Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Лингвопоэтический аспект оценочных значений в творчестве Игоря Северянина: Игоря Васильевича Лотарева

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Г. Я. Солганик). Предпринимаются попытки системного изучения оценочных единиц, функционирующих в рамках дискурсов разного типа (J1.T. Елоева, А. Ю. Кузнецов, О. И. Рыбальченко, О.В. Новикова). Значимость этих исследований детерминирована важностью аксиосферы в национальном, культурном, языковом сознании говорящей личностиво-вторых, своевременным обращением к когнитивно-коммуникативному принципу… Читать ещё >

Содержание

  • Предисловие
  • Глава I. Художественное мировосприятие Игоря Северянина и его языковая картина мира
    • 1. Роль категории оценки в формировании идиостиля языковой личности
      • 1. 1. Языковая личность и идиостиль
      • 1. 2. Идиостиль и идиолект языковой личности
      • 1. 3. Семантика эмоциональной оценки и средства ее выражения в идиостиле языковой личности
      • 1. 4. Оценка и эмоция
      • 1. 5. Субъективность эмоциональной оценки и средства ее выражения в дискурсе Игоря Северянина
    • 2. Ироническое восприятие действительности и ироническая оценка в идиостиле Игоря Северянина
    • 3. Динамика оценочных значений в идиостиле Игоря Северянина как отражение эволюции творчества
      • 3. 1. Художественный мир поэта как отражение его творческих установок
      • 3. 2. Эксплицитность оценочных значений в поэтических образах времени эмиграции
    • 4. Ключевые семантические поля в художественном мире Игоря Северянина
      • 4. 1. Семантическое пространство и слово
      • 4. 2. Ключевые семантические поля в художественном мире Игоря Северянина
  • Выводы
  • Глава II. Метафора в поэтических текстах Игоря Северянина
    • 1. Когнитивные и структурные основания метафоры
    • 2. Оценочная метафора в художественной речи Игоря Северянина
      • 2. 1. Семантическая структура метафоры
      • 2. 2. Метафорическое сравнение и автометафора
    • 3. Психологические основы метафоры
      • 3. 1. Синкретическая метафора
      • 3. 2. Оценочная метафора с ведущим зрительным модусом перцепции
      • 3. 3. Оценочная метафора с ведущим вкусовым модусом перцепции
    • 4. Сирень — символический метафорический образ в идиостиле Игоря Северянина
  • Выводы
  • Глава III. Поэтические неологизмы как важнейший компонент идио-стиля Игоря Северянина
    • 1. Окказиональное слово
    • 2. Поэтические неологизмы, созданные на базе ключевых слов поэтической речи И. Северянина
    • 3. Текстоморф -о- как словообразовательная доминанта
  • Выводы
  • Заключение
  • Список сокращений
  • Список источников 220 Библиографический
  • список

ПРЕДИСЛОВИЕ Объектом исследования является поэтика оценочных значений в идио-стиле Игоря Северянина (Игоря Васильевича Лотарева). Художественная речь этого «короля поэтов», талантливого и самобытного мастера слова, занимает особое место в истории русского литературного языка XX столетия. Языковое сознание личности, народа, эпохи отражается в текстах поэта как наиболее яркого выразителя национальной индивидуальности, оригинального интерпретатора фактов культуры, расширяющего представление о языковой «картине мира» России предреволюционного и первых послереволюционных десятилетий.

Предметом исследования избраны ключевые семантические поля, метафорические конструкции и неологизмы как средства выражения оценочного значения (иронического и эмоционального), их семантические и стилистические функции, принцип организации их в поэтических текстах Игоря Северянина.

Лингвопоэтический аспект оценочных значений в творчестве Игоря Северянина: Игоря Васильевича Лотарева (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Г. Я. Солганик). Предпринимаются попытки системного изучения оценочных единиц, функционирующих в рамках дискурсов разного типа (J1.T. Елоева, А. Ю. Кузнецов, О. И. Рыбальченко, О.В. Новикова). Значимость этих исследований детерминирована важностью аксиосферы в национальном, культурном, языковом сознании говорящей личностиво-вторых, своевременным обращением к когнитивно-коммуникативному принципу исследования художественного текста, включающему три измерения: языковую личность — творца текста, содержательную структуру текста и его формальную структуру. Образные средства в поэтической речи с позиций этих параметров недостаточно исследованы в русистике, в том числе в текстах, закрепленных в лучших художественных образцах литературы. В нашем исследовании — это метафорическая и неологическая системы и их моделирование в русской поэзии «серебряного века» — лирике Игоря Северянина. Предпринята попытка изучения новых аспектов оценочной метафоры в художественном тексте — когнитивного, семиолого-семантического, психобиологического, коммуникативно-прагматического (наряду с традиционными семантико-стилистическим и функциональным) — не получивших до настоящего времени комплексного описания в лингвистической науке, но чрезвычайно важных для выражения отношений творческой личности и мира. Важность этой проблемы поддерживается неугасающим интересом других смежных с лингвистикой отраслей науки к человеческой личности, различным ее проявлениямв-третьих, описание языкового портрета автора актуально, ибо является неотъемлемой составной частью языкового портрета нации в переломную (как в нашем случае) эпоху ее социально-экономического и культурного развития. Язык оценок раскрывает индивидуальный способ осмысления картины мира, ценностные ориентации автора и выражается стратегией использования слова в высказывании. Языковые средства интерпретации семантики оценки формируют индивидуальный творческий стиль автора, несущий обязательный биографический отпечаток. Выявление этих средств и их описание дают представление о неисчерпаемых возможностях слова в поэтическом тексте, «преображенных» оценивающим субъектом — «лириком» и «ироником» Игорем Северяниным. Наблюдения над языком оценочных метафор и индивидуально-авторских неологизмов поэта освещают некоторые аспекты языка лирической и иронической поэзии начала — первой трети XX века.

Цель работы состоит в исследовании и описании средств выражения оценки в идиостиле Игоря Северянина, в установлении взаимосвязи содержательной стороны и языковой ткани художественной речи с учетом своеобразия авторского чувственного и иронического осмысления действительности.

Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

• выявить семантические доминанты творческой языковой личности, описать реализацию авторского иронического осмысления действительности языковыми средствами;

• систематизировать языковые средства выражения оценки в идиостиле Игоря Северянина;

• представить динамическое взаимодействие когнитивного, эмоционального и коммуникативного аспектов шкалы оценки;

• продемонстрировать динамику оценочных значений как отражение творческой эволюции поэта, связанное с контекстом его биографии;

• пронаблюдать зависимость шкалы оценки и «шкалы» иронии (сочувствующая (добрая) — романтическая — язвительная — злая — саркастическая) с точки зрения градации ценностного отношения на уровне поэтического текста;

• определить ключевые семантические поля, реализующие художественный мир поэта;

• выявить семантические, когнитивные и сензитивные механизмы оценочной метафоры в поэтике Игоря Северянина;

• проиллюстрировать специфику взаимодействия сенсорных модусов, лежащих в основе оценочной метафоры Игоря Северянина;

• исследовать синтаксические позиции знаков-коннотаций в процессе становления оценочной метафоры;

• установить специфику метафорики Игоря Северянина;

• показать окказиональное словотворчество поэта с позиций выражения оценочных значений в его идиостиле;

• описать специфику образования поэтических неологизмов как экспрессивное средство художественной эстетики Игоря Северянина.

Основная исследовательская гипотеза заключается в том, что в поэтических текстах Игоря Северянина отражается соотношение эмоциональной и иронической оценки, реализуемое номинацией ключевых семантических полей, спецификой метафоры и индивидуально-авторских неологизмов в коммуникативно-прагматическом контексте художественной речи.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Многоаспектность оценочного значения и его субъективное начало позволяют говорить о языке оценок поэта как о важнейшей составляющей художественного речемышления, объективированного в языковых средствах индивидуального поэтического языка.

2. В текстах Северянина ирония участвует в формировании концептуальной информации, составляя глубинный план текста и реализуется комплексным использованием различных языковых средств, в том числе и тропов.

3. В образной системе Северянина к специфическим для идиостиля поэта стилистическим приемам выражения иронической оценки относятся оксюморон и хиазм.

4. Основанием оценки в поэтических текстах Игоря Северянина является чувство или ощущение (интуиция), поэтому «эмотивная» шкала подчиняет себе аксиологическую сферу идиостиля автора.

5. Коммуникативная природа иронической оценки строится на контрасте речевых намерений «голоса автора» и «голоса персонажа», то есть различных форм несобственно-прямой или несобственно-авторской речи: вербально выраженного одобрения и не выраженного, но вытекающего из подтекста неодобрения (осуждения).

6. В основе самооценки-самоиронии лежит основной принцип эгофу-туристических деклараций Северянина: не столько самопохвала и самодовольство под маской арлекина, сколько эпатирующий разрыв с традиционной этикой, основанный на непризнании социальной функции искусства.

7. Эмоциональные разновидности иронической оценки — добрая (романтическая) — горькая (критическая) — злая (саркастическая) — эксцентрическая (парадоксальная) отражают градацию пространства художественной речи Игоря Северянина.

8. Имплицитные оценки дореволюционного периода творчества обусловлены биографическим контекстом и представлены, как правило, имплика-циональным значением слова.

9. Одним из признаков идиостиля автора являются номинации «мира растений», преимущественно флористики, реализующие живописность и моза-ичность поэтических текстов Северянина и приобретающие в контексте положительные и отрицательные оценочные коннотации.

10. Ядерные слова в ключевых семантических полях способны выполнять функцию как объекта оценки, так и оценочного предиката.

11. В основе оценочной метафоры Игоря Северянина лежат сенсорные модусыведущее место в идиостиле поэта занимает синкретическая метафора с базовыми зрительным, вкусовым, слуховым, одоральным модусами перцепции, что отражает отношение между оценкой и эмоцией: оценочная эмоция первична, возникающая на ее основе оценочная метафора — вторична.

12. Окказиональный словарь Северянина отличается сочетанием традиции и новаторства: автор расширяет узуальное словообразовательное гнездо ключевых словпрактикует образование деривата от нехарактерной для него основы с помощью форманта иной категориально-семантической природы.

13. Индивидуально-авторские неологизмы детерминированы не только приемом эпатажа как наиболее эффективным способом овладения вниманием публики, но и стремлением Игоря Северянина к экспрессивному воздействию на читателя.

Теоретической основой исследования являются функционально-семантический и коммуникативно-прагматический подходы к категории оценки (Н.Д. Арутюнова, Е. М. Вольф, Т. В. Маркелова и мн.др.), которые предполагают описание языкового знака с точки зрения его использования, функционирования в речевой деятельности, в нашем случае в поэтическом тексте. Приоритетными в лингвопоэтике и общей теории текста для автора были труды М. М. Бахтина, В. В. Виноградова, Г. О. Винокура, В. П. Григорьева, Ю. М. Лотмана, JI.A. Новикова, О. Г. Ревзиной, Г. Н. Скляревской, Б. А. Успенского, Р. Якобсона и других ученых.

Основными методами, применяемыми в процессе исследования, являются описательный и структурно-семантический. Использованы также лингвистическое наблюдение, филологический анализ художественного текста, коммуникативно-прагматическое описание, метод компонентного семантического анализа в рамках текста и контекста. Работа проведена на основе индуктивного метода анализа: от конкретных языковых фактов к установлению системных отношений между ними и обобщения на этой основе теоретических положений и выводов.

Выводы исследования основываются на анализе поэтических текстов книг «Громокипящий кубок», «Классические розы», «Уснувшие весны» (публикации: Северянин И. Стихотворения. М., 1988; Северянин И. Стихотворения. М., 1990; Северянин И. Лирика. Минск, 1999; Северянин И. Тост безответный: Стихотворения. Поэмы. Проза. М., 1999. Исследовано около 3000 примеров, извлеченных из поэтических текстов автора.

