Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Формирование пространственных представлений студентов в процессе обучения начертательной геометрии на художественно-графическом факультете

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эффективность процесса формирования статических и динамических пространственных представлений студентов обеспечивается посредством решения задач, основное содержание которых предполагает установление взаимоположения точек, линий, плоскостей, предметов относительно друг друга и плоскостей проекций, а также преобразования положения предметов относительно плоскостей и показа на эпюре выполненных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ
    • 1. 1. Проблема формирования пространственных представлений студентов в психолого-педагогических исследованиях
    • 1. 2. Формирование пространственных представлений как методическая проблема специальной подготовки студентов
    • 1. 3. Выявление сформированности пространственных представлений у студентов
  • Выводы
  • ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ
    • 2. 1. Описание экспериментальной методики формирования пространственных представлений у студентов 1 курса при обучении начертательной геометрии
    • 2. 2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
    • 2. 3. Результаты экспериментальной работы по формированию пространственных представлений у студентов 1 курса при обучении их начертательной геометрии
  • Выводы

Формирование пространственных представлений студентов в процессе обучения начертательной геометрии на художественно-графическом факультете (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На современном этапе развития высшей школы возрастают требования к уровню специальной подготовки педагогических кадров, что обусловлено необходимостью подготовки в вузе учителя черчения, способного работать в различных типах учебных заведений (колледжах, лицеях, школах), знающего различные концептуальные подходы к графическому образованию школьников, владеющего специальными знаниями и умениями, позволяющими реализовать различные образовательные программы в педагогической деятельности.

Для повышения эффективности специальной подготовки студентов, на художественно-графических факультетах педагогических вузов необходимо устранить противоречие между объективной необходимостью усиления графической подготовки педагогических кадров и фактическим состоянием его профессионального становления в вузе. Разрешить это противоречие возможно посредством улучшения процесса формирования пространственных представлений на занятиях по начертательной геометрии, что возможно осуществить только при условии индивидуализации учебного процесса.

Указанные обстоятельства определили выбор темы исследования, проблема которого заключается в формировании пространственных представлений в процессе обучения начертательной геометрии на художественно-графических факультетах пединститутов.

Степень разработанности проблемы

Рассматривая возможность формирования пространственных представлений у студентов педагогических вузов, мы изучали психолого-педагогические исследования, посвященные различным аспектам теории и практики профессионального, в том числе и специального образования. В этом отношении наибольший интерес представляют труды психологов Ананьева Б. Г., Богоявленской Д. Б., Выготского

Л.С., Гуровой Л. Л., Крутецкого В. А., Леонтьева А. Н., Ломова Б. Ф., Менчинской Н. А., Рубинштейна С. Л., Якиманской И. С. посвященные проблемам психологии творчества и решения задач, активизации процесса развития пространственных представлений, мотивационно-потребностной сферы обучающегося и др. Исследования названных ученых стали для нас основополагающими.

В области физиологии значительный вклад в понимании процесса восприятия зрительных образов внесли А. Р. Лурия, И. П. Павлов, И. М. Сеченов и др.

Проблема формирования пространственных представлений в процессе обучения начертательной геометрии связана с проблемами вузовского образования. Теоретические основы решения проблемы нашего исследования составили фундаментальные работы педагогов Архангельского С. И., Берга А. И., Блауса А. Я., Загвязинского В. И., Краевского В. В., Лернера И .Я., Никандрова Н. Д., Скаткина М. Н., Сластенина В. А., Щукиной Г. И. и других, исследовавших вопросы отбора содержания обучения, поиска эффективных форм, методов и средств обучения в высшей школе и др.

Различные аспекты формирования пространственных представлений у студентов в процессе обучения начертательной геометрии и черчения в высшей школе исследовались учеными Анисимовой Л. Н., Арустамовым Х. А., Ботвинниковым А. Д., Быковой Е. Ф., Владимирским Г. А., Добровольской Н. А., Ивановой А. В., Иващенко Г. А., Кап-лунович И.Я., Катхановой Ю. Ф., Корзиновой Е. И., Котовым И. И., Макаровой М. Н., Павловой А. А., Столетневым B.C., Титовой М. П., Якуниным В. И. и другими, предложившими различные методические решения проблемы.

Вопросы преемственности формирования пространственных представлений в графической подготовке школьников и студентов находим в трудах Ботвинникова А. Д., Ломова Б. Ф., Ройтмана И. А. и других ученых.

Несмотря на значительное число научных исследований и положительный опыт работы в этом направлении, в области методики преподавания начертательной геометрии проблема формирования пространственных представлений не достаточно рассмотрена в контексте изучения влияния психолого-индивидуальных факторов, влияющих на процесс формирования пространственных представлений, и поиска эффективных методов обучения, обеспечивающих индивидуализацию процесса развития пространственных представлений.

Социальная значимость проблемы формирования пространственных представлений в процессе изучения начертательной геометрии студентами педвузов, наличие условий для ее разрешения подтверждают целесообразность, своевременность и актуальность данного исследования.

Цель исследования: теоретически обосновать педагогические условия при которых обучение начертательной геометрии позволит индивидуализировать процесс формирования пространственных представлений, обеспечивая его эффективность.

Объект исследования: — графическая подготовка по начертательной геометрии студентов первого курса художественно-графических факультетов педагогических институтов.

Предмет исследования: — процесс формирования пространственных представлений у студентов первого курса художественно-графических на занятиях по начертательной геометрии.

Гипотеза исследования. Эффективность процесса формирования пространственных представлений на занятиях по начертательной геометрии возможно обеспечить, если методику преподавания построить на следующих основных положениях:

— теоретические положения курса будут изучаться на основе акцентирования внутрипредметных связей базовых и производных понятий начертательной геометрии, обеспечивая мотивационную установку на усвоение изучаемого материала и системность получаемых знаний;

— теоретические основы курса будут закрепляться в процессе решения задач, последовательное введение которых будет обеспечивать развитие пространственных представлений на основе коррекции индивидуально-психологических особенностей восприятия, памяти, мышления и исходного уровня сформированное&tradeпространственных представлений студентов.

Это обеспечит эффективность процесса формирования статических и динамических пространственных представлений студентов, результаты которого будут проявляться в решении графических задач повышенной сложности.

Проблема, цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость решения следующих задач:

1. Изучить теоретические основы формирования пространственных представлений студентов в процессе изучения начертательной геометрии на первом курсе художественно-графического факультета пединститута.

2. Проанализировать и выявить уровень сформированности пространственных представлений у первокурсников.

3. Найти оптимальную методику формирования пространственных представлений при обучении начертательной геометрии, продумав последовательность введения задач, обеспечивающих эффективность формирования пространственных представлений с учётом индивидуализации процесса обучения.

4. Разработать методические рекомендации по формированию пространственных представлений студентов в процессе обучения начертательной геометрии.

Методологической и теоретической основой исследования стали;

— труды в области педагогики, психологии, методики профессионального, в том числе специального, образования в педагогических и технических вузах России и зарубежья;

— теория деятельности;

— теория педагогического сотрудничества.

Основными методами исследования явились:

— изучения и анализ литературы, освещающей психологические, физиологические, педагогические и методические аспекты проблемы формирования пространственных представлений;

— моделирование методики формирования пространственных представлений, учитывающей индивидуально-психологические особенности обучающихся и их уровень сформированности пространственных представлений;

— педагогический эксперимент;

— анализ учебных работ студентов по начертательной геометрии;

— анализ, обобщение и обработка результатов эксперимента.

Опытно-экспериментальной базой исследования стали художественно-графические факультеты Карачаево-Черчесского государственного педагогического института и Владимирского государственного педагогического института. В общей сложности опытно-экспериментальным исследованием было охвачено 524 студента.

Периоды исследования

Первый период (1987;1988 гт.) — подготовительно-рекогносцировочный. На этом этапе осуществлялись первичные наблюдения, изучалась литература по проблемам профессиональной и специальной подготовки будущих учителей черчения.

Второй период (1988;1989 гт.) — теоретико-поисковый. На этом этапе уточнялась проблема исследования, изучались и анализировались результаты отечественных и зарубежных исследований. Была сформулирована гипотеза, намечены цели, задачи и определены методы исследования. В этот период был проведен поисковый эксперимент с целью выявления влияния индивидуально-психологических особенностей памяти, восприятия и мышления на процесс формирования пространственных представлений студентов 1 курса художественно-графических факультетов.

Третий период (1990;1996 гг.) — проектировочно-эксперимен-тальный. Нами проводился формирующий эксперимент, анализировались работы по начертательной геометрии студентов 1 курса, обобщались полученные результаты. Осуществлялась апробация и внедрение методических рекомендаций в практику высшей школы.

Проведенное исследование позволило вынести на защиту:

— методику формирования пространственных представлений, основанную на учете индивидуально-психологических различий обучающихся.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

1. Определены психолого-педагогические факторы влияющие на процесс формирования пространственных представлений к ним относятся: позднее включение студентов в процесс формирования динамических пространственных представлений в процессе изучения начертательной геометриинедостаточное внимание к вопросам обучения определению ориентации предметов в пространстве и отображения ориентации на чертеже.

2. Выявлены условия, стимулирующие процесс формирования пространственных представлений у студентов педвузов:

— теоретические положения курса изучаются на основе раскрытия внутрипредметных связей тем, положений, понятий начертательной геометрии, обеспечивая мотивационную установку на усвоение изучаемого материала и системность получаемых знаний;

— теоретические основы курса закрепляются в процессе решения задач, последовательное введение которых обеспечивает развитие пространственных представлений на основе коррекции индивидуально-психологических особенностей восприятия, памяти, мышления и исходного уровня сформированности пространственных представлений студентов, а также раннего введение задач, способствующих формированию статических и динамических представлений студентов;

— фундаментализации курса начертательной геометрии за счет расширения количества рассматриваемых задач с различными элементами преобразования положения предметов в пространстве;

— эффективность процесса формирования статических и динамических пространственных представлений студентов обеспечивается посредством решения задач, основное содержание которых предполагает установления взаимоотношения предметов относительно друг друга и плоскостей проекций, преобразования положения предметов относительно плоскостей. Этот материал необходимо ввести во все темы курса начертательной геометрии, начиная с первой — эпюр точки.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что внесен вклад в разработку теории профессиональной подготовки учителя черчения путем выявления условий, позволяющих индивидуализировать процесс формирования пространственных представлений, обеспечивая его эффективность.

Практическая значимость работы заключается в разработке методики формирования пространственных представлений основанной на учете индивидуально-психологических особенностей обучающихся. Подборе графических задач, обеспечивающих нейтрализацию, коррекцию недостатков исходного уровня сформированности пространственных представлений и развитие их в процессе обучения.

Достоверность полученных результатов обеспечена использованием комплекса взаимосвязанных методов исследования, научной методологией, четкой организацией опытно-экспериментальной работы, использованием современных методов обработки полученных результатов.

Апробация работы. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедр «Методики преподавания изобразительного искусства и черчения» МПГУ им. В. И. Ленина и «Начертательной геометрии и черчения» КЧГПИ и ВГПИ, на Российских и Республиканских Научно-практических конференциях.

Результаты исследования внедрены в практику в виде 10 публикаций.

Результаты исследования полностью подтвердили исходную гипотезу.

Прикладное значение исследования состоит в том, что оно ориентирует педагогическую науку и практику на поиск и применение средств развития творческого потенциала студентов, и формирование пространственных представлений.

Описанная методика формирования пространственных Представлений может служить основой дальнейших практических разработок и рекомендаций для преподавателей, читающих курсы начертательной геометрии.

В заключение нужно подчеркнуть, что проблему формирования пространственных представлений нельзя считать вполне решенной. Работа над созданием целостной системы обучения начертательной геометрии продолжается. Очередной этап — разработка и воплощение гибких технологий обучения начертательной геометрии. Эта комплексная задача по силам лишь крупным исследовательским коллективам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования мы пришли к следующим основным выводам.

1. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что пространственные представления следует понимать как сложное ин-тегративное явление, представляющее собой комбинацию образов восприятия, памяти, мышления, которые создаются в процессе функционирования таких психических процессов как восприятие, память, мышление с обязательным участием процесса внимания.

2. Уровень сформированности пространственных представлений во многом определяется памятью, вниманием, мышлением.

3. Теоретический анализ и данные экспериментальной работы позволяют утверждать, что процесс формирования, развития и актуализации пространственных представлений обусловлен индивидуальными особенностями психических процессов восприятия, памяти, мышления.

4. Условия, влияющие на процесс формирования пространственных представлений многообразны. Одни из них являются объективными, другие — субъективными. Они переплетаются, взаимодействуют и меняются в течение времени. Теоретически доказано и экспериментально подтверждено, что основными из них являются внутренние факторы, которые необходимо учитывать при создании экспериментальной методики обучения. К ним следует отнести:

— темпоритм решения задач;

— скорость переключения внимания;

— объем памяти на пространственные образы;

— индивидуальные отличия в сформированности пространственных представлений.

К внешним факторам, которые позволяют нейтрализовать и корректировать негативные внутренние факторы относятся:

— учет в процессе обучения начертательной геометрии исходного уровня сформированности пространственных представлений;

— формирование на начальном этапе обучения студентов с низким и средним уровнем развития пространственных представлений зрительных образов посредством опоры на актуализируемые зрительные ассоциации и представления;

— оказание постоянной дополнительной помощи студентам с низким и средним уровнями развития пространственных представлений посредством использования эффективных педагогических методов и приемов индивидуальной работы с данным контингентом.

5. Формирование пространственных представлений в процессе изучения начертательной геометрии осуществляется успешнее при следующих условиях:

— теоретические положения курса раскрываются на основе акцентирования внутрипредметных связей базовых и производных понятий начертательной геометрии, обеспечивая мотивационную установку на усвоение изучаемого материала и системность получаемых знаний;

— теоретические основы курса закрепляются в процессе решения задач, последовательное введение которых обеспечивает развитие пространственных представлений на основе коррекции индивидуально-психологических особенностей восприятия, памяти, мышления и исходного уровня сформированности пространственных представлений студентов, а также раннего введение задач, способствующих формированию статических и динамических представлений студентов;

— фундаментализации курса начертательной геометрии обеспечивается за счет расширения количества рассматриваемых задач с различными элементами преобразования положения предметов в пространстве.

6. Эффективность процесса формирования статических и динамических пространственных представлений студентов обеспечивается посредством решения задач, основное содержание которых предполагает установление взаимоположения точек, линий, плоскостей, предметов относительно друг друга и плоскостей проекций, а также преобразования положения предметов относительно плоскостей и показа на эпюре выполненных преобразований. Экспериментально подтверждено, что введениеназванных задач во все темы курса, начиная с первой -" Эпюр точки", позволяет успешнее формировать пространственные представления студентов.

7. В результате исследования было установлено, что методика формирования пространственных представлений в процессе обучения начертательной геометрии должна выстраиваться на взаимосвязи логического и образного начал, что позволяет обеспечить развитие пространственных представлений студентов.

8. Теоретически и экспериментально доказано, что фундамента-лизация знаний по начертательной геометрии плодотворно влияет на формирование умения решать графические задачи, что является одним из условий успешного обучения.

9. Результатами исследования подтверждено, что разработанная и апробированная нами методика формирования пространственных представлений обеспечивает глубокое усвоение теоретического материала курса и способствует формированию логического и пространственного мышления.

10. Установлено, что при экспериментальной методике обучения студентов пространственные умения формируются эффективнее, что связано с учетом индивидуально-психологических особенностей обучаемых и исходного уровня сформированности пространственных представлений.

11. Установлено, что при изучении первых тем начертательной геометрии необходимо опираться на ассоциативные зрительные образы, что позволяет на первых этапах обучения нейтрализовать недостатки в сформированности пространственных образов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .Г. Новое в учении о восприятии пространства// Вопросы психологии.-1960.-№ 1 С. 15−19
  2. .Г. Психология чувственного познания.- М., I960.- 486 с.
  3. .Г. Сенсорно-перцептивная организация человека // Познавательные процессы: ощущения, восприятие.- М., 1982.- С.7−31
  4. Н.Н. Экспериментальное исследование формирования пространственных представлений школьников средствами технического рисования: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1970.- 15 с.
  5. Л.Н. Развитие творческих способностей студентов художественно-графических факультетов при решении задач по начертательной геометрии. Дис. канд.пед.наук. — М., 1986, — 199 с.
  6. Р. Визуальное мышление // Зрительные образы: феноменология и эксперимент.-Душанбе, 1971.- Ч. 1С. 21−30
  7. Х.А. Сборник задач по начертательной геометрий.- М.: Машиностроение, 1971.- 376с.
  8. С.И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы. М.: Высш. школа, 1980.- 368 с.
  9. Ю.К. Оптимизация процесса обучения.- М.: Педагогика, 1 982 192 с.
  10. А.И. Перспективы развития программированного обучения.-М., 1971.- 103 с.
  11. .И. Действие. Психологические механизмы визуального мышления.- М., 1984.- 123 с.
  12. А.Я. Система обучения графическим дисциплинам: Автореф. дис. д-ра пед.наук.- М., 1974.- 41 с.
  13. Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности // Вопросы психологии.- 1971.- № 1.- С. 144−146
  14. В.Ф. Система адаптивного контроля и преподавания начертательной геометрии.- Красноярск, 1966.- 26 с,
  15. А.Д. Экспериментальное исследование эффективности формирования графических знаний и навыков у учащихся. Особенности решения разных видов задач // Обучение основам проецирования: Сб. статей / Сост. А. Д. Ботвинников.-М., 1975.- С.58−85
  16. А.Д., Якиманская И. С. Обучение некоторым формам пространственных представлений на разном графическом материале // Новые исследования в педагогических науках, 1970.- № 1.-С. 135−140
  17. А.Д., Ломов Б. Ф. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников // АПН СССР. Науч.-исслед. ин-т содержания и методов обучения.-М.:Педагогика, 1979.-255 с.
  18. А.Д. Методы исследования в частных дидактиках (на примере черчения).- М.: Просвещение, 1964.- 112 с.
  19. А.А. Индивидуальный подход в обучении// Сов. педагогика.- 1965.- № 7.- С.70−83
  20. Г. Ф. Динамический чертеж как средство наглядного моделирования решения задач в курсе начертательной геометрии(в свете принципов программированного обучения): Дис.. канд.пед.наук.1. М., 1969.- 246 с.
  21. Г. Ф. Метод моделирования в курсе начертательной геометрии // Формирование и развитие пространственных представлений у учащихся / Под ред. Н. Ф. Четверухина. Вып.1.- М.: Просвещение, 1964.-С. 160−179
  22. В.М. Активизация мыслительной деятельности студентов в высшей школе.- Киев: Высшая школа, 1979.- 134 с.
  23. В.Н., Ройтман И. А. Сборник задач и методические указания по начертательной геометрии (для факультативных занятий).-М.: Просвещение. 1972.- 127 с.
  24. В.Н. Начертательная геометрия.- Минск: Вышэйшая школа, 1977.- 368 с
  25. Г. А. Сборник задач по начертательной геометрии: Пособие для студентов педагог, ин-тов.- М.: Просвещение, 1972.- 95с.
  26. Е.Н. Методика развития пространственных представлений в процессе преподавания проекционного черчения в средней школе: Дис. канд.пед.наук.- М., 1956, — 276 с.
  27. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И. С. Якиманской.- М.: Педагогика. 1989.- 224 с.
  28. Е.С. Психологические особенности развития ценностных ориентаций у студентов педвузов: Дис. канд.психол.наук.-М., 1983.-167 с.
  29. К.Н. Психология о педагогических проблемах.- М.: Просвещение, 1981.- 129 с.
  30. И.А. Занимательное черчение: Кн. для учащихся сред, шк.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.:Просвещение, 1990.- 223 с.
  31. JI.C. История развития высших психических функций // Собр. соч. М., 1983.- Т.З.- С. 5−328
  32. Выготский JLC. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6-ти т.- М., 1982.-Т.2.- С.5−361
  33. JI.C. Педагогическая психология // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.- М.: МГУ, 1980.- С.49−52
  34. И.С. Применение наглядных пособий и технических средств на уроках технического черчения: Методические рекомендации.- М., 1972.- 54 с.
  35. Л.Г. Методы и формы организации самостоятельной работы студентов. Межвуз. науч.-метод, сб. // НИИ пробл. высш. шк. и др.-Изд-во Сарат. ун-та, 1985.- 89 с.
  36. Л.Г. Развитие познавательной активности и самостоятельности студентов младших курсов.- Саратов, 1985.- 64 с.
  37. Т.В. Учебная деятельность и ее средства.- М.:МГУ, 1988.-256 с.
  38. П.Я. Введение в психологию.- М.: МГУ, 1976.- 149 с.
  39. П.Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа // Вопросы психологии.- 1957.- № 6.- С.58−69
  40. Р.Ф. Графическое изображение как форма отражения объективной реальности.- Дис. канд.философ.наук.- М., 1969.- 158 с.
  41. М.В., Ломов Б. Ф., Рубахин В. Ф. Психологические аспекты методологии и общей теории знаков и знаковых систем // Психологические проблемы переработки знаковой информации. М., 1977. — С. 5−48
  42. М.В. Зависимость успешности овладения знаковой системой от меры наглядности и логической упорядоченности // Психологические проблемы переработки знаковой информации.- М., 1977.1. С. 211−226
  43. Д., Кон-Фоссен С. Наглядная геометрия.- М., 1981.- 344 с.
  44. Е.Я. Дидактические основы дифференцированного обучения в советской школе // Актуальные проблемы индивидуализации обучения. Тарту, 1970.-С. 18−23
  45. Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека: Пси-хофизиологичекое исследование.-М., 1980.- 151 с.
  46. В.В. Психологические закономерности формирования геометрических понятий (на материале разделов ортогональных проекций): Автореф. дис. канд.психолог.наук.- Киев, 1982.- 24 с.
  47. JI.JI. Исследование мышления как решения задач: Автореф. дис.. д-ра псих.наук.- М., 1976.- 47с.
  48. JI.JI. Психологический анализ решения задач.- Воронеж: йзд-во Воронежского ун-та, 1976.- 327 с.
  49. Н.В. Комплексное применение средств наглядности и ТСО в подготовке студентов педвуза для трудового обучения школьников: Дис. канд.пед.наук.- Тбилиси, 1989.- 148 с.
  50. В.В. Виды обобщений в обучении.-М.: Педагогика, 1972. -424 с.
  51. М.А. Современные методологические проблемы педагогики.-М., 1965.-254 с.
  52. А.Э. Организация самостоятельной работы и педагогическое руководство при формировании пространственных представлений в процессе изучения графических дисциплин на 1 курсе ВУЗа: Автореф. дис. канд.пед.наук.- Рига, 1975 .- 16с.
  53. Н.А., Калошина И. П. Обучение решению творческих задач на создание дополнительных построений // Управление познавательной деятельностью студентов.-Саранск. 1979.-С. 13−25
  54. Н.А. Формирование обобщенных умений по решению некоторых классов творческих задач: Автореф. дис.. канд. пси-хол.наук.- М., 1979.- 18 с.
  55. A.M. Программирование обучения как средство повышения эффективности учебного процесса в высшей школе: Дис.. доктор пед.наук.- М.:Высшая школа, 1971.- 439 с.
  56. М.Р. Проявление индивидуальных различий в развитии пространственных представлений у учащихся при усвоении геометрических знаний: Дис.. канд.психол.наук.- Ташкент, 1972.- 167 с.
  57. А.А., Найханов В. В., Якунин В. И. Определение линии пересечения конической и цилиндрической поверхностей // Совершенствование подготовки учащихся и студентов в области графики, конструирования и стандартизации.- Самара. 1996.- С. 111 -112
  58. В.И. О дифференцированном подходе // Народное образование." 1968.- 3 10.- С. 85−87
  59. JI.B. Психологические вопросы слова и наглядности.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.- 207 с.
  60. П.В., Ломов Б. Ф. О функциях движения руки и глаза в процессе восприятия // Вопросы психологии.- 1960.-№ 1.- С.29−41
  61. В.П., Мануйлов В. М., Гордон В. М. Исследование визуального мышления // Вопросы психологии.-1973.- № 2.- С.3−14
  62. В.И. Формирование у школьников системы наглядно-образных представлений о средствах и методах изображения.- М., 1987.- 169 с.
  63. А.А., Рязанов С. А. Автоматизированное размещение размерной информации в системах САПР // Совершенствование подготовки учащихся и студентов в области графики, конструирования и стандартизации.-Саратов. 1996.-С. 136−140
  64. Г. Г. Восприятие предмета и его изображений.- Л.: Лен. высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной, 1974.- 150 с.
  65. Г. А. Формирование оптимальной методики интенсивного изучения графических дисциплин в технических вузах: Автореф. дис. .канд. техн. и пед.наук.- М., 1994.-24 с.
  66. Ё.И. Теоретические вопросы исследования процесса рисования по представлению // Психология рисунка и живописи.- М.: АПН РСФСР, 1954.-С. 185−191
  67. Т.А. Вопросы теории и методики педагогического эксперимента.-М., 1975.-158 с.
  68. Т.А. Вопросы программированного обучения в педагогическом институте.- М., 1981.- 123 с.
  69. Изучение и учет индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения и воспитания: Метод, рекомендации для школ.- Гомель. 1985.-51 с.
  70. Индивидуальная работа со студентами вуза: Пособие для преподавателей вуза/ Под ред. Иващенко О.Н.- Рига, 1970.- 150 с.
  71. Исследование развития познавательной деятельности / Под ред. Дж. Брунера и др.- М.: Педагогика, 1967.- 389 с.
  72. Л.Б. Психологические вопросы познавательной деятельности. Основы педагогики и психологии высшей школы.- М., 1986.-С. 262−169
  73. Кабанова- Меллер Е. Н. Психологические особенности пространственных представлений // Основы методики обучения черчению / Под ред. А. Д. Ботвинникова.- М., 1966.- С. 146−164
  74. Кабанова-Меллер Е. Н. Роль образа в решении задачи // Вопросы психологии.- 1970.- № 5.- С. 122−130
  75. Кабанова- Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся.- М.: Просвещение, 1986.288 с.
  76. Кабанова- Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение.- М.: Знание, 1981.- № 6.- С. 16−23
  77. В.Г., Кондратьева JI.JI. Психология: Учебник для индуст-риально-пед. техникумов.- М.: Высшая школа, 1989.- 383 с.
  78. И.П. Психологические основы формирования умений по разработке способов решения задач: Автореф. дис. канд.психолог.наук.-М., 1971 .-18 с.
  79. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий про-цесс.(Эмоционально-коммуникативный аспект педагогического творчества).- JL, 1981.- 187с.
  80. И.Я. Показатели развития пространственного мышления школьников // Вопросы психологии.-1981.- № 5.- С. 155−161
  81. И.Я. Формирование структуры пространственного мышления учащихся при решении математических задач: Автореф. дис. канд.психол.наук.- М., 1978.- 18 с.
  82. Ю.Ф. Развитие творческих способностей школьников й студентов художественно-графического факультета в графической деятельности.- Дис. докт.пед.наук.- М., 1994.- 502 с.
  83. Ю.Ф. Межпредметные связи спецдисциплин на художественно-графическом факультете // Теория и практика обучения начертательной геометрии и черчению в общеобразовательной школе и педагогическом институте: Межвуз. сб. трудов.- М., 1992 .-С. 3−11
  84. Я.Л. Человек: психология: Кн. для учащихся ст. классов.- 2-е изд., доп.- М.: Просвещение, 1986.- 223 с.
  85. .Б. Зависимость структуры восприятия от индивидуальных особенностей человека // Известия АПН РСФСР.- 1962.- Вып. 120.-С.102−109
  86. И.И., Амиянц Е. В., Осипов В. А. Сборник задач по начертательной геометрии.- М., Высшая школа, 1970.- 192 с.
  87. A.JL. Куприянова Г. Я. Элементы программирования в преподавании геометрии и черчения // Повышение научного уровня преподавания черчения в свете задач школьной реформы: Межвуз. сб. трудов.- Ростов-на-Дону, 1989.- С. 90−105
  88. A.M. Экспериментальное исследование развития пространственных представлений у учащихся 7−8 классов средней школы в процессе решения задач по описанию объекта (на примере черчения): Автореф. дис. кандлед.наук.- М., 1974.- 219 с.
  89. В.А. Проблема формирования и развития способностей II Вопросы психологии.- 1972.- № 2.- С. 3−4
  90. В.А. Исследование специальных способностей, их структуры и условий формирования // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. В. В. Давыдова.- М.: Педагогика, 1978.-С. 206−221
  91. В.А. Психология: Учеб. для учащихся пед. уч-щ.-2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1986.- 336 с.
  92. Л.Н. Содержание и особенности решения задач на сложные преобразования II Теория и методика преподавания начертательной геометрии и черчения в средней и высшей школе.- М., 1989 .- С. 129−142
  93. Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения впедагогических исследованиях // Совет, педагог., 1970.-№ 9.- С. 5 12
  94. Д.Г. Изучение начертательной геометрии на художественно-графическом факультете // Материалы научно-методической конференции художественно-графических факультетов педагогических институтов РСФСР. Ученые записки.- Т.79 С. 265−270
  95. Т.В. Психология технического мышления (процесс и способы решения технических задач).- М., 1975.- 304 с.
  96. С.И. Применение ЭВМ в учебном процессе.- М., 1985
  97. Ю.Н., Сухобская Г. С. Развитие творческого мышления школьников.- JL: 1967.- 36 с.
  98. Ю.Н. Эвристические методы в мыслительной деятельности и в обучении взрослых: Автореф. дис.. д-ра психол.наук.-Л., 1971.-42 с.
  99. Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений.- М.: Педагогика. 1970.- 232 с.
  100. Курс начертательной геометрии на базе ЭВМ: Учеб. для инж.-техн. вузов / Тевлин A.M., Иванов Г. С. Нартова Л.Г. и др.- Под ред. A.M. Тевлина.- М.:Высшая школа, 1983.- 175 с.
  101. Д.Ф. Составление и решение задач по начертательной геометрии повышенной трудности // Теория и методика преподавания начертательной геометрии и черчения в средней и высшей школе: Межвуз. сб. научн. трудов.- М., 1989.- С. 50−58
  102. B.C., Росина А. И., Космин B.C. Оценка начальной подготовленности студентов по инженерной графике // Сб. науч.-метод.статей по начертательной геометрии и инженерной графике.- М., 1978. Вып. 6.- С. 42−44
  103. B.C., Рошка А. И. Опытные работы по черчению: О необходимости перестройки содержания программы и методики преподавания курса черчения // Вестник высшей школы, 1972.- № 3.- С. 8789
  104. Н.С. Умственные способности и возраст,— М.: Политиздат, 1971.-279 с.
  105. А.Н. Деятельность, сознание, личность.- М.: Политиздат, 1972.-303 с.
  106. А.Н. Проблемы развития психики.- 3-е изд.- М.:МГУ, 1972.- 575 с.
  107. А.Н. О механизмах чувственного отражения // Хрестоматия по ощущению и восприятию.- М.: МГУ, 1975.- С. 205−216
  108. И .Я. Дидактические основы методов обучения.- М.: Педагогика. 1981.- 246 с.
  109. Н.П. К вопросу о пространственном мышлении // Вопросы психологии способностей школьников / Под ред. В.А. Крутецко-го.- М.: Просвещение, 1964.- С. 228−259
  110. .Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов пед.учеб.заведений и слушателей ИПК и ФПК.- М.: Прометей, 1992.- 153 с.
  111. О.В., Числов П. А. Задачник по начертательной геометрии.-М.: Машиностроение.- 1977.- 103 с.
  112. .Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.- 239 с.
  113. .Ф. К вопросу о методике изучения пространственных представлений // Проблемы восприятия пространства и времени.- Л., 1961.-С. 89−92
  114. .Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии.- 1975.- № 2.- С. 31−46
  115. .Ф. Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы.- М., 1983
  116. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.- М.: Наука, 1984.- 444с.
  117. .Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности.-М.: Наука. 1980.- 1980.- 279 с.
  118. В.К. Комплексный подход к обучению графическим дисциплинам при современных способах обработки графической информации: Дис. канд.пед.наук.- М., 1985.- с.
  119. М.Н. Система обучения чтению чертежей в начальном периоде изучения курса черчения в общеобразовательной школе.-М., 1966.- 168 с.
  120. В.А. Возрастные и индивидуальные особенности распределения внимания у студентов педагогического института: Дис.. канд.пед.наук.- М., 1979, — 175 с.
  121. Малкин И. И" О классификации и рациональном сочетании видов самостоятельных работ учащихся на уроке//Сб. «Вопросы развития познавательной активности и самостоятельности школьников».- Казань, 1966.- 167с.-С. 122−125
  122. А.К., Абрамова Г. С. Психолого-педагогические аспекты проблемы индивидуальных различий II Вопросы психологии.- 1977.-№ 2.- С.96−103
  123. М.Н. Развитие художественно-конструкторских способностей студентов педвузов в процессе изучения изображений на чертежах: Автореф. кан.пед.наук .- М. 1996.- 17с.
  124. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. (Педагогическая наука реформе школы).- М.: Педагогика, 1988.-192 с.
  125. М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории.-М.: Педагогика, 1975.- С. 367 с.
  126. Е.А. Методические указания по решению задач на определение и развитие пространственных представлений.- М.: Просвещение, 1969.- 186 с.
  127. Е.Д. Учет индивидуальных особенностей студентов при планировании учебного процесса.- Минск, 1973.- 103 с.
  128. B.C. Принципы психологической характеристики типов личности // Теоретические проблемы психологии личности.- М.: Наука, 1974, — С.226−249
  129. Методы и средства совершенствования учебного процесса в ВУЗе.-Томск: Изд-во Том. ун-та, 1983.- 134 с.
  130. Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений.- М.: Педагогика, 1973.- 300с.
  131. В.В. Некоторые особенности восприятия и понимания школьниками проекционных рисунков. М-лы совещания по психологии.- М., Изд-во АПН РСФСР, 1957.- С. 36−48
  132. В.Е. и др. Применение ЭВМ в преподавании курса начертательной геометрии: учебное пособие II В. Е. Михайличенко, В. А. Анпилогова, Н. И. Седлицкая.- Киев: КИСИ, 1979.- 103 с.
  133. Т.К. Научные основы методики преподавания черчения на первых курсах художественно-графических факультетов педвузов Казахстана: Автореф. дис. канд.пед.наук.- М., 1994.-18с.
  134. М. Формирование пространственных представлений учащихся в курсе геометрии старших классов средней школы: Автореф. дис. канд.пед.наук.- Ташкент, 1979.- 16 с.
  135. Начертательная геометрия и инженерная графика. Сб. научно-методических статей.- М.: Высш. школа, 1978.- 156 с.
  136. Начертательная геометрия на базе ЭВМ / Под ред. Г. С. Иванова.-М.:МАИ, 1986.- 172 с.
  137. Начертательная геометрия с использованием ЭВМ.- Донецк: ДПИ, 1986.- 83 с.
  138. Некоторые проблемы современной психологии мышления.-М.'Знание. 1971.-48 с.
  139. Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов.- Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1975.- 302 с.
  140. Н.М. Индивидуальные особенности студентов // Вопросы психологии обучения и воспитания.- Воронеж: Воронежский гос. пед. ин-т, 1967.- Т.184.-С.48−50
  141. Н.Д. Некоторые проблемы дидактики высшей школы в зарубежных странах (материалы лекций).- Знание, 1972, — 48 с.
  142. Н.Д. Активизация познавательной деятельности студентов.-Л., 1973.- 123 с.
  143. Н.Д. Содержание, методы и формы обучения в педагогическом институте.- Л., 1977.- 152 с.
  144. М.С. Роль и место упражнений в системе закрепления знаний и формирования умений и навыков в практике общего и программированного обучения.- М., 1977.- С.220
  145. Новые технические средства обучения черчению / Сб. под ред. А. Д. Ботвинникова.- М.: Просвещение, 1967, — 68 с.
  146. К.А., Нургалиева A.M. Роль игровой методики в подготовке будущих специалистов к практической деятельности // Педагогическое образование.- Выпуск № 2.- М.: Прометей, 1990.- С.31−35
  147. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др.- Под ред. А. В. Петровского.- 3-е изд. перераб. и доп.- М.: Просвещение. 1986.- 464 с.
  148. Общая психология: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Подред. В. В. Богославского и др.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение. 1981.-383 с.
  149. Г. П. Об особенностях оценки знаний студентов при приеме зачетов и экзаменов // Совершенствование подготовки учащихся и студентов в области графики, конструирования и стандартизации.- Саратов, 1996.- С. 81- 83
  150. А.С. Исследование в области применения некоторых технических средств в курсе черчения в вузах. Дис.. канд.пед.наук.-Киев, 1969.-201 с.
  151. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А. В. Петровского.- М.: МГУ, 1986.- 304 с.
  152. И.П. Избранные труды / Под ред. Э. А. Асратяна.- М.: АПН РСФСР, 1951.-616 с.
  153. А.А. Начертательная геометрия.-М.: Прометей, 1993. -280 с.
  154. П.И. Проблемы интенсификации учебной деятельности студентов.- В кн.: Активные методы обучения в вузе.- Н.-Челны, 1983.- С. 8−10
  155. П.И. и др. Теоретические основы обучения студентов знаниям и методам познавательной деятельности / Современная высшая школа.- 1980.- № 3.- С. 189−206
  156. П.И. Основы классификации самостоятельных работ учащихся в процессе обучения // Развитие самостоятельности и творческой активности учащихся в обучении.- М., 1971.-326 е.- С.5−154
  157. А.И. Методология педагогических исследований: Сб. на-уч.трудов.-И.: НИИОП, 1980.- 168 с.
  158. Ю.В. Развитие подвижного пространственного мышления при обучении основам проецирования // Повышение научного уровня преподавания черчения в свете задач школьной реформы:
  159. . сб. научн. трудов.- Ростов-на Дону, 1989.- С. 126−137
  160. К.К. О системе психологии.- М.: Мысль. 1972.- 215 с.
  161. В.Г. Программное управление процессом обучения учебной дисциплине в ВУЗе.- Кишинев: Штиинца, 1977.- 172 с.
  162. Повышение эффективности процесса обучения студентов начертательной геометрии и черчению: Материалы конференции / Ред. ко л. А. Г. Лахтанов и др.- Минск, 1973, — 189 с.
  163. Я.А. Психология решения задач.- М.: АПН РСФСР, I960.- 223 с.
  164. Пространственные представления как средство познания объективной действительности. Сб. трудов МГПИ им. В. И. Ленина / Отв. ред. М. Н. Макарова.- М., 1973.- 89 с.
  165. Психология и психофизиология индивидуальных различий активности человека: Сб. науч. трудов.- Свердловск: СГПИ, 1983.- 89 с.
  166. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Политиздат, 1990.- 494 с.
  167. В.Н. Психология и кибирнетика.- М.: Педагогика, 1971.231 с.
  168. А.И. Психологические основы управления умственной деятельностью учащихся в процессе обучения.- Л.: Лен.пед.ин-т, 1971.123 с.
  169. Рок И. Введение в зрительное восприятие, в 2-х кн. Пер. с англ. / Под ред. Б. М. Величковского, З. П. Зинченко.- М.: Педагогика, 1980.156 с.
  170. С.Л. О мышлении и путях его исследования.- М., 1958.- 145 с.
  171. С.Л. Основы общей психики: Учеб. пособие для высших пед. учебных заведений и ин-тов.- М.: Учпедгиз, 1940.- 596 с.
  172. Л.Н. Преемственность графической подготовки учащихся средней школы и вузов в соответствии с их профориентацией: Автореф. дис. канд.пед.наук.- М., 1984.- 16 с.
  173. Н.В. Интенсификация процесса обучения студентов художественно-графического факультета чтению архитектурно-строительных чертежей: Автореф. дис. канд.пед.наук.- М., 1994.- 16 с.
  174. И.М. Избранные философские и психологические произведения.- М.: Огиз, 1947.- 309 с.
  175. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки: Автореф. дис.. док.пед.наук.- М., 1977.- 28с.
  176. Л.Г. Теоретические основы формирования содержания профессионального образования и обучения в средних специальных учебных заведениях: Дис.. док.пед.наук.- 1991.-387 с.
  177. М.Н. Проблемы современной дидактики.- 2-е изд.- М.: Педагогика, 1984.-128 с.
  178. М.Н. Опыт построения целостной дидактической концепции // Советская педагогика.- 1978.- № 1.- С.86−94
  179. С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения.- МГУ. 1985.- 230 с.
  180. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Под ред. А. А. Бодалева, Н. В. Кузьминой, Е. Ф. Рыбалко.- Л.: ЛГУ, 1978.- 132 с.
  181. Ю.И. Применение геометрических моделей в учебном процессе // Совершенствование подготовки учащихся и студентов в области графики, конструирования и стандартизации.-Саратов, 1996.- С.83−85
  182. С. А. Совершенствование содержания учебно-методических пособий по линейной перспективе: Автореф. дис.. кандлед.наук.- М.1991.- 30с.
  183. С.А. Рабочая тетрадь по начертательной геометрии.- М.: МГЗПИ, 1977.- 63 с.
  184. П.А. Формирование и развитие пространственных представлений у учащихся: Автореф. дис. д-ра пед.наук.- Л., 1968.- 42 с.
  185. Средства обучения в высшей и средней специальной школе.- М., 1984.- 128 с.
  186. В.В. Творческие задания по методике преподавания черчения: учеб. пособие для студентов художественно-граыических факультетов педуниверситетов и педвузов.- М.: Прометей, 1994.-55 с.
  187. B.C. Влияние уровня развития пространственного мышления на продуктивность решения задач начертательной геометрии: Дис. канд. психол.наук.- М.: АПН СССР, 1979.- 169 с.
  188. Л.А. Принципы организации самостоятельной работы по черчению с применением аудиторного телевизионного комплекса при подготовке инженера-педагога: Автореф.дис.. канд.пед.наук.-М., 1990.-16 с.
  189. В.А. Исследование некоторых методов применения элек-трофицированных контролирующих устройств в преподавании основ курса «Начертательная геометрия в высшей школе» : Автореф. дис.. канд.пед.наук.- М.1971.-15 с.
  190. В.И. Активизация формирования пространственных представлений студентов педагогического института // Пространственные представления как средство познания объективной действительности: Сб. трудов.- М., 1973, — С. 3- 11
  191. Е.П. Роль пространственного воображения в практике кон структорской работы и в преподавании графических дисциплин в ВТУЗах. (Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений).-М., 1961.-С.179−184
  192. Н.Ф. Теория программированного обучения.- М.: МГУ, 1975.-258 с.
  193. Н.Ф. Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека.- М.: МГУ, 1978 .- 246 с.
  194. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.- М.: МГУ, 1978.- 232 с.
  195. Н.Ф. Методика составления обучающей программы.- М.: МГУ. 1980.-46 с.
  196. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Ред. В. В. Краевский, И. Я. Лернер.-М., 1983.- е.- 197с.
  197. .М. Проблема индивидуальных различий.- М.: Политиздат, 1972.- 536 с.
  198. .М. Исследование свойств нервной системы как путь к изучению психологических различий И Психологическая наука в СССР.- М.: АПН РСФСР. I960.- Т.2.- С. 14−20
  199. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева, — М.: Педагогика. 1979.- 207 с.
  200. М.П. Исследование формирования пространственных представлений о форме предмета на примере решения некоторых графических задач: Автореф. дис. канд.пед.наук, — М., 1980.- 17 с.
  201. М.П. Некоторые особенности восприятия и представления технической формы // Пространственные представления как средство познания объективной действительности: сб. трудов.- М., 1973.- С.33−40
  202. Н.Ф. Сборник задач по начертательной геометрии в применении к различным областям науки и техники.- М.: Машгиз, 1953.- 280 с.
  203. А.П. Решение позиционных задач по начертательной геометрии с применением ЭВМ: Учеб. пособие.- Челябинск, 1982.- 87 с.
  204. Формирование динамического пространственного воображения на уроках черчения: Методические рекомендации в помощь учителям средней школы.- М., 1986.- 89 с.
  205. Г. В. Педагогические возможности ЭВМ. Опыт Проблемы. Перспективы.- Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние. 1988.- 68 с.
  206. Л.М. Пути разработки педагогических теорий и их основные параметры.- М.: Советская педагогика, 1977, № 3.- С. 63−69
  207. С.А. Начертательная геометрия: Учеб. для втузов.- 2-е изд. перераб. и доп.- М.: Машиностроение, 1983.- 240 с.
  208. С.А. Сборник задач по начертательной геометрии.- М.: Машиностроение. 1980.- 142 с.
  209. А.В. Повышение эффективности графической подготовки школьников: (на материале предметов черчения и трудового обучения ГУ -УШ классов). Автореф. дис.. канд.пед.наук.- Киев, 1984 .26 с.
  210. Г. Ф. Формирование и развитие динамических пространственных представлений учащихся на уроках черчения в 7 классе: Дис. канд.пед.наук.- М., 1982 .- 240 с.
  211. М.Т. Место и роль алгоритмов в процессе формирования обобщенных приемов решения позиционных задач // Программированное обучение.- Киев: Вшца школа, 1976.- Киев.- С. 31−34
  212. М.Т. Исследование и разработка учебных проекционных задач (на материале обучения в средних специальных учебных заведениях): Автореф. дис. кан.пед.наук.- М., 1977.- 16 с.
  213. В.К. ЭВМ как средство оптимизации сотрудничества преподавателя и студента в процессе обучения: Дис. .канд.пед.наук.- М., 1982.- 158 с.
  214. В.И. Дидактические основы подготовки студентов общетехнических факультетов педвузов к формированию пространственного мышления школьников: Дис. канд.пед.наук.-Киев, 1988.- 16 с.
  215. Н.Ф. Теоретические основания начертательной геометрии. Конспект лекций /2 ч./.- Ч. 1: Мировоззренческие вопросы в преподавании геометрии.- М., 1971.- 36 с.
  216. А.А. Инженерная графика: Учеб. для немаш. спец. вузов.-М.: Выс. школа, 1988, — 335 с.
  217. Черчение и начертательная геометрия. Пособие для студентов пед. ин-тов.- Изд. 3-е.- М.:Просвещение, 1968.- 404 с.
  218. И.А. Индивидуально-дифференцированный подход к учащимся как средство активизации их познавательной деятельности: Автореф. дис. канд.пед.наук.- Казань, 1973.- 21 с.
  219. О.П. Исследование графической задачи как объекта мыслительной деятельности студентов педвузов II Проблемы преподавания графических дисциплин.- Курск, 1996.- С.94−81
  220. О.П. Эмоциональная активация в процессе решения графических задач по черчению // Повышение эффективности методов обучения на заочном отделении художественно-графических факультетов.- Уфа, 1993 .- С. 143−145
  221. Е.П. Формирование нравственных отношений подростков в процессе коллективной трудовой деятельности: Дис.. канд. пед.наук.- М., 1965.- 260 с.
  222. Ф.Н. О психологии пространственных представлений.-Уч. зап. АН СССР, НИИ психологии, 1940.- Т.1.- С. 197−231
  223. Ф.Н. Некоторые теоретические проблемы исследования пространственных восприятий и представлений // Вопросы психологии. 1968.-№ 4.-С. 18−28
  224. Д.И. Исследование условий достижения преемственности в обучении черчению между средней и высшей школой: Автореф. дис. кан.пед.наук.- М., 1977.- 16 с.
  225. О .Я. Совершенствование подготовки будущих учителей к управлению развитием пространственного мышления школьников: Дис. канд.пед.наук.- Одесса, 1986.- 202 с.
  226. Ю.И. Исследование эффективности применения учебного комплекса технических средств в педагогическом вузе: Дис.. канд.пед.наук.- М., 1971.-171 с.
  227. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.- М.: Просвещение. 1979.- 136 с.
  228. JI.M., Дерябин А. С. Методика преподавания черчения: Учеб. метод, пособие для студентов заоч. худ.-граф. факультетов пед. ин-тов.- М.: Просвещение, 1968.- 87 с.
  229. А.Ф. Психология постановки и решения конструктивно-технических задач: Автореф. дис. д-ра психол.наук.- Л.: ЛГУ. 1974.38 с.
  230. И.С. Развитие пространственного мышления школьников." М.: Педагогика. 1980.- 126 с.
  231. И.С. Психологические проблемы обучения.- М., 1989.146 с.
  232. И.С. Основные направления исследований образного мышления в психологии // Вопросы психологии.- 1985.- № 3.- С.21−32
  233. И. С. Кудрявцев Т.В. Развитие технического мышления учащихся.- М.: Высш. школа, 1964.- 96 с.
  234. В.И., Даминов Ш. Х., Григоревская. Конструирование обучения начертательной геометрии и черчению во взаимосвязи со специальными предметами учебной программы // Север и дети. Материалы Международного форума.-Братск, 1995.- С.113−114
  235. Peel Е.А. Programmed Thinkind, Problems and Methods in Programmed Learining, The Proceedings of the 1967 APL Birmingham Conference, University by Birmgham, 1967. Part 1. — P. 7−15/
  236. Abbott W. Practikal geometry and engineering graphics-london-glasgow, 1957
  237. Grant H. E Practical descriptive geometry London-Glasgow, 1956
Заполнить форму текущей работой