Цели и задачи урока производственного обучения
Производственное обучение — это практическое обучение (в отличие от теоретического), которое проводится в учебно-производственных мастерских, в условиях производства, в учебных подразделениях предприятий и на рабочих местах. Этот вид обучения имеет профессиональную направленность и предполагает специальное теоретическое обучение, в тесной связи с которым оно осуществляется. Для производственного… Читать ещё >
Цели и задачи урока производственного обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Производственное обучение — это практическое обучение (в отличие от теоретического), которое проводится в учебно-производственных мастерских, в условиях производства, в учебных подразделениях предприятий и на рабочих местах. Этот вид обучения имеет профессиональную направленность и предполагает специальное теоретическое обучение, в тесной связи с которым оно осуществляется. Для производственного обучения как части образовательного процесса характерны все его общие закономерности, а специфика заключается в том, что учебный процесс осуществляется в ходе производительного труда обучающихся.
Главная цель производственного обучения как учебного предмета — формирование основ профессионального мастерства (ОПМ) квалифицированного рабочего в соответствии с учебным планом и учебной программой. Само мастерство будет развиваться, совершенствоваться в дальнейшем на основе опыта профессиональной деятельности, отношения работника к процессу и результатам своей работы, а в процессе производственного обучения закладывается та база, на основе которой осуществляется последующее развитие деятельности и личности.
По мнению ведущих специалистов в области методики ПО, к основным компонентам ОПМ относятся следующие умения:
Работать качественно (соблюдать требования технологического процесса);
Работать быстро (обеспечивать производительность в соответствии с нормами времени);
Работать безопасно (знать и соблюдать требования безопасной организации труда и правила безопасного поведения на производстве);
Рационально организовать рабочее место, спланировать рабочий день, соблюдать требования к внешнему виду и рабочей одежде. [1, 205].
Для формирования каждого из названных компонентов мастер использует разные методы, средства обучения и формы организации учебно-производственной деятельности. Так, для обеспечения необходимого уровня качества выполнения учебно-производственных работ проводится обсуждение с обучающимися требований к качеству изделий на основе тщательного анализа технологической документации и освоения приемов самоконтроля. Чтобы сформировать скоростные навыки (производительность), до сведения обучающихся доводят нормы рабочего и ученического времени на изготовление продукции; показ трудовых приемов мастер проводит как в рабочем темпе, так и в замедленном; обеспечивается повторяемость (многократность) выполнения упражнений с целью закрепления профессиональных навыков.
Значительную часть урока мастер затрачивает на формирование у обучающихся умений соблюдать требования безопасности труда. Это требования и к внешнему виду, и к организации рабочего места, и поведению обучающихся в мастерской, лаборатории, на производственном объекте.
В последние годы к перечисленным выше компонентам ОПМ стали относить и те базовые (ключевые) умения и качества личности, которые обеспечивают включение работника в трудовой коллектив, помогают сотрудничать с его членами, — профессиональную ответственность, самостоятельность, требовательность к результатам своей работы и сотрудников, умение помочь и принять помощь и прочее. Все эти качества формируются при следующих условиях: если поставлена цель формирования того или иного умения или качества личности; если организовано сотрудничество обучающихся на занятиях; если предпринимаются специальные педагогические меры, используются методы, методики, технологии, адекватные формируемым умениям и качествам личности.
Наиболее известными технологиями, применяемыми для решения указанных задач, являются: бригадная форма организации учебно-производственной деятельности (развивает умения сотрудничества, взаимопомощи, взаимоответственности); игровые технологии (эффективны для раз вития профессиональных интересов и адаптации); имитационные упражнения (благоприятны для формирования умения устанавливать гармоничные взаимоотношения в трудовом коллективе); модульное обучение (особенно эффективно при формировании умений самоконтроля); реализация личностно-ориентированного подхода в обучении (помогает создать на уроках атмосферу успеха, эмоционального подъема). Перечень и возможности современных технологий обучения не исчерпываются данными примерами. Мастеру необходимо изучать специальную педагогическую литературу, изучать опыт коллег, чтобы обогатить свою (авторскую) методику теми методами, приемами и средствами, которые наиболее точно отвечают целям профессионального обучения, воспитания и развития.