Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Формирование толерантности дошкольника, профилактика агрессивного поведения

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Принцип уважительного отношения к личности — Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая (не обязательно соглашаясь) позицию и мнение ребенка, но при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример… Читать ещё >

Формирование толерантности дошкольника, профилактика агрессивного поведения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Костанайский социально-технический университет имени академика З. Алдамжар Педагогический факультет Гуманитарных наук Курсовая работа по дисциплине теория и методика воспитательной работы ТЕМА: формирование толерантности дошкольника, профилактика агрессивного поведения Выполнила:

Бабикова Наталья Михайловна Костанай

Содержание Введение

1. Формирование толерантности у дошкольников в условиях современной системы образования

1.1 Цели воспитания толерантности

1.2 Принципы воспитания толерантности

1.3 Методы и формы работы с детьми

1.4 Анализ казахстанских программ по формированию толерантного сознания у детей дошкольного возраста

2. Детская агрессия

2.1 Определение и различение понятий «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение»

2.2 Возможные причины агрессивного поведения

2.3 Стратегии поведения родителей, воспитывающих агрессивного ребенка. Предупреждение, профилактика агрессивного поведения ребенка

2.4 Конспект занятия «Профилактика агрессивного поведения»

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности объективно обусловлена экономическими и политическими процессами в жизни страны.

Нередко на почве этнокультурных различий в отношениях между людьми проявляются отчужденность, непонимание, агрессия. Формирование толерантного сознания и поведения, воспитание миролюбия и взаимной терпимости в обществе стало сегодня насущной необходимостью. Существенное значение, имеет воспитание толерантности с детства, и потому нам представляется необходимым разрабатывать соответствующие программы и методики, ориентированные на дошкольный возраст, для дошкольных образовательных учреждений.

Может возникнуть вопрос: стоит ли вообще заниматься формированием толерантности у столь маленьких детей, так ли это необходимо и возможно, может, стоит подождать, когда дети подрастут? Опираясь на исследования в области детской возрастной психологии на этот вопрос можно ответить положительно.

Толерантность не формируется сама по себе, уважение к другим народам нужно воспитывать с детства, с дошкольного возраста.

Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях работы дошкольного образовательного учреждения сегодня, в условиях отсутствия наработанных программ и методик, представляет собой процесс сложный, требующий больших эмоциональных затрат от педагогического коллектива, и в основном опирается на руководителей и воспитателей-энтузиастов. Разработка и внедрение таких программ — актуальная и важная задача нашей педагогики.

Цель курсовой работы: «Рассмотреть условия формирования толерантности дошкольников и профилактика агрессивного поведения в ДОУ».

Задачи курсовой работы:

— Изучить научно — методическую и специальную литературу о принципах формирования толерантности дошкольников;

— Изучить особенности форм и методов воспитания толерантного отношения в ДОУ;

— Разработать план конспект занятия в целях профилактики агрессивного поведения дошкольников;

— Сделать вывод по проделанной работе.

Объект исследования: методика работы с родителями в рамках ДОУ.

Предмет исследования: Формы работы дошкольных учреждений с родителями.

Теоретическую и методологическую основу курсовой работы составили научные труды отечественных и зарубежных ученых в области теории и методики воспитательной работы.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

1. Формирование толерантности у дошкольников в условиях современной системы образования

1.1 Цели воспитания толерантности толерантность агрессивный воспитание учащийся Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне. Ведь терпение необходимо и в труде, и в общении. Терпение предполагает способность воздержаться от чего-либо ради сознательно принятой цели и мобилизовать все силы для её достижения. Без толерантности невозможно бесконфликтное взаимодействие людей, а значит и стран, государств, невозможен мир на земле и совершенствование условий жизни всего человечества. Воспитание терпения у детей является непременным условием формирования их воли и характера.

Своё отношение к иному человеку начинает формироваться у ребёнка примерно с 4-х лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубеждённых знаниях. Проявления отношений осмеяние, передразнивание, опасения и т. д., в основе которых лежат следующие факторы:

— детская непосредственность;

— ограниченный жизненный опыт;

— детская бестактность и т. д.

Таким образом, проблему толерантности, можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении необходимо с дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения.

Цель воспитания толерантности — воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые объединены в два взаимосвязанных блока:

1. Воспитание у дошкольников миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать.

2. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования.

Сегодня основным связывающим звеном социализации ребёнка является его семья. Именно в семье ребёнок получает представление о мире и способах взаимодействия с ним. Современная семья существенно отличается от семьи предыдущих лет — прежде всего своим культурным статусом и своей национальной неоднородностью. Для того, чтобы наладить взаимодействия с такими семьями и детьми, педагогам дошкольных учреждений требуется больше знаний о культуре того или иного народа, особая бережность в обращении с иноязычным ребёнком, большая тщательность в выборе средств и методов воспитания, чтобы не задеть национальные, религиозные чувства, учесть политические особенности представителей других культур.

Одной из самых «больных» проблем в современном мире является проблема толерантности, с которой сталкиваются многие страны, выбравшие демократический путь развития. Во всём мире растёт число молодёжных группировок с националистическими взглядами, молодёжь не всегда могут правильно сориентироваться в оценке действий тех или иных сообществ, агрессивно навязывающих свои идеологические стандарты.

