Глубина внутренней включенности учащихся в учебные действия и отношения, определяющая эффект их саморазвития и развития
Средний уровень включенности учащихся в учебные действия возникает при возможности совершать самостоятельные поисковые учебные действия, учить себя. Этот уровень включенности учащихся в учебные действия обеспечивает возможность саморегуляции и достижения индивидуальной успешности в учении, чем и вызывает ценностное отношение к учебному процессу и его участникам. Усиливается внутренняя… Читать ещё >
Глубина внутренней включенности учащихся в учебные действия и отношения, определяющая эффект их саморазвития и развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Динамика саморазвития учащихся определяется глубиной их погружения в учебные действия и отношения.
Можно выделить три уровня включенности учащихся в учебные действия и отношения, которые соотносятся с базовыми педагогическими парадигмами и определяют разную динамику духовного саморазвития.
Самый низкий уровень включенности учащихся в учебные действия, определяющий возможность их саморазвития, — в устаревшей обучающей парадигме, предполагающей активность учителя и пассивность учащихся. Процесс учения, исполнения учащимися самостоятельных учебных действий, не обеспечивается, учащиеся необходимы учителю для реализации намеченного им сценария урока, что вызывает у учащихся отторжение учения, учебного процесса и его непрофессионального организатора.
Средний уровень включенности учащихся в учебные действия возникает при возможности совершать самостоятельные поисковые учебные действия, учить себя. Этот уровень включенности учащихся в учебные действия обеспечивает возможность саморегуляции и достижения индивидуальной успешности в учении, чем и вызывает ценностное отношение к учебному процессу и его участникам. Усиливается внутренняя включенность учащихся в учебный процесс рефлексивной самодиагностикой результата. Обращение при анализе учебного результата к внутренним изменчивым факторам-усилиям активизирует развивающую функцию самодиагностики, а активность при разработке индивидуальной программы самообучения и саморазвития — ее проектировочной функции.
Глубинный уровень включенности учащихся в учебные действия, активно стимулирующий саморазвитие их жизненной энергии, связан с активизацией эмоциональной сферы. На фоне активных, заинтересованных и самостоятельных учебных действий активно проявляется ответственность за их результат. Возрастают сила и яркость эмоциональной выразительности проявленных и прочувствованных учащимися отношений, которые вызывают их духовные волнения, усиливают частоту вибраций, вырабатывающих жизненную энергию.
Параметры, увеличивающие глубину включенности учащихся в учебные действия и отношения, заключаются в следующем:
- 1) повышение степени самостоятельности учебных действий учащихся;
- 2) подкрепление учебных действий ценностными отношениями;
- 3) увеличение силы и яркости эмоций, которые определяют силу вибраций, вырабатывающих жизненную энергию человека.
Низкий уровень включенности учащихся в учебные действия обусловливается их несамостоятельными, репродуктивными действиями, негативным отношением к обучению, разрушающим их духовную сферу, возможность саморазвития жизненного потенциала.
Средний уровень включенности учащихся в учебные действия и такой же уровень их саморазвития возникает при реализации ими самостоятельных, заинтересованных и активных учебных действий, подкрепленных целенаправленным и ответственным отношением к их исполнению, вызывающим позитивные эмоции, стимулирующие их саморазвитие.
Глубинный уровень включенности учащихся в учебные действия и их активное саморазвитие обеспечиваются на фоне эмоционально выраженных ценностных отношений сотворчества, которые вызывают позитивную индивидуальную химию, тонкие духовные контакты, подкрепляющие совместные действия совокупным объемом энергии, которая повышает продуктивность учебного результата и усиливает эффект саморазвития.
Условиями возникновения позитивной индивидуальной химии в учебном взаимодействии учителя с классом являются тонкость, доверительность и деликатность отношений сотворчества, которые возникают в результате обоюдного эмоционально позитивного восприятия объекта, его изучения и осуществления совместных действий по его совершенствованию или созданию субъективно нового продукта.
Углубляющиеся уровни включенности учащихся в совместные действия и ценностные отношения — это естественный, жизненный, природосообразный процесс сотрудничества и сотворчества людей. В ходе реформирования системы общего образования важно исключить низкий уровень, разрушающий условия саморазвития учащихся, стабилизировать средний уровень внутренней включенности каждого учащегося в учение и саморазвитие, а далее неуклонно стремиться к высокому уровню саморазвития, возникающему на фоне сотворчества, позитивной индивидуальной химии, возвышенного духовного состояния учителя и учащихся.