Заключение.
Анализ самообразования преподавателя психологии
Совершенствование качества образовательного процесса в высших учебных заведениях, повышение эффективности обучения напрямую зависит от уровня подготовки преподавателей. Самообразование в профессиональной деятельности педагога позволяет получить новые знания и направить их в область практической реализации, что способствует профессиональному росту. Этап — итогово-контрольный На этом этапе педагог… Читать ещё >
Заключение. Анализ самообразования преподавателя психологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Совершенствование качества образовательного процесса в высших учебных заведениях, повышение эффективности обучения напрямую зависит от уровня подготовки преподавателей. Самообразование в профессиональной деятельности педагога позволяет получить новые знания и направить их в область практической реализации, что способствует профессиональному росту.
Сущность самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным. Способность к самообразованию у педагога появляется в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа деятельности. Однако это не означает, что самообразованием должен и может заниматься только преподаватель со стажем. Потребность в самообразовании может возникнуть на любом этапе педагогического роста, так как это одно из условий удовлетворения потребности в саморазвитии.
Проведенное исследования в рамках курсового проекта установило, что преподаватель со стажем более региден в профессиональном самообразовании, вместе с тем молодые педагоги более активны в данном процессе, у них отмечается и более высокая готовность к саморазвитию, и как следствие к самообразованию.
Исследование позволило расширить научные представления о процессе самообразования преподавателей психологии и определить взаимосвязь и влияние на данный процесс саморазвития личности в целом.
Практическая значимость исследования связана с возможностью использования его результатов для обоснования подходов к решению проблем современного самообразования преподавателей психологии, инструментального освоения инновационных моделей и технологий профессионального самообразования в целом.
Практические рекомендации по организации процесса самообразования преподавателя психологии.
1 этап — установочный.
Он предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы) школы; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.
2 этап — обучающий.
На этом этапе педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования.
3 этап — практический На этом этапе происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.
4 этап — теоретический В ходе этого этапа происходит осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования.
5 этап — итогово-контрольный На этом этапе педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.
Система самообразовательной работы преподавателя психологии предусматривает: текущее и перспективное планирование; подбор рациональных форм и средств усвоения и сохранения информации; овладение методикой анализа и способами обобщения своего и коллективного педагогического опыта; постепенное освоение методов исследовательской и экспериментальной деятельности.
План самообразования преподавателя может включать:
перечень литературы, которую планируется изучить;
формы самообразования;
срок завершения работы;
предполагаемые результаты.
Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде карточек, специальных тетрадей, тематических папок, личного педагогического дневника. Важное значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы прочитанного, развернутый план или аннотацию.