Определения значений слов даются по Толковому словарю русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой. М., 1999 (СОШ).

Теоретическая значимость исследования заключается в углубленном анализе языковой категории оценки с функционально-семантических и стилистических позиций, в раскрытии специфики функционирования в художественном тексте различных языковых единиц, выражающих оценочные смыслы. Представляется важным описание интегративных параметров метафоры и окказионального слова, их экспрессивно-деятельностных функций, интенциональ-но-прагматической направленности и эмоционально-оценочной значимости в контексте творчества Игоря Северянина.

Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при обучении лингвистическому (филологическому) анализу текста как студентов-филологов, так и учащихся профильных классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Обучение филологическому анализу формирует творческую языковую личность, развивая чувственно-интеллектуальное восприятие художественного произведения, способствуя этическому и эстетическому воспитанию нации. Исследование метафоры входит в научную парадигму современности: человек — язык — культура, развивая самостоятельность творческих начал молодого поколения и обогащая его духовность. Материалы настоящей диссертации могут быть использованы при чтении курсов стилистики языка и речи, лингвистического анализа художественного текста, теории художественной речи, истории русского литературного языка, спецкурсов по проблемам аксиологии, а также по изучению идиостиля писателя.

Научная новизна работы состоит в том, что комплексный анализ взаимодействия оценочной системы языка и ее реализации (авторских текстов) распространяет сферу изучения «динамического» аспекта языка на систему речевых средств в идиостиле автора. В работе впервые представлена классификация оценочных средств (лексических, синтаксических, стилистических), а также образных средств — метафоры и окказионального слова как компонентов содержательной информации поэтических текстов Игоря Северянина.

Метафоры и неологизмы рассматриваются также как основы художественного мировосприятия и манифестанты творческого кредо поэта. Комплексное описание метафоры диктуется направлением современной научной мысли — лингвистика в интеграции наук. Поэтические тексты Игоря Северянина впервые подвергаются лингвистическому комментированию, в котором выявляется имплицитный характер авторских оценок, определяющий совмещение негативного и позитивного в доброй — язвительной и злой иронии как специфическом признаке идиостиля поэта «с открытой душой» (А. Блок), для которого поэзия была способом существования в реальном мире.

Апробация работы. Основные положения исследования отражены в пяти опубликованных работах. Отдельные положения излагались на конференциях профессорско-преподавательского состава Мичуринского государственного пединститута, Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина, Воронежского государственного университета.

Структура диссертации. Работа состоит из предисловия, трех глав, заключения, списка сокращений, библиографического списка.

ВЫВОДЫ.

1. В основе создания поэтических неологизмов Северянина лежат эстетическая и сенсорно-гедонистическая оценки: златопрыческая, гномный, олу-нитъ (зрительный модус), наликеритъ, обананася (вкусовой модус), амбруазный, шелестно, виолончелить (слуховой модус) и др.

2. При образовании окказионализмов авор использует иронический концептуальный прием «совместимость несовместимого» прежде всего в новообразованиях оксюморного типа ядосмех, палач-эстет, смертожизнь, мучитель-мученик и др.

3. Оригинальный деривационный словарь Северянина обогащается окказионализмами высокой стилевой окраски: светозарь — светозаритъ — осве-тозарить, эксцессер — эксцессерка — эксцессный — эксцессно и др.

4. Насыщение поэтических текстов Северянина окказионализмами (118 новообразований на 3 тысячи единиц узуальной лексики) отражает его центральную творческую установку — совершенствование поэтического языка, которому тесно в рамках узуальной лексики. Перенасыщенность одного поэтического текста новообразованиями свидетельствует о дисгармоничности поэтического языка, которая характеризует все творчество этого самобытного художника русского слова.

5. Сочетание несочетаемого реализуется в окказиональном творчестве применением узуальных моделей словообразования при сочетании в них формантов неузуального характера: глагольные морфемы присоединяются к основе существительного — окалоштиь, опетлить, омолнить, орезедить, ороокфо-рить и др.- суффиксы прилагательных присоединяются к основе существительного: мартный, мозгный, гномный, улыбный и др.- суффиксы наречия присоединяются к существительному — майно (от май), мольно (от моль), фантазно (от фантазия), негно (от нега), то есть в производном слове сочетаются «несочетаемые» производные основы и форманты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе диссертационного описан оценочный фрагментязыковой «картины мира» творческой личности — поэта Игоря Северянина. В поэтическом языке автора последовательно раскрываются новые возможности языковой системы: расширение семантики ключевых слов в семантическом пространстве художественного текста, обогащение словообразовательных гнезд слов-концептов, развитие синкретической оценочной метафоры. В их основе лежит соотношение лирики и иронии, в единстве отражающих особенности мировоззрения поэта.

Многоликий и противоречивый художественный мир Игоря Северянина («лирического ироника»), реализуясь в системе поэтических образов и «голосов» своих героев, находит отражение в организации оценочных средств. Их специфика — во взаимопроникновении положительного и отрицательного, в диффузности элементов оценочной шкалы, несоответствии положительного значения и отрицательного подтекста, обусловленных эмоциональным переживанием поэта, в произведениях которого «пошлое» соединено с «высоким», парадокс лежит в основе скептического, а фарс и трагедия оказываются взаимонеобходимыми частями единого целого.

Характерные для иронии стилистические приемы — энантиосемия, оксюморон, хиазм и др. позволили поэту не только отразить несовершенство, дисгармонию мира, но и направили его на поиск и утверждение гармонии контрастов:

Нет творчества без разрушенья — Без ненависти нет любви.

Гармония контраста").

Плач и хохот" лиры Северянина создают яркую картину противостояния истоинного Поэта благополучной толпе и ремесленникам от искусства, которых он называл «лириками без лиры».

