Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Игра как фактор и условие развития личности

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важное значение в развитии человека, имеет школьное образование, которое должно дать полноценные знания и соответствующее воспитание в процессе становления личности школьника как полноправного социального члена общества, так как данный возрастной период определяет большую потенциальную перспективу разностороннего развития ребенка. Необходимо также отметить, что многие специалисты подчеркивал… Читать ещё >

Игра как фактор и условие развития личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Важное значение в развитии человека, имеет школьное образование, которое должно дать полноценные знания и соответствующее воспитание в процессе становления личности школьника как полноправного социального члена общества, так как данный возрастной период определяет большую потенциальную перспективу разностороннего развития ребенка. Необходимо также отметить, что многие специалисты подчеркивал на крайнюю значимость младшего школьного возраста в становлении личности человека и формировании у него продуктивного интеллекта. Существенную роль играет участие младших школьников в играх, способствующее их самоутверждению, развивающее настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. Поэтому условия обучения на начальной ступени школы во многом определяют успешность дальнейшего образования личности, а также продуктивность интеллектуального труда будущего специалиста.

Из психологии известно, что за время обучения в начальной школе ребенок переживает несколько психических кризисов. Первый их них, кризис семи лет, связан с переходом от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. Второй кризис связан с началом полового созревания, сменой мотивов и ведущей деятельности.

Ребенок в начальной школе усваивает специальные психофизические и психические действия, которые должны обслуживать письмо, арифметические действия, чтение, физкультуру, рисование, ручной труд и другие виды учебной деятельности. На основе которых при благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития ребенка возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению.

Игра — это жизненно важный и необходимый элемент в развитии как индивидуума, так и общества в целом. По сложности характера игр можно судить о быте, правах и навыках данного общества. Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период ее особенно интенсивного развития — в детстве — она приобретает особое значение. В ранние годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность. Игра — первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания.

Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, выбору альтернатив.

Актуальность работы подтверждена тем, что жизнь настоятельно требует «повернуть школу к личности», в корне изменить стратегию образования, а значит, и существующую теорию и технологию массового обучения, которая должна быть нацелена на формирование сильной личности, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, то есть личности саморазвивающейся и самореализующейся. Развитию этих качеств способствуют игровые формы обучения.

Тем самым, адекватное обстоятельное рассмотрение ресурсов детской игры и изучение тех условий, которые позволяют ей максимально эффективно воздействовать на самые разные стороны детского развития, и в первую очередь — на формирование у младших школьников творческой и социальной активности, становление навыков учебной деятельности и всех тех качеств и способностей, которые в совокупности обеспечивают успешность их развития, обучения и воспитания. Присущие игре диагностическая, дидактическая, воспитательная, развивающая и другие функции должны быть с обязательностью осознаны и освоены всеми специалистами начальной школы для того, чтобы избежать многочисленных случайностей, нелепостей и грубых ошибок, которые возможны при бессистемном, некорректном и просто неразумном включении игры в педагогический процесс.

Цель курсовой работы заключается в исследовании игры как фактора и условия развития личности.

Задачи курсовой работы:

— рассмотреть сущность и значение игры в педагогике;

— определить взаимодействие игры и обучения в младшем школьном возрасте;

— описать классификацию игр, их особенности;

— исследовать особенности дидактических игр в начальной школе;

— раскрыть методику организации уроков математики с использованием дидактических игр;

— выявить преимущества использования дидактических игр как фактора и условия развития личности младшего школьника.

Объектом исследования является личность младшего школьника.

Предметом исследования является игра, в частности дидактическая.

Теоретической и методологической базой исследования послужили работы ученых-педагогов, таких как: А. С. Макаренко. И. П. Подластый, А. Акшина, Т. Акшина, Т. Жаркова, В. П. Сластенин, Г. К. Селевко, В. С. Кукушин, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и т. д.

В качестве метод исследования были использованы: анализ и синтез, классификация и обобщение, наблюдение.

Гипотеза исследования: использование игр в учебной деятельности способствует всестороннему формированию личности, воспитанию у него основных качеств.

1. Теоретические основы применения игры как условие и фактор развития личности младшего школьника

1.1 Сущность и значение игры в педагогике

Изучению детской игры посвятили свои исследования многие ученые: Макаренко А. С., Выготский Л. С, Эльконин Д. Б., Газман О. С., Шмаков С. А. и др. Авторы единодушны в том, что игра — это внутренняя потребность детей в активной деятельности, средство познания мира.

Игра — одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.

Игра — это осмысленная деятельность, т. е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. Распространенное представление о том, что игра является лишь функционированием, порождается тем фактом, что игровое действие совершается не ради практического эффекта, который оно оказывает на обыгрываемый предмет. Все же человеческая игра это никак не просто функционирование созревших в организме систем и не движение, которое совершается только потому, что внутри организма накопился излишек нерастраченной энергии. Игра это деятельность; это значит, что игра является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности.

Главное назначение игры, по мнению Макаренко, нести детям радость, задор. По его утверждениям, бодрый, целеустремленный, жизнерадостный игровой стиль детской жизни — непременное условие здорового развития отдельного ребенка и коллектива детей. По мнению Макаренко А. С., воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре [14, c. 43].

Понятия игровой деятельности, данное Газманом О. С.: «Игровая деятельность — это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил». Отечественные психологи и педагоги процесс развития понимали как усвоение общечеловеческого опыта, общечеловеческих ценностей. Об этом писал Выготский Л. С.: «Не существует исходной независимости индивида от общества, как нет и последующей социализации».

Основное положение, определяющее сущность игры, состоит в том, что мотивы игры заключаются не в утилитарном эффекте и вещном результате, которые обычно дает данное действие в практическом неигровом плане, но и не в самой деятельности безотносительно к ее результату, а в многообразных переживаниях, значимых для играющего, сторон действительности. Игра, как и всякая неигровая человеческая деятельность, мотивируется отношением к значимым для индивида целям. Но, в неигровой деятельности значимость той или иной цели бывает очень опосредованной: в практической, деловой жизни человек может быть побужден к действию, прямая цель которого по своему собственному внутреннему содержанию лишена для индивида значимости, в силу того, что посредством этого действия человек может обходным путем достичь удовлетворения каких-то своих потребностей, не связанных непосредственно с внутренним содержанием данного действия.

Мотивы игровой деятельности отражают более непосредственное отношение личности к окружающему; значимость тех или иных ее сторон переживается в игровой деятельности на основании более непосредственного отношения к их собственному внутреннему содержанию. В игровой деятельности отпадает возможное в практической деятельности людей расхождение между мотивом и прямой целью действия субъекта. Игре чужда корыстная казуистика опосредований, в силу которых действие побуждается каким-нибудь побочным его результатом, вне прямого отношения к предмету, на который оно направлено. В игре совершаются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование и лишь с очарованием высших форм творчества сравнимая прелесть [3, c. 103].

Игра — это потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства.

Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие школьника в целом.

Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период ее особенно интенсивного развития — в детстве — она приобретает особое значение. Игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность. Игра — первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания.

Внутренний характер и результаты совершающегося в процессе игры развития зависят от того, какое содержание приобретает игра, отражая окружающую ребенка жизнь взрослых [15, с. 21].

Играет, как известно, и взрослый (шахматы, различные спортивные и другие игры). Игра и у него исходит из потребностей и интересов и служит развитию определенных способностей или сторон его личности. Но в жизни взрослого игра занимает уже иное место и приобретает иные формы.

Некоторые мотивы, которые в детстве включены в игру, продолжают у взрослого жить в искусстве. И способность человека отдаваться ему и переживать его во всей непосредственной действенной эмоциональности остается проявлением и доказательством его неувядающей молодости.

На первоочередное место игры в развитии человека в настоящее время указывается многими педагогами.

