Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Основные этапы, проблемы и представители философской мысли Беларуси

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Игнат Абдиралович (Кончевский) в своем произведении «Адвечным шляхам» обращает внимание на такую особенность исторической жизни Беларуси, как ее срединное географическое положение между Востоком и Западом. Для преодоления западного и восточного влияния необходимо создать свои белорусские формы жизни. Сами формы должны быть текучи, изменчивы. Для того, чтобы формы не довлели над жизнью, необходимо… Читать ещё >

Основные этапы, проблемы и представители философской мысли Беларуси (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Философская мысль Беларуси как форма осмысления национальных культурных традиций и становление национального самосознания

2. Основные этапы, проблемы и представители философской мысли Беларуси

3. Значение идей белорусского Просвещения в реализации программы национального Возрождения и становлении национальной идеи как консолидирующей духовной силы современного белорусского общества (Ф. Скорина, С. Будный, А. Волан и др.)

Заключение

Список использованных источников философский национальный самосознание идея

Введение

Отечественная философия сегодня, как никогда ранее, ощущает необходимость философской рефлексии, процессов глобализации, происходящих в современном мире. В контексте этих процессов необходимо сохранить национальную культуру, идентичность отдельных стран и народов, поэтому изучение и бережное сохранение национальных культурных ценностей — важная задача современной эпохи.

Отличительной чертой белорусской философии является чуткое и незамедлительное реагирование на ключевые события в жизни народа и отражение культурно-политической истории Беларуси в национальном общественно-политическом творчестве. Главным фактором, интегрирующим разнообразные философско-социологические исследования различных этапов отечественной общественной мысли является изучение проблемы человека с позиции гуманизма. [1]

1. Философская мысль Беларуси как форма осмысления национальных культурных традиций и становление национального самосознания Исторически сложилось так, что территории Белорусских земель не один раз меняли своё отношение к той или иной государственной системе: ВКЛ, Речь Посполитая, Российская Империя. Следуя из этого можно сказать, что Беларусь не имела самостоятельной формы государственности, что впоследствии будет является одним из факторов, повлиявших на статус и специфику Белорусской философии. Так же стоит отметить географическое расположение Беларуси, оно и становится следующим фактором влияния — геополитическим. Ведь Беларусь находится в пространстве цивилизованного политического, экономического и культурного взаимодействия Запада и Востока. Существует ещё рад причин, например таких как невозможность однозначного соотнесения философских текстов с национальным языком, т.к. они долгое время писались преимущественно на латинском или польском языках. Либо отсутствие национальных тем для философского осмысления, поскольку только со второй половины XIX в. актуализируются понятия белорусской национальности, национально-культурной идентичности, повышается внимание к статусу белорусского языка и др. Поэтому понятие «белорусская философия» в определенной мере отражает не столько национальную, сколько географическитерриториальную специфику философствования.

Государство развивавшееся в таких условиях обычно имеет разнообразные культурные ценности и традиции, в том числе интегрированные. [5]

В общем понимании понятие культурная традиция — это традиция, представленная элементами культурного наследия: идеями, ценностями, обычаями, обрядами, способами восприятия мира и т. д., для которых характерна сохраняемость и передаваемость от поколения к поколению (традиция — от лат. «Передача»). Культурные традиции присущи всем формам духовной и материальной культуры. Система традиций позволяет удерживать целостность и устойчивость общественного организма, что отражается в понятии «Историческая память».

Историческая память — это набор передаваемых из поколения в поколение исторических сообщений, мифов, субъективно преломленных рефлексий о событиях прошлого, особенно негативного опыта, угнетения, несправедливости в отношении народа. Является видом коллективной (или социальной) памяти. Проявляется в привычках, быту, культуре, отношении к другим народам, политических предпочтениях, стремлении к независимости. Может содержать цивилизационные архетипы и архетипы, свойственные только этому данному этносу. Основателем теории исторической памяти считается французский социолог Морис Хальбвакс. Сущность гипотезы Хальбвакса в том, что история и историческая память во многих отношениях противоположны: «История обычно начинается в тот момент, когда заканчивается традиция, когда затухает или распадается социальная память. Пока воспоминание продолжает существовать, нет необходимости фиксировать его письменно, да и вообще как-то фиксировать. Поэтому потребность написать историю того или иного периода, общества и даже человека возникает только тогда, когда они уже ушли так далеко в прошлое, что у нас мало шансов найти вокруг себя много свидетелей, сохраняющих о них какое-либо воспоминание». [6]

