К вопросу об использовании наглядности на уроках физики
Уроки с применением наглядного материала вызывают у учащихся интерес, заставляют работать всех. Использование наглядности на практических занятиях превращает их в творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения, позволяет формировать и развивать познавательную мотивацию школьников к получению новых знаний, помогает создавать условия успешности каждого ученика на уроке… Читать ещё >
К вопросу об использовании наглядности на уроках физики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
УДК 372.853
К вопросу об использовании наглядности на уроках физики Укенов Н. К., Чугунова А.А.
(СКГУ им. М.Козыбаева)
Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством.
Искусство основано на интуиции, технология-на науке. С искусства все начинается, технологией — заканчивается, чтобы затем все началось сначала.
(В.П. Беспалько) Для того чтобы развить самостоятельность и инициативность у школьников, для лучшего усвоения учебного материала и приобретения определенных навыков, ни в коем случае нельзя ограничивать учебный процесс какой-либо одной линией построения и подготовки обучения. В статье мы хотим обратить внимание на использование наглядности на уроках физики.
Принцип наглядности — дидактический принцип обучения, относящийся к числу ведущих. Его необходимость обосновывается диалектикой перехода от чувственного восприятия к абстрактному мышлению в процессе познания. В соответствии с принципом наглядности объяснение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых обучающимися.
В XVII веке впервые в педагогике теоретическое обоснование принципа наглядности обучения дал Ян Амос Коменский, хотя он и не употреблял сам термин «наглядность». В своем известном «золотом правиле» дидактики Я. Коменский дал четкую формулировку принципа наглядности: «-…все, что возможно предоставлять для восприятия чувствами: видимое — для восприятия зрением; слышимое — слухом; запахи — обонянием; подлежащее вкусом — вкусу; допустимое осязанию — путем осязания. Если же какие-либо предметы или явления можно сразу воспринимать несколькими чувствами, — предоставить нескольким чувствам…». Наглядность в понимании Я. Коменского становится решающим фактором усвоения учебного материала.
К.Д.Ушинский не растворяет чувственное познание в наглядности обучения. Наглядные пособия являются средством для активизации мыслительной деятельности и формирования чувственного образа. Именно чувственный образ, сформированный на основе наглядного пособия, является, по его мнению, главным в обучении, а не само наглядное пособие. К. Д. Ушинский значительно обогатил методику наглядного обучения, разработав ряд способов и приемов работы с наглядными пособиями. Он понял, что наглядное обучение способствует правильному переходу мысли ученика от конкретного к абстрактному. Наглядность обогащает круг представлений ребенка, делает обучение более доступным, конкретным и интересным, развивает наблюдательность и мышление.
Существует и другая сторона понятия наглядности. Она рассматривается в качестве метода обучения. Как показал П. Ф. Каптерев: «…Существенный признак наглядного метода заключается не в иллюстрации общих положений и суждений, а в его элементарности, выражающейся в том, что содержание науки разлагается на составляющие её элементы, которые изучаются строго последовательно от элементов к их сочетаниям и затем сложным образованиям…». В понимании П. Ф. Каптерева, «элементарное обучение» наглядно по своей природе, наглядно психологически, отвечает естественному развитию мышления учащегося. По его мнению, только при таком наглядном методе приобретают дидактическую ценность и другие наглядные средства обучения.
Соблюдение принципа наглядности во время обучения физики в средней школе облегчает усвоение учениками учебного материала, способствует формированию у школьников научных представлений о физических явлениях и процессах, обеспечивает крепкие и глубокие знания. Но во время урока не всегда можно демонстрировать натуральные объекты и явления. Некоторые явления или вещества вредные для здоровья (испарение ртути, радиоактивные вещества); некоторые объекты имеют слишком большие (космический корабль, шлюзы) или очень малые (кристаллическая решетка, молекула) размеры. Иногда на натуральных объектах не видно составных частей и их взаимодействия (двигатель внутреннего горения, гидравлический домкрат). Некоторые демонстрации не могут быть проведены из-за отсутствия необходимого оборудования.
В таких случаях с целью обеспечения наглядности обучения физике обращаются к изобразительной наглядности. Такие пособия можно разделить на две группы:
— объемные (модели, макеты, коллекции);
— плоскостные (таблицы, плакаты, монтажи, диаграммы, рисунки, записи и зарисовки на доске).
Изобразительная наглядность и ТСО может использоваться на разных этапах урока, но чаще всего — во время изучения нового материала.
При использовании объемной наглядности необходимо указывать степень ее приближения к натуральным объектам как за соответствием явлений и процессов, так и масштабами соответствия размеров.
Использование действующих моделей (насоса, электродвигателя, подъемного крана, гидравлического пресса и тому подобное) позволяет продемонстрировать работу того или другого механизма. В действующих моделях используется, как правило, физическое явление, которое «работает» и в натуральном объекте.
При использовании макетов (атомной электростанции, космического корабля, разреза двигателя внутреннего сгорания, паровой машины и др.) выясняется принцип действия соответствующего механизма и взаимодействие его отдельных частей.
Коллекции (виды топлива, синтетические материалы, лампы накаливания, проводники и изоляторы и тому подобное) призванные расширить мировоззрение учеников, ознакомить их с разными видами материалов, приборов и т. д. их целесообразно использовать как раздаточный материал для фронтального эксперимента и наблюдений при повторении.
Важную роль в обучении физике играют и плоскостные наглядные пособия. Среди них важное место занимают таблицы, плакаты и рисунки, диаграммы. Особенностью этого вида наглядности являются широкие изобразительные возможности, связанные с большей свободой в выборе художником изобразительных средств, а также то, что они всегда готовы к использованию в учебном процессе.
На этом виде наглядности размещают: справочный материал, графики зависимости между физическими величинами, схемы фундаментальных опытов, строение приборов и установок, физические явления. Этот вид наглядности целесообразно использовать при изучении нового материала, при закреплении и обобщении, при вступлении в тему, при организации самостоятельной работы учеников.
Наиболее часто таблицы, плакать, рисунки, диаграммы используются для сопровождения рассказа или объяснения учителя. Они вывешиваются на доске или специальных стендах, размещенных в передней части класса. Возможна также организация постоянной экспозиции этого вида наглядности из темы материала, что изучается.
Записи и зарисовки на доске, которые сопровождают объяснение учителем учебного материала, является достаточно эффективным средством сосредоточения внимания учеников на основном в содержании урока. Использование записей и зарисовок на доске во время объяснения нового материала позволяет разделить его на небольшие части, выделить основное, образно и четко подать разные моменты изложения.
На доске целесообразно фиксировать:
· план занятия;
· рисунки, схемы, графики;
· формулы;
· числовые данные, полученные в результате классных опытов;
· примеры числовых данных из научных исследований или технических применений;
· решение задач;
· короткие сведения из истории физики и техники;
· новые термины и их короткое объяснение;
· план фронтальной лабораторной работы;
· задания для домашней работы.
При подготовке к уроку, учитель продумывает записи и зарисовки, которые необходимо выполнить на доске, с точки зрения их содержания, формы, расположения. Записи на доске должны выполняться таким образом, чтобы их было хорошо видно всем ученикам класса. Основные формулы целесообразно подчеркивать или брать «в рамочку» .
Рисунок выполняется, как правило, от руки (иногда целесообразно пользоваться линейкой и циркулем), с приближенным соблюдением пропорциональности между его отдельными частями. Такой рисунок должен быть понятным для всех учеников, поэтому он бывает схематическим и простым, выполняется легко и быстро, чтобы не задерживать ход урока. Рисунок выполняется по правилам технического чертежа с использованием соответствующих обозначений.
При зарисовках на уроках физики чаще пользуются одновидовой прямоугольной проекцией в сочетании с разрезом или перерезом и пространственным рисунком. Для иллюстрации динамики опытов пользуются или серией рисунков, которые фиксируют ход опыта, или на одном и том же рисунке показывают пунктиром новое положение стрелок приборов, индикаторов или частей установок.
Рисунки следует сопровождать короткими подписями и объяснениями, поскольку спустя некоторое время ученики не смогут самостоятельно возобновить в памяти все необходимое, и ценность зарисовки будет потеряна. Рисунок фиксируется в рабочей тетради ученика и является элементом его записи.
В настоящее время на уроках физики вместо плакатной наглядности широко используются мультимедийные комплексы.
Компьютер отличается своей универсальностью, спектр его возможностей в этой области сложно переоценить:
· создание ярких слайдов и серии слайдов, легко сменяющих друг друга с возможностью оперативного их редактирования;
· использование разнообразных мультипликационных эффектов;
· возможность воспроизведения видеои аудиоматериалов;
· создание интерактивных наглядных пособий, гипертекстов.
Демонстрационный материал (слайды) создается с целью обеспечения наглядности при изучении нового материала, использования при ответах учащихся. Применение анимации при создании такого компьютерного продукта позволяет рассматривать вопросы математической теории в движении, обеспечивает другой подход к изучению нового материала, вызывает повышенное внимание и интерес у учащихся.
Мультимедийные презентации используются для того, чтобы на мониторе наглядно продемонстрировать материалы к уроку: чертежи, схемы, методику построения графиков и т. д. Эти материалы подкрепляют соответствующими звукозаписями, видеозадачами, звуковыми файлами. Заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся каких-либо иллюстраций.
Уроки физики отличаются сложностью используемого оборудования. И поэтому компьютерные обучающие программы актуальны прежде всего из-за возможности наблюдения (в том числе анимации) таких физических процессов и явлений, которые либо невозможно провести в классе, либо невозможно наблюдать и трудно представить, понять.
Уроки с применением наглядного материала вызывают у учащихся интерес, заставляют работать всех. Использование наглядности на практических занятиях превращает их в творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения, позволяет формировать и развивать познавательную мотивацию школьников к получению новых знаний, помогает создавать условия успешности каждого ученика на уроке, значительно улучшает четкость в организации работы класса или группы учащихся. Качество знаний при этом заметно возрастает. Работа с мультимедийным проектором экономит время на уроке, оживляет его.
Исходя, из выше сказанного можно сделать вывод, что нужно достаточно четко осознать ключевые преимущества метода наглядности и стремиться максимально, использовать именно их. А главное преимущество — повышение качества знаний учащихся.
Литература
наглядность физика школа обучение
1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989.
2. Литвиненко В. Н. Задачи на развитие пространственных представлений: Юн. для учителя. — М.: Просвещение, 1991. — 127 с
3. http://www.yspu.yar.ru:8101/projects/mfomet/graЈred/pedagog.htm.
4. Берг А. И. Применение ЭВМ в учебном процессе //Сб. научно-методического семинара. — М., 1969. — 3 00 с.
5. Бугаев А. И. Методика преподавания физики. Теоретические основы. — М.: Просвещение, 1981. 288с.
6. Основы методики преподавания физики. / Под ред А. В. Перышкина, В. Г. Разумовского и В. А. Фабриканта. — М.: Просвещение, 1983. — 398 с.
7. Лебедева М. Б. Система модульной профессиональной подготовки будущих учителей к использованию информационных технологий в школе.- Автореферат__диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук, — Санкт — Петербург, 2006.
8. Ричард Райли, Фрэнк С. Холлеман III, Линда Г. Робертс. Электронные технологии в системе образования.- Государственный план внедрения образовательных технологий", — декабрь 2000 г.