Так, С. А. Шмаков считает, что «игра сейчас встаёт в строй самых жгучих проблем человечества. Без неё невозможно нормальное развитие мозга и тела. Лишённые игр дети теряют те или иные качества мышления, попросту не развиваются» [27, c. 39]. Игровой дефицит отрицательно сказывается на формировании многих сторон личности.

Р.М. Миронова даёт следующую классификацию игровых форм обучения [15, c. 24]:

1. Учебные игры дидактические (академические, обучающие, образовательные, воспитательные и педагогические).

2. Механизм имитационные игры (имитация, машинные имитации, имитаторы), проблемные (эвристические), сюжетные (драматизация, инсценировки), ситуационные (манипулятивные и строительные), настольные, языковые, абстрактные.

3. Процесс ролевые (организационные и функциональные) игры, военные (военные учения), деловые (управленческие, операционные и экономические), производственные (технологические, технические), спортивные (игры с правилами), формальные (формализованные).

4. Мотивация развлекательные игры, азартные, актёрские, индивидуальные (игры с природой), коллективные (командные), соревновательные (игрысостязания, результативные игры).

П.И. Пидкасистый и Ж. С. Хайдаров, давая свою классификацию игр, делят их на естественные и искусственные.

К искусственным относят результативные и детские игры. Результативные, в свою очередь, подразделяются на энергетические и интеллектуальные, которые делятся на имитационные, символические и абстрактные. Деловые игры относятся к имитационным играм.

По организационной форме проведения игровой деятельности П. И. Пидкасистый и Ж. С. Хайдаров выделяют индивидуальную, одиночную, парную, групповую, коллективную, массовую и планетарную игры [17, c. 67].

Игры, включаемые в учебно-воспитательный процесс, отличаются от развлекательных своей социальной направленностью и содержанием, особенностями целей и задач. По мнению Б. Г. Ананьева, игра занимает ведущее место в социальном формировании человека как субъекта познания и деятельности. В искусственно воссозданных условиях человек проигрывает разные жизненные ситуации, что необходимо для его развития, изменения его социальных позиций, ролей в обществе, для формирования профессиональных интересов, потребностей и навыков [2, c. 212].

Известные игротехники Е. С. Кузьмин, И. П. Волков, и другие рассматривают игру как одно из замечательных явлений жизни, служащее тем универсальным средством, которое необходимо для успешного руководства людьми. Без способностей к ролевому взаимодействию с другими людьми ни один человек не в состоянии реализовать свои ресурсы и быть полезным коллективу и обществу. В имитационных играх, в воображаемых условиях реализуется определённая деятельность, создаются представления о вымышленном персонаже, действующем по игровому сценарию [12, c. 55].

В каждой имитационной игре действует объект игрового моделирования. Преимущество игрового метода в том, что для участия в игровом моделировании не требуется никаких репетиций, поэтому не теряется новизна предстоящей игровой деятельности, что служит несомненным источником постоянного интереса школьников к событиям в игре и развития их разносторонности.

Игровая форма обучения подразумевает слияние игры и учения в едином процессе игрового обучения на базе труда. Игровое обучение это определённая концепция соотношения игры, учения и труда в процессе обучения. Она используется в дидактике средней и высшей школы в качестве эффективного средства активизации познавательной деятельности обучаемых.

дидактический игра школьник личность

1.2 Взаимодействие игры и обучения в младшем школьном возрасте

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности, в отличие от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют определенную цель. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися.

С поступлением ребенка в школу учение становится ведущим видом деятельности, которая в отличие от игры носит обязательный, целенаправленный, общественно значимый и систематизированной характер. В процессе обучения в начальных классах игра тоже используется, но она уже связывается с задачами учения, изменяются ее цели, виды, условия организации [20, c. 140].

Проблема соотношения игры с обучением — одна из центральных проблем психологии младшего школьного возраста. На сегодняшний день можно выделить два прямо противоположных подхода к ее решению.

Представители первого направления утверждают, что с началом младшего школьного возраста игра уходит с арены психического развития ребенка. Один из известных психологов даже говорил, что к началу школьного обучения игра себя исчерпывает.

Представители другой точки зрения утверждают прямо противоположное, опираясь в своих доказательствах непосредственно на практику обучения младших школьников: детей невозможно учить без помощи игровой деятельности.

«Игра является ведущей деятельностью лишь в дошкольном возрасте» говорят одни. «Игра универсальна и помогает младшим школьникам овладевать учебной деятельностью» — не соглашаются с ними другие.

Необходимо отметить, что и та, и другая позиции весьма уязвимы. Так, например, отказ от игры в младшем школьном возрасте не позволяет решить проблему преемственности между дошкольным и школьным образованием, ведь использование игры в обучении младших школьников помогает выстроить единую линию обучения и развития в детском онтогенезе. В то же время широко известны факты, когда игра не помогает младшим школьникам обучаться, а, наоборот, уводит их от учебных задач. Учителя, работающие в начальной школе, хорошо знают, что часто игрушки, находящиеся в классном помещении, отвлекают детей от урока, мешают им состредоточиться, препятствуют усвоению нового материала.

Из психологии известно, что младший школьник не перестает играть, начав посещать школу. Он с удовольствием играет на перемене и во дворе, дома и даже иногда на уроках. При этом, как тоже отмечалось раннее, в играх младших школьников почти нет взрослых, если только последние не играют роли учеников в игре в школу [18, c. 63].

У младших школьников на первый план выступают правила игры, и даже их сюжетно-ролевые игры становятся мало похожими на сюжетно-ролевые игры дошкольников. Помимо этого, последние много и долго играют в игры с правилами, которые по настоящему становятся доступными лишь в младшем школьном возрасте. Однако все эти замечания касаются так называемого досуга (свободного времени) учащихся начальной школы. Для того чтобы разобраться в проблеме взаимодействия игры с обучением в младшем школьном возрасте, обратимся к анализу их игровой деятельности.

Психологи связывают начало игровой деятельности с кризисом трех лет, открывающим дошкольный период развития. Ведь по мере восприятия процессов развития игры видоизменяется и сама игра. Во-первых, даже на протяжении дошкольного возраста она оказывается не однородной деятельностью, а разноплановой — от режиссерской игры, через ее образную и сюжетно-ролевую ткань к игре по правилам. Однако полноценное развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте происходит лишь тогда, когда все элементы выделенных игр реализуются в поздней форме режиссерской игры [11, c. 211].

Таким образом, к младшему школьному возрасту ребенок уже должен владеть всеми основными видами игровой деятельности. В то же время младшие школьники, как и дети-дошкольники, играют во все упомянутые виды игр. Правда, теперь эти игры качественно меняются: от структуры игры — в ней на первый план выходят правила, и младшие школьники не просто могут играть в игру с правилами, но и трансформируют любую игру в игру с правилами — до сюжета игры — дети разыгрывают такие сюжеты, которые их мало интересовали в то время, когда они были дошкольниками (игры «в школу», игры «в телевизионные шоу» и даже игры «в политические события»). А в самих сюжетах младшие школьники начинают обращать внимание на детали, которые раньше оставались за рамками их игр. К примеру, в игре «в школу» важным оказывается содержание уроков, а не отметки и взаимодействие учителя и учеников, как у дошкольников.

Другие изменения в игре (и это во-вторых) касаются взаимодействия между ее структурными элементами. Так, Л. С. Выготский отмечал, что в любой игре есть воображаемая ситуация, которая задается у дошкольников разнообразными внешними атрибутами — специальной одеждой или какими-то ее отдельными элементами, особых игрушек или предметов, их заменяющих, специфическим местом действия и т. п. — и правилом. При этом развитие игры можно описать, по его мнению, следующей формулой: воображаемая ситуация/ правило — правило/ воображаемая ситуация [5, c. 139].