Большую роль в погашении политической напряжённости и сглаживании отношений в обществе играет то, какие ценности будут привиты подрастающему поколению, какую идеологию будут транслировать им семья и средства массовой информации, каким методам отстаивания своих прав обучат детей взрослые. И именно в дошкольных учреждениях должно начинаться воспитание гражданственности и патриотизма. Именно дошкольное детство является начальным периодом для развития в ребёнке качеств, необходимых для его социализации в современном мире.

Казахстан всегда был многонациональной страной, в которой переплелись множество культур, традиций, религий.

Сегодня, как никогда для актуальной проблемы национальной безопасности и развитие цивилизованных форм решения этих конфликтов.

Возрастает появление инокультурных браков — союз молодых пар разных по этническим и социальным взглядам. Вероятность распада такой семьи существенно повышается при переезде на другое место жительство (в другую страну), особенно если один из супругов не имеет полноценной социальной или профессиональной деятельности, либо не знает языка этой страны.

Особое место в данных обстоятельствах занимает проблема образования ребёнка и его адаптация в новой среде, выбора круга общения. Особенно трудно формируется толерантность к «другому», когда речь идёт о национальных и религиозных различиях. Не секрет, что биологический инстинкт неприятия и агрессии срабатывает по отношению к чему-то незнакомому, непонятному, «чужому»: не такой как я, значит, — «плохой», «неприемлемый». И шагом в процессе формирования сознания должно быть психологическое преобразование «чужого» — в «другого». Залогом такого преобразования и должно стать приближение к национальному миру других народов в разных его проявлениях.

Чему же можно научить ребёнка в современной ситуации:

— умение понимать и сохранять себя как уникальную личность и представителя определённой культуры;

— умение уважать другого как уникальную личность и как представителя Другой культуры;

— умение предотвращать, а при необходимости и решать возникающие конфликты.

В образовательном учреждении, в отличии от семьи, намного легче формируется коммуникативное поле ребёнка: он знакомится с разными типами культур, учится выстраивать взаимодействие с представителями разных наций и осваивает роль представителя своей культуры. Специфика влияния образовательного учреждения состоит в обретении ребёнка «чувства МЫ».

Знакомство детей с культурой и религией других народов можно осуществлять через посещение Этнографического музея, чтение произведений, игры, показ слайдов, видеороликов, иллюстраций, рассказы педагога о национальных и религиозных обрядах и традициях и многое другое.

Главное, чтобы ребёнок понял, что все люди одинаковые, независимо от цвета кожи, веры и знания или незнания того или иного языка.

1.2 Принципы воспитания толерантности Общепедагогические:

Принцип целенаправленности — Воспитание толерантности требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом. Однако формирование данного качества, основой которого является активная социальная позиция и психологическая готовность, возможно только при наличии мотивации и осознании ребенком того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель) и осознания значимости для общества (социальная цель). Единство целей педагога и ребенка является одним из факторов успешности воспитания толерантности.

Учет индивидуальных и половозрастных особенностей — Воспитание любого нравственного качества (толерантности в том числе) во многом зависит от индивидуальных особенностей воспитанника: уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных способностей и т. д. При формировании толератности следует учитывать так же гендерные особенности и, прежде всего, различия в чертах личности и социальном поведении. К таким различиям относят: формы проявления агрессивности (мальчики физически агрессивнее девочек, которые чаще проявляют агрессию в иной форме, пытаясь испортить отношения других детей со сверстниками), степень эмоциональной чувствительности, подверженность влиянию других людей и убеждению себя другими (девочки этому более подвержены) При этом необходимо помнить и о возрастной динамике развития нравственных качеств и опираться на нее при воспитании толерантности. В дошкольный период: закладывать толерантность как одну из основ личности ребенка, демонстрировать и объяснять значение позитивного общения, сотрудничества, подчеркивать значение других детей и людей, не похожих на самого ребенка, толерантных межличностных отношений (т.о. происходит заложение толерантных установок).

Принцип культуросообразности — В процессе воспитания толерантности необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания ребенка. Данный принцип отражается в интерграции воспитания в культуру народа, семьи, мира. Воспитание толератности непосредственно связано с формированием в ребенке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивидуальности.

Принципы связи воспитания толератности с жизнью — Воспитание толерантности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты или последствия интолератности в мире. При этом необходимо ориентироваться не только на ситуации в обществе вообще, но и на жизненные ситуации, связанные с толерантным (интолерантным) взаимодействием в общении ребенка с близкими, друзьями, педагогами. Принцип заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом.

Принцип уважительного отношения к личности — Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая (не обязательно соглашаясь) позицию и мнение ребенка, но при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир Принцип опоры на положительное в ребенке — Воспитывая данное нравственное качество, мы должны поддерживать развитие, видеть в ребенке саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации. При этом основой успешности процесса воспитания толератности у дошкольников становится актуализация положительных черт, позитивного социального опыта, развитых (пусть даже в небольшой степени) конструктивных умений взаимодействия с людьми.

