Формирование пространственных представлений студентов в процессе обучения начертательной геометрии на художественно-графическом факультете
Диссертация
Эффективность процесса формирования статических и динамических пространственных представлений студентов обеспечивается посредством решения задач, основное содержание которых предполагает установление взаимоположения точек, линий, плоскостей, предметов относительно друг друга и плоскостей проекций, а также преобразования положения предметов относительно плоскостей и показа на эпюре выполненных… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ
- 1. 1. Проблема формирования пространственных представлений студентов в психолого-педагогических исследованиях
- 1. 2. Формирование пространственных представлений как методическая проблема специальной подготовки студентов
- 1. 3. Выявление сформированности пространственных представлений у студентов
- Выводы
- ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ
- 2. 1. Описание экспериментальной методики формирования пространственных представлений у студентов 1 курса при обучении начертательной геометрии
- 2. 2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
- 2. 3. Результаты экспериментальной работы по формированию пространственных представлений у студентов 1 курса при обучении их начертательной геометрии
- Выводы
Список литературы
- Ананьев Б.Г. Новое в учении о восприятии пространства// Вопросы психологии.-1960.-№ 1 С. 15−19
- Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания.- М., I960.- 486 с.
- Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека // Познавательные процессы: ощущения, восприятие.- М., 1982.- С.7−31
- Анисимов Н.Н. Экспериментальное исследование формирования пространственных представлений школьников средствами технического рисования: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1970.- 15 с.
- Анисимова Л.Н. Развитие творческих способностей студентов художественно-графических факультетов при решении задач по начертательной геометрии. Дис. канд.пед.наук. — М., 1986, — 199 с.
- Арнхейм Р. Визуальное мышление // Зрительные образы: феноменология и эксперимент.-Душанбе, 1971.- Ч. 1С. 21−30
- Арустамов Х.А. Сборник задач по начертательной геометрий.- М.: Машиностроение, 1971.- 376с.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы. М.: Высш. школа, 1980.- 368 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения.- М.: Педагогика, 1 982 192 с.
- Берг А.И. Перспективы развития программированного обучения.-М., 1971.- 103 с.
- Беспалов Б.И. Действие. Психологические механизмы визуального мышления.- М., 1984.- 123 с.
- Блаус А.Я. Система обучения графическим дисциплинам: Автореф. дис. д-ра пед.наук.- М., 1974.- 41 с.
- Богоявленская Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности // Вопросы психологии.- 1971.- № 1.- С. 144−146
- Болдырев В.Ф. Система адаптивного контроля и преподавания начертательной геометрии.- Красноярск, 1966.- 26 с,
- Ботвинников А.Д. Экспериментальное исследование эффективности формирования графических знаний и навыков у учащихся. Особенности решения разных видов задач // Обучение основам проецирования: Сб. статей / Сост. А. Д. Ботвинников.-М., 1975.- С.58−85
- Ботвинников А.Д., Якиманская И. С. Обучение некоторым формам пространственных представлений на разном графическом материале // Новые исследования в педагогических науках, 1970.- № 1.-С. 135−140
- Ботвинников А.Д., Ломов Б. Ф. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников // АПН СССР. Науч.-исслед. ин-т содержания и методов обучения.-М.:Педагогика, 1979.-255 с.
- Ботвинников А.Д. Методы исследования в частных дидактиках (на примере черчения).- М.: Просвещение, 1964.- 112 с.
- Бударный А.А. Индивидуальный подход в обучении// Сов. педагогика.- 1965.- № 7.- С.70−83
- Быкова Г. Ф. Динамический чертеж как средство наглядного моделирования решения задач в курсе начертательной геометрии(в свете принципов программированного обучения): Дис.. канд.пед.наук.1. М., 1969.- 246 с.
- Быкова Г. Ф. Метод моделирования в курсе начертательной геометрии // Формирование и развитие пространственных представлений у учащихся / Под ред. Н. Ф. Четверухина. Вып.1.- М.: Просвещение, 1964.-С. 160−179
- Вергасов В.М. Активизация мыслительной деятельности студентов в высшей школе.- Киев: Высшая школа, 1979.- 134 с.
- Виноградов В.Н., Ройтман И. А. Сборник задач и методические указания по начертательной геометрии (для факультативных занятий).-М.: Просвещение. 1972.- 127 с.
- Виноградов В.Н. Начертательная геометрия.- Минск: Вышэйшая школа, 1977.- 368 с
- Владимирский Г. А. Сборник задач по начертательной геометрии: Пособие для студентов педагог, ин-тов.- М.: Просвещение, 1972.- 95с.
- Власова Е.Н. Методика развития пространственных представлений в процессе преподавания проекционного черчения в средней школе: Дис. канд.пед.наук.- М., 1956, — 276 с.
- Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И. С. Якиманской.- М.: Педагогика. 1989.- 224 с.
- Волков Е.С. Психологические особенности развития ценностных ориентаций у студентов педвузов: Дис. канд.психол.наук.-М., 1983.-167 с.
- Волков К.Н. Психология о педагогических проблемах.- М.: Просвещение, 1981.- 129 с.
- Воротников И.А. Занимательное черчение: Кн. для учащихся сред, шк.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.:Просвещение, 1990.- 223 с.
- Выготский JI.C. История развития высших психических функций // Собр. соч. М., 1983.- Т.З.- С. 5−328
- Выготский JLC. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6-ти т.- М., 1982.-Т.2.- С.5−361
- Выготский JI.C. Педагогическая психология // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.- М.: МГУ, 1980.- С.49−52
- Вышнепольский И.С. Применение наглядных пособий и технических средств на уроках технического черчения: Методические рекомендации.- М., 1972.- 54 с.
- Вяткин Л.Г. Методы и формы организации самостоятельной работы студентов. Межвуз. науч.-метод, сб. // НИИ пробл. высш. шк. и др.-Изд-во Сарат. ун-та, 1985.- 89 с.
- Вяткин Л.Г. Развитие познавательной активности и самостоятельности студентов младших курсов.- Саратов, 1985.- 64 с.
- Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства.- М.:МГУ, 1988.-256 с.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию.- М.: МГУ, 1976.- 149 с.
- Гальперин П.Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа // Вопросы психологии.- 1957.- № 6.- С.58−69
- Гамаюнова Р.Ф. Графическое изображение как форма отражения объективной реальности.- Дис. канд.философ.наук.- М., 1969.- 158 с.
- Гамезо М.В., Ломов Б. Ф., Рубахин В. Ф. Психологические аспекты методологии и общей теории знаков и знаковых систем // Психологические проблемы переработки знаковой информации. М., 1977. — С. 5−48
- Гамезо М.В. Зависимость успешности овладения знаковой системой от меры наглядности и логической упорядоченности // Психологические проблемы переработки знаковой информации.- М., 1977.1. С. 211−226
- Гильберт Д., Кон-Фоссен С. Наглядная геометрия.- М., 1981.- 344 с.
- Голант Е.Я. Дидактические основы дифференцированного обучения в советской школе // Актуальные проблемы индивидуализации обучения. Тарту, 1970.-С. 18−23
- Голубева Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека: Пси-хофизиологичекое исследование.-М., 1980.- 151 с.
- Гришин В.В. Психологические закономерности формирования геометрических понятий (на материале разделов ортогональных проекций): Автореф. дис. канд.психолог.наук.- Киев, 1982.- 24 с.
- Гурова JI.JI. Исследование мышления как решения задач: Автореф. дис.. д-ра псих.наук.- М., 1976.- 47с.
- Гурова JI.JI. Психологический анализ решения задач.- Воронеж: йзд-во Воронежского ун-та, 1976.- 327 с.
- Гуджеджиани Н.В. Комплексное применение средств наглядности и ТСО в подготовке студентов педвуза для трудового обучения школьников: Дис. канд.пед.наук.- Тбилиси, 1989.- 148 с.
- Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении.-М.: Педагогика, 1972. -424 с.
- Данилов М.А. Современные методологические проблемы педагогики.-М., 1965.-254 с.
- Дзене А.Э. Организация самостоятельной работы и педагогическое руководство при формировании пространственных представлений в процессе изучения графических дисциплин на 1 курсе ВУЗа: Автореф. дис. канд.пед.наук.- Рига, 1975 .- 16с.
- Добровольская Н.А., Калошина И. П. Обучение решению творческих задач на создание дополнительных построений // Управление познавательной деятельностью студентов.-Саранск. 1979.-С. 13−25
- Добровольская Н.А. Формирование обобщенных умений по решению некоторых классов творческих задач: Автореф. дис.. канд. пси-хол.наук.- М., 1979.- 18 с.
- Дорошкевич A.M. Программирование обучения как средство повышения эффективности учебного процесса в высшей школе: Дис.. доктор пед.наук.- М.:Высшая школа, 1971.- 439 с.
- Дружинин М.Р. Проявление индивидуальных различий в развитии пространственных представлений у учащихся при усвоении геометрических знаний: Дис.. канд.психол.наук.- Ташкент, 1972.- 167 с.
- Дубанов А.А., Найханов В. В., Якунин В. И. Определение линии пересечения конической и цилиндрической поверхностей // Совершенствование подготовки учащихся и студентов в области графики, конструирования и стандартизации.- Самара. 1996.- С. 111 -112
- Загвязинский В.И. О дифференцированном подходе // Народное образование." 1968.- 3 10.- С. 85−87
- Занков JI.B. Психологические вопросы слова и наглядности.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.- 207 с.
- Зинченко П.В., Ломов Б. Ф. О функциях движения руки и глаза в процессе восприятия // Вопросы психологии.- 1960.-№ 1.- С.29−41
- Зинченко В.П., Мануйлов В. М., Гордон В. М. Исследование визуального мышления // Вопросы психологии.-1973.- № 2.- С.3−14
- Злобин В.И. Формирование у школьников системы наглядно-образных представлений о средствах и методах изображения.- М., 1987.- 169 с.
- Иванов А.А., Рязанов С. А. Автоматизированное размещение размерной информации в системах САПР // Совершенствование подготовки учащихся и студентов в области графики, конструирования и стандартизации.-Саратов. 1996.-С. 136−140
- Ивашина Г. Г. Восприятие предмета и его изображений.- Л.: Лен. высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной, 1974.- 150 с.
- Иващенко Г. А. Формирование оптимальной методики интенсивного изучения графических дисциплин в технических вузах: Автореф. дис. .канд. техн. и пед.наук.- М., 1994.-24 с.
- Игнатьев Ё.И. Теоретические вопросы исследования процесса рисования по представлению // Психология рисунка и живописи.- М.: АПН РСФСР, 1954.-С. 185−191
- Ильина Т.А. Вопросы теории и методики педагогического эксперимента.-М., 1975.-158 с.
- Ильина Т.А. Вопросы программированного обучения в педагогическом институте.- М., 1981.- 123 с.
- Изучение и учет индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения и воспитания: Метод, рекомендации для школ.- Гомель. 1985.-51 с.
- Индивидуальная работа со студентами вуза: Пособие для преподавателей вуза/ Под ред. Иващенко О.Н.- Рига, 1970.- 150 с.
- Исследование развития познавательной деятельности / Под ред. Дж. Брунера и др.- М.: Педагогика, 1967.- 389 с.
- Ительсон Л.Б. Психологические вопросы познавательной деятельности. Основы педагогики и психологии высшей школы.- М., 1986.-С. 262−169
- Кабанова- Меллер Е. Н. Психологические особенности пространственных представлений // Основы методики обучения черчению / Под ред. А. Д. Ботвинникова.- М., 1966.- С. 146−164
- Кабанова-Меллер Е. Н. Роль образа в решении задачи // Вопросы психологии.- 1970.- № 5.- С. 122−130
- Кабанова- Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся.- М.: Просвещение, 1986.288 с.
- Кабанова- Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение.- М.: Знание, 1981.- № 6.- С. 16−23
- Казакова В.Г., Кондратьева JI.JI. Психология: Учебник для индуст-риально-пед. техникумов.- М.: Высшая школа, 1989.- 383 с.
- Калошина И.П. Психологические основы формирования умений по разработке способов решения задач: Автореф. дис. канд.психолог.наук.-М., 1971 .-18 с.
- Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий про-цесс.(Эмоционально-коммуникативный аспект педагогического творчества).- JL, 1981.- 187с.
- Каплунович И.Я. Показатели развития пространственного мышления школьников // Вопросы психологии.-1981.- № 5.- С. 155−161
- Каплунович И.Я. Формирование структуры пространственного мышления учащихся при решении математических задач: Автореф. дис. канд.психол.наук.- М., 1978.- 18 с.
- Катханова Ю.Ф. Развитие творческих способностей школьников й студентов художественно-графического факультета в графической деятельности.- Дис. докт.пед.наук.- М., 1994.- 502 с.
- Катханова Ю.Ф. Межпредметные связи спецдисциплин на художественно-графическом факультете // Теория и практика обучения начертательной геометрии и черчению в общеобразовательной школе и педагогическом институте: Межвуз. сб. трудов.- М., 1992 .-С. 3−11
- Коломинский Я.Л. Человек: психология: Кн. для учащихся ст. классов.- 2-е изд., доп.- М.: Просвещение, 1986.- 223 с.
- Косов Б.Б. Зависимость структуры восприятия от индивидуальных особенностей человека // Известия АПН РСФСР.- 1962.- Вып. 120.-С.102−109
- Котов И.И., Амиянц Е. В., Осипов В. А. Сборник задач по начертательной геометрии.- М., Высшая школа, 1970.- 192 с.
- Кочеткова A.JL. Куприянова Г. Я. Элементы программирования в преподавании геометрии и черчения // Повышение научного уровня преподавания черчения в свете задач школьной реформы: Межвуз. сб. трудов.- Ростов-на-Дону, 1989.- С. 90−105
- Крупенников A.M. Экспериментальное исследование развития пространственных представлений у учащихся 7−8 классов средней школы в процессе решения задач по описанию объекта (на примере черчения): Автореф. дис. кандлед.наук.- М., 1974.- 219 с.
- Крутецкий В.А. Проблема формирования и развития способностей II Вопросы психологии.- 1972.- № 2.- С. 3−4
- Крутецкий В.А. Исследование специальных способностей, их структуры и условий формирования // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. В. В. Давыдова.- М.: Педагогика, 1978.-С. 206−221
- Крутецкий В.А. Психология: Учеб. для учащихся пед. уч-щ.-2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1986.- 336 с.
- Коваленко Л.Н. Содержание и особенности решения задач на сложные преобразования II Теория и методика преподавания начертательной геометрии и черчения в средней и высшей школе.- М., 1989 .- С. 129−142
- Королев Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения впедагогических исследованиях // Совет, педагог., 1970.-№ 9.- С. 5 12
- Крылов Д.Г. Изучение начертательной геометрии на художественно-графическом факультете // Материалы научно-методической конференции художественно-графических факультетов педагогических институтов РСФСР. Ученые записки.- Т.79 С. 265−270
- Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления (процесс и способы решения технических задач).- М., 1975.- 304 с.
- Кузнецов С.И. Применение ЭВМ в учебном процессе.- М., 1985
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Развитие творческого мышления школьников.- JL: 1967.- 36 с.
- Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в мыслительной деятельности и в обучении взрослых: Автореф. дис.. д-ра психол.наук.-Л., 1971.-42 с.
- Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений.- М.: Педагогика. 1970.- 232 с.
- Курс начертательной геометрии на базе ЭВМ: Учеб. для инж.-техн. вузов / Тевлин A.M., Иванов Г. С. Нартова Л.Г. и др.- Под ред. A.M. Тевлина.- М.:Высшая школа, 1983.- 175 с.
- Кучкарова Д.Ф. Составление и решение задач по начертательной геометрии повышенной трудности // Теория и методика преподавания начертательной геометрии и черчения в средней и высшей школе: Межвуз. сб. научн. трудов.- М., 1989.- С. 50−58
- Левицкий B.C., Росина А. И., Космин B.C. Оценка начальной подготовленности студентов по инженерной графике // Сб. науч.-метод.статей по начертательной геометрии и инженерной графике.- М., 1978. Вып. 6.- С. 42−44
- Левицкий B.C., Рошка А. И. Опытные работы по черчению: О необходимости перестройки содержания программы и методики преподавания курса черчения // Вестник высшей школы, 1972.- № 3.- С. 8789
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст,— М.: Политиздат, 1971.-279 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность.- М.: Политиздат, 1972.-303 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.- 3-е изд.- М.:МГУ, 1972.- 575 с.
- Леонтьев А.Н. О механизмах чувственного отражения // Хрестоматия по ощущению и восприятию.- М.: МГУ, 1975.- С. 205−216
- Лернер И .Я. Дидактические основы методов обучения.- М.: Педагогика. 1981.- 246 с.
- Линькова Н.П. К вопросу о пространственном мышлении // Вопросы психологии способностей школьников / Под ред. В.А. Крутецко-го.- М.: Просвещение, 1964.- С. 228−259
- Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов пед.учеб.заведений и слушателей ИПК и ФПК.- М.: Прометей, 1992.- 153 с.
- Локтев О.В., Числов П. А. Задачник по начертательной геометрии.-М.: Машиностроение.- 1977.- 103 с.
- Ломов Б.Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.- 239 с.
- Ломов Б.Ф. К вопросу о методике изучения пространственных представлений // Проблемы восприятия пространства и времени.- Л., 1961.-С. 89−92
- Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии.- 1975.- № 2.- С. 31−46
- Ломов Б.Ф. Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы.- М., 1983
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.- М.: Наука, 1984.- 444с.
- Ломов Б.Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности.-М.: Наука. 1980.- 1980.- 279 с.
- Любимова В.К. Комплексный подход к обучению графическим дисциплинам при современных способах обработки графической информации: Дис. канд.пед.наук.- М., 1985.- с.
- Макарова М.Н. Система обучения чтению чертежей в начальном периоде изучения курса черчения в общеобразовательной школе.-М., 1966.- 168 с.
- Маликова В.А. Возрастные и индивидуальные особенности распределения внимания у студентов педагогического института: Дис.. канд.пед.наук.- М., 1979, — 175 с.
- Малкин И. И" О классификации и рациональном сочетании видов самостоятельных работ учащихся на уроке//Сб. «Вопросы развития познавательной активности и самостоятельности школьников».- Казань, 1966.- 167с.-С. 122−125
- Маркова А.К., Абрамова Г. С. Психолого-педагогические аспекты проблемы индивидуальных различий II Вопросы психологии.- 1977.-№ 2.- С.96−103
- Марченко М.Н. Развитие художественно-конструкторских способностей студентов педвузов в процессе изучения изображений на чертежах: Автореф. кан.пед.наук .- М. 1996.- 17с.
- Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. (Педагогическая наука реформе школы).- М.: Педагогика, 1988.-192 с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории.-М.: Педагогика, 1975.- С. 367 с.
- Мерзон Е.А. Методические указания по решению задач на определение и развитие пространственных представлений.- М.: Просвещение, 1969.- 186 с.
- Мерзон Е.Д. Учет индивидуальных особенностей студентов при планировании учебного процесса.- Минск, 1973.- 103 с.
- Мерлин B.C. Принципы психологической характеристики типов личности // Теоретические проблемы психологии личности.- М.: Наука, 1974, — С.226−249
- Методы и средства совершенствования учебного процесса в ВУЗе.-Томск: Изд-во Том. ун-та, 1983.- 134 с.
- Милерян Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений.- М.: Педагогика, 1973.- 300с.
- Мистюк В.В. Некоторые особенности восприятия и понимания школьниками проекционных рисунков. М-лы совещания по психологии.- М., Изд-во АПН РСФСР, 1957.- С. 36−48
- Михайличенко В.Е. и др. Применение ЭВМ в преподавании курса начертательной геометрии: учебное пособие II В. Е. Михайличенко, В. А. Анпилогова, Н. И. Седлицкая.- Киев: КИСИ, 1979.- 103 с.
- Мусалимов Т.К. Научные основы методики преподавания черчения на первых курсах художественно-графических факультетов педвузов Казахстана: Автореф. дис. канд.пед.наук.- М., 1994.-18с.
- Мухаммадов М. Формирование пространственных представлений учащихся в курсе геометрии старших классов средней школы: Автореф. дис. канд.пед.наук.- Ташкент, 1979.- 16 с.
- Начертательная геометрия и инженерная графика. Сб. научно-методических статей.- М.: Высш. школа, 1978.- 156 с.
- Начертательная геометрия на базе ЭВМ / Под ред. Г. С. Иванова.-М.:МАИ, 1986.- 172 с.
- Начертательная геометрия с использованием ЭВМ.- Донецк: ДПИ, 1986.- 83 с.
- Некоторые проблемы современной психологии мышления.-М.'Знание. 1971.-48 с.
- Низамов Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов.- Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1975.- 302 с.
- Никитина Н.М. Индивидуальные особенности студентов // Вопросы психологии обучения и воспитания.- Воронеж: Воронежский гос. пед. ин-т, 1967.- Т.184.-С.48−50
- Никандров Н.Д. Некоторые проблемы дидактики высшей школы в зарубежных странах (материалы лекций).- Знание, 1972, — 48 с.
- Никандров Н.Д. Активизация познавательной деятельности студентов.-Л., 1973.- 123 с.
- Никандров Н.Д. Содержание, методы и формы обучения в педагогическом институте.- Л., 1977.- 152 с.
- Николаева М.С. Роль и место упражнений в системе закрепления знаний и формирования умений и навыков в практике общего и программированного обучения.- М., 1977.- С.220
- Новые технические средства обучения черчению / Сб. под ред. А. Д. Ботвинникова.- М.: Просвещение, 1967, — 68 с.
- Нургалиев К.А., Нургалиева A.M. Роль игровой методики в подготовке будущих специалистов к практической деятельности // Педагогическое образование.- Выпуск № 2.- М.: Прометей, 1990.- С.31−35
- Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др.- Под ред. А. В. Петровского.- 3-е изд. перераб. и доп.- М.: Просвещение. 1986.- 464 с.
- Общая психология: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Подред. В. В. Богославского и др.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение. 1981.-383 с.
- Овчинникова Г. П. Об особенностях оценки знаний студентов при приеме зачетов и экзаменов // Совершенствование подготовки учащихся и студентов в области графики, конструирования и стандартизации.- Саратов, 1996.- С. 81- 83
- Осипишин А.С. Исследование в области применения некоторых технических средств в курсе черчения в вузах. Дис.. канд.пед.наук.-Киев, 1969.-201 с.
- Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А. В. Петровского.- М.: МГУ, 1986.- 304 с.
- Павлов И.П. Избранные труды / Под ред. Э. А. Асратяна.- М.: АПН РСФСР, 1951.-616 с.
- Павлова А.А. Начертательная геометрия.-М.: Прометей, 1993. -280 с.
- Пидкасистый П.И. Проблемы интенсификации учебной деятельности студентов.- В кн.: Активные методы обучения в вузе.- Н.-Челны, 1983.- С. 8−10
- Пидкасистый П.И. и др. Теоретические основы обучения студентов знаниям и методам познавательной деятельности / Современная высшая школа.- 1980.- № 3.- С. 189−206
- Пидкасистый П.И. Основы классификации самостоятельных работ учащихся в процессе обучения // Развитие самостоятельности и творческой активности учащихся в обучении.- М., 1971.-326 е.- С.5−154
- Пискунов А.И. Методология педагогических исследований: Сб. на-уч.трудов.-И.: НИИОП, 1980.- 168 с.
- Планидин Ю.В. Развитие подвижного пространственного мышления при обучении основам проецирования // Повышение научного уровня преподавания черчения в свете задач школьной реформы:
- Межвуз. сб. научн. трудов.- Ростов-на Дону, 1989.- С. 126−137
- Платонов К.К. О системе психологии.- М.: Мысль. 1972.- 215 с.
- Плугин В.Г. Программное управление процессом обучения учебной дисциплине в ВУЗе.- Кишинев: Штиинца, 1977.- 172 с.
- Повышение эффективности процесса обучения студентов начертательной геометрии и черчению: Материалы конференции / Ред. ко л. А. Г. Лахтанов и др.- Минск, 1973, — 189 с.
- Пономарев Я.А. Психология решения задач.- М.: АПН РСФСР, I960.- 223 с.
- Пространственные представления как средство познания объективной действительности. Сб. трудов МГПИ им. В. И. Ленина / Отв. ред. М. Н. Макарова.- М., 1973.- 89 с.
- Психология и психофизиология индивидуальных различий активности человека: Сб. науч. трудов.- Свердловск: СГПИ, 1983.- 89 с.
- Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Политиздат, 1990.- 494 с.
- Пушкин В.Н. Психология и кибирнетика.- М.: Педагогика, 1971.231 с.
- Раев А.И. Психологические основы управления умственной деятельностью учащихся в процессе обучения.- Л.: Лен.пед.ин-т, 1971.123 с.
- Рок И. Введение в зрительное восприятие, в 2-х кн. Пер. с англ. / Под ред. Б. М. Величковского, З. П. Зинченко.- М.: Педагогика, 1980.156 с.
- Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования.- М., 1958.- 145 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психики: Учеб. пособие для высших пед. учебных заведений и ин-тов.- М.: Учпедгиз, 1940.- 596 с.
- Сайгак Л.Н. Преемственность графической подготовки учащихся средней школы и вузов в соответствии с их профориентацией: Автореф. дис. канд.пед.наук.- М., 1984.- 16 с.
- Семенова Н.В. Интенсификация процесса обучения студентов художественно-графического факультета чтению архитектурно-строительных чертежей: Автореф. дис. канд.пед.наук.- М., 1994.- 16 с.
- Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения.- М.: Огиз, 1947.- 309 с.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки: Автореф. дис.. док.пед.наук.- М., 1977.- 28с.
- Семушина Л.Г. Теоретические основы формирования содержания профессионального образования и обучения в средних специальных учебных заведениях: Дис.. док.пед.наук.- 1991.-387 с.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики.- 2-е изд.- М.: Педагогика, 1984.-128 с.
- Скаткин М.Н. Опыт построения целостной дидактической концепции // Советская педагогика.- 1978.- № 1.- С.86−94
- Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения.- МГУ. 1985.- 230 с.
- Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Под ред. А. А. Бодалева, Н. В. Кузьминой, Е. Ф. Рыбалко.- Л.: ЛГУ, 1978.- 132 с.
- Соколов Ю.И. Применение геометрических моделей в учебном процессе // Совершенствование подготовки учащихся и студентов в области графики, конструирования и стандартизации.-Саратов, 1996.- С.83−85
- Соловьев С. А. Совершенствование содержания учебно-методических пособий по линейной перспективе: Автореф. дис.. кандлед.наук.- М.1991.- 30с.
- Соловьев С.А. Рабочая тетрадь по начертательной геометрии.- М.: МГЗПИ, 1977.- 63 с.
- Сорокун П.А. Формирование и развитие пространственных представлений у учащихся: Автореф. дис. д-ра пед.наук.- Л., 1968.- 42 с.
- Средства обучения в высшей и средней специальной школе.- М., 1984.- 128 с.
- Степакова В.В. Творческие задания по методике преподавания черчения: учеб. пособие для студентов художественно-граыических факультетов педуниверситетов и педвузов.- М.: Прометей, 1994.-55 с.
- Столетнев B.C. Влияние уровня развития пространственного мышления на продуктивность решения задач начертательной геометрии: Дис. канд. психол.наук.- М.: АПН СССР, 1979.- 169 с.
- Стриганова Л.А. Принципы организации самостоятельной работы по черчению с применением аудиторного телевизионного комплекса при подготовке инженера-педагога: Автореф.дис.. канд.пед.наук.-М., 1990.-16 с.
- Струков В.А. Исследование некоторых методов применения элек-трофицированных контролирующих устройств в преподавании основ курса «Начертательная геометрия в высшей школе» : Автореф. дис.. канд.пед.наук.- М.1971.-15 с.
- Струков В.И. Активизация формирования пространственных представлений студентов педагогического института // Пространственные представления как средство познания объективной действительности: Сб. трудов.- М., 1973, — С. 3- 11
- Сурин Е.П. Роль пространственного воображения в практике кон структорской работы и в преподавании графических дисциплин в ВТУЗах. (Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений).-М., 1961.-С.179−184
- Талызина Н.Ф. Теория программированного обучения.- М.: МГУ, 1975.-258 с.
- Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека.- М.: МГУ, 1978 .- 246 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.- М.: МГУ, 1978.- 232 с.
- Талызина Н.Ф. Методика составления обучающей программы.- М.: МГУ. 1980.-46 с.
- Теоретические основы содержания общего среднего образования / Ред. В. В. Краевский, И. Я. Лернер.-М., 1983.- е.- 197с.
- Теплов Б.М. Проблема индивидуальных различий.- М.: Политиздат, 1972.- 536 с.
- Теплов Б.М. Исследование свойств нервной системы как путь к изучению психологических различий И Психологическая наука в СССР.- М.: АПН РСФСР. I960.- Т.2.- С. 14−20
- Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева, — М.: Педагогика. 1979.- 207 с.
- Титова М.П. Исследование формирования пространственных представлений о форме предмета на примере решения некоторых графических задач: Автореф. дис. канд.пед.наук, — М., 1980.- 17 с.
- Титова М.П. Некоторые особенности восприятия и представления технической формы // Пространственные представления как средство познания объективной действительности: сб. трудов.- М., 1973.- С.33−40
- Траутман Н.Ф. Сборник задач по начертательной геометрии в применении к различным областям науки и техники.- М.: Машгиз, 1953.- 280 с.
- Туршев А.П. Решение позиционных задач по начертательной геометрии с применением ЭВМ: Учеб. пособие.- Челябинск, 1982.- 87 с.
- Формирование динамического пространственного воображения на уроках черчения: Методические рекомендации в помощь учителям средней школы.- М., 1986.- 89 с.
- Фролова Г. В. Педагогические возможности ЭВМ. Опыт Проблемы. Перспективы.- Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние. 1988.- 68 с.
- Фридман Л.М. Пути разработки педагогических теорий и их основные параметры.- М.: Советская педагогика, 1977, № 3.- С. 63−69
- Фролов С.А. Начертательная геометрия: Учеб. для втузов.- 2-е изд. перераб. и доп.- М.: Машиностроение, 1983.- 240 с.
- Фролов С.А. Сборник задач по начертательной геометрии.- М.: Машиностроение. 1980.- 142 с.
- Фурман А.В. Повышение эффективности графической подготовки школьников: (на материале предметов черчения и трудового обучения ГУ -УШ классов). Автореф. дис.. канд.пед.наук.- Киев, 1984 .26 с.
- Хакимов Г. Ф. Формирование и развитие динамических пространственных представлений учащихся на уроках черчения в 7 классе: Дис. канд.пед.наук.- М., 1982 .- 240 с.
- Холодный М.Т. Место и роль алгоритмов в процессе формирования обобщенных приемов решения позиционных задач // Программированное обучение.- Киев: Вшца школа, 1976.- Киев.- С. 31−34
- Холодный М.Т. Исследование и разработка учебных проекционных задач (на материале обучения в средних специальных учебных заведениях): Автореф. дис. кан.пед.наук.- М., 1977.- 16 с.
- Цонева В.К. ЭВМ как средство оптимизации сотрудничества преподавателя и студента в процессе обучения: Дис. .канд.пед.наук.- М., 1982.- 158 с.
- Чепок В.И. Дидактические основы подготовки студентов общетехнических факультетов педвузов к формированию пространственного мышления школьников: Дис. канд.пед.наук.-Киев, 1988.- 16 с.
- Четверухин Н.Ф. Теоретические основания начертательной геометрии. Конспект лекций /2 ч./.- Ч. 1: Мировоззренческие вопросы в преподавании геометрии.- М., 1971.- 36 с.
- Чекмарев А.А. Инженерная графика: Учеб. для немаш. спец. вузов.-М.: Выс. школа, 1988, — 335 с.
- Черчение и начертательная геометрия. Пособие для студентов пед. ин-тов.- Изд. 3-е.- М.:Просвещение, 1968.- 404 с.
- Чуриков И.А. Индивидуально-дифференцированный подход к учащимся как средство активизации их познавательной деятельности: Автореф. дис. канд.пед.наук.- Казань, 1973.- 21 с.
- Шабанова О.П. Исследование графической задачи как объекта мыслительной деятельности студентов педвузов II Проблемы преподавания графических дисциплин.- Курск, 1996.- С.94−81
- Шабанова О.П. Эмоциональная активация в процессе решения графических задач по черчению // Повышение эффективности методов обучения на заочном отделении художественно-графических факультетов.- Уфа, 1993 .- С. 143−145
- Шастина Е.П. Формирование нравственных отношений подростков в процессе коллективной трудовой деятельности: Дис.. канд. пед.наук.- М., 1965.- 260 с.
- Шемякин Ф.Н. О психологии пространственных представлений.-Уч. зап. АН СССР, НИИ психологии, 1940.- Т.1.- С. 197−231
- Шемякин Ф.Н. Некоторые теоретические проблемы исследования пространственных восприятий и представлений // Вопросы психологии. 1968.-№ 4.-С. 18−28
- Шемятовец Д.И. Исследование условий достижения преемственности в обучении черчению между средней и высшей школой: Автореф. дис. кан.пед.наук.- М., 1977.- 16 с.
- Щеголева О .Я. Совершенствование подготовки будущих учителей к управлению развитием пространственного мышления школьников: Дис. канд.пед.наук.- Одесса, 1986.- 202 с.
- Щербак Ю.И. Исследование эффективности применения учебного комплекса технических средств в педагогическом вузе: Дис.. канд.пед.наук.- М., 1971.-171 с.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.- М.: Просвещение. 1979.- 136 с.
- Эйдельс JI.M., Дерябин А. С. Методика преподавания черчения: Учеб. метод, пособие для студентов заоч. худ.-граф. факультетов пед. ин-тов.- М.: Просвещение, 1968.- 87 с.
- Эсаулов А.Ф. Психология постановки и решения конструктивно-технических задач: Автореф. дис. д-ра психол.наук.- Л.: ЛГУ. 1974.38 с.
- Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников." М.: Педагогика. 1980.- 126 с.
- Якиманская И.С. Психологические проблемы обучения.- М., 1989.146 с.
- Якиманская И.С. Основные направления исследований образного мышления в психологии // Вопросы психологии.- 1985.- № 3.- С.21−32
- Якиманская И. С. Кудрявцев Т.В. Развитие технического мышления учащихся.- М.: Высш. школа, 1964.- 96 с.
- Якунин В.И., Даминов Ш. Х., Григоревская. Конструирование обучения начертательной геометрии и черчению во взаимосвязи со специальными предметами учебной программы // Север и дети. Материалы Международного форума.-Братск, 1995.- С.113−114
- Peel Е.А. Programmed Thinkind, Problems and Methods in Programmed Learining, The Proceedings of the 1967 APL Birmingham Conference, University by Birmgham, 1967. Part 1. — P. 7−15/
- Abbott W. Practikal geometry and engineering graphics-london-glasgow, 1957
- Grant H. E Practical descriptive geometry London-Glasgow, 1956