Я считаю, что если применять эту гипотезу в отношении Белорусов, их культуры, то нам несомненно повезло. Ведь становление и интеграция различных культурных моментов у Белорусов происходило не так давно и не успело забыться настолько, что бы из-за этого стали переписывать историю. Тем более, среди всех славянских народностей именно в Беларуси наилучшим образом сохранились древнейшие языческие традиции и ритуалы, включая Масленицу и Купалу, «Талаки», «Деды» и «Сороки», «Громницу» и «Гуканне весны», а также множество других обрядов, связанных с почитанием природы (сельским хозяйством, заготовкой леса и пр.), свадьбой, рождением или смертью. За многие века своего существования все эти ритуалы и обряды тесно переплелись с христианскими обычаями, образовав тем самым уникальную, неповторимую белорусскую культуру. Белорусы очень трепетно относятся к семье, где всегда четко определены позиции каждого члена: мужчина — главный добытчик и защитник, женщина — хозяйка и хранительница уюта в доме. Но при этом права и мужчин и женщин абсолютно равны. Кроме того, белорусы очень приветливы и дружелюбны, и при необходимости всегда рады помочь.

Все это постепенно осваивается с самого рождения. Человек живёт в этой среде, испытывает те же эмоции, что и большинство его соотечественников. Вместе справляясь с различными трудностями, проблемами, они становятся ближе. Начинают действовать как сплочённое, единое целое.

С этого момента мы можем говорить о таком понятии, как национальное самосознание.

Национальное самосознание — одна из составляющих идентичности человека, связанная с ощущаемой им принадлежностью к определённой нации, стране, культурному пространству. Национальное самосознание не тождественно понятиям гражданства или национальности, хотя они могут быть факторами, оказывающими на неё сильное влияние. Национальное самосознание не является прирождённой чертой. Оно проистекает из приобретённого осознания общности культуры, истории, языка с определённой группой людей. К этому может добавиться чувство принадлежности к определённому государству, приверженность его государственной идентичности, государственным символам и национальной идее. В свою очередь национальная идея — это систематизированное обобщение национального самосознания. Национальная идея определяет смысл существования того или иного народа, этноса или нации. Она может выражаться посредством художественных произведений или различных философских текстов.

Тут будут уместны слова Белорусского философа-гуманиста Франциска Скорины: «Понеже от прирожения звери, ходящие в пустыни, знають ямы своя; птици, летающие по возъдуху, ведають гнезда своя; рибы, плывающие по морю и в реках чують виры своя; пчелы и тым подобная боронять ульев своих, — тако же и люди, и где зродилися и ускормлены суть по бозе, к тому месту великую ласку и мають». Так или иначе, высказывание Белорусского философа можно отнести и к нашей теме. Например связывая по смыслу понятия «Культурная традиция» и «Национальное самосознание». Ведь прожив осмысленный период на территории государства, со всеми традициями, переживаниями, невзгодами и радостями, приобретениями и утратами. Среди таких же людей, которые прошли точно такое же духовное насыщение, несомненно испытываешь трепетные чувства, культурную привязанность и вовсе своё непосредственное отношение к этому месту. [2]

Что касается вопроса о формах ассимиляции духовного опыта западноевропейской и русской традиции в культуре Беларуси, то сразу хотелось бы выделить несколько векторов. Думаю основным вектором послужит расположение нашего государства. Ведь как упоминалась выше, наша страна не единожды меняла своё отношение к той или иной государственной системе. Например некогда территория нынешней Беларуси была заселена летто-литовскими племенами ятвягов, что отчасти и повлияло на становление и развитие культуры страны. Так же в национальных традициях белорусского народа явно прослеживаются черты русской, украинской, польской, еврейской и литовской культуры. Однако, несмотря на некоторые схожести в традициях своих славянских соседей, белорусские обычаи носят сугубо индивидуальный характер. Такая уникальность обусловлена, прежде всего, разнообразием этнического состава страны, поскольку на территории Беларуси проживает несколько субэтнических групп: «Полещуки» на Полесье, «Пинчуки» — коренное население района Пинских болот, отдельный антропологический тип Приднепровских территорий, а также население южных регионов страны с выраженным украинским менталитетом. Также имеются представители польской, татарской, русской, еврейкой и других культур, причем все они имеют абсолютную свободу самовыражения. Более того, даже в самом Белорусском языке четко прослеживаются два диалекта — северо-восточный и юго-западный. Если более подробно рассматривать тему языка на территории Беларуси, то нельзя не упомянуть про процессы полонизации и русификации. Когда определённая совокупность мер Российской империи была направлена на укрепление позиций восточнославянской культуры, православия и русского языка и на ослабление установившегося за предыдущие столетия господства польской культуры и католической церкви. Согласно терминологии того времени, русификация означала укрепление локальной культуры всех трёх ветвей «общерусского народа», при этом литературным стандартом считался русский язык, тогда как белорусский язык рассматривался как его наречие. Впоследствии белорусский язык использовался в основном крестьянами, они и выступали истинными хранителями белорусской культуры и традиций. [5]