Динамика оценочных значений отражает тесное взаимодействие когнитивного, психологического и коммуникативного аспектов шкалы оценки и иг рает значительную роль в ухдожественном становлении творческой индивидуальности Игоря Северянина.

Явления поэтического синтаксиса и стихотворного размера исследовались в работе только во взаимодействии с лексической семантикой. Тем не менее анализ их имеет широкую перспективу. Поэтический синтаксис отражает * особое мироощущение автора, необычную широту и масштабность поэтического восприятия: гамму эмоций, их позитивный или негативный характер (императив или оптатив), ироническое отстранение от окружающего мира (риторические вопросы) либо стремление повлиять на него. Не менее важно и создание поэтического словаря поэта с включением в него деривационного аспекта.

Самобытность и оригинальность таланта Северянина позволили ему открыть новые «неклассические» способы словесного художественного познания. Описание их эмотивной природы расширяет представление об оценочном фрагменте языковой «картины мира» — многообразии оценочной семантики (романтическая ирония — саркастическая ирония) и разноуровневых средствах выражения оценки в их взаимодействии I.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И. Тост безответный: Стихотворения. Поэмы. Проза. — М., 1999.-543 с.
  2. И. Стихотворения и поэмы. 1918−1941. М.: Современник, 1990.-491 с.
  3. И. Кубок. Стихотворения, поэмы. — М.: Книга, 1990. —417 с.
  4. И. Лирика. — Минск: Харвест, 1999. — 448 с.
  5. Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. М.: Русские словари, 1994. — 502 с.
  6. О.И. О формировании моделей поэтического словотворчества // Актуальные вопросы лексики, словообразования, синтаксиса и стилистики русского языка. Научн. труды Куйб. пед. ин-та. Т. 120. — Куйбышев, 1973. — С.16−31.
  7. О.И. Поэтические неологизмы начала XX века II Русская речь. 1974. -№ 1.-С.42−46.
  8. Т.Б. Дополнительные отношения модуса и диктума // Вопросы языкознания. — 1971. № 1. — С.54−65.
  9. Л.А. Лесковские ожерелье. М.: Книга, 1982.
  10. Ю.Д. Дейксис в лексике и грамматике и наивная модель мира // Семиотика и информатика: Сб. научн. ст. Вып.28. — М., 1986. — С.5−34.
  11. Ю.Д. Избранные труды: В 2-х т. — Т.1. Лексическая семантика (синонимические средства языка). — М.: Школа «Языки русской культуры», 1995.
  12. Ю.Д. Избранные труды: В 2-х т. Т.2. Интегральное описание языка и системная лексикография. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1995.
  13. Ю.Д. Источники нового словаря синонимов русского языка // Русская речь. 1994. — № 1. — С.89.
  14. Ю.Апресян Ю. Д. Коннотации как часть прагматики слова // Русский язык: Проблемы грамматической семантики о оценочные факторы в языке. — М., 1992. -С.45−64.
  15. Ю.Д. Образ человека по данным языка // Вопросы языкознания. 1995. — № 2. — С.17−19.
  16. А.А. Закон есть закон // Журналист. — 1968. № 3. — С.20.
  17. З.Аристотель. Собрание сочинений: В 4-х т. М.: Мысль, 1984.
  18. Н.Д. Об объекте общей оценки // Вопросы языкознания. — 1985. № 3, — С.13−25.
  19. Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. — М.: Наука, 1988.-341 с.
  20. Н.Д. Язык и мир человека. — 2-е изд., испр. М.: Языки русской культуры, 1999. -1 — XV, 896 с.
  21. Н.Д. Язык и мир человека: Субъект — предикат связка- Сравнение — метафора — метонимия- Истина — правда — судьба- Норма — аномалия- Стихия — воля. — 2-е изд., исп. — М.: Языки русской культуры, 1999,1 — XV, 896 с.
  22. Л.Г., Васильев И. Е., Казарин Ю. В. Лингвистический анализ художественного текста: Учебник для вузов по спец. «Филология». — Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2000. 534 с.
  23. Ю.В. «Аще не умрет.»: Игорь Северянин // Игорь Северянин. Классические розы. Медальоны. — М., 1990. — С.5−26.
  24. М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1986. — 444 с.
  25. Э.М. Экспрессивный синтаксис. Смоленск, 1984.
  26. М. Метафора // Теория метафоры. М., 1990. — С. 153−172.
  27. А.В. Семантика предела // Вопросы языкознания. 1986. — № 1. -С. 14−26.
  28. В.Я. Пушкин мастер // Брюсов В. Я. Собр. соч.: В 7 т. — М., 1975. -С.167.
  29. В.Я. Среди стихов: 1894−19 924: Манифесты, статьи, рецензии. — М.: Советский писатель, 1990. — 720с.
  30. Я.М. Теория семантических полей // Вопросы языкознания. — 1971. № 1. — С.35−46.
  31. А. Сравнение — градация — метафора // Теория метафоры. — М., 1990. С.133−152.
  32. А. Язык. Культура. Познание. М.: Рус. словари, 1997.
  33. Т.И. Русская языковая картина мира сквозь призму словообразования (макрокосм). М.: Индрик, 1998.
  34. А.Н. Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля // Историческая поэтика. — М., 1989. — С. 101−155.
  35. В.К. Психология эмоциональных явлений. — М., 1976. 143 с.
  36. Е.Н. Выразительные средства текста (на материале русской поэзии). -М, 1989.
  37. В.В. О художественной прозе // О языке художественной прозы. М.: Наука, 1980. — С.56−240.
  38. В.В. Проблемы авторства и теория стилей. — М.: ГИХЛ, 1961.
  39. В.В. Русский язык: (Грамматическое учение о слове). — М.: ВШ, 1972.-614 с.
  40. В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. — М. 1963.
  41. В.Н. Окказионализмы и звукопись // Текст. Интертекст. Культура: Сборник докладов междунар. научн. конференции / РАН. Ин-т рус. яз. им. Виноградова. М.: «Азбуковник», 2001. — 608 с.
  42. Г. О. Избранные работы по русскому языку. М., 1959. — С.221−256, 443−467.т
  43. К.А. Иронизирующее дитя // Каприз. — М., 1994. № 1. — С. 1218.
  44. К.А. Эволюция творчества Игоря Северянина: Автореф.. дисс. канд. филол. наук. М., 1999. — 23 с.
  45. Е.М. Метафора и оценка // Метафора в языке и тексте. — М., 1988. С.52−65.
  46. Е.М. Функиональная семантика оценки. — М. 1985.
  47. Выготский J1.C. Мышление и речь. — М.: ОГИЗ, 1934.
  48. Гак В. Г. Метафора: универсальное и специфическое // Метафора в языкеи тексте. М., 1988. — С. 11 -26.
  49. Гак В. Г. Семантическая структура слова как компонент семантической структуры высказывания // Семантическая структура слова. — М., 1971. — С.87−97.
  50. Н.А. Бисубстантивный тип русского предложения. — М.:1. Сигналь, 1999.
  51. В. «Вернуться в дом Россия ищет троп.» // Игорь Северянин. Стихотворения. — М., 1990. С.5−15.
  52. В.П. Опыт описания идиостилей. Велимир Хлебников // Очерки истории языка русской поэзии 20 века. Поэтический язык и идиостиль. Общие вопросы / Под ред. В. П. Григорьева. — М., 1990. — С.96−164.
  53. В.П. Словотворчество и смежные проблемы языка поэта. — М.: Наука, 1986.
  54. Н. «Стих Нелли» // Гумилев Н. Золотое сердце России. — Кишинев, 1990.-С.615.
  55. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. — Т. 1−4. — М., 1978−1980.
  56. Е.И. Категории художественного текста // Семантика языковых единиц: Доклады VI Международной конференции. — Т.2. М., 1998. — С.250−257.
  57. Е.И. Коммуникативно-когнитивная модель текстопорождения // Семантика языковых единиц: Доклады V Международной конференции. — Т.2. -М., 1996.-С.133−139.
  58. Е.И. Пространство текста в композитном членении // Структура и семантика художественного текста: Доклады VII Международной конференции.-М, 1999.-С.91−138.
  59. Л.Т. Психобиологические и социальные основания художественной метафоры // Семантика языковых единиц: Доклады VI Международной конференции. Т.2. — М., 1998. — С.260−263.
  60. О.П. Лексическое значение производных слов в русском языке. -М., 1984.
  61. В.А. Ассоциативные связи ключевого слова «счастье» в лирическом цикле И.А. Бунина «Темные аллеи» // Семантика языковых единиц: Доклады VI Международной конференции. Т.2. — М., 1998. — С.263−266.
  62. Е.А. Словообразование и текст // Вопросы языкознания. 1990. -№ 6. — С. 17−30.
  63. А.А. Основания логики оценок. — М., 1970. — 230 с.
  64. С. Игорь Северянин в Эстонии // Таллин. — Таллин, 1987. № 3. -С.79−86.
  65. В. О духовном в искусстве // Психология цвета. — М.-Киев, 1996.
  66. Ю.Н. Активная грамматика и ассоциативно-вербальная сеть. -М., 1999.-180 с.
  67. Ю.Н. Русский язык и языковая личность. — М.: Наука, 1987. -262 с.
  68. Ю.Н., Красильникова Е. В. Русская языковая личность и задачи ее изучения // Язык и личность. М.: Наука, 1989. — С.3−8.
  69. Э. Сила метафоры // Теория метафоры. М., 1990. — С.33−43.
  70. Е.И. К вопросу о прагматике и семантике языковых средств в публичной речи // Семантика языковых единиц: Доклады VI Международной конференции. Т.2. — М., 1998. — С.278−281.
  71. Н.А. О словоупотреблении И. Северянина // О И. Северянине. Тезисы докладов науч. конференции, посвященной 100-летию со дня рождения И. Северянина. — Череповец, 1987. — С.54−57.
  72. А.Н. Культурно-исторический ореол стилистической ориентации слова // Проблемы исторической лексикологии и лексикографии восточнославянских языков. Днепропетровск, 1988. — № 2.
  73. А.Н., Крылова О. А., Одинцов В. В. Функциональные типы русской речи. -М.: ВШ, 1982.
  74. С.М. Семантика градуальности и способы ее выражения в современном русском языке. М., 1998. Ш
  75. О.В. Семантика поэтического слова (функционально-типологический аспект): Автореф. дисс.. докт. филол. наук. Краснодар, 1998.
  76. О.В., Шельдешова И. В. Основные направления семантического развития поэтического слова-образа «солнце» // Семантика языковыхединиц: Доклады VI Международной конференции. — Т.2. М., 1998. — С.286−288.
  77. С.К. Олицетворение в художественном тексте: семантические и грамматические аспекты. — Белгород, 1996.
  78. В. «Поэт с открытой душой» // Северянин И. Стихотворения. —1. М., 1988.-С.5−20.
  79. Р. Жизнь и творчество Игоря Северянина: материалы к историографии темы // О Игоре северянине. Тезисы докладов науч. конференции, посвященной 100-летию со дня рождения И. Северянина. — Череповец, 1987. — С.70−74.
  80. Р. Новые данные о жизни и творчестве И. Северянина // Ученые записки Тарт. ун-та. Вып.683 — Тарту, 1986. — С.79−82.
  81. Е.С. Типы языковых значений. Семантика производного слова.-М., 1981.
  82. О.Н. Семантические особенности авторских неологизмов в поэзии М.И. Цветаевой // Семантика языковых единиц: Доклады VI Международной конференции. Т.2. — М., 1998. — С.291−293.
  83. Э.В. Лексикология русского языка. — М.: ВШ, 1989.
  84. В.А. Интерпретация текста. М., 1988.
  85. Э.Я. Метафора в терминологии микроэлектроники // Метафора вязыке и тексте / Под ред. В. Н. Телии. — М., 1988.
  86. С. Прагматическое отклонение высказывания // Теория метафоры. -М., 1990. С.342−357.
  87. Легенды и сказания Древней Греции и Др. Рима. М., 1988.
  88. В.В. Особенности идиолекта Н.С. Лескова. Монография. М.: МПУ, 2000.-185 с.
  89. П.А. Предикативная структура предложения // Средства выражения предикативных значений предложения. — М.: МОПИ, 1983. — С.3−11.
  90. П.А. Часть речи предикатив // Структура, семантика и функционирование в тексте языковых единиц. — М., 1995. С.3−8.
  91. А.А. Психолингвистический аспект языкового значения // Принципы и методы семантических исследований. М., 1976. — С.46−73.
  92. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Сов. энциклопедия, 1990.
  93. B.М. Кожевникова и Н. А. Николаева. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — 752 с.
  94. А.Ф. Проблема художественного стиля. — Киев, 1994.
  95. Ю.М. Анализ поэтического текста. — Л., 1972. 270 с.
  96. Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семи-осфера история. — М.: «Языки русской культуры», 1999. — 464 с.
  97. Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб.: «Искусство-СПБ», 1996. — 848 с.
  98. Ю.М. Структура художественного текста. — М.: Искусство, 1970.
  99. В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа. М., 1999.
  100. Н.А. Экспрессивная лексика разговорного употребления. — Новосибирск, 1986.
  101. Н.А. Экспрессивность в системе языка и речи // Человеческий фактор в языке. Языковые механизмы экспрессивности. — М., 1991. —1. C.157−171.
  102. А.Г. Современная русская лексикология (русское окказиональное слово). — М., 1976. — 120 с.
  103. М.В. Оценочная ситуация и словесное моделирование // Язык и личность. М., 1989. — С.24−34.
  104. М.В. Судьба метафоры и национально-культурный компонент // Филологический сборник (к 100-летию со дня рождения академика В.В. Виноградова). М.: Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова РАН, 1995. — С.307−315.
  105. М.В. Языковой портрет — психологический портрет (на материале прозы М. Цветаевой) // Структура и семантика художественного текста: Доклады VII Медународной конференции. — М., 1999. С.240−250.
  106. М.М. Удивительный мир слов и значений: Иллюзии и парадоксы в лексике и семантике. — Учеб. пособие. — М.: Высшая школа, 1989. -200 с.
  107. О.Э. Собр. сочинений: В 4 т. Н., 1993−1997.
  108. Т.В. Выражение оценки в русском языке // Русский язык в школе. 1995. — № 1. — С.76−82.
  109. Т.В. Знак-прагмема в системе оценочного значения // Семантика языковых единиц: Доклады VI Международной конференции. — М., 1998. -С.171−180.
  110. Т.В. Оценка и оценочность // Семантическая структура слова и высказывания. М., 1993. — С.107−115.
  111. Т.В. Поэтика оценочных значений в «Медальонах» Игоря Северянина // Русская словесность. — 1995. № 4. — С.56−62.
  112. Т.В. Семантика оценки и средства ее выражения в русском языке (учебное пособие по спецкурсу). М., 1993.
  113. Т.В. Семантика оценки и средства ее выражения в русском языке: Дисс. д-ра филол. наук. -М., 1996. 511 с.
  114. Т.В. Экспрессия высказывания как результат взаимодействия оценки и эмоции // Язык, система, личность: Материалы докладов и сообщений Международной научной конференции. — Екатеринбург: УГПУ, 1998. С. 107−108.
  115. Т.В. «Языковой фактор» оценочного значения в человеке // Слово и словоформа в высказывании: номинация и предикация: Межвуз. сб. науч. тр. М.: МПУ, 2000. — С. 16−23.
  116. Т.В. Лексема-узел «одобрять» как средство выражения оценочного значения // Филологические науки. — 1999. № 3. — С.76−86.
  117. Метафора в языке и тексте. М., 1988.
  118. Дж. Образы и модели, уподобления и метафоры // Теория метафоры. М., 1990. — С.236−283.
  119. Г. И., Чельцова Л. К. Новые слова, их принятиеи нормативная оценка (проблемы новых слов в культурно-речевом аспекте) // Актуальные проблемы культуры речи. М., 1970. — С.244.
  120. Мифы народов мира. Энциклопедия. М.: Российская энциклопедия, 1997. — С.317−318.
  121. А.И. О поэзии Игоря Севрянина // Игорь Северянин. Стрень моей весны. Кемерово, 1989. — С.5−98.
  122. А.И., Петухов В. К. О поэзии И. Северянина // Игорь Северянин. Сирень моей весны. — Кемерово, 1989. — С.5−20.
  123. Т.С. Проблема тождества предложения. М., 1992. — 179 с.
  124. Т.С. Структуры поэтического мира в стихотворном цикле А. Блока «Кармен» // Русский язык в школе. — 1996. № 2. — С.58−63.
  125. В.В. Некоторые моменты взаимодействия семантики слова и его сочетаемости // Сочетаемость русских слов как лингвистическая и методическая проблема. М., 1983. — С. 192.
  126. В.В., Морковкина А. В. Русские агнонимы (слова, которые мы не знаем). М.: ИРЯП, 1997.
  127. В .Я. Типы контекстов. Коммуникативный контекст // Филологические науки. 1978. — № 1. — С.95−99.
  128. Е.А., Бакина М. А. Языковые процессы в современной русской поэзии. — М., 1982. — 321 с.
  129. М.В. Лексическое значение слова: Структура и комбинаторика. М., 1983. — 127 с.
  130. Н.А. К вопросу о средствах иронической экспрессии, ее функциях в художественном тесте // Русский язык в школе. — 1979. № 5.
  131. Л.А. Грамматический аспект идиостилей: Синтаксическая доминанта // Очерки истории языка русской поэзии 20 века. Поэтический язык и идиостиль. Общие вопросы / Под ред. В. П. Григорьева. М., 1990. — С.98−164.
  132. Л.А. Значение эстетического знака // Филологические науки. -М, 1999. № 5.
  133. Л.А. Искусство слова. М.: Педагогика, 1991.
  134. Л.А. Оппозитивный метод в поэтике // Структура и семантика художественного текста: Доклады VII Международной конференции. М., 1999. — С.269−279.
  135. Л.А. Семантика русского языка. М.: ВШ, 1982. — 272 с.
  136. М.А. Структура и семантика метафоры как конструктивного компонента художественного текста: ДК. — М., 1983.
  137. Т.В., Липатов А. Т. Перифраз в символической системе идиостиля поэтов «серебряного века» // Семантика языковых единиц: Доклады VI Международной конференции. — Т.2. М., 1998. — С.320−323.
  138. Образ человека в культуре и языке. Логический анализ языка. — М., 1999.
  139. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М.: Азбуковник, 1999. 944 с.
  140. Э. Роль сходства в уподоблении и метафоре // Теория метафоры. М., 1990. — С.219−235.
  141. Н.В. Семантика оксюморона: Дисс.. канд. филол. наук: 10.02.19. Общее языкознание. М., 1981.
  142. Н.В. Язык образов. Парадигма образов в русском поэтическом языке. — М., 1995.
  143. З.А. Ключевые слова в поэтическом идиолекте // Слово-^ употребление и стиль писателя. — СПб., 1996.
  144. А.А. Из записок по русской грамматике — М., 1958. — 536 с.
  145. А.А. Теоретическая поэтика. — М., 1990. — 344 с.
  146. С.И. Языковые средства выражения иронии в англоязычной прозе. АКД. — Киев, 1984.
  147. Поэт и слово: Опыт словаря / Сост. Бакина М. А., Владимирова
  148. Л.А., Григорьев В. П., Найденова М. В., Накрасова Е. А., Пчелкина В. В. / Под ред. В.П. В. П. Григорьева. М.: Наука, 1973.
  149. О.Г. Поэтика окказионального слова // Язык как творчество. К 70-летию В. П. Григорьева. М.: Ин-т рус. языка РАН, 1996.
  150. О.Г. Системно-функциональный подход в лингвистической поэтике и проблемы описания поэтического идиолекта: Диссертация в форме научн. доклада на соиск. уч. степени докт. филол. наук. — М., 1998.
  151. М.С. Аксиологическая лексика английского языка. — Нижний Новгород, 1996.
  152. П. Живая метафора // Теория метафоры. М., 1990. — С.435−455.
  153. П. Метафорический процесс как познание, воображение и ощущение // Теория метафоры. — М., 1990. — С.416−434.
  154. Э.М. Лингвистические аспекты иронии // Семантика языковых единиц: Доклады VI Международной конференции. Т.2. — М., 1998. -С.343−345.
  155. Т.В. Семантический радиус действия модального значения в тексте // Доклады VI Международной конференции. М., 1998. — С.345−347.
  156. С.В. Ключевые семантические поля в художественном тексте // Семантика языковых единиц: Доклады VI Международной конференции. Т.2. — М., 1998. — С.347−349.
  157. И.Г. Конгнитивные стратегии именования: модусы перцепции (зрение, слух, осязание, обаняние, вкус) и их выражение в зяке // Вопросы языкознания. 1994. — № 6. — С.79−100.
  158. Русская грамматика / Отв. ред. Н. Ю. Шведова. — Т.1. — М., 1980. — 783 с.
  159. Русская грамматика / Отв. ред. Н. Ю. Шведова. Т.2. — М., 1980. — 409 с.
  160. Русский ассоциативный словарь. Кн.1. Прямой словарь: от сти-лизма к реакции. Ассоциативный тезаурус современного русского языка. — 4.1 / Караулов Ю. Н. и др. -М.: Помовский и партнеры, 1994.
  161. Русский язык: Энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1979.
  162. О.И. Лексико-стилистические средства выражения оценки в идиостиле Саши Черного (Александра Гликберга): Дисс.. канд. фи-лол. наук: 10.02.01 русский язык. -М., 1999. — 188 с.
  163. Н.В. О стилевых чертах и доминантах стиля поэзии Ф. Тютчева // Семантика языковых единиц: Доклады VI Международной конференции. Т.2. — М., 1998. — С.358−359.
  164. Семантические вопросы словообразования. Производящее слово / Под ред. М. А. Янценецкой. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1991. — 272 с.
  165. Семантические типы предикатов. — М.: Наука, 1982. — 365 с.
  166. Серебряный век русской поэзии / Сост. Е. В. Карсалова, А. В. Леденев, Ю. М. Шаповалова. М.: Интерпракс, 1994.
  167. Серегина J1.B. «Жизнь цепляла и закручивала.» (авторская метафора в семантическом аспекте на материале художественных текстов Виктории Токаревой) // Семантика языковых единиц: Доклады VI Международной конференции. Т.2. — М., 1998. — С.360.
  168. Дж. Метафора // Теория метафоры. М., 1990. — С.307−342.
  169. Г. Н. Метафора в системе языка. — СПб., 1993. — 151 с.
  170. Словарь структурных слов русского языка / В. В. Морковкин, Н. М. Луцкая, Г. Ф. Богачева и др. М.: Лазурь, 1997.
  171. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. / Под ред. А. Н. Тихонова. М.: Русский язык, 1985.
  172. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. — С56. — 3-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1985. — 1600 е., ил.
  173. Г. Я. О текстовой модальности как семантической основе текста // Структура и семантика художественного текста: Доклады VII Международной конференции. М., 1999. — С.364−372.
  174. Ю.П. Структурная типология метафоры // Филологический науки. 1999. — № 4. — С.67−75.
  175. Ю.П. Сопоставительный анализ структуры лексического и фразеологического значений // Филологические науки. — 1997. № 5. — С.43−54.
  176. Ю.П. Структуры лексического значения // Филологические науки. 1997. — № 2. — С.54−57.
  177. Р.Л. Конитивная психология / Пер. с англ. М., 1996.
  178. Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1997.
  179. И.А. Лексическое значение слова в речи. — Воронеж: Изд-во Вор. ун-та, 1985.-170 с.
  180. Е.З. К.М. Фофанов: Легенда и действительность. — Петрозаводск, 1993. С.103−128.
  181. Е.З. Константин Фофанов и Игорь Северянин: из поэтических диалогов // Филологические науки. — 2000. № 1. — С.3−13.
  182. З.К. Методы и принципы лингвистического анализа. — Петрозаводск, 2000.
  183. В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц.-М., 1986.
  184. В.Н. Метафора как модель смыслопроиз во детва и ее экспрессивно-оценочная функция // Метафора в языке и тексте. — М., 1988. С.26−52.
  185. Теория метафоры. — М.: Прогресс, 1990.
  186. Толковый словарь русского языка / Под ред. Ушакова Д. Н. Т. 1 -4. -М., 1935−1940.
  187. В.Н. Пространство и текст // Текст: Семантика и структура. М., 1983.
  188. Н.А. Образная модель мира в поэзии С. Есенина // Семантика языковых единиц: Доклады VI Международной конференции. — Т.2. — М., 1998. С.368−369.
  189. Ф. Метафора и реальность // Теория метафоры. — М., 1990. С.82−109.
  190. И.С. Единицы словообразовательной системы и их лексическая реализация. М., 1996. — 221 с.
  191. А. Добрый ироник // Звезда. Д., 1987. — С.164−173.
  192. А.А. Слово в лексико-семантической системе языка. — М., 1968.
  193. Т.А. О ключевых словах художественного текста // Функционирование языковых средств в художественной речи. — Омск, 1979. — С.61−76.
  194. Н.И. Окказиональные слова и лексикография // Вопросы языкознания. — 1957. № 4.
  195. Э.И. Окказиональные элементы в современной речи // Стилистические исследования. — М., 1972. — С.245−317.
  196. В.К. Разграничение оценочности, образности, экспрессии и эмоциональности в семантике слова // Русский язык в школе. — 1976. № 3. — С.66−71.
  197. В. Колеблемый треножник. — М.: Сов. писатель, 1991. — С.490−502.
  198. М. Неотправленное письмо Игорю Северянину // Собр. соч.: В 7 т. Т.7. — М., ЭллисЛак, 1995. — С.421−422.
  199. В.Н. Эмотивные, оценочные и экспрессивные компоненты в структуре лексического значения // Семантика языковых единиц: Доклады VI Международной конференции. Т.2. — М., 1998. — С.223−225.
  200. Человеческий фактор в языке. Языковые механизмы экспрессивности.-М., 1991.
  201. Н.В. Аспекты изучения семантических неологизмов. Учебное пособие. Мичуринск, 2001. — 80 с.
  202. Е.А. Оценка и оценочность в языке и художественной речи (на материале поэтического, прозаического и эпистолярного наследия А.С. Пушкина): Автореф. .дисс. канд. филол. наук. Орел, 2001. — 20 с.
  203. В.Д. Лексическая синонимия в организации поэтического текста // Текст как объект многоаспектного исследования: Сб. статей научнометодического семинара «TEXTUS». — Вып. З — 4.1−2 / Под ред. К. Э. Штайн. — СПб.-Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. С.4−10.
  204. А.П. Слово вещь — мир. От Пушкина до Толстого. — М.: Современный писатель, 1992.
  205. Н.М. Лексикология современного русского языка. — М., 1964.
  206. Н.М., Боброва Т. А. Этимологический словарь русского языка. М.: Прозерпина, 1994.
  207. В.И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка. — Воронеж, 1987. 192 с.
  208. Н.К. Семантические неологизмы в контексте М. Цветаевой: Автореф. дисс.. канд. филол. наук. — Алма-Ата, 1981. — 20 с.
  209. Е.И. Внутренняя организация текста // Иностр. яз. в школе. 1987. — № 4. — С.143.
  210. Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики. — М.: Наука, 1973.
  211. Т.В. Диалогичность модуса // Вестник МГУ. Филология. — 1995. -№ 5.-С.147−157.230.. Шумаков Ю. Игорь Северянин в девичьем монастыре. — М., 1991.
  212. Ю. Игорь Северянин в Эстонии // Северянин И. Стихотворения и поэмы 1918−1941. -М., 1990. С.430−439.
  213. .М. О поэзии. — Л.: Сов. писатель, 1969.
  214. Энциклопедия. Биология. Т.2. — 5-е изд. / Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 1998. — 704 с.
  215. Энциклопедия. Искусство. Т.7. — Ч. З. Музыка. Театр. Кино / Глав, ред. В. А. Володин. — М.: Аванта+, 2001. — 624 с.
  216. М.Н. Идеология и язык (построение и осмысление дискурса) // Вопросы языкознания. 1991 — № 6. — С. 19−33.
  217. М.А. Структура периферии ЛСП оценки в разговорной речи // Семантические процессы на разных уровнях языковой системы. Саратов, 1994.-С.З-71.
  218. Н.В. Авторская модальность как фактор формирования семантики художественного текста (на материале «Театрального романа» М.А. Булгакова) // Семантика языковых единиц: Доклады VI Международной конференции. Т.2. — М., 1998. — С. З89−390.
  219. Р. Два аспекта языка и два типа афатических нарушений // Теория метафоры. М., 1990. — С.110−132.
  220. Р. Работы по поэтике. М., 1987. — 460 с.
  221. М.И. Организация художественного мира в поэтике О. Мандельштама // Семантика языковых единиц: Доклады VI Международной конференции. Т.2. — М., 1998. — С.391−392.
Заполнить форму текущей работой