Частные:

Принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности — Воспитание толерантности во многом обусловлено влиянием социальной среды. Чем менее толерантна среда окружения ребенка, тем сложнее процесс ее формирования. Поэтому необходимо изучить социальную среду и переносить в нее идеи толерантности, подбирая для этого соответствующие формы, методы и приемы работы.

Принцип завуалированности педагогических воздействий и опоры на активность ребенка — Специфика нравственного воспитания состоит в том, что действия взрослых по формированию основ поведения детьми воспринимаются как морализаторство и, поэтому они часто сопротивляются воздействиям. Для того, чтобы избежать подобной ситуации, следует опираться на косвенные методы и приемы работы. Однако толерантность не может быть усвоена под чисто внешним влиянием, она базируется на персональной автономии и является принципом жизни самого человека.

Принцип единства знания и поведения — Данный принцип требует построения воспитательного процесса по формированию толератности на двух взаимосвязанных уровнях: информационном (предоставляющем знания о толерантности, ее составляющих, ее проявлениях, о многомерности человеческого бытия, формирование установки на толератности) и на поведенческом (вооружение умениями и навыками толерантного взаимодействия), составляющих единое целое. Основным критерием сформированности толератности должно стать умение конструктивно, толерантно взаимодействовать с людьми и группами, имеющими определенные отличия.

Принцип создания толерантной среды в образовательном учреждении — Воспитание толерантности возможно только в условиях толерантной образовательной среды:

— создание атмосферы ненасилия и безопасного взаимодействия в коллективе педагогов, в детском коллективе;

— использование демократического стиля педагогического руководства;

— организация психолого-педагогической поддержки и психологической защищенности членов коллектива.

Принцип диалогичности и сотрудничества — Диалогизация образовательного пространства и опора на сотрудничество как ведущий тип взаимодействия являются обязательными для соблюдения принципами воспитания толерантсности. При этом диалог и сотрудничество должны быть приоритетами взаимодействия в структуре: дошкольник-дошкольник, дошкольник-воспитатель, дошкольник-воспитатель-среда, дошкольник-воспитатель-культура.

Принцип воспитывающей рефлексии — Формируя толерантные установки и поведение необходимо создавать условия для рефлексии воспитанникам произошедших с ним изменений и анализа складывающихся отношений в коллективе, семье, обществе.

1.3 Методы и формы работы с детьми Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.

Игротерапия — занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Игра — это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом.

Например, игры и игровые упражнения, направленные на:

— развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;

— развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;

— развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»:

— гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»;

— развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;

— развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;

— регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;

— проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник»,

— обсуждение и проигрывание ситуаций, направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.

Психогимнастика — включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры «Мое настроение», «Веселый — грустный».

Этюды и упражнения направленные на:

— на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»;

— воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».

Арт-терапия — это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля».

Использование художественного слова — стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.

Использование наглядных пособий — сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.

Слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.

Таким образом, все эти занятия позволяют активизировать интерес дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу, способствует воспитанию толерантности, уважения прав людей других национальностей и рас, а также обеспечивает базу развития их нравственной и правовой культуры при дальнейшем обучении в школе.

Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого использовали разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями.

Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.

1.4 Анализ казахстанских программ по формированию толерантного сознания у детей дошкольного возраста Декларация принципов толерантности (ЮНЕСКО) дает следующее определение толерантности — это ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве быть различными всех индивидов гражданского общества, обеспечении устойчивой гармонии между различными социальными группами; уважении к разнообразию мировых культур; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку и верованиям.

Толерантность не формируется сама по себе, уважение к другим народам нужно воспитывать с детства, с дошкольного возраста. Мы проанализировали казахстанские программы дошкольного воспитания и можем отметить, что в них уделяется большое внимание воспитанию толерантности. Особенно много разделов и задач, связанных с формированием толерантного сознания включает в себя программа «Балбобек». Например, в ней есть такой раздел: «Народ — источник искусства». Одной из задач этого раздела является знакомство с произведениями национального народного искусства (с казахским декоративным искусством, хохломскими изделиями, дымковскими глиняными игрушками, русским кружевом). В разделе «Семья» уделяется внимание знакомству с бытом и национальной одеждой. Например, учить сравнивать предметы быта других национальностей с современными изделиями. Больше всего задач по воспитанию толерантности включает раздел «Казахстан — Республика моя». Начиная с воспитания гражданственности и патриотизма и заканчивая воспитанием чувства дружбы и уважения к другим народам.

В «Программе развития и воспитания в детском саду и семье» под редакцией Татауровой Л. Н. есть интересный раздел «Родоведение и народознание». Родоведение начинается с 1 младшей группы и в этом разделе идет речь о воспитании любви к членам своей семьи, о том, что через образ матери надо приучать ребенка к дружелюбию, умению взаимодействовать со сверстниками. В старшей группе задачи расширяются. Они включают знакомство с бытом и творчеством других народов, населяющих нашу Республику (исходя из региональных особенностей), соблюдение нравственных норм и правил поведения, основанных на народных традициях уважения к старшим: формирование национального сознания и лучших черт национального характера: милосердие, верность слову, мужество, любовь к отчей земле. Это яркий пример обращения к этнопедагогике.

«Программа предшкольной подготовки детей 5−7 лет в детском саду» предлагает учитывать в работе с родителями особенности этнопсихологии, внедрять в педагогический процесс детского сада традиции и обычаи казахского народа с привлечением родителей в совместную деятельность с детьми.

Очень важно в вопросах воспитания толерантности опираться на работу с семьей, т.к. искренне принять и понять ценность другого народа ребенокдошкольник может лишь в том случае, если эта ценность принимается в его семье, близкими людьми.

В программе «Самопознание» тоже есть свои особенности. Например, воспитание толерантности проходит через формирование: умения воспринимать себя и других людей; представления об уникальности и неповторимости каждого человека; чувства дружбы и единения с детьми планеты. В разделе «Здравствуй, страна!» ставятся задачи по воспитанию любви и гордости за свою многонациональную Родину — Республику Казахстан, чувства патриотизма и интернационализма.

В целом, программа «Самопознание» не акцентирует внимание на понятии «национальность», но одной из основных задач является воспитание любви, уважения и доброжелательного отношения к другим людям.

Таким образом, основные республиканские программы воспитания дошкольников содержат задачи по формированию толерантного сознания у детей. Воспитание любви и уважения к другому человеку начинается в семье, поэтому для успешного решения поставленных задач необходимо включать в этот процесс родителей и в работе с семьей учитывать особенности этнопсихологии.

Большое внимание в программах уделяется знакомству с культурой, традициями, обычаями казахского, русского и других народов, населяющих нашу Родину. В разделах, посвященных ознакомлению с Республикой Казахстан ставятся такие задачи: дать знания о том, что наша Родина многонациональна, что каждый народ имеет право расширять свой язык и культуру, углублять знания детей о государственном языке. Другими словами, формирование толерантного сознания начинается от воспитания любви к своей семье, Родине, до воспитания уважения и дружелюбия к людям других национальностей и народов планеты.

Памятка воспитателю В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО 95) толерантность определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве быть различными всех индивидов гражданского общества; обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. В Декларации принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО, подчеркивается, что конструктивное взаимодействие социальных групп, имеющих различные ценностные, религиозные и политические ориентиры, может быть достигнуто на основе выработки норм толерантного поведения межкультурного взаимодействия.

Средства воспитания толерантного поведения:

— всестороннее развитие и воспитание ребенка во всех видах деятельности в условиях гуманистической среды, создание атмосферы добра и взаимопонимания;

— гармонизация отношений (ребенок — ребенок, ребенок — взрослый, детский сад — семья, семья — ребенок — школа — социум) с целью постижения детьми сложной науки — науки жить среди людей);

— культивирование ценности другой точки зрения через игру как естественную детскую потребность;

— концентрация внимания детей на общности культур разных народов в процессе их знакомства с художественной литературой, фольклором и искусством стран мира;

— использование заповедей мировых религий для воспитания в детях добра и милосердия;

— взаимодействие детского сада с семьей на основе разработки программ помощи каждому ребенку;

— примеры великого братства народов, подвигов во имя людей: сегодняшние войны и их последствия: беженцы, гуманитарная помощь и др. — открывают целые страницы человеческого благородства и межнационального родства, носителями или очевидцами которых является мы, педагоги и дети;

— организация детских праздников — богатейшего материала для воспитания добра, а также проявления заботы о детях.

2. Детская агрессия

2.1 Определение и различение понятий «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение»

Агрессия — это воинственная враждебность по отношению к окружающим; это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Агрессивность — это черта, свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.

Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

Агрессивность ребенка может быть психически и физически обусловленной.

Агрессивные реакции характерны для детей раннего возраста из-за несформированности функций самоконтроля и произвольности, из-за незнания нравственных правил и норм.

Надо помнить, что агрессия ребенка — это зачастую не только нападение, это еще и отстаивание собственных прав и интересов, способ отреагирования (т.е. внешнего проявления) напряжения (недовольства, усталости и пр.)

Агрессивность нельзя воспринимать однозначно отрицательно, так как она играет еще и защитную функцию — функцию самосохранения как физического, так и эмоционального.

Нетипичное агрессивное поведение ребенка может означать, что он нуждается в помощи.

Агрессивность может выступать как протест (например, в кабинете врача).

Взрослому необходимо увидеть грань между спонтанными, ситуативными проявлениями агрессии у ребенка и закреплением этих проявлений как устойчивых в характере и поведении.

Поведение, характерное для детей, которых называют агрессивными.

Ребенок кусается, щипается, дерётся, пинается, толкается, огрызается, обзывается, нападает, враждебен, все воспринимает «в штыки», делает другим больно, делает на вред.

Типы агрессивности у детей.

Возможные аспекты проявления агрессии:

- Направленность агрессии (на кого — живое и неживое.);

- Агрессия может быть скрытой (может исподтишка щипать,… грубость или ирония, тактичные, но обидные слова,…)и открытой (проявляется явно);

- Вербальная (речевая — обзывается, угрожает,…), невербальная (не речь, а укусы, пинает, бьет, …);

- Агрессия может иметь временные признаки (нужно отследить, как часто возникают состояния агрессии, агрессивные физические действия, агрессивные чувства и мысли).

- Социальная опасность агрессии определяется не только частотой, но и качеством. Например, ребенок тычет другому в глаза пальцем, сбрасывает кошку с 9 этажа. Это уже патохарактерологическое агрессивное формирование личности ребенка;

- Пространственно-ситуативные признаки агрессии (где и на какие изменения реагирует — новая игрушка, новый человек, определенная ситуация,…)

- Психические действия (т.е. ребенок в состоянии агрессии живет: действует, чувствует, думает, говорит, воображает, запоминает и т. д.) Длительные состояния агрессии могут искажать, накладывать специфические особенности на:

- течение мыслей — все время думает о плохом, во всем видит злой умысел;

- воображение — часто рисует и представляет в воображении драки, войны, пожары и т. п.;

- речь — все время говорит об убийстве, груб, обижает, заносчив и т. п.

Если у ребенка присутствуют такие и подобные моменты, вас, родителей, это должно насторожить.

Психологический портрет агрессивного ребенка.

Ребенок нападает на остальных детей, обзывает их и бьет, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения — т. е. он — «гроза» детей и источник огорчений воспитателей и родителей. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, кокой он есть, а еще труднее понять. Он нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия — это отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребенок чаще чувствует себя отверженным, никому не нужным. Безучастность родителей приводит к нарушению ДРО и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. «Как стать любимым и нужным» — неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребенку, но как лучше сделать — он не знает.

Агрессивный ребенок, используя любую возможность… стремится разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он «не успокаивается» до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку.

Не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых — наказание. В действительности, это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое место под солнцем. Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя.

Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других.

Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.

2.2 Возможные причины агрессивного поведения Рассмотрим возможные причины агрессивного поведения ребенка.

Наследственно-характерологические:

- Наследственность,

- Нездоровье ребенка;

- Следствие тревожности, страхов, страха нападения;

- Особенности темперамента и характера ребенка (пониженная степень чувствительности, сопереживания другим, взрывчатость, гневливость, обидчивость), предрасположенность к заболеваниям, результат особого созревания нервной системы ребенка;

- Индивидуальные особенности (сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения и т. д.);

Связанные с переживаниями, внутренним миром ребенка:

- Возрастной кризис;

- Неумение сопереживать, эмпатия;

- Внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в семье, в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству;

Для детей статус определяется целым рядом факторов:

- внешняя привлекательность, аккуратность, высокий уровень развития гигиенических навыков, опрятность;

- обладание красивыми и популярными игрушками, готовность ими делиться;

- организаторские способности;

- широта кругозора;

- позитивная оценка взрослого и т. д.

Социально-бытовые:

- Конфликт между супругами;

- Подсознательное привлечение внимания родителей;

- Определенные ситуации, которые провоцируют на проявление агрессивности;

- Отношения в семье, у родственников;

- Тип воспитания (гипер- (чрезмерно опекают) или гипоопека не опекают вообще, ребенок может быть предоставлен сам себе, родители обеспечивают лишь самое необходимое — кормят, одевают);

- Повсеместная демонстрация сцен насилия (СМИ, игрушки с агрессивным выражением лиц, дешевые книги с картинками агрессивной направленности и пр.);

- Нестабильная социально-экономическая обстановка в семье и обществе;

- Социально-культурный статус семьи и т. д.

Важно:

- характер эмоциональных отношений в семье (д.б. эмоциональная отзывчивость, эмоциональная раскрепощенность, проявление эмоций должно поощряться, учиться управлять своими эмоциями; культура проявления эмоциональных реакций)

- одобряемые формы поведения (ребенок должен знать, какое его поведение будет одобрено родителями, а какое нет),

- широта границ дозволенного (четкое понимание ребенком, что можно делать, а что нельзя),

- типичные реакции в семье на те или иные поступки и действия (пример поведения родителей в различных ситуациях усваивается ребенком как единственно возможный. Например, как родители или значимые взрослые проявляют радость, гнев, как они сердятся, как договариваются между собой, как проявляют тревожность и т. д.)

Помните, что если у ребенка ситуационно-личностные реакции агрессии проявляются устойчиво не менее 6 месяцев, требуется особое внимание со стороны взрослого.

2.3 Стратегии поведения родителей, воспитывающих агрессивного ребенка. Предупреждение, профилактика агрессивного поведения ребенка Необходимо грамотно выстраивать систему ограничений, использовать в том числе игровые ситуации с правилами. «Выполнялки». Ребенку задаются задания. Он должен их выполнять.

Например, подними руки вверх, опусти правую руку, левую вытяни в сторону, опусти обе руки вниз, присядь, встань, и т. д. Затем смена ролей и ребенок дает задание взрослому выполнять то, что он скажет.

Научить разряжать, снимать напряжение, расслабляться (повозиться с ребенком в шумной игре, поколотить грушу, подушку, сделать ему массаж, водные процедуры, смех, крик и т. д.) игра «Куча мала». Несколько детей или взрослых возятся в куче, друг на друге; стремиться избегать ситуации перенапряжения;

Сотрудничать с ребенком, возможно, ему не хватает вашего внимания. т. е. привлекать его к деятельности вместе со взрослым, хвалить, отмечать его достижения и неудачи, строить позитивную перспективу (ну и что, что сейчас не получается, ты же учишься, получится обязательно), ставить его в роли взрослого.

Использование цветообозначения (какой цвет тебе больше нравится, красный или??? если ты сердишься, то какой ты, красный или синий, или серый?) с теми детьми, кто знает и различает цвета; работать со страхами. Моделировать ситуацию и вместе проходить ее. «Нарисуй свой страх». Затем рисунок можно смять, порвать, выбросить, даже сжечь;

Рассмотрим основные направления реализации системы педагогической работы по профилактике и преодолению агрессивного поведения таблица 1.

Таблица 1. Основные направления реализации системы педагогической работы по профилактике и преодолению агрессивного поведения дошкольников

Основные направления

Задачи

Ведущие формы, методы, средства.

1.Работа в ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста.

Профилактика нежелательных негативных агрессивных тенденций в поведении детей.

Формирование умения регулировать свои поведенческие реакции ;

Обучение социально приемлемым, адекватным способам выражения агрессии;

Обучение ауторелаксации;

Обучение навыкам управления эмоциональной сферой.

Формы:

Сюжетноролевые игры;

Игровые упражнения ;

Этюды;

Инсценировки;

Психогимнастика;

Танцевальные упражнения;

Индивидуальные занятия;

Методы:

диагностика;

Наблюдение;

Убеждение;

Положительный пример;

Чтение специальных рассказов;

Беседы;

Игровые методы;

Рисование;

аромотерапия.

Средства:

Художественная литература;

Музыкальные произведения;

Игровое оборудование;

Аромолампа, аромомасла.

Работа педагогов с семьей.

Создание мотивации совместной работы по профилактике и преодолению агрессивного поведения детей.

Ознакомление с явлением «детская агрессия», ее особенностями, причинами проявления.

Создание представлений об основных приемах саморасслабления и саморегуляции поведения.

Создание представлений об основных методах работы с детской агрессивностью.

Ознакомление системой педагогической работы.

Оказание помощи родителям о общении с детьми с агрессивным поведением.

Формы:

Беседы;

Консультации;

Родительские собрания ;

Тренинги ;

Рекомендации;

Индивидуальная работа:

Методы:

Анкетирование Беседа Рассказ Анализ педагогических ситуаций;

Обсуждение результатов диагностики.

Средства:

таблицы;

схемы;

аудиозаписи.

Стараться стимулировать гуманные чувства ребенка: жалеть, гладить кошек, собак, ухаживать за животными, обращать внимание на грустное, подавленное состояние другого человека и стимулировать желание помочь.

Приучать нести ответственность за свое поведение («А теперь иди извинись», «погладь по голове», «пожми руку», «предложи игрушку обиженному» и т. д.

Например: Кто обидно других называет, тот в игре ход пропускает.

Или Игорь толкнул Алмагуль. Взрослый говорит. «Игоря из игры исключаем, до десяти вслух досчитать предлагаем. После этого в игру принимаем». Может считать взрослый вместе с ребенком, если ребенок маленький);

Использовать юмор. (Например, молодец, никто так постройку сломать еще не сумел!)

Переключение ребенка на иное состояние.

— «Ты всех так толкаешь. А себя сможешь?»

— взрослый рассматривает кулак ребенка и спрашивает: «Эй, кулак, зачем ты так бьёшь?».

— Серьезным тоном: «Ой, у тебя уши, кажется стали зеленеть. Ты знаешь, один мальчик дрался много, и у него уши позеленели!»

Тактики примирения (Мирись, больше не дерись; миру — мир, миру — мир; мир-дружба-жвачка и др.)

Взрослому следует изменить негативную установку по отношению к ребенку на позитивную. Не стоит приклеивать ребенку ярлык, иначе ребенок начинает этому соответствовать;

Изменить стиль взаимодействия с ребенком, расширить поведенческий репертуар иногда родители ведут себя с ребенком однообразно. Нужно своевременно менять стиль общения в зависимости не только от возраста, но и от ситуации и поведения ребенка.

Сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением (остановить занесенную для удара руку, можно сказать: «Расслабляйся, рука, расслабляйся и больше не кусайся», или «Эй, рука, трясись, трясись, только больше не дерись»), реагировать на физическое ограничение агрессивности, когда взрослый, успокаивая ребенка, крепко обнимает его, поглаживает Осуждение агрессивного поведения, демонстрация его невыгодности ребенку. Можно на примере игрушек, мультфильмов.

Поощрять всякое желание детей сдерживать свои агрессивные действия — я знаю, ты хотел стукнуть Мишу, но не стукнул. Молодец! [10, с. 55]

Обучать конструктивным способам выражения гнева как естественной, присущей человеку эмоции детей учим бить предметы, о которые они ударились. Но это не всегда правильно. Лучше использовать «Мешочек для крика»: открываем небольшой тканевый мешочек и предлагаем ребенку кричать в него все, что ему хочется, громко, столько, сколько ему необходимо. Затем мешочек закрыть, перевязать и отложить до следующего раза; можно использовать обыгрывание проблемных ситуаций на игрушках — куклотерапию;

Давать детям возможность выхода агрессивности (драться с подушкой, использовать физические силовые упражнения, рвать бумагу — «У тебя бумаги лист и у меня. Кто больше мелких бумажек-снежинок нарвет, тот и молодец! Снежинки „обиды“ или „злости“ вместе соберём, вверх подбросим и щеткой подметем. Или сожжем»; нарисовать, кого хочется побить и что-нибудь сделать с этим рисунком, использовать «мешочек для криков», поколотить стол надувным молотком, спортивные игры и упражнения — бег, тренировки и т. д.).

Агрессию можно и необходимо контролировать кричи, обзывайся сейчас, т.к. в гостях этого делать будет нельзя; или, подожди, это можно делать только в той комнате и т. д.

По мере взросления ответственность ребенка за свое агрессивное поведение должна возрастать.

Агрессивность может носить позитивный характер (например, я не умею делать то-то, а вот рассержусь, и научусь это делать лучше всех).

Рекомендуется с агрессивными детьми заниматься игротерапией — специально создаваемыми игровыми ситуациями, в которых взрослый становится источником игровой активности для ребенка, перевоплощается в его состояние, сохраняя при этом контроль над особенным или нарушенным поведением своего подопечного. Т. е. играть в специальные игры, которые направлены на то, чтобы ребенок в них выплеснул накопившуюся агрессию, в ходе игры учился бы распознавать и контролировать негативные эмоции, расширил бы свой поведенческий репертуар, стал способным к эмпатии, т. е. способности сочувствовать, сопереживать, доверять. К ним относятся игры: «Обзывалки», «Тух-тиби-дух!» и др.

2.4 Конспект занятия «Профилактика агрессивного поведения»

Тема «Город мечты».

Цель: Профилактика агрессивного поведения.

Задачи:

Формировать адекватное поведение у детей старшего дошкольного возраста.

Воспитывать стремление к толерантности, дружелюбию по отношению к другим людям, чувство эмпатии.

Развивать коммуникативные навыки.

Оборудование: большой дом со ставнями, фотографии участвующих детей, строительный материал, 2 маленьких домика с секретом, сердечки (чёрные и красные), музыка для релаксации, песня «От улыбки».

Ход занятия:

Педагог: Здравствуйте, дети. Какое это волшебное слово «Здравствуйте». А как ещё можно поприветствовать друг друга? (ответы детей). Я знаю другой способ поприветствовать друг друга. Давайте попробуем поздороваться так:

Упражнение «Добрый друг»

Дети встают в круг и берутся за руки. Проговаривают хором слова:

Здравствуй друг! (пожимают друг другу руки) Как ты тут? (удивленно разводят руками) Я скучал (прижимают руки к груди.)

Ты пришёл (снова берутся за руки.)

Хорошо! (сходятся в центр, обнимаясь.)

Педагог: Дети скажите, а из чего состоит город? (ответы детей.) А вы хотите построить город, но не простой, а город дружбы? Посмотрите по сторонам, что вы видите? (ответы детей.) Ктото здесь уже построил дом, а почему все окна закрыты ставнями? (ответы детей.) А вы не подскажите, как их открыть? (ответы детей.) А я знаю, как их открыть. Надо отгадать, кто спрятан за ставнями.

Упражнение «Чудесный терем дружбы»

Педагог: Ребята, а вы любите отгадывать загадки? (ответы детей). Кто хочет загадки загадать? (дети загадывают загадки.) А теперь послушайте мои загадки, но они не простые, про детей, которые находятся в этом зале, т. е про вас. Вы должны их отгадать, и тогда ставни в окошках откроются.

Педагог загадывает загадки про детей в стихах, дети отгадывают. Окошки открываются и они узнают себя:

Эта девочка умна. Мальчик смел и справедлив.

В меру шаловлива. Иногда уж очень тих.

На занятиях всех быстрей она, Любит сказки слушать он, А зовут её… Мадина. А зовут его… Антон.

Очень любит песни петь, Эта девочка скромна.

Платье новое одеть. Знает буквы все она.

Красива, как цветов поляна, Сама умна и справедлива, А зовут её… Ульяна. А зовут её конечно… Дина.

Смелый мальчик рвётся в бой, Любит книжки почитать, Будет он дружить с тобой. В дочки-мамы поиграть.

Не пройдёт беды он мимо, Хороша и так послушна, А зовут его конечно… Дима. А зовут её… Катюша.

Педагог: А может ли город состоять из одного дома (ответы детей). Надо построить ещё дома. А из чего мы будем строить? А какие стройматериалы нужны? (ответы детей). Давайте попробуем представить их.

Упражнение «Строители»:

Участники выстраиваются в одну линию. Педагог-психолог предлагает представить и показать телом и лицом различные движения и передаёт соседу:

— тяжёлое ведро

— лёгкую кисточку

— кирпич

— огромную тяжёлую доску

— гвоздик

— молоток Все инструменты складываются в одно место. Затем дети имитируют строительство домов.

Педагог: Посмотрите сюда, что же здесь такое? (в зале спрятан стройматериал). Дети находят.

Упражнение «Строители 2».

Детям предлагается поделиться на пары. Педагог связывает каждую пару между собой за руки. Совместными усилиями, пользуясь только одной рукой, дети строят дом по их замыслу.

Обсуждение построек.

— Что вы построили? Кто живет в вашем доме? Чем любит заниматься? Есть ли у него друзья? С кем бы он хотел подружиться?

Совместный вывод: жители города живут дружно, весело и всегда помогают друг другу.

Педагог: Дети, а вы любите сказки? (ответы детей.) А какие вы знаете сказки? Какие ваши любимые сказки? Назовите добрых и злых героев.

Педагог: Послушайте, какую сказку хочу вам рассказать я.

(Звучит музыка для релаксации) Далеко-далеко, в самом центре сказочного леса жили удивительные человечки. Они были очень добрые и приветливые, никогда не ругались и не ссорились, тем более не дрались и были от этого безумно счастливы. Символом их дружбы были красивые яркие красные сердечки. Они дарили их друг другу, украшали свои прекрасные домики. Но однажды злая волшебница устала от их счастливых улыбок, ведь сама она была очень злая и одинокая. Решила она заколдовать весёлых человечков, превратить их в злых, агрессивных и страшных. Взяла чёрную краску и раскрасила их сердечки (педагог открывает красочный домик, в нем черные сердечки). Повезло тем, кто успел спрятать свои красные сердечки. Остальные подверглись чарам злой колдуньи и стали такими же, как она: злыми, агрессивными и, что хуже всего, стали обижать своих друзей. Поэтому добрым человечкам пришлось переехать в другой дом. Как не пытались они помириться со злыми человечками, ничего у них не выходило.

Я хочу у вас спросить, что же может им помочь? (ответы детей.) Этот секрет знает только добрая волшебница. Она приходит очень редко туда, где живут добрые люди.

Звучит музыка. Раздаётся голос доброй волшебницы: «Здравствуйте, ребята. Я долго наблюдала за вами и вижу, что вы добрые и отзывчивые дети. Я открою вам тайну. Разрушить чары злой колдуньи может только песня, которую должны спеть добрые, вежливые дети — это вы. Спойте эту песню». Звучит музыка «От улыбки», дети поют (педагог-психолог открывает красочный домик с другой стороны, в нем красные сердечки.)

Педагог: Почему сердечки поменяли цвет?

Подведение итогов занятия.

Понравилось ли вам занятие? Что больше всего? Хотели бы вы ещё раз побывать в городе Дружбы? Почему?

Заключение

Казахстан — многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям других культур.

Свое отношение к человеку иной национальности начинает формироваться у ребенка примерно с 4 лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубежденных знаниях, при этом своеобразие национального лишь подчеркивает значимость общечеловеческого. Обычно дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликт с людьми других национальностей. Вместе с тем замечены проявления иного отношения: осмеяние, передразнивание, опасение и т. д. В их основе лежат следующие факторы:

— детская непосредственность;

— ограниченный жизненный опыт;

— отсутствие представлений о людях других национальностей и их культуре, общения с ними;

— детская бестактность и т. д.

Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении с дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения.

Современный культурный человек — это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно формировать у подрастающего поколения умение строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.

Важно отметить, что педагогам следует привлекать внимание родителей к задаче воспитания толерантного сознания у ребенка, стремиться к формированию единого понимания целей в процессе решения этой задачи. Если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат малышу эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь и дома, и в детском саду, построенную на принципах толерантности, — они помогут развитию его способностей, умению общаться в коллективе.

К концу дошкольного возраста у воспитанников ДОУ должно быть сформировано ценностное отношение к действительности.

1. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования.- М., Просвещение, 1984, — 16 с.

2. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве.- М.: Педагогика, 2005. — с. 245

3. Басс А. Г. Психология агрессии. Вопросы психологии. — М.: ТЦ Сфера, 1967, № 3. — 204 с.

4. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб., 1997, — 53 с.

5. Зинченко В. П. «Психологический словарь» — СПб., 1996. — 416 с.

6. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. М., 2002. — 512 с.

7. Бреслав Г. М. Педагогическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов. — СПб.: Речь, 2007. — 144 с.

8. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия.- СПб.: Питер, 200. с.351

9. Бютнер К. Жизнь с агрессивными детьми. — СПб.: Речь, 2007. — 146 с.

10. Ватова Л. Как снизить агрессивность детей. Дошкольное воспитание.- 2003. № 6. — 55−58 с.

11. Копчёнова Е. Е. Что стоит за агрессивностью дошкольников. Психолог в детском саду.- 1999. № 1.-с.64−66.

12. Платонова Н. М. Формы и методы профилактики детской и подростковой агрессии. — СПб., 2003, — 320 с.

13. Руманцева Т. Г. Агрессия и контроль. Вопросы психологии. 1992, № 5,6. 236 с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой