Этнопедагогическая подготовка студентов педагогического колледжа к работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
Диссертация
Одним из факторов, сдерживающих развитие русской национальной ттпсольт, по нашему мнению, является слабая этнопедагогическая подготовка учителей. Современное педагогическое образование не обеспечивает в должной мере их этнопедагогическую ориентацию. Будущие педагоги недооценивают значимость народной педагогики в образовательно-воспитательном процессе школы и дошкольного образовательного… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава I. Использование прогрессивных народных традиций в этнопедагогической подготовке студентов как педагогическая проблема
- 1. 1. Воспитательный потенциал социокультурной преемственности в народной педагогике
- 1. 2. Национально-региональный компонент образования: этнометодологичеекий под ход
- 1. 3. Приобщение студентов к нормам и традициям народной педагогики как составной элемент профессиональной подготовки будущих специалистов
- Глава II. Реализация комплекса педагогических условий и пути этнопедагогической подготовки студентов в рамках образовательно-воспитательного процесса в педагогическом колледже
- 2. 1. Определение уровня подготовленности студентов к использованию средств народной педагогики в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
- 2. 2. Анализ реального состояния воспитательно-образовательного процесса в педагогическом колледже
2.3. Содержание, формы и методы этнопедагогической подготовки студентов в рамках системы изучения общих и специальных дисциплин, прохождения педагогической практики и организации внеклассных мероприятий.108
Список литературы
- Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я». М.: Мысль, 1991, C.5-J8.
- Абдулина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1990. 108с.
- Абрамснкова В, В, Образ ядерной энергетики в детской картине мира • //Вопросы психологии, 1990. К"5. С .48−56.
- Агеев В С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы, М: Издательство МГУ, 1990 24с,
- Амонашвили III.А., Загвязинский В. И. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования //Педагогика, 2000. № 2. С. I Мб
- Апакаев П.А. Исторические и этнопедагогические основы планирования образовательного процесса- Автореф, дис, .канд. пед, наук. Чебоксары, 1998 С 7−11
- Ю.Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Г Наука,! 989.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М: Изд-во МГУ, 1990. 368с.
- Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1979. 101с.
- Бабанский Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения: М.: Знание, 1978. 48с.
- И.Беликова Л, Н У ворот хоровод И Начальная школа, 1998. № 2, C J03−112. e 15. Берсенева Л. С Возвращение к народной культуре // Внешкольник, 19 991. J&2.-C.54−57.
- Берсенева Л.С. Место художественного воспитания и образования в возрождении культуры региона. /Первые Апмазовскне чтения: Роль творческой личности в развитии культуры провинциального города, Ярославль: Изд-во «Диапресс», 2000. С, 102−105.
- Берсенева Л.С. Фольклор Ярославской губернии // Внешкольник, 2001 ,№ 2.-С36−38.
- Берсенева Л.С. Неразгаданные тайны нашего края // Педагогический вестник, 2000. Ш. 78с.
- Берсенева Л С. Культура родного края и продуктивная деятельность детей, Ярославль, 2001. 75с.
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1997. 298с,
- Болбас B.C. О понятиях и терминах этнопедагогики //Педагогика, 2001. №>!.-С.41−44.
- Большаков А, В., Грехнев ВС, Добрынина В И Основы философских знаний. М., 1997 С. 174−225
- Большая Советская энциклопедия. М., 1975. т.20. 324с.26 .Бондарева Н, А Народная философия и традиционные воззрения этноса в системе повышения квалификации педагогов //Школа, 2000 № 6 52с
- Бутиков Т.П. Сохранение и обогащение национально- культурных традиций россиян //Педагогика, 1998. № 7, 14с.
- Буторина Т.О. Своеобразие народной педагогики поморцев //Советская педагогика, 1989. № 7. С. 111−116.
- Василенко И, А, О возможностях политической герменевтики/ТВопросы философии, 1999. № 6. С 3−12
- Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики.- 2-ое изд., доп,-М.: Педагогика, 1988. С З-5
- Виноградов Г, С. Народная педагогика, Иркутск, 1926. 7с.
- Возрождение народной культуры и художественное воспитание подрастающего поколения в социальной среде //Научно-методический бюллетень. М.-Новосибирск, 1991. Выпуск 7. 40с.
- Волков Г. Н. Неотъемлемая часть народной культуры //Советская педагогика, 1989, № 7. С98−103,
- Волков Г. Н, О традициях чувашского народа в эстетическом воспитании. Чебоксары, 1965
- Волков Г. Н. Чувашская народная педагогика. Чебоксары: Чувашгосиздат, 1958. 264с
- Волков Г. Н. Этнопедагогизация современного воспитания //Мир образования, 1997. № 2. С.66−71.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика /Под ред. Огородннкова, Чебоксары- Чувашский Госиздат, 1974. 376с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика. М., 1999. С.3−167.
- Волков Г. Н, Этнопедагогика чувашского народа- Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 1966. 343с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика как педагогика национальной школы и семьи //Магистр, 2001. № 3, С40−49
- Воронов B.C. Крестьянское бытовое искусство: Сб. трудов НИИХП. М., 1967. Выпуск 4. 269с.
- Выготскнй Л, С. Собр. соч: В 6-ти т, М.:Педагогика. 1981−1984,
- Газман О.С. Личность- субъект свободной деятельности /У Новые ценности образования. М., 1995. № 2. С.39−44.
- Галагузова М, А. Понятийно-терминологические проблемы педагогики и образования//Педагогика, 1997. № 6.
- Гашимов, А Ш. Идеи умственного и нравственного воспитания в азербайджанских сказках и пословицах. Баку, 1957, 8с.
- Гончаров И. Какой быть российской школе /У Воспитание школьников.-1993-.Ng5.-C.8−12. классов в педагогических институтах: Дне. .канд. пед. наук. М., 1988, 147с,
- Гршпанович H.H. Модель специалиста: Минск- Высшая школа, 1985. 63с.
- Гурье Л, Кочканян Т. Национальная школа в регионе: взгляд в будущее// Народное образование 1999. № 9 С 92−94.
- Девяткова Т.Н. Введение национально-регионального компонента в курс начальной школы //Начальная школа, 1999. № 2.32с.57,Дошкольное образование: история, традиции, проблемы и перспективы развития /Сост. Л. В. Поздняк и др.- М: МП 1 У, 1997.146с
- Д урай-Новакова K.M. Основы и закономерности процесса формирования профессиональной готовности к педагогической деятельности: Автореф, дис.. докт. пед. наук М., 1983. С. 44 — 48.
- Дурай-Новакова K.M. Формирование профессионализма у студентов в цикле педагогических дисциплин, MJ 986 92с,
- Зинченко В.П. От классической к органической психологии //Вопросы психологии, 1996, № 5.С.7−20.64,Зинченко В. П. От классической к органической психологии //Вопросы психологии, 1996. № 6. С.6−25.
- Иванова Т В. Изучение этнических стереотипов с помощью проективных рисунков //Вопросы психологии, 1998. № 2. С.71−82
- Ивочкина H.B. Koppe кционные возможности народной игры //Начальная школа, 1998. Ж1/12. С.25−32.67,Из истории гуманистической мысли. /Сост, А. Ф. Малышевский и др-М, 1993. С, 72−117.
- Измаилов А.Э. Народная педагогика // Педагогические воззрения -М — Педагогика, 1991.256с, 69, Ильин И. А. О христианском национализме: Вече, 1991. М>43. 175с.
- История воспитания и образования в России 18 В./Сост.Д.И.Латышина-М, 1992"125с,
- Каптерев Т1Ф. История русской педагогики //Педагогика, 1996. № 6.52с.
- Кевля Ф.И. Педагогическое прогнозирование личностного развитияребёнка. М- Вологда, 1999, СЗЗ-112.
- Коган Л.Н. Рабочий класс России и исторические судьбы народной культуры. М., 1987. С.88−110.
- Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М.: Изд-во Академия, 1998. 7с.
- Кокуева Л.В. Воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа, Ярославль, 1999 Зс.
- Комаров M C, Введение в социологию М.: Наука, 1994 78с81. Комарова Г. А. О понятии «этшшедагогика» в советской этнографической и педагогической науке i i Изучение преемственности этнокультурных явлений, М., 1980,212с.
- Кон И. С. Этнография детства //Традиционные формы воспитания детей и подростков. М., 1983.
- Конышева Н, М, Альбом для занятий с детьми 6−9 лет дома и в школе, М: Л инка-Пресс, 1995. 32с.
- Корчак Я. Педагогическое наследие /Сост. К. П. Чулкова. М., 1990. 21с.
- Круттинз И, В, Этнопедагогика наука о народных средствах обучения и воспитания //Школа, 2000. Ш. С.8−17.
- Крупина И.В. Эгнопедагогика наука о народных средствах обучения и воспитания //Школа, 2000. № 7. C8-I3,87Кузякин А. О вере, культуре и образовании // Воспитание школьников 1993. № 6.13с.
- Лебедева Н, М. Психологические аспекты этнической экологии/УЭтническая экология: теория, практика /Под ред. В. П. Терехова. М.: Наука, 1991.С. 100−124.
- Лихачёв Д. С, Заметки о русском.-2-ое изд. М: Советская Россия, 1984. 62с.
- Лодкина Т. В, Система деятельности семейного социального педагога: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. М., 1997. 44с.
- Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М.: Наука, 1974.
- Макаренко, А С. Собр. соч В 7-ми т М.: АПН РСФСР, 1960 Т 5. 558с.
- Макарцева Н.Н. Духовные ценности русской народной педагогической культуры //Педагогика. 1998., С 81−86,
- Малая Советская Энциклопедия М, 1975 т. 19 234с
- Маршшковекая Т.Д. 100 выдающихся психологов мира. М: Изд-во ИПП, Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. 320с.
- Матюшкин Г. Н. Краеведение. М.: Просвещение, 1987. Зс.
- Метел ягин Л. Воспитание на традициях русской культуры // Воспитание школьников. 1996. № 5. С. 11−15.
- Мид М. Культура и мир детства. М, 1988. С. 174−214.
- Мороз А.Г. Формирование профессионально-личностных качеств будущего учителя. М. т 1987. 48с.
- Мудрецы даосской школы //Человек. М., 1991. 41с.
- Мухаметзянова Г. В. Педагогическая культура татарского народа. Казань: Изд-во Заря Тан, 1994.
- Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М., 1983. 344с.
- Ольшанский Д. В, Национальный вопрос: Педфак-т, — М.: Знание, 1988-№ 7−8. С. 73−82.
- Орлова А. П, Народные традиции и современные проблемы воспитания//Советская педагогика. 1989. №>7.0 106−111.
- Орлова А. П. Студентам о народной педагогике //Советская педагогика -1987. № 8,
- Орлова А.П. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики в учебно-воспитательной системе школ Беларуси Дис.канд. пед. наук М^ЗЗ.^бЗс,
- Основы философских знаний./Сост. А. В. Большаков, В. С. Грехнев, В. И. Добрынина. М.5 1997. С.174−225.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. / Под ред. П. И. Пидкасистого.-М.: РПА, 1995−638с.
- Педагогический словарь М, — АПН РСФСР, 1960. т.2, 490с,
- Пибоди Д. Психосемантический анализ стереотипов русского характера, кросскультурный аспект //Вопросы психологии, 1993. № 3. С 101−109.
- Писарев Д.И. Избр. псд. соч. /Сост. В. В. Большакова. М, 1984.109с.
- Плеханов А. Русская народная мудрость о воспитании //Дошкольное воспитание, 1990, Ж. С, 78−81.
- Прасолова Е.Л. В союзе с красотой. М. ¡-Просвещение, 1987. 5с.
- Рожков М.И. Концепция региональных подходов к организации воспитательной работы в Ярославской области. Ярославль, 1995, 22с,
- РомановаГ.Е. Проективная методика: чужие рисунки /У Психологический журнал., 1993. № 5. С.90−97.
- Рудъ Ю.А. Методологические и теоретические проблемы изучения народной педагогики: Дис. .канд. пед. наук. М, 1979. 159с.
- Русские народные традиции и современность /под ред. Т. А. Листовой, М. М. Громыко. М: Наука, 1995. 304с,
- Рыжиков Л И Взаимодействие природы и человека //Педагогика, 1992.-№ 11/12. 29с.
- Саплина ЕВ. Информационно методическое письмо о пропедевтическом курсе «Введение в историю» //Начальная ипсола, 1998-№ 8.-С.86−92.
- Селиванова НЛ, Воспитание- теория и реальность //Известия РАО, 1999-№ 2-С. 57−65
- Селиванова Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве. Яр-ль: Изд-во ЯГПУ, 2000. С.62−72.
- Сенаторова Л.А. Художественное краеведение в системе воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения Тезисы докладов 7-й научно-практической конференции преподавателей педагогических колледжей Ярославской области, Углич, 2000. 123с.
- Сикевич ЗВ Национальное самосознание русских /Социологический очерк М: Механик, 1996 С 83−91
- Силин В.П. Искусство как фактор индивида: Учёные записки. Л.: Изд-во ЛГУ, 1971. С. 118- 129
- Симонов В.П. Контроль за учебно-воспитательным процессом в системе внутри школьного управления. М, 1991.
- Ситников АН Акмеологический тренинг. М&bdquo- 1996 26с
- Скворцов Л В. Культура самосознания М. Политиздат, 1989. 308с.
- Слаетенин В.А., Руденко Н. Г. О современных подходах к подготовке учителя //Педагогика, 1996, № 1, 47с.
- Слаетенин В. А. Проблема формирования социально-активной личности учителя: состояние и перспективы исследования //Формирование социально-активной личности, М., 1985 С21−50
- Слаетенин В.А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функционирование //Профессиональная подготовка учителя в системе высшего образования. М., 1982 С 13−29.
- Слаетенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.- Просвещение, 1976,164с.
- Слаетенин В.А., Николаев В.А Этнопедагогическая культура учителяУ/Магистр, 2000. № 3. С. 20−34
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Антропологический принцип в психологии развития //Вопросы психологии. 1998. № 6. С.3−17.
- Собкин B.C., Шмелев А. Г. Психосемантическое исследование актуализации стереотипов социального поведения //Вопросы психологии,-1995. № 1. С.127−134.
- Современные концепции воспитания, /Под ред, Л, В Байбородовой, -Яр-ль: Изд-во ЯГПУ, 2000 150с
- Сокольников ЮМ Системный анализ воспитания школьников. М.: Педагогика, 1986, 136с.
- Сокольников ЮЛ. Системный подход в исследовании воспитания. М.: Просвещение, 1993. 203с.
- Спирин Л.Ф., Фрункин Л. Л. Изучение профессиональной подготовкистудентов к работе в национальной школе //Советская педагогика, 1975.-№ 11.-С. 71−79.
- Стельмахович М.И. Семейная этнопедагогика заслон бездуховности //Советская педагогика, 1989 Ш7.С. 116−119.
- Стоюннн В, Я, Избр.пед.соч,/Сост.Г, Г, Савенок -М., 1991 СЛ68−170.0 141. Су куной XX. Разработка типовой модели национальной школы /У
- Педагогика, 1997. № 4. С. 37−44.
- Суслова Э. Подготовка студентов к воспитанию у детей патриотических, национальных и интернациональных чувств // Дошкольное воспитание, 1999. № 1. С. 82−91.
- Суслопаровз Л, Д, Семейные традиции. М- Знание, 1979, 96с,
- Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы /У Избр.пед. соч. М, 1981. т.З. С. 7−204.
- Теймурова С. Традиции в воспитании детей- Сб, науч. трудов, Ташкент, 1989. С.23−26.
- Терещенко, А И Быт русского народа. М, — Просвещение, 1982,
- Толстой Л.Н. Евангелие для детей // Посредник. Тула, 1991 № 1 С 174 177.
- Тучкова Г Русская нравственная традиция в воспитании // Народное образование, 2001 № 4. С 213−215.
- Успенский В.Б. Допрофессиональная подготовка школьников: сущность, методические рекомендации. Ярославль, 1998, 18с,
- Ушинский К.Д. Воспитание и характер. Какую роль играет народность в воспитании // Дошкольное воспитание, 1993. № 3. С.58−62.
- Ушинский К Д. О необходимости сделать русские школы русскими // Собр. соч: В 6-ти т М, 1988 Т 2 С 358−363ф 152. Ушинский К. Д. Пед. соч.: В 6-ти т./Сост. С. Ф. Егоров. М., 1988. Т.1.247с.
- Ушинскии К.Д. Собр. соч. Т.2. 482с.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Соф. соч. М.: Изд-во АПН, 1950. Т.8. С. i 1−679.
- Федотов Г. П. Будет ли существовать Россия? О России и русской философской культуре. М., 1990. 457с.
- Философский энциклопедический словарь. М.- Сов.энциклопедия.1989−293с
- Ханбиков Я. И, Народная педагогика // Педагогическая энциклопедия, М.5 1966. Т 3,12с.
- Харисов Ф.Ф. Национальная культура в воспитательном процессе Я Педагогика, 1999. № 2. C.5I-57.
- Хватов А.И. Пути народности и реализма Ленинград, общество: Изд-во «Советский писатель», 1980. 352с.4 160. Хижняк Ю. Н. Как прекрасен этот мир. М.: Просвещение, 1987. 15с.
- Хоментаускас Г. Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений //Вопросы психологии, 1986. № 1. С. 165−171.
- Хотннец В.Ю. Методика исследования этнического самосознания //Вопросы психологии, 1998. № 3. С. 31−42.
- Христова Е.А. Народная педагогика: историографические и теоретико-методологические проблемы, MJ988. С8−16.
- Христова Е. А. Об уточнении понятийного аппарата этнопедагогики
- Советская педагогика, 1989. WI. С. 103−106
- Ф I67. Цаллагова З. Б. Афоризм как этнопедагогический феномен
- Педагогика, -1998. № 7. С.62−65.
- Цукерман B.C. Народная культура как социальное явление.1. Свердловск, 1984.
- Чапко Е.Е. Этнопедагогика сегодня //Магистр, 1995. № 3. С.74−83.
- Чернышева В.А. Русское национальное воспитание и познание России // Педагогика, 1996. № 6. 68с.
- Шанский Н, 5 Кузьмин Н. Нужна ли школе этнопедагогика // ф Учительская газета, 1992. № 20. Зс.
- Шашуков Н. Педагогическая культура народа //Воспитание школьников,-1999. № 6. С 35−37
- Шкляр Л.Е. Этнос. Культура. Личность: Философско-методические исследования. Киев, 1992.
- Шмаков С.А. Игры учащихся феномен культуры, М., 1994. Зс.
- Шмаков С. А. Не величество Игра. М., 1996. 32с. д 176. Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию. С.- Пб.: Алетейя, 1996.
- Шпикалова Т. Я Изобразительное искусство на уроках декоративного рисования. М: Просвещение, 1979. 192с.
- Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 1 классе: Учебное пособие для учителя, М.: Просвещение, 1981. 190с.
- Этническая педагогика: Книга для чтения. / Под ред В. А. Пятина, А. М. Трещева. Астрахань, 1995. 476с.
- Этнологический словарь. /Под ред. В. И. Козлова. М.: ВИТТАН, 1996 -С.81−96.
- Язычество древних славян. М., 1981. 606с.
- Ялалов Ф.Г. Национально-региональный компонент образования: этнометодологический подход // Начальная школа, 2001. № 2. С.93−95.4