Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Этнопедагогическая подготовка студентов педагогического колледжа к работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из факторов, сдерживающих развитие русской национальной ттпсольт, по нашему мнению, является слабая этнопедагогическая подготовка учителей. Современное педагогическое образование не обеспечивает в должной мере их этнопедагогическую ориентацию. Будущие педагоги недооценивают значимость народной педагогики в образовательно-воспитательном процессе школы и дошкольного образовательного… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Использование прогрессивных народных традиций в этнопедагогической подготовке студентов как педагогическая проблема
    • 1. 1. Воспитательный потенциал социокультурной преемственности в народной педагогике
    • 1. 2. Национально-региональный компонент образования: этнометодологичеекий под ход
    • 1. 3. Приобщение студентов к нормам и традициям народной педагогики как составной элемент профессиональной подготовки будущих специалистов
  • Глава II. Реализация комплекса педагогических условий и пути этнопедагогической подготовки студентов в рамках образовательно-воспитательного процесса в педагогическом колледже
    • 2. 1. Определение уровня подготовленности студентов к использованию средств народной педагогики в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
    • 2. 2. Анализ реального состояния воспитательно-образовательного процесса в педагогическом колледже

    2.3. Содержание, формы и методы этнопедагогической подготовки студентов в рамках системы изучения общих и специальных дисциплин, прохождения педагогической практики и организации внеклассных мероприятий.108

Этнопедагогическая подготовка студентов педагогического колледжа к работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях многонационального государства особую актуальность и остроту приобретает задача оптимального решения сложного комплекса проблем, касающихся прав этносов на государственность, положения народов и ряда других вопросов, связанных с развитием и функционированием национальных языков и национальных культур, сохранением их этнических элементов, уклада жизни и быта людей, развития народных промыслов.

Все это не может не сказаться на процессе становления национальных систем образования, призванных обеспечить, с одной стороны, целостность и единство образовательного процесса России, высокий уровень подготовки выпускников педагогических колледжей к жизни в условиях современной цивилизации, а с другой — приобщение будущих педагогов к духовному наследию своего народа, его традициям и культуре.

К сожалению, богатые традиции русского народного воспитания оказались забытыми и не востребованными педагогической наукой и практикой. В результате существенной деформации подвергся менталитет русской нации (127, с.20). У части молодёжи сформировались социальная апатия, этнически нивелированное сознание, что грозит народу потерей национальной самобытности.

Закон Российской Федерации «Об образовании» объявил приоритетным направлением государственной школьной политики защиту системой образования национальных культурных традиций в условиях многонационального государства.

Ориентация образовательных учреждений на национальную культуру является важнейшим условием сохранения, развития и освоения этнической культуры, формирования национального самосознания. Современная педагогическая наука установила, что только учёт и реализация этнорегиональной специфики в учебно-воспитательной работе способны способны превратить современную школу в национальное образовательное учреждение.

Одним из факторов, сдерживающих развитие русской национальной ттпсольт, по нашему мнению, является слабая этнопедагогическая подготовка учителей. Современное педагогическое образование не обеспечивает в должной мере их этнопедагогическую ориентацию. Будущие педагоги недооценивают значимость народной педагогики в образовательно-воспитательном процессе школы и дошкольного образовательного учреждения, о чём свидетельствуют факты нежелания видеть необходимость глубокого изучения обобщённого опыта традиционного русского воспитания, проявление негативного отношение к нему.

Это нашло своё отражение в возрождении идеи национальной школы, на необходимость развития которой неизменно указывали выдающиеся педагоги прошлого: К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, П. Ф. Каптерев, В. И. Водовозов, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, которые одной из важнейших задач подготовки учителей считали изучение народной педагогики.

Социально-политическое и экономическое развитие современной России привело к смене требований в подборе профессиональных кадров, отличающихся максимальным их самовыражением и творческой самореализацией.

Мы полагаем, что это определено следующими причинами:

— существующая система образования специалистов в области педагогики не всегда согласуется с требованиями жизни;

— содержание и формы обучения в различных системах профессиональной подготовки нередко далеки от проблем реальной деятельности обучаемых;

— попытки использования зарубежного опыта зачастую являются неадекватными, не учитывающими экономическую и социокультурную особенность местной ситуации.

Влияние средств народной педагогики и факторов воспитания на все стороны жизни общества были предметами исследований учёных и педагогов: Я. А. Коменского, В. А. Сухомлинского, Г. С. Виноградова, Г. Н. Волкова, З. И. Равкина.

Традиции народной педагогики частично рассматривались в современных исследованиях этнопедагогов: А. И. Караева, Н. В. Суханова, В. А. Николаева. Обобщая западный опыт, Н. Н. Ильин (69, с.75) сделал вывод, что освоение народных начал воспитания во многом обуславливает становление профессионализма учителей.

Можно констатировать, что в современной высшей школе накоплен некоторый опыт ознакомления будущих учителей с традиционной педагогической культурой народа, где значительное место отводится мотивации и рефлексии изучения основ народной педагогики. Делаются попытки развести объективную и субъективную стороны этнопедагогической подготовки учителя, осуществить комплексное изучение традиционной педагогической культуры, различные варианты её использования в современном педагогическом процессе.

Ряд исследователей вышли на новый уровень теоретических обобщений опыта народной педагогики. Под руководством Г. Н. Волкова создана программа комплексного освоения чувашской народной педагогики в рамках довузовского педагогического образования в этнопедагогических классах. Интегрированная программа подготовки учителя национальной русской школы разработана под руководством И. Ф. Гончарова в Санкт-Петербурге.

Считаем, что потребность в функциональных рекомендациях для решения задач этнопедагогической подготовки студентов — одна из актуальнейших проблем современной педагогической науки.

Актуальность исследования данной проблемы вытекает: во-первых, из реальных процессов возрождения русской традиционной педагогической культурыво-вторых, из задач демократизации и гуманизации образования в Россиив-третьих, из необходимости поддержания интереса к обычаям и традициям русского народа, фольклорному наследию прошлогов-четвертых, из необходимости в преодолении возможной бездуховности. Все это предполагает активизацию интеллектуального, духовного потенциала педагогов, а также обращение к человеку, внимание к его реальному облику, потенциальным возможностям, потребностям.

Изменение технологии обучения должно быть направлено на переориентацию деятельности преподавателей от преимущественно информационной к организационной работе по руководству самостоятельной, учебно — познавательной, научно — исследовательской и профессионально — практической деятельностью студентов.

Большое количество работ посвящено теории и практике подготовки студентов к работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста (С.И.Архангельский, Е. П. Белозерцев, Г. Н. Волков, Ф. Н. Гоноболин, В. В. Давыдов, А. К. Дмитриев, Г. Б. Корнетов, В. М. Коротов, Н. В. Кузьмина, Т. И. Шамова, Т.Н.Петрова). Между тем в многолетнем опыте работы педагогического колледжа этнопедагогическая подготовка выпускников оценивалась как недостаточная. Отмечается значительное отставание уровня этнопедагогической подготовки студентов от тех запросов, которые предъявляет школа учителю и дошкольное образовательное учреждение воспитателю (Ш.М.-Х.Арсалиев, В. Н. Иванов, В. А. Николаев, Л. К. Рахлевская, Я. И. Ханбиков и др.).

Анализ работы учителей школ и воспитателей дошкольных образовательных учреждений представляет для нашего исследования определенный интерес. Он показывает, что этнопедагогические знания с трудом или лишь от случая к случаю используются ими в педагогической деятельности. Поэтому в научных работах этнопедагогов указывается на необходимость организации усиленной работы в плане этнопедагогической подготовки работников сферы образования (Е.П.Белозерцев, А. Л. Бугаева, Е. П. Жирков, Э. И. Сокольникова, З.Б.Цаллагова).

Этот факт нашёл отражение в диссертационных работах М. А. Михайловой, Т. В. Анисенковой, О. М. Батчаева, М. Г. Харитонова, П. А. Апакаева, Ю. А. Рудь.

Анализ научно-педагогической литературы, условий профессиональной деятельности учителей и воспитателей позволяет сделать вывод, что в вопросах этнопедагогической подготовки студентов к работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста имеется много нерешенных проблем, а именно: 1) недостаточно изучено современное состояние российской школы, дошкольного учреждения- 2) не раскрыто содержание этнопедагогической подготовки студентов, призванных работать в условиях деградации национальной культуры- 3) отсутствует целостный подход к реализации задач этнопедагогической подготовки, который осуществлялся бы в системе непрерывного этнопедагогического образования. Этнопедагогическая подготовка студентов к работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста все более приходит в противоречие с реальными потребностями педагогической практики.

Это, в свою очередь, определило выбор проблемы исследования: каковы организационно-педагогические условия, позволяющие обеспечить эффективную этнопедагогическую подготовку студентов в педагогическом колледже.

Цель исследования: выявить возможности и условия эффективности этнопедагогической подготовки студентов в педагогическом колледже.

Объект исследования: профессиональная подготовка студентов педагогического колледжа к работе в дошкольном образовательном учреждении и начальной школе.

Предмет исследования: условия этнопедагогической подготовки студентов педагогического колледжа к работе в дошкольном образовательном учреждении и начальной школе.

В ходе работы над диссертацией была выдвинута гипотеза исследования, в соответствии с которой этнопедагогическая подготовка студентов к работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста может быть реализована при следующих условиях:

— определить, разработать и внести этнический компонент в процесс обучения в педагогическом колледже с учетом региональных особенностей;

— ориентировать преподавателей в особенностях этнической культуры своей общностисостоянии национальных отношенийаспектах национальной культуры, языка, обычаев;

— сформировать духовный компонент личности студента, а именно его мотивационно-ценностное отношение к этническому наследию русского народа и этнопедагогической деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения и школы;

— реализовать принцип непрерывности этнопедагогического образования.

Задачи исследования:

— определить уровень этнопедагогической готовности учителя школы и воспитателя дошкольного образовательного учреждения к реализации этнического наследия;

— выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, реализация которых обеспечит эффективную этнопедагогическую подготовку студентов к работе в дошкольном образовательном учреждении и школе;

— разработать научно-практические рекомендации для решения проблемы этнопедагогической подготовки студентов.

Методологическую основу исследования составляют философские положения о взаимосвязи теории и практики, о единстве общечеловеческого и национального, о взаимосвязи социальных микроструктур, определяющих духовный мир человека.

Теоретическую основу исследования составили концептуальные положения педагогов, психологов, этнологов по вопросам педагогической культуры народа, его отношения к наследию прошлого.

Разрабатывая теоретические основы этнопедагогической подготовки студентов, мы опирались на труды: И. Бестужева-Лады, М. А. Некрасова, В. А. Разумного, Л. А. Воловича (роль традиций и культурных ценностей) — Г. Н. Волкова, В. А. Иванова, В. А. Николаева, Т. Н. Петровой, Е. Л. Христовой (этнопедагогическое образование и воспитание) — исследования О. С. Газман, Т. В. Ивановой (развитие этнического самосознания и самоопределения у студентов) — А. М. Моковой, Г. А. Никитина, Т. Н. Петровой (формирование этнопедагогических знаний и умений).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, этнологической литературыизучение и обобщение опыта воспитания на примере традиций народной культурыстатистическая обработка результатованкетированиесамооценка.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в Рыбинском, Ярославском, Угличском педагогических колледжахсредних школах № 1, 5, 6, 20, 22, 23 г. Рыбинскадошкольных образовательных учреждениях № 86, 107, 113, 116 г. Рыбинскана базах учебного комплекса «Русская изба», архитектурно-краеведческого музея, детской художественной школы, центра детского и юношеского творчества г. Рыбинска.

Всего исследованием было охвачено 1045 испытуемых.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (1998;1999 г. г.). Он был посвящен изучению психолого-педагогической, методологической, этнопедагогической литературы по проблемеопределению методологии и методики исследования.

Второй этап (1999;2000 г. г.) — анализ литературы, постановка проблемы, цели, задач, рабочей гипотезы исследования, изучение исходного состояния объекта, определение уровня этнопедагогической подготовленности студентов к работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Начало экспериментальной работы.

Третий этап (2000;2001 г. г.) — опытно-экспериментальный. На этом этапе осуществлялась проверка рабочей гипотезы в процессе специально-организованной деятельности.

Четвёртый этап (2001;2002 г. г.) — заключительно — обобщающий. Обработка и анализ результатов опытно-экспериментальной работы, уточнение теоретических положений, внедрение результатов исследования в практику, оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

— выделены основные направления этнопедагогической подготовки студентов;

— определены ведущие тенденции процесса этнопедагогической подготовки студентов к работе в условиях дошкольного образовательного учреждения и школы;

— определены условия, способствующие эффективной этнопедагогической подготовке студентов к работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста;

— выявлены возможности учебно-воспитательного процесса в педагогическом колледже для повышения эффективности этнопедагогической подготовки студентов к работе в школе и дошкольном образовательном учреждении;

— определена педагогическая ценность антропотехник, используемых в воспитательно-образовательном процессе педагогического колледжа.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны и научно обоснованы методические рекомендации, создающие предпосылки для научно-педагогического обеспечения этнопедагогической подготовки студентов педагогического колледжа.

Результаты исследования могут быть экстраполированы на другие регионы России, использованы в разработке программ для дошкольных образовательных учреждений и общеобразовательных школ.

Достоверность исследования обеспечена научностью методологии, использованием комплексных методов изучения проблемы, опорой на современные достижения педагогической науки, организации опытно-экспериментальной работы и эффективностью разработанной методики.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования.

Теоретические положения, выводы, рекомендации обсуждались и докладывались:

— на международных педагогических чтениях, посвященных 90-летию ЯГТТУ и 175-летию К. Д. Ушинского «Общество, образование, человек» (Ярославль, 1998);

— на региональной конференции в ЯГПУ (Ярославль, 2000);

— на научно-практической конференции педагогических колледжей Ярославской области «Современный подход к этнопедагогизации в системе воспитания и образования» (Рыбинск, 2000);

— на научной конференции учёных института педагогики и психологии (Ярославль, 2001);

— на 55-ой конференции ЯГПУ «Этнопедагогическая подготовка студентов в условиях комплекса „Дошкольное образовательное учреждениепедагогический колледж“» (Ярославль, 2001) — на педагогических чтениях, посвященных К. Д. Ушинскому (Ярославль, 1998,1999, 2000,2001) — на семинаре руководителей учреждений начального и среднего профессионального образования (Рыбинск, 2001) — в школе молодых учёных (Ярославль, 1998;2000) — на первых Алмазовских чтениях «Место художественного воспитания и образования в возрождении культуры региона» (Ярославль, 2000) — на научно-практических конференциях преподавателей педагогических колледжей Ярославской области (Ярославль, 1999; Углич, 2000).

Материалы диссертации внедрены: в учебный процесс Рыбинского, Ярославского, Угличского педагогических колледжейвключены в программы воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях, школах, учреждениях дополнительного образования г. Рыбинска (художественная школа, центр детского и юношеского творчества, учебный комплекс на базе архитектурно-художественного музея, центр «Ритм»).

Выводы по второй ГЛАВС*.

Задачи и характеристика основных этапов этнопедагогической подготовки студентов предусматривают определение рациональных путей реализации этого процесса, которые были разработаны и апробированы в ходе исследования:

— направленность деятельности педагогического консилиума (таблица 9) на развитие интереса к русскому народу и народной культуре;

— ориентация учебной и воспитательной работы педагогического колледжа на развитие у студентов национального самосознания, на доминирование русской национальной идеи;

— углубление ш расширение этаопедагогических знаний, их творческое применение в период педагогической практики;

— включение студентов в написание курсовых работ и дипломов по проблеме народной педагогики. ф Можно констатировать, что система этнопедагогической подготовки будущих специалистов включает:

— сообщение системы обобщённых этнопедагогических знаний, развитие мотивов их освоения и углубления;

— воспитание национального самосознания и основных позитивных черт менталитета нации;

— создание установки на практическое применение этнопедагогических знаний и обучение их творческому использованию.

Заключение

.

Проведенное нами исследование по проблеме этнопедагогической подготоюси студентов для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста показало положительные результаты. Разработанная стратегия работы позволила в равной степени уделить внимание повышению уровня выраженности всех компонентов этнопедагогической готовности студентов, а именно: когнитивного, практического, мотивационно-целевого, эмоционального, средняя выраженность которых в экспериментальных группах составила (табл. 11):

1. когнитивный компонент — 7.1 — РПК- 6Л — ЯШС- 5.8 — УПК (по сравнению с 1.9- 2.4- 3.0 — в контрольных группах);

2. практический компонент — 5.5 — РПК- 5.5 — ЯПК- 4.6 — УПК (по сравнению с 1.4- 2.2- 2.0 — в контрольных группах);

3. эмоциональный компонент — 6.1 — РПК- 4.6 — ЯПК- 5.1 — УПК (по сравнению с 1.2- 2.4- 2.8 — в контрольных группах);

4. могивационпо-целевой компонент — 5.6 — РПК- 4.7 —ЯПК- 5.6 — УПК (по сравнению с 2.6- 2.9- 3.0 — в контрольных группах).

Результаты формирующего эксперимента позволили нам проследить динамику роста общего показателя всех выше указанных компонентов в экспериментальных группах (табл.12), который соответственно составил: 4.2.

— РПК- 2.7 — ЯПК- 2.6 — УПК.

Показатели степени выраженности когнитивного и практического компонентов подготовленности студентов РПК, ЯПК, УПК (экспериментальные группы).

Количество ответивших студентов Степень выраженности компонента человек % Количество правильных ответов Баллы.

РПК ЯПК УПК РПК ЯПК УПК РПК ЯПК УПК РПК ЯПК УПК.

1. Когнитивный компонент.

0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0.

0 6 3 0 11 10 1 1 1 2 2 2.

10 14 7 13 26 28 2 2 2 4 4 4.

24 14 9 32 26 33 3 3 3 6 6 6.

31 11 5 42 20 19 4 4 4 8 8 8.

9 9 3 13 17 10 5 5 5 10 10 10.

74 54 27 100 — средняя выраженность 7.1 6.1 5.8.

2. Практический компонент.

0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0.

14 9 5 20 17 19 1 1 1 2 2 2.

15 11 6 22 20 21 2 2 2 4 4 4.

24 21 7 32 39 28 3 3 3 6 6 6.

17 10 6 23 19 22 4 4 4 8 8 8.

4 3 3 3 5 10 5 5 5 10 10 10.

74 54 27 100 — средняя выраженность 5.5 5.5 4.6.

Показатели степени выраженности эмоционального и мотивационио — целевого компонентов подготовленности студентов РПК. ЯПК, УПК (экспериментальные группы).

Количество ответивших студентов Степень выраженности компонента человек % Количество правильных ответов Баллы.

РПК ЯПК УПК РПК ЯПК УПК РПК ЯПК УПК РПК ЯПК УПК.

3. эмоциональный компонент.

0 0 0 0 0 0 3.1 3.1 3.1 0 0 0.

0 10 4 0 19 15 3.2 3.2 3.2 2 2 2.

4 23 9 3 43 33 3.3 3.3 3.3 4 4 4.

60 17 9 84 31 33 3.4 3.4 3.4 6 6 6.

10 4 5 13 7 19 3.5 3.5 3.5 8 8 8.

74 54 29 100 — средняя выраженность 6.1 4.6 5.1.

4. мотивационно-целевой компонент.

0 0 0 0 0 0 4.1 4.1 4.1 0 0 0.

4 15 4 3 28 15 4.2 4.2 4.2 2 2 2.

18 14 6 23 26 22 4.3 4.3 4.3 4 4 4.

39 17 9 52 31 33 4.4 4.4 4.4 6 6 6.

13 8 8 22 15 30 4.5 4.5 4.5 8 8 8.

74 54 27 100 — средняя выраженность 5.6 4.7 5.6.

Динамика процесса этнопедагогической подготовки студентов в педагогическом колледже.

К/К* П/К* Э/ К* М-] Ц/К** Общий показатель.

Контр.** Экспер.** Контр. Экспер. Контр. Экспер Контр. Экспер. Контр. Экспер.

РПК 1.9 7.1 1.4 5.5 1.2 6.1 2.6 5.6 1.8 60 прирост 5.2 4.1 4.9 3.0 4.2.

ЯПК 2.4 6.1 2.2 5.5 2.4 4.6 2.9 4.7 2.5 5.2 прирост 3.7 3.3 4.2 1.8 2.7.

УПК 3.0 5.8 2.0 4.6 2.8 5.1 3.0 5.6 2.7 5.3 прирост 2.8 2.6 2.3 2.6 2.6 к/к — когнитивный компонент м-ц/к — мотивационно-целевой компонент э/к-эмоциональный компонент** контр. контрольная группаэкспер.-экспериментальная группап/к-практический компонентэ/к-эмоциональный компонент.

Таким образом, меры., направленные на повышение всех компонентов ^ этнопедагогическон подготовки студентов к работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, дали положительную динамику. Наибольший прирост общего показателя в РТЖ (по сравнению с другими колледжами) достигнут, на наш взгляд, за счет организации работы педагогического консилиума, пересмотра базы практики, изменения тематики внеклассных мероприятий, организации спецкурса «Русские нравственные в воспитании» (приложение 13), разработки программы «Русская старина» (приложение 12) и ряда других мероприятий.

Итоги экспериментальной работы подтвердили выдвинутую нами гипотезу исследования и необходимость проведения систематической, целенаправленной учебно-воспитательной работы по реализации комплекса условий для этнопедагогической подготовки студентов к работе с детьми ф дошкольного и младшего школьного возраста.

По результатам исследования проблемы. зтнопедагогической подготовки студентов к работе учителем общеобразовательной школы и воспитателем дошкольного образовательного учреждения сформулированы следующие выводы:

1. Этнопедагогическая подготовка студентов представляет собой социально-педагогический феномен, характеризующий меру освоения традиционной г педагогической культуры народа, понимания воспитательной сущности её ценностей, их адекватного использования в современной практике обучения и воспитания,.

2. Идеи народной педагогики, как духовно-нравственный ориентир становления личности, являются эффективным средством формирования зтнопедагогической культуры будущего специалиста и его подготовленности к работе с детьми дошкольного и младшего школьного.

4 возраста.

3. Эффективность процесса этнопедагогической подготовки студентов обусловлена логикой освоения целевой, содержательной и процессуальной составляющих народной педагогики, обобщённых в дисциплинах общекультурной, медико-биологической, психолого-педагогической подготовки.

4. Глубина этнопедагогической подготовки характеризуется степенью освоения ценностей целей, ценностей содержания, ценностей средств народной педагогики.

5. Специфика этнопедагогической подготовки определяется рядом психолого-педагогических условий: организация работы педагогического консилиума, объединяющего деятельность преподавателей, учителей, педагогов дополнительного образования, воспитателейруководство педагогической практикой в школе и дошкольном образовательном учреждении, организация внеклассной работы на базе педагогического колледжа.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я». М.: Мысль, 1991, C.5-J8.
  2. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1990. 108с.
  3. Абрамснкова В, В, Образ ядерной энергетики в детской картине мира • //Вопросы психологии, 1990. К"5. С .48−56.
  4. Агеев В С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы, М: Издательство МГУ, 1990 24с,
  5. Амонашвили III.А., Загвязинский В. И. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования //Педагогика, 2000. № 2. С. I Мб
  6. П.А. Исторические и этнопедагогические основы планирования образовательного процесса- Автореф, дис, .канд. пед, наук. Чебоксары, 1998 С 7−11
  7. Ю.Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Г Наука,! 989.
  8. А.Г. Психология личности. М: Изд-во МГУ, 1990. 368с.
  9. В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1979. 101с.
  10. Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения: М.: Знание, 1978. 48с.
  11. И.Беликова Л, Н У ворот хоровод И Начальная школа, 1998. № 2, C J03−112. e 15. Берсенева Л. С Возвращение к народной культуре // Внешкольник, 19 991. J&2.-C.54−57.
  12. Л.С. Место художественного воспитания и образования в возрождении культуры региона. /Первые Апмазовскне чтения: Роль творческой личности в развитии культуры провинциального города, Ярославль: Изд-во «Диапресс», 2000. С, 102−105.
  13. Л.С. Фольклор Ярославской губернии // Внешкольник, 2001 ,№ 2.-С36−38.
  14. Л.С. Неразгаданные тайны нашего края // Педагогический вестник, 2000. Ш. 78с.
  15. Берсенева Л С. Культура родного края и продуктивная деятельность детей, Ярославль, 2001. 75с.
  16. М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1997. 298с,
  17. B.C. О понятиях и терминах этнопедагогики //Педагогика, 2001. №>!.-С.41−44.
  18. Большаков А, В., Грехнев ВС, Добрынина В И Основы философских знаний. М., 1997 С. 174−225
  19. Большая Советская энциклопедия. М., 1975. т.20. 324с.26 .Бондарева Н, А Народная философия и традиционные воззрения этноса в системе повышения квалификации педагогов //Школа, 2000 № 6 52с
  20. Т.П. Сохранение и обогащение национально- культурных традиций россиян //Педагогика, 1998. № 7, 14с.
  21. Т.О. Своеобразие народной педагогики поморцев //Советская педагогика, 1989. № 7. С. 111−116.
  22. Василенко И, А, О возможностях политической герменевтики/ТВопросы философии, 1999. № 6. С 3−12
  23. З.П. Мудрые заповеди народной педагогики.- 2-ое изд., доп,-М.: Педагогика, 1988. С З-5
  24. Виноградов Г, С. Народная педагогика, Иркутск, 1926. 7с.
  25. Возрождение народной культуры и художественное воспитание подрастающего поколения в социальной среде //Научно-методический бюллетень. М.-Новосибирск, 1991. Выпуск 7. 40с.
  26. Г. Н. Неотъемлемая часть народной культуры //Советская педагогика, 1989, № 7. С98−103,
  27. Волков Г. Н, О традициях чувашского народа в эстетическом воспитании. Чебоксары, 1965
  28. Г. Н. Чувашская народная педагогика. Чебоксары: Чувашгосиздат, 1958. 264с
  29. Г. Н. Этнопедагогизация современного воспитания //Мир образования, 1997. № 2. С.66−71.
  30. Г. Н. Этнопедагогика /Под ред. Огородннкова, Чебоксары- Чувашский Госиздат, 1974. 376с.
  31. Г. Н. Этнопедагогика. М., 1999. С.3−167.
  32. Волков Г. Н, Этнопедагогика чувашского народа- Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 1966. 343с.
  33. Г. Н. Этнопедагогика как педагогика национальной школы и семьи //Магистр, 2001. № 3, С40−49
  34. B.C. Крестьянское бытовое искусство: Сб. трудов НИИХП. М., 1967. Выпуск 4. 269с.
  35. Выготскнй Л, С. Собр. соч: В 6-ти т, М.:Педагогика. 1981−1984,
  36. О.С. Личность- субъект свободной деятельности /У Новые ценности образования. М., 1995. № 2. С.39−44.
  37. Галагузова М, А. Понятийно-терминологические проблемы педагогики и образования//Педагогика, 1997. № 6.
  38. Гашимов, А Ш. Идеи умственного и нравственного воспитания в азербайджанских сказках и пословицах. Баку, 1957, 8с.
  39. И. Какой быть российской школе /У Воспитание школьников.-1993-.Ng5.-C.8−12. классов в педагогических институтах: Дне. .канд. пед. наук. М., 1988, 147с,
  40. H.H. Модель специалиста: Минск- Высшая школа, 1985. 63с.
  41. Гурье Л, Кочканян Т. Национальная школа в регионе: взгляд в будущее// Народное образование 1999. № 9 С 92−94.
  42. Т.Н. Введение национально-регионального компонента в курс начальной школы //Начальная школа, 1999. № 2.32с.57,Дошкольное образование: история, традиции, проблемы и перспективы развития /Сост. Л. В. Поздняк и др.- М: МП 1 У, 1997.146с
  43. Д урай-Новакова K.M. Основы и закономерности процесса формирования профессиональной готовности к педагогической деятельности: Автореф, дис.. докт. пед. наук М., 1983. С. 44 — 48.
  44. Дурай-Новакова K.M. Формирование профессионализма у студентов в цикле педагогических дисциплин, MJ 986 92с,
  45. В.П. От классической к органической психологии //Вопросы психологии, 1996, № 5.С.7−20.64,Зинченко В. П. От классической к органической психологии //Вопросы психологии, 1996. № 6. С.6−25.
  46. Иванова Т В. Изучение этнических стереотипов с помощью проективных рисунков //Вопросы психологии, 1998. № 2. С.71−82
  47. Ивочкина H.B. Koppe кционные возможности народной игры //Начальная школа, 1998. Ж1/12. С.25−32.67,Из истории гуманистической мысли. /Сост, А. Ф. Малышевский и др-М, 1993. С, 72−117.
  48. А.Э. Народная педагогика // Педагогические воззрения -М — Педагогика, 1991.256с, 69, Ильин И. А. О христианском национализме: Вече, 1991. М>43. 175с.
  49. История воспитания и образования в России 18 В./Сост.Д.И.Латышина-М, 1992"125с,
  50. Каптерев Т1Ф. История русской педагогики //Педагогика, 1996. № 6.52с.
  51. Ф.И. Педагогическое прогнозирование личностного развитияребёнка. М- Вологда, 1999, СЗЗ-112.
  52. Л.Н. Рабочий класс России и исторические судьбы народной культуры. М., 1987. С.88−110.
  53. С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М.: Изд-во Академия, 1998. 7с.
  54. Л.В. Воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа, Ярославль, 1999 Зс.
  55. Комаров M C, Введение в социологию М.: Наука, 1994 78с81. Комарова Г. А. О понятии «этшшедагогика» в советской этнографической и педагогической науке i i Изучение преемственности этнокультурных явлений, М., 1980,212с.
  56. Кон И. С. Этнография детства //Традиционные формы воспитания детей и подростков. М., 1983.
  57. Конышева Н, М, Альбом для занятий с детьми 6−9 лет дома и в школе, М: Л инка-Пресс, 1995. 32с.
  58. Я. Педагогическое наследие /Сост. К. П. Чулкова. М., 1990. 21с.
  59. Круттинз И, В, Этнопедагогика наука о народных средствах обучения и воспитания //Школа, 2000. Ш. С.8−17.
  60. И.В. Эгнопедагогика наука о народных средствах обучения и воспитания //Школа, 2000. № 7. C8-I3,87Кузякин А. О вере, культуре и образовании // Воспитание школьников 1993. № 6.13с.
  61. Лебедева Н, М. Психологические аспекты этнической экологии/УЭтническая экология: теория, практика /Под ред. В. П. Терехова. М.: Наука, 1991.С. 100−124.
  62. Лихачёв Д. С, Заметки о русском.-2-ое изд. М: Советская Россия, 1984. 62с.
  63. Лодкина Т. В, Система деятельности семейного социального педагога: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. М., 1997. 44с.
  64. А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М.: Наука, 1974.
  65. Макаренко, А С. Собр. соч В 7-ми т М.: АПН РСФСР, 1960 Т 5. 558с.
  66. Н.Н. Духовные ценности русской народной педагогической культуры //Педагогика. 1998., С 81−86,
  67. Малая Советская Энциклопедия М, 1975 т. 19 234с
  68. Т.Д. 100 выдающихся психологов мира. М: Изд-во ИПП, Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. 320с.
  69. Г. Н. Краеведение. М.: Просвещение, 1987. Зс.
  70. Метел ягин Л. Воспитание на традициях русской культуры // Воспитание школьников. 1996. № 5. С. 11−15.
  71. Мид М. Культура и мир детства. М, 1988. С. 174−214.
  72. А.Г. Формирование профессионально-личностных качеств будущего учителя. М. т 1987. 48с.
  73. Мудрецы даосской школы //Человек. М., 1991. 41с.
  74. Г. В. Педагогическая культура татарского народа. Казань: Изд-во Заря Тан, 1994.
  75. М.А. Народное искусство как часть культуры. М., 1983. 344с.
  76. Ольшанский Д. В, Национальный вопрос: Педфак-т, — М.: Знание, 1988-№ 7−8. С. 73−82.
  77. Орлова А. П, Народные традиции и современные проблемы воспитания//Советская педагогика. 1989. №>7.0 106−111.
  78. А. П. Студентам о народной педагогике //Советская педагогика -1987. № 8,
  79. А.П. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики в учебно-воспитательной системе школ Беларуси Дис.канд. пед. наук М^ЗЗ.^бЗс,
  80. Основы философских знаний./Сост. А. В. Большаков, В. С. Грехнев, В. И. Добрынина. М.5 1997. С.174−225.
  81. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. / Под ред. П. И. Пидкасистого.-М.: РПА, 1995−638с.
  82. Педагогический словарь М, — АПН РСФСР, 1960. т.2, 490с,
  83. Д. Психосемантический анализ стереотипов русского характера, кросскультурный аспект //Вопросы психологии, 1993. № 3. С 101−109.
  84. Д.И. Избр. псд. соч. /Сост. В. В. Большакова. М, 1984.109с.
  85. А. Русская народная мудрость о воспитании //Дошкольное воспитание, 1990, Ж. С, 78−81.
  86. Е.Л. В союзе с красотой. М. ¡-Просвещение, 1987. 5с.
  87. М.И. Концепция региональных подходов к организации воспитательной работы в Ярославской области. Ярославль, 1995, 22с,
  88. РомановаГ.Е. Проективная методика: чужие рисунки /У Психологический журнал., 1993. № 5. С.90−97.
  89. Ю.А. Методологические и теоретические проблемы изучения народной педагогики: Дис. .канд. пед. наук. М, 1979. 159с.
  90. Русские народные традиции и современность /под ред. Т. А. Листовой, М. М. Громыко. М: Наука, 1995. 304с,
  91. Рыжиков Л И Взаимодействие природы и человека //Педагогика, 1992.-№ 11/12. 29с.
  92. ЕВ. Информационно методическое письмо о пропедевтическом курсе «Введение в историю» //Начальная ипсола, 1998-№ 8.-С.86−92.
  93. Селиванова НЛ, Воспитание- теория и реальность //Известия РАО, 1999-№ 2-С. 57−65
  94. Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве. Яр-ль: Изд-во ЯГПУ, 2000. С.62−72.
  95. Л.А. Художественное краеведение в системе воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения Тезисы докладов 7-й научно-практической конференции преподавателей педагогических колледжей Ярославской области, Углич, 2000. 123с.
  96. Сикевич ЗВ Национальное самосознание русских /Социологический очерк М: Механик, 1996 С 83−91
  97. В.П. Искусство как фактор индивида: Учёные записки. Л.: Изд-во ЛГУ, 1971. С. 118- 129
  98. В.П. Контроль за учебно-воспитательным процессом в системе внутри школьного управления. М, 1991.
  99. Ситников АН Акмеологический тренинг. М&bdquo- 1996 26с
  100. Скворцов Л В. Культура самосознания М. Политиздат, 1989. 308с.
  101. В.А., Руденко Н. Г. О современных подходах к подготовке учителя //Педагогика, 1996, № 1, 47с.
  102. В. А. Проблема формирования социально-активной личности учителя: состояние и перспективы исследования //Формирование социально-активной личности, М., 1985 С21−50
  103. В.А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функционирование //Профессиональная подготовка учителя в системе высшего образования. М., 1982 С 13−29.
  104. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.- Просвещение, 1976,164с.
  105. В.А., Николаев В.А Этнопедагогическая культура учителяУ/Магистр, 2000. № 3. С. 20−34
  106. В.И., Исаев Е. И. Антропологический принцип в психологии развития //Вопросы психологии. 1998. № 6. С.3−17.
  107. B.C., Шмелев А. Г. Психосемантическое исследование актуализации стереотипов социального поведения //Вопросы психологии,-1995. № 1. С.127−134.
  108. Современные концепции воспитания, /Под ред, Л, В Байбородовой, -Яр-ль: Изд-во ЯГПУ, 2000 150с
  109. Сокольников ЮМ Системный анализ воспитания школьников. М.: Педагогика, 1986, 136с.
  110. ЮЛ. Системный подход в исследовании воспитания. М.: Просвещение, 1993. 203с.
  111. Л.Ф., Фрункин Л. Л. Изучение профессиональной подготовкистудентов к работе в национальной школе //Советская педагогика, 1975.-№ 11.-С. 71−79.
  112. М.И. Семейная этнопедагогика заслон бездуховности //Советская педагогика, 1989 Ш7.С. 116−119.
  113. Стоюннн В, Я, Избр.пед.соч,/Сост.Г, Г, Савенок -М., 1991 СЛ68−170.0 141. Су куной XX. Разработка типовой модели национальной школы /У
  114. Педагогика, 1997. № 4. С. 37−44.
  115. Э. Подготовка студентов к воспитанию у детей патриотических, национальных и интернациональных чувств // Дошкольное воспитание, 1999. № 1. С. 82−91.
  116. Суслопаровз Л, Д, Семейные традиции. М- Знание, 1979, 96с,
  117. В.А. Разговор с молодым директором школы /У Избр.пед. соч. М, 1981. т.З. С. 7−204.
  118. С. Традиции в воспитании детей- Сб, науч. трудов, Ташкент, 1989. С.23−26.
  119. Терещенко, А И Быт русского народа. М, — Просвещение, 1982,
  120. Л.Н. Евангелие для детей // Посредник. Тула, 1991 № 1 С 174 177.
  121. Тучкова Г Русская нравственная традиция в воспитании // Народное образование, 2001 № 4. С 213−215.
  122. В.Б. Допрофессиональная подготовка школьников: сущность, методические рекомендации. Ярославль, 1998, 18с,
  123. К.Д. Воспитание и характер. Какую роль играет народность в воспитании // Дошкольное воспитание, 1993. № 3. С.58−62.
  124. Ушинский К Д. О необходимости сделать русские школы русскими // Собр. соч: В 6-ти т М, 1988 Т 2 С 358−363ф 152. Ушинский К. Д. Пед. соч.: В 6-ти т./Сост. С. Ф. Егоров. М., 1988. Т.1.247с.
  125. К.Д. Собр. соч. Т.2. 482с.
  126. К.Д. Человек как предмет воспитания // Соф. соч. М.: Изд-во АПН, 1950. Т.8. С. i 1−679.
  127. Г. П. Будет ли существовать Россия? О России и русской философской культуре. М., 1990. 457с.
  128. Философский энциклопедический словарь. М.- Сов.энциклопедия.1989−293с
  129. Ханбиков Я. И, Народная педагогика // Педагогическая энциклопедия, М.5 1966. Т 3,12с.
  130. Ф.Ф. Национальная культура в воспитательном процессе Я Педагогика, 1999. № 2. C.5I-57.
  131. А.И. Пути народности и реализма Ленинград, общество: Изд-во «Советский писатель», 1980. 352с.4 160. Хижняк Ю. Н. Как прекрасен этот мир. М.: Просвещение, 1987. 15с.
  132. Г. Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений //Вопросы психологии, 1986. № 1. С. 165−171.
  133. В.Ю. Методика исследования этнического самосознания //Вопросы психологии, 1998. № 3. С. 31−42.
  134. Е.А. Народная педагогика: историографические и теоретико-методологические проблемы, MJ988. С8−16.
  135. Христова Е. А. Об уточнении понятийного аппарата этнопедагогики
  136. Советская педагогика, 1989. WI. С. 103−106
  137. Ф I67. Цаллагова З. Б. Афоризм как этнопедагогический феномен
  138. Педагогика, -1998. № 7. С.62−65.
  139. B.C. Народная культура как социальное явление.1. Свердловск, 1984.
  140. Е.Е. Этнопедагогика сегодня //Магистр, 1995. № 3. С.74−83.
  141. В.А. Русское национальное воспитание и познание России // Педагогика, 1996. № 6. 68с.
  142. Шанский Н, 5 Кузьмин Н. Нужна ли школе этнопедагогика // ф Учительская газета, 1992. № 20. Зс.
  143. Н. Педагогическая культура народа //Воспитание школьников,-1999. № 6. С 35−37
  144. Л.Е. Этнос. Культура. Личность: Философско-методические исследования. Киев, 1992.
  145. С.А. Игры учащихся феномен культуры, М., 1994. Зс.
  146. С. А. Не величество Игра. М., 1996. 32с. д 176. Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию. С.- Пб.: Алетейя, 1996.
  147. Шпикалова Т. Я Изобразительное искусство на уроках декоративного рисования. М: Просвещение, 1979. 192с.
  148. Т.Я. Изобразительное искусство в 1 классе: Учебное пособие для учителя, М.: Просвещение, 1981. 190с.
  149. Этническая педагогика: Книга для чтения. / Под ред В. А. Пятина, А. М. Трещева. Астрахань, 1995. 476с.
  150. Этнологический словарь. /Под ред. В. И. Козлова. М.: ВИТТАН, 1996 -С.81−96.
  151. Язычество древних славян. М., 1981. 606с.
  152. Ф.Г. Национально-региональный компонент образования: этнометодологический подход // Начальная школа, 2001. № 2. С.93−95.4
Заполнить форму текущей работой