Таким образом, правило оказывается ведущим в играх младших школьников. Это означает, что для учащихся начальных классов при реализации их игр нет необходимости ни в особых атрибутах, ни в специальной одежде, ни в специфическом игровом пространстве. В то же время это предполагает, что за любыми правилами в игре у младших школьников присутствует воображаемая ситуация, которая при необходимости может быть развернута и реализована.

В-третьих, оказывается, что в развитии любого вида игры можно выделить несколько этапов. Так, на самом первом этапе ребенок оказывается способным принять извне воображаемую ситуацию. На втором этапе он уже самостоятельно умеет конструировать и удерживать один из важнейших компонентов игры — воображаемую ситуацию. На третьем этапе ребенок оказывается способным реализовать игру без развернутой воображаемой ситуации.

Проиллюстрируем сказанное на примере. Ребенок стучит игрушкой о стол. Вошедшая в комнату мама говорит: «Ой, какой у нас музыкант! Ты, наверное, играешь в оркестре? Это у тебя барабан?» Психологически готовый к игровой деятельности малыш, принявший эту воображаемую ситуацию, тут же изменит свое поведение. Он, как правило, станет стучать тише, при этом или что-то напевая, или пытаясь подстроиться под ритм музыки, которую передают по радио или телевизору. Что с ним произошло? Он, приняв воображаемую ситуацию извне, трансформировал свою предметную деятельность в игру.

Ребенок, находящийся на второй стадии развития игровой деятельности, уже не нуждается в подсказке со стороны взрослого. Он с самого начала будет пытаться не просто стучать игрушкой о стол, но выберет специальную игрушку, которая могла бы напоминать палочки барабанщика, и его действия (в данном случае стук) будут не беспорядочными, но подчиняющимися какой-то логике (мотиву, ритму и т. п.) При этом многие из детей постараются переодеться, чтобы имитировать эстрадный костюм, или нацепят на себя какой-то атрибут — галстук, бабочку, особые бусы и т. п.

Для третьей стадии развития игровой деятельности будет характерно то, что ребенок сможет изображать барабанщика уже без всяких вспомогательных предметов, только при помощи собственных ладошек или колен. Иногда дети, находящиеся на этой стадии, вообще пропускают какое-то действие, сообщая партнеру по игре или зрителю: «Ну, я сыграл в оркестре» или «Как будто я играю на барабане» — и при этом продолжая сидеть на стульчике.

Д.Б. Эльконин, описывая наиболее высокий уровень развития игры, отмечал, что иногда дети не столько играют, сколько говорят об игре. Этот перевод игры в вербальный план является ключевым для решения проблемы взаимодействия игры и учения в младшем школьном возрасте.

Однажды Д. Б. Эльконин и его сотрудница попробовали ознакомить детей с измерением как понятием и как действием через игру «в магазин». Когда все дети поняли, как и что можно измерять, взрослые предложили снова поиграть в магазин, где дети должны были стать продавцами.

На первую же просьбу покупателя (взрослого) отмерить для него восемь метров ткани ребенок, не используя ни портняжный сантиметр, ни специально сделанный метр, взял ткань и отдал ее покупателю, не забыв при этом попросить взамен деньги. На подсказки взрослого (типа ты уверен, что здесь восемь метров и мне хватит на костюм и т. п.), ребенок убежденно говорил: «Хватит», «Все в порядке». Когда же взрослый напрямую спросил, почему «продавец» не отмерил с помощью метра нужное количество ткани, ребенок ответил: «Ну, я как будто отмерил».

Данный пример свидетельствует, что пока ребенок не наигрался в полной мере в тот или иной сюжет, игра не может использоваться как средство обучения детей.

Концентрация внимания детей на тексте игры позволяет этот текст трансформировать, делая в нем различные акценты. Правда, тогда взрослый должен быть включенным в эту игру. Например, если он не участвует в диалоге двух подружек, то ни о каком учении речи быть не может. Если же он включился в этот диалог, то, конечно не сразу, но сможет поставить в такой игре некоторую учебную проблему: вот у него есть ткань, но он не знает, хватит ли ему на бальное платье; или — как узнать по часам, сколько времени осталось до полуночи?

В отличие от детей, реально действующих в игре и нуждающихся в развернутой воображаемой ситуации, дети, способные вербализовать процесс игры (перевести игровые действия в словесный план), смогут в ней и с ее помощью научиться чему-то новому. Помимо всего, выделение текста в качестве отдельного компонента является основой для формирования письменной речи — одной из важнейших задач, стоящих перед начальной школой [29, c. 91].

1.3 Классификация игр, их особенности

Игры бывают разные: сюжетно-ролевые, подвижные и дидактические.

Сюжетно-ролевые — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Сюжетно-ролевая игра по своему характеру — деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, — это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. В сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются и уточняются, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры.

Сюжет игры — это ряд событий, объединенных жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.

Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

К роли дети относятся избирательно: они принимают на себя роли тех взрослых и детей (старших, а иногда и сверстников), действия и поступки которых произвели на них наибольшее эмоциональное впечатление, вызвали наибольший интерес. Интерес ребенка к той или иной роли связан и с тем местом, которое занимает данная роль в развертываемом сюжете игры, в какие взаимоотношения — равноправия, подчинения или управления — вступает с другими играющими, принявший на себя ту или иную роль. Сюжетно-ролевой игре присущи специфические мотивы.

Наиболее общий мотив — стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой — с растущей самостоятельностью детей. Возникающее противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, воспроизводит его жизнь, деятельность и отношения.

Непосредственные мотивы игры с возрастом детей изменяются. Если у младшего дошкольника основная побудительная причина игры — действие с привлекательными для него предметами, то для ребенка старшего дошкольного возраста основной мотив — воспроизведение отношений, в которые вступают друг с другом изображаемые в игре взрослые. Для школьника основное в сюжетно-ролевой игре — проявление высоких моральных качеств, которыми отличается тот или иной человек (храбрость, честность и др.).

Таким образом, игра есть деятельность, в которой дети моделируют общественную жизнь взрослых. Дети отражают в играх быт семьи — уход взрослых за детьми, домашний труд, праздники и т. д.; жизнь детского сада или школы — труд воспитателя, учителя; жизнь самих детей. Дети изображают разнообразный труд взрослых: труд шофера, моряка, летчика.

Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Наличие детского общества — наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр.

Подвижные игры — эти игры составляют большую группу игр с правилами. В основе их лежит разнообразные движения — ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание.

Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта. Активность ребенка, радостные переживания, связанные с игрой, — все это благотворно влияет на самочувствие, настроение, создавая положительный фон для общего физического развития.

Подвижные игры включают комплексы движений разного вида, большинство из которых связаны с крупными мышечными группами. Это делает данный вид игр важным средством физического воспитания, развития движений детей.

Разнообразные двигательные операции в подвижной игре выполняются в наиболее естественной форме, тесно связаны с эмоциональными проявлениями детей. Благодаря этому совершенствуются выразительность движений, ловкость, смелость. Воспитательное значение подвижных игр не ограничивается их воздействием на физические качества ребенка. Они развивают также быстроту реакций, находчивость и сообразительность, умение быстро и точно оценивать обстановку и в соответствии с этим изменять направление движения, его скорость и т. д.

Выполнение правил игры способствует формированию волевых черт характера, организованность. Большинство подвижных игр рассчитано на участие группы детей. Эти игры формируют способность действовать сообща, воспитывают честность и дисциплинированность. Дети приучаются сговариваться, объединяться для проведения любимых игр, считаться с мнением своих партнеров, справедливо разрешать возникшие конфликты [25, c. 103].

Дидактические игры — среди дидактических игр различают игры в собственном смысле слова и игры-занятия, игры-упражнения. Дидактическая игра содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Взрослый одновременно является и учителем и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Дидактическая игра в педагогическом процессе выступает прежде всего как самостоятельная деятельность детей. Таким образом, дидактическая игра служит средством всестороннего развития и воспитания детей. В обучении сложилось несколько видов дидактических игр. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию познавательной деятельности учащихся, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношению детей, по роли учителя. По характеру познавательной деятельности дидактической игры можно отнести к следующим группам:

1. Игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу. Например, игра «Составим узор». Дидактическая цель: выявление умения различать предметы по цвету, форме, расположению. Средства обучения — набор из девяти фигур: один красный круг, по два жёлтых и зелёных треугольника, по два синих и красных квадрата. Содержание игры: учитель предлагает одному из учеников составить узор на магнитной доске, другим у себя на парте. С этой целью он даёт следующее задание: разместить на середине доски (или на столе ученика) красный круг, вверху и внизу от круга два жёлтых треугольника, справа и слевадва красных. Правее этого узора учитель предлагает выложить другой: круг посередине, два красных и два синих квадрата расположить от круга по углам, вверху и внизу — красные, справа и слева — синие квадраты. Затем он просит составить любой узор из фигур и расположить его слева от первого узора, сосчитать число фигур в каждом из них, в двух, в трёх узорах.

2. Игры, требующие воспроизведения действий. Эти игры направлены на формирование навыков сложения и вычитания в пределах десяти.

3. Игры, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, в логически связанные с ними.

4. Игры, включающие элементы творчества.

Классификация дидактических игр исходит из следующих основных закономерностей обучения:

1. Обучение происходит только при активной деятельности учащихся;

2. Чем разностороннее, обеспечиваемая учителем деятельность учащихся, тем выше качество усвоения на уровне, зависящим от характера организуемой деятельности — репродуктивной или творческой (главные закономерности обучения).

Для дидактической игры, как и для любой игры с правилами, характерно наличие игрового замысла или игровой задачи. Игровые задачи могут быть самыми разнообразными. В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. При определении задачи следует избегать повторений в ее содержании. Существенными элементами дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Правила в игре разные: одни из них определяют характер игровых действий и их последовательность, другие регулируют отношения между играющими. Есть правила, ограничивающие или запрещающие определенные проявления и действия или предусматривающие «наказание» за нарушение других правил и совершение запрещенных действий.

Между игровым замыслом, игровыми действиями и правилами существует тесная взаимосвязь. Игровой замысел определяет характер игровых действий. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу.

Дидактические игры способствуют упражнению детей в применении знаний, более глубокому их усвоению. Существует большое количество дидактических игр, направленных и на систематизацию знаний.

В процессе дидактических игр идет совершенствование психических познавательных процессов. В играх с народными дидактическими игрушками, совершенствуется сенсорная культура детей; развивается восприятие цвета, величины, формы предмета, идет усвоение эталонов свойств и качеств предметов, накопление сенсорного опыта. В играх с картинками и в ряде словесных игр совершенствуются операции сравнения, обобщения, классификации. В ряде игр формируется сообразительность и умственная активность. Каждая дидактическая игра требует от участников более или менее длительного и устойчивого внимания: играющий должен внимательно следить за действиями партнеров, за сигналами и т. д.

В дидактической игре формируется умение подчиняться правилам, так как от точности соблюдения правил зависит успех игры. В результате игры оказывают влияние на формирование произвольного поведения, организованности. Большинство игр такого рода являются коллективными. По характеру используемого материала дидактические игры делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

Игры с предметами — это игры с использованием народных дидактических игрушек и реальных предметов. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В этих играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности решения задач.

Настольно-печатные игры — интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки — нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых; объединение картинок по внешним признакам и по смыслу; лото, домино, составление разрезных картинок и кубиков — развивает логическое мышление, умение из отдельных частей составлять целый предмет.

Дидактической игре в начальных классах свойственны определенный темп, ритм; в её процессе допустимы пространственные объяснения; правила должны быть изложены кратко, лаконично, доступно. Снижает интерес обилие замечаний дисциплинарного характера, пассивное ожидание ребёнком своего участия в игре. Учитель должен сам показывать живой интерес к игре, увлечь учащихся. В некоторых играх он создаёт ситуацию ожидания, загадочности. Успех игры зависит от того, как учитель её проводит. Вялость, безразличие улавливается детьми, интерес к игре моментально угасает. В игре дети должны чувствовать себя свободно, непринуждённо, испытывать удовлетворение от сознания своей самостоятельности и полноценности. Игра, содержащая несколько правил, расчленяется на составные части и выполняется поэтапно.

Таким образом, в большинстве игр целесообразно вносить элементы соревнования, что повышает активность детей в процессе обучения. Для проведения соревнования учитель, в таблице на доске, звёздочками отмечает дружную работу команд в течение урока. Если активность и интерес детей какой — либо команды ослабевает (например, из-за того, что команда набрала меньшее количество звёздочек), учитель должен спросить какого-либо ученика этой команды, с тем, чтобы за правильный ответ была получена звёздочка. В конце урока учитель вместе с детьми, подводя итоги соревнования, обращает внимание на дружную работу команд, что способствует формированию чувства коллективизма.

Необходимо отнестись с большим тактом к детям, допустившим ошибки. Учитель может сказать, что он ещё не стал «капитаном» в игре, но если будет стараться, то непременно им станет. Ошибки учащихся надо анализировать не в ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать впечатления. К разбору ошибок надо привлекать слабых учащихся.

В Приложении, А представлены различные игры на развитие личности младшего школьника.

Итак, значение игры для развития личности младшего школьника заключается в следующем:

1. В игре развивается мотивационно потребностная сфера: возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы приобретают более важное значение для ребенка, чем личные (соподчинение мотивов);

2. Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм: ребенок, принимая роль какого-либо персонажа, героя и т. п., учитывает особенности его поведения, его позицию. Это помогает в ориентировке во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самосознания и самооценки;

3. Развивается произвольность поведения: разыгрывая роль, ребенок стремится приблизить ее к эталону. Воспроизводя типичные ситуации взаимоотношения людей в социальном мире, ребенок подчиняет свои собственные желания, импульсы и действует в соответствии с социальными образцами. Это помогает ребенку постигать и учитывать нормы и правила поведения.

4. Развиваются умственные действия: формируется план представлений, развиваются способности и творческие возможности ребенка.

2. Методические аспекты использования дидактических игр в развитии личности младшего школьника

2.1 Особенности использования дидактических игр в начальной школе

В современной начальной школе не обойтись без дидактических игр. Чтобы эффективно использовать их в учебном процессе, учителю нужно знать о структуре учебной игры, о правилах проведения игры на уроке, об условиях использования дидактических игр. В помощь педагогу определим самые важные положения игрового метода.

Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры [25, c. 117].

Задачи учебной игры:

— стимулирующие (стимулирование мотивации, эмоциональной включенности и познавательного интереса);

— образовательные (расширение объема информации, использование информации в другой форме, осознание практического использования знаний, формирование конкретных предметных умений);

— развивающие (развитие воображения, памяти; навыков критического мышления, принятия решений и коммуникации, развитие лидерских качеств);

— воспитывающие (воспитание нравственных качеств личности, изменение установок, социальных ценностей, эмпатия интересов других участников игры);

— релаксационные (снижение физических и психических нагрузок, создание положительного эмоционального подъема);

— диагностические (осознание уровня собственной образованности, оценка преподавателем приобретенных умений и навыков).

Дидактическая (обучающая) задача игры формулируется в соответствии с программой, с учетом возрастных особенностей детей. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности школьников. Дидактическая задача определяется учителем и отражает его обучающую деятельность.

Игровая задача осуществляется в игровой деятельности, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия.

Игровые действия (операции) составляют основу игры. Игра — всегда реальное действие и подобие настоящего действия. Действия в игре — это разнообразные двигательные реалии, приспособленные либо к целям, правилам, либо к игровым аксессуарам, игрушкам. Игровые действия — это не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать и др. Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, умственные действия, выраженные в процессах мышления.

Правила игры — предписания, устанавливающие логический порядок игры. Через правила учитель доводит до детей свои педагогические требования, регулирует ход игры. Их содержание и направленность обусловлены задачами, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями.

Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения.

Правила игры имеют обучающий, организационный, дисциплинирующий характер. Обучающие правила помогают раскрывать перед детьми, что и как нужно делать, они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, направляют познавательную деятельность детей: что-то рассмотреть, придумать, сравнить, найти способ решения поставленной игрой задачи. Организующие правила определяют порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношений детей [16, c. 37].

Средства игры: пространство, речь, аксессуары. Игровое пространство, в котором протекают все игровые действия, определяется ее правилами. Язык участников игры продиктован ее сюжетом. Аксессуары (предметы, необходимые для игры), костюмы, атрибуты также заложены в фабуле игры.

Этапы технологии учебного процесса на основе игры:

1. Ориентация. Учитель представляет изучаемую тему, дидактическую задачу, знакомит с основными представлениями, которые в ней используются, дает характеристику игровых правил, имитации, общего хода игры.

2. Подготовка к проведению. Учитель излагает сценарий, останавливаясь на игровых задачах, правилах, ролях, игровых действиях и процедурах, правилах подсчета очков. Идет распределение ролей между участниками игры, проводится пробный «прогон» игры в сокращенном виде.

3. Проведение игры. Учитель организует проведение самой игры, по ходу фиксируя игровые действия, разъясняя ситуации затруднения.

4. Обсуждение игры (итог). Учитель дает обзорную характеристику хода игры. Обсуждаются возникшие трудности. Педагог побуждает детей к рефлексии — анализу своих собственных действий, поступков, мотивов, учит соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей. Особое внимание уделяется сопоставлению имитации с соответствующими явлениями реального мира природы (социума).

Условия эффективности дидактических игр:

1. Соответствие игры дидактическим целям урока. Содержание дидактических игр должно прежде всего отражать учебный материал урока.

2. Разнообразие игр по содержанию и формам проведения. Необходимо предусмотреть несколько вариантов использования игры, учитывая:

— уровень познавательной деятельности учащихся (от репродуктивного поиска аналогов к переносу знаний и способов действий в нестандартную ситуацию и далее к творчеству, к прогностическому поиску, связанному с созданием принципиально нового, благодаря обращению к фантазии или простейшему экспериментальному исследованию);

— уровень коллективности класса (от индивидуальных игр к групповым и коллективным);

— характер организации игры (от организации игры учителем до самоорганизации).

3. Определение места дидактической игры в структуре урока, времени и методики ее проведения.

4. Активная творческая позиция каждого участника игры. Нужно так построить игру, чтобы каждый ребенок захотел и смог самовыразиться, показать свои знания, умения и способности.

5. Доступность и привлекательность игры для детей. Условия игры должны быть понятны и доступны детям, а цель — привлекательна для них. Только в этом случае можно вызвать у детей хорошее настроение, удовлетворение от удачного ответа.

6. Эмоциональность игры. Немаловажную роль играет внешнее оформление игры, оно должно быть красочным и зависеть от содержания игры. Особую педагогическую нагрузку несет элемент соревнования между командами или отдельными участниками игры.

7. Подготовка учителя к руководству игровой деятельностью и обучению младших школьников умению играть.

Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Поэтому правила дидактических игр должны разрабатываться с учётом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого ученика чувства удовлетворённости, успеха. Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.

Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия, которые регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Очень часто игровые действия предваряются устным решением задачи.

Учитель, как руководитель игры, направляет её в нужное дидактическое русло, при необходимости активизирует её ход разнообразными приёмами, поддерживает интерес к игре, подбадривает отстающих.

Основой дидактической игры, которая пронизывает собой её структурные элементы, является познавательное содержание.

Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.

Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудование урока. Это наличие технических средств обучения, кодопозитивов, диапозитивов и диафильмов. Сюда также относятся различные средства наглядности: таблицы, модели, а также дидактические раздаточные материалы [22, c. 68].

Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Он выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний, могут или в их применении.

При подготовке к уроку, содержащему дидактическую игру, необходимо составить краткую характеристику хода игры (сценарий), указать временные рамки игры, учесть уровень знаний и возрастные особенности учащихся, реализовать межпредметные связи.

Сочетание всех этих элементов игры и их взаимодействие повышают организованность игры. Ее эффективность, приводят к желаемому результату.

Ценность дидактических игр заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом.

При использовании дидактических очень важно следить за сохранением интереса школьников к игре. При отсутствии интереса или угасании его ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям, т.к. игра по обязанности теряет своё дидактическое, развивающее значение; в этом случае из игровой деятельности выпадает самое ценное — эмоциональное начало. При потере интереса к игре учителю следует своевременно принять действия, ведущие к изменению обстановки, этому служить эмоциональная речь, приветливое отношение, поддержка отстающих.

При наличии интереса дети занимаются с большой охотой, что благотворно влияет и на усвоение ими знаний.

Очень важно проводить игру выразительно. Если учитель разговаривает с детьми сухо, равнодушно, монотонно, то дети относятся к занятиям безразлично, начинают отвлекаться. В таких случаях бывает трудно поддерживать интерес, сохранять желание слушать, смотреть, участвовать в игре. Нередко это и совсем не удаётся, и тогда дети не получают от игры никакой пользы, она вызывает у них только утомление.

Возникает отрицательное отношение к занятиям. Учитель сам должен в определённой степени включаться в игру, иначе руководство и влияние его будут недостаточно естественными. Умение включаться в игру — тоже один из показателей педагогического мастерства.

Интересная игра, доставившая детям удовлетворение, оказывает положительное влияние и на проведение последующих игр. При проведении дидактических игр забавность и обучение надо сочетать так, чтобы они не мешали, а, наоборот, помогали друг другу. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.

При организации дидактических игр с предметным содержанием необходимо продумывать такие вопросы методики:

Цель игры. Какие умения и навыки в области естествознания школьники освоят в процессе игры? Какому моменту игры надо уделить особое внимание? Какие другие воспитательные цели преследуются при проведении игры?

Количество играющих. Каждая игра требует определённого минимального или максимального количества играющих. Это надо учитывать при организации игр.

Какие дидактические материалы и пособия понадобятся для игры?

Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры?

На какое время должна быть рассчитана игра? Будет ли она занимательной, захватывающей? Пожелают ли ученики вернуться к ней ещё раз?

Как обеспечить участие всех школьников в игре?

Как организовать наблюдение за детьми, чтобы выяснить, все ли включились в работу?

Какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей?

Какие выводы следует сообщать учащимся в заключение, после игры (лучшие моменты игры, недочёты в игре, результат усвоения знаний, оценки отдельным участникам игры, замечания по нарушению дисциплины и др.)?

Ни в коем случае нельзя применять дисциплинарные меры к детям, нарушившим правила игры или игровую атмосферу. Это может быть лишь поводом для доброжелательного разговора, объяснения, а еще лучше, когда, собравшись вместе, дети анализируют, разбирают, кто как проявил себя в игре и как надо была бы избежать конфликта.

В процессе дидактической игры предполагается решение следующих задач:

— обогащение чувственно-эмоционального опыта путем освоения детьми системных знаний;

— развитие мышления ребенка в плане осознания себя и своего места в мире природы и людей;

— развитие общей культуры ребенка, включающей языковую культуру, культуру общения в разных условиях.