2. Основные этапы, проблемы и представители философской мысли Беларуси Формирование условий, подготовивших возможность возникновения философии Беларуси, следует связать с принятием христианства во времена Киевской Руси. Начало процессу христианского просвещения было положено полоцкой княжной Рогнедой, принявшей христианство и постригшейся в монахини под именем Анастасии. Своей христианско-просветительской деятельностью широко известна также полоцкая княжна Предслава, принявшая монашество под именем Ефросиньи (Полоцкой). Становление же профессиональной философской деятельности в Беларуси произошло в период Возрождения; оно связано с именем белорусского первопечатника и гуманиста Франциска Скорины. [4]

Развитие белорусской философии осуществлялось в контексте эволюции всей европейской культуры. Поэтому не удивительно, что белорусская философская мысль эпохи Возрождения воплощала в себе основные черты философии европейского Ренессанса. К таковым следует отнести:

1) антропоцентризм, т. е. идею самодостаточности человеческого бытия, когда в центре внимания философов выступала проблема исторического предназначения человека;

2) идею абсолютной духовной свободы, сочетавшей в себе концепцию гносеологического оптимизма с представлением о безграничных возможностях человека в деле практического преобразования природы, общества на началах разума;

3) натурализм, выступавший в качестве основополагающего принципа интеграции мироздания и самого человека.

Вместе с тем своеобразие социально-экономического и общественно-политического развития Беларуси отложило свой отпечаток на развитие национальной духовной традиции, обусловило специфические черты эволюции философской мысли. Следует отметить, например, что в трактовке индивидуальной свободы, исторического предназначения человека здесь выпукло представлена идея ограничения абсолютной свободы интересами всеобщего блага. Белорусский гуманизм не абсолютизировал свободу, но трансформировал ее понимание в идею социального служения. Она конкретизировалась демократической, просветительской интенцией белорусского Ренессанса, стремлением сделать культурно-исторические ценности достоянием всего общества, всего народа. Этим объясняются особенности стиля изложения, практикуемого белорусскими мыслителями, их стремление к ясному, простому, доходчивому языку. Для белорусской культуры была характерна задача актуализации христианско-гуманистических ценностей, творческого синтеза идей натурализма и теологизма (Франциск Скорина, Сымон Будный). Белорусский ренессансный гуманизм развивался в тесной связи с Реформацией, широким социальным движением, захватившем самые широкие слои общества. В отличие от западноевропейского он преодолел узкие рамки духовных, художественных элит. [9]

Реформация в Великом княжестве Литовском оказала существенное влияние на динамику культурных процессов, активизировала общественно-политическую деятельность практически всех социальных слоев. Она стимулировала проведение социально-экономических реформ, развитие образования. Особое значение приобрело радикально-реформационное движение, инициировавшее обсуждение целого ряда философских проблем: природа духовной свободы, роль разума в познавательской деятельности, соотношение веры и разума, отношение к античному духовному наследию. Возникший в культурном контексте Реформации протестантизм существенно снизил статус церкви как посредника в общении человека с Богом, лишил ее монополии на толкование Священного Писания, вывел индивида на непосредственный контакт с Абсолютом. Тем самым был открыт путь к развитию свободной мысли, выходившей из-под опеки церковного авторитета, развитию морально-этического, правового творчества. Что касается белорусской духовности, то здесь отчетливо проявило себя ее рационалистическое направление (С. Будный). По сути говоря, было положено начало научному изучению библейских текстов, а это обстоятельство имело далеко идущие социально-культурные последствия: научно-рациональный подход должен был необходимо распространиться на изучение природы и общества. Протестантская духовность подчеркивала ценность посюсторонней жизни, способствовала воспитанию предпринима-тельской активности, моральной ответственности личности (Ф. Скорина, М. Литвин). Реформация и гуманизм способствовали утверждению личных прав: права на неприкосновенность личности, права на собственность, права на общественно-политическую активность. Получила распространение политическая философия, отражающая в себе основные черты юридического мировоззрения. Вспомним, например, разрабатывавшиеся в реформационный период Статуты Великого княжества Литовского 1529, 1566 и 1588 гг. [8]

Философская и общественно-политическая мысль белорусского Возрождения включает в себя следующие этапы:

1. Философия раннего Возрождения, начала ХVI-50−60-е гг. ХVI в. В социально-экономическом плане это был период интенсификации ремесленного производства, торговли, роста и возвышения городов, усиления межклассовых и межсословных противоречий, начала формирования гражданского и национального самосознания, осознания необходимости перемен в экономической и политической жизни. Главная духовная интенция этой эпохи — идея рационального переустройства общества.

2. Философия Возрождения и Реформации, вторая половина ХVI в. Этот период включил в себя широкое социальное движение, попытки практического социального реформирования (судебная и административная реформы, борьба за городское самоуправление, Статуты ВКЛ 1566 и 1588 гг., создание Главного Литовского трибунала, возникновение лютеранства, кальвинизма, антитринитаризма). Философия Беларуси пыталась пересмотреть традиционные теологические, социально-политические представления, шел процесс формирования буржуазного мировоззрения, обоснования идей рационализма, политического реформизма, естественногоправа (М. Литвин, С. Будный, А. Волан).

3. Философия позднего Возрождения, контрреформации и барокко (конец ХVI-ХVII вв.). Содержание этого периода может быть обозначено такими признаками, как: развертывание контрреформации, ослабление и закат реформационно-гуманистического движения, усиление тенденций к морализированию. Формулируются задачи защиты национально-культурного своеобразия белорусов, их национально-политического самоопределения. Это было время утверждения схоластического типа философствования. Гуманистические тенденции этого периода, представленные Казимиром Лыщинским, отчасти Симеоном Полоцким, отступают перед философскими и художественно-эстетическими идеалами барокко и схоластики. [4]

В истории философской мысли Беларуси эпохи Ренессанса выделяют следующие направления:

а) радикальное реформационно-гуманистическое (Якуб из Калиновки, Мартин Чаховиц, Стефан Зизаний). Для него было характерно критическое отношение к предшествующей традиции (философии античности, схоластике, церковному учению). Внимание мыслителей концентрировалось на сущности личной веры и Божественном откровении, явленном в Священном писании. Схоластическое богословие только замутняет свободный разум человека. По сути, это была своеобразная попытка тотального разрыва с традиционной культурой, ее ценностями. Хотя, справедливости ради, нужно отметить интерес этого направления к таким ценностям, совсем не чуждым христианству, как равенство, братство, человеколюбие. Представители этого направления пытались осмыслить эгалитарно-демократические идеи Евангелия;

б) умеренное реформационно-гуманистическое (Ф. Скорина, Н. Гусов-ский, С. Будный, А. Волан, Л. Зизаний, С. Полоцкий). Оно стремилось к выработке компромиссных форм соединения, согласования античной, философской традиции с ценностями средневековой христианской и гуманистически-ренессансной культур. Мыслители этого направления были уверены в возможности использования в условиях новой культуры духовных форм прошлого. Они активно осваивали платонизм, аристотелизм, этические и политические учения стоицизма, с уважением относились к патристике (Тертуллиан, Августин, Григорий Нисский, Псевдо-Дионисий Ареопагит), но отвергали схоластику, тем более что последняя выступила в качестве идейного орудия контрреформации. Порок схоластики гуманисты усматривали в ее излишней академичности, оторванности от повседневной жизни, общественных процессов. Умеренные гуманисты-реформаторы видели нетленные образцы общественного переустройства в античных философских концепциях, реальном практическом опыте европейских народов, в библейских текстах. Они обогатили отечественную философскую мысль новыми идеями и проблемами. Их относительная слабость заключалась, видимо, в недооценке самой философии, точнее, недооценке самодостаточности философского знания. Ценность философии они усматривали в ее возможном практическом приложении. По их мнению, философское знание должно было выступить в качестве орудия социальных преобразований. Мировоззренческое значение философии, значимость профессионально-философской активности не учитывались в достаточной мере; просвещение в) атеистическо-гуманистическое; оно, порвав со схоластикой и теологией, обратилось к материалистическим идеям античности и Возрождения (С.Г. Лован, К. Бекеш, К. Лыщинский). Эти мыслители заимствовали и осмысливали античные решения проблемы происхождения мира; античные обоснования естественноприродной сущности человеческой морали; они отвергали идею Божественного откровения, концепцию врожденных идей; высоко ценили индивидуальный разум и опыт в качестве средств познания.

Оценивая гуманистически-ренессансную философскую мысль Беларуси, следует отметить, что она подготовила предпосылки для формирования нового типа мировоззрения.

Европейская философия того времени занималась обоснованием ценностей науки, научного познания, идеалов техногенного развития цивилизации (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза). Однако эти предпосылки не смогли реализоваться. Наступил период контрреформации. Схоласты безжалостно подавляли альтернативные направления. Из Речи Посполитой были изгнаны социниане, иезуиты учинили расправу над К. Лыщинским. Господство схоластики было установлено с помощью «вненаучных» средств: идейное давление, поддержка со стороны власть предержащих; изгнание инакомыслящих. Однако схоластика как способ философствования, оставшийся применительно к другим европейским странам в далеком прошлом, сохранила известную связь с идеями ренессансного гуманизма, научной философии и естествознания. Тем самым она перерождалась, открывая пути новым философским идеям, не совместимым с ее собственными мировоззренческими основаниями. [3]

Развитие духовной культуры Беларуси ХVII-нач. ХVIII вв. проходило под знаком идейной борьбы православия и униатства. Философская мысль этого времени концентрировалась в сфере влияния католических орденов (иезуитов, доминиканцев). Формировалась поздняя, «виленская» схоластика, сосредоточившаяся на разработке этических, эстетических, педагогических идей. Развертывались дискуссии между представителями различных конфессий: православной (М. Ващенко, Л. Карпович, М. Смотрицкий), униатской (Л. Кревза, И. Кунцевич), католической (Я. Альшевский, А. Баболь, Я.А. Кулеш). В конце ХVIII-начале ХIХ в. происходило становление на территории Беларуси и Литвы классического естествознания, что требовало философского осмысления его оснований (М. Почебут, Ю. Мицкевич, Я. Снядецкий).

В первой половине ХIХ в. наблюдается закат традиций Просвещения, смена духовно-ценностных ориентаций в связи с вхождением Беларуси в состав Российской империи. Духовный проект филоматов («стремящихся к знанию»), выдвинутый в Виленском университете, задал ориентацию на идеи национально-культурного и государственного возрождения. Однако в целом собственно философская традиция в Беларуси прерывается. [7]

Общественно-политическая мысль полнилась идеями поиска национальной идентификации.

Такого рода эволюция была инициирована этнографическими исследованиями, проведенными в Беларуси. С середины ХIХ в. осмысление этого круга идей осуществлялось в художественной литературе (А. Мицке-вич, Я. Чечот, У. Сырокомля, Я. Барщевский, В. Дунин-Мартинкевич, Я. Лучина, Ф. Богушевич). В ХХ в. эта традиция была продолжена Я. Купалой, Я. Коласом, М. Богдановичем, М. Горецким. В конце 20-х гг. заканчивается очередной период в развитии философской мысли Беларуси, ее эволюция протекала далее в контексте советской философии.

Распад Советского Союза и образование суверенной Республики Беларусь дали новые импульсы поискам национальной идентификации белорусов, стимулировали обращение к национальной духовной традиции, освоению ценностей, выработанных в белорусской философской культуре Отличительной чертой белорусской философии является чуткое и незамедлительное реагирование на ключевые события в жизни народа и отражение культурно-политической истории Беларуси в национальном общественно-политическом творчестве.

Главным фактором, интегрирующим разнообразные философско-социологические исследования различных этапов отечественной общественной мысли является изучение проблемы человека с позиций гуманизма. [8]

3. Значение идей белорусского Просвещения в реализации программы национального Возрождения и становлении национальной идеи как консолидирующей духовной силы современного белорусского общества (Ф. Скорина, С. Будный, А. Волан и др.)

Зарождение общественно-политической, эстетической и философской мысли на территории Беларуси относится к X—XI вв. и связано с созданием государственности и развитием феодальных отношений. Первые элементы философской культуры находят свое отражение в притчах и обрядовых гимнах, сказках и былинах. Большое значение для развития философской мысли имело распространение письменности на территории Беларуси, что связано с принятием христианства.

В X—XI вв. появляются первые литературные памятники, так называемые «фларигелии» — сборники фрагментов, которые включали мысли античных философов, идеи античного гуманизма, вопросы этики, эстетики, общей психологии. Сохранилось 29 рукописных книг, отдельных грамот и надписей. Среди них такие памятники культуры, как «Супрасльская летопись», «Туровское Евангелие», «Диоптра» и др. В частности, «Диоптра» включала все основные христианские идеи о человеке, его месте в мире и основных ценностях. В тексте есть много цитат из Библии, из произведений восточнохристианских отцов церкви. В «Диоптре» утверждается идея изменения Вселенной, все связано со временем. То, что прошло, уже не существует, то, что есть, — мгновенно, а будущее непредсказуемо и неизвестно. На территории Беларуси распространились произведения, общие для русской, белорусской и украинской культур. Среди них — «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», сочинения митрополита Иллариона, «Поучение» Владимира Мономаха и др. [2]

Развитие общественно-политической мысли в Беларуси в XI—ХIII вв. сопровождалось распространением просветительских идей. Возникло движение «нехтивцев», представители которого посвящали всю свою деятельность и жизнь просветительству общества (К. Смолятич,

К. Туровский, Е. Полоцкая). Просветительские идеи отражены в таких памятниках XII в., как «Полоцкое Евангелие», «Послание Климента Смолятича», «Сочинения» К. Туровского, «Сказание о Христе и Антихристе» и др. Христианская идеология принесла на белорусскую землю не только образованность, письменную культуру, но и жестокие нравы. Распространение христианства на славянских территориях происходило в борьбе с еретиками, характеризовало собой противоположность мировоззрений христиан и язычников.

Особенное развитие получили ереси в ХIV—ХV вв. Движение еретиков связано с критикой идеологии церкви, выступлениями против духовного угнетения, утверждением принципа веротерпимости и ценности человека. Для философской мысли XVI в. характерно развитие вольнодумства, свободомыслия и идей гуманизма. На развитие философской мысли большое влияние оказывали общекультурные явления в Европе, такие как Возрождение и Реформация. В общественном мировоззрении начался процесс формирования новых ориентации, связанных с утверждением антирелигиозных ценностей. Развитие светской культуры встретило жестокий отпор со стороны церковных властей. В частности, результатом борьбы католической церкви против реформаторских идей явилась Брестская уния (1595), которая узаконила и усилила католическую реакцию. [2]

Видный представитель эпохи вольнодумства — Франциск Скорина (ок. 1490—1541 гг.). Его жизнь и деятельность, интересы и ориентации отвечали атмосфере эпохи Возрождения. Получив блестящее образование, Ф. Скорина основал типографию, переводил, издавал и распространял литературу. Его заслугой является первое светское издание Библии (в то время право издания Библии монопольно принадлежало церкви, даже чтение ее было запрещено простым людям, и только представители духовенства имели право на чтение текстов священной книги, их интерпретацию). Издание Библии, да еще с предисловием, где Скорина говорил об историческом и культурном, а не только о религиозном значении Библии, было прямым вызовом церковным порядкам. Философ проповедовал идеи веротерпимости, защищал принципы личных отношений с Богом (без посредничества церкви), отстаивал полезность образования и идеи, которая утверждает достоинство человека. Заслугой Скорины является то, что он печатал книги и излагал свои взгляды на белорусском языке, тем самым, содействуя развитию национальной культуры.

Критическое отношение к церковной политике и Священному писанию высказывал видный просветитель XVI в. Симон Будный (ок. 1530—1593 гг.). Мыслитель-гуманист сделал перевод Библии, поставив перед собой задачу исправить «глупости переписчиков» и «хитрость еретиков», как «ошибки прежних переводчиков». Его интерпретация библейских текстов содержит первые приметы атеистического мировоззрения. [9]

Близкими воззрениям Скорины и Сапеги, демократичными по своей сути были и политико-правовые взгляды Андрея Волана. Он анализировал естественные права людей, проблемы свободы, равенства и справедливости. Важнейшим прирожденным свойством человека Волан считал стремление к свободе. Им написано свыше 30 сочинений на политико-правовую тематику. Наиболее известные из них: «О политической или гражданской свободе», «О счастливой жизни, или наивысшем человеческом благе», «Размышления над посланием божественного апостола Павла к Эфесцам», «О государе или его личных добродетелях». Выступая за веротерпимость, А. Волан критикует католическую церковь, защищает православную. Известны такие его антиуниатские сочинения, как «Истинное или ортодоксальное мнение старой церкви», «Пять писем А. Волана против Скарги». Идеи А. Волана основываются на понятии свободы. Однако если сначала европейские современники понимали свободу как моральный выбор, а позднее — как познанную необходимость, то он одним из первых в Европе рассмотрел свободу с юридической точки зрения. Пройдет значительное время, и английский философ Т. Гоббс буквально повторит: «Право есть свобода».

По его словам, свободным является то общество, в котором закон и власть гарантируют человеку личную и имущественную безопасность. Такие взгляды представляют собой вполне современную теорию правового государства.

Современно звучат и слова А. Волана о естественных правах человека, который от рождения имеет право на то, что входит в понятие «достойная жизнь». Ни государство, ни его руководители, ни какая-нибудь партия не предоставляют человеку прав, они у него — неотъемлемые. В мировой правовой теории и практике такая точка зрения сегодня общепринята. Она является базовой основой всех существующих международных документов о правах человека.

Дальнейшее развитие идей вольнодумства, атеизма связано с деятельностью Казимира Лыщинского (1634—1689 гг.) в мрачную эпоху господства католической церкви в Речи Посполитой. Лыщинский казнен за распространение атеистических мыслей. Его рукопись «О несуществовании Бога», которая послужила основой для доносов, а потом и наказания, была сожжена.

В ХVI—ХVIII вв. в Беларуси усилилась свободолюбивая тенденция в развитии общественно-политической мысли, получили распространение идеи, которые развивали С. Щадурский, К. Нарбут, Б. Добшевич и др. Они протестовали против церковного угнетения, схоластики, отстаивали права человека на свободу мысли и действий. К концу XVIII в. Беларусь вошла в состав России, что дало новые возможности для развития духовной жизни под воздействием русской культуры. Постепенно расширялось движение против церковного засилья и власти помещиков. Оно характеризовалось рядом крестьянских бунтов, среди которых особо выделяется крестьянское восстание во главе с Кастусем Калиновским (1838—1864 гг.). Идеи революционных демократов нашли свое отражение и в литературе того времени (Ф. Богушевич, Я. Лучина, М. Богданович).

В 80-е гг. XIX в. на территории Беларуси начинают распространяться идеи марксизма, главный принцип которых — обоснование революционного преобразования общества. В разное время здесь работали известные марксисты И. В. Бабушкин (1900—1917 гг.), А. Ф. Мясников (1917—1919 гг.).

После революции 1917 г. центрами развития философской мысли становятся Белгосуниверситет, Коммунистический университет, Инбелкульт (с 1929 г. Академия наук). Там работали известные профессора Б. Э. Быковский, С. Я. Вольфсон, С. З. Каценбоген. В 1923 г. было организовано марксистское товарищество, а в 1927 г. — товарищество историков-марксистов. В 1921 г. издан первый учебник по диалектическому материализму С. Я. Вольфсона (выдержал семь изданий). [2]

В философии советского времени можно выделить отдельные периоды, основой для которых служит развитие тех или иных проблем и вопросов. Так, 20−30-е гг. характеризуются интересом к анализу отношений философии и собственно наук, разработками проблем категориального аппарата и методов философской науки. Белорусские философы участвовали в дискуссии против формализма и механицизма.

Игнат Абдиралович (Кончевский) в своем произведении «Адвечным шляхам» обращает внимание на такую особенность исторической жизни Беларуси, как ее срединное географическое положение между Востоком и Западом. Для преодоления западного и восточного влияния необходимо создать свои белорусские формы жизни. Сами формы должны быть текучи, изменчивы. Для того, чтобы формы не довлели над жизнью, необходимо высокое развитие у человека духовности. И. Абдиралович в этой связи критикует европейский образ жизни, который он называет духовным мещанством за его приверженность к установленным формам (конституциям, законам, морали и т. д.), несмотря на то, отвечают они или нет самому человеку и его совести. Он писал: «Все несчастья, как индивидуальные, так и социальные, возникают от того, что застывшие формы жизни вместо того, чтобы служить человеку, порабощают его, зажимая и сдерживая духовные порывы. В формах — суть материальной жизни. А жизнь эта льётся, как река, изменяется, как лучи солнца в каплях росы. Человеческая душа — такая же капелька, играющая цветами лучей. Нужно ж не зажимать, не прятать этой игры твёрдыми футлярами, а нужно дать душе полную возможность светиться бесчисленным богатством красок. В этом смысл жизни и её красота» .

Здесь Игнат Абдиралович под «формой» подразумевает всевозможные мораль, социальные институты, обычаи, законы, идеологии, религии и т. д. В своём философском публицистическом эссе «Извечным путём» он удачно вводит понятие «льющейся формы», адекватно изменяющейся согласно постоянному развитию духа, личности и окружающей реальности. Создаётся же такая «льющаяся форма» …

" …безустанным творчеством, отсутствием самоудовлетворённости, вечным поиском, вечным стремлением идти дальше, в глубину жизни. В нашей повседневной жизни мы должны стать вот такими творцами. Сотворили одну форму жизни, а в глубине уже прячется новое; ещё смутное и невыразительное, а вместе с ним уже и мысль, что несовершенно и то, и другое. Не заглушайте же такого недовольства, верьте голосу вашего сознания, желанию изменить и улучшить жизнь" .

30-е гг. — период активизации движения так называемых националистов, которые выступили против социалистической идеи и политики, рассматривали белорусскую нацию как особенную, что вело к самоизоляции. Но эти идеи не получили распространения.

Основная задача философской науки в советское время постепенно сводилась к популяризации идей марксизма-ленинизма, прославлению успехов на пути строительства социалистического общества, пропаганде идей о процветании наций и культур, прогрессивных изменений в социальной сфере. Одновременно критиковалось буржуазное общество, его идеология и наука. В философских разработках, посвященных проблемам социального развития, преобладала абсолютизация классового подхода, научная аргументация часто заменялась навешиванием политических ярлыков. В развитии общественно-политической мысли сталинского периода выявилась чрезмерная идеологизация философской науки, что привело к снижению ее познавательных функций, в значительной степени ослабило эвристические возможности философского мышления. [3]

В 50—80-х гг. белорусской философской мыслью разрабатывались проблемы диалектики и ее законов, вопросы логики и методологии научного познания и др. Значительное место в философии этого периода занимают вопросы истории философии, в том числе и истории философской мысли Беларуси. Белорусские ученые издали ряд трудов, посвященных таким мыслителям, как С. Будный, Я. Белобоцкий, Ю. Доманевский, М. Смотрицкий, Л. Филипович, К. Нарбут, К. Калиновский и др.

В последние десятилетия значительный вклад в развитие философской мысли внесли белорусские философы К. П. Буслов, В. И. Степанов, И. Н. Лущицкий, Д. И. Широканов, Е. М. Бабосов, А. С. Майхрович, С. А. Падокшин, B.C. Степин, А. В. Бодаков, В. М. Конон и др. В истории развития философской мысли Беларуси отражались этапы ее общественного развития, а сама философия выступала активным фактором социального и духовного развития белорусского народа, его культуры. [9]

Заключение

Современная Беларусь представляет собой переходное общество как в политическом, так и в общецивилизационном понимании. Находясь на стыке двух цивилизаций (западной и восточной), Беларусь испытывает на себе влияние каждой из них. В данной связи встает вопрос о принадлежности белорусов к определенной культурной, географической и духовной общности, обусловливающей их специфику, отличие от других народов.

Среди цивилизационных концепций исторического развития интерес представляют теории Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, С. Хантингтона С позиций Н. Данилевского развитие цивилизаций имеет циклический характер, постепенно проходя стадию зарождения, когда происходит процесс формирования «самобытной цивилизации» на основе принадлежности к одной языковой группе; период развития, в ходе которого оформляется культурная и политическая независимость.

Национальное самосознание формируется на базе мировоззренческих основ, принадлежности к определенному цивилизационному типу. Беларусь, находясь на стыке цивилизаций, впитала в себя особенности как православно-славянской, так и католическо-протестанской цивилизаций, что привело к сочетанию в белорусском менталитете восточного мистицизма и западного рационализма. Национальное самосознание проявляется в самоидентификации с устойчивой, исторически сложившейся общностью (нацией), основанной на единстве языка, культуры, традиций, а также ощущении своей уникальности, самобытности, отличия от других народов: «мы — белорусы». [10]

Список использованных источников

1. Спиркин А. Г. Философия: Учеб. — М.: Гардарики, 2001.

2. Зеньковский В. В. История русской философии. В 2-х. томах. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999.-544с.

3. Козел А. А. Философская мысль Беларуси. — Мн.: Амалфея, 2004.

4. История философии: Учеб. для студентов философских и соц.-гуманит. специальностей вузов / А. А. Бородич, А. В. Бодаков, Н. Н. Беспамятных и др. — Мн.: Новое знание, 2001.

5. http://bargu.by/229-filosofiya-belarusi-i-rossii-formirovanie-nacionalnogo-samosoznaniya.html

6. http://filo-lecture.ru/filolecturet6r2part1.html

7. http://mir-filosofii.ru/drevnyaya-filosofiya/62-osnovnye-etapy-razvitiya-filosofskoj-mysli-belarusi

8. http://otmart.net/node/181

9. http://artkalchenko.blogspot.com/2010/10/blog-post_7004.html

10. http://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-filosofii-v-sovremennom-mire-po-itogam-konferentsiy-posvyaschennyh-mezhdunarodnomu-dnyu-filosofii

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой