошибок в тексте. Эта работа не требует от учащихся каких-либо специальных знаний и умений.

Выполняемая ими деятельность при этом аналогична той, которую они должны осуществлять при проверке собственных сочинений и диктантов. Обнаружение ошибок в тексте требует прежде всего внимания и не связано со знанием правил. Это обеспечивается характером включенных в текст ошибок: подмена букв, слов в предложении, элементарные смысловые ошибки.

Примеры текстов, предлагаемых детям с целью обнаружения ошибок:

  • а) «На Крайнем Юге нашей страны не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросло много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вют гнезда на деревьях. На повогодней елке висело много икрушек. Грачи для птенцов червей на пашне. Охотник вечером с охоты. В тетради Раи хорошие отлетки. Нашкольной площадке играли дети. В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня» [23, с.167]
  • б) «Старые лебеди склонили перед ним горые шеи. Зимой в саду расцвели яблони. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки шипучи и плодовиты. Настоле лежала карта нашего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине».

Работа проводится следующим образом. Каждому учащемуся дается отпечатанный на листочке текст и сообщается инструкция: «В тексте, который вы получили, есть разные ошибки, в том числе и смысловые. Найдите и исправьте их». Каждый ученик работает самостоятельно, на выполнение задания отводится определенное время.

При анализе результатов этой работы важным является не только количественный подсчет найденных и исправленных и необнаруженных ошибок, но и наблюдение за тем, как ученики выполняют работу: сразу включаются в задание, обнаруживая и исправляя ошибки по ходу чтения; долго не могут включиться, при первом чтении не обнаруживают ни одной ошибки; исправляют правильное на неправильное и др.

Таким образом, данный набор методик в полной мере позволит диагностировать все свойства внимания. Стандартизация позволит выделить нормы именно для данной группы детей. Проведя диагностику, мы можем написать рекомендации в виде упражнений учителям для работы с детьми, которые имеют низкий уровень внимания.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой