Организация работы по развитию связной речи дошкольников с использованием детского рисунка (формирующий эксперимент)
Привлечение родителей по развитию связной речи у детей я начала с анкетирования (Анкета для родителей, см. приложение №). Цель анкетирования — проанализировать и обобщить ответы родителей для планирования дальнейшей работы с семьёй по формированию связной речи у детей. В работе с родителями я также использовала беседы, в ходе которых отвечала на возникающие их вопросы, знакомила с художественной… Читать ещё >
Организация работы по развитию связной речи дошкольников с использованием детского рисунка (формирующий эксперимент) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В ходе экспериментальной работы проводились занятия, словесные игры, работа с родителями, индивидуальная работа.
Вначале был составлен перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с пейзажной картиной (см. приложение № Перспективный план).
Ребёнку легче излагать свои мысли и в повседневной жизни, и на занятиях, если он обучается этому в занимательной, интересной форме под руководством взрослого. Развитие связной речи на занятиях по картине занимает центральное место, но вместе с тем очень важно сочетать эту задачу с другими речевыми задачами: обогащением и активизацией словаря, формированием грамматического строя речи. Так, например, в беседы по содержанию картины можно включать различные грамматические и лексические упражнения. В результате таких упражнений рассказы детей станут красочнее, обогатятся разнообразными описаниями (времен года, погоды, персонажей и т. п.).
На занятиях знакомила детей с картинами и художником; учила рассматривать пейзажную картину; формировала умение правильно воспринимать, чувствовать настроение картины и передавать его в высказываниях; воспитывала умение понимать смысл образных выражений, подбирать эпитеты сравнения к заданным словам. В занятия включала игры, задания, «тренировочные» упражнения на обогащение и развитие словаря, формирование грамматически правильной речи Конспекты занятий см. приложение №.
Рассказы детей по пейзажным картинам см. приложение№.
При рассматривании пейзажа дошкольники учились рассматривать изображение последовательно от главного к второстепенному, менее значимому. Рассматривая картину и отвечая на вопросы, дети учились не только правильно воспринимать произведение живописи, но и составлять последовательный описательный рассказ по нему. После прослушивания рассказов сверстников предлагала выбирать другим детям лучшие рассказы, аргументировать свой выбор.
Проводила игры и творческие задания для освоения алгоритмов работы с картиной. Например, игра с «подзорной трубой». Цель: учить детей выделять объекты, изображённые на картине. Правило игры: детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы. Правило: навести глазок подзорной трубы на картину, и назвать объект. Выигрывает тот, кто перечислит больше объектов на картине. Дидактические игры и творческие задания для освоения алгоритмов работы с картиной После составления рассказов по картинам дети рисовали на эту же тему и составляли рассказы по своим рисункам, называя работы картинами.
Индивидуальная работа.
Учила детей последовательно описывать содержание своего рисунка, используя навыки рассказывания по пейзажной картине, применять в рассказе знакомые выразительные средства. В качестве примера приведу рассказы Вари М. и Артема И.
Рассказ Вари М.: «Я в своем рисунке хотела рассказать о том, что наступила настоящая зима. Воздух морозный. Весь лес покрыт сияющим, белым мягким снегом. Мягкие снежинки плавно кружатся в воздухе. Деревья стоят засыпанные снегом, как будто надели теплую шубу. Шишкин нарисовал очень красивую картину о зиме. Я только учусь рисовать, но мне нравится мой рисунок». Рассказ Артема И.: «Я нарисовал зимний лес. В лесу много снега. Все деревья покрыты снегом. Зимой очень холодно».
Привлечение родителей по развитию связной речи у детей я начала с анкетирования (Анкета для родителей, см. приложение №). Цель анкетирования — проанализировать и обобщить ответы родителей для планирования дальнейшей работы с семьёй по формированию связной речи у детей.
В течение всего учебного года проводила ряд консультаций для родителей на темы: «Развитие связной речи у детей», «Учите детей любить книгу», «Развитие речи наших детей», «Как научить ребенка рассказывать?
В работе с родителями я также использовала беседы, в ходе которых отвечала на возникающие их вопросы, знакомила с художественной литературой и с динамикой развития связной речи детей. Приглашала родителей на дни открытых дверей и открытые занятия.