В современных работах рассматриваются различные формы дидактических игр, связанные с данными позиционными моделями и подразделяющиеся соответственно на три типа [26, c. 142]:

Прямое знакомство детей со средствами и способами познания или отражения окружающей действительности.

Передача информации от детей — взрослым, когда дети действуют самостоятельно, а взрослый наблюдает за их деятельностью.

Равноправный поиск взрослыми и детьми как субъектами деятельности решения проблемы в ходе наблюдения, обсуждения или экспериментирования.

Целесообразное сочетание игровой и трудовой деятельности в образовательном процессе приобретает особое значение в духовном развитии детей младшего школьного возраста, обособление которой от игры происходит постепенно и представляет собой итог естественного развития игровой деятельности детей.

Таким образом, дидактические игры способствуют упражнению детей в применении знаний, более глубокому их усвоению. Существует большое количество дидактических игр, направленных и на систематизацию знаний.

2.2 Методика организации урока математики с использованием дидактических игр

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она вызывает у детей живой интерес к процессу познания. Она помогает сделать любой материал увлекательным, вызывает удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

По структуре дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые и игры-упражнения. Дидактические игры особенно необходимы в младших классах. Игра привлекает внимание даже самых инертных маленьких школьников. Постепенно у детей пробуждается интерес к учебному предмету.

В зависимости от материала, дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами, печатные игры и словесные игры. Все основаны на принципе наглядности. Наиболее сложные словесные игры, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления. Дети учатся высказывать свои суждения, делать выводы и умозаключения.

Практическое исследование по использованию дидактической игры в начальной школе как фактора и условиях развития личности школьника проводилось на базе школы-гимназии имени М. Горького г. Костанай. В исследовании участвовали младшие школьники 3-го класса.

Применение дидактических игр происходило на уроках математики. Математика — трудный предмет. Надо уметь трудится, быть усидчивым, настойчивым, чтобы знать эту науку. Но в то же время, учеба должна быть детям радость. Занятия математикой, особенно с младшими школьниками не должны быть строгими, сухими, скучными, однообразными и сводится лишь к овладению вычислительными навыками.

Так, для успешного обучения математике в процессе игры учитель использует как предметы, окружающие школьника, так и модели изучаемого материала.

Материальная форма действия является исходной, внешне-речевая предполагает рассуждения, умственная форма действия осуществляется тогда, когда у учеников уже сформированы представления и понятия. Эти три формы действия влияют на развитие различных сторон мышления: наглядно-действенного, наглядно образного и словесно-логического.

При организации уроков математики учитель старается использовать игры на разные виды деятельности:

— исполнительскую;

— воспроизводящую;

— преобразующую;

— поисковую.

В урок введены игры и игровые ситуации. Дети чрезмерно подвижны и не могут спокойно высидеть 15−20 минут — надо давать выход их энергии.

Игровые формы обучения как никакая другая технология способствуют использованию различных способов мотивации:

1. Мотивы общения:

— Учащиеся учатся общаться, учитывать мнение товарищей.

— При решении коллективных задач используются различные возможности учащихся; дети осознают полезность быстро соображающих, тщательно работающих и осмотрительных.

— Совместные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений.

2. Моральные мотивы:

В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свой характер, волевые качества, своё отношение к людям.

3. Познавательные мотивы:

— Каждая игра имеет результат, стимулирует к достижению цели.

— Игроки изначально равны. Результат зависит от самого игрока.

— Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения. Учащиеся погружаются в историческую обстановку.

— Ситуация успеха создаёт благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса.

— Состязательность — неотъемлемая часть игры — притягательна для детей.

Удовольствие создаёт комфортное состояние на уроках.

— В иге всегда есть таинственно-неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность учащихся, толкает на поиск ответа.

Если игра коллективная, необходимо хорошо знать состав играющих, их развитие, физическую подготовленность, способности возраста, интересы. В играх осуществляются цели нескольких уровней.

Первая: удовольствие от процесса игры.

Вторая: функциональная, она связана с выполнением правил игры.

Третья: она отражает творческие задачи — разгадать, распутать, добиться результата.

Основные принципы организации игры:

— Отсутствие принуждения любой формы.

— Принцип развития игровой динамики.

— Принцип поддержания игровой атмосферы.

— Принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности.

— Принцип перехода от простейшего к сложным игровым формам.

Урок-игра требует определённых правил:

1. Предварительная подготовка. Должны быть заранее распределены роли.

2. Обязательные атрибуты игры: оформление, перестановки.

3. Обязательна констатация результата игры.

4. Компетентное жюри.

5. Обязательны игровые моменты необучающего характера.

Перед учителем стоят задачи:

— Опираться на достижения предыдущего возраста.

— Стремиться мобилизовать потенциальные возможности конкретного возраста.

— Подготовить почву для последующего возраста.

Безусловно одно: воспитательная, образовательная ценность игр зависит от участия в них педагогов.

Главное — уважение к личности ребёнка, не убить интерес к работе, а стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.

Конфуций писал: «Учитель и ученик растут вместе».

Игровые формы работы позволяют расти как ученикам, так и учителю.

В Приложении Б представлены уроки-игры по математики в 3 классе.

Таким образом, в процессе дидактических игр идет совершенствование психических познавательных процессов. В играх с народными дидактическими игрушками, совершенствуется сенсорная культура детей; развивается восприятие цвета, величины, формы предмета, идет усвоение эталонов свойств и качеств предметов, накопление сенсорного опыта. В играх с картинками и в ряде словесных игр совершенствуются операции сравнения, обобщения, классификации. В ряде игр формируется сообразительность и умственная активность. Каждая дидактическая игра требует от участников более или менее длительного и устойчивого внимания: играющий должен внимательно следить за действиями партнеров, за сигналами и т. д.

В дидактической игре формируется умение подчиняться правилам, так как от точности соблюдения правил зависит успех игры. В результате игры оказывают влияние на формирование произвольного поведения, организованности. Большинство игр такого рода являются коллективными. По характеру используемого материала дидактические игры делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

2.3 Преимущества использования дидактических игр как фактора и условия развития личности младшего школьника

Дидактические игры — одно из средств всестороннего развития личности.

Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Вот следующие возможности дидактической игры в воспитании его основных качеств:

Умственное воспитание. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, о людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности. Знания об окружающей жизни даются детям по определенной системе. Так, ознакомление детей с трудом проходит в такой последовательности: детей сначала знакомят с содержанием определенного вида труда (строителей, хлеборобов, овощеводов и др.), затем — с машинами, помогающими людям в их труде, облегчающими труд, с этапами производства при создании необходимых предметов, продуктов (строительство дома, выращивание хлеба), после чего раскрывают перед детьми значение.

С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний, установления разумных отношений в коллективе.

Нравственное воспитание. У дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

Особая роль в воспитании нравственных качеств личности ребенка принадлежит содержанию и правилам игры.

Трудовое воспитание. Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. В процессе игры дети усваивают знания о том, какие машины помогают людям в строительстве дома. Так у детей пробуждается интерес к людям этих профессий, появляется желание играть в строительство домов, мостов, железной дороги и др.

Эстетическое воспитание. Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформлены, помещены в удобные для хранения коробки и папки. Яркие, красивые дидактические игрушки привлекают внимание детей, вызывают желание играть с ними. Весь материал для дидактических игр хранится в группе в определенном месте, доступном детям для его использования.

Физическое воспитание. Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы. Двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребенка. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребенка к письму, к изобразительной деятельности, т. е. будущему обучению в школе.

Нелегко дать обоснованную оценку или хотя бы представить реальную роль игры в формировании личности, особенно в сравнении с другими средствами воспитания. Игра подчиняется законам реальности, а ее продуктом может быть мир детской фантазии, детского творчества. Игра формирует познавательную активность и саморегуляцию, позволяет развивать внимание и память, создает условия для становления абстрактного мышления.

Игра для младших школьников — любимая форма деятельности. В игре, осваиваются игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема соотношения игры с обучением — одна из центральных проблем психологии и педагогики младшего школьного возраста. На сегодняшний день можно выделить два прямо противоположных подхода к ее решению.

Представители первого направления утверждают, что с началом младшего школьного возраста игра уходит с арены психического развития ребенка. Один из известных психологов даже говорил, что к началу школьного обучения игра себя исчерпывает.

Представители другой точки зрения утверждают прямо противоположное, опираясь в своих доказательствах непосредственно на практику обучения младших школьников: детей невозможно учить без помощи игровой деятельности.

В отличие от других видов деятельности игра содержит цель в самой себе; посторонних и отделенных задач в игре ребенок не ставит и не решает. Игра часто и определяется как деятельность, которая выполняется ради самой себя, посторонних целей и задач не преследует. Следует иметь в виду, что по мере развития игр на определенном этапе проявляется цель. Игровые действия становятся целесообразными: приступая к строительству «туннеля» в «горах» или к лечению «больного» ребенок знает, что и как он будет делать и что получится в результате игры. Точно так же и начиная игру в волейбол, футбол, дети ставят цель — выиграть. Но как в первом, так и во втором случае цель не выходит за рамки игры, заключена в ней самой и никаких посторонних задач в ней не ставится и не решается.

Целесообразное сочетание игровой и трудовой деятельности в образовательном процессе приобретает особое значение в духовном развитии детей младшего школьного возраста, обособление которой от игры происходит постепенно и представляет собой итог естественного развития игровой деятельности детей.

Игра влияет на развитие личности ребёнка. Он знакомиться с поведением и взаимоотношениями взрослых, приобретает основные навыки общения. Дети ориентируются на достижения сверстников, стремятся быть лучше. Стремление «быть лучше» создаёт мотивы успеха, является одним из условий способности осознавать свои достоинства и недостатки.

Ребёнок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит её в игру. Игры, чаще всего, отражают профессиональную деятельность взрослых. В них дети вступают в разные отношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля. Нормы человеческих отношений через игру становятся источником развития морали самого ребёнка; дети получают возможность для развития как личности в целом, так и отдельных психических процессов: внимания, памяти, мышления, наблюдательности.

Игры движутся от предметных к ролевым, от ролевых к дидактическим. В дидактической игре интерес перемещается к умственной задаче.

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляются воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Использование дидактических игр как средство обучения младших школьников определяется рядом причин: опора на игровую деятельность, игровые формы и приёмы — это наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу; освоение учебной деятельностью, включение в неё детей идёт медленно; способствуют развитию у детей психических процессов; недостаточно сформирована познавательная мотивация.

Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей. Она имеет определённую структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность.

Результаты игры всегда бывают очевидными, конкретными и наглядными. Соблюдение правил обязывает детей самостоятельно выполнять игровое действие, и вместе с тем у них вырабатывается критерий для оценки поведения своих одноклассников и своего собственного. Работа над дидактической задачей требует активизации всей психической деятельности ребёнка. Формируются познавательные процессы, мышление, память, воображение. Усовершенствуется умственная деятельность, включающая в себя проведение различных операций в их единстве. Внимание становится более целенаправленным, устойчивым, и у учащегося появляется умение правильно его распределять. Стимулируется развитие познавательных способностей, наблюдательности, сообразительности и любознательности. У детей начинает проявляться волевое сдерживающее начало. Соблюдение правил, являющееся результатом возникшего у детей интереса к игре, помогает воспитанию важных нравственных качеств, волевых качеств, таких, как организованность, сдержанность, доброжелательность, честность и т. д.

В процессе занятий дидактической игрой формируется умение работать самостоятельно, осуществлять контроль, самоконтроль, согласовывать свои действия и соподчинять их.

Проведя и проанализировав наши исследования, мы выявили, что дидактическая игра особенно необходима в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Благодаря играм удается сконцетрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Список использованных источников

1. Абдульменова З. З. Игра — способ развития пытливости и любознательности // Начальная школа. — 2003. — № 11.

2. Ананьев Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. М.: Директ-Медиа, 2008.

3. Богданова О. С., Петрова В. И. Методика воспитательной работы в начальных классах. — М., 1985

4. Волина В. В. Игра — дело серьёзное. — С.-Пб.: Дидактика Плюс, 1999.

5. Выготский Л. С. Развитие игры в детском возрасте// Вопросы психологии. — 1966. — № 6

6. Газман О. С. Каникулы: игра, воспитание. — М., 1988,

7. Газман О. С., Харитонова Н. Е. В школе — с игрой. — М., 1991

8. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1972

9. Запорожец А. В. Психическое развитие ребенка: для психологов и педагогов. — М.: Педагогика, 1986 — 320 с.

10. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под. Ред. Г. Ф. Кумариной. — М., 2001.

11. Кудрявцев В. Т. Развитое детство и развивающееся образование: Культурно-исторический подход. — Ч. 1. — Дубна, 1997. — с. 85.

12. Кузьмин Е. С. Волков И. П., Емельянов Ю. Н. Руководитель и коллектив. Л., 1974.

13. Кукушин, В. С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. — Ростов н/Д.: Феникс, 2004.

14. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей. Соч.: В 8 т. Т.4. — М., 1978

15. Миронова Р. М. Игра в развитии активности детей. — Мн., 1989

16. Организация и руководство игровой и руководство игровой деятельностью младших школьников в учебной и внеклассной работе: Метод. указания. — Гомель, 1984.

17. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. М.: Росс. пед. агентство, 1996. 269 с.

18. Подластый И. П. Педагогика начальной школы — М., 2001 — С. 199.

19. Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. Под. ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. — М., 1990.

20. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие для педагогических вузов и ин-тов повышения квалификации. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.

21. Селиванов В. А. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений / Под ред. В. П. Сластенина. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия', 2002.

22. Ситаров В. А. Дидактика — М., 2002.

23. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений/ Под ред. В. П. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.

24. Спиридонова В. С. Играя учимся математике. — М.: Просвещение, 1993.

25. Чутко Н. Я. Игра в учебной деятельности детей // Начальная школа: плюс-минус. 2001. — № 8. — С. 8−11

26. Шелепина О. И., Рассадина Т. В. Применение дидактических игр в подготовке учителя технологии и предпринимательства// Технологическое образование и предпринимательство. Брянск: БГПУ, 1997. С. 120−122.

27. Шмаков С. А. Игры-потехи, забавы-утехи. Липецк: Юриус, 1997.127 с.

28. Шпунтов А. И. Роль учебно-познавательных и воспитательных задач на уроках обучения грамоте // Начальная школа. — 1993.

29. Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. 301 с.

Приложение А

Примеры игры на развитие личности младшего школьника

Лабиринты

Задания на прохождение лабиринтов разной сложности помогают развивать у детей наглядно-образное мышление, внимание, способность к самоконтролю.

Примеры лабиринтов:

Задачи со спичками

Игры и задачи со спичками — хорошая гимнастика для ума. Они тренируют логическое мышление, комбинаторные способности, умение увидеть условия задачи с неожиданной стороны, требуют проявить смекалку.

Примеры игр:

Пять квадратов

От данных 5 квадратов из спичек отнять 3 спички так, чтобы осталось три таких же квадрата.

Дом

Этот дом составлен из 10 спичек. Требуется повернуть его к нам другой стороной, переложив только 2 спички.

Загадки

Загадки помогают развивать образное и логическое мышление, умение выделять существенные признаки и сравнивать, тренируют быстроту и гибкость ума, сообразительность, способность находить оригинальные решения.

Можно предложить детям и самостоятельно составить загадки о каких-либо известных предметах (мяч, книга, карандаш и др.).

Примеры загадок:

Гуляю по свету,

Жду ответа,

Найдешь ответ —

Меня и нет.

(Загадка)

Не море, не земля,

Корабли не плавают,

А ходить нельзя.

(Болото)

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

(Собака)

Сидит на окошке кошка,

Хвост как у кошки,

Лапы как у кошки,

Усы как у кошки,

А не кошка.

(Кот)

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются.

(Глаза)

Два гуся — впереди одного гуся,

Два гуся — позади одного гуся,

И один гусь посередине.

Сколько всего гусей?

(Три)

Составление предложений

Эта игра развивает способность быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.

Берутся наугад 3 слова, не связанные по смыслу, например «озеро», «карандаш» и «медведь». Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти 3 слова (можно менять их падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными («Медведь упустил в озеро карандаш»), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»), и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).

Исключение лишнего.

Берутся любые 3 слова, например «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, лишнее, не обладающее этим общим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное — больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не присущих исключенному, лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше.

Эта игра развивает способность не только устанавливать неожиданные связи между явлениями, но и легко переходить от одних связей к другим, не зацикливаясь на них. Игра учит также одновременно удерживать в поле мышления сразу несколько предметов и сравнивать их между собой.

Немаловажно, что игра формирует установку на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов, и поэтому не стоит ограничиваться одним-единственным «правильным» решением, а надо искать целое их множество.

Придумывание недостающих частей рассказа

Детям читается рассказ, в котором одна из частей пропущена (начало события, середина или конец). Задание состоит в том, чтобы домыслить недостающую часть. Наряду с развитием логического мышления составление рассказов имеет чрезвычайно важное значение и для развития речи ребенка, обогащения его словарного запаса, стимулирует воображение и фантазию.

Загадываю — отгадай.

Очень полезны в развитии младших школьников игры, которые создают сами дети. Игра «Загадываю — отгадай» может быть традиционной. Суть игры в следующем: один из детей (не перерыве, после уроков и т. п.) приглашает ребят стать в круг и говорит: «Загадываю — отгадай». По желанию младшие школьники становятся в круг (полукруг), и начинается игра. Ведущий (тот, кто приглашал играть) задает вопросы (два-три), которые подготовил дома. Тот из детей, кто даст правильный ответ хотя бы на один вопрос, назавтра (или в другой день) становится ведущим, готовит вопросы-сюрпризы.

Дети с большим удовольствием, особенно девочки, принимают участие в игре, которая может длиться неделями, месяцами.

Подобные игры — прекрасная возможность приобщить ребят к чтению книг, энциклопедических и других изданий, тем более, что младшие школьники не очень любят читать (несовершенна техника чтения, не сформирована потребность в чтении и др.)

Зоопарк.

Эта игра дает возможность детям улучшить свою двигательную память.

Участники встают в круг так, чтобы каждому было хорошо всех видно. Каждый из них придумывает, какого животного он будет изображать при помощи жестов, все по кругу называют свое животное и показывают его при помощи пантомимы (например, жираф — поднять руку вверх, бабочка — помахать руками и т. п.). Задача для всех — запомнить, кто какое животное выбрал и как это было изображено. Игра проходит без слов. Первое «животное» показывает себя и того «животного», к которому он хочет обратиться. Тот, чей знак был показан, изображает себя (давая понять, что сигнал принят) и следующее «животное», которому хочет передать эстафету. И так далее — каждый вызванный игрок, вступая в игру, должен сначала показать свое обозначение, а потом — обозначение одного из играющих. Со временем темп игры увеличивается, и тот, кто ошибается, выходит из игры.

Запомни — расскажи.

Эта игра поможет улучшить эмоциональную память детей (чувства, переживания, которые дети испытывали в тех или иных ситуациях).

Для игры понадобится несколько разнообразных текстов, по 7—10 предложений каждый, которые можно взять, например, из книг для внеклассного чтения. Лучше, если это будет повествование о событиях, а не описание чего-либо. Ведущий по очереди указывает на того игрока, которому предстоит читать. Он должен прочитать свой текст как можно выразительнее, а все остальные пытаются запомнить и позднее воспроизвести произнесенные им предложения. Необходимо объяснить детям, что чем с более выразительными интонациями и эмоциями они прочитают фразу, тем больше вероятность ее всем запомнить. После того как первый участник прочитал свой текст, остальные рассказывают то, что запомнили. Потом свой текст читает следующий участник игры. И т. д. Победителем оказывается тот, чьи фразы запомнило большинство участников игры.

Приложение Б

Урок-игра в 3 классе

«Что? Где? Когда?»

Тема: Повторение изученного о составе слова.

Цели урока:

1. Обобщить изученный материал о составе слова.

2. Формировать умения правильно оформлять свои мысли.

3. Учить учащихся работать в группе.

4. Воспитывать волевые качества детей.

Ход урока.

1. Психологический настрой. Целеполагание.

Друзья! Задача наша такова ;

Всем вспомнить, как построены слова,

Какие их морфемы составляют,

Какую роль в словах они играют.

Ученик читает стихотворение Е. Измайлова:

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым ;

Был он только словом.

Это слово — слово-корень

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло ;

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада.

Вот ещё посадки рядом.

А вот садовод,

С ним садовник идёт.

Очень интересно

Играть в саду словесном.

Назвать способы образования слов.

2. Ход игры.

Сообщение правил игры.

Первый раунд.

Задание первой команде. Назовите одним словом.

Человек, который ходит пешком (пешеход).

Человек, который ловит рыбу (рыболов, рыбак).

— Как образованы слова?

Задание второй команде. От имени прилагательных образуйте имена существительные.

Смелый, тихий, высокий. (смелость, тишина, высота)

— Какую роль выполняют суффиксы?

Задание третьей команде. Подобрать глаголы-антонимы.

унёс — (принёс)

открыл — (закрыл)

вошёл — (вышел)

— Какую роль выполняют приставки?

Подведение итогов.

Второй раунд.

На доске текст:

Дед Егор в густом л_су

Встретил рыжую л_су.

Л_ска, л_сонька, л_са!

Ты в каких живёшь л_сах?

Л_сий хвост замёл сл_ды.

Где л_сичка? Видел ты?

(Бетенькова М.Н.)

— Вставить пропущенные буквы.

— Выписать слова с корнем — лис, разобрать по составу.

(лиска, лис, а, лисонька, лисий, лисичка)

Подведение итогов.

Третий раунд.

Эстафета.

Подобрать слова к схемам:

звёздочка перелёт записка

зимушка разбег находка

беленький выход заварка

гнёздышко подпись посадка

берёзовый заезд перелески

Подведение итогов.

Четвёртый раунд.

Чёрный ящик.

— Отгадайте, что в чёрном ящике?

Корень, как в слове дарить,

Суффикс, как в слове шнурки,

Приставка, как в слове покрышка,

А окончание, как в слове очки.

(подарки)

Каждой команде вручаются подарки.

3. Выводы по уроку. (рефлексия)

Стихи о частях слова.

Пред корнем есть приставка,

Слитно пишется она,

И при помощи приставки

Образуются слова.

После корня он стоит

Перед окончанием.

Его я, если заменю

Другое слово получу,

Обозначу уголком,

Обозначу домиком.

Это суффикс.

А смотреть ребята нужно в корень,

Главный смысл в нём,

И мы поспорим:

В слове нет морфемы

Важнее корня,

И не плохо бы об этом помнить!

На конце любого слова

Окончанье ищет Вова.

Изменяемая часть

С другим словом держит связь.

Окончанье он найдёт,

Его в рамочку возьмёт.

4. Подведение итогов всей работы.

Награждение медалью «Умной совы».

